Слово с суффиксом "ик". Правописание слов с суффиксами "ик"

Урок

по русскому языку

3 класс

УМК «Школа России»

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №22

г.о. Химки

Кузнецова И.А.

ТЕМА УРОКА «Правописание суффиксов -ик-, -ек-,

-ок-»

ЦЕЛЬ УРОКА: закрепить правило написания суффиксов –ик-, -ек- и алгоритм его применения; познакомить с правописанием суффикса –ок- после шипящих.

Универсальные учебные действия

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов;

Коммуникативные: строить высказывания, аргументировать свои ответы, организация собственной деятельности;

Регулятивные: применять на практике установленные правила.

Личностные результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками для выполнения совместной деятельности на уроке; осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Образовательные ресурсы

1.Учебник, рабочая тетрадь

2. Карточки букв, слов

3 Презентация

Технологии : информационные, игровые, здоровьесберегающие, групповая работа.

Организационная структура урока

Мотивирование к учебной деятельности.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнём

И сейчас урок начнём.

Проверьте вашу готовность к уроку.

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.

2.

Чистописание.

- Ребята, посмотрите, ваша задача по образцу правильно и аккуратно написать буквы: строчную е и строчную букву и.

Молодцы, в ваши тетради приятно посмотреть, потому что вы все очень старательны и аккуратны.

Но я знаю одного ученика, который совсем не старается и не хочет учиться.

Может, кто-то из вас знает, как его зовут?

А зовут его Виктор Перестукин. Он написал словарный диктант на двойку.

Давайте проверим его, а я проверю вас .

Слайд

Дети пишут в тетрадях буквы е, и.

Слайд с изображением Виктора Перестукина.

3.

4.

5.

Актуализация знаний

Словарный диктант.

- Первое слово « ученик ». Какую безударную гласную нужно написать? (Е ). Почему?

Аналогичная работа со словами: вторник, среда, четверг.

В слове столик наш герой написал букву е. Вы согласны? Покажите карточку, какую букву напишите вы?

Ребята, каким правилом вы руководствовались при написании данного слова?

Создание проблемной ситуации.

Понаблюдайте над предложенными словами и попробуйте объяснить их написание.

Достаточно ли у вас знаний для объяснения написания гласной в суффиксах данных слов? Какие слова вызвали затруднения?
(Быч_к, друж_к.)

Постановка учебной задачи.

Итак, как бы хорошо вы ни работали на уроке, имеющихся у вас знаний о правописании суффиксов пока недостаточно для решения учебных задач.

Поэтому сегодня мы продолжим работу с этой частью слова.

Какая же тема нашего урока?

Усвоение новых знаний и способов действий.

Рассмотрите загадки, предложенные в упражнении 245 учебника.

Попробуйте сформулировать правило о написании суффикса -ок- после шипящих.

Прочитайте правило на с. 127 и сравните его с вашими предположениями.

Выполните упражнение 246. Объясните написание гласной в суффиксе. Попробуйте определить, какое значение вносит суффикс - ок- .

Обратите внимание на чередующиеся согласные в корне (лу к – лу ч ок) . Вспомните, что такое чередование.

ФИЗМИНУТКА

Работа по слайдам

Потому что это словарное слово, его нужно выучить.

Показывают гласные буквы (на карточках)

Рассказывают правило и применяют алгоритм.

На доске : быч_к, стульч_к,
совоч_к, друж_к.

Дети сообщают тему урока.

Наблюдают над предложенным в упр. 245 языковым материалом.

Самостоятельно формулируют орфографическое правило, после этого знакомятся
с формулировкой, данной в учебнике.

Письменно выполняют упр. 246, комментируя свои действия по цепочке.

Определяют, какое значение вносит суффикс - ок- в лексическое значение слова

6.

7.

8.

Закрепление знаний и способов действий.

Задание:

Девочки выписывают слова с суффиксом –ик-, а мальчики с суффиксом -ек-.

Проверка.

дождик комочек

кораблик сыночек

винтик годочек

гвоздик дубочек

топорик молоточек

плащик кружочек

букетик

Работа в группах.

- Первая группа. Ваша задача выбрать карточки со словами родственными слову цвет; вторая – со словами родственными слову дождь, третья – лист. Среди них найдите слова на наше правило.

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

1.Цвет, цветик, цветочек , цветочный.

2.Дождь, дождик, дождичек , дождливый

3.Лист, листик, листочек , листок.

Молодцы! Вы хорошо усвоили правило написания суффиксов – ик- и ек-. Я надеюсь, что Виктор Перестукин тоже все выучил. Давайте его проверим.

Игра «Помоги Виктору Перестукину» (алгоритм правила).

Ребята, я вам приготовила сюрприз, а какой - вы отгадаете сами.

Работа с кроссенсом .

Сюрприз – книга Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».

Кстати, книга о приключениях мальчика Вити, которую написала Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», есть в нашей библиотеке, и я вам очень советую её прочитать, т.к. эта книга очень поучительна.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какое открытие сделали на уроке?

Какой вид работы понравился больше?

О чем хотели бы узнать подробнее?

Домашнее задание

(рабочая тетрадь упр. 244; творческое задание: составить рассказ о каком-либо растении
по упр. 241 учебника)

Самостоятельная работа

Мальчики выписывают слова с суффиксом –ек-, а девочки – с –ик-.

Двое детей работают у доски.

Слайд

Дети работают в группах.

Фрагмент мультфильма

Слайд. Кроссенс.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи.

цвет

цветик

цветочек

цветочный

листик

глазок

роза

листок

дождь

дождик

дождичек

дождинка

ножечек

лужица

лесок

вечерок

лист

листик

листочек

листок

годок

корешок

стебелёк

глазочек

Правописание слов

с суффиксами -ок, -ек.

Черничкина Галина Валентиновна



Четвёртое апреля

Классная работа


СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

А птека, библ ио тека, б о лото, д о рога, зап ад , м о л о ток, кр о вать, р а кета, тр а мвай, ш о фёр.

Проверь и оцени себя!


о к ко ок

горошки окошки пушок

Какие сочетания букв могут являться суффиксами?

Спишите слова. Разберите слова по составу.

О каком слове можно сказать, что оно «лишнее»? Почему?

Над правописанием какого суффикса мы будем сегодня работать?


ТЕМА

«НАПИСАНИЕ СУФФИКСА –ОК- ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ» ЦЕЛИ

Учиться…

Находить…

Различать…

Узнать…

Повторить…

Продолжить…

Употреблять…


  • Спишите слова.
  • Поставьте ударение
  • Выделите суффикс
  • Сформулируйте правило о написании в словах суффиксов -ок, -ек.

Правило.

-ок : бережок, волчок, петушок, сапожок.

Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: ножичек, орешек.


  • Образуйте от слов снег, жук, паук, язык однокоренные слова при помощи суффикса –ок.
  • Подчеркните букву в корне, которая изменилась при образовании нового слова.

Поставьте ударение

Подчеркните согласную перед суффиксом

После шипящих под ударением пишется

суффикс –ок .

Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение

бережок

волчок

петушок

сапожок

ножичек

орешек


Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась. Три нагнулась и присела, На четыре – улетела.


Сапог

Сапож ок

Быч ок

Пирог

Пирож ок

Старик

Старич ок

Друг

Друж ок

Паук

Пауч ок

Снег

Снеж ок

Корень

Кореш ок


Чердак

Чердач ок

Кулак

Кулач ок

Башмак

Башмач ок

Судак

Судач ок

Стих

Стиш ок

Смех

Смеш ок

Пастух

Пастуш ок

Пуш ок


Составь словосочетания.

Разбери слова по составу.

маленький


Распределите слова на две группы

Мышонок, слонёнок, зайчонок, медвежонок, козлёнок, собачонок, котёнок.

  • Спишите слова в два столбика
  • Поставьте ударение
  • Выделите суффикс
  • Подчеркните согласную перед суффиксом
  • Сформулируйте правило о написании в словах суффиксов -онок, -ёнок.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Каких целей вы достигли?


Предмет:Русский язык

Класс: 3

Учитель: Горбачева Анна Александровна

Программа: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

Тема: Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных

Тип урока:урок изучения нового материала

Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся с правописанием суффикса -ок- в именах существительных;

Отрабатывать написание суффикса -ок- в именах существительных;

Повторить правописание суффиксов –ик-, -ек-

Развивающие:

Развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы;

Способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

Создать условия для формирования компетенций, способствующих продуктивной коммуникации;

Воспитательные:

Создать условия для привития интереса к урокам русского языка;

Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим;

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

    формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

    формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

    развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока

    контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

    развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

    формировать умение осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

    формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

    развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Методические приёмы:

Деятельностный подход;

Создание проблемной ситуации;

Побуждающий диалог;

Оборудование:

Учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, С.В.Иванов и другие, Москва, «Вентана-Граф», 2011;

Тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» 3 класс, 2 часть, М.И.Кузнецова, Москва, «Вентана-Граф», 2011;

Рабочая тетрадь; раздаточный материал, маршрутный лист урока

1. Организационный момент.

Цель: Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.

Тихонечко сели на свои места.

Я напоминаю Вам правило работы с маршрутным листом. Если вы выполняете задание правильно, то используете зелёный карандаш, если допустили небольшую ошибку, то используете жёлтый цвет, но если вы не смогли справиться с заданием и вам нужна помощь, то сигнализируете красным цветом.

На маршрутном листе укажите настроение, с которым вы начинаете урок.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Пишем красиво, не допускаем помарок и исправлений.

2. Актуализация знаний.

- У меня на доске записаны слова, определите, на какие группы можно распределить эти слова, запишите их по группам, устно приготовьтесь объяснить выбор.

Ключ..к, п..ездка, вечероч..к, г..ловка, к..нюшня, н..резка.

На сколько групп разделили слова, что вы использовали за основу для такого деления? (знание частей слова).

А что объединяет все эти слова? (это имена существительные)

3. Подготовка к восприятию нового материала.

Цель: Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Давай понаблюдаем за другой группой слов – адрес..к, бел..к, бугор..к, ветер..к, вечер..к, волос..к.

К какой части речи относятся все эти слова? (имя существительное)

В какой части слова пропущена орфограмма? (в суффиксе)

- Какая буква пропущена?(буква о)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Буква - о - в именах существительных)

- Вы уже готовы сформулировать цель урока или даже правило на новую орфограмму?. Тогда ещё одна задачка:

У вас на листочках записаны слова, вставьте пропущенную букву в эти слова: ЯЗЫЧОК, СНЕЖОК, КАБЛУЧОК.

В какой части слова пропущена орфограмма? Какой согласный стоит перед суффиксом? Поставьте ударение в словах.

А вот теперь кто-нибудь готов сформулировать цели урока и правило, по которому мы сегодня будем работать?

Физкультминутка.

А мы, как я вижу, немного притомились. Без физкультминутки не обойтись.

1. Посмотрите налево, направо, вниз, вверх, нарисуйте глазами круг, закройте глазки, откройте, сильно-сильно зажмурьтесь, быстро поморгайте.

4. Работа с новым материалом.

Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.

Критерии по которым оценим свою работу (ученики отбирают только те, которые им необходимы, чтобы оценить работу с данным упражнением).

1. Умею образовывать слова с суффиксом - ок- .

2. Правильно записываю эти слова.

3. Выделяю корень слова.

4. Выделяю суффикс в слове.

5. Ставлю ударение.

- Проверка по эталону. Самооценка в маршрутном листе.

5. Создание второй проблемной ситуации.

Прочитайте слова, записанные на доске : дуб, ветер, пирог, друг

Составьте и запишите в тетрадь цепочки слов, используя суффикс -ок- (дубок, ветерок, пирожок, дружок)

Добавьте к получившимся словам суффикс -ек- (дубочек, ведерочек, пирожочек, дружочек)

Что интересного заметили? (Что произошло с суффиксом -ок- при добавлении к этим словам суффикса -ек?)

Прочитайте правило в учебнике на с. 21

Работа по учебнику.с. 21 № 5.

6. Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

7. Самостоятельная работа.

Закрепление правописания слов с суффиксами –ек-, -ик-, -ок-. Работа в тетради “ Пишем грамотно” № 2, с. 4

8. Рефлексия

Прием незаконченного предложения:

9. Д.з. c . 25 учить правило, упр. 4, 5

2 вариант

1 . Укажите в каком существительном суффикс написан неправильно.

а)дружок б) жучёк в) пастушок

2. Укажите существительное, в суффиксе которого не пишется буква -о-.

а)луж.к б) волч.нок в) ореш.к

3. Найти ряд с пропущенной –о-:

1) чулоч..к, петуш…к, горш..к

2) прут..к, цвет..к, кирпич…к

3) языч..к, стиш…к, горош…к

4) луж…к, пастуш..к, снеж…к

4. Укажите существительное, в суффиксе которого пишется буква -о-.

а)овраж.к б) жуч.к в) горош.к

5. Укажите существительные с суффиксом –ок-

а) старич…к, б) жуч..к, в) дубоч…к, г) кусоч…к,

д) гребеш…к, е) ящич…к.

1. К данным прилагательным подберите имена существительные трёх родов и множественного числа.(например: маленький ученик, маленькое дерево, маленькая девочка, маленькие дети.)

2. У прилагательных выделите окончания и определите число и род.

Голубой –

Красивый –

Самостоятельная работа по теме:

« Изменение имен прилагательных по родам и числа»

1. Подберите к данным прилагательным существительные, подходящие по смыслу.

2. Определи число и род прилагательных и выделите окончания.

Яркое, ласковое, весеннее ____________.

Мягкий, теплый, пушистый __________.

Дальняя, трудная, незнакомая __________.

Смешной, забавный, короткий ________.

1 вариант

А) и б) е в) ё г) о

2. В слове шалаш...к на месте пропуска пишется буква

А) и б) е в) ы

3. Какой гласный звук выпал в слове бараш...к?

А) ы б) и в) е

4. Какой гласный звук выпал в слове песоч...к?

5. В каком слове не выпал гласный звук?

6. В каком слове на месте пропуска пишется буква и?

7. В каком слове на месте пропуска пишется буква е?

8. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква е:

9. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква и:

Тест №17. "Гласные в суффиксах существительных ек и ик"

2 вариант

1.В суффиксах ек и ик при выпадении гласного следует писать букву:

А) и б) е в) ё г) о

2. В каком слове не выпал гласный звук?



а) замоч...к б) ножич...к в) дождич...к г) куст...к

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква и?

а) комоч...к б) мешоч...к в) диванч...к г) котёноч...к

4. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква и:

а) зайч...к, чайнич...к б) дружоч...к, овальч...к

в) чемоданч...к, мальч...к г) замоч...к, ореш...к

5. В слове шалаш...к на месте пропуска пишется буква

А) и б) е в) ы

6. Какой гласный звук выпал в слове бараш...к?

А) ы б) и в) е

7. Какой гласный звук выпал в слове песоч...к?

8. В каком слове на месте пропуска пишется буква е?

а) шар...к б) сад...к в) цветоч...к г) зонт...к

9. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква е:

а) осколоч...к, внуч...к б) карманч...к, комоч...к

в) фонар...к, горош...к г) ящич...к, листоч...к

1 вариант.

1. Вставь пропущенные окончания прилагательных и выдели их. Укажи род, число, падеж имен прилагательных.

На гладк…… льду______________________________________

в дальн….. дорогу______________________________________

сладк…… конфетку____________________________________

син….. лента____________________________________________

весенн….. солнышко_______________________________________

стар…… рояль___________________________________________

из перв…… ряда___________________________________________

с маленьк…… братом_____________________________________

перед ранн….. весной_________________________________________

о нужн…… вещи_____________________________________________

столов……. прибором________________________________________

мягк…… диван___________________________________________

под строг….. взглядом _________________________________________

2. Определи в тексте падеж, число и род прилагательных. Окончание выдели.

В лесной () глуши звери и птицы живут спокойно. Рыжая () белочка ловко прыгает с дерева на дерево. Она ищет спелые () орешки и сладкие()ягодки. Деловито ползает по ели серый () поползень в поисках

пищи. Стучит пёстрый () дятел по сухому() стволу старого() дуба.Течёт тихо и размеренно жизнь в лесной () чащобе.

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».



2 вариант.

1. Определи в тексте падеж, число и род прилагательных. Окончание выдели.

В чистом() небе горят звёзды. В августе звёздный () дождь часто падает на тёмную()землю. Обильная() роса играет в их свете. Полночную

()охоту начали совы. Маленькая() мышка поспешно шмыгнула в высокую() травку.

2. Вставь пропущенные окончания прилагательных и выдели их. Укажи род, число, падеж имен прилагательных.

От давн… встречи____________________________________________

на ранн… зорьке_____________________________________________

о проезж.. человеке___________________________________________

к растущ… ветке_____________________________________________

на пахуч… ромашку___________________________________________

в узеньк… окошко_____________________________________________

неуклюж… животное___________________________________________

под снежн… шубой____________________________________________

о субботн… передаче___________________________________________

син… ленту___________________________________________________

Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далековато не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та либо другая морфема. Вот поэтому представленную статью мы решили предназначить этой теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Необходимо подчеркнуть, что сделать это нетрудно, но исключительно в том случае, если вам понятно основное правило российского языка, которое разъясняет правописание буковкы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некая часть людей повсевременно совершает одни и те же ошибки, и заместо «ключик» пишут «ключек», заместо «куст» – «кустек», «мячик» – «мячек» и проч. Вот поэтому в школьной программке этой теме уделяется повышенное внимание.

Когда следует ставить буковку «и»?

А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- понимаете вы? К ним относятся последующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, куст, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчишка, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусок, лицо, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождь, орех, садик, котёночек и пр.

Как вы могли увидеть, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает огромные сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а как следует нереально найти, какую гласную нужно ставить в конце – «и» либо «е» (а, может быть, и «о»?). Вот поэтому советуем ознакомиться с надлежащими правилами российского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом -ик- следует писать исключительно в том случае, если при его склонении гласная буковка «и» сохраняется. Для наглядности приведем определенные примеры:

  • карандашик - карандашИка;
  • диванчик - дивана;
  • огурчик - огурчИка;
  • калачик - калачИка;
  • куст - куста;
  • носик - носИка;
  • стульчик - стульчИка;
  • пальчик - пальчИка;
  • лицо - лица;
  • мальчишка - мальчугана;
  • ключик - ключИка;
  • мячик - мячИка;
  • самолётик - самолётИка;
  • листик - листИка;
  • винтик - винтИка;
  • бантик - бантИка;
  • мостик - мостИка;
  • кирпичик - кирпичИка;
  • дождь - дождя;
  • садик - садИка и пр.

Когда следует ставить буковку «е»?

О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы поведали чуток выше. Но необходимо подчеркнуть, что в российском языке часто встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтоб удостовериться, что в этих словах вправду пишется буковка «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (другими словами выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

Приведем приятные примеры:

  • звоночек - звоноЧКа;
  • внучек - внуЧКа;
  • огонёчек - огонёЧКа;
  • горошек - гороШКа;
  • ножичек - ножиЧКа;
  • комочек - комоЧКа;
  • свисточек - свистоЧКа;
  • молоточек - молотоЧКа;
  • листочек - листоЧКа;
  • орех - ореха;
  • сыночек - сыноЧКа;
  • стебелёчек - стебелёЧКа;
  • кусок - куска;
  • мешочек - мешоЧКа;
  • цветочек - цветоЧКа;
  • платочек - платоЧКа;
  • пирожочек - пирожоЧКа;
  • котёночек - котеноЧКа и проч.

Видите ли, достаточно просто найти, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в российском языке именуют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание находится в зависимости от тех либо других ситуаций (в этом случае от сохранности гласной при склонении слова).

Имена существительные с суффиксом -ок-

Выше мы разглядели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой имен существительных. Но во время словообразования таковой суффикс не вызывает никаких колебаний. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема фактически всегда занимает ударное положение. В итоге, буковка «о» в суффиксе -ок- слышится очень ясно. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • кулачОк;
  • волчОк;
  • сынОк;
  • молотОк;
  • стрелОк;
  • петух;
  • дурачОк;
  • бережОк;
  • мелОк;
  • знатОк;
  • снежОк;
  • крючОк;
  • теремОк и пр.

Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- есть, вы понимаете. Но тут появляется новый вопрос: “В каких случаях в 2-ух последних морфемах после шипящих следует ставить буковку «е», а в каких - «о»?” Ведь достаточно трудно найти, как будет верно: петух либо петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буковка «е», и буковка «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем приятный пример:

  • бережОк;
  • петух;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса -ек-, то он ставится только в тех словах, в каких на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную буковку во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусок;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Методы образования слов с помощью суффикса -ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- появляются с помощью прибавления морфемы к базе слова. В конечном итоге мы получаем новейшую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (к примеру, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).
Что касается суффикса -ок-, то он присваивает несколько другие значения:

  • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато?к, зятёк, грибо?к, листо?к и пр.).
  • Действие (приведем пример: зево?к, бросо?к, пино?к, глото?к, рыво?к, мазо?к, толчо?к, прыжо?к, шлепо?к, скачо?к, щелчо?к, хлопо?к и пр.).
  • Предмет, а поточнее итог деяния (приведем пример: обло?мок, мото?к, обру?бок, набро?сок, сле?пок, отпеча?ток, стежо?к, посёлок, вы?селок и пр.).
  • Предмет, а поточнее орудие деяния (приведем пример: свисто?к, звоно?к, гудо?к и пр.).
  • Предмет, а поточнее субъект деяния (к примеру, поплаво?к, движо?к, росто?к и пр.).
  • Место деяния (като?к).
  • Уменьшительно-ласкательное либо только ласкательное значение (к примеру, Нино?к, Витёк, Лидо?к, Игорёк, Сашо?к и пр.).
  • Лицо, которое производит действие (к примеру, ездо?к, едо?к, стрело?к, игро?к, ходо?к и пр.).
  • Лицо, которое появляется в итоге деяния (к примеру, недоно?сок, вы?родок, переро?сток, недоро?сток, подро?сток и пр.).
  • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (к примеру, пре?док, пото?мок и пр.).
  • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим именованием прилагательным (к примеру, дичо?к, бело?к, желто?к и пр.).
  • Вещество, которое названо мотивирующим именованием существительным (к примеру, мело?к).
  • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу схожих предметов. При всем этом их ровно столько, сколько именуется мотивирующим именованием числительным (к примеру, пято?к, деся?ток и пр.).
Статьи по теме: