Преподобный Иов Почаевский. Святитель Димитрий Ростовский

Текущая страница: 1 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

Православный цитатник. Собрание кратких изречений и добрых советов святых отцов и учителей Церкви
Составитель Владимир Зоберн

На книгу получено благословение Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия


© ООО «Издательство АСТ», 2010

© Зоберн В., 2009

Часть первая

Глава 1
О Боге Самом в Себе и по отношению к тварям – преимущественно к человек

Небо, земля, море – словом, весь этот мир есть великая и преславная книга Божия, в которой открывается самим безмолвием проповедуемый Бог

* * *

Один философ спросил святого Антония, который не умел ни читать, ни писать: «В какой книге почерпнул ты сведения о высоких истинах, проповедуемых тобою?» – Святой Антоний, не говоря ни слова, одной рукой указал на небо, а другой на землю.

* * *

Каждая тварь выражает собою мысль Божию. А мысль Божия совершенна, полна, следовательно, и каждая из тварей, по своему виду и роду, заключает в себе все совершенство и всю полноту. Правда, мы называем некоторых из тварей гадкими – так, по привычке. Но это очень глупо. Вникни, рассмотри организм этих, по-видимому, гадких тварей, и ты удивишься чудному их устройству. Даже, можно сказать, чем ничтожнее, чем едва заметнее для глаз наших что-либо из рода пресмыкающихся или насекомых, тем более оно имеет в себе совершенства. Мы мало знаем природу, оттого так поверхностно и судим о ней. Нет, когда говорится: дивен Ты, Господи, и дивны дела Твои, так это потому именно сказано, что всякая тварь в своем роде совершенна, что каждая из них находится в тесной связи с прочими тварями и создана для известной, необходимой цели

* * *

Воистину велик Бог! И един Он велик и в великом, и в малом земли

* * *

Хороши создания и хороши весьма, но несравненно лучше Создатель, Который их хорошими сотворил (святитель Тихон Задонский).

* * *

Все мы веруем, что Бог силен, и веруем, что для Него все возможно: но ты и в своих делах должен иметь веру в Него, потому что и в тебе Он творит чудеса (авва Евпрепий).

* * *

Надобно возлюбить пути Господни, и они сделаются для нас приметны (

* * *

Пути Провидения покрыты мраком, и непостижимы разуму судьбы Его; но муж доброделающий познает их (авва Евагрий).

* * *

Чтобы зреть пути Промысла Божия, надобно самому быть близким к Промыслу

* * *

Как нельзя видеть солнца без самого солнца, так равно невозможно познать Бога без Самого Бога (протоиерей П. Соколов).

* * *

Небезопасно плавать в одежде, небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть (преподобный Иоанн Лествичник).

* * *

Кто не имеет смирения с глубоким самоуничижением, тот не может рассуждать о величии Божием.

* * *

Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха, так ни ум не вмещал совершенно, ни голос не обнимал Божией сущности (святитель Григорий Богослов).

* * *

Если то, что Бог есть (существует), принимается верою (Евр. 11, 6), а не постигается разумом, то возможно ли постигнуть разумом то, что Он есть? (Святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Слово о Боге чем совершеннее, тем непостижимее (святитель Григорий Богослов).

* * *

Нет имени, которое бы вполне могло выразить Бога: так нельзя постигнуть Его всего (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Мы должны радоваться тому, что Бог непостижим, потому что Он будет предметом познания через всю вечность. Если бы ум понял Его, то остался бы без действия, а это для него – мука (Иннокентий, архиепископ Херсонский).

* * *

Не столько вдавайся в глубокие исследования о Боге, сколько старайся подражать Ему (святитель Григорий Богослов).

* * *

Что это значит, что никакая земная вещь, ни честь, ни богатство, ни таланты, ни знания не удовлетворяют нашему сердцу? Что значит, что мы среди земного счастья скучаем и чувствуем пустоту души нашей? – Это выразительный голос сердца, говорящий: человек, не ищи удовлетворительных благ на земле, в сей юдоли суеты и тления: твое блаженство в едином Боге! К Нему обращай все твои желания, в Нем ищи постоянного наслаждения и успокоения (Иаков, архиепископ Нижегородский).

* * *

Отчего скучают иные? Оттого, что не напали на предмет, который занимал бы их всесторонне и насыщал вполне. Такой предмет один: Бог и судьбы правды Его. Отдайте Ему свой труд, время и внимание, и вам некогда будет скучать; напротив, будете как в раю, потому что с радостью богомыслия и славословия ничто не может сравниться. Испытав это, Святые Отцы все время посвящали на то; на том же основании и Святая Церковь заповедала многократно в день собираться на молитву

* * *

С Богом быть на всяком месте дом и отечество есть; без Бога же и дом и отечество есть ссылка и плен (святитель Тихон Задонский).

* * *

С Богом в бедах и страданиях и в самом аде добро (хорошо): без Бога и самый рай и небо есть ничто (святитель Тихон Задонский).

* * *

С Богом быть и в аде рай, без Бога быть и в небе мучение (святитель Тихон Задонский).

* * *

Ищи Бога, но не ищи, где обитает Он (авва Сисой).

* * *

Бог есть круг, коего средоточие везде, а окружие нигде (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Бог все наполняет и вне всего существует

* * *

Во всяком месте находится Бог, но ни в одном не заключается (святитель Кирилл Иерусалимский).

* * *

Бог весь везде, весь во всем, равно в великом и малом, и весь выше всего (преподобный Иоанн Дамаскин).

* * *

До Бога ни низко, ни высоко, ни близко, ни далеко, потому что Он вездесущ и потому ближе к тебе, нежели твоя душа к твоему телу; только умей найти эту близость верою и молитвою. Близ Господь всем призывающим Его во истине (Пс. 144, 18) (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Бог всегда близок к человеку по Своему вездесущию, а человек не всегда близок к Богу по своей ограниченности, невниманию, рассеянности (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Быть близко или далеко от Бога зависит от самого человека, потому что Бог везде (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Бог приближается к нам, когда мы к Нему приближаемся. Аще кто отверзает двери, говорит Он, вниду к Нему (Апок. 3, 20) (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Ищи Бога мыслию на небесах, любовью в сердце, благоговением в храме, везде ищи Его – делами, для Него предпринимаемыми и совершаемыми (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Ищи Того везде, Который везде есть; и, оставивши все, Его Единого ищи и – непременно найдешь (святитель Тихон Задонский).

* * *

От всевидящего ока Божия не укроются не только явные, или видимые людьми, но и тайные дела наши, и не только дела, но и самые помышления наши (Апок. 2, 23; Евр. 4, 13) (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Во всяком деле, которое делаешь, содержи в уме, что Бог видит всякий помысл твой, и никогда не согрешишь (авва Евагрий).

* * *

Если ты стыдишься подобных тебе грешников, чтобы не увидели тебя грешащим; сколько более ты должен страшиться Бога, Который совершенно зрит сокровенные тайны сердца твоего? (авва Исаия).

* * *

Если в присутствии царя мы не позволим себе никакой небрежности, а тем более неприличия, но стараемся, чтобы всякое наше слово, всякое движение было ему благоугодно: то тем более представляющий себя в присутствии Божием не позволит себе никакого греха, поревнует о святом деле, благоугодном Богу (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Для Бога легче возжечь новое солнце на небе, нежели нам с тобою засветить свечу (Иннокентий, архиепископ Херсонский).

* * *

Сила Божия не нуждается в силе человеческой (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

И самомалейшая птичка несть забвенна пред Отцом Небесным (святитель Тихон Задонский).

* * *

Особенно великое чудо любви Божией, которого не увидим и в вечности (потому что это – предел возможной любви), есть послание в мир Сына Божия. Много значит не оскорбляться преступлением, более – простить, еще более – после прощения благодарить; но несравненно много – принять Богу образ человеческий, страдать и умереть. Это подлинно есть чудо в нравственном мире (Ин. 15, 13; Рим. 5, 8). В этом одном обнаружилось сердце Божие так, что если бы забыто было учение о совершенствах Божиих, то в этом одном заключалось бы все богословие (Иннокентий, архиепископ Херсонский).

* * *

По правосудию Своему Бог за грех одного весь род человеческий предал смерти: а по милосердию Своему, когда все люди были под проклятием и связаны узами греховными, за правду Одного всем даровал спасение (блаженный Феодорит).

* * *

О Боже, давый нам Сына Твоего! Чего Ты нам с Ним не дарствуешь! (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Легче измерить пространство небес и поднебесья и глубины бездн морских, легче исчислить дыхания, выдыхаемые из сердца, и вес вдыхаемой жизни, чем измерить и познать величие и число благодеяний Божиих (Филарет, архиепископ Черниговский).

* * *

О, когда бы человек так Бога почитал, как он почтен от Бога! (святитель Тихон Задонский).

* * *

Бог ниспосылает нам щедрые дары Свои с большим удовольствием, нежели с каким мы принимаем их (святитель Григорий Богослов).

* * *

Бог по беспредельной благости и милосердию всегда готов все даровать человеку, но человек не всегда готов принять от Него что-нибудь (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Все мы имеем нужду в милости, но не все достойны милости. Потому что она, хотя и милость, ищет достойного, как Сам Бог сказал: помилую, егоже аще милую, и ущедрю, егоже аще щедрю (Исх. 33, 19) (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Не даров у Бога недостает для нас, а нас недостает для даров Его (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Благодарность Богу за полученные от Него дары есть сосуд, в который благодать Божия полагает новые (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Ничто так не угодно Богу, как благодарность (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Верный в малом приобретает доверенность во многом. Верный в благодарении за малый дар Божий обретает дерзновение просить великого. В самом деле, по собственному ощущению, христианин, можешь знать, что сердце благодарящее свободнее открывается и пространнее отверзается, нежели просящее: следственно, тем более оно способно к приятию благодати (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Господь подает и ущедряет дары Свои тому, кто приемлет их со смиренным благодарением, а от неблагодарного вземлется и то, что мнится имети (Димитрий, архиепископ Херсонский).

* * *

Чем больше солнечных лучей падает на цветы и другие растения, тем более испускают они благоуханий к солнцу; наше солнце – Бог; будем благодарны Ему, подобно цветам (протоиерей И. Толмачев).

* * *

Бог милосерд, но и правосуден, – бесконечно милосерд, но и бесконечно правосуден (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Кто, уповая на милость Божию, не перестает грешить, тому опасаться надобно, чтобы не почувствовать на себе праведного суда Его (святитель Тихон Задонский).

* * *

Благость Божия да подвигнет нас к тому, да не дознаем на себе правды Божия (святитель Тихон Задонский).

* * *

Одним оком взирай на милосердие Божие, а другим на правду Его (святитель Тихон Задонский).

* * *

Чтобы не согрешить, нужен страх суда Божия; чтобы согрешившему не отчаяться, полезна надежда милосердия Божия (святитель Василий Великий).

* * *

Праведен ли ты, бойся гнева (Божия), дабы не пасть; грешен ли ты, берись за милосердие (Божие), чтобы встать (святитель Григорий Двоеслов).

* * *

Не будем жаловаться на праведный суд Божий. Мы невежды, чтобы подавать свое мнение о неизреченных судах Божиих (святитель Василий Великий).

* * *

Не думай, что там уже и нет правды Божией, где не усматривает ее твое не тонкое око (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Если не здесь, то там, и тем более там, если не здесь, Бог воздаст каждому по делам его (Иннокентий, архиепископ Херсонский).

* * *

Полная разгадка разнообразия участей наших будет там. Там все увидят, как все хорошо было устроено; а здесь мы живем пока во тьме (святитель Феофан Затворник).

* * *

Хотя и сокрыты от нас причины Божиих распоряжений, однако же все, что бывает по распоряжению премудрого и любящего нас Бога, как оно ни трудно, непременно должно быть для нас приятно (святитель Василий Великий).

* * *

Бог, без всякого сомнения, распоряжает нашими делами лучше, нежели как предначертали бы мы сами (святитель Василий Великий).

* * *

Чего Бог нам желает, то и есть самое лучшее для нас (протоиерей И. Толмачев).

* * *

Что полезно для нас, того хочет Бог; чего хочет Бог, то полезно для нас (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Все, что с тобой ни случится, принимай как доброе, зная, что без Бога не бывает ничего (преподобный Симеон Новый Богослов).

* * *
* * *

Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по Промыслу Божию, и тогда ты без смущения будешь переносить все, находящее на тебя (преподобный авва Дорофей).

* * *

Премудрость Божия находит средства и пути к нашему счастью даже там, где мы не видим ничего, кроме опасностей и страданий (протоиерей И. Толмачев).

* * *

Когда ты говоришь: Бог человеколюбив, а потому не накажет, то по-твоему выйдет, что Он уже не человеколюбив, если накажет (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Горькое, посылаемое от руки Небесного Врача, более благоприятно здравию душевному, нежели сладкое, предлагаемое миром (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

И благополучие может быть опаснее бедствия, и бедствие спасительнее благополучия (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Как редко и как холодно люди молились бы, если бы не было скорбей и страданий! (протоиерей И. Толмачев).

* * *

Господь скорбями избавляет от больших скорбей (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Время напастей есть время преимущественного памятования о нас Бога; время напастей есть то время, в которое Бог зиждет души наши

* * *

Как семена имеют нужду в дожде, так мы в слезах. Как землю нужно пахать и копать, так и для души вместо заступа нужны искушения и скорби, чтобы она не произращала худых трав, чтобы смягчилась ее жестокость, чтобы она не возгордилась. И земля без тщательного возделывания не приносит ничего здорового (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Школа креста – самая лучшая школа. Воспитание крестной школы делает: а) безумных умными, а умных мудрыми; б)гордых смиренными, а смиренных смиренномудрыми; в) худых добрыми, а добрых лучшими; г)слабых сильными, а сильных непобедимыми (протоиерей И. Толмачев).

* * *

Если нет человека, который бы без искушений благоугождал Богу, то должно благодарить Бога за всякий скорбный случай (святой Марк Подвижник).

* * *

Какое бы искушение ни постигло человека, он должен говорить: «Это по милости Божией!» (авва Сисой).

* * *

Бог в нынешние времена не попускает таких искушений врага, какие были прежде; потому что знает, что ныне люди слабы и не перенесут их (преподобный Антоний Великий).

* * *

Скудельник знает, сколько должно держать в огне глиняные сосуды, которые, будучи передержаны, расседаются, а будучи недодержаны, негодны к употреблению: тем более знает Бог, какой силы и степени нужен огнь искушений для словесных сосудов Божиих – христиан, чтобы они сделались способными к наследованию Царства Небесного (святитель Игнатий Брянчанинов).

* * *

Бог не попускает нам ни постоянно бедствовать, чтобы мы не отчаялись, ни постоянно благодетельствовать, чтобы мы не пали (нравственно) (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Бог не оставляет людей навсегда ни в несчастии, чтобы они не изнемогли, ни в счастии, чтобы они не сделались беспечными, но различными способами устрояет их спасение (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Надобно благодарить Бога, когда Он подает блага, и не выходить из терпения, когда Он не ущедряет ими (святитель Василий Великий).

* * *

Пришло благополучие – благодари Бога, и благополучие твердо будет. Пришли несчастия – благодари Бога, и несчастия прекратятся (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Слава Богу за все! Не перестану говорить это всегда и во всех приключениях моей жизни (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Горами ли, дебрями ли ведет меня невидимая рука Провидения, только бы привела меня в мое горнее отечество (святитель Филарет, митрополит Московский).

Глава 2
Священное Писание, или Библия

Что телесная пища для поддержания наших сил, то же и чтение Писания для души (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Как лишенный естественного света не может идти надлежащею дорогою; так и не освещенный лучом Божественных Писаний принужден непрестанно погрешать во многом, потому что бродит в глубокой тьме (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Советую каждому купить Библию или, по крайней мере, Новый Завет! Книги эти всегда послужат вам к научению вашему (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Вода по свойству своему мягка, а камень тверд. Но если над камнем висит желобок, то вода, стекая каплями, мало-помалу пробивает камень. Так и Слово Божие мягко, а сердце наше грубо; но если человек часто слушает (или читает). Слово Божие, то страх Божий приходит в сердце его (авва Пимен).

* * *

Кто Библию имеет, тому может принести она большую пользу и великое утешение. Часто один взгляд на эту священную книгу лишает уже нас охоты ко греху (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Не гляди только в Библию, но читай усердно и сохраняй рачительно в памяти читанное (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Некто спросил однажды мудреца: зачем ты постоянно читаешь книги, в которых содержится учение о Божестве и обязанностях человека? Ведь ты уже несколько раз читал их? Мудрец сказал: «Зачем ты ныне требуешь пищи себе? Ведь ты вчера ел». – «Я делаю это для того, чтобы жить», – отвечал спрашивавший. – «И я читаю для того, чтобы также жить», – сказал мудрец. Видно, что, по понятию мудреца, как для жизни тела ежедневно требуется пища вещественная, так и для души ежедневно нужна пища духовная (Петр, епископ Томский).

* * *

Это великое благодеяние Божие, что некоторые места Божественного Писания весьма ясны, а некоторые не ясны, чтобы одними мы утверждались в вере и любви и от многого непонимания не впали в неверие и уныние, а другими возбуждаемы были к изысканию и труду, избавились от гордости и приобрели смирение чрез то, что не можем постигнуть (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Многие читают Священное Писание для того, чтобы быть в состоянии только говорить о нем, а многие, по примеру Ирода (Мф. 2, 8), значение оного обращают даже против Иисуса Христа: но ты упражняйся в нем для обретения Христа по примеру мудрецов восточных (протоиерей П. Соколов).

* * *

Слово Божественного Писания читай делами, а не многословь, тщеславясь одним простым вниманием (святой Марк Подвижник).

* * *

Что сказано в Писании, сказано не для того, чтобы мы знали (только), но чтобы исполняли (авва Исихий).

* * *

Слышанное Божие Слово (из уст проповедника или в Писании прочитанное) в больший вред обращается тому, кто слышит и не исправляется от него (святитель Тихон Задонский).

* * *

Недостаток в человеке – не знать Писания; но двойной недостаток имеет тот, кто знает оное и пренебрегает им (преподобный Ефрем Сирин).

* * *

Старайтесь быть всегда не заботливыми слушателями Слова Христова, но творцами дела спасения (святитель Филарет, митрополит Московский).

Глава 3
Господь Иисус Христос

Сын Божий явился на землю с душою, телом и Божеством, чтобы, как Бог, избавить душу и тело от смерти

* * *

Сын Божий сделался Сыном человеческим, чтобы человеческих сынов соделать чадами Божиими (Гал. 4, 5) (протоиерей П. Соколов).

* * *

Слово, по человеколюбию соделавшись плотью, не изменило ни того, что было, ни того, чем сделалось (преподобный Фалассий Сирийский).

* * *

Если железо положить в огонь, то оно всецело проникается огнем, однако ж не сделается само огнем и, наоборот, огонь не делается железом; так и во Иисусе Христе каждое из естеств (Божеское и человеческое) удержало свои свойства, осталось тем, чем было (протоиерей Евг. Попов).

* * *

Христос родился в яслях, жил, где случится, и умер на кресте (Иннокентий, архиепископ Херсонский).

* * *

Хочешь всякий день видеть чудо? – Всякий день размышляй о воплощении и страдании Христовом (святитель Тихон Задонский).

* * *

Как недальновиден ум человеческий со всею хитростью, со всем коварством страстей! Люди думали, что, предавая на смерть Христа Господа, они делают только то, что хотелось страстям их. А оказалось, что сами страсти выполняли то, что хотела любовь небесная, любовь Сына Божия (Филарет, архиепископ Черниговский).

* * *

Природа сынов Адамовых порывается возникнуть от чувственного к духовному, подобно как иногда рыба мечется из воды в воздух: но так же легко и скоро, как рыба в воду, погружается опять в чувственность; только Христос благодатною силою может ее решительно возвысить, обновить, возродить и дать ей постоянное духовное направление (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Не в первый день, не тотчас по смерти воскрес Господь, чтобы освятить наш путь ко гробу и осветить надеждою наши могилы, – не во второй день, не в субботу, чтобы сохранить покой законной субботы и чтобы продолжительным пребыванием во гробе уверить всех в истине Своей смерти и погребения и тем увеличить славу воскресения. Не далее как в третий день воскрес Господь, чтобы не оставлять долее учеников Своих в тоске и смятении, чтобы скорее обрадовать их и утешить. Да и могла ли смерть долго держать в своих узах Источника жизни? (Протоиерей И. Яхонтов).

* * *

Христос как воскресением Своим сокрушил двери ада и открыл верующим исход из него, так вознесением Своим отверзает двери неба и открывает верующим вход в него (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Не видя Христа, веруй в Него, люби Его, и радуйся, и будь блажен (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Если творение мира есть дело любви Божией, то дело искупления людей смертью Сына Божия есть чудо любви Божией (Филарет, архиепископ Черниговский).

* * *

Если отдашь Богу не только все, что имеешь, но и все, что мыслишь, чувствуешь, делаешь, – душу, тело, жизнь: можешь ли не признать, что сим еще мало воздашь Божия Богови? Если это можно почесть достаточным; то не потому ли только, что не можешь сделать более? (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

О! Не объять уму человеческому всей широты и высоты любви Божией, излившейся на нас во Христе Иисусе. Но тем страшнее быть неблагодарным перед такою любовью (Филарет, архиепископ Черниговский).

* * *

Человек, пребывающий с Иисусом, богат, если он и нищ в вещественном отношении (авва Евгений).

* * *

Лучше лишиться всего в мире, нежели потерять Иисуса Христа: все лишения Он вознаградит сторицею, а лишение Его Самого не может быть вознаграждено обладанием целого мира (протоиерей П. Соколов).

* * *

Не находим ли мы высокого удовольствия, если можем перенести трудный подвиг для человека, которого чтим и любим? Из сего, по восхождению от малого к великому, самое верное заключение есть то, что, если охотно понесем крест для Христа, найдем блаженство в самом подвиге прежде блаженства за подвиг (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Если плотская любовь так порабощает душу, что отвлекает ее от всего и привязывает только к любимой особе: то чего не сделает любовь ко Христу и страх быть отлученным от Него? (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Нет большей славы, как разделять бесчестие с Иисусом (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Крест и различные скорби суть знамя христианское, под которым христиане воинствуют Царю своему, на кресте распятому (святитель Тихон Задонский).

* * *

Если Христос, безвинный, за наши вины соизволил перенести скорбь и тугу смертную: ты ли не покоришься перенести без сравнения меньшую скорбь, без сомнения за некие вины твои пред Богом, хотя, может быть, и безвинно пред человеками? (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Кто хочет быть участником вечного царствия с Иисусом, тот должен быть участником и страданий, и терпения Его (святитель Тихон Задонский).

* * *

Если любишь Христа, не забывай исполнять Его заповеди (авва Евагрий).

* * *

Противник Христов не только тот, кто учением, но и кто житием слову Его противится (святитель Тихон Задонский).

* * *

Уметь смиряться – значит уметь подражать Иисусу Христу (святитель Василий Великий).

* * *

Помяни Христа в вертепе и в темнице: и тебя не будет прельщать великолепно украшенный дом (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Помяни Христа, обнаженного и облекаемого в одежду поругания: и для тебя нежелательна будет изящная одежда (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Помяни оцет и желчь, вкушаемые Христом: и ты не взалчешь роскошного пиршества (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Помяни Христа, Которого, по изображению пророческому, колена изнемогоста от поста (Пс. 108, 24): и пост будет для тебя сладок и питателен паче пиршества (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Идеже есмь Аз, говорит Христос, ту и слуга Мой будет. Где же Христос? На небесах. Итак, переселимся туда душою и умом еще и прежде воскресения (святитель Иоанн Златоуст).

(4 голоса : 5.0 из 5 )
  • Энциклопедия изречений
  • митр. Макарий

«Правда Божия составляет такое свойство в Боге, по которому Он, любя Сам верность нравственному закону, желает, чтобы разумные творения также исполняли закон, а потому предписывает им закон и за исполнение его награждает, а за неисполнение наказывает. Таким образом правда Божия является в двух действиях и называется то правдою законодательною, то правдою мздовоздаятельную».
архиепископ

Многие обольщают себя ложною надеждою на милосердие Божие. Иной грешит и не кается и только говорит одно: «Бог милостив, Бог милостив!» Что сказать таковому? Да, скажем, что Бог-то, подлинно, милостив, но Он вместе и правосуден, и воздает каждому по делам его.
Святый учит: «Благ ли есть Бог? – спрашивает он, и отвечает, – да, благ, но и правосуден. Праведного Он награждает по заслугам его, а уклоняющихся в развращение поставит Господь с делающими беззаконие. Милостив ли Бог? Да, милостив; но вместе Он есть Праведный Судия, как и сказано: любит Господь милостыню и суд … Так, милость у Него соединена с правосудием. Так, бывает иногда и хорошая погода, а бывают иногда и гром, и молния. Иногда сияет солнце, а иногда и тьма землю покрывает. Господь посылает и дождь, а иногда дождит на землю и огонь. Одно по благости, а другое по правосудию. Потому убоимся и правосудия Божия, чтобы не услыхать нам грозный глас: или о богатстве благости Его и человеколюбия нерадиши не ведый, яко благость Божья на покаяние тя ведет ? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собиравши себе гнев в день гнева и праведного суда Божия. И неужели же можно спастись не исполняющим заповедей Господних? И неужели же можно остаться без наказания тому, кто презирает повеленное?.. Нет, на суде Божием станет против нас и само слово Божие и скажет: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя .
Итак, правда, что Господь милостив; но, как видите, Он вместе с тем и правосуден и воздает каждому по делам его. И потому пусть грешники и не обольщают себя безнаказанности и тщетною надеждою на милосердие Божие. Бог милостив только к кающимся и заботящимся о своем исправлении. А не кающихся и бесстрашных гнев Его ожидает. И на суде Его они услышат:отыдите от Мене, все делающие беззаконие! Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный дьяволу и аггелом его . Аминь. («Пролог в поучениях»).

Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся (Пс.33:5,6)

Итак, вот дом молитвы под одним кровом с домом любомудрия. Святилище таин приглашено в жилище знаний, и вступило сюда, и здесь основалось и утвердилось своими тайнодейственными способами. Видно, что религия и наука хотят жить вместе и совокупно действовать к облагорожению человечества. Снисходительно со стороны религии, возблагодарим ее снисхождению. Благоразумно со стороны науки, похвалим ее благоразумие.
Не скажу: высочайший Мудрец, ибо сие наименование было бы еще низко для Того, о Ком теперь думаю, — Тот, Который есть Само-премудрость, и единственный источник всякой мудрости, в Котором все сокровища премудрости и разума сокровена [Кол.2:3], Который, открывая Свои сокровища, дает премудрость и от лица Которого исходит познание и разум [Притч.2:6], Он пришел сюда ныне, и притом не только как посещающий Гость, но и как водворяющийся Обитатель, и открывает здесь Свое училище, какого никто, кроме Него, ни до Него ни после Него, не мог образовать, — училище, всегда довольно высокое для самых возвышенных умов и душ и вместе довольно простое для самых простых и смиренных земли; училище, которое не ласкает надеждою степени учительской, а хочет сделать все народы не более как учениками, но которое, будучи так неприманчиво при первоначальном образовании своем, привлекло и переучило по-своему древле ученый мир; училище, в котором без нарушения справедливого уважения и любви к известным наукам можно заметить преимущественно достойные неповерхностного любопытства предметы учения. Слово жизни — философия не по стихиям мира, художественными опытами убиваемым и раздробляемым на мелочи и, по естественной соразмерности последствия с причиною, дающим не очень живые и не очень огромные познания, но по живым и животворным началам премудрости Божией, в тайне сокровенной, юже уготова Бог прежде века в славу нашу , — созерцание Верховной Единицы в Единосущной Троице и Троицы в Единице как истинного корня всего числимого, как безмерного основания всего измеряемого; познание земли и неба, не то могильное познание земли, которое по глыбам и слоям сходит в глубину ее, как в могилу, и остатками разрушения хочет истолковать жизнь погребенную и оставшуюся, без надежды воскресить погребенную и сохранить оставшуюся, не то стеклянное познание неба, которое посредством дальнозрительных стекол следит пути звезд, не пролагая зрителю пути в небо, но познание земли и неба, в начале добрых зело, потом земли, проклятой в делах человека и неба, сделавшегося нечистым (Иов.15:15), далее земли, которая с сущими на ней делами сгорит, и неба, которое прейдет, наконец нового неба и земли новой, в которых правда живет и в которые можем переселиться и мы, если правдою жить будем, — законодательство не какое-нибудь древнее греческое и римское, которому время дало важность и которого время показало слабость, потому что государства, которые хотело благоустроить и упрочить сие законодательство, давно исчезли, но законодательство, которым Царь Неба и земли благоустроит Свое Царство всех веков и Свое владычество во всяком роде и роде и, что особенно важно для каждого из нас, законодательство, которым Он хочет устроить Свое Царство внутрь нас, если мы решительно и деятельно возжелаем сделаться сынами Его Царствия, — врачебная наука душ, преподающая средства не только исцеления от болезней душевных, но и воскресения от смерти духовной, показывающая способы не только сохранять от разрушительных нравственных недугов жизнь, какую имеем, но и обретать новую, лучшую, открывающая не мечтательное, а подлинное, всеисцеляющее врачевство, Плоть и Кровь Богочеловека и единственное начало высшей жизни — благодать Святаго Духа; не занимательны ли должны быть сии учебные предметы? Не достоин ли ревностного слушания и последования Единственный Учитель, Который преподал и преподает их в Своем вселенском училище? И что же препятствует слушать Его и поучаться от Него? Напротив, как близко и как удобно! Приступите к Нему и просветитеся.
Сии призывные к просвещению и к Просветителю слова принадлежат очень древнему и бесспорно высокому служителю просвещения — царю и Пророку Давиду. Повторим их в несколько большей полноте: Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя; приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Чтобы лучше уразуметь сие, надобно вспомнить, что древние почитали невозможным видеть Бога и что сам Бог некоторым образом утверждал их в сей мысли, когда рек Моисею: Не возможеши видети лица Моего: не бо узрит человек лице Мое, и жив будет (Исх.33:20). Итак, державный певец псалмов не чрезмерное ли, не противное ли верованию своих времен предлагает, когда предлагает приступить ко Господу и от Него непосредственно просвещаться? Чтобы не обременить Пророка виною погрешности в Богопознании, несообразной с просвещением Пророка, мы по необходимости должны взять в соображение другой вид Богопознания, также представляющийся у древних Евреев. Внимательное исследование священных книг Еврейских показывает, что Бог являлся в образе существа сотворенного, Ангела, человека, но с Божиим именем, с Божеским действием. Чем неожиданнее встречается сей человекообразный вид Богопознания под владычеством главной мысли о Боге невидимом, неприступном, непостижимом, тем легче узнать в нем особенное устроение Провидения, именно раннее к человечеству снисхождение Сына Божия, предварительно являющегося в очертании Своего будущего воплощения, подобно как солнце прежде восхождения своего является в утренней заре, а иногда и в воздушном отражении круга своего. Теперь становится понятным, как Давид невидимого и неприступного Бога представляет видимым, безопасно доступным и просвещающим приближающихся к Нему, а с сим вместе определительно дознается и то, что Пророк приглашает приступить для просвещения нашего к тому точно Господу, Которого мы называем Господом нашим Иисусом Христом. И так Христос есть Свет и древнего мира, так же как нового! И отдаленный древний мир указует не на иной свет, как на сияющий нам так близко во Христе! Куда же и теперь приглашать любителей просвещения, как не к сему Свету? Приступите к Нему и просветитеся.
Если вникнуть в союз сих пригласительных слов у Пророка с предыдущими и последующими, то можно усмотреть, что с призыванием к Господу Просвещающему он желает соединить убеждение к принятию сего призывания. Когда он говорит: Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя, — он указывает чрез сие на свой личный опыт, сперва несчастный, потом счастливый. От всех скорбей моих — видно, скорби его были многочисленны, тяжки, видно, на обыкновенных стезях мирской жизни не встречал он ни облегчения, ни помощи, ни утешения. Взысках Господа: видно, и помощь от Бога не легко получил он — или потому, что, не искусясь трудным опытом, не был довольно просвещен, или потому, что слишком глубокий мрак скорби скрывал от него путь Божий, ибо не говорит, что прибегнул к Господу прямо, приступил близко, но говорит, что взыскал Господа, ищут же не того, что видят или к чему путь верно знают. Что же, однако, наконец принесло искание Господа? Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Как блуждающий в темноте, или в лесу, или в дебрях голосом ищет избавителя, которого не может видеть, и состраждущий, услышав, ответствует ему, приближается к нему и прекращает его затруднение, так Давид взыскал Господа гласом скорби и молитвы, и Господь, услышав, ответствовал ему гласом благодати, приблизился к нему и прекратил все его скорби. Теперь Давид, из несчастного счастливый, хочет делиться своим счастьем, благодарный к Избавителю, хочет споспешествовать избавлению бедствующих человеков и потому вслед за указанием на свой счастливый опыт произносит воззвание, побуждающее не только искать Господа, как сокровенного, но и приступать к Нему, как уже обретенному: Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Такое последование изречений дает нам право разуметь сие последнее так, что Пророк обещает от Господа не только просвещение ума светом Истины Христовой, но и просвещение сердца светом Духа Утешителя, в преизобилующем утешении Которого всякая скорбь земная исчезает, как капля горечи в чаше сладости.
Найдя, что Пророк призывает к просвещению от Господа яко к средству против скорбей, не подумаем, впрочем, будто его призывание в сем смысле относится только к некоторым людям в некоторых обстоятельствах. Нет. Он взывает: Приступите, просветитеся, — а не называет никого, к кому бы обращал сие воззвание, без сомнения, в том знаменовании, что взывает ко всем, которые имеют уши слышати. Спросим себя: без скорбей ли прожили мы доныне и надеемся ли прожить без скорбей? Не думаю, чтобы кто так решительно похвалился прошедшим или поручился за будущее. Спрошу особенно, кто из нас ненарушимо обладает блаженством, о котором говорит древний благочестивый мудрец: Блажен муж, иже не поползнуся устнама своими, и не уязвися печалию греха (Сир.14:1). Если паче чаяния захотел бы кто сказать, что он сохранил и сохраняет сие блаженство, таковому предварительно заграждает уста беспрекословный обличитель, избранный по чистоте, ученик Христов Иоанн: Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас (1Ин.1:8). Но если мы не так прельщены сами собою, не так чужды истины, чтобы не признавать в себе греха, и, следственно, подвержены печали греха, то спрашиваю всех имеющих или когда-либо имевших притязание на просвещение и мудрость: где та мудрость, которая бы научила меня утешиться в печали греха? Где то просвещение, которое осветило бы мне путь избавления от скорбей жизни и наипаче от скорбей совести? Где та наука, которая бы удовлетворительно разрешала ни для кого из нас не посторонний вопрос о возможном облаженствовании человека, и особенно человека согрешившего и повинного пред Богом, ибо хотя издревле немало любомудрствовали о блаженстве человеческом по разуму, но мало имели успеха, частию потому, что не понимали главной трудности вопроса, происходящей от мысли о грехе и о виновности пред Богом, частию потому, что суетились, как бы облаженствовать временную жизнь человека бессмертного, то есть хотели подсластить каплю, не заботясь, сладко или горько будет море, которое после нее пить надобно? Где человек, который бы просветил меня так, чтобы лице мое не постыдилось пред Богом и пред собственным сердцем, зазирающим согрешающему? Изыскатели сил, движущих небо и держащих оное в порядке и равновесии! Не найдете ли вы мне силы, которая бы исправляла мое уклонение от истинного пути Неба, которая бы достаточно противодействовала моему вольному и невольному тяготению к аду? Ведцы прав Божеских и человеческих, естественных и общественных! Вы не можете не признать, что нет естественнее и безызъятнее права, как то, которое имеет Бог требовать, чтобы никакая тварь Его не нарушала Его воли и закона никаким действием, никаким словом, которое также есть своего рода действие, никакою мыслию и желанием, которые в области духа и всеведения суть то же, что слова и действия в области чувств, что поступивший в противность правам Самодержца теряет чрез сие собственные права, которыми пользовался по его милости и которыми, по коренным началам Царственного благоустройства, не мог пользоваться иначе как с обязанностию верного послушания, что по тем же началам он подвергает себя укротительным или карательным действиям правосудия. Таким образом, и ваша наука, так же как и совесть, постыждает лице грешника, но найдет ли она средство изгладить его стыд? Говорят у вас, что сделанное не может быть несделанным, сие изречение осуждает грешника на вечный стыд сознаваемого греха. Бог милосерд, говорят часто без размышления, и на сей мягкой мысли хочет уснуть неразборчивая совесть, но мысль о милосердии Божием, столь сильным, столь сладким светом просвещающая область веры, не может быть приведена в подобное действие в области естественного мудрствования одними условиями умозаключающего разума. Бог милосерд, но и правосуден, бесконечно милосерд, но бесконечно правосуден, весы понятий стоят равно, и нет причины, почему бы надежда на милосердие Божие могла перевесить ужас правосудия Божия. Что грешник подлежит правосудию Божию, то очевидно, в каком он отношении к милосердию Божию, то по разуму неопределимо, а каким образом Божие милосердие может преизбыточествовать для грешника без нарушения прав Божия правосудия, сие без особенного откровения свыше совершенно непостижимо. Кто же разрешит мои недоумения? Кто просветит тьму мою? Кто утешит меня верным и непосрамляющим упованием на милосердие Божие? Кто избавит мя от всех скорбей моих? Тебе Единому возможно сие, от Бога пришедший Учителю, Свете мира, Посетителю душ, Господи Боже, Спасителю Иисусе! Твое чудесное явление в мире, Твое слово, которому подобно николиже глаголал человек [Ин.7:46], наипаче же Твои за меня страдания, Твои раны, Твоя крестная смерть суть такие доказательства спасающего милосердия, которые сильны и достаточны — и они только сильны и достаточны — не только земную тьму неведения, сомнения, скорби, но и адский мрак отчаяния просветить сладким, животворным, неугасимым светом. Как бы ни глубоко уязвлено было сердце мое печалию греха, как бы ни было изранено и растерзано скорбями земной жизни — когда внутренним движением веры прилагаю мои сердечные раны к Твоим крестным ранам, текущая из них Твоя бессмертная и воскрешающая жизнь касается моей жизни умирающей или уже умершей и Твой Божественный свет просвещает омраченного, творческое Слово Твое восставляет падшего, исцеляет недугующего, воскрешает умерщвленного, утешение Духа Твоего или избавляет от всех скорбей, или самые скорби делает утешительными, самые страдания — радостными в причастии Твоих спасительных скорбей и страданий; с тобою лице мое не постыждается пред Богом Отцом Твоим и пред собственною моею совестию, ибо кровь Твоя очищает совесть мою от мертвых дел [Евр.9:14], правда Твоя покрывает мою самоосужденную неправду, ходатайство Твое дарует мне дерзновение пред Отцом Твоим; и, как Ты научил и дал нам право нарицать Его и нашим Отцом, сего ради славлю Тебя, Единственный Просветитель и, хотя недостойным гласом, с достойным служителем Твоего вечного просвещения взываю о Тебе ко всем просвещенным и непросвещенным века сего: Приступите к Нему благоговеющим умом, верующим сердцем, молящимся духом, послушною волею приближьтесь, приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Аминь.

Филарет (Дроздов), митр. Московский, свт. — Творения, т. 1 . Слова и речи

«Вседержитель! мы не познаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает» (Иов 37:23).

«Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними» (Ис. 61:8).

«Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» (Пс. 118:137).

«Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Отк. 15:4).

Суды Божий отличны от судов человеческих. Если бы милосердный и любвеобильный Господь способен был подчиниться страсти гнева и всякое оскорбление Своего божественного величия наказывал на месте, то давно уже вымер бы весь род человеческий.

Бог милосерд, но и правосуден, бесконечно милосерд, но и бесконечно правосуден.

Великий в Своей благости равно велик и в Своем правосудии.

И у Долготерпеливого есть мера терпения.

Бог — Судия не только наружных дел, но и внутренних помышлений.

Хотя Бог благ и милостив, но Он и праведен. И правда Его требует, чтобы нераскаянный грешник, как неблагодарный и презревший вечный Божий закон и Самого Бога, был казнен вечно. Это непременно будет с нераскаянными и беззаконными, чтобы они ни вымышляли для смягчения и оправдания при угрызениях совести. «Бог поругаем не бывает» (Гал 6:7). Благость Божия и долготерпение в том проявляются, что Он терпит грешника, нарушающего Его святой закон, не сразу казнит его, ожидает его покаяния или, как учит апостол, «ведет к покаянию» (Рим. 2:4) Но когда грешник пренебрегает этим богатством Божией благодати и остается нераскаянным и ожесточенным, тогда правда Божия вступает в свое дело и воздает ему по делам его (Рим. 2:6) (Тихон Задонский).

Поняв Божию правду и свою виновность, не только будем терпеть приключающееся зло, но и будем желать и просить о наказании здесь, чтобы не быть осужденным с миром. Лучше здесь быть наказанным, легко и ненадолго, чем вечно и жестоко. Внемли правде Божией — и не будешь склонен к бесчинным делам, пригвожденный страхом, как гвоздями. Внемли правде Божией — и будешь с усердием каяться за прежние грехи, вздыхать и молиться об их отпущении Будем терпеть все приключившиеся бедствия! (Тихон Задонский)

Почему проклята смоковница? Чтобы ободрить учеников. Он всегда благодетельствовал и никогда не наказывал, но нужно было проявить и правосудие, и воздаяние. Ученики и иудеи должны были узнать, что Он, хотя и мог иссушить, как смоковницу, Своих распинателей, однако добровольно предает Себя на распятие (Иоанн Златоуст).

Милостыня у Него не без суда и суд — не без милости. Прежде суда Он любит милостыню, но после милостыни приходит на суд. У Него сопряжены между собой милость и суд, чтобы милость не привела нас к расслаблению, а суд не довел до отчаяния. Судия хочет тебя помиловать и сделать участником Своих щедрот, но только в том случае, если ты после греха смирился, много плакал о лукавых своих делах, без стыда открыл содеянное тайно, просил братьев помолиться о твоем исцелении. Одним словом, если увидит, что ты пришел в сокрушение, то щедро подаст Свою милостыню. Если же увидит сердце нераскаянное, ум гордый, который не верит будущему веку, не боится суда, тогда призовет на суд. Так, искусный и добрый врач сначала старается исцелить опухоль смягчающими средствами, но если увидит, что опухоль не опадает, а затвердевает, тогда употребляет хирургические средства. Потому человеколюбивый Бог милостив к раскаявшимся, но судит упорствующих в грехе (Василий Великий).

Если Бог откладывает Свое наказание, то ты не откладывай своего обращения (Блаженный Августин).

Бог так долго терпел и терпит тебя, несмотря на то что ты не исправляешься.

Благость Божия да подвигнет нас к тому: да не познаем на себе правды Его (Тихон Задонский).

Одним оком взирай на милосердие Божие, а другим — на правду Его (Тихон Задонский).

Необходимо иметь страх Божий, но такой, который не подавлял бы надежды; необходимо питать в душе надежду, но такую, которая не исключает страха Божия.

Чтобы не согрешить, нужен страх суда Божия; чтобы согрешившему не отчаяться, полезна надежда на милосердие Божие (Василий Великий).

Праведен ли ты — бойся гнева Божия, дабы не пасть; грешен ли ты — берись за милосердие Божие, чтобы встать (Григорий Двоеслов).

Кто, уповая на милость Божию, не перестает грешить, тому опасаться надобно, чтобы не почувствовать на себе правосудного суда Его (Тихон Задонский).

Кто грешит с надеждою на милосердие Божие, тот просит у Бога суда над собою.

Кто нерадив о благости Божией, тот правду Божию на себе узнает (Тихон Задонский).



«Итак, кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? » Ис. 40:18. Бог вне нашего понимания и все же в Мф. 5:48 нам велено быть такими же, как Он: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Совершенство – это то качество, что Бог дает человеку. Мы должны иметь небесный образ, если мы видим Бога, живя на земле. Насколько святыми мы должны быть? Если мы обладаем святостью, то это только от Бога. Бог дает нам святость, это то, чем Он обладает.

Бог – источник святости. От Него происходит только чистое. Где Бог – там чистота. Что сделало землю святой, где стоял Моисей? Разве это не было присутствие Бога? Мысль о том, что Бог святой, говорит о том, что его создание не должно грешить. Бог, являясь бесконечно святым, должен быть бесконечно против всякого греха. Что противоречит святости? Так как всемогущий Господь настроен против греха, тем более мы, когда становимся подобные Богу, ненавидим грех, и чем ближе мы к Богу, тем дальше мы убегаем от греха. С другой стороны, чем дальше мы от Бога, тем с большей готовностью мы можем согрешить. Чем больше Бог наполняет Собой наши души, тем больше мы теряем из виду этот мир греха.

В Авв. 1:13 я читал: «Чистым очам твоим несвойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его». Бог не может созерцать зло, то есть Он не терпит несправедливость. Он не может признавать зло, и везде, где мы находим Бога, мы находим Его бесконечно настроенным против греха.

Отношение Бога к греху выражено в Евр. 1:9: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя Боже, Бог Твой, елеем радости более соучастников Твоих». Есть некоторые в мире, кто утверждает, что Бог слишком добр и слишком милосерден, слишком многострадален, чтобы приговаривать человека к вечной смерти, или предполагать, что такое наказание идет от Него, зная, что Он совершенный. Бог добр и многострадален и это действительно так, но Бог также обладает качеством правосудия. Мы не должны пропускать этот факт.

Бог дал нам такое же чистое и святое суждение, как и Его характер. Павел предупреждает: «Итак, видишь благость и строгость Божию». Рим. 11:22. Есть большая опасность полагаться только на милосердие Бога. Всемогущий Бог не может быть Господом, если Он должен отказаться от Своего правосудия, будучи не в состоянии исполнить суд. Кто тогда будет судить и где судья, которому дано правосудие. Бог повелевает, чтобы мы отдавали: «Кому подать – подать; кому оброк – оброк; кому страх – страх; кому честь – честь». У Него те же самые принципы. Серьезность суда Бога иллюстрирована Его отношением с Адамом. Грех Адама по нашей оценке был небольшой, есть грехи и больше; но по оценке Бога нет никакого различия в грехах. Грех Адама не принес вреда, разрушения, боли никакому созданию Бога. Я имею в виду индивидуально или лично; и все же смерть перешла из Адама всему его потомству. Дорогие души, давайте не упускать того факта, что Бог – Бог правосудия.

«Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания». 2 Петр. 2:4. Бог не мог терпеть грех в мире славы.

Когда мы рассматриваем правосудие Бога, когда мы созерцаем природу святости Бога и природу нашего греха, самые лучшие из нас были достаточно греховны, чтобы заслужить постоянного наказания. Суд Бога приговорил бы нас к наказанию. Наша участь была бы вечная смерть. Почему? Потому что мы нарушили Святой закон Бога, и бесконечный судья говорит, что все мы достойны постоянного проклятия. Мы надеемся на милосердие Бога, когда мы думаем, что Бог слишком добр и слишком милосерден, чтобы позволить нам быть под вечным наказанием. Люди сегодня спекулируют милосердием Бога, игнорируя Слово Господа и отклоняя Господа Иисуса Христа, говоря, что Он не будет судить нас, так чтобы мы были погибшими. Но если мы не используем привилегию, которую Бог дает нам, если мы не используем средства Божественной благодати, разработанные для нас, мы становимся ответственными за наши собственные души; и когда мы будем там, где раздаются бесплодные крики в огне постоянного проклятия, мы тогда скажем: «Я пришел сюда самостоятельно. Бог пытался остановить меня; Он сделал все, что Он мог, чтобы удержать меня от этого места». Ни один, ни одна душа, находящаяся в вечном пламени наказания, никогда не будет думать об обвинении Бога и о том, что Он был несправедливым. Никто не будет сомневаться в чистоте Бога и справедливости Его суда. Если бы вы могли опросить те потерянные души и спросить, что они думают, то ни один бы из них не сказал, что Бог несправедлив. Ни один? Да, ни один, потому что они знают, что нарушили закон справедливого Бога.

У Бога есть другое качество кроме Его святости и правосудия. Это Его бесконечное милосердие. Если бы Бог позволил нам идти в погибель и не протянул руки милосердия, чтобы спасти нас, когда мы отклонились от Него, то Он остался бы справедливым. Но, поступив так, Он пожертвовал бы полностью своим качеством милосердия. Бог – милосердный Бог. Милосердие также проявляется, как и правосудие в отношениях Бога с человеком. В последний день люди останутся без оправдания, суд над людьми временно приостановлен из-за милосердия, которое дает нам привилегию спасения. Сегодня «день спасения», что означает день милосердия. Судья говорит, что вечное проклятие принадлежит им, они достойны смерти вечного наказания. Но милосердие говорит, я не могу позволить себе видеть, что они идут в погибель. Я буду милостив по отношению к ним. Я должен дать им спасение. Бог не мог проявить свое милосердие никаким другим способом, чем отдать Своего Сына за нас, Который является воплощенным милосердием, рукой милосердия протянутой к нам, чтобы спасти нас. Человек не имеет возможности спасения, у него нет никакой возможности избежать правосудия и суда Бога, если бы не было милосердия, которое несет спасение. Бог проявил свою любовь и милосердие к нам в том, что в то время как мы были все грешниками, Христос умер за нас. Бог послал Своего Сына, чтобы благословить нас в прощении наших грехов, оправдывая нас и давая власть над грехом, чтобы не грешить. Иисус Христос пришел, чтобы воплотить в нас реальное спасение и цель Бога. Жизнь Христа выразила Божью волю человеку. Он стал Словом Бога, через Которого Бог смог говорить на земле, свидетельствуя миру о его зле.

Да, Бог – милосердный Бог, но правосудие и милосердие не могут править в одно и то же время. Это справедливо, что виновные должны умереть. Но, чтобы Бог мог показать Свою любовь человеку, Он приостановил суд на некоторое время и послал Иисуса Христа на миссию милосердия, чтобы дать нам возможность возвратиться к Богу снова. Но наказание неизбежно, когда закон справедливого Бога нарушен, кто-то должен заплатить штраф.

Кто-то должен умереть, чтобы удовлетворить требования правосудия. Поэтому Христос, как замена, умер за нас, за нашу греховную жизнь, которой мы жили на земле до нашего прихода к Нему.

В Луке 13:6-9 мы читаем о смоковнице, что была у хозяина три года, в которые она не приносила ему плода, и он решил ее срубить. Виноградарь стал просить оставить ее: «Господин оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее». Грешник, эта притча означает вот что. Плоды, которые вы должны принести Христу, являются святыми плодами. Вы были неверны. Правосудие Бога требует, чтобы вы предстали на суд. Вы не достойны земных благословений Бога, но Милосердие умоляет, говоря: «Давайте дадим ему еще одну возможность для спасения». Хотя, без сомнения, эта притча говорит непосредственно евреям, она косвенно относится и к вам. Бог говорит со всеми людьми должным образом. Всемогущий Господь должен исполнить свой суд после того, как грешники не раскаивались в течение трех лет, но через милосердие Бога дано время еще на один год.

Есть ужасная опасность в откладывании спасения, когда вы живете. В ваш час смерти вы можете не получить спасения. Предсмертная благодать важна для раскаяния, чтобы получить спасение. Никакой человек не может раскаяться и получить спасение, если не будет ему дана благодать на это. Теперь есть время, в которое мы можем спастись, мы еще имеем возможность и здравый ум. Разбойник на кресте никогда раньше не видел Христа. Он встретился с ним на кресте, и, когда он рассмотрел Христа, он увидел в Нем небесного Бога и он сказал: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!» Если в час смерти вы сможете с верой умолять Бога о милосердии, Он спасет вас, но если вы отклоняли Бога всю вашу жизнь, слыша с детства в семейном кругу слова по старой Библии вашей матери, слышали молитвы людей Бога и чувствовали действия Духа Божьего, то в час смерти вероятно вам трудно будет говорить: «Господь, я прихожу теперь к тебе. Я хочу избегнуть проклятия». Вам трудно будет поверить в милосердие из-за потерянных возможностей. Мысль о наказании ужасающая. Огонь разрушения перед вами и сама мысль быть там ужасна.

В основном по этой причине люди призывают Бога при таких обстоятельствах, а не от действий благодати Божией. Если какой человек мог бы освободиться от страха перед судом Бога и имел бы свободу выбора между Богом и грехом, то это могло бы создать в нем почву для Божественной благодати, когда он находится под угрозой смерти, хотя это очень опасная вещь – откладывать раскаяние до времени.

В то время как Бог сострадателен и милосерден, Его суд неизбежен. Двенадцать месяцев назад, возможно, милосердие умоляло кого-то здесь. «Подожду еще один год», – кто-то говорит. Еще один год проходит, и богослужения на открытом воздухе начались. Бог дал вам жизнь на год, давая вам опять возможность раскаиваться. Бог больше не может давать вам эту возможность. Его суды в минувшие дни были выполнены в различных местах и различными способами. С дней потопа до наших дней суды Бога были смешаны с Его милосердием. Когда Господь разрушил мир, было только восемь человек, которым Он оказал милосердие. Когда суд Бога пришел на Содом, были некоторые, которые были спасены. Сегодня милосердие Бога чередуется с Его судами. Но идет день, когда суд и гнев Бога будут вылиты без милосердия. День милосердия пройдет.

В тот день Он сойдет со своего посреднического трона, и этот мир будет без Спасителя. Вы можете умолять Бога, чтобы Он дал вам еще один шанс. Но Он должен будет вам сказать: «День благодати прошел». Больше нет возможностей, чтобы быть спасенными. Вы пренебрегли последней надеждой на милосердие! И Спаситель, который продлевал милосердие, берет теперь скипетр правосудия, садится на трон суда и становится нашим судьей. Вы тогда выдержите перед трибуналом правосудия, когда некому умолять за вас или оказывать вам милосердие? О, то время, когда милосердие умоляет, приходите!

Статьи по теме: