«Слова, обозначающие действия предметов. Слова — названия действий предметов в русском языке На какой вопрос отвечает слова обозначающие действия

предмет, его признак и действие - самые важные формы слов в русском языке. Давайте поговорим о них по порядку.

Предмет

Предмет в русском языке обозначает имя существительное. В своей начальной форме, существительное отвечает на вопросы «что?» и «кто?». Например: кто? – мама; что? – конфета.

Существительное в предложении может менять свою форму в зависимости от падежа и числа. Возьмем слово конфета. Давайте посмотрим на примерах, как оно может менять свою форму в разных предложениях:

  • Я люблю конфеты .
  • Я возьму конфету .
  • Мама, купи мне этих конфет .
  • Оля хвасталась конфетами .
  • Я сам дал название этим конфетам .

Признак предмета

Имя прилагательное – есть признак предмета. Оно в начальной форме отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». То есть прилагательное дает описание чему-то или кому-то. Например: мальчик какой? – веселый; книга какая? – веселая; солнышко какое? – веселое.

Имя существительное также может употребляться в разных формах в зависимости от падежа, рода и числа слова, к которому оно относится. Проследим за этим на примере слова добрый :

  • Добрый мальчик спас котенка.
  • Доброго мальчика наградили медалью.
  • Там играли добрые дети.
  • Наша учительница очень добрая .
  • Нужно быть добрыми .

Действие

В русском языке глагол обозначает действие предмета. Глагол в начальной форме отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Например: что делать? – идти; что сделать? – сходить.

Форма глагола может меняться в зависимости от его времени и формы существительного, к которому непосредственно относится наш глагол. Рассмотрим, как может меняться слово рисовать :

  • Я люблю рисовать.
  • Вчера я рисовала пейзаж.
  • Сегодня Оля рисует портрет.
  • Папа с мамой рисовали акварелью.
  • Петя красиво рисовал.

Перейдем к выполнению задания

Нам необходимо придумать и записать по пять примеров слов предметов, признаков предметов, и их действий. Приступим!

Слова, которые называют предмет:

  1. стол;
  2. стул;
  3. ручка;
  4. карандаш;
  5. книга.

Слова, которые называют признак предмета:

  1. большой;
  2. деревянный;
  3. синяя;
  4. простой;
  5. интересная.

Слова, которые называют действие:

  1. стоит;
  2. лежит;
  3. пишет;
  4. рисует;
  5. рассказывает.

УРОКИ 78 – 81 СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ

Прочитай и отгадай загадку.

Тает снежок. Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

– Какие слова в загадке называют действия?

Прочитай. Запиши по образцу

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых…

Михаил Исаковский

Образец. Ветер (что сделал?) вышел, …

Слова, которые отвечают на вопросы что делать? что делает? что делают? что делал? что сделал? что будет делать?, обозначают действия предметов.

Рассмотри рисунки. Запиши слова с большой буквы в столбик. Рядом с каждым запиши слово, отвечающее на вопрос что делает? Поставь точку. Сделай вывод.

Прочитай

Черепаха, заяц, человек, лодка, автомобиль, поезд, самолет.

– Подбери к этим словам такие, которые отвечают на вопрос что делает? и наиболее точно передают движение. Запиши предложения, подчеркни двумя линиями слова, обозначающие

Действия.

Прочитай слова. Найди среди них “лишнее”.

Считает, пишет, чтение, играет, рисует.

ДОБРЫЙ СОВЕТ

Говори правильно:

Что делать? – класть,

Что делаю? – кладу,

Что делал(-а)? – клал(-а),

Что делают? – кладут;

Что сделать? – положить,

Что сделаю? – положу,

Что сделал? – положил,

Что сделают? – положат.

Отгадай и запиши загадку. На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действия?

– Поставь вопросы от слова к слову. На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действия?

Прочитай.

За вершинами леса скрылось солнце. Заливаются в вечернем лесу дрозды. Громко воркует дикий голубь. Глухо турлычут в лужах лягушки. Просвистели крыльями над лесом дикие утки. Страшно ухнул и захохотал филин.

По Ивану Соколову-Микитову

– Запиши текст, строя предложения только из выделенных слов.

– Поставь вопросы от слова к слову.

Прочитай. Объясни орфограммы в выделенных словах.

Садись на камень под сосну.

Лесную слушай тишину.

Журчит, лепечет ручеек

О том, что путь далек, далек.

Упала шишка, скрипнул сук,

Жужжит, жужжит тяжелый жук.

Мария Познанская

– Какие слова в стихотворении передают лесные звуки? Выпиши эти слова, поставь к ним вопросы.

Рассмотри рисунок, составь по нему четыре-пять предложений о том, что можно увидеть в лесу Запиши их. Подчеркни слова, обозначающие действия.

Прочитай и спиши. К названиям действий подбери слова, близкие по значению.

В небе звездочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Малым детям спать велит…

Александр Блок

Прочитай. Каким стал котенок у маленькой хозяйки?

Я нашла в саду котенка.

Он мяукал тонко-тонко.

Я взяла его домой,

Накормила досыта.

Скоро стал котенок мой

Загляденье просто!

Елена Благинина

– Спиши стихотворение. Сколько в нем предложений? Подчеркни двумя линиями слова, которые обозначают действия.

Расскажи, что ты думаешь о девочке, которая приютила котенка (упр. 413). Выбери для своего рассказа слова, сочетания слов из материала “Для справок”.

Для справок. Защитить слабого, помочь бедному, пожалеть, проявить заботу, любовь, очень хорошая, сердечная, доброе сердце, брать пример.

Выбери и запиши по образцу названия всех действий воробья, собаки, лягушки.

Бегает, прыгает, сидит, чирикает, рычит, мяукает, клюет, летает, квакает, спит, лакает.

Образец. Ворона каркает, летает, клюет.

Говори правильно:

Хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят; бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут, беги, бегите; поиграю, поиграем.

Рассмотри картину А. Каневского “Дети и кораблик”, которую художник написал давно, когда были детьми твои бабушки и дедушки.

А. Каневский. “Дети и кораблик”

– Покажи эту картину старшим в семье и расспроси их: пускали ли они свои кораблики по весенним ручьям?

Рассмотри внимательно картину А. Каневского “Дети и кораблик”. Подумай, почему у нее такое название. Ответь на вопросы.

1. Какое время года изобразил художник? 2. Как художник сумел показать, что день солнечный? 3. Кого ты видишь на картине? 4. Чем заняты дети? 5. Как ты думаешь, что могли делать ребята лопаткой и прутьями до того, как пустили кораблик в плаванье? 6. Тебе приходилось пускать кораблики на воду?

Расскажи о том, что ты видишь на картине, выбрав из списка нужные для твоего рассказа сочетания слов.

Солнечный день, последний снег, первые ручьи, маленький кораблик, белые паруса, синие тени от деревьев, прочистили путь ручейку, подгоняет прутиком.

Составь рассказ о своем друге по данному плану.

1. Как зовут твоего друга?

2. За что ты его уважаешь?

3. Как другие ребята относятся к нему?

– Выбери для заключения пословицу и запиши рассказ.

1. От хорошего примера сам лучше становишься. 2. Настоящий друг равен брату.

СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ - Російська мова

Схожі записи:

    3 класс Повторение изученного в 3 классе ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ Объяснить орфограммы в выделенных словах. УЧИТЕСЬ СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ Природа – это волшебник. Она...

    Урок 39. УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ В РЕЧИ Совершенствуем умение употреблять слова в речи 233. Прочитай. Обрати внимание на выделенные в стихотворении слова. Для чего они служат?...

    4 класс Предложение Прямая речь, стоящая до и после слов автора. Знаки препинания при прямой речи. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ ПРОИСШЕСТВИЕ Лежал я однажды на берегу. Не...

    ПОВТОРЕНИЕ § 2-3 Простое и сложное предложение. Члены предложения. Пунктуация в простом и сложном предложениях. 11 1.Восстановите отрывок из рассказа А. Чехова “Мальчики”. Для этого...

    ВСТРЕЧАЕМ ВЕСНУ ПОДАРКИ ДЛЯ МАМЫ – Костя, давай сделаем маме подарок! – Давай! – Я нарисую цветы, а ты? – А я еще не решил....

    Урок 17 Буква э Учимся правильно произносить и писать слова с э. 124. Выучи скороговорку. Эх ты, эхо, эхо, эхо, Говорить с тобой – потеха!...

    МОРФОЛОГИЯ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ §22 Написание не с именами существительными и именами прилагательными 1. Прочитайте стихотворение С. Бондаренко. Какие слова делают это стихотворение забавным? Выпишите слова,...

    Урок 25. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ Углубляем знания о правилах поведения и культуре общения 152. Прочитай отрывок из стихотворения. Какие вежливые слова в нем...

    ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ § 19. РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ И НЕСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Проанализируйте падежные окончания существительных знамя, имя, путь. Сравните их с...

    1 класс Слово Слова, отвечающие на вопросы кто? что? СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ Записать и прочитать слова. Поставить к ним вопросы. I. Река, Ольга, цветок, знания, ум,...

    ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 2 Словарик Алфавит, альбом Бери, ботинки, будто, быстро Варежки, ветер, (у-)вйдеть, воробей, ворон, ворона, восемь Город Даже, девять, дежурный, деревня, десять, дневник, до...

    2 класс Звуки и буквы Написание сочетаний чн, чк, нч, нщ, щн СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ Записать и прочитать слова. Подчеркнуть сочетания чн, чк, нч, нщ, щн....

    Урок 25 Звуки [г], [г’] Учимся правильно произносить слова с согласными звуками [г], [г’] 178. Прислушайся, как произносит учитель звук [г] в скороговорке. Произнеси скороговорку....

    МОРФОЛОГИЯ СВЕДЕНИЯ О РЕЧИ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 44 – 45 Общение и речь. Ситуация общения и ее составляющие 417 1. Найдите в содержании учебника материалы, посвященные...

    5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЕМ 17 1. Прочитай текст. Назови тех, к кому обращаются в тексте. – Митя, ты сядешь за вторую парту… С последней...

    61. Пишем сочинение по сказке 481. Рассмотрите репродукцию картины Виктора Васнецова к сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке (стр. 218). Вспомните этот эпизод, если...

    Урок 50. НАПИСАНИЕ ПАРНЫХ ЗВОНКИХ-ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА Совершенствуем умение правильно писать слова с парными звонкими-глухими согласными в корне 317. Прочитай отрывок из стихотворения....

    ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ § 24. УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО В РЕЧИ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Прочитайте стихотворение. Определите, о какой части речи говорится в...

    4. ТЕКСТ ПОНЯТИЕ ОБ АБЗАЦЕ 8 1. Прочитай. Докажи, что это текст. Ответь на вопросы. Варюша думала было надеть волшебный перстенек, чтобы повидать белый свет...

    5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РАБОТА С ТЕКСТАМИ (УЧЕБНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ) 29 1. Прочитай текст. О ком он? Подбери заголовок к тексту из предложенных. ДЕД...

    УЧИМ НОВЫЕ БУКВЫ Ее Белый Здесь Третий Чем Первый Где Верю Ничем Верхний Мне Смотрела Тем Серый Хлеб На горе Две Полезный Место На дворе...

    СЛОВО УРОКИ 67 – 68 БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ И ФАМИЛИЯХ 347 Прочитай. Мы поставили спектакль по сказке Александра Сергеевича Пушкина. Аня Медведева, Нина...

    3 класс Состав слова. Правописание Написание слов с парными звонкими – глухими согласными в корне СЛОВАРНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ 1. Подобрать и записать слова для проверки...

Муниципальное общеобразовательное учреждение Мещерская средняя общеобразовательная школа

Урок русского языка в 1-м классе по теме "Слова, обозначающие действия предмета и отвечающие на вопросы "Что делал? Что делает? Что сделает?"

Разработал учитель

Начальных классов

познакомить учащихся со словами, обозначающими действие предмета и отвечающими на вопросы что делал? что делает? что сделает?;

учить выделять данные слова в речи.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Прозвенел звонок – Начинаем наш урок.

2. Формулирование темы и цели урока

На доске: Ученик Сомов внимательно … задачу. Мальчик … над её вопросом. Коля обязательно … задачу правильно.

Справка: решит, прочитал, думает

Уч-ль. Прочитайте данный на доске текст. Познакомьтесь со справкой. Сформулируйте задание к упражнению.

Уч-к. Надо восстановить текст, пользуясь словами из справки.

Уч-ль. Прочитайте восстановленный текст.

(Ученики выполняют задание, читают полученный текст: Ученик Сомов прочитал задачу. Мальчик думает над её решением. Коля обязательно решит задачу правильно.)

Уч-ль. Определите, что обозначают слова из справки и на какие вопросы они отвечают. Назовите тему сегодняшнего урока.

Уч-к. Находящиеся в справке слова обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? Это тема нашего урока. (На доске открывается заранее записанная тема урока.)

Уч-ль. Определим цель урока.

На доске опорная запись:

познакомиться со … , обозначающими … … и отвечающими на …? …? …?;


учиться выделять данные … в … и … речи.

Уч-ки. Цель урока - познакомиться со словами, обозначающими действия предмета и отвечающими на вопросы что делает? что делал? что сделает? и учиться выделять данные слова в устной и письменной речи.

3. Минутка чистописания

Уч-ль. Начнём работу над поставленной целью с минутки чистописания. На минутке чистописания мы составим узор. В него должна войти строчная буква, которая имеется во всех словах из справки и любые элементы букв. Найдите эту букву.

Уч-к. В словах прочитал, думает и решит имеется строчная буква т. Её будем писать в узоре чистописания.

Уч-ль. Вспомним, как правильно пишется строчная буква т.(На доске вывешивается плакат с написанием данной буквы, и учитель обращает внимание на специфику написания параллельности элементов в букве т.) Каждый теперь сам составит свой узор.

Ученики самостоятельно пишут в тетрадях свои узоры, 2-3 ученика затем записывают их на доске. (Например: т / т // т /// т //// … и указывают закономерность записи: строчная буква т чередуется с написанием коротких наклонных линий, количество которых увеличивается на один.)

4. Изучение нового материала

Уч-ль. Ребята, назовите ещё раз слова из справки. (Слова убраны с доски) Дайте характеристику звука, обозначенного буквой, с которой работали в минутке чистописания.

Уч-к. В словах прочитал, думает, решит строчная буква т обозначает согласный глухой парный твёрдый парный звук [т].

Уч-ль. Придумайте и назовите слова по теме урока, чтобы эта буква обозначала мягкий звук в начале слова.

(Ученики называют слова, а учитель записывает на доску предложенные варианты.)

Уч-ль. Задайте вопросы к данным словам.

(Ученики называют вопросы, а учитель вывешивает плакат с вопросами глагола.)

Уч-ль. Скажите, что обозначают данные слова, отвечающие на перечисленные вопросы.

Уч-к. Данные слова обозначают действия предмета.

Учитель. Обобщите, что вы узнали о данных словах.

Ученик. Данные слова обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делал? что делает? что сделает?

Уч-ль. Откроем учебник на странице 72 и прочитаем ПРАВИЛО.

5. Словарная работа

На доске: КЛРИДУСОЩНВАНРТЬ

Уч-ль. А сейчас в данной записи найдите новое словарное слово. Подходит ли оно к теме нашего урока?

Уч-к. В данной записи пропускаем по 2 буквы и получаем слово рисовать. Оно обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать?, значит, подходит к теме нашего урока.

и заполняем звуковую схему слова:

DIV_ADBLOCK241">


Уч-ль. Запишите данное предложение, изменив слово, соответствующее по теме урока, на однокоренное, которое отвечает на вопрос что делала?

Ученики пишут предложение: Девочка Марина рисовала красками пейзаж.

6. Физминутка

Уч-ль. Дети, встаньте, выйдите из-за парт. Я буду называть слова, а вы выполняйте действия, которые они обозначают:

шагаем – стоим;

руки поднимаем – опускаем;

приседаем – тянемся вверх;

смеёмся – плачем;

кричим – молчим;

стоим – садимся.

7. Первичное закрепление нового материала

Уч-ль. Какая имеется особенность в словах, используемых на разминке?

Уч-к. Слова обозначают противоположные действия, т. е. являются АНТОНИМАМИ.

Уч-к. Антоним к слову болеть - здравствовать, а к слову спать – бодрствовать. (На доске вывешивается карточка с данными словами:

болеть – здравствовать

спать – бодрствовать)

Уч-ль. Запишите любую пару слов из числа названных.(Ученики выполняют задание.) Скажите, какую пару вы записали.(Отвечают 3-4 ученика.)

Уч-ль. А теперь назовите СИНОНИМЫ, т. е. близкие по смыслу, к тем же словам: болеть, спать.

(Ученики называют, а учитель вывешивает карточку на доску:

болеть - хворать

спать – клевать носом)

Уч-ль. Запишите пару слов, которая имеет переносное значение.

(Ученики выписывают пару: спать – клевать носом.)

Уч-ль. Данное выражение «клевать носом» называют ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ. Это устойчивое выражение с самостоятельным значением. В учебнике на странице 73 найдём упражнение 4.

(Витать в облаках - … .

Держать язык за зубами - … .

Зарубить на носу - … .)

Уч-ль. Прочитаем предложенные фразеологизмы. Подберём близкие к ним по значению слова по теме урока.

Уч-к. Синонимами к данным фразеологизмам будут такие слова:

витать в облаках, т. е. мечтать;

держать язык за зубами – молчать;

зарубить на носу – значит, запомнить.

Уч-ль. Запишите тот фразеологизм, который считаете для себя поучительным.

(Ученики выбирают и записывают, а учитель выясняет, какой фразеологизм записали у 3-4 учеников.)

8. Закрепление нового материала

На доске: Ветер воет.

Гром грохочет.

Птицы примолкли.

Солнце спряталось.

Уч-ль. Прочитайте предложения. Постарайтесь их запомнить. (Ученики выполняют задание.) Напишите предложения по памяти в таком порядке, чтобы получился текст. (Доска закрыта.) Проверим.

Уч-к. Я записал предложения в следующем порядке:

Солнце спряталось. Ветер воет. Гром грохочет. Птицы примолкли.

Уч-ль. Поднимите руку, кто всё написал правильно. Продолжите текст, добавив ещё одно предложение сходной структуры так, чтобы рассказ завершился.

(Например: Началась гроза. 2 ученика зачитывают получившиеся тексты.)

Уч-ль. В полученном тексте найдите слова по теме урока.

Уч-к. В тексте я нашёл слова: воет, грохочет, примолкли, спряталось, началась, которые соответствуют теме нашего урока.

Уч-ль. Докажите, что названные слова действительно соответствуют теме урока.

Уч-к. Данные слова обозначают действия предметов и отвечают на вопросы: что делает? – воет, грохочет; что сделали? – примолкли; что сделало? – спряталось; что сделала? – началась.

Уч-ль. Прочитаем ещё раз правило из учебника. (Ученики читают правило.) Расскажите правило. Приведите примеры ещё не звучавшие на уроке. (Отвечают 2 ученика.)

Уч-ль. Найдите в тексте слова, обозначающие действия, с такой же орфограммой, как в слове «прЯмой».

Уч-к. В слове «прЯмой» безударная гласная Я, которую можно проверить словом «прЯмо». Значит, в тексте я должен найти слова, обозначающие действия предметов, в которых имеется проверяемая безударная гласная: грОхочет - грохот, нАчАлась – начало, начали.

9. Итог урока

Уч-ль. Ребята, выполнили ли мы цель, поставленную перед нами в начале урока?(Сравниваем с доской, где закодирована цель опорными словами.)

Уч-ль. Скажите, пожалуйста, чему вы научились на уроке? (Выслушиваются 2-3 ученика.)

если вам было интересно и всё понятно – хлопайте в ладоши;

если у вас возникли проблемы с выполнением заданий на новый материал – присядьте;

если вам было скучно – топайте ногами.

Ученики выражают предложенными действиями своё отношение к уроку и своему труду на нём.

Уч-ль. Спасибо, дети, за урок!

19.03.2018г. Конспект урока русского языка

Тема: «Слова-названия предметов, признаков предметов, действий предметов».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов

деятельности. Урок с использованием технологии развития критического мышления.

Цель: 1) познакомить со словами – названиями предметов, признаков предметов,

действий предметов; развивать речь;

2) формировать умения находить в речи названия предметов, признаков

предметов, действий предметов.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Приветствие обучающихся:

- Ну-ка проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке, ручка, книжка и тетрадка?

Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!

- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?

Хочу пожелать вам старания и терпения в вашей работе!

Мотивация

К нам на урок пришла гостья. А кто она, вы узнаете, отгадав загадку: Слайд 2

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.

Кто эта гостья?

Правильно, это весна. Это замечательное время года. Весна всегда представляется молодой девушкой, с длинной косой, румяной, в длинном красивом сарафане с цветами. Так как весна – это символ молодости, расцвета. Солнышко пригреет, и всё вокруг оживёт, зазеленеет, расцветёт.

2.Минутка чистописания. Слайд 3.

Минутка чистописания. Откройте тетради и пропишите буквы, которые у вас написаны.

Затем число, классная работа . А на следующей строке слова: весна, вода, ветер.

Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями.

И вот её первый друг:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево.)

Правильно, дерево.

Ребята, обратите внимание, какое дерево у нас сейчас, и потом посмотрим, какое оно станет концу урока.

Представим наше дерево в виде схемы – кластера, который мы будем заполнять во время своей работы.

Но сначала давайте вспомним, что мы знаем о речи, предложении и поиграем

в игру «Закончи предложение»: Слайд 4. (кластер)

Речь – это… - средство общения между людьми

Речь бывает… - устная и письменная

Речь состоит из… - предложений

Предложение содержит… - законченную мысль

Предложение состоит из… - слов

3. Актуализация знаний.

Ребята, встречайте следующих друзей: Слайд 5.

По тонкой нитке ручейка сбежал с пригорка снег,

И на пригорке вдруг цветок раскрылся раньше всех. (Подснежник)

Почему эти цветы так называются? (Это весенний цветок, развивающийся под снегом и расцветающий сразу после его таяния.)

Когда тепла так для цветенья мало, Слайд 6.
Когда снега не полностью сошли,
Пробив заснеженное покрывало,
Подснежники неярко зацвели.

Составьте предложение о подснежнике, используя слова, на экране. Слайд 7.

Расцвёл первый весенний подснежник.

О чем говорится в предложении? (О подснежнике)

Задайте вопрос к слову подснежник. Что обозначает это слово?

Какие слова описывают подснежник?

На какой вопрос отвечают слова первый, весенний? Что обозначают эти слова?

Что мы можем сказать о слове - расцвёл? На какой вопрос отвечает это слово?

Что оно обозначает?

4. Постановка учебной задачи.

На какие три группы можно разделить эти слова?

Значит, о каких словах мы сегодня будем говорить?

Правильно, сегодня мы поговорим о словах, обозначающих предметы, признаки и действия предметов и задумаемся над их ролью в нашей речи.

5. «Открытие» нового знания.

С приходом весны не только цветы распускаются, но и прилетают птицы.

На доске записаны слова, прочитайте их.

Скворцы, грачи, ландыши, одуванчики, тюльпаны, жаворонки. Слайд 8.

На какие группы можно разделить слова?

(Названия птиц: скворцы, грачи, жаворонки.

Названия цветов: ландыши, одуванчики, тюльпаны .)

На какой вопрос отвечают слова в первом столбике? (кто?) Почему?

А в правом столбике? (что?) Почему?

Что они обозначают? (предметы)

Слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? и что? Называют предметы и явления.

Ребята, обратимся к нашему дереву-схеме-кластеру. На нем появилась первая запись - вопросы кто? что? Слайд 9.

А теперь запишем эти слова в два столбика.

Записывают слова:

Кто? Что?

Скворцы ландыши

грачи одуванчики

жаворонки тюльпаны

6. Беседа. Слайд 10.

Ландыши, подснежники, тюльпаны являются первоцветами. Многие первоцветы сегодня стали редкими. Они записаны в Красную книгу. Недаром говорится: “Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!”

Так давайте же не будем срывать цветы, ловить бабочек. Пусть они цветут, летают и радуют нас.

7. Физкультминутка. (по тренажёру на потолке)

Весной вместе с цветами просыпаются и бабочки. Сейчас мы проведём физкультминутку «Бабочка».

Весной бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела, и к цветочкам полетела.

8. Продолжение изучения нового материала.

Чтобы подчеркнуть красоту природы, какие слова мы можем использовать в описании?

Для ответа на этот вопрос выполним следующую работу в парах.

Перед вами предложения с текста. Слайд 11.

Вставьте в текст пропущенные слова.

Светит…. солнышко. Журчит … ручеёк. Капает … капель. Появляется …травка.

(яркое, зелёная, говорливый, звонкая )

Какие предложения получились? Слайд 12.

На какие вопросы отвечают слова, вставленные в предложения? Что они обозначают?

Такие слова называют признаки предметов и явлений.

Продолжим заполнять дерево- кластер. Слайд 13.

А сейчас запишите полученные предложения.

Давайте вспомним, как пишутся слова в предложении? (отдельно)

Что ещё необходимо помнить при написании предложения?

Какие слова в наших предложениях остались без внимания?

(светит, журчит, капает, появляется )

На какие вопросы отвечают эти слова? Что они обозначают?

Эти слова называют действия предметов и явлений.

На нашем дереве появились новые листики-вопросы. Слайд 14.

9.Закрепление изученного.

Работа в тетради с печатной основой. С.5

III. Итог урока.

Ребята, посмотрите на наше дерево-кластер. Как изменилось наше дерево?

Так с какими словами мы познакомились сегодня на уроке?

На какие вопросы отвечают имена существительные? Что они обозначают?

На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Что они обозначают.

На какие вопросы отвечают глаголы? Что они обозначают?

Интегрированный урок 2 класс (русский язык, литература) Тема: «Слова, обозначающие действия предметов» С.М.Лукьянова Средняя школа № 17 Г. Караганда Цели урока: формировать грамматическое понятие «глагол», обогатить речь учащихся глаголами; учить выделять глаголы в тексте; развивать орфографическую зоркость; воспитывать аккуратность, трудолюбие. Ход урока: 1.Организационный момент. Сегодня будет урок необычный. «Чем же он необычен?» - спросите вы. А я отвечу: «Необычен он тем, что одном уроке мы попробуем «убить двух зайцев» (кстати, что означает это выражение?). Прочитаем стихотворение, разберем и поработаем над словами, которые обозначают действие предмета. Таким образом, мы проведем с вами очередной эксперимент, в котором вместо одного урока мы проведем сразу два. Чтобы урок получился, нужно …правильно, быстро отвечать и писать. 2.Минутка чистописания. - Запишите в тетрадях букву из слова шоколад, которая всегда обозначает твердый парный звук. ш шш 3. Постановка темы урока. Теперь попробуем угадать как называется стихотворение, которое сегодня будем читать. Для этого проведем разведку. 1.На земле существует множество различных слов и оказывается одна маленькая буква может превратить одно слово в другое. Например: сом-дом. Послушайте стихи с заблудившимися буквами. Лук-жук Цапель-капель Будку-булку Лев-лес Котел-козел А теперь следующее задание - отгадайте ребус. к Т О (КОТ) Замените одну букву так, чтобы получилось новое слово (большое млекопитающее морское животное). КИТ - Ну, теперь вы можете отгадать как называется как называется стихотворение, которое мы сегодня с вами прочитаем. «Кит и кот». Написал его замечательный детский поэт Борис Владимирович Заходер. Чтение стихотворения. -А сейчас найдите и запишите в тетрадь слова, которые обозначают действия Кита и Кота. Все эти слова, ребята, называются одним словом - глагол. Глагол - необыкновенная часть речи. По частоте употребления она занимает второе место после имени существительного. А что же такое имя существительное? (Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?) -А теперь небольшая творческая работа. Составить два предложения со словами кит и кот. Самые удачные мы запишем в тетрадь и подчеркнем подлежащее и сказуемое. Огромный кит плавает по шумному океану. Пушистый кот мурлыкает около печки. 4.Физкультминутка. Я пришел из школы (шагают), Я учу глаголы… Мне их выучить - пустяк, У меня свой метод! Применяется он так, Новый метод этот: «Кричать» - кричу (ааа), «Вертеть» - верчу (вертят головой), «Двигать» - двигаю (машут руками), «Прыгать» - прыгаю (прыгают). 5.Работа по теме урока. Теперь поупражняемся в словах, обозначающих действие предмета. Допишите слова, чтобы получились предложения: Медведь (ест) мед. Весной ярко (светит) солнце. Мальчик (читает) книгу. Чип и Дейл (спешат) на помощь. На парте (лежит) пенал. Следующее задание наоборот. По данным действиям угадайте предмет и запишите его в тетрадь: Прыгает, скачет (мяч, заяц). Светит (солнце, лампа). Воет, бегает (волк). Ползает, жалит (змея). Летает, жалит (пчела). 6.Словарная работа. Профессор Головоломкин прислал вам задание. Выполнив кроссворд и записав все угаданные слова в тетрадь, мы узнаем новое слово, написание которого сегодня постараемся запомнить. 1.В сенокос - горька, А в мороз сладка. Что за ягодка? Рябина 2.Название этой ягоды происходит от слова «голубой». Голубика 3.Эти ягоды растут на очень колючих кустах. 4.Эти ягоды черного цвета. Крыжовник Черника 5.А из этих ягод варят лекарственно варенье, которое употребляют при простуде. Малина Итак, новое слово - ягода. 7.Творческая работа. Давайте придумаем предложение с этим словом, запишем и найдем действие предмета. Летом поспевает вкусная ягода. 8.Итоги урока. -Что называется глаголом? Что обозначает глагол? Приведите примеры. Используемая литература: Шкатова Л.А. Подумай и ответь. - М. - Просвещение, 1989. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М. - Просвещение, 1967. Глязер С.И. Игры со словами. - М.-Детская литература, 1966. Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. - М.Просвещение,1977.

Статьи по теме: