Звуки издаваемые человеком междометие. Звукоподражательные слова(звукоподражания)

III. Синтаксические функции междометий

В составе предложения междометие выполняет разнообразные синтаксические функции.

1. В условиях контекста междометие может занимать позицию относительно самостоятельного высказывания (так называемые междометные предложения: "Ай!" - "Что такое?" - "Ушибся").

2. Междометие вводится в предложение для придания ему определенной экспрессивной или эмоциональной окраски (Мы опоздали, увы.)

3. Междометие может примыкать к частице или наречию и эмоционально оформлять один из членов предложения (Ему с ней ой нелегко. Мальчик он ух какой способный).

4. Междометия (ах, ох, ух, аи, да) могут служить одним из компонентов фразеологизированной структурной схемы предложения (Ох уж эти родственнички!; Ах она змея!; Ай да мед!).

5. Глагольные междометия выступают в функции сказуемого (Он прыг в окно) и в функции интонационно обособленного экспрессивного элемента, вносящего значение внезапности в ту часть предложения, которой глагольное междометие предшествует (Никто его не ждал, а он - хлоп – является).

6. Междометия в современной русском языке часто субстантивируются, и в этом качестве они выступают в предложении в роли подлежащего или дополнения (Многоголосое браво пронеслось по трибунам стадиона. Этим раскатистым "ха-ха-ха" завершилась их встреча.).

По морфологическим и синтаксическим особенностям, а также по характеру соотнесенности с реалиями к междометию примыкают звукоподражательные слова являющиеся подражаниями звукам живой или неживой природы.

В отличие от междометий они не выражают эмоций или побуждений, и представляют собой воспроизведение фонетическими средствами данного языка разного рода звучаний (криков животных, птиц, разнообразных шумов, сопровождающих те или иные явления природы (мяу, хрю-хрю, ква-ква, кап-кап, бац и др.).

В научной литературе при анализе подобных слов выделяется три группы:

· первая группа (брык, толк, прыг, бух, скок и др.) является глагольными формами ультрамгновенного вида и не может быть звукоподражателями. Все эти формы соотносятся с соответствующими инфинитивами (брыкаться, толкнуть, прыгать, бухнуть, скакать и др.);

· вторая группа – это слова, которые являются звукоподражаниями и не относятся к глаголам ультрамгновенного вида (бам, бом, динь и др.) Длительность звучания может быть обозначена удлинением (повторением) гласных или конечных согласных (бам-м, бом-м) , или повторением всего звукового комплекса (бам-бам, бом-бом, динь-динь) ;

· третья группа – это слова, синкретичные по своей природе, объединяющие как признаки ультрамгновенных глаголов, так и признаки звукоподражаний (бах!, тресь!, хрусть!, дзинь! и др.) Они могут соотноситься с инфинитивами (бахать, трещать, хрустеть, дзинькать и др.) и могут с помощью повтора приобретать значение длительности звука (бах-бах, тресь, хр-р-русть, дзи-и-нь и др.)



При определении группы звукоподражаний по значению учитывается, какие звуки имитирует слово:

· звуки, издаваемые людьми (кхе-кхе, хи-хи-хи, ха-ха-ха, ку-ку и др.);

· звуки, издаваемые животными (мяу-мяу, кря-кря, хрю-хрю);

· звуки, издаваемые предметами неживой природы (бом, бам, динь, у-у-у-у, тик-так и др.).

Звукоподражания по структуре морфологически нечленимы и не имеют форм словоизменения.

Процесс словообразования звукоподражаний в отличие от всех остальных частей речи не связан с другими частями речи: в звукоподражания не переходят ни знаменательные, ни служебные части речи. Звукоподражания создаются непосредственно из звуков и их сочетаний, не образующих при этом морфем.

Звукоподражания обладают свойством фонетического варьирования слова: гласные и согласные звуки, слоги, а также все слова могут повторяться. (Например, звукоподражание Бом! может иметь фонетические варианты: Бом-м! Бо-о-м! Бом-бом! Бом-м-бом-м! Бо-о-м-м! и др.).

Звукоподражания, подобно междометиям, не выполняют номинативную функцию, но в отличие от междометий они не выражают эмоциональности, и вследствие этого не оказывают влияния на эмоциональность предложения.

Звукоподражания могут выполнять в предложении функции:

· прямой речи ("Так-так, так-так!" - стучали над головой ходики).

· различных членов предложения, если субстантивируются ("О-о-о!" пронеслось над головой (подлежащее).).

· самостоятельного высказывания, если стоят вне информативно значимого предложения и могут быть опущены без ущерба для содержания текста (Бац-бац! Раздались выстрелы.).

1. Категориальное значение модальных слов. 2. Разряды модальных слов по значению. 3. Происхождение модальных слов. 4. Синтаксические функции модальных слов. 5. Модальные слова как особый лексико-грамматический разряд слов в системе частей речи современного русского языка.

Модальные слова как особый лексико-грамматический разряд слов впервые выделил В. В. Виноградов.

Модальные слова - это лексико-грамматический разряд (класс) слов, с помощью которых говорящий может оценить собственное высказывание с точки зрения его отношения к реальной действительности. Высказывание при этом может рассматриваться как факт реальный (см. раздел «Глагол»: категория наклонения) - Я иду , или как факт ирреальный: Я пошел бы (сослагательное наклонение); Иди! (Повелительное наклонение).

Модальные слова выражают субъективно-объективное отношение говорящего к высказываемой им мысли о явлениях действительности.

По значению выделяются две группы модальных слов:

1) модальные слова, выражающие либо различную оценку высказывания, либо уверенность говорящего в действительности: безусловно, конечно, несомненно и др.;

2) модальные слова, выражающие значение возможности, предположения, вероятности, неуверенности в реальности сообщаемого: возможно, вероятно, видимо, может быть…

П р о и с х о ж д е н и е м о д а л ь н ы х с л о в

Модальные слова, встречающиеся в современном русском языке, имеют живую словообразовательную связь с другими лексико-грамматическими разрядами слов. Например: правда, право (< имен сущ.); признаться, знать, видать (< неопред. ф. глагола); само собой (< мест.) и т. д.

Модальные слова грамматически не связаны с другими словами в предложении и членами предложения не являются. Обычно они в составе предложения выполняют функцию вводных слов.

В современной лингвистике вопрос о границах и составе модальных слов до сих пор остается нерешенным. Так, например, большинство лингвистов не включает в состав модальных слов:

а) вводные слова, выражающие эмоциональное отношение к действительности (к счастью и др.);

б) вводные слова со значением ограничения, уточнения, пояснения (в частности, собственно говоря и под.);

в) вводные слова, которые выражают порядок изложения мыслей (во-первых, во-вторых… ).

Далеко не все лингвисты включают модальные слова в систему частей речи (например, авторы «Русской грамматики» (1980) рассматривают модальные слова в разделе «Синтаксис» при характеристике модальности предложения).

Междометия и звукоподражательные слова

1. Междометие как часть речи. 2. Происхождение междометий. 3. Звукоподражательные слова.

Междометие - часть речи, включающая неизменяемые слова, которые служат для выражения эмоций и волеизъявлений говорящего, не называя их.

В отличие от знаменательных слов, междометия не обладают номинативной функцией, не являются членами предложения. От служебных слов они отличаются тем, что не выражают отношений между словами в предложении (как предлоги), не служат для их связи (как союзы), не вносят в слово или предложение добавочных смысловых оттенков (как частицы).

Междометия могут выражать волеизъявления (запрет, приказ, оклик и т. д.: Стоп! Марш! Ау! ), различные чувства (радость, печаль, удивление и др.: Ах! Ох! Ого! ).

По происхождению междометия могут быть первообразными, т. е. не соотноситься с другими частями речи (ой, ай, угу и под.) и производными (соотноситься с частями речи: Матушки! Здравствуйте! ).

К междометиям близки звукоподражательные слова , которые не выражают волеизъявлений, чувств, а являются лишь воспроизведением различных звуков, издаваемых живыми существами, предметами и т. д.: ку-ку, тик-так и под.

Междометия и звукоподражательные слова могут переходить в разряд знаменательных слов и выполнять те же функции, что и знаменательные слова. Например: Далече грянуло ура (А. С. Пушкин) - функция подлежащего.

Дидактический материал

I . В приведенных ниже предложениях найдите междометия. Принадлежностью какого стиля они являются? Укажите, какие чувства и побуждения они выражают в этих предложениях. Найдите случаи, когда междометия используются в значении других частей речи. Принимают ли они в этих случаях конкретное лексическое значение и какое? Все междометия разделите на непроизводные и производные; к каким частям речи восходят последние?

1. Ба! да вот пожаловал кстати дорогой наш постоялец (Д. Фонвизин). 2. Увы! нам тот же дан удел (В. Жуковский). 3. И все адъютант – хи да хи. Попов – хи да хи (В. Маяковский). 4. Что народу легло – ай-ай! (Д. Фурманов). 5. И се – равнину оглашая, далече грянуло ура (А. С. Пушкин). 6. – Смирно! – прокричал фельдфебель, прикладывая руку к козырьку (А. Грин). 7. – Черт побери! – заревел поэт (А. Грин). 8. – Батюшки! – изумился тонкий (А. П. Чехов). 9. – Братцы, – удивился Степка, – Васька пескаря живьем ест! Тьфу! (А. П. Чехов). 10. Ах, тошно мне и в родной стороне (К. Рылеев). 11. О первый ландыш! Из-под снега ты просишь солнечных лучей (А. Фет). 12. И покатилось, и долго еще под самыми под синеющими горами стояло – «а - а - а - а!» (А. Серафимович). 13. – Ей-богу! Честное комсомольское (Ф. Абрамов). 14. – Эй, приворачивай! Машина сломалась (Ф. Абрамов). 15. – Гм! – сказал председатель (И. и П.). 16. – Ай - яй - яй, – посочувствовал Остап (И. и П.).

II. Прочитайте главу XXII (часть П) романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Объясните, почему в словарном запасе Эллочки Щукиной было столько междометий (или фраз, близких к междометиям). Укажите их стилистическую функцию и способы использования в романе.

Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:

1. Хамите.

2. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность).

3. Знаменито.

4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т. д.).

6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой:

«жуткая встреча»).

7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения).

8. Не учите меня жить.

9. Как ребенка. («Я бью его, как ребенка», – при игре в карты «Я его срезала, как ребенка», – как видно, в разговоре с ответственным съемщиком).

10. Кр-р-расота!

11. Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов).

12.Поедем на извозчике. (Говорится мужу).

13. Поедем в таксо. (Знакомым мужского пола).

14. У вас вся спина белая. (Шутка).

15. Подумаешь.

16. Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зину ля).

17. Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность).

Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов.

III. Подберите по пять примеров: а) императивных (повелительных) междометий, выражающих волеизъявления: приказ, побуждение, запрет, зов, оклик, приветствие, прощание; б) эмоциональных междометий, выражающих чувства: радости, печали, удивления, сожаления, страха, гнева, возмущения, презрения, отвращения. С каждым из этих междометий составьте предложения с указанием их стилистических особенностей.

Вопросы для повторения

В чем отличия междометий: а) от знаменательных частей речи; б) от служебных частей речи?

МЕЖДОМЕТИЕ - это особая часть речи, которая объединяет неизменяемые слова, выражающие наши чувства, волеизъявления и т.д., не называя их. Это и не самостоятельная, и не служебная часть речи, междометия не имеют лексических или грамматических значений, они не являются членами предложения. Разряды междометий:
- эмоциональные (выражают чувства радости, печали, гнева и т.д.): О! Ах! Aral;
- повелительные (выражают приказы, приветствия, запреты и т.д.): Эй! Стоп!

Работа содержит 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ВГСПУ»

Факультет Социальной и коррекционной педагогики

Кафедра специальной педагогики и психологии

Междометия, звукоподражательные слова

Выполнила:

Петрова Ю.С.

Проверила:

Гоннова Т.В.

Волгоград 2011
Междометия, звукоподражательные слова

МЕЖДОМЕТИЕ - это особая часть речи, которая объединяет неизменяемые слова, выражающие наши чувства, волеизъявления и т.д., не называя их. Это и не самостоятельная, и не служебная часть речи, междометия не имеют лексических или грамматических значений, они не являются членами предложения. Разряды междометий:

Эмоциональные (выражают чувства радости, печали, гнева и т.д.): О! Ах! Aral;

Повелительные (выражают приказы, приветствия, запреты и т.д.): Эй! Стоп!

По происхождению междометия делятся на:

Первообразные: А! Ура! Oго!;

Производные: Беда! Крышка! Капут!

Особую группу составляют звукоподражательные слова, которые представляют собой имитации звуков, от междометий их отличает то, что они не выражают каких-либо чувств: ква-ква, гав-гав.

Понятие о междометии. Место междометий в системе частей речи

Термин междометие представляет собой кальку лат . interjectio – бросание между. Это нестандартная часть речи, как бы «вброшенная» между структурно-семантическими классами слов. В.В. Виноградов, как известно, тоже выделил междометия как особый разряд слов, расположив их после частей речи (знаменательных слов), частиц речи (служебных слов) и промежуточных между теми и другими модальных слов. Как особая часть речи междометия представлены и во всех школьных учебниках. Вместе с тем следует отметить, что междометия по-прежнему остаются «неясной и туманной категорией» (Л.В. Щерба), ибо объём и границы этой части речи не определены и чётко не очерчены.

Известна междометная теория возникновения языка. Многие лингвисты рассматривали междометия как вербализованные рефлекторные звуки и инстинктивные выкрики. Однако уже М.В. Ломоносов указывал, что значение междометий выражается не столько в звуках, сколько в «тоне речи», интонации. Эта концепция была развита А.Х. Востоковым, Ф.И. Буслаевым, А.А. Шахматовым, В.В. Виноградовым, А.И. Германовичем и др. учёными. Они считают междометия словами, признают их особой частью речи, подходят к изучению их структуры, их функции в речи с точки зрения истории их образования.

К междометиям относят как собственно русские слова, так и заимствования: алло, амба, баста, батюшки, бис, брр, браво, брависсимо, вира, вот, да, добро, дудки, здорово, здравствуй, есть, извините, как, капут, караул, каюк, лафа, матушки, мерси, майна, марш, но, осанна, пади, пас, пли, полундра, подумаешь, полно, пожалуй, пропасть, скажите, спасибо, страх, табак, товсь, тсс, тьфу, ужо, ура, фить, фьюить, шабаш, шах и др.

Междометия отличаются от знаменательных слов прежде всего отсутствием номинативности, а именно: номинативные части речи (имена существительные, прилагательные и т. д.) называют эмоции, волевые побуждения, и в этом случае за звуковым комплексом закрепляется постоянное содержание, одно или несколько значений, например: радость, огорчение, грусть, сожаление и т. д. Междометия передают разные чувства, эмоции с помощью особых слов и интонации, не называя их. Поэтому одно и то же слово может выражать самые разнообразные эмоции, волеизъявления, например: О! – восторг , О! – удивление, О! – возмущение, О! – сожаление, О! – радость и т. д. У большей части междометий значение раскрывается только в контексте, но некоторые междометия передают его значение специализированно, например: тьфу! – негодование и огорчение, ба! – удивление и т. д. Приведем примеры: – Ура! – воскликнул он. – Наша взяла! (В.Ш.). Тьфу! И писать-то про то неохота! (В.Ш.). – Цыть! – строго сказал Емельян (В.Ш.). – Так!.. – Профессор стал тихо звереть (В.Ш.). Огонь-то какой они ведут, ужас! (М.Ш.). Гусятников. Тсс!.. Тише… Тише! (Арбузов).

Междометия не членятся на морфемы, неизменяемы, грамматически не связаны с членами предложения.

От служебных частей речи междометия отличаются тем, что не выражают отношений между словами в словосочетании, не служат для соединения слов и компонентов предложения, не выполняют коммуникативные задания, свойственные служебным словам, и т. д.

Объединяющими признаками междометий являются следующие:

Значение: выражение эмоций и волеизъявлений;

Особая интонация, передающая наибольшую силу экспрессии, повышение тона;

Некоторые фонетические особенности: это преимущественно односложные слова, отдельные из них характеризуются сочетанием согласных звуков: ш-ш-ш!, кх;

Мимическим сопровождением, иногда – жестами;

Особым функционированием. Междометия могут быть самостоятельными высказываниями, нечленимыми предложениями (Ура!) , членами предложения (Погода – охо-хо).

В.В. Виноградов отмечал, что с «грамматической точки зрения междометия ущербны», ибо они не изменяются, не имеют грамматических форм.

В широком понимании термина к междометиям относят также слова, обслуживающие сферу этикета: здравствуйте, до свидания, благодарю, прости(те), извини(те), пожалуйста, привет, пока (разг.) и под. Русская грамматика–1980 посвящает им отдельный параграф – 1704 [Русская грамматика –1980, т. 1, с. 734]. Но отнесение слов, выражающих приветствие, прощание, благодарность и под., к междометиям не является общепринятым.

К междометиям примыкают звукоподражательные слова – слова, условно воспроизводящие крики, звуки, шумы живых существ, природы: кис-кис, мяу-мяу, гав-гав, чив-чив, ш-ш-ш и др. Они не выражают чувств, но сближаются с междометиями по грамматическим характеристикам. Большинство грамматик, в том числе и Русская грамматика–1980, включают их в состав междометий, но существует и противоположная точка зрения: звукоподражательные слова (ономатопеи) рассматриваются как отдельная часть речи (см., например, цитированный учебник Н.М Шанского и А.Н.Тихонова). Отстаивая право на выделение звукоподражаний в часть речи, авторы пишут: «Действительно, в звукоподражаниях “всё значение в звуках”, но оно все-таки есть и выражено именно в звуках. Этим их значение и отличается от лексической семантики других слов. Звуковая оформленность, звуковая мотивированность лексического значения – специфическая черта звукоподражаний.

Общепринятые звукоподражания имеют постоянный фонемный состав: мяу (о кошке), кря-кря (об утках); гав-гав (о собаке); кукареку (о петухе); хрю-хрю (о свинье). Благодаря этому они одинаково понимаются всем коллективом говорящих на русском языке. Такие звукоподражания выступают в языке как полноценные слова. < … >.

Как коллективно осмысленные звуковые знаки – слова, звукоподражания находят отражение в толковых словарях. В словарь Ушакова включены, например, звукоподражания буль-буль, мяу, ха-ха, хи-хи, бе-е, хрю и др.» [Шанский, Тихонов, 1981, с. 263].

Вероятно, следует согласиться с тем, что «общепринятые звукоподражания имеют постоянный состав», но, во-первых, существует большое количество «необщепринятых звукоподражаний»; во-вторых, часть речи выделяется на основе совокупности дифференциальных признаков, выделяемых с учётом морфологического, синтаксического, категориального критериев, а звукоподражания таких особых признаков не имеют. Поэтому мы присоединяемся к первой, традиционной, точке зрения, согласно которой звукоподражания не включаются в состав частей речи.

Особую группу междометий составляют слова бах, бац, хлоп, брык, хвать, прыг, толк, шмыг и под., объединяющие некоторые признаки глаголов и междометий. Они соединяют в себе значение «момента действия» с экспрессивным, эмоциональным выражением его, представляют собой своеобразный гибрид названных частей речи. Так как по звуковому облику они в большинстве случаев близки к глаголам (ср.: Мартышка толк его ногой. – Мартышка толкнула его ногой ), данный глагольно-междометный контаминант мы рассматриваем вслед за глаголами.

10-й класс

Звукоподражательные слова
(звукоподражания)

Цели урока: рассмотреть, какое место в языковой системе занимают звукоподражания, акцентировать внимание учащихся на происходящих в языке процессах, познакомить учащихся с различными научными подходами к изучению междометий, воспитывать языковое чутье.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

Вопрос о звукоподражаниях по-разному рассматривается лингвистами. Одни считают, что звукоподражания примыкают к междометиям, близки к ним по своим морфологическим и синтаксическим особенностям. Другие описывают звукоподражания как особую часть речи. В соответствии с третьей точкой зрения они находятся за пределами частей речи. Мы будем рассматривать звукоподражания как особую часть речи.

– Попробуйте самостоятельно сформулировать определение звукоподражаний. Для этого воспользуйтесь следующей подсказкой.

Звукоподражания – это (самостоятельная/служебная/особая) часть речи, включающая (изменяемые/неизменяемые) слова, которые своим звуковым составом воспроизводят (?).

(Звукоподражания – это особая часть речи, включающая неизменяемые слова, которые своим звуковым составом воспроизводят издаваемые человеком, животными, предметами звуки. )

– Верно. Заполните данную таблицу соответствующими примерами.

– Подумаем и скажем: каково же частеречное значение звукоподражаний? (Частеречное значение звукоподражаний – воспроизведение звуков живой и неживой природы. )

– Можно ли по звукам узнать, какой предмет их издает? (Да, можно. Например, динь-динь-динь – эти звуки издает колокольчик; ха-ха-ха – смех человека; кря-кря – звуки, издаваемые уткой.)

– Хорошо. Чем звукоподражания отличаются от междометий?

Воспользуйтесь подсказкой. Семантика звукоподражаний не зависит от..., она понятна без..., не вытекает из... .

(Семантика звукоподражаний не зависит от интонации, она понятна без жестов и мимики, не вытекает из контекста и ситуации. )

– Что общего у звукоподражаний с междометиями? Продолжите ответ:

Как и междометия, звукоподражания являются..., но звукоподражания... .

(Как и междометия, звукоподражания являются неизменяемыми словами, но звукоподражания грамматически не изолированы от других слов. )

– Что из этого следует? (Звукоподражания могут употребляться в функции членов предложения.)

– Верно. Но давайте будем более точными. В функции всех членов предложения могут употребляться звукоподражания? Придумайте примеры. Определите частеречную принадлежность звукоподражаний. (Учащиеся составляют примеры.)

(Анализ примеров показал, что звукоподражания могут употребляться в функции подлежащего, сказуемого, дополнения, а также в составе прямой речи.)

Кошка все мяу да мяу. (Сказуемое.)

Вдалеке послышалось гав-гав-гав. (Подлежащее.)

Гусь настойчиво повторяет га-га-га. (Дополнение.)

Утка долго стояла на одной ноге, а потом как закричит: «Кря-кря-кря!» . (Прямая речь.)

– Молодцы. Как к звукоподражаниям применимы термины: непроизводные/производные ?

(Большая часть звукоподражаний представляет собой непроизводные слова: хрю, апчхи и др. Производные лексемы образуются путем повтора одних и тех же или близких звуковых комплексов: гав-гав, тик-так и др.)

– Верно ли утверждение, что звукоподражания могут варьироваться фонетически? (Да, верно. Например: гав – га-ав – гав-в – гав-гав. )

– Применительно к теме урока поразмышляем над словом ха-ха-ха. Придумайте с этим словом предложения.

(Петя вошел в комнату, увидел на сестре новое платье и так и покатился со смеху: «Ха-ха-ха!». Невозможно однозначно сказать, междометием или звукоподражанием является в данном предложении слово ха-ха-ха, так как оно воспроизводит звуки, издаваемые человеком (смех), и выражает чувства и эмоции. Слово ха-ха-ха является синкретичным.)

– Прочитайте следующие предложения:

И с возом бух в канаву. (И.Крылов) Однажды вечером шасть ко мне этот Рогов с товарищем. (В.Короленко) Незаряженной гранатой Теркин немца с левой шмяк! (А.Твардовский) – Ах, и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А.Пушкин) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой. (И.Крылов) Андрей бледнеет, кривит рот и хлоп Алешу по голове. (А.Чехов) А колокол бом да бом.

В этих предложениях встречаются слова, о частеречной принадлежности которых существуют разные мнения. Как вы думаете: что это за слова? (Бух, шасть, шмяк, прыг, толк, хлоп, бом.)

– Верно. Ребята, эти слова ученые называют междометными глаголами, или глагольными междометиями. А.А. Шахматов называл эти формы глаголами «мгновенного вида», А.М. Пешковский – глаголами «ультрамгновенного вида». Как вы думаете: для какой речи типичны эти формы? (Эти слова характеризуются экспрессией и типичны для разговорной речи.)

– Заслуживает внимания точка зрения Л.Д. Чесноковой. Остановимся на ней подробнее. На первый взгляд одинаковые слова Л.Д. Чеснокова делит на три группы. Попробуем разобраться. В первую группу она включает слова, которые соотносятся с инфинитивом. Эти слова она считает особыми глагольными формами, не имеющими отношения к звукоподражаниям и тем более к междометиям. Приведите примеры таких слов. (Прыг – прыгнуть, толк – толкнуть, стук – стукнуть и т.д.)

– Какими членами предложения являются подобные слова? (Они выступают в функции простого глагольного сказуемого.)

– Верно. Какими глагольными признаками при этом обладают данные лексемы? (Выражают значение совершенного вида, прошедшего времени, изъявительного наклонения, управляют другими словами, сочетаются с обстоятельствами (сильно толк в бок). )

– Вторую группу, по мнению Л.Д. Чесноковой, составляют лексемы, выполняющие функцию сказуемого, но не имеющие отношения к глаголам. Эти слова являются звукоподражаниями. Убедиться в справедливости сказанного можно на примере предложения: Еду, еду в чистом поле, колокольчик динь-динь-динь. Что дает повтор слов? (Лексема динь-динь-динь в предложении является сказуемым, но к глаголу не имеет никакого отношения. Повтором слов обозначена длительность звучания.)

– Хорошо. И, наконец, третья группа. К третьей группе Л.Д. Чеснокова относит синкретичные лексемы, сочетающие в себе признаки глаголов и признаки звукоподражаний. Прочитайте предложение и найдите в нем такую лексему: Андрей бледнеет, кривит рот и хлоп Алешу по голове. (А.Чехов)

(Это лексема хлоп. Она одновременно соотносится с инфинитивом (хлоп – хлопнуть) и воспроизводит звук.)

– Не правда ли, точка зрения Л.Д. Чесноковой интересна? А теперь поразмышляем над тем, как звукоподражания связаны с другими частями речи и в чем эта связь проявляется. (Логично предположить: если звукоподражания являются элементом морфологической системы русского языка, то они, безусловно, связаны с другими элементами данной системы. Эта связь проявляется в том, что от звукоподражаний могут быть образованы глаголы, а от них, в свою очередь, существительные; ква – квакать – кваканье, бабах – бабахнуть – бабаханье и др. Звукоподражания, как знаменательные части речи, способны употребляться в функции членов предложения. Наблюдается явление синкретизма.)

Практическая часть урока.

1. Работа с Толковым словарем С.И. Ожегова. Как звукоподражания представлены в словаре?

2. Творческая работа «Звуки одного утра». Какое место в вашей работе занимают звукоподражания и какую роль они играют?

Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Роль и место звукоподражаний в художественной речи».

Н.М. РУХЛЕНКО,
г. Белгород

Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства, настроения и побуждения. Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометия - особенность разговорного стиля, в художественных произведениях используются в диалогах.

Группы междометий по значению

Междометия бывают непроизводными (ну, ах, фу, эх и др.) и производными , произошедшими от самостоятельных частей речи (Брось! Батюшки! Ужас! Караул! и др.).

Междометия не изменяются и не являются членами предложения . Но иногда междометие употребляется в значении самостоятельной части речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения. Вот раздалося «ау» вдалеке (Н. Некрасов) - «ау» равно по значению существительному «крик», является подлежащим. Татьяна ах! а он реветь . (А. Пушкин) - междометие «ах» употреблено в значении глагола «ахнула», является сказуемым.

Нужно различать!

От междометий следует отличать звукоподражательные слова . Они передают различные звуки живой и неживой природы: человека (хи-хи, ха-ха ), животных (мяу-мяу, кукареку ), предметов (тик-так, динь-динь, хлоп, бум-бум ). В отличие от междометий звукоподражательные слова не выражают эмоций, чувств, побуждений. Звукоподражательные слова состоят обычно из одного слога (буль, гав, кап) или повторяющихся слогов (буль-буль, гав-гав, кап-кап - пишутся через дефис).

От звукоподражательных слов образуются слова других частей речи: мяукать, мяуканье, булькать, бульканье, хихикать, хихиканье и др. В предложении звукоподражательные слова, как и междометия, могут употребляться в значении самостоятельных частей речи и являться членами предложения. Вся столица содрогнулась, а девица хи-хи-хи да ха-ха-ха (А. Пушкин) - «хи-хи-хи» и «ха-ха-ха» равны по значению глаголам «смеялась, хохотала», являются сказуемыми.

Статьи по теме: