Сочинение Сент-Экзюпери А. "Маленький принц": анализ

Зачислив дочь в престижную школу, женщина перегружает малышку летними занятиями и требует, чтобы та провела все каникулы за книжками и тетрадками. Поначалу девочка прилежно выполняет мамины инструкции, но затем она обнаруживает, что в соседнем доме живет пожилой авиатор, пытающийся починить архаичный биплан. Подружившись со стариком и пренебрегая занятиями ради общения с ним, девочка узнает от пилота историю о том, как много лет назад он повстречал в пустыне Сахара Маленького Принца, прилетевшего на Землю с далекого астероида.

Над картиной работала французская анимационная студия ON Animation Studios, также известная по мультфильму «Хранитель Луны»

Одна из самых известных книг нашей планеты, «Маленький Принц» Антуана де Сент-Экзюпери стоит на полках детской литературы. Формально это правильно, но по сути - нет. «Принц» адресован скорее взрослым, чем детям, и по-настоящему ценить эту книгу обычно начинают в старших классах. «Принц» ведь не увлекательное приключение, а метафорическая притча и философское размышление, пусть и замаскированное под сказку. Нужно многое понять о жизни и о себе, чтобы в полной мере осмыслить идеи выдающегося француза.

Кадр из мультфильма "Маленький принц"


Кукольную анимацию для мультфильма создал режиссер Джейми Калири, получивший в 2010 году премию «Эмми» за заставку телесериала «Такая разная Тара»

Все это, разумеется, осложняет жизнь экранизаторов, но ни в коем случае не дает права обращаться с «Принцем» так, как с ним обошлись французские и канадские аниматоры, работавшие над новым мультфильмом по мотивам книги. Мало того что они превратили Принца и Авиатора во второстепенных персонажей их собственной истории, чтобы освободить сюжетное место для девочки, которой даже не придумали имя (Принца и Авиатора еще можно писать с больших букв, но Девочка - это уже перебор). Они еще и существенно сократили исходное повествование и переврали его!

Кадр из мультфильма "Маленький принц"


«Маленького Принца» нельзя свести к паре фраз. Но если все же попытаться это сделать, то можно сказать, что французский писатель прежде всего посвятил свою книгу детскому взгляду на вещи, чистому и незамыленному. Однако детский взгляд на вещи не имеет никакого отношения к ребячеству. Вспомним, что делает Принц в повести. Разве он беззаботно играет? Ничего подобного. Он выпалывает баобабы, заботится о Розе, исследует Солнечную систему, заводит дружбу с Лисом и Авиатором… За всю повесть он совершает лишь один безответственный поступок - бросает Розу и свой астероид. И это так его гложет, что он идет на страшный риск, чтобы вернуться домой.

Кадр из мультфильма "Маленький принц"


Иными словами, «Маленький Принц» прославляет ответственность, любознательность, готовность учиться и трудиться. Экранизация же, созданная режиссером «Кунг-фу панды » Марком Осборном , сводится к словам из песни советских лет: «Мы - маленькие дети, нам хочется гулять». Юная героиня готовится к занятиям в школе, куда не прошла по собеседованию (Девочка все же попала в школу, поскольку семья переехала в школьный микрорайон)? «Брось это скучное дело, - советует ей фильм. - Тусуйся с маразматичным стариком, который при первом знакомстве тебя чуть не угробил, обманывай маму, манкируй учебой… А потом садись в самолет, которым не умеешь управлять, и лети на поиски Принца. Потому что в нашей истории Принц - жалкий хлюпик, который не может сам себя спасти». И это при том, что де Сент-Экзюпери в одном из первых абзацев «Принца» замечает, что школьные занятия географией ему в жизни очень пригодились. Для летчика карта - важнейшая вещь!

Кадр из мультфильма "Маленький принц"


Да, мультфильм Осборна - не лишенная увлекательности детская история. Да, мама Девочки перегибает палку, когда требует, чтобы та занималась чуть ли не круглосуточно. И да, у детей есть право на детство. Но де Сент-Экзюпери писал совсем о другом! Книга учит ответственности, а фильм - безответственности (Девочка и Авиатор знакомятся, когда оторвавшийся пропеллер биплана пробивает стену дома Девочки, и это подается как милая шалость). Книга прославляет труд фонарщиков, а фильм унижает уборщиков. Мол, их работа жалкая и недостойная. Книга отмечает, что учеба полезнее всего, когда книжное знание сочетается с практическим. Фильм же обвиняет книжное знание чуть ли не в зомбировании детей. Ни одного хорошего слова в адрес учебников от него не дождаться. И если в книге есть «странные» персонажи (с точки зрения Принца), но нет отрицательных, то в кульминации фильма бравая героиня противостоит зловещим Бизнесмену и Тщеславному Человеку, чтобы спасти от них Принца. Соответственно, картина заканчивается чередой экшен-сцен, хотя у де Сент-Экзюпери ничего подобного нет и в помине!

Кадр из мультфильма "Маленький принц"


Было бы куда лучше, если бы авторы ленты не мудрили и нарисовали простой как валенок мультфильм о девочке-заучке, которая с помощью нового знакомого обретает тягу к приключениям и совершает подвиг против зловредного большого бизнеса. Но, конечно, им хотелось присоседиться к одному из главных «брендов» французской литературы. И получилось, что использованные в мультфильме сцены «Маленького Принца» - про бузину, а история Девочки - про дядьку. И добро бы «Принц» де Сент-Экзюпери вошел в картину целиком - но нет, в мультфильм попала лишь половина книги. Те же фонарщики в картине не упоминаются, хотя астероид с фонарем по экрану все же пролетает. Видимо, как издевка над теми, кто надеялся, что если фильм называется «Маленький Принц», то в кадр попадут все приключения заглавного героя.

С графикой и анимацией, с другой стороны, у мультфильма все в порядке. Особенно обаятельны сцены, позаимствованные из книги, поскольку они переданы с помощью элегантной кукольной анимации. Однако основная, компьютерная часть «Принца» тоже заслуживает похвал. Обидно, что о сценарии ленты этого не скажешь - он больше раздражает, чем радует.

ЦЕЛЬ УРОКА: Раскрыть проблемы, поставленные автором в произведении.

ЗАДАЧИ: формирование умения анализировать художественный текст; постигать философию произведения, его нравственную сторону; закрепление знаний о художественных средствах языка.

ФОРМА УРОКА: беседа с элементами дискуссии, видеоклип и презентация.

ОБОРУДОВАНИЕ: художественный текст, листы-заготовки для домашнего задания, компьютер для показа презентации и видеоклипа.

ХОД УРОКА

Постановка цели урока. Работа с эпиграфом.

“В жизни у каждого сказка своя…”

Учитель литературы (У.Л. ) читает эпиграф. – А какие бывают сказки?

Ученики (у. ) дают разные ответы

У.Л. – Как часто вы смотрите на небо, любуетесь звездами?

у. отвечают

У.Л. – Если человек “за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб”. Мы сейчас побываем в сказочной стране. ВИДЕОКЛИП НА ПЕСНЮ “МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ”

У.Л. – Сегодня мы с вами познакомимся с необычной книгой – сказкой французского писателя с красивым именем Антуан де Сент-Экзюпери.

Ученик дает биографическую справку и начинается показ презентации.

Биографическая справка. Экзюпери родился в 1900 году в Лионе в аристократической семье. Когда ему было 12 лет, он впервые летал на самолете, но это пока не стало для него главным в жизни. Во время Второй мировой войны стал военным летчиком. 31 июля 1944 года летчик-разведчик Экзюпери, вылетев на задание, из боевого полета не вернулся. Пропал без вести. Но имя писателя облетело весь мир и ушло в бессмертие. Он был писателем и летчиком одновременно. “Для меня писать и летать – одно и то же”.

У.Л. – Сказку “Маленький принц” Экзюпери написал за несколько месяцев до смерти. Это произведение стало его писательским завещанием. На первый взгляд, это обычная сказка о том, как мальчик путешествует по сказочной галактике. Но так ли это? Давайте отправимся вместе с Маленьким принцем в это путешествие и посмотрим, что же завещал нам Экзюпери.

Ученики рассказывают о жизни Маленького принца на его планете.

У. – Он твердо усвоил правило: “встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету”. Каждый день Маленький принц чистил вулкан и вырывал ростки баобабов.

У. – Маленький принц рассказывает о том, что если баобаб не распознать вовремя, то потом от него не избавиться. Он завладеет всей планетой, и его корни могут разорвать ее в клочья.

У.Л. – Рассказ этот метафоричен. По мнению Экзюпери, самый страшный баобаб – это фашизм. Также и в каждом человеке есть семена “дурной сорной травы”. Если вовремя не распознать в себе ростки дурного, то за это потом можно дорого поплатиться.

Работа в группах. Сообщение о планетах.

1 планета – ПОСЕЩЕНИЕ КОРОЛЯ . Ученики делают вывод: “С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумна”.

2 планета – ПОСЕЩЕНИЕ ЧЕСТОЛЮБЦА . Вывод: “Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал”.

3 планета – ПОСЕЩЕНИЕ ПЬЯНИЦЫ . Вывод: Каждый человек должен найти силы изменить себя, если это нужно.

4 планета – ПОСЕЩЕНИЕ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА . Вывод: Если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой, и занят только делом, его жизнь прожита напрасно.

5 планета – ПОСЕЩЕНИЕ ФОНАРЩИКА . Вывод: Нужно быть верным своему слову и думать не только о себе.

У.Л. – И вот Маленький принц на земле. Какое разочарование постигло его здесь?

У. – он увидел сотни тысяч роз, и заплакал. “А ведь его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей Вселенной”.

У.Л. – Потом Маленький принц повстречался с Лисом, который открыл ему самый главный свой секрет. Какую мудрость дарит он нам?

У. – чтобы стать другом, надо, чтобы тебя приручили. “Ты всегда в ответе за того, кого приручил”.

У. – Маленький принц понял, что его Роза совсем не похожа на других, потому что только ей он отдал частицу сердца. Он приручил ее и теперь за нее в ответе.

У.Л. – Как вы понимаете слово “приручить”?

У. – надо не только давать живому существу пищу, а понять его, сделать так, чтобы оно радовалось тебе, чтобы ты приносил ему счастье. Приручить – значит отдать частичку своего сердца.

У. – Лис сказал: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”.

У.Л. – Экзюпери учит нас слышать душу человека, идущего с тобой рядом по жизни, сердцем прикасаясь к сердцу, и любить тех, кого мы приручили.

У.Л. – Как заканчивается сказка?

У. – Летчик и Маленький принц расстаются. Маленькому принцу надо вернуться на свою планету к Розе и ради этого он просит змею, чтобы она укусила его. Он должен уйти из земной жизни.

У.Л. – Эта книга – завещание. Что же завещал нам Экзюпери? (Показ слайда с афоризмами).

Обсуждение высказываний учениками. Ученики самостоятельно выбирают эпиграф к уроку, объясняют свой выбор.

У.Л. – Я открою вам один секрет. Читать эту книгу можно в любом возрасте. Совсем маленький ребенок воспринимает ее как сказку. Нас она заставила задуматься над очень серьезными жизненными вопросами. Если вы прочитаете ее, когда станете старше, эта сказка откроется вам по-другому. Потому что это мудрая притча о любви и верности, о дружбе и самопожертвовании, доброте и красоте.

Показ слайда с изображением памятника писателю.

У.Л. – Почему скульптор изобразил Экзюпери сидящим?

У.Л. – Экзюпери говорил: “Я писал, чтобы сказать моему поколению: вы обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля”.

Домашнее задание. Заполните листы-заготовки и напишите сочинение-отзыв о сказке Экзюпери “Маленький принц”.

В повести-сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери речь идет о мальчике, который видит окружающий мир не так, как обычные люди. Начинается это произведение с посвящения автора своему лучшему другу – Леону Верту.

Еще в шесть лет автор повести увидел в книге изображение удава, глотающего жертву, находясь под впечатлением от картинки, он решил нарисовать это. Но взрослые неправильно поняли творчество ребенка, увидев в запечатленном обычную шляпу.

Мальчик не падал духом и решил еще раз доказать свое видение, изобразив слона, находящего внутри змеи. Взрослые и на этот раз совершенно его не поняли, попросили вовсе больше ничего не рисовать, а заниматься точными науками. Автор сказки-повести вырос, художником он так и не стал, выбрал другую профессию – летчика. И долгое время упорно, но безрезультатно пытался найти тех, кто смог бы его понять.

Шесть лет назад наш автор-летчик вынужден был сделать посадку в Сахаре. Здесь то и состоялась встреча с удивительным человечком, который просил нарисовать ему барашка. Автор честно признался малышу, что с рисованием у него не все гладко и показал в доказательство своих слов тот злополучный рисунок. Как ни странно, но незнакомец легко определил, что изображено на картинке, никакой шляпы он там не видел. Правда, слон и удав показались ему опасными животными, и он просил нарисовать всего лишь крошечного барашка.

Летчику пришлось сделать несколько набросков, но ни один не понравился малышу. Закончилось это занятие тем, что автор изобразил ящик, внутри которого, по его словам, находится именно тот барашек, которого так мечтал увидеть ребенок.

Разговорившись с Маленьким принцем, летчик догадался, что тот прилетел с крошечного астероида «В 612».

Четвертый день принес новое открытие. Маленький принц рассказал, что любит любоваться закатами.

На пятый же день произошло неприятное событие – мальчик растрогался до слез, потому что боялся, что барашек съест его любимый цветок, не испугавшись даже его шипов.

Вообще все цветы на планете Маленького принца были маленькими и невзрачными. Главная их особенность в том, что, распускаясь утром, к вечеру они уже увядали. А однажды появился новый росток, который спустя некоторое время превратился в прекрасный цветок – розу, отличающуюся горделивостью. Маленький принц досадовал на очаровательную капризулю, но вскоре понял, что любить Розу нужно за ее неповторимый и ни с чем несравнимый запах.

Перед тем, как отправиться в путешествие, мальчик сделал уборку – почистил вулканы. Он во всех делах был таким обстоятельным, хоть и маленьким.

Первый астероид, на который высадился малыш, познакомил его с разумным королем, не требующим от подчиненных того, чего они выполнить не могли.

А вот на второй планете жил честолюбец. Маленький принц отнесся к нему с большим почтением. На третьей планете знакомство было менее приятным – там жил пьяница.

На четвертом астероиде обитал деловой человек. Углубившись в складывание чисел, он не сразу смог отвлечься и даже не помнил, что и для чего считал. Этот деловой человек именовал себя владельцем звезд, вот только не мог связно растолковать, какая вообще польза от звезд и зачем они нужны.

Пятая планета была самой маленькой по размеру. Здесь путешественник завел знакомство с фонарщиком. Вся жизнь этого человека заключалась в том, что он зажигал и тушил фонарь.

Шестой астероид был огромным. Обитающий на нем старик увлекался географией и писал многостраничные книги. Именно он рассказал Маленькому принцу, что есть планета Земля и посоветовал побывать на ней.

Что же увидел путешественник на нашей планете? Оказалось, на ней живет множество тех, кого он уже повстречал. Есть здесь и пьяницы, и короли, и те, кто зажигает фонари, а общая масса населения составляет два миллиарда людей.

Маленький принц оказался в пустыне. Пересекая ее, он завел беседу с неприметным цветком, который поделился с ним своим мнением о людях. Видел же он их в составе проходившего однажды каравана.

Путешественник хотел поприветствовать людей и забрался на гору. Оттуда открылся вид на острые скалы. И больше ничего в округе не было. Маленький принц долго искал дорогу и, наконец, набрел на сад, в котором росло огромное множество роз. Малыш расстроился от осознания того факта, что его любимица не единственная и неповторимая. Это открытие снова обернулось слезами. В этот момент появился Лис.

Маленький принц хотел поиграть с животным, но для того, чтобы это сделать, необходимо сначала приручить зверя. Процесс этот не сложен – приходить в одно и то же время и с каждым днем придвигаться все ближе.

Мальчик быстро приручил Лиса, но долго оставаться на земле он не мог и снова собрался в дорогу. На прощание зверь открыл ему важный секрет: человек должен отвечать за тех, кого приручил.

Летчик допил воду и решил остановить рассказ необыкновенного человечка, которого он встретил. Автор поведал принцу, что ему придется умереть. Малыш захотел пить, и они вдвоем отправились к роднику. Когда ребенок уснул, автор поднял его и пошел дальше.

На пути им встретился колодец, и мальчику захотелось испить из него воды. Маленький принц не реагировал на расспросы, оставался равнодушным и грустным. Автор понял, что он хочет вернуться домой. Ради этого он даже подговаривал змею, чтобы та отравила его ядом.

Мальчик все же вернулся на родную планету, забрав с собой воспоминание о колодце. О себе он тоже оставил память – смех.

Шесть долгих лет летчик никому не рассказывал об этом удивительном знакомстве. Но все время смотрел на небо и вспоминал маленького необыкновенного человечка, гадая, как же там живет его друг Маленький принц.

Статьи по теме: