Портрет героев советского союза осипенко расковой гризодубовой. Девушка и самолёт: судьба военной летчицы-героини Марины Расковой

В Первомайском районе Владивостока находятся рядом три улицы: улица Марины Расковой, улица Полины Осипенко и улица Гризодубовой.

Эти улицы объединяет то, что они названы в честь летчиц, членов женского экипажабеспосадочного перелета Москва - Дальний Восток на самолете "Родина" Марины Расковой, Полины Осипенко и Валентины Гризодубовой.

Летчицы установили тогда рекорд дальности беспосадочного полета, преодолев 6 450 километров за 26 часов 29 минут. В конце пути машина попала в жесткий циклон, заставивший экипаж совершить вынужденную посадку в тайге, неподалеку от поселка Керби, а не во Владивостоке, как планировалось. Потерявшихся нашли только на восьмые сутки коллеги-мужчины Сахаров и Романов. Смелые женщины-летчицы были удостоены звания Героя Советского Союза. А когда во Владивостоке застраивался район выше реки Объяснения, их именами были названы три улицы.

Марина Раскова

Мало кто даже из проживающих на этой улице знает, кем была эта выдающаяся женщина.

А вот в 30-е годы имя Марины Расковой не сходило с газетных полос, звучало по радио, часто поминалось в наградных указах. Герою Советского Союза Расковой принадлежали несколько мировых рекордов на дальность перелётов. Говорили, хотя и шёпотом, что сам товарищ Сталин относится к Расковой как-то исключительно хорошо и даже уговаривает её не совершать особо рискованных полётов. Но Марина Михайловна пренебрегла советами вождя и бесстрашно летала самыми сложными маршрутами и в самых трудных условиях. Легенда, распространявшаяся шёпотом, гласила, что о гибели лётчицы трое суток боялись докладывать Сталину.

Родилась Марина 28 марта 1912 года в Москве. Училась в Московской консерватории. Работала практиканткой в лаборатории анилинокрасочного завода. С 1932 года - лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала штурманом. В 1935 году окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе. Продолжала работу в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба.
В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12. В 1938 году - в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.

24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир - В. С. Гризодубова, второй пилот - П. Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва-Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой - 5910 км).

За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106.

Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей. Её поддержали тысячи советских женщин, которые хотели участвовать в изгнании врагов с территории своей Родины.
В конце октября 1941 года с официального одобрения Ставки ВГК она сформировала авиагруппу из трёх женских авиаполков, которая носила неофициальное название «Ночные ведьмы».

4 января 1943 года Герой Советского Союза майор Раскова погибла в авиакатастрофе близ Саратова в сложных метеоусловиях при перелёте на фронт после переформирования. После смерти была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Награждена двумя орденами Ленина и орденом Отечественной войны 1-й степени, медаль «Золотая Звезда».

Полина Осипенко

Родилась 8 октября 1907 года в селе Новоспасовка (ныне носит её имя) Бердянского района Запорожской области (Украина), в семье крестьянина. Была девятым ребенком в семье.

В 1930 году решила научиться летать. Первая попытка поступить в Качинскую школу лётчиков не увенчалась успехом. Но во время визита на Качу К. Е. Ворошилова, она упросила его зачислить её в училище, которое окончила в 1933 году.

Служила лётчиком, командиром звена в истребительной авиации. Летом 1937 года П. Д. Осипенко побила три мировых рекорда высотных полётов с грузом и без нагрузки. В 1938 году она возглавила беспосадочный перелёт Севастополь — Архангельск; её экипаж установил также международный женский рекорд дальности полета по замкнутой кривой.

После перелёта Москва — Дальний Восток П. Д. Осипенко — инспектор по технике пилотажа, наставник пилотов-истребителей.

Майор Осипенко погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года, отрабатывая полеты "вслепую", во время учебно-тренировочных сборов вместе с начальником главной лётной инспекции ВВС РККА А. К. Серовым.

Прах Серова и Осипенко помещён в урнах в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Награждена 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.

Именем Полины Осипенко названо ее родное село, улицы и площади в Иркутске, Перми, Чите, Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Калининграде, Минске, Коломне, Краснодаре, Владимире, Мурманске, Элисте, Виннице, Мариуполе, Самаре, Тюмени и других городах, микрорайон в Запорожье, райцентр и район в Хабаровском крае. До 1958 года ее имя носил город Бердянск.

Валентина Гризодубова

После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Окончила Харьковскую школу пилотов гражданской авиации Осоавиахима (1929).

В октябре 1937 года установила 5 мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах.

В. С. Гризодубова, используя свою известность и знакомства в высших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с известным лётчиком М. М. Громовым она вступилась за С. П. Королёва, будущего создателя советской космической программы; во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29.

Возглавляла Антифашистский комитет советских женщин. Была членом комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942 год).

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года, командовала полком Авиации дальнего действия (АДД). На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 - ночных) на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. В 1943 году присвоено звание полковника.

Звание Героя Советского Союза присвоено 2 ноября 1938 года. Звание Героя Социалистического Труда было присвоено 6 января 1986 года.

Именем Валентины Гризодубовой названы улицы во Владивостоке, Новосибирске, Екатеринбурге, Пензе и Жуковском. Улицы в Бахчисарае, Крыме.

Интересно, что после присоединения к Владивостоку посёлка Трудовое появилось несколько улиц с одинаковыми названиями. Тогда улица лётчицы — первой женщины — героя страны Гризодубовой в поселке Трудовом стала просто Полуденной.

Cовершила в годы войны около 200 вылетов, включая 132 ночью, около 20 раз пересекала линию фронта, доставляя боеприпасы и продовольствие окруженной 2-й ударной армии и партизанам, вывозя раненых, бомбила врага под Курском, Льговом, Малой Вишерой, станцию Щигры.

Биография

Дочь русского конструктора, изобретателя и пилота Степана Васильевича Гризодубова, родилась в Харькове 31 января 1910 г. В раннем детстве поднималась в небо на отцовском аэроплане, а в 14 лет она совершила первый самостоятельный полёт на планере в Коктебеле. После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Затем была зачислена в консерваторию и одновременно - в Харьковский Центральный аэроклуб. Окончила аэроклуб за три месяца. Длительное время работала лётчиком-инструктором, а в 1934-1935 годах была лётчиком агитэскадрильи им. М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве, облетав почти всю страну. В 1939 г. назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР и проходила обучение в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.

Кем была

В начале войны подполковник Гризодубова возглавляла Московскую авиагруппу особого назначения, Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942). В апреле 1942 г. сформировала и возглавила чисто мужской 101-й авиаполк на самолетах Ли-2, участвовала в переоборудовании гражданских самолетов в ночные бомбардировщики. Действуя ночами, полк доставлял грузы нашим войскам, бомбил ближний тыл неприятеля, работал в интересах партизан. С 1946 г. полковник Гризодубова в запасе, работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Концерн радиостроения «Вега»), проводя испытания радиоэлектронной аппаратуры для ВВС и Гражданской авиации.

Чем знаменита

В октябре 1937 г. установила пять мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах, а 24–25 сентября 1938 г. в качестве командира экипажа вместе с П.Д. Осипенко и M.M. Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта. Первой среди женщин была удостоена звания Героя Советского Союза.

Места сражений

С апреля 1942 по апрель 1944 г. 101-й авиаполк, возглавляемый В.С. Гризодубовой, участвовал в обороне Сталинграда, битве на Курской дуге, над Левобережной и Правобережными районами Украины, под Ленинградом.


Случаи проявления наивысшей степени героизма

Весной и летом 1943 г., когда партизаны Украины готовились активизировать боевые действия в тылу врага, полк Гризодубовой доставил в партизанские соединения Ковпака, Сабурова, Федорова и другие сотни тонн военных грузов. С особым напряжением действовал 101-й авиаполк при освобождении Ленинграда и Ленинградской области, за что был удостоен почетного наименования «Красносельский».

Обстоятельства смерти

Государственные награды

Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда была награждена орденами Ленина (дважды), Октябрьской революции, Отечественной войны 1 степени (дважды), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды. Депутат Верховного Совета СССР в 1937 - 1946 гг. Улицы Гризодубовой есть во Владивостоке, Георгиевске, Екатеринбурге, Жуковском, Заволжье, Кургане, Москве, Новоалтайске, Новосибирске, Омске, Павлове, Пензе, Смоленске, Ставрополе, Сузуне, Ростове-на-Дону, пос. Бабино около Дзержинска.

75 лет назад летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко, Марина Раскова совершили перелет Москва – пос. Керби (Хабаровский край), установив женский мировой рекорд дальности беспосадочного полета по прямой.

Героини воздушного океана

Тридцатые годы - время выдающихся, рекордных полетов и перелетов. Советскими летчиками на советских самолетах были установлены многочисленные мировые рекорды. Молодежь просто бредила авиацией. Народными героями стали летчики Чкалов, Байдуков, Беляков, Громов, Коккинаки… Теперь настал черед женщин. И они доказывали, что могут быть летчиками не хуже мужчин.

24–25 сентября 1938 года летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова совершили перелет по маршруту Москва - поселок Керби (Хабаровский край). При этом они установили женский мировой рекорд дальности беспосадочного полета по прямой: 6450 км пролетели за 26 часов 29 минут. Мировой рекорд был перекрыт более чем на полторы тысячи километров.

Командиром корабля была Валентина Гризодубова. Летчиком она стала с самого детства. Ее отец - известный летчик и конструктор, брал ее в полеты, когда ей было всего пять лет. Валентина продолжила дело отца и стала летчицей-виртуозом.

Самое интересное, что второй член экипажа - Полина Осипенко работала вначале заведующей колхозной птицефермой, о полетах даже не мечтала. Но после того, как в ее деревню прилетел самолет, девушка твердо решила летать. В 1936 году Полина заявила в Кремле: «Обещаю летать выше всех девушек мира!» И свое обещание выполнила, поднявшись на гидросамолете на высоту 9100 метров, перекрыв достижение итальянки. Через два дня новый мировой рекорд при полете с грузом.

После высотных Осипенко решила перейти к рекордам на дальность. 2 июля 1938 года экипаж в составе Осипенко, второго пилота Веры Ломако и штурмана Марины Расковой установил женский мировой рекорд полета по прямой (Севастополь - Киев - Великий Новгород - Архангельск).

Следующим был полет на Дальний Восток. Всего Осипенко установила пять международных женских рекордов.

Марина Раскова тоже вначале была далека от авиации. Она выросла в семье учителей, была музыкально одаренной девочкой. Ей пророчили карьеру пианистки или артистки. Но все карты смешала новая в то время наука - аэронавигация. Раскова одной из первых российских женщин получила звание штурмана авиации. Как ей пригодились знания, опыт, интуиция в этом сложном перелете на Дальний Восток! Облака закрывали землю, дождь сменялся снегопадом, сильные порывы ветра - туманом. Самолет покрывался пленкой льда, а стекла кабины штурмана - инеем. Но Марина справилась. Недаром она и ее подруги стали первыми женщинами - Героями Советского Союза.

«Ведут героини-подруги машину на Дальний Восток»

Самолет АНТ-37бис «Родина» стартовал со Щелковского аэродрома 24 сентября 1938 года в 8 часов 12 минут по московскому времени.

Цель перелета, по словам экипажа, - «продемонстрировать перед всем миром решимость советских женщин, их любовь к родине». Вначале, как полагалось в те годы, перед дальней дорогой летчицы обратились с письмом к товарищу Сталину: «…Советские летчики не раз изумляли мир своими подвигами. Мы уверены, что, вдохновленные Вами и окрыленные Вашей заботой, мы также принесем нашей родине, партии Ленина-Сталина, Вам, дорогой наш учитель и друг Иосиф Виссарионович, - новую победу». Они не сомневались в успехе.

Вначале и правда, все шло хорошо. Самолет регулярно сообщал штабу полета свои координаты и сведения о полете. Затем, по сообщению ТАСС, «самолет вошел в зону фронта со снегопадом и дождем. Весь дальнейший маршрут до озера Байкал протекал в сложной метеорологической обстановке, и связь с самолетом была нерегулярна. Восточнее Байкала при наступлении утра погода улучшилась. Рано утром 25 сентября были приняты от самолета две радиограммы с просьбой дать пеленги с целью определения местонахождения самолета. В дальнейшем связь с самолетом прекратилась. Место посадки самолета не установлено. Ведется непрерывное радионаблюдение за эфиром и организованы розыски самолета». Газеты регулярно сообщали о безуспешных поисках «Родины»: «За 27 сентября поисками авиации и наземными партиями местонахождение самолета «Родина» еще не обнаружено. Работы по поискам продолжаются».

«28 сентября местонахождение самолета «Родина« не обнаружено. Розыски продолжаются». В течение семи дней о судьбе экипажа не было никаких известий.

«Но вот 50 самолетов в тайгу посылает страна»

Поиск стал делом всей страны. 30 самолетов кружили по обе стороны железной дороги от Читы до Хабаровска. Кроме того, были организованы крупные поисковые партии из местных жителей, в основном, охотников. В первые дни октября в поисках принимало участие уже свыше 50 самолетов. Однако сильно мешали низкая облачность и дождь.

И лишь 3 октября летчик Сахаров заметил на земле самолет в 20 километрах юго-западнее озера Амуткит. Снизившись до высоты десять метров, он ясно увидел двухмоторный самолет и двух человек возле него, подававших сигналы белым полотнищем. Вскоре подоспели два других гидросамолета, но совершить посадку в этом районе им не удалось.

В Москву полетела радостная весть: «Самолет «Родина« находится в 14 километрах северо-восточнее Дуки, в пяти километрах от реки Амгунь. Для экипажа самолета сброшены горячий кофе в термосах, теплые носки, сапоги и одежда, сбросили также карту с указанием местонахождения самолета. Экипаж все собрал. Он восторженно встречал нас аплодисментами…»

Правительственная комиссия дала распоряжение сделать все необходимое для спасения экипажа. Было предложено, помимо продуктов, сбросить резиновые лодки, водные лыжи, подготовить парашютный десант.

На следующий день при помощи сброшенного кода условных знаков было установлено, что у самолета находятся Гризодубова и Осипенко. Расковой вместе с ними не было. Однако они сумели сообщить, что Марина перед посадкой спустилась на парашюте, и указали примерное ее местонахождение.

Ее нашел летчик Деркунский в 20 километрах от «Родины» в редком болотистом лесу. Она стояла на полянке у только что разведенного костра и платком приветствовала летчиков. С самолета ей сбросили продукты. Правительственной комиссией было решено отправить девушкам парашютистов с необходимым снаряжением, чтобы те их вывели к реке Амгунь, где ждали резиновые лодки, а дальше катера. Операция по спасению прошла успешно.

«Родина» цела до последнего стеклышка

Так что же произошло с самолетом «Родина»? Уже добравшись до Комсомольска, Валентина Гризодубова рассказала о своих приключениях:

Достигнув Тугурского залива, мы пошли над побережьем Охотского моря с тем, чтобы дойти до Амура и по нему прийти в Хабаровск. Но так как Амгунь протекает почти параллельно Амуру, мы приняли Амгунь за Амур и шли этим курсом до самого Керби. Здесь мы обнаружили, что запас бензина вышел, и приняли решение идти на посадку. На высоте 2 тысячи метров Раскова покинула самолет. Я, а также Осипенко спокойно приземлили самолет на болото. Посадили хорошо. «Родина» цела до самого последнего стеклышка.

Прыгать с парашютом Марине приказала командир Валентина Гризодубова, чтобы не подвергать опасности ее жизнь во время посадки, так как место штурмана находилось в носовой части самолета. В случае сильного удара о землю Марине грозила верная гибель.

Раскова приземлилась далеко от места посадки «Родины» - ее унесло за гряду сопок. Парашют зацепился за дерево. Обрезав стропы, Марина спустилась на землю и стала ждать. Ее подруги, желая помочь ей, сделали несколько выстрелов. Но эхо обмануло ее, и она пошла в противоположную сторону. Десять дней в осенней тайге Раскова провела с минимальным запасом пищи. Когда ее нашли, летчица была настолько истощена, что ее пришлось нести на носилках.

«И родина лётчиц встречает, и воздух от песен гремит»

Из Комсомольска экипаж направился в Хабаровск. Там девушек встречала стотысячная толпа восторженных почитателей. 19 октября Гризодубова, Осипенко и Раскова уже выехали в Москву. На всем пути следования поезда героинь встречали и приветствовали тысячи людей.

Железнодорожники Новосибирска соревновались за право несения почетной вахты во время прохода экспресса. В нашем городе такой чести удостоились диспетчеры-стахановцы Бабич и Звягин. Вокзал был празднично украшен. «На фронтоне здания портреты любимого Сталина и его ближайших и верных соратников». Кругом горят сотни прожекторов. Новосибирцы пришли со знаменами, лозунгами, портретами вождей.

Поезд пришел точно по расписанию - в 10 часов 29 минут. На перроне столпились тысячи новосибирцев - рабочие, служащие, представители областных и городских организаций. Под звуки оркестра Гризодубова, Осипенко, Раскова в сопровождении летчика Сахарова, первым обнаружившего самолет в тайге, поднялись на трибуну. Их забросали цветами, оглушили грохотом несмолкающих аплодисментов.

От имени Новосибирской области гостей приветствовал председатель облисполкома Егоров. Тысячи людей кричали «ура» и скандировали: «Да здравствует наш любимый родной Сталин!» Вначале, как по обряду, прославляли «великого кормчего СССР», а потом уж вспомнили про летчиц, «с честью выполнивших почетное сталинское задание».

Рабочие Новосибирского завода «Сибмашстрой» преподнесли героическому экипажу «изящно отделанную модель самолета». С приветственной речью выступил представитель Сибирского военного округа товарищ Данилов. Следом за ним экипаж «Родины» приветствовали железнодорожники. К новосибирцам с ответным словом обратилась Полина Осипенко.

В заключение митинга приняли приветственное письмо товарищу Сталину со всеми подобающими эпитетами в его адрес - «шлем Вам, наш родной, горячо любимый отец, учитель и вождь, пламенный большевистский привет». А экипаж самолета «Родина» через газету «Советская Сибирь» передал «горячий привет трудящимся Новосибирской области».

Летчицы отправились в дальний путь - в Москву, навстречу славе. У всех у них была разная судьба. Валентина Гризодубова прожила долгую, счастливую жизнь. Полина Осипенко погибла в авиационной катастрофе в 1939 году вместе с начальником главной летной инспекции ВВС РККА Серовым. Причина катастрофы до сих пор неясна. Марина Раскова разбилась на самолете в 1943 году, не успев вступить в бой с фашистами под Сталинградом.

P. S. У этого героического перелета есть еще и обратная сторона медали, о которой мало кто знает. Во время поисков самолета «Родина», в небе столкнулись два самолета ПС-84 и ТБ-3. Все находившиеся в первом самолете погибли. Среди них был известный летчик Бряндинский. Из второго самолета четверо успели выпрыгнуть на парашютах. Но чтобы не омрачать торжества по поводу успешного спасения летчиц, о катастрофе самолетов сообщать строжайше запретили. Более того, не стали даже эвакуировать и хоронить тела погибших.

Гибель поисковых экипажей не вписывалась в агитационные мероприятия. А оставшихся в живых – заставили молчать.

Людмила Кузменкина

«Валентина Степановна Гризодубова - наша национальная гордость, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, летчик от Бога. К тому же, она была одной из обаятельнейших женщин своего времени, богато одаренной натурой, обладала великодушным и сострадательным сердцем и неизменно показывала себя - как это ни трудно порой оказывалось - человеком чести.»

Так отзываются о Валентине Степановне друзья и коллеги. За несколькими строками характеристики стоит сложный, наполненный драматическими моментами жизненный путь этой удивительной женщины.

Выросшая в семье авиаконструктора, изобретателя и летчика, Валентина Степановна уже в два с половиной года узнала, что такое полеты. Привязанная к отцу за его спиной ремнями, Валя Гризодубова впервые поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского ипподрома.


В Харькове, Валентина закончила среднюю школу и поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно она закончила музыкальное - училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию. Мечта о небе не оставляла ее, хотя попасть женщине в летную школу очень сложно. Валентина добивается приема у наркома С. Орджоникидзе. Благодаря его содействию 4 ноября 1928 г., будучи студенткой ХТИ, зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба...

Окончив аэроклуб за три месяца и оставив занятия в институте, она поступает в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа, а затем в 1929 г. в школу летчиков-инструкторов в Пензе, по окончании которой была направлена инструктором в Тушино, где до 1934 г. подготовила 36 летчиков...


П. О. Сухой среди членов экипажа самолета «Родина» (М. Раскова, В. Гризодубова, П. Осипенко)

Слава Гризодубовой, кроме военной, связана в основном с легендарным беспосадочным перелетом Москва - Дальний Восток. Экипаж в составе Валентины Гризодубовой (командир), капитана Полины Осипенко и старшего лейтенанта Марины Расковой (штурман) пересек воздушное пространство страны за 26 часов 29 минут, установив, мировой рекорд дальности - 6450 километров. Перелет состоялся 24-25 сентября 1938 года. Летели на самолете конструкции Павла Осиповича Сухого АНТ-37 "Родина". Это был самолет типа ДБ - дальний бомбардировщик, модернизированный, с автоматической уборкой шасси, имеющий еще ряд усовершенствований, которых не было на серийных машинах.


Беспосадочный перелет происходил в сложной метеорологической обстановке. Летчицам пришлось преодолевать грозовые фронты и туманы, лететь ночью на большой высоте. Через 26 часов 29 минут самолет "Родина", пройдя по прямой 5908 километров, совершил посадку на Дальнем Востоке в районе Кэрби, на берегу реки Аргунь.


Гризодубова с Осипенко совершили блестящую посадку на поверхность замерзшего озера, так называемую гать, без шасси, практически не повредив самолет (были только слегка погнуты законцовки винтов), так что позже муж Гризодубовой, летчик-испытатель Соколов Виктор Александрович, прилетел и перегнал самолет в Москву. Знаменитым летчиком-испытателем Михаилом Михайловичем Громовым показанное Гризодубовой летное мастерство было расценено как наивысшее. Он вообще очень любил Гризодубову и в приветственной телеграмме ей к 75-летию назвал ее летчицей номер один...

За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 Гризодубовой Валентине Степановне присвоено звание Героя Советского Союза.

Началась Великая Отечественная война. В 1942 году Гризодубовой поручили комплектование 101-го авиационного бомбардировочного полка дальнего действия из летного состава Гражданского воздушного флота и ВВС. В отличие от своего бывшего штурмана Марины Расковой, которая формировала женский полк, под началом Валентины Степановны служили только летчики-мужчины.


Маршал Савицкий на одном из юбилейных вечеров Валентины Степановны показывал немецкий плакат с изображением горящих немецких городов и Гризодубовой, обламывающей свастику. Подпись гласила: "Бандиты эскадры Героя Советского Союза Гризодубовой бомбят мирные немецкие города". За ее голову была назначена крупная сумма.

Лично полковник Гризодубова совершила более 200 боевых вылетов, в том числе на ночные бомбардировки (132 вылета), а также доставляя за линию фронта боеприпасы и военные грузы.

После войны Валентину Степановну назначили заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения) по летной части. Ее подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для ВВС и гражданской авиации. С 1963 года по личной инициативе Гризодубовой создан уникальный Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ), которым она и начала руководить. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения.


Валентина Степановна всегда была необычайно чутким и отзывчивым человеком, бесстрашной заступницей за всех несправедливо обиженных. По утверждению ее приемного сына, именно она вступилась за С.П. Королева, отправленного в 1939 году в лагерь на прииске Мальдяк под Магаданом. После ее совместных с М.М. Громовым хлопот Королева направили в ЦКБ-29 НКВД, в бригаду Туполева, затем в Казань на должность Главного конструктора по летным испытаниям, а в июле 1944 года он был досрочно освобожден.


Институт приборостроения, в котором 28 лет проработала В.С. Гризодубова, теперь называется «Концерн радиостроения «Вега». Недалеко от входа на высоком гранитном постаменте стоит трехметровая бронзовая статуя великой летчицы, выглядящая так, будто бы Валентина Степановна только что совершила посадку после своего рекордного перелета.

Валентина Степановна Гризодубова - рекордсмен дальних перелётов, участница Великой Отечественной войны, единственная женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда.

«Иного пути, кроме неба, у меня в жизни не было. Да и быть не могло». Эти слова Гризодубовой я записал в своём блокноте осенью 1988 года. Приближался полувековой юбилей знаменитого беспосадочного перелёта женского экипажа в составе: командир - В. Гризодубова, второй пилот – П. Осипенко, штурман М. Раскова на самолёте «Родина» по маршруту Москва — Дальний Восток (Керби, район Комсомольска-на-Амуре) протяжённостью 6450 км (по прямой - 5910 км). В ходе того исторического перелёта (26 часов 29 минут) был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.

Гризодубовой меня, военного спецкора ТАСС, тогда представил полковник Михаил Ребров – редактор отдела науки, техники и космонавтики «Красной звезды». Они дружили с послевоенных времён. Как и все пилоты на свете, Валентина Степановна страдала лёгким суеверием. Поэтому села между нами, Михаилами, и сказала, что загадает желание. Заманчиво было узнать его у 78-летней легендарной женщины, но об этом не спросишь. И вообще я больше помалкивал, слушая, о чём разговаривали Гризодубова и Ребров. Тем более, что два момента меня, как бы это помягче выразиться, вообще-то ошеломили. Во-первых, Валентина Степановна, обладавшая невероятными габаритами, восседала на громадном кожаном кресле, где свободно могли бы разместиться четыре человека. Во-вторых, она так густо употребляла ненормативную лексику, что даже мне, вроде бывалому подполковнику, становилось немножко не по себе. О чём и сказал Михаилу Фёдоровичу, когда мы покинули спартанское жилище «наследницы Икара» на Ленинградском проспекте. «Да если вы подружитесь, ты перестанешь обращать внимание на её закидоны. Баба она что надо. Несмотря на то, что жизнь её потрепала изрядно…».

В справедливости слов старшего товарища я убедился, когда нанёс визит Гризодубовой уже самостоятельно. Мой материал о ней – «Главное дело жизни» - опубликовали едва ли не все республиканские, областные и краевые газеты Советского Союза, и несколько десятков я принёс Валентине Степановне. Она их внимательно просматривала, кидала на пол возле себя, потом требовала поднять ту или другую. Дивилась, словно впервые об этом узнала: «Вот сколько «правд» у нас: удмуртская, тюменская, волгоградская, «Правда Севера», «Правда Бурятии»!

Я, кстати, в Бурятии была. А где я только ни была! По миру, слава Богу, поездила, полетала, а Союз, так и весь, почитай, отутюжила. Ты не смотри, что я сейчас такая, что меня разнесло. В молодости я была, знаешь какой шустрой? И - на подьём лёгкой, хоть и руку имела тяжёлую. Не один мужик её испытал на себе. А с вашим братом нельзя иначе. Чай, кофе, коньяк – что будешь?..»

Наверное, своим подношением я как-то потрафил Валентине Степановне. О ней в те поры практически никто не вспоминал. И вдруг - такая пресса, как будто полвека назад. Если справедливо выражение «вернуться в свою молодость», то нечто подобное, видимо, тогда испытала и эта уникальная женщин. Во всяком случае, с тех пор между нами установились очень доверительные отношения…

- Какие у вас самые первые воспоминания, связанные с небом? – спросил я при встрече.

Я - привязанная у отца за спиной, и мы летим. Мне два года с хвостиком. Говорят: врешь, человек не может помнить, что было в таком возрасте. Если какая-то ерунда, отвечаю, то да. А небо помнится. И потом не забывай, что отец у меня был фанатом авиации. Мне его увлечение с молоком матери передалось. Которая, кстати, единственная батьку и поддерживала, как могла. Они вдвоём во всём себе отказывали, но самолёты строили.

- На заводе вместе трудились?

Какой завод в двенадцатом году? Отец на пустыре оборудовал себе нечто вроде ангара и там пропадал дни и ночи. Мама ему туда еду носила. А с чего всё началось? Не очень образованный человек, отец увидел в синема полёты братьев Райт. Выпросил у киномеханика пару кадров плёнки. Отпечатал фото летательного аппарата и сделал его макет-копию. Естественно, первый блин стал комом. Самолёт не поднялся. И второй – тоже. Губернатор харьковский презрительно сказал тогда: «Голытьба, а туда же, в небо прётся!» А вот третий отцовский аэроплан таки взлетел! Правда, продержался в воздухе лишь две минуты, но всё равно для бати это была невероятная победа. Он, конечно, хотел иметь пацана, поэтому и воспитывал меня соответственно. Слов «не могу» или «не хочу» не признавал. Должна, - значит, можешь. А вот слова «консоль», «фюзеляж», «мотор», «горка», «пике» были для меня такими же привычными, как «хлеб» и «вода». Ещё от отца я впервые услышала о первой русской лётчице Зверевой. Гимназисткой Лидия Виссарионовна тайком от родителей поднялась на воздушном шаре и потом, преодолев невероятные трудности, добилась, чтобы её зачислили в лётную школу. Эта энтузиастка стала для меня примером на всю жизнь. И то, чего она не могла добиться, я сделала: женщины, следуя моему примеру, массово подались в авиацию.

- Завидная у вас судьба, Валентина Степановна, и прямая, как взлёт самолёта…

Не совсем, братец, так. Я же ещё очень серьёзно музыкой занималась. Да, параллельно с общеобразовательной окончила музыкальную школу и даже была зачислена в консерваторию по классу рояля. Мать, светлая ей память, Надежда Андреевна, говорила отцу: «Стёпа, может, пусть лучше Валя наша на рояле учится играть. Всё же девочка…» - «Ничего, летая она играть будет, а только играя, никогда не полетит», - отрезал отец, и правильно. Так что, будучи студенткой Харьковского технологического института, я записалась в местный аэроклуб и окончила его за три месяца вместо года. Ничего удивительного. К тому времени за моей спиной было семь лет полётов. Поэтому оставила институт и занялась исключительно авиацией. Училась в Тульской лётно-спортивной школе Осоавиахима, в Пензенской школе лётчиков-инструкторов, занималась планерным спортом, прыгала с парашютом. Три года проработала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт». Затем меня пригласили в агитэскадрилью имени Горького, базирующуюся на центральном столичном аэродроме. Вот где я полетала, так полетала! Побывала в городах и сёлах Украины, Белоруссии, Башкирии, Киргизии, Закавказья, летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной.

- Неужели в те годы вами двигала исключительно жажда полёта?

В основном, да. Правильно говорят: болезнь небом неизлечима. Но я, честно говоря, готовила себя к рекордам. В них тогда виделся мне смысл жизни. Как это в песне поётся: «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена». А тогда американки нас здорово обгоняли. Да почти по всем позициям обставляли. Меня прямо зло брало. Однако понимала: для того, чтобы сыграть Первый концерт Чайковского в си-бемоль миноре, надо руку набить. А для авиационных «аккордов» нужно опыта поднабраться. Чтобы никакая неожиданность не помешала достичь цели. Когда почувствовала в себе силы, сказала Орджоникидзе: всё, готова идти на рекорды!

- Почему Орджоникидзе? Ведь всем известно, что Сталин считал авиацию своим детищем.

Они оба так считали. Но до Бога было высоко, до Сталина - далеко, а Григорий Константинович, как бы это деликатнее тебе сказать, мне симпатизировал. Правда, ему не довелось порадоваться моим успехам. Первый рекорд я установила осенью 1937 года – наркома уже не было в живых. На спортивном самолёте я прошла 100 километров со скоростью 218 километров в час. Лучшее достижение американки Аннеты Джинсон в этом классе самолётов равнялся 199 километрам. Через два дня буквально я побила рекорд другой американки Моури. С бортмехаником Катей Слобоженко мы пролетели 100 километров скоростью 200 километров в час, превысив рекорд этого класса самолётов на 63 километра. На мне ещё бельё не просохло, как я села в одноместный гидросамолёт и «умыла» американскую рекордсменку Маргариту Тэннер. Она сотню прошла со скоростью 167 километров в час, а я – 190. Год спустя мы со штурманом Мариной Расковой дали стране не просто ещё один рекорд, преодолев за 7 часов и 23 минуты 1444 километра. Мы его превысили почти в два раза!

- Какие у вас были отношения со Сталиным?

Нормальные. Я даже с ним дважды целовалась.

…Но, разумеется, звёздным часом для Гризодубовой стал знаменитый перелёт на двухмоторном АНТ-37бис «Родина». 24 сентября 1938 года Валентина Степановна со старшим лейтенантом Полиной Осипенко и капитаном Мариной Расковой взлетела с подмосковного аэродрома и взяла курс на Дальний Восток. День выдался облачным. Долго летели вслепую по приборам. Вскоре появилось обледенение – главная опасность для супердальних перелётов. После Урала прервалась связь с землёй. Из-за этого экипаж прошёл мимо Комсомольска-на-Амуре, где планировалась посадка и соответствующие торжества. Когда бензина осталось на 25-30 минут, Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси. Но перед этим приказала Расковой прыгать с парашютом. Самолёт приземлился на болота в верховьях таежной реки Амгуни. Точного места посадки никто не знал. Несколько дней велись поиски экипажа. От Байкала и до Охотского моря над тайгой, горными хребтами, непроходимыми болотами летали более сотни самолётов. Тысячи охотников и жителей глухих поселков ушли на поиски в таежную глушь. Экипаж обнаружили с воздуха. Из села Керби вышел катер "Дальневосточный". В верховьях бурной Амгуни и были подобраны исхудавшие героические женщины. Фантастически рискуя своей жизнью, они за 26 часов 29 минут беспересадочного полета преодолели расстояние в 6450 км. Мировой рекорд дальности полёта для женщин оказался перекрытым более чем на полторы тысячи километров!

- Что вам, прежде всего, приходит на ум, когда вспоминаете о том великом перелёте?

Моих подруг Полю и Маринку вспоминаю. И до смертного часа их не забуду. У той же Осипенко было амбиций не меньше моих. И четыре мировых рекорда на счету имела. Мне говорили, что она никогда не согласится на второго пилота. А Поля сказала: да хоть пятым, но на рекорд с тобой пойду. Или взять нашу красавицу Марину Раскову. Тоже ведь была рисковой бабой. Я ей почему приказала прыгать с парашютом? Да потому что она сидела впереди нас, и первое деревцо могло её убить. Беспрекословно выполнила приказ. Потом девять дней брела по тайге с пистолетом и шоколадкой, пока её не подобрали охотники. А самолёт я тогда посадила на брюхо, как ребёночка в коляску. Только чуть-чуть оконцовки лопастей погнулись. Витя потом пригнал «Родину» в Москву целёхоньким. (Лётчик-испытатель Виктор Александрович Соколов, муж Валентины Степановны, от которого она родила сына Валерия – М. З .).

После того легендарного перелёта лётчицы стали Героями Советского Союза. Полина Осипенко погибла в авиационной катастрофе, отрабатывая полёты «вслепую» вместе с начальником главной лётной инспекции ВВС РККА Анатолием Серовым. Марина Раскова благодаря личным контактам со Сталиным, добилась разрешения на формирование авиагруппы из трёх женских авиаполков. Тоже погибла в авиакатастрофе. Гризодубова с должности начальника Управления международных авиалиний Гражданского Воздушного Флота в 1942 году была назначена командиром 101-го авиаполка Авиации дальнего действия (АДД).

- Почему вы согласились командовать мужским авиаполком, а не сформировали по примеру Расковой женский?

Я не согласилась, а настояла на том, чтобы меня назначили командовать мужиками. Если честно, генерала хотела получить. И не только, чтобы удовлетворить собственное тщеславие. Славы у меня предостаточно было, есть и будет. А генералов баб в армии, как не было раньше, так и теперь нет. Хотя все талдычат: женщины у нас равны с мужчинами. Ни хрена они не равны. Во время войны женщин офицеров воевало почти миллион человек. И ни одного генерала никто не получил. Если бы я создала прецедент, всё пошло бы по-иному. А неравенство я на своей шкуре испытала...

Как бы там ни было, но полковника Гризодубову с полка сняли за год до Победы. Сразу после войны уволили в запас. Правда, наградили орденом Отечественной войны 1 степени (всего она имела семь орденов и шесть медалей).

Но о том, где и как воевала Гризодубова, нелишне сегодня напомнить. Другой авиационный маршал Евгений Савицкий на одном из юбилейных её вечеров показал присутствующим немецкий плакат с изображением горящих немецких городов и Гризодубовой, обламывающей свастику. Подпись гласила: "Бандиты эскадры Гризодубовой бомбят мирные немецкие города". За её голову была назначена крупная сумма. Полк Гризодубовой занимался бомбометанием в тылу врага. По распоряжениям Центрального Штаба партизанского движения также обеспечивал вооружением и материальными средствами отряды Сидора Ковпака, Алексея Фёдорова, Василия Бегмы. На Большую землю вывез более 4000 детей. Сама Валентина Степанова сделала 204 вылета в тыл врага (132 – ночью). С ней летали руководители партизанского движения и комсомола Белоруссии – Пётр Машеров, Михаил Зимянин. Радистом у неё некоторое время служил Василий Шауро, впоследствии заведующий отделом культуры ЦК КПСС.

Командиром полка Гризодубова была резким, жёстким, но справедливым. Лётчики относились к ней с уважением. Даже любили. И было за что. «За всё время моего командования, лишь одного пилота осудил военный трибунал за пьяный дебош. Я поехала к Берии и сказала ему: «Буду сидеть у тебя в кабинете до тех пор, пока не увижу, как мой лётчик садится в мою машину. А иначе пожалуюсь Сталину». И он струсил. Нехороший был человек. Много навредил и тому же Сталину, и нашему общему делу. Подозреваю, что его молодчики и меня «красиво» подставили. Но, как говорится, не пойман, не вор».

Из письма мужу, командиру авиационного полка Соколову: «Витя! Мне ещё так трудно никогда не было! За пять дней у меня забрали 10 летчиков и 3 вышло из строя. Самолетов достаточно, а летать на них некому. Позавчера сбили Семенова… У меня сейчас пошли летать совсем молодые и зеленые, старики устали. Сердце кровью обливается. Летаем в любую погоду. От переутомления многие теряют зрение».

Особая статья - взаимоотношения Гризодубовой и Сергея Павловича Королёва. Они познакомились в Коктебеле в 20-х годах. Валентина ездила туда с отцом, в то время председателем секции планеризма Украины. Вспоминала: «Он за мной приударял. А был в молодости красавцем и думал, что ему всё позволено. Ну и отведал моей руки. Может быть, поэтому уже в тридцатых годах выступал против моего приёма в ОСОВИАХИМ: «Баб нам не нужно!». В 1939 году Серёжку отправили в лагерный прииск Мальдяк, что под Магаданом. Тогда мы с Мишей Громовым спасли Королёва. Добились его перевода сначала в ЦКБ-29 НКВД, в Туполевскую бригаду, затем - в Казань, на должность Главного конструктора по лётным испытаниям. Летом 1944 года его досрочно освободили».

Ко всем прочим достоинствам Гризодубовой у неё ещё была заслуженная слава всесоюзной заступницы несправедливо обиженных. Всю свою жизнь Валентина Степановна получала письма с жалобами мешками.

Притом, что всего лишь два года была депутатом Верховного Совета СССР. На многих конвертах значился адрес: «Москва, Кремль, Гризодубовой». У неё всегда работал сотрудник, отвечающий за почту (я знал Надежду Виноградову). В молодости отважная лётчица слыла воинствующей атеисткой, безбожницей. На склоне лет всем своим посетителям обычно показывала бордовую папку. В ней хранились сведения о судьбах 4767 человеках, которых она восстановила в правах с 1948 по 1951 годы. При этом говорила: «В своей жизни я много нагрешила, но Бог меня простит. А эта папка – мой пропуск в рай. Ты думаешь: самое сложное дело вытащить человека из тюрьмы? Вовсе нет. Я часто обращалась за помощью к Молотову, Берии, Ворошилову, Буденному. И они шли мне навстречу. А вот устроить человеку жизнь после заключения, вернуть ему жильё, работу, вот это у меня не всегда получалось».

С 1946 года Гризодубова работала заместителем начальника НИИ-17 по лётной части. Ей подчинялась Летно-испытательная база института, расположенная в поселке Суково Московской области. Под руководством Валентины Степановны были успешно проведены лётные испытания всей самолетной аппаратуры, разработанной в институте, в том числе станций перехвата и прицеливания: «Кобальт», «Торий», «Коршун», «Изумруд», «Сокол». Кадрами и техникой лётно-испытательной базы тоже она заведовала. С 1972 года и до конца жизни являлась заместителем начальника Московского научно-исследовательского института приборостроения по лётной части. На этой должности в 1986 году ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Валентина Степановна стала единственной женщиной, удостоенной двух этих званий одновременно.

Гризодубова дожила до так называемых перестроечных времён. Успела хлебнуть их мутности, скудости и безнадёги.

Досадовала от того, что имя Сталина поносят все, кому не лень. Хотя, рассуждая обывательски, вроде бы должна была радоваться повсеместному «низвержению тирана». Не радовалась. Наоборот, возмущалась новыми порядками, Горбачёвым, Ельциным. Вообще, для многих эта легендарная женщина с голосом Ричарда Львиное сердца, от рыка которого приседали кони, представляла из себя, по ее собственному разумению, большой шкаф, стоящий посреди кухни. Об него все стучались. Но самую точную оценку ей дал друг и многолетний соратник по небу Михаил Громов: «Гризодубова - лучшая лётчица всех времён и народов». Это святая правда. Валентина Степановна очень редко покидала пределы своей квартиры. Руководила, в основном, по телефону. Говорила, что не хочет пугать людей своим внешним видом. Но те, кому с ней доводилось общаться – единодушны: уникальная была женщина. Светлый ум и самоирония не покидали её до последнего вздоха…

В Москве на Кутузовском проспекте установлен памятник Гризодубовой. В столичной школе № 918 действует Музей её имени. Улицы знаменитой лётчицы есть в 16 российских и 10 украинских городах. В доме № 44 по Ленинградскому проспекту установлена мемориальная доска. Такая же доска есть в Кургане. Имя Гризодубовой носит авиапредприятие в Жуковском. 103-й гвардейский Красносельский Краснознаменный военно-транспортный полк до своего расформирования в 2009 году тоже носил имя Гризодубовой. В честь 100-летия со дня рождения лётчицы выпущена почтовая марка России.

Специально для Столетия

Статьи по теме: