Русские слова сами по себе излучают поэзию. «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск…

Вариант №3

РОДНИК В МЕЛКОЛЕСЬЕ

(1)Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно то­му как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

(2)Сравнительно легко объяснить происхождение «поэтического из­лучения» многих наших слов. (3)Очевидно, слово кажется нам поэтиче­ским в том случае, когда оно передаёт понятие, наполненное для нас по­этическим содержанием. (4)Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.

(5)Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточ­ки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

(6)Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

(7)Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником.

(8)Шли мы с этим лесником по мелколесью. (9)В незапамятные вре­мена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нём напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна-колодцы в этом мху да обилие багульника.

(10)Мы остановились у одного такого оконца и напились воды.

(11)- Родник! - сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тот­час пошёл на дно неистово барахтавшийся жук. (12) - Должно, Волга тоже начинается из такого оконца?

(13)-Да, должно быть, - согласился я.

(14)- Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущённо усмехнулся.

(15)- И вот скажи на милость! (16)Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя. (17) Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружьё и спросил:

(18)- Вы, говорят, вроде книги пишете?

(19)-Да, пишу.

(20)- Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. (21)А я вот как ни прикидываю, а редко какому слову найду объясне­ние. (22)Идёшь по лесу, перебираешь в голове слово за словом - и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? (23)Да ничего не получает­ся. (24)Познаний у меня нет. (25)Не обучен. (26)А бывает, найдёшь сло­ву объяснение и радуешься. (27)А чему радоваться? (28)Мне не ребят учить. (29)Я лесной человек - простой обходчик.

(30)- А какое слово к вам привязалось сейчас? - спросил я.

(31)- Да вот этот самый «родник». (32)Я это слово давно приметил. (ЗЗ)Всё его обхаживаю. (34)Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. (35)Родник родит реку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ. (36)Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. (37)И все эти сло­ва как бы родня между собой. (38)Как бы родня! -повторил он и засме­ялся. (39)Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка. (40)Весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах.

(К. Паустовский)

Ответы к заданиям В1 - ВЗ запишите словом (-ами) .

В1Укажите способ образования слова бесспорно (предложение 4).

В2 Из предложений 1 - 10 выпишите все причастия.

В3. Какой тип подчинительной связи используется в словосочетании кровно любит (предложение 5)?

Ответы к заданиям В4 - В7 запишите цифрами.

В4 Среди предложений I - 7 найдите предложение(-я), в кото-ром(-ых) подлежащее выражено словосочетанием, и укажите но-

мер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

В5 Найдите среди предложений 1 - 18 предложения с вводаыми слова­ми и словосочетаниями и напишите номера этих

предложений.

В6 Среди предложений 1-20 найдите сложные предложения, в кото­рых придаточные присоединяются при помощи союзных

слов, и ука­жите номера этих предложений.

В7 Найдите среди предложений 2 - 21 предложение, которое связа­но с предыдущим при помощи сочинительного союза и

лексического повтора. Укажите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 1 - 3, Bl - В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности тек­ста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропу­щены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка

В8. «Рассказ К. Паустовского входит в сборник «Золотая роза», посвященный творчеству, основой которого для писателей является язык. Широкое использование (предложения 11 - 31) и («до косточки», «пристанет», «прикинешь», «этак», «обхаживаю», «матушка-земля») делает этот рассказ доступным для восприятия и позволяет о
сложном говорить просто. Рассказу свойственны также (например, в предложениях 6,9,40) и («поэтическое излучение слов», «слова излучают поэзию»; «русский язык открывается тому», «сло­ва открыли корни» и др.), которые придают тексту особую приподня­тую тональность».

Список терминов:

    разговорная лексика

  1. ряды однородных членов

    риторический вопрос

    фразеологизм

  2. синтаксический параллелизм

    литота 9)метафоры

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 КЛАСС

Контрольный диктант по русскому языку - одна из основных форм контроля знаний обучаемых при изучении предмета "Русский язык" в общеобразовательной школе. Текст контрольного диктанта должен содержать в себе необходимое количество элементов, охватывающих все основные темы пройденные в течение года. Распределение данных элементов по темам должно быть, по возможности, равномерным.

Контрольный диктант по русскому языку проводится в конце годового периода обучения и позволяет учителю выявить степень усвоения учащимися изученного в данном периоде курса / 9 класс /.

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

Хотя любой физик объяснит это явление законами физики, но все же блеск камней вызывает ощущение таинственности. Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света.

Сравнительно легко объяснить происхождение "поэтического излучения" многих наших слов. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием.

Но действие самого слова на наше воображение объяснить гораздо труднее, и большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

Для всего, что существует в природе в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить емкий и меткий наш словарь, у нас есть, помимо книг таких знатоков природы и народного языка, как Кайгородов, Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин и многие другие писатели. Главный и неиссякаемый источник языка - сам народ: крестьяне, паромщики, пастухи, пасечники, охотники, рыбаки, старые рабочие, лесные объездчики, бакенщики, кустари, сельские живописцы, ремесленники и все те бывалые люди, у которых что ни слово, то золото.

(К. Паустовский)

Задание к тексту:

Выпишите из текста сложносочиненное предложение и выполните его синтаксический разбор.

Выполните морфемный разбор слов ремесленники, сравнительно .

Русский язык / 9 класс / Контрольные диктанты


Преподавателю : Данный контрольный диктант проводится с учащимися 9 класса общеобразовательной школы. Целью проведения данного диктанта является контроль освоения учащимися курса русского языка за 9 класс.

Расширенный выбор диктантов по русскому языку:


Дивишься драгоценности нашего языка — что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи.
Н.В. Гоголь
Чтение хорошей книги снимает стресс лучше алкоголя, утверждают психологи. Сегодня у нас чудесное терапевтическое чтение от признанного мастера литературного пейзажа — Константина Паустовского. Если эта неделя уже успела утомить вас, лучшего антидепрессанта не придумать.

*Родник в мелколесье.

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

Я понимаю, конечно, что ничего таинственного в их блеске нет и что любой физик легко объяснит это явление законами оптики.

Но все же блеск камней вызывает ощущение таинственности. Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света.

Это относится ко многим камням, даже к такому скромному, как аквамарин. Цвет его нельзя точно определить. Для него еще не нашли подходящего слова.

Аквамарин считается по своему имени (аква марин — морская вода) камнем, передающим цвет морской волны. Это не совсем так. В прозрачной его глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы. Но все своеобразие аквамарина заключается в том, что он ярко освещен изнутри совершенно серебряным (именно серебряным, а не белым) огнем.

Кажется, что если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое море с водой цвета звезд.

Очевидно, эти цветовые и световые особенности аквамарина и других драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности. Их красота нам все же кажется необъяснимой.

Сравнительно легко объяснить происхождение «поэтического излучения» многих наших слов. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием.

Но действие самого слова (а не понятия, которое оно выражает) на наше воображение, хотя бы, к примеру, такого простого слова, как «зарница», объяснить гораздо труднее. Самое звучание этого слова как бы передает медленный ночной блеск далекой молнии.

Конечно, это ощущение слов очень субъективно. На нем нельзя настаивать и делать его общим правилом. Так я воспринимаю и слышу это слово. Но я далек от мысли навязывать это восприятие другим.

Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

Для всего, что существует в природе, — воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить емкий и меткий словарь, у нас есть, помимо книг таких знатоков природы и народного языка, как Кайгородов, Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин и многие другие писатели, главный и неиссякаемый источник языка — язык самого народа, язык колхозников, паромщиков, пастухов, пасечников, охотников, рыбаков, старых рабочих, лесных объездчиков, бакенщиков, кустарей, сельских живописцев, ремесленников и всех тех бывалых людей, у которых что ни слово, то золото.

Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником.

Мне кажется, что я где-то уже рассказывал об этом. Если это верно, то прошу простить меня, но придется повторить старый рассказ. Он имеет значение для разговора о русской речи.

Шли мы с этим лесником по мелколесью. В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна-колодцы в этом мху да обилие багульника.

Я не разделяю распространенного пренебрежения к мелколесью. В мелколесье много прелести. Юные деревца всех пород — ель и сосна, осина и береза — растут дружно и тесно. Там всегда светло и чисто, как в прибранной к празднику крестьянской горнице.

Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих местах художник Нестеров нашел черты своего пейзажа. Здесь каждый стебелек и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и милы.

Кое-где во мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна-колодцы. Вода в них казалась неподвижной. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца все время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы.

Мы остановились у одного такого оконца и напились воды. Она попахивала скипидаром.

— Родник! — сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошел на дно неистово барахтавшийся жук. — Должно, Волга тоже начинается из такого оконца?

— Да, должно быть, — согласился я.

— Я большой любитель разбирать слова, — неожиданно сказал лесник и смущенно усмехнулся. — И вот, скажи на милость! Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя.

Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружье и спросил:
— Вы, говорят, вроде книги пишете?

— Да, пишу.

— Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. А я вот как ни прикидываю, а редко какому слову найду объяснение. Идешь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? Да ничего не получается.

Познаний у меня нет. Не обучен. А бывает, найдешь слову объяснение и радуешься. А чему радоваться? Мне не ребят учить. Я лесной человек, простой обходчик.

— А какое слово к вам привязалось сейчас? — спросил я.

— Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается.

Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, — родник, родина, народ. И все эти слова как бы родия между собой. Как бы родня! — повторил он и засмеялся.

Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.

Весь многовековый опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах.





Автобиография причастия Я, причастие ______________________________, обозначаю _______________________________________________ происхожу из семьи частей речи:______________ и _______________. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки:_______________________________________ ____________. Я причастие ________________________, ________________ времени, ____________________вида. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос____________________________, свою синтаксическую роль ____________________________________, научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме_________________________ рода, _________________________падежа, _______________________числа. В предложении выполняю роль____________________________.


1) Ядрёный морозец, ударивший ночью, сразу всё преобразил. Прочного снегу не было, но иней, густо посеребривший всё вокруг, лежал на дороге, корневищах, кустах. Небо над тайгой было ясное. Лиственные деревья, ещё не сбросившие своих уборов, радовали глаз тёмно-багровыми и ярко-зелёными пятнами. Листва, убитая морозом, текла с неподвижных веток при малейшем дуновении ветра. Листок, сорванный ветром, вертевшийся в воздухе, задевал другие, сшибал, и они ручейком, порхающим легко и грациозно, устремлялись за ним. Дорога в тайгу пестрела, будто устланная ситцем. 2) Ядрёный морозец сразу всё преобразил. Прочного снегу не было, но иней лежал на дороге, деревьях, кустах. Небо над тайгой было ясное. Лиственные деревья радовали глаз тёмно-багровыми и ярко-зелёными пятнами. Листва текла с неподвижных веток при малейшем дуновении ветра. Листок вертелся в воздухе, задевал другие, сшибал, и они ручейком устремлялись за ним. Дорога в тайгу пестрела.

Константин Георгиевич Паустовский писал:"Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобную тому, как драгоценные камни излучают таинственный

сочинение-рассуждение с примерами из этого текста:

На лужайке стояла большая пихта, которая была похожа на пирамиду. Вокруг нее росли пихты поменьше, за ними толпились пихтята, а уже к пихтятам жались совсем крохотные пихтятки. И так интересно они располагались, длинными лучами расходились от середины лужайки к краям, от больших деревьев к маленьким, как будто кто взял и нарочно вырастил эту зеленую звезду. Но мы-то хорошо знали! что никто, кроме геологов, сюда, в Саянские горы, не заглядывал! да никто бы и не стал сажать в дикой тайге деревья. Я пошел к пихтам. Любопытно все-таки, как могла появиться такая забавная красивая звезда. Я увидел!, что от каждого дерева ползли ветви-лапы. Они зарывались в землю, прорастали корешками и снова подымались, но уже самостоятельными пихточками. От этих пихточек тоже стелились ветвистые лапы. И так получилось, что вся зеленая звезда была живая, движущаяся, ползла своими лучами вперед - от бабушки-пихты с высоким острым шпилем к маленьким внучатам с мягкими кудряшками. Сколько месяцев ходил по тайге, а вот не замечал!, как ползут пихты. А все из-за того, что ленился сам себе задавать вопросы. Почему Зачем Отчего

50 баллов)))))Сделай синтаксический разбор двух любых предложений Каждое слово необъятно.Многие русские слова сами по себе излучают поэзию.Словарь - это

вся вселенная в
алфавитном порядке.Богатство языка есть богатство мыслей.Слово разит пуще стрелы.Люди познаются в споре и в пути

Разделите сложные предложения на двеРазделите сложные предложения на две группы.В первую группу поместите сложные предложения,части которых связаны

сочинительными союзами,а во вторую-подчинительными союзами.

Время проходит,но сказанное слово остается.(Л.Толстой)
Все мы говорим,да не всё по-говореному выходит.(пословица)
Есть сила благодатная в созвучье слов живых,и дышит непонятная,святая прелесть в них(М.Лермонтов)
Заговори,чтоб я тебя увидел.(Сократ)
Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова,но в чувстве соразмерности и сообразности...(А.Пушкин)
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию,как драгоценные камни излучают таинственный блеск...(К.Паустовский)
Правильно чтобы писать,учиться надобно мыслить.(Гораций)
Прекрасная мысль теряет всю свою ценность,если она дурно выражена.(Вольтер)
Слова-ветер,а бранные слова-сквозняк.(У.Шекспир)
Смутно пишут о том,что смутно себе представляют.(М.Ломоносов)
Я перестану писать,когда перестану жить.(Петрарка)

Статьи по теме: