Признаки репортажа как жанра. Что такое репортаж в журналистике и каковы его особенности

РЕПОРТАЖ

В ряду информационных жанров репортаж занимает центральное место. Это сообщение факта, но не протокольное изображение действительности, не просто констатация факта (как в заметке), а описательная, иногда живописная, развернутая передача события, в которой ярко выступает личность автора.

«Динамичная картина, которая кажется сиюминутным откликом на событие, сохраняющим взволнованность очевидца, – вот репортаж».

Факт как основа любого информационного жанра не может существовать сам по себе, «вне отношения к читателю». Автор публицистического текста, четко осознавая, зачем он обращается к факту, может иметь целью просто передать это знание читателю – и тогда рождается заметка. Но достаточно часто журналисту приходится привлекать внимание к тому или иному событию, пробуждая интерес или сочувствие у адресата. И тогда ему недостаточно схематичного, напоминающего отчет, изложения. Ему требуется расширить материал, ярче представить этот факт – появляется потребность подтверждения реальности происходящего: ввести прямую речь, выразить собственное отношение к сообщаемому, подробно описать какие-то моменты, порассуждать вместе с читателями...

Здесь и возникает обращение к репортажу.

Жанрово-стилистические признаки репортажа

Существует несколько разновидностей репортажа. В современной журналистике в зависимости от задачи, которую ставит перед собой автор, оформилось несколько основных видов репортажа. Сохраняя все главные особенности, черты этого жанра, они все же существенно различаются между собой.

Основным качеством, определяющим вид репортажа, является форма отображения действительности. Если задача, поставленная автором перед собой, имеет ограниченный характер, репортер стремится лишь сообщить о факте, событии, большей частью и не пытаясь обобщить то, о чем рассказывает.

В лучшем случае он дает сжатую оценку, высказывает свое отношение к тому, что увидел или узнал. Это информационный репортаж.



Автор может поставить задачу не только сообщить факты, но и передать личное отношение к ним. И тогда мы видим перед собой репортаж-«раздумье», в котором автор высказывает свое мнение при помощи лирико-публицистических отступлений.

Следующий вид репортажа – аналитический. Автор анализирует событие со всех сторон, привлекая к этому людей, имеющих прямое отношение к происходящему, такое изложение способствует тому, что читатели сами сопоставляют факты, обобщают их.

Выделяется еще одна тематическая разновидность репортажа – исторический, где сообщается о событии давно прошедшем. В подобных репортажах можно обнаружить черты перечисленных выше разновидностей, но то, что речь идет о событии, при котором автор непосредственно не присутствовал, обусловливает особую специфику репортажа.

То, что в некоторых газетах выделилась отдельная рубрика «Криминальный репортаж», позволяет говорить об еще одной разновидности репортажа, хотя опять-таки по своим жанровым признакам такие репортажи подходят под определение информационных.

Рассмотрим признаки репортажа на примере наиболее сложного вида – аналитического – репортажа В. Каркавцева «Диггеры на дне Москвы». Работая над материалом о подземных коммуникациях Москвы, журналист не ограничивается констатацией фактов (тема информативная), но предлагает образное решение темы, включаясь в действие своих героев.

В. Каркавцев

ДИГГЕРЫ НА ДНЕ МОСКВЫ

Шестнадцатый год Вадим Михайлов спускается в московские подземелья. Он встречался с бомжами и полуметровыми крысами, видел уникальные памятники и двери в секретные объекты. Оттуда, снизу, он не устает повторять: «Проснитесь, люди. Под вами – экологическая мина».

Здесь нет времени. День? Ночь? Время определяется по яркости фонарика: садятся батарейки – бегом наверх. Без света тут делать нечего. Мы идем по подземной Неглинке, расталкивая бахилами мутный поток. Стоп. Что-то там объясняет наш гид.

Вот эта керамическая труба – скорее всего «неучтенный» сток. В прошлом веке за канализацию надо было платить приличные деньги. Поэтому многие московские домовладельцы прокладывали такие вот пиратские трубы и сбрасывали нечистоты тайком. Да это еще что. Свои подземные ходы были и у содержателей притонов. Явится туда купчик – напоят, гирькой по голове, оберут до нитки, а труп в Неглинку...

Вадим Михайлов – фанатик. Шестнадцатый год он ползает по московским подземельям, ориентируется тут не хуже, чем в лабиринтах арбатских переулков. Странное хобби: темнота, нечистоты, дурной воздух, да и небезопасно. «Мне когда худо наверху – быстрее в колодец». Зачем? Этот вопрос заводит Вадика с пол-оборота.

Ну разве не ясно? Подземная Москва превращается в клоаку. Вы не замечали легкое движение воздуха летними вечерами?

Это поднимаются с глубины миазмы. А вода? Ребята Вадима однажды выловили рыбу-мутанта с рогами на голове. У себя под ногами мы закладываем страшную экологическую мину. А уникальные памятники? Подземелья Кремля? Библиотека Ивана Грозного, которая, по преданиям, покоится где-то здесь? Старинные ходы петровских времен? Все это может быть утрачено, если подземный город станет одной большой помойкой. Но есть еще и другое: в подземелья столицы беспрепятственно проникают бомжи – любой фанатик может учинить диверсию.

Наша цель, – горячится Михайлов, – сколотить универсальную бригаду, куда бы вошли экологи, археологи, спасатели, чтоб она могла заниматься и исследованиями, и ликвидацией подземных аварий, и тушением пожаров на коммуникациях.

А в первую очередь надо составить экологическую карту подземного города.

Пока это красивая мечта, никем практически не поддержанная. Ученые копают свое, метрополитен возится со своим хозяйством. «Водоканал» – со своим. А между тем подземный мир Москвы – единый организм, и деление его на сферы влияния весьма условно.

– Рыбы-мутанты: это так, мелочь, – делятся впечатлениями диггеры. – Мы видели жуткие подземные комарники. Во время одного из спусков на Диму Силантьева напала огромная крыса – около полуметра, не считая хвоста. Трудно даже представить, какую заразу может принести наверх вся эта живность...

Хлюпанье наших бахил эхом разносится над сводами Неглинки. Крепко строили предки, почти два века отслужило подземное жерло – до сих пор ни трещинки в подземной кладке.

Лишь кое-где сквозь боковые трубы дотянулись сюда мощные корни деревьев. Еще остановка – лопата-«дуршлаг» у стены, ломики, топчан. Ага: хозяйство кладоискателей. В историческом слое, по которому мы бредем, современные старатели добывают монеты и украшения. Кто такие, часто ли здесь бывают? Во всяком случае, после этой остановки невольно начинаешь озираться – встречаться тут с незнакомцами неохота...

Подземная Москва хранит немало тайн – от древнейших времен до сегодняшних бомжатников. Не однажды диггеры Вадима наталкивались на замурованные штольни – по их предположениям, там покоятся несчастные дети 37-го года. Где-то под нашими ногами сокрыт во тьме секретный бункер Берии. Бог весть, что таят в себе доселе охраняемые сретенские каменоломни. Наверное, кое-какие из тайн, связанные с современными спецобъектами, нам и не следует знать. Но уж во всяком случае представлять, насколько опасен в экологическом смысле подземный город, москвичи имеют право. Это право команда Михайлова готова отстаивать. Мы видели, как она умеет работать в экстремальных ситуациях, какова здесь дисциплина и выучка.

Пока, однако, этот опыт остается невостребованным.

Итак, перед нами репортаж, написанный на основании фактов, которые произвели огромное впечатление на автора. Особое значение имеет то, что автор непосредственно участвовал во всех описываемых событиях. Он, прочувствовав всю важность данной проблемы, хочет привлечь к ней читателей.

Они основываются на особом отборе примечательных и выразительных подробностей. Происходит «личный отбор благодаря личному участию».

Авторское «я» в репортаже обусловливает и авторскую речь, строящуюся как речь от 3-го лица, при этом лицо известно (это автор, журналист). Участие автора движет сюжет, эмоционально окрашивает изложение, скрепляет воедино разнообразные элементы. Автор является одним из очевидцев события.

Один из видов чужой речи, особенно часто использующийся в репортаже, – прямая речь (сравните с жанром заметки), которая, во-первых, является средством передачи информации, во-вторых, является характерологическим средством. В репортаже В. Каркавцева прямая речь использована и в той, и в другой функции. Определите, какие из реплик выполняют чисто информационную функцию, и какие выступают средством характеристики людей. Например, «Наша цель – сколотить универсальную бригаду, куда бы вошли экологи, археологи, спасатели, чтоб она могла заниматься и исследованиями, и ликвидацией аварий, и тушением пожаров на коммуникациях. А в первую очередь, надо составить экологическую карту города».

Что это – информация или характеристика через прямую речь?

Кроме того, введение прямой речи – это и просто возможность внести экспрессию в репортаж. Обратите внимание на этот фрагмент текста: «– Вот эта керамическая труба – скорее всего “неучтенный” сток...» (см. дальше по тексту). Внесла ли экспрессию в текст прямая речь героя? Может быть, достаточно было простой передачи информации? Попробуйте сравнить текст с прямой речью и без нее?

Прямая речь может включаться в повествование с целью продолжить рассказ, осветить более подробно событие, о котором идет речь, выступая как бы в функции обычных повествовательных предложений. Так, в репортаже В. Каркавцева рассказ об увиденном под землей передается при помощи авторской речи и прямой речи, принадлежащей героям репортажа – диггерам.

Рассмотренные функции прямой речи в репортаже позволяют сделать вывод: использование ее усиливает достоверность происходящего, создает у читателей впечатление живого непосредственного разговора с собеседниками, дает характеристику героев при помощи их собственной речи. Прямая речь доступна для понимания читателя, потому что сохраняет в себе черты разговорного стиля (придает экспрессию, позволяет сменить тональность, разнообразить и оживить ход повествования).

Авторское отношение к описываемому в репортаже может выражаться по-разному. Посмотрите, как автор передает свое отношение в таком микротексте-характеристике: «Вадим Михайлов – фанатик. Шестнадцатый год он ползает по московским подземельям, ориентируется тут не хуже, чем в лабиринтах арбатских переулков. Странное хобби: темнота, нечистоты, дурной воздух, да и небезопасно».

К формам авторского отношения относятся также эмоциональные лирико-публицистические отступления от основной линии событий, что является специфической чертой публицистического стиля и очень ярким подтверждением непосредственного участия автора, его сопереживания, его проникновения в тему.

Следующая особенность репортажа – сочетание функционально-смысловых типов речи (описания, повествования, рассуждения). В нем может преобладать один из названных функционально-смысловых типов речи в зависимости от темы и коммуникативных намерений автора, но обычно представлены в разной степени и в разном объеме все три. Именно переход от одного типа речи к другому создает динамику происходящего.

Основным типом чаще всего будет повествование, так как повествование как композиционно-речевая форма отражает динамически изменяющиеся ситуации внешнего мира. Это необходимый элемент репортажа, отвечающий назначению жанра – рассказать, как именно происходило действие. По сравнению с описанием, повествование занимает большую часть в репортаже, включает в себя обычно несколько эпизодов, событийный ряд, излагается строго последовательно.

Изложение событий в их последовательности может быть выполнено по-разному: с явным присутствием автора, когда автор эксплицирует в материале свою речевую сферу. Например, в анализируемом репортаже изложение оформляется предложениями типа: «...Хлюпанье наших бахил эхом разносится под сводами Неглинки...»; «Что-то там объясняет наш гид...» Или рассказ может: идти без прямого указания авторского присутствия, которое, тем не менее, ощущается. Не всегда повествование – единый текст, оно может быть прервано лирическим отступлением, интервью, сообщением, но по ходу репортажа постоянно появляется вновь в виде микротекстов, в которых угадывается повествовательный характер.

Однако достаточно часто в репортажах используется и описание. Почему? Каково назначение этого типа речи в данном жанре? Назначение описания в репортаже – ввести читателя в обстановку действия, сделать его зрителем, очевидцем происходящего. Описание дается через восприятие автора и во многом зависит от тех изобразительных средств, которыми пользуется автор при создании описательных фрагментов.

В репортажном описании следует подчеркнуть обилие конкретных деталей, назначение которых – показать реальную, подлинную обстановку, в которой совершается действие. Преобладают зрительные детали. Это своего рода микротекст в тексте репортажа.

Каковы же разновидности подобных микротекстов? Самые распространенные – описание интерьера, описание природы, введение пейзажных и портретных зарисовок.

Найдите в анализируемом тексте разновидности микротекстов описаний. Например: «Хлюпанье наших бахил эхом разносится над сводами Неглинки. Крепко строили наши предки, почти два века отслужило подземное жерло – до сих пор ни трещинки в подземной кладке. Лишь кое-где сквозь боковые трубы дотянулись сюда мощные корни деревьев. Еще остановка – лопата-«дуршлаг» у стены, ломики, топчан» (интерьер).

Таким образом, назначение описания – дать детальную характеристику места события (интерьер и пейзаж), время события (пейзаж), героев события (портрет). Введение таких микротекстов придает большую выразительность тексту, способствует яркости, картинности изображения. Рассуждение в репортаже – средство выразить авторское отношение к событию, донести до читателей дополнительную информацию, вывести читателя на обобщение. Включается рассуждение в текст по-разному. Это может быть авторское восприятие, авторская оценка.

Проследим на примере «Диггеров», как сменяют друг друга типы речи. Репортаж В. Каркавцева начинается с повествования, вводящего в тему будущего текста (врезанный лид):

«Шестнадцатый год Вадим Михаилов спускается в московские подземелья. Он встречался с бомжами, полуметровыми крысами, видел уникальные памятники и двери в секретные объекты. Оттуда, снизу, он не устает повторять: «Проснитесь, люди. Под вами – экологическая мина».

Затем повествование прерывается небольшим описанием:

«Здесь нет времени. День? Ночь? Время определяется по яркости фонарика: садятся батарейки – бегом наверх. Без света тут делать нечего».

Данное описание позволяет воссоздать обстановку, в которой происходит действие.

И снова повествование: «Мы идем по подземной Неглинке, расталкивая бахилами мутный поток. Стоп. Что-то там объясняет наш гид».

«Вот эта керамическая труба – скорее всего “неучтенный” сток. В прошлом веке за канализацию надо было платить приличные деньги. Поэтому многие московские домовладельцы прокладывали такие вот пиратские трубы и сбрасывали нечистоты тайком...»

Далее идет авторское отступление – оценочная характеристика Вадима Михайлова: «Вадим Михайлов – фанатик. Шестнадцатый год он ползает по московским подземельям, ориентируется тут не хуже, чем в лабиринтах арбатских переулков.

Странное хобби: темнота, нечистоты, дурной воздух, да и небезопасно. “Мне когда худо наверху - быстро в колодец”. “Зачем?” – Этот вопрос заводит Вадика с пол-оборота».

Последнее предложение служит переходным мостиком к следующему отрывку – несобственно-прямой речи, которая продолжает информировать читателей о происходящем в подземной Москве: «Этот вопрос заводит Вадика с пол-оборота.

Ну разве не ясно? Подземная Москва превращается в клоаку. Вы не замечали легкое движение воздуха летними вечерами? Это поднимаются с глубины миазмы...»

В дальнейшем репортаж представляет собой повествование. Именно в повествовании события излагаются последовательно, как того требуют законы жанра и законы построения речевого произведения вообще.

То, что повествование может прерываться другими типами речи, не меняет его главного назначения – подробного повествовательного рассказа. Другие типы речи лишь участвуют в структурной организации текста.







КАЧЕСТВА РЕПОРТЁРА РЕПОРТЁР ДОЛЖЕН: владеть правильной литературной речью; уметь общаться с людьми; знать вопрос, который он освещает; правдиво и точно изображать события; быть сильным, выносливым, мужественным, так как может сталкиваться с разными трудностями.



Задача современного репортажа "Найти отклик в сердце читателя можно лишь при том условии, что написанное захватывает его воображение. К восприятию тех или иных проблем читателя нужно эмоционально готовить. Сначала – нужно его взволновать. Для этого при помощи деталей и эпизодов создается эмоциональная характеристика ситуации". (журналист В.Песков) «Репортаж – это глаза и уши читателя» (Г.Я.Солганик)






«ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ» Обычно авторы репортажей стремятся показать аудитории какое-то событие, создать так называемый «эффект присутствия». Приемы создания «эффекта присутствия» подробное описание всей динамики развития события (с чего все началось, кто присутствовал, кто что сказал). передача своих личных ощущений.






ПРИЗНАКИ РЕПОРТАЖА Точное указание места, времени, участников события. Личное присутствие (участие)автора(«эффект присутствия»). Выражение впечатлений автора, оценка, использование эмоциональной лексики. Изложение хода события в динамике, чаще всего в форме настоящего (будущего)времени (репортажное настоящее).


СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ репортажа Стиль репортажа – эмоциональный, энергичный. Активное использование средств и приёмов образного отображения действительности: ярких эпитетов, сравнений, метафор и т.д. При необходимости использование сатирических средств. Использование односоставных предложений, безглагольных конструкций, глаголов в форме настоящего (настоящее репортажа) и прошедшего времени, кратких причастий, вопросительных предложений, обращений, вводных слов и предложений.


Домашнее задание Напишите репортаж на одну из тем: «На уроке литературы» «Спортивный праздник» «Большая перемена в нашей школе» «Экскурсия по родному поселку». Не забывайте главное правило: вы должны заинтересовать читателя, пробудить интерес к теме! Вы можете выбрать свою тему!

Мы подробно рассмотрим, что такое репортаж, каких видов он бывает и как правильно писать. Рассмотрим несколько плохих и хороших примеров. Обязательно затронем структуру и признаки данного жанра.

Репортаж — это информационный жанр журналистики. Он оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщает о каком-либо событии. Его очевидцем или участником является сам автор.

Наша задача, дать человеку информацию. Но в отличие от , тут мы уже можем давать некоторые оценки событию.

Основной из критериев репортажа как жанра журналистики, это оперативность подачи информации. То есть когда событие случилось, выходит репортаж. Это типичная форма для новостей и информационных передач.

Конечно же, должен быть информационный повод . То есть событие, которое произошло и легло в основу данного жанра.

Это не значит, что можно писать репортажи только с каких-то мест происшествий или катастроф. Это может быть и какое-то приятное событие в жизни. Например, городской праздник, выставка. То есть должно что-то случится. И не обязательно плохое.

Кроме того, сам репортер, должен быть либо очевидцем (наблюдать со стороны ), либо участником события. Соответственно, читатель будет видеть это событие глазами автора.

Критерий качества репортажа — это когда читатель говорит, что прочитав, он видел все своими глазами. И создалось такое ощущение, будто он сам там побывал.

  1. Заголовок
  2. Лид (введение )
  3. Основное ядро (детали, диалоги, действия, герои и повествование )
  4. Анализ или вывод (если это аналитический репортаж )
  5. Подпись автора (если не желаете оставаться анонимным )

В лиде можно не всегда указывать общественно известную информацию. Чтобы завлечь внимание читателя можно начать лид с интересной цитаты.

Признаки

Вот основные жанровые признаки репортажа:

  • Повествование от лица очевидца
  • Время течет от начала к концу события
  • Действие
  • Яркие детали
  • Фото с места событий
  • Признак зигзагообразности

Все ведется от лица участника событий . То есть вы делаете это от первого лица (я, мы ). Именно это помогает передать деталь. Поэтому нужно быть очевидцем.

Конечно же, бывают и исключения. Например, репортажи, которые рассказывают нам о событиях прошлых лет. Но это уже более сложная работа.

Время течет от начала к концу события. То есть начало и конец репортажа совпадают с началом и концом мероприятия.

Это не значит, что вы должны описывать каждую минуту. К примеру, вы делаете репортаж с концерта и записываете абсолютно каждый номер. Выступал такой-то артист, за ним такой-то и так далее.

Нет, так делать нельзя!

Вы можете что-то опускать и помечать только главные события, детали и значимые моменты. Это не точный хронометраж. Но есть определенная последовательность действий.

В репортаже обязательно присутствует действие . То есть должно что-то произойти. Кто-то что-то должен делать. Если тут никто ничего не делает, то получится из разряда «просто красиво ».

Подмечайте яркие детали . Что было особенного. Что создавало атмосферу мероприятия.

К примеру, на концерте это может быть особенный запах кулис. Это также может быть какая-то вводная музыка, которая играла перед началом концерта.

Есть еще признак зигзагообразности .

То есть, когда вы читаете репортаж, то сначала идет повествование. Потом нам рассказывают яркую сцену. Описывают какую-то интересную деталь или вставляют важные цитаты. Затем идет повествование и далее опять повторяются интересные моменты.

То есть автор такой зигзагообразностью рассказывает нам о событии и дает понять, что происходит. А потом интересными деталями переносит нас прямо на место действия. Таким образом, журналист создает эффект присутствия.

Как написать репортаж

Вот вам хорошие советы о том, как писать репортаж. Сразу скажу, что в тексте старайтесь создавать эффект присутствия. Это нужно чтобы читатель через вас все видел своими глазами.

Поэтому в материале должны быть:

  • Герои и диалоги
  • Интересные детали
  • Действия

Герои и диалоги

Героями может быть публика или какой-то артист. Это может быть художник, который был на своей выставке. Еще может быть зритель, с которым вы общались. В общем, несколько персонажей должно быть.

Хорошо, если будут диалоги.

Можно случайно подслушать диалог между зрителями. Возможно, вы сами с кем-то переговорили и потом вставили небольшое в текст. Все это очень хорошо оживляет репортаж!

Стоит отметить, что диалоги используются не так часто, как цитаты . Последние обычно берутся не с простых мест. Они используются с учетом того, что в них четко проходит тема репортажа. То есть не на пустом месте вставляем цитату.

И не обязательно, чтобы цитата была записана от какого-то важного человека (директора или организатора ). Ведь читателям бывает интересно и мнение простых людей. Так ваш материал становится еще интереснее.

Детали

В репортаже с места событий должны присутствовать подробности. Например, какая музыка играла на празднике, как люди себя вели, что продавали и так далее.

Это не значит, что вы описываете абсолютно все (что вижу, то и пишу ). Вы показываете детали, которые показались вам любопытными. К примеру, раскрываете те подробности, которые как вам кажется, передают атмосферу данного события.

Но не усердствуйте с деталями!

Грубая ошибка — это когда слишком подробно начинают описывать событие. Например, рассказывают про каждую складку занавеса. Или, когда идут репортажи с места катастроф, то описывается абсолютно все. Каждый фрагмент трупа, который они видели, все обломки и так далее.

Когда нагнетается обстановка и много деталей, то у читателя «замыливается глаз». Он просто перестает их воспринимать. Поэтому лучше одна какая-то яркая деталь, которая передает атмосферу, чем большой избыток разных мелких подробностей.

Действие

Обязательно должна быть динамика в репортаже. Все время должно что-то происходить. Время не должно останавливаться. У вас постоянно идет какое-то действие.

Например, какой-то интересный и важный поступок. Благодаря ему вы сможете наполнить свой материал. Запомните, что при описании события всегда проходит какая-то цепочка действий.

А нужно ли присутствовать на месте события чтобы написать репортаж?

Если вы пишите текст по чужим материалам (сводки новостей, сюжет с телевидения ), то это уже будет реконструкция события , а не репортаж.

Достаточно интересно и ярко такое сделать, это задача профессионала. Но они как правило, такого никогда не делают. Хотя технически способны.

А начинающие авторы с удовольствием берутся за это дело. Однако из-за отсутствия опыта и мастерства у них ничего не получается. Поэтому старайтесь избегать такой ситуации. Особенно если вы новичок. Лучше писать о том, что вы видели и где присутствовали

Хорошо если ваше видение данной ситуации включено в яркую форму . Вы можете писать едко, иронично, с юмором или восторженно о данном событии. Все зависит от вашего отношения к данному явлению.

Важно чтобы это отношение вообще, было. То есть чтобы вам не было все-равно, и вы не делали это механически.

Примеры репортажа

Для большей наглядности давайте разберем некоторые примеры репортажа. Будут как удачные, так и плохие варианты.

Как не надо писать

Давайте рассмотрим пример того текста, как не нужно писать репортаж.


Плохой пример репортажа в газете

Фактически, это похоже на сочинение школьника младших классов. В журналистике такие репортажи часто относят к категории «красивый ».

Здесь такой восторженный репортер. Ему все нравится. И там красиво, и тут здорово. То есть идут одни сплошные эмоции.

Вы вряд ли увидели эти соревнования глазами журналиста. Вроде бы детали есть (могут запомниться бублики ). Но нет обоснованного вывода о том, что Сочи готов к Олимпиаде.

Мы толком не поняли, чем отличались выступления шведов, японцев и наших. Не поняли почему Сочи готов к Олимпиаде или что представляют из себя «Русские горки».

На самом деле, это не редкая ошибка многих авторов!

Подобные элементы присутствуют во многих репортажах. Поэтому следите чтобы у вас такого не было. Не допускайте чтобы весь ваш материал сводился к красиво, здорово или классно.

Еще плохой пример

Давайте рассмотрим еще один неудачный пример начала репортажа.

Здесь есть детали и достаточно неплохо описанные. Вроде бы все нормально. Но нет действия и динамики. Ничего не случилось.

Поэтому фактически, это очерк, начало рассказа или . Однако это не репортаж. Тут нет яркого события.

Хороший пример репортажа

Давайте разберем хороший пример репортажа. Также постараемся найти важные элементы (герои, детали, диалоги и действия ). Вот ссылка на полный текст .


Хороший пример заголовка и лида репортажа

Есть достаточно интригующий заголовок. Затем идет введение (лид ), который передает само событие. Прочитав можно понять, что сама суть уже передана в первом абзаце.


Пример текста репортажа

Во втором абзаце нам показали элемент диалога прямой речи. Дальше идет продолжение знакомства с героем.


Продолжение примера аналитического репортажа

Это у нас пример репортажа исследования. Человек специально поехал в это место чтобы исследовать данный феномен. Он нам об этом рассказывает, как с помощью истории одного конкретного человека.

Чуть ниже идет рассказ и о самом поселке.

До этого была предыстория (почему люди тут ищут золото ). Дальше пойдет история данного человека и самого журналиста, который путешествует по поселку. Журналист будет описывать беседу с жителями, что происходило днем и вечером.

То есть все путешествие будет сделано в жанре репортажа.

Жанр репортаж необычайно популярен в российской и зарубежной прессе с незапамятных времен. Ни одно уважающее себя издание не может обойтись без него, потому что репортаж открывает множество информационных и описательных возможностей для журналиста, которые помогают передать читателю максимальный объем информации о каком-либо актуальном событии социальной действительности.

Термин «репортаж»

Объяснение, чем репортаж уникален, содержится в определении данного жанра. Итак, репортаж - это жанр информационной журналистики, который главной своей целью имеет передачу актуальных сведений прямо с места события, то есть «глазами» автора. Это помогает создать у читателя впечатление, что он сам присутствует в процессе развития событий, видит все описанное в репортаже.

Необходимо отметить, что термин «репортаж» появился в русском языке от английского report, что значит «передавать». Перевод данного понятия сам по себе ограничивает репортаж рамками системы информационных жанров журналистики, поскольку передавать сведения - не значит их анализировать, искать взаимосвязи, выяснять причины и предугадывать возможные последствия. Автор просто должен рассказать аудитории, что он видит, заметить какие-то мелкие, но важные детали, которые будут невидимы для обывательского глаза и которые помогут реципиентам составить максимально четкое представление о происходящем событии, о присутствующих на месте происшествия людях, об окружающей обстановке.

История репортажа

В своем начальном значении репортаж - это записки путешественников, людей, которые присутствовали при совершении чуда руками Бога, при каких-либо катастрофах и т. д. Он не был жанром журналистики, а, можно сказать, появился на свет раньше нее, до того, как она оформилась в стройную систему.

Одним из первых невольных создателей репортажа был древнегреческий ученый и путешественник Геродот, который исследовал Малую Азию, и Ближний Восток. Он записывал все, что видел. Эти записи впоследствии составили путеводный журнал, который, по сути, и являлся репортажем.

С появлением изменился и репортаж. Это был уже почти сформировавшийся жанр, к которому постоянно обращались журналисты. В 18-м веке в Англии сотрудники газет получили право присутствовать на заседаниях парламента и передавать информацию «с места события». Корреспонденты стенографировали услышанные сведения, делали заметки об участниках заседания, атмосфере и писали соответствующий материал, естественно, в жанре репортажа.

В конце 19-го века в Америке и Европе был «золотой век» репортажа. Жанр окончательно оформился и приобрел сегодняшние черты. Журналисты уделяли особое внимание путешествиям в неизведанные точки планеты (леса, джунгли), а также тайнам окружающего общества, самым вопиющим преступлениям, которые было сложно раскрыть. Уильям Стед, Нелли Блай, Генри Стенли - вот лишь немногие журналисты, которые работали в жанре «репортаж». Это были настоящие мастера своего дела, предпринимающие самые отчаянные действия, чтобы разобраться в какой-либо проблеме.

Виды репортажа

К наиболее ярким, характерным и часто встречающимся видам этого жанра можно отнести событийный репортаж, специальный репортаж, репортаж-расследование и репортаж-комментарий.

Событийный репортаж - это повествование о важных и актуальных происшествиях, а также о событиях, в которых важна их внутренняя суть, а не только внешнее описание. Автор не должен рассказывать обо всем, что он видит. Ему необходимо подобрать самые яркие факты и эпизоды. Важнейшее в таком репортаже - создать «эффект присутствия».

Специальный репортаж - эторазновидность, предполагающая развитие и описание актуальной темы, а также знакомство аудитории с результатами какой-либо ситуации.

Репортаж-расследование предполагает получение информации по какому-то проблемному случаю из многочисленных источников, при помощи интервью для разъяснения всей картины происходящего.

Репортаж-комментарий ориентирован на детальное изучение граней описываемого события. Автор должен грамотно и понятно пояснить каждую деталь.

Функции, предмет и метод репортажа

Именно с точки зрения этих параметров необходимо характеризовать любой журналистский жанр. Так, предметом репортажа выступает значимое актуальное событие, которое будет интересно обществу. Функцией является передача авторских впечатлений, подробное описание всего происходящего. Метод - создание у реципиентов «эффекта присутствия».

Композиция репортажа

Чтобы написать острый репортаж, который будет интересно читать, нужно придерживаться определенной структуры. Его можно условно разделить на три части: завязка действия (должна содержать привлекающее внимание яркое событие), основная часть (описание происходящего) и итоги репортажа (авторское отношение к событию, его комментарии). Важно понимать, что репортаж - это не аналитический жанр, поэтому журналист при написании материала не должен искать причины, взаимосвязи и составлять прогнозы.

Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова «reportare», означающем «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хэмингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа. Это, разумеется, необходимо учитывать в случае использования в отечественной теории репортажа теоретических размышлений западных исследователей.

Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. История российской журналистики помнит десятки имен выдающихся репортеров и прежде всего имя В.А. Гиляровского («дядюшки Гиляя», «короля репортеров»), прославившегося в конце XIX - начале XX в. своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрова рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и т.д. Многие репортеры стали известными писателями, но слава их выросла, прежде всего, на репортаже. И это в немалой степени объясняется возможностями, которыми обладает данный тип материала.

Своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает, прежде всего, в результате «развернутого» применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов. Задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». А это становится в наибольшей мере возможным только в том случае, если журналист будет рассказывать о предметных ситуациях, событиях (и лучше всего - быстро развивающихся). (В этом отношении в приведенном выше примере автор описывает все, что увидел в зубоврачебном кабинете, - и девушку в кресле, и блестящие инструменты, и алмазный бур, и белоснежные халаты и т.д. Все это позволяет читателю как бы самому побывать в этом кабинете.)

Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Это возможно осуществить разными путями. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый - изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, ситуации, развитие которых протекает, вяло, неопределенно, является довольно статичным. В этом случае автора может выручить «вывод на поверхность» события его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием. (В нашем примере репортажа из зубоврачебного кабинета его можно было бы при необходимости усилить за счет более яркого и подробного описания переживаний автора, связанных с лечением зуба.)

Репортаж роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. Однако в репортаже наглядность несет чисто информативную функцию, функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии и пр. А скажем, в очерке наглядное отображение преследует, прежде всего цель обобщения, типизации. Наглядные детали в аналитических жанрах применяются для «украшения», «оживления» серьезных, а потому трудных для восприятия определенной части аудитории размышлений автора.

Статьи по теме: