Как научить ребенка хорошему поведению. Как научить правилам поведения ребенка? Советы для девочек и мальчиков Как научить ребенка поведению

Психология и педагогика

Как дисциплинировать ребенка?

Дисциплина - это способ научить наших детей правильному поведению, а не мера наказания. Четко заданные правила, значения которых вы объяснили своему ребенку, помогут не только с организацией повседневных задач, но и поспособствуют эффективному обучению.

«Он у меня будет по струнке ходить!» - это не дисциплина, это способ морального давления на ребенка. И очень вредный способ. У многих родителей и учителей слово «дисциплина» действительно ассоциируется с подъемом в 6 утра, обливаниями холодной водой, линейкой, которая взмывает и опускается на «кривую» спину. Нет, нет и еще раз нет. Дети не должны жить в условиях военного лагеря, но вот навык понимать правила и выполнять их понадобится им уже в начальной школе, не говоря о взрослой жизни.

Именно в школе маленький человек впервые и со всей полнотой принимает на себя груз ответственности и требований, который ложится на его плечи. Да, быть может, некоторые родители и считают, что ребенок должен расти в атмосфере, полной свободы. Но что малыш будет делать в классе, где просят сидеть на месте и не кричать с места, когда дома ему можно было ходить на голове? Мучительно принимать претензии. А вот собранному ребенку будет куда проще заниматься лучше, входить в новые для себя ролевые отношения и коммуникацию.

Зачем первокласснику нужна дисциплина? Об этом мы писали в нашем материале , опубликованном в социальных сетях.

Как приучить ребенка к дисциплине?

1. Установите домашние правила

Не важно, сколько лет вашему ребенку, 5 или 10, он должен понимать разницу между соответствующим поведением и поведением, которое недопустимо. Пусть ребенок знает, чего от него ожидают, а также о том, что последует за нарушением правил.
Важно помнить, что правила должны быть рациональными, а вы - уметь ответить ребенку на его вопрос о смысле установленных норм.

– Мамочка, ну почему нельзя-я-я-я? – поднимая брови и уже куксясь вопрошает Коля.
– Потому что я так сказала! – грозно нахмурившись отрезает мама.

Да, конечно, правила и последствия непослушания будут сильно зависеть от возраста ребенка. В то время как малышу надо объяснить, что драться с нехорошо, подростку лет 11 уже важно объяснить, почему он должен быть дома в 20:00. И будьте гибкими - то, что правильно для начальных классов, уже не является истиной для младшего подросткового возраста. Взрослея, дети расширяют границы (птенцы же не живут в скорлупе?), и если вовремя им с этим не помочь, скорлупа лопнет сама, а вы окажетесь погружены в пучину конфликтов.

2. Повседневные правила и привычки

Оказывается, рутина тоже может быть полезна, если превращается в полезные привычки. Маленькие традиции и обряды позволяют ребенку чувствовать себя в безопасности, даже если это правильно «еще раз подергать дверную ручку, чтобы проверить - закрыли ли вы дверь».
Если вы, например, заметили, что поведение вашего ребенка ухудшается, когда он устает (или наоборот - баловство приходит от недостатка активности), обратите на это внимание и создайте «дела», которые помогут удовлетворить нужные потребности.
  • Укладывайте ребенка спать и будите его в одно и то же время - то, что предсказуемо, не так травмирует.
  • Если в расписании дня появляются внезапные изменения - например, поход в гости или к врачу, сообщите об этом заранее, не оттягивая до последнего.
  • Некоторые дети не могут спокойно «перескакивать» от одной активности к другой. Относитесь к этому с пониманием и делайте «буферные» зоны, во время которых будет происходить перестройка. У малышей это может быть сказка между играми и обедом, у школьников - перерыв между уроками или домашней работой.
Вопрос-ответ. Можно ли ставить ребенка в угол?
Можно. Смысл в том, чтобы оставить расшалившегося ребенка наедине с собой. Если вы отправите его в свою комнату - он примется за игрушки, а важно дать ему время подумать над своим поведением. Схема проста: сколько времени ребенку, столько минут он стоит в углу.

3. Обсудите вопрос последствий

Обрисуйте ребенку четкую причинно-следственную связь между тем, как он себя ведет, и что за этим следует. Следуйте установленным правилам без исключений. Например, если лазать по деревьям в парке нельзя, то нельзя всегда, а не только когда « ты же в такой чистенькой белой рубашке! » . Спросите ребенка о его собственном мнении: «Как ты думаешь, что следует сделать, если ты опоздаешь на обед? Ведь суп уже будет холодным, придется есть так...» - и пусть у него будет возможность обдумать собственное поведение.
  • Удостоверьтесь, что наказание или «последствия» уместны. Они ни в коем случае не должны унижать ребенка!
  • Последствие должно помогать ребенку учиться на ошибках. Убрать игрушки самостоятельно, поставить грязную чашку в мойку и помыть ее самостоятельно, даже попробовать холодный суп из-за копаний за компьютером - все это куда полезнее, чем час простоять в углу.
  • Покажите ребенку прямое следствие: если ты долго собираешься на прогулку, значит, сама прогулка будет короче.
Вопрос-ответ. Как нельзя наказывать детей?
Лишать их естественных физеологических потребностей: не отпускать в туалет, лишать еды и прогулки на свежем воздухе. Не дать сладостей – это возможный вариант развития событий.

4. Правило есть правило

Об этом уже сказано выше, но хочется остановиться на этом пункте подробнее. Следите за своими словами и за четким выполнением правил, которые вы же установили. У многих родителей и учителей есть привычка делать исключения: пропускать мимо ушей или мимо глаз то, что не соответствует правильному порядку, разрешать некоторые действия «в самый последний раз» и обещать, что санкции придут в следующий раз: «еще раз такое увижу, и вот тогда точно...» . Все это, во-первых, подрывает ваш авторитет, во-вторых, сбивает ребенка с толку, размывая границы дозволенного.
  • Даже если у вашего ребенка есть оправдание, будьте просты в своей ясности: «Оля, ты нарушила правило, это означает, что...».
  • Если у вас несколько детей (внимание, учителя!), то помните, что правила должны быть равны для всех. То, что нельзя Кате, нельзя и Саше. То, что можно Жене, можно и Ване. В противном случае дети (и вполне справедливо) решат, что вы относитесь к ним нечестно.

5. Имейте реалистичные ожидания

Если у вас гиперактивный первоклассник (о том, как работать с такими детьми, мы ), то не следует ожидать, что из-за ваших требований он мгновенно научится сидеть прямо, поднимать руку перпендикулярно парте, не ерзать и вообще вести себя, как образцовый представитель кадетского училища.

Если вы установите слишком высокий уровень нормы поведения, это может заставить ребенка чувствовать себя подавленно. Слишком низкий уровень требований, наоборот, может привести к тому, что школьник не разовьет свой потенциал (например, усидчивости). Все дети разные и могут иметь как слабые, так и сильные стороны. Более того, в разном возрасте дети объективно различаются по своему поведению: первоклассники шумят, дети 8-11 лет дерутся, а подростки зажимаются и бунтуют. Постарайтесь ознакомиться с тем, как выглядит норма поведения для возрастной группы вашего ребенка.

Что делать, если малыш капризничает и кричит в магазине, автобусе, кафе?

Недавно моя приятельница - счастливая мама 4-летнего Данилки - буквально со слезами на глазах жаловалась, что ей стыдно появляться с ребенком в общественных местах. Он ее позорит всегда и всюду: в магазине громко требует купить дорогую вещь, а в автобусе на весь салон делится впечатлениями вроде: «А помнишь, как наш папа сегодня...?». О том, можно ли научить детей-дошкольников правильно вести себя в общественных местах и как это сделать, рассказала владимирский психолог Наталья Фельдман.

Он просто привлекает внимание

- Наталья Борисовна, как же научить ребенка правильно вести себя в общественных местах?

Нам нужно определиться с тем, что такое ПРАВИЛЬНОЕ поведение. С точки зрения родителей ребенок должен быть сдержанным, скромным, не должен мешать другим людям, привлекать к себе внимание, нарушать тишину. С одной стороны, это правильно, но, с другой, такое поведение удобно прежде всего для родителей. Подумайте: чего чаще всего боится мама, чей ребенок начинает бегать или плакать в общественном месте? Негативной реакции окружающих людей на нее, а не на ребенка: «Ну и мамаша, воспитать ребенка не может!» Получается, что плохое поведение ребенка приравнивается к утверждению «я плохая мать» (как вариант — «плохой отец»). А ведь в некоторых ситуациях ребенок просто не может сидеть на месте и молчать — таковы особенности его психики. Либо у капризов есть другие причины. Все случаи, когда ребенок плачет, шумит, нужно строго дифференцировать.

- Каким образом?

Как правило, ребенок ничего не делает просто так или из вредности. Например, часто его поведение — это способ привлечь к себе внимание. И тут возникает вопрос: с какой целью? Скорее всего, ответ такой: ребенок системно не получает внимания, пока ведет себя хорошо. Его просто не замечают. А как только начинает шуметь и капризничать, родители внимание обращают и начинают ругать. А ребенку, по сути, важно, что внимание есть. При этом он, как правило, не думает: «Я сейчас закричу на весь магазин, и мама обратит на меня внимание», - это механизм во многом бессознательный. Таким образом, устранить причину достаточно просто: уделяйте ребенку больше внимания, чем компьютеру или телефону.

Но не всегда есть такая возможность: маме вечером надо заниматься домашними делами, папе, возможно, выполнять работу на компьютере — не обязательно же он там в игрушки играет...

Не надо ходить за ребенком весь вечер и к любым его действиям бурно проявлять интерес. Он, когда потребуется внимание, сам даст об этом знать. Главное — не отмахиваться от ребенка. С малышом надо разговаривать, общаться, читать книжки... Подросший ребенок шести-семи лет может прибежать и сказать маме или папе: «Можно я с тобой посижу?». Может забраться на коленки, прижаться, какое-то время просто молча сидеть, а потом убежать опять играть. Он получил свою порцию внимания. Для маленьких детей таких минуток тесного общения нужно побольше. Сколько — сказать сложно, так как это дело индивидуальное. Главное же, что качественное общение позволяет ребенку становиться более самостоятельным, учиться занимать себя самому.

Сейчас наблюдаются две крайности. Одна — детоцентрическая позиция, когда ребенок — центр семьи, и его желания всегда в приоритете. Другая — отношение к детям как к каким-то потусторонним существам или животным, которых надо дрессировать и воспитывать. Они такие же люди, просто у них меньше опыта и немножечко по-другому устроена психика и интеллектуальная деятельность. Потому что они еще не выросли. Но в остальном они не отличаются от взрослых.

И та, и другая вышеописанные позиции приводят к проблемам, поэтому нужно придерживаться золотой середины. Важно и удовлетворять базовую потребность ребенка в любви, безопасности, общении, и объяснить ему, что у других членов семьи тоже могут быть свои желания и заботы, к которым нужно относиться с уважением.

Единое правило для всех

Но что если родители уделяют ребенку достаточно внимания, а в магазине он все равно начинает капризничать и требовать мороженое, игрушку?..

Если капризы не из-за дефицита внимания, и родители в этом на сто процентов уверены, то в этом случае надо предлагать ребенку выбор. Надо сказать: сегодня мы можем купить тебе только вот это или вот это, выбери сам, чего тебе хочется больше.

- А если ничего лишнего не можем купить — денег в обрез, пришли только за хлебом и молоком?

Если у родителей есть минимальные деньги на молоко и хлеб, то мелочь в пределах 20-50 рублей они могут дополнительно потратить. Какой-нибудь сырок за 15 рублей всегда есть возможность купить. Но нужно приучать ребенка и к тому, что не всегда можно приобрести то, что хочется. Скажите: «Я очень хочу купить вот тот дорогой сыр, я его очень люблю. Но не могу себе этого позволить. Мы купим его на праздник. А сейчас денег немного, поэтому купим только вот это...» И ребенок, видя, что мама к себе предъявляет точно такие же требования, как и к нему, перестанет просить купить для него что-то дорогое. И повода для скандала и манипуляций не будет. Тут очень важно: если речь идет о том, что с деньгами в семье не очень хорошо, и мы вынуждены выбирать то, что покупаем, то это правило работает для всех. Тогда ребенок чувствует себя участником процесса — с ним считаются.

С магазином разобрались. Следующее место, где дети часто не умеют правильно себя вести — это общественный транспорт. У них почему-то есть потребность громко, на весь салон разговаривать, и родители чувствуют себя достаточно неловко, особенно если дети начинают рассказывать всем вокруг (в разговоре с мамой) подробности семейной жизни. Ругать, как я понимаю, нельзя...

Иногда и взрослые начинают разговаривать на весь салон. Правила поведения в общественных местах с ребенком лучше обсуждать не во время того, когда он себя неправильно ведет, а окружающие «помогают» его воспитывать. Лучше заранее, в спокойной обстановке все обговорить. За что ругать, если ребенок не знает, что в автобусе нельзя кричать? Только что на улице весело скакали и кричали, и это было можно, потому что были в парке и никто никому не мешал, и тут зашли в транспорт, у ребенка еще очень веселое настроение, он еще не успокоился и по инерции продолжает разговаривать громко... Если в этот момент он получает раздраженное замечание, то он не понимает, что произошло. Он не знает, что здесь другие правила поведения, поэтому, если хотите, чтобы ребенок себя вел в соответствии с какими-то вашими представлениями о приличиях, обговорите все заранее и объясните, почему это надо.

- Как насчет поведения в заведениях общепита?

У детей в психике заложено, что они не могут, как взрослые — по три часа и дольше, — сидеть за столом. Реальность такова, что детям быстро становится скучно в кафе. Особенно если это дети дошкольного возраста. И для них это совершенно нормальное поведение. Ребенок не может дольше получаса сидеть на месте и слушать разговоры. Ему нужно двигаться, играть и общаться. Так что тут всего два варианта: либо надо выбирать общепиты, где есть уголок для детей, либо оставлять ребенка дома — с бабушкой, родственниками или няней.

- А воспитать ребенка, чтобы он сидел и молчал?

Для пятилеток это нереально. И не надо над детьми издеваться.

Но бывают ситуации, когда необходимо именно сидеть. И иногда больше часа. Вот, к примеру, в очереди в больнице... Причем тихо, потому что вокруг много детей, и они болеют...

Если это ребенок дошкольного возраста, нужно взять с собой какую-нибудь «развлекалку». Это может быть книжка, раскраска или маленькая игрушечка — кукла, которая надевается на руку... Главная идея в том, что от очередей никуда не денешься, ребенок устанет, но мы понимаем, что ребенок не может долго сидеть на месте, ему будет скучно, и мы думаем, как его развлечь всеми известными способами. Но занятие должно быть тихим и малоподвижным. Мячик в больницу мы не берем.


Наталья Фельдман Фото: из личного архива Н. Фельдман

Справка МК

Во что поиграть, сидя в очереди?

«Взломщик» . Возьмите связку ключей, попросите ребенка отвернуться и нарисуйте на листочке бумаги их контуры. Потом предложите ребенку подобрать ключ, соответствующий силуэту. Можно использовать не только ключи, а все, что найдется в сумочке.

«Исследователь» . Захватите предварительно из дома лупу. Пусть малыш отыщет то, что вы загадаете, на денежной купюре, прочитает «тайные надписи».

«Слова» . Пусть малыш называет предметы на определенную букву. Обратите его внимание на предметы, которые его окружают. Потом задачу можно усложнять, строя цепочки слов. Последняя буква слова служит первой буквой следующего («кот-тумба-автобус…»).

«Веселые пальчики» . Возьмите шариковую ручку и нарисуйте на подушечках пальцев забавные рожицы, дайте им имена, к примеру, Веселун, Добряк, Злючка, Рыжик… Придумайте сказку про них. Можно рисовать и животных. Подойдут также готовые пальчиковые игрушки.

«Фантазер» . Нарисуйте на листке бумаги кружок и по очереди дорисовывайте новые детали: нос, уши, веснушки. Это вполне может быть какой-нибудь фантастический зверь.

«Что пропало?» . Разложите перед малышом несколько предметов, дайте время запомнить. Потом, когда ребенок отвернется, уберите один. Малыш должен угадать, что же пропало. Потом поменяетесь местами.

«Любимые герои» . У каждого ребенка есть любимая книжка или мультфильм. Попробуйте вспомнить их героев. Кто назовет больше, тот победил. Детям нравится эта игра, потому что они в ней побеждают, ведь находятся «на своей территории».

Также можно предложить ребенку придумать, как использовать привычные предметы в непривычных ситуациях. Например, шарфик можно обмотать вокруг руки и получить рукавицу. Из мобильного телефона выйдет отличная горка для скрепки. Таким образом, вы не только скоротаете время в очереди, но и разовьете логику, фантазию и внимательность малыша.

"Только посмотри на это безобразие!", "Какой ты неряха!", "Когда ты уже научишься делать то, что тебе говорят!", "Опять ты делаешь всё не так!", "Сколько раз тебе сказано?"… Знакомы ли Вам эти фразы? Ну, некоторые из них? Приходится ли Вам использовать их в общении с Вашим ребёнком?

К сожалению, стоит некоторое время понаблюдать за родителями и ребёнком в каком-нибудь многолюдном месте, и можно услышите фразы, подобные этим. Такие комментарии и замечания только ухудшают самооценку ребёнка, не учат его правильному поведению, а только сообщают, что он что-то сделал плохо.

Как же тогда учить наших детей желаемому поведению? Без нотаций, крика, бесконечных замечаний? Как помочь ребёнку понять, какое именно поведение Вы ожидаете от него? Как научить его такому поведению? Один из самых эффективных путей, по которому Вы можете пойти - это позитивное подкрепление.

Позитивное подкрепление - это обучение ребёнка желаемому поведению не через критику плохого поведения, а через поощрение хорошего. Как это сделать? Родителям следует делать акцент на том, что у ребёнка получается правильно, верно, хорошо, и говорить ему об этом, поощрять его, вместо того, чтобы делать акцент на плохом поведении, постоянно критикуя его. Часто бывает так, что на хорошее поведение родители внимания не обращают, воспринимая его как "само-собой-разумеющееся", а замечают именно плохое поведение, и всегда говорят о нём ребёнку. Подкрепление хорошего поведения в этом случае не происходит, а происходит противоположное: постоянное фокусирование на плохом поведении. Старайтесь поступать по-другому - отмечайте ребёнка за хорошее поведение!

Правила и ограничения . Родителям следует чётко и ясно заранее предупреждать ребёнка о том поведении, которое они ожидают от него и рассказывать ему о последствии непослушания. Значит ли это, что не нужно наказывать ребёнка? Нет, не значит. Наказание в виде прекращения игры с ребёнком, временного ограничения каких-то удовольствий, и "time out" (об этом речь пойдёт в следующий раз) - это естественные последствия непослушания, о которых ребёнок должен знать. Но Вы, как родитель, отвечаете за то, чтобы чётко и ясно объяснять ребёнку заранее, возможно по несколько раз, какое поведение Вы ожидаете от него, что правильно делать, и что - нет. Будьте уверены, что ребёнок Вас услышал и понял, а так же знает о действиях, которые Вы предпримите в случае непослушания.

Давайте разберём ситуацию, где маленький Максим приглашён на День Рождения к Ване. Мама Максима знает, что он очень активный мальчик. Когда они подходят к квартире Вани, мама Максима говорит ему: "Пожалуйста, веди себя в гостях хорошо". Максим получил очень туманное, "общее" предупреждение. Так как он находится в предвкушении праздника, скорее всего, он не "проникается" маминым обращением.

В квартире Вани Максим в восторге от шариков, подарков, тортов и большого количества детей. Он бегает по комнатам, шумит, ссорится с другим мальчиком из-за игрушки, обзывает его, кричит, проливает сок на рубашку, ноет, что ему мало положили мороженого, не слушает Ванину маму и роняет кусок торта на ковёр в гостиной. Мама Максима в ужасе, кричит на него, ругает его, в итоге они одеваются и уезжают раньше времени. Ей очень стыдно за сына, и всю дорогу она говорит ему об этом, не заботясь особенно о том, что это слышат посторонние люди. Максим всё это время тихо плачет.

Не знакома ли Вам такая ситуация? Если нет - то замечательно! И всё же, давайте посмотрим, как мама Максима могла бы поступить иначе:
"Максим, я знаю, что ты очень ждёшь Ваниного Дня Рождения. Перед тем, как мы поедем к нему, я хочу, чтобы мы сели вместе и поговорили о том, как правильно вести себя в гостях". Максим и мама садятся на диван и некоторое время спокойно разговаривают: "Максим, в гостях будет весело и интересно. Будет очень много детей, и я хочу, чтобы ты понял некоторые правила о том, как нужно себя вести, хорошо?" (Максим кивает). "Когда мы будем в гостях, я хочу, чтобы ты слушал свой внутренний голос, даже если ты будешь очень сильно радоваться, хорошо? (Максим кивает). Я хочу, чтобы ты слушался Ванину маму и делал то, что она будет тебе говорить, хорошо? (Хорошо, - говорит, - говорит Максим). "Ещё несколько вещей. Пожалуйста, ходи спокойно, когда ты будешь в квартире, и будь осторожен с мебелью, хорошо? (Максим кивает). Я хочу, чтобы ты говорил "Спасибо" и "Пожалуйста", и говорил только хорошие слова. Если ты не сможешь выполнять всё, что я тебе рассказала, мы должны будет уехать из гостей, понимаешь?"

Когда они подъезжают к дому Вани, мама говорит Максиму: "Давай ещё раз повторим, как правильно себя вести на Дне Рождения, хорошо?" Нам нужно слушать свой внутренний голос, внимательно слушать взрослых, да? Нам нужно ходить, а не бегать в квартире, говорить "Спасибо" и "Пожалуйста" и не говорить плохие слова. Ты сможешь это делать, чтобы мы не уходили раньше времени?" Максим с готовностью кивает головой. Он понимает все мамины слова. Он теперь знает, чего от него ждут. Конечно, он будет очень возбуждён, и, возможно, прольёт сок на рубашку (а может быть и нет, если не будет бегать). Если он начнёт ссориться с другими ребятами, мама может тихо ему напомнить: "Помнишь, мы говорили с тобой, что надо быть вежливым и говорить только хорошие слова. Это значит, что нужно уступать другими детям. Давай не будем говорить плохие слова, я не хочу сейчас уходить, а ты?" Когда Ванина мама скажет, что пирожные можно кушать только на кухне, Максим, скорее всего, послушается её. Если так, то по дороге домой Максима нужно похвалить за это, и сказать, что он старался хорошо вести себя в гостях. Можно даже и не упоминать о соке (потому что это было случайно).

Если Максим не слушается, и всё-таки ведёт себя плохо, нужно уехать из гостей, как и обещала мама. Он будет плакать, но мама может сказать спокойно, но твёрдо: "Если дети говорят плохие слова и ссорятся, им приходится рано уезжать из гостей". Позже, когда Максим успокоится, мама может ещё раз поговорить с ним о том, как важно слушаться и о том, что происходит, когда он не слушается.

Наши дети нуждаются в чётких правилах и объяснениях и им необходимо знать, что последует, если они не будут слушаться. Важно говорить об этом спокойным тоном, используя позитивные слова, а не те, которые подрывают веру ребёнка в себя, его самооценку. Важно так же последовательно выполнять то, что Вы пообещали ребёнку в случае непослушания. Всё очень просто. Уважение, чёткость, и ясность объяснений, поощрение хорошего поведения, последовательные действия в случае плохого поведения, и ещё раз уважение.

Критика. Даже когда критика необходима, важно "оформить" её в позитивные, конструктивные слова. Это значит, что следует говорить ребёнку о том, какое поведение вы ожидали от него, чем ругать его за то, как он вёл себя на самом деле. В первом случае, ребёнок поймёт, как ему нужно было вести себя. Во втором случае ребёнок услышит лишь то, что он сделала что-то не так. Например: "Не рисуй на полу!" можно заменить на: "Пожалуйста, рисуй только на бумаге. Сейчас нужно вытереть краску с пола". Ещё очень важно не путать поведение ребёнка с его личностью. Согласитесь, есть большое различие между: "Ты не убрал свои носки на место" и "Ты - неряха", между: "Ты сказал мне неправду" и "Ты - обманщик", между: "Ты не убрала игрушки" и "Ты - лентяйка". А лучше всего, конечно, сказать: "Нужно убрать свои носки на место", "Нужно говорить только правду", "Нужно убрать игрушки". Приучайте себя к этому, и Ваш труд обязательно принесёт свои плоды!

Случайности. Важно помнить, что случайности происходят, особенно, когда деткам 1-5 лет. Не нужно ругать ребёнка за то, что он что-то столкнул, разбил, сломал, испортил случайно. Это большая ошибка ругать его за случайные, непреднамеренные действия! Ведь и Вы можете что-то уронить или разбить, и Вас никто не посмеет за это отругать. Постарайтесь просто объяснить, что именно случилось, и почему. И не "застревайте" на этом дольше, чем нужно: "Ой! Стакан опрокинулся - ничего страшного. Это случилось потому что он был слишком близко к краю стола. Давай его поставим сюда, ближе к середине, чтобы он не мешал своим локтям, когда ты кушаешь, хорошо?"

В завершение, ещё раз повторим основные мысли:

    Спокойно и чётко объясняя ребёнку заранее правила и ограничения, Вы помогаете ему понять желательное поведением ПЕРЕД тем, как возникнут проблемы.

    Отмечая ребёнка за хорошее поведение, а не критикуя за плохое, Вы помогаете ему быстрее учиться.

    Если всё-таки критика необходима, критикуйте только поведение, а не личность ребёнка.

    Критикуя, говорите о том, какое поведение вы ожидали от ребёнка, а не о том, что у него что-то не получилось.

    Если ребёнок делает что-то случайно, просто объясните ему, что к чему, не ругая.

Записаться на приём к психологу Екатерине Cвечниковой можно по тел. +7 905-286-22-86 или по эл. почте [email protected]


Добавить комментарий

Избегали раздражителей, а в сложных ситуациях старались учитывать особенности ребенка. Но вот наступил учебный год - а с ним неизбежные приглашения на детские дни рождения с аниматорами, долгие ожидания своей очереди в поликлинике и вообще необходимость контактировать с большим количеством детей и взрослых - и в школе, и в детском саду. Практические советы по поведению ребенка с СДВГ в ситуациях стресса дает автор книги "Экстремальное материнство" Ирина Лукьянова.

В каждой семье - свои ситуации, в которых дети и родители вступают в конфликт. Где-то дети так ноют за завтраком, что выводят папу из себя. Где-то мама после посещения торгового центра с детьми возвращается домой с трясущимися руками. Где-то драки на заднем сиденье доводят родителя за рулем до белого каления - особенно если он стоит в пробке и опаздывает на работу.

Общих решений для таких ситуаций нет и не может быть: все дети разные, и то, что работает с одним, не работает с другим. Есть только общие закономерности, которые, как правило, помогают.

Общие закономерности примерно такие:

  • соотносить ожидания с возрастом ;
  • формулировать четкие и немногочисленные правила и ясные последствия их нарушения , обновлять их в памяти перед ответственными событиями;
  • игнорировать менее серьезные нарушения, работать над одним навыком за один раз;
  • вознаграждать хорошее поведение .

Какие же ситуации - самые трудные для детей с СДВГ и просто активных и непоседливых детей?

Мы не можем требовать от ребенка того, что не соответствует его возрасту: например, чинно сидеть за праздничным столом вместе с бабушкой и ее гостями, есть салаты, затем горячее, затем десерт...

"Сколько времени ваша дочь может спокойно высидеть за столом? Пять минут? Пусть это будет пять минут, - говорит доктор Уильям Сирз. - Пусть обстановка за столом будет скорее приглашающей, чем напряженной и сковывающей. Поговорите о том, что ей интересно, а не вынуждайте ее участвовать во взрослых разговорах. Разрешите рассказать что-нибудь интересное про ее день; многие малыши лучше себя чувствуют, когда они в центре внимания. Дайте ей бумагу и карандаши, когда она закончит есть, чтобы она могла чем-то себя занять, или дайте что-нибудь, что можно вертеть в руках, или посадите рядом с ней мягкую игрушку, которую можно „кормить“".

Разумеется, в каждом доме свои правила поведения за столом: у кого-то более жесткие, у кого-то более мягкие. "Не плеваться едой" и "не кидаться хлебом" - само собой. "Не драться с братом" - тоже. А вот "не говорить с набитым ртом" и "не допивать остатки супа из тарелки через край" - стоит ли выставлять ребенка из-за стола за нарушение этих правил?

Дошкольники выводят родителей из себя разборчивостью в еде, медлительностью и попытками во что бы то ни стало привлечь к себе внимание. В этом возрасте бывает полезно нарисовать на бумаге правила поведения за столом и повесить их над столом, пишет Лиза ван ден Гейн. Перед едой можно позвать детей к столу и попросить их напомнить правила поведения за столом. Когда они ведут себя хорошо - поблагодарить. Иногда - мягко исправлять: "Я думаю, ты хотел сказать: передай мне, пожалуйста, кетчуп". Перед походом в гости или ресторан - тоже вспоминаем семейные правила: "В нашей семье принято разговаривать за столом тихо и не лезть руками в чужие тарелки".

Когда дети становятся старше, они приносят за стол гаджеты, едят, никого не дожидаясь, критикуют поданную еду. Им можно напомнить, что взрослость за столом проявляется в умении пользоваться ножом и вилкой, а не айпадом, а недовольные мамиными кулинарными способностями могут начать готовить самостоятельно. Не факт, что это сработает. Но, может быть, ребенок или научится готовить, или будет вынужден смириться с тем, что дают.

Еще одна точка стресса для семей детей с СДВГ - долгое ожидание. Чем можно занять ребенка, если заняться совершенно нечем? Можно играть в словесные игры. Можно рассказывать и сочинять сказки. Играть в пальчиковые игры. Раскраски и куклы-перчатки, если ими запастись заранее, тоже сослужат добрую службу. Можно учить стихи наизусть.

Можно заняться наблюдениями и исследованиями. Помню, как у нас однажды сломалась машина, и пока папа искал помощь, нам с сыном-первоклассником пришлось двадцать минут неподвижно стоять на разделительной полосе зимней дороги. В результате мы решили выяснить, каких машин мимо проезжает больше - красных или белых. Он считал красные, я - белые, и когда за нами пришел папа, сын не хотел уходить: красных получалось на две меньше.

Для малышей в дорогу можно собирать , мелких игрушек и т.п. Сейчас такие коробки можно даже купить: их специально придумывают и выпускают для семей, путешествующих с детьми; есть они в продаже и в России.

Важно не забыть еду и воду, правильно оценивать возможности ребенка (необходимость полчаса идти в гору по жаре заставит разныться даже очень терпеливое чадо), не давать ему переутомляться и перевозбуждаться, особенно если речь идет о ребенке с СДВГ.

Как регулировать поведение ребенка на детских праздниках

Дети с СДВГ плохо выносят и обилие впечатлений, и вынужденный покой при недостатке впечатлений. И в "тихих", и в "громких" общественных местах им трудно, но по-разному.

Детские клубы, рестораны, дни рождения в "Макдональдсе", парки развлечений, праздники с аниматорами, елки, театральные и цирковые представления, крупные торговые центры - все это перегружает нервную систему ребенка. Он заводится, начинает метаться от одного яркого стимула к другому, и если его вовремя не остановить, не увести в тихое место, не дать ему успокоиться, мы очень скоро получим красного, взмокшего, орущего и гогочущего ребенка со стеклянными глазами. Он уже не понимает, что происходит, не слышит, когда к нему обращаются, не может остановиться. Следующий этап - истерика.

Поэтому, если мы собираемся в гости к другим детям или на представление, надо понять, сколько там будет народу, насколько будет шумно и ярко, предполагаются ли активные игры (погоня со стрельбой из игрушечных пистолетов, из лазерных ружей). Есть ли там тихое место, куда можно уйти и успокоиться?

Перед выходом - напоминаем ребенку о правилах поведения в общественном месте или просим его повторить эти правила. Вспоминаем, что будет, если ребенок эти правила нарушит (подерется на дне рождения или будет выкрикивать что-то в театре во время представления). Договариваемся, сколько времени мы там пробудем и когда пойдем домой.

Если дети остаются одни с чьими-то родителями или аниматорами, дайте ответственному взрослому свой телефон, предупредите, что делать, если ребенок перевозбудится, не уходите далеко и будьте на связи, чтобы забрать ребенка в случае истерики или драки.

Если вы сразу оценили обстановку и поняли, что здесь вашему ребенку точно грозит нервный срыв, стоит забрать его раньше.

Дети с СДВГ часто испытывают проблемы в отношениях со сверстниками. Бывает, что дети с рождения умеют понимать чужое состояние, сочувствовать, интуитивно чувствовать, когда их обманывают или над ними смеются. Многие дети с СДВГ ничего этого не чувствуют, не понимают. Некоторые из них ведут себя, как сказочный набитый дурак - всегда неуместно. Другим кажется, что весь мир против них - или, наоборот, все с ними дружат, когда другие дети шарахаются от их навязчивого внимания.

Ирина, мама 17-летнего Ивана, рассказывает: "Ване всегда казалось, что мир к нему враждебен: если где-то смеются, то над ним, если говорят о „ненормальных“ - то это о нем. Он это пережил. Его все любят, за ним носятся девочки, он хорошо учится. Но он до сих пор воспринимает любой косой взгляд как наезд. Весь спектр доброжелательных эмоций и отношений он вообще не воспринимал, любое прикосновение считал угрозой. Спасло его то, что его трудно обидеть. Сегодня кого-то ударит, а завтра они опять друзья. Помогало и проговаривать его чувства: сказанное вслух он воспринимал как уже сделанное: прокричит „Я их всех убью!“ - и успокоится, как будто реальное действие уже состоялось".

Задач при обучении ребенка общению очень много. Надо научить его правильно знакомиться (завязать драку на детской площадке - не лучший способ завязать знакомство), понимать выражение лица и считывать социальные сигналы, поддерживать диалог и зрительный контакт, разговаривать на интересные другому человеку темы, активно слушать, контролировать свой тон, проявлять уместное чувство юмора, уметь говорить "нет", справляться с дразнилками, со стрессом, с гневом, разрешать конфликты...

Родителям приходится работать над социальными навыками последовательно и серьезно. Нужно наблюдать за тем, как ребенок взаимодействует с окружающими. Анализировать ситуации. Разыгрывать по ролям или с игрушками нужные модели социального взаимодействия. Не вбрасывать ребенка сразу в ситуацию общения со многими детьми, а начинать с игры с одним ребенком под родительским контролем.

Специалисты советуют работать над выработкой новых навыков постепенно, по одному. Ставить перед ребенком конкретные цели: не "вести себя прилично", а, например, на этой неделе в два раза меньше перебивать других во время разговора. Или один раз на этой неделе мирно поиграть во дворе. Или освоить один новый способ реагировать на дразнилки. Или научиться показывать "я тебя слушаю" (кивнуть, сказать "угу" и т.п.). Это очень большая работа, и здесь ребенку необходима помощь родителей и психолога.

Только посмотри на это безобразие!", "Какой ты неряха!", "Когда ты уже научишься делать то, что тебе говорят!", "Опять ты делаешь всё не так!", "Сколько раз тебе сказано?"… Знакомы ли Вам эти фразы? Ну, некоторые из них? Приходится ли Вам использовать их в общении с Вашим ребёнком? К сожалению, стоит некоторое время понаблюдать за родителями и ребёнком в каком-нибудь многолюдном месте, и можно услышите фразы, подобные этим. Такие комментарии и замечания только ухудшают самооценку ребёнка, не учат его правильному поведению, а только сообщают, что он что-то сделал плохо. Как же тогда учить наших детей желаемому поведению? Без нотаций, крика, бесконечных замечаний? Как помочь ребёнку понять, какое именно поведение Вы ожидаете от него? Как научить его такому поведению? Один из самых эффективных путей, по которому Вы можете пойти - это позитивное подкрепление. Позитивное подкрепление - это обучение ребёнка желаемому поведению не через критику плохого поведения, а через поощрение хорошего. Как это сделать? Родителям следует делать акцент на том, что у ребёнка получается правильно, верно, хорошо, и говорить ему об этом, поощрять его, вместо того, чтобы делать акцент на плохом поведении, постоянно критикуя его. Часто бывает так, что на хорошее поведение родители внимания не обращают, воспринимая его как "само-собой-разумеющееся", а замечают именно плохое поведение, и всегда говорят о нём ребёнку. Подкрепление хорошего поведения в этом случае не происходит, а происходит противоположное: постоянное фокусирование на плохом поведении. Старайтесь поступать по-другому - отмечайте ребёнка за хорошее поведение! Правила и ограничения. Родителям следует чётко и ясно заранее предупреждать ребёнка о том поведении, которое они ожидают от него и рассказывать ему о последствии непослушания. Значит ли это, что не нужно наказывать ребёнка? Нет, не значит. Наказание в виде прекращения игры с ребёнком, временного ограничения каких-то удовольствий, и "time out" (об этом речь пойдёт в следующий раз) - это естественные последствия непослушания, о которых ребёнок должен знать. Но Вы, как родитель, отвечаете за то, чтобы чётко и ясно объяснять ребёнку заранее, возможно по несколько раз, какое поведение Вы ожидаете от него, что правильно делать, и что - нет. Будьте уверены, что ребёнок Вас услышал и понял, а так же знает о действиях, которые Вы предпримите в случае непослушания. Давайте разберём ситуацию, где маленький Максим приглашён на День Рождения к Ване. Мама Максима знает, что он очень активный мальчик. Когда они подходят к квартире Вани, мама Максима говорит ему: "Пожалуйста, веди себя в гостях хорошо". Максим получил очень туманное, "общее" предупреждение. Так как он находится в предвкушении праздника, скорее всего, он не "проникается" маминым обращением. В квартире Вани Максим в восторге от шариков, подарков, тортов и большого количества детей. Он бегает по комнатам, шумит, ссорится с другим мальчиком из-за игрушки, обзывает его, кричит, проливает сок на рубашку, ноет, что ему мало положили мороженого, не слушает Ванину маму и роняет кусок торта на ковёр в гостиной. Мама Максима в ужасе, кричит на него, ругает его, в итоге они одеваются и уезжают раньше времени. Ей очень стыдно за сына, и всю дорогу она говорит ему об этом, не заботясь особенно о том, что это слышат посторонние люди. Максим всё это время тихо плачет. Не знакома ли Вам такая ситуация? Если нет - то замечательно! И всё же, давайте посмотрим, как мама Максима могла бы поступить иначе: "Максим, я знаю, что ты очень ждёшь Ваниного Дня Рождения. Перед тем, как мы поедем к нему, я хочу, чтобы мы сели вместе и поговорили о том, как правильно вести себя в гостях". Максим и мама садятся на диван и некоторое время спокойно разговаривают: "Максим, в гостях будет весело и интересно. Будет очень много детей, и я хочу, чтобы ты понял некоторые правила о том, как нужно себя вести, хорошо?" (Максим кивает). "Когда мы будем в гостях, я хочу, чтобы ты слушал свой внутренний голос, даже если ты будешь очень сильно радоваться, хорошо? (Максим кивает). Я хочу, чтобы ты слушался Ванину маму и делал то, что она будет тебе говорить, хорошо? (Хорошо, - говорит, - говорит Максим). "Ещё несколько вещей. Пожалуйста, ходи спокойно, когда ты будешь в квартире, и будь осторожен с мебелью, хорошо? (Максим кивает). Я хочу, чтобы ты говорил "Спасибо" и "Пожалуйста", и говорил только хорошие слова. Если ты не сможешь выполнять всё, что я тебе рассказала, мы должны будет уехать из гостей, понимаешь?" Когда они подъезжают к дому Вани, мама говорит Максиму: "Давай ещё раз повторим, как правильно себя вести на Дне Рождения, хорошо?" Нам нужно слушать свой внутренний голос, внимательно слушать взрослых, да? Нам нужно ходить, а не бегать в квартире, говорить "Спасибо" и "Пожалуйста" и не говорить плохие слова. Ты сможешь это делать, чтобы мы не уходили раньше времени?" Максим с готовностью кивает головой. Он понимает все мамины слова. Он теперь знает, чего от него ждут. Конечно, он будет очень возбуждён, и, возможно, прольёт сок на рубашку (а может быть и нет, если не будет бегать). Если он начнёт ссориться с другими ребятами, мама может тихо ему напомнить: "Помнишь, мы говорили с тобой, что надо быть вежливым и говорить только хорошие слова. Это значит, что нужно уступать другими детям. Давай не будем говорить плохие слова, я не хочу сейчас уходить, а ты?" Когда Ванина мама скажет, что пирожные можно кушать только на кухне, Максим, скорее всего, послушается её. Если так, то по дороге домой Максима нужно похвалить за это, и сказать, что он старался хорошо вести себя в гостях. Можно даже и не упоминать о соке (потому что это было случайно). Если Максим не слушается, и всё-таки ведёт себя плохо, нужно уехать из гостей, как и обещала мама. Он будет плакать, но мама может сказать спокойно, но твёрдо: "Если дети говорят плохие слова и ссорятся, им приходится рано уезжать из гостей". Позже, когда Максим успокоится, мама может ещё раз поговорить с ним о том, как важно слушаться и о том, что происходит, когда он не слушается. Наши дети нуждаются в чётких правилах и объяснениях и им необходимо знать, что последует, если они не будут слушаться. Важно говорить об этом спокойным тоном, используя позитивные слова, а не те, которые подрывают веру ребёнка в себя, его самооценку. Важно так же последовательно выполнять то, что Вы пообещали ребёнку в случае непослушания. Всё очень просто. Уважение, чёткость, и ясность объяснений, поощрение хорошего поведения, последовательные действия в случае плохого поведения, и ещё раз уважение. Критика. Даже когда критика необходима, важно "оформить" её в позитивные, конструктивные слова. Это значит, что следует говорить ребёнку о том, какое поведение вы ожидали от него, чем ругать его за то, как он вёл себя на самом деле. В первом случае, ребёнок поймёт, как ему нужно было вести себя. Во втором случае ребёнок услышит лишь то, что он сделала что-то не так. Например: "Не рисуй на полу!" можно заменить на: "Пожалуйста, рисуй только на бумаге. Сейчас нужно вытереть краску с пола". Ещё очень важно не путать поведение ребёнка с его личностью. Согласитесь, есть большое различие между: "Ты не убрал свои носки на место" и "Ты - неряха", между: "Ты сказал мне неправду" и "Ты - обманщик", между: "Ты не убрала игрушки" и "Ты - лентяйка". А лучше всего, конечно, сказать: "Нужно убрать свои носки на место", "Нужно говорить только правду", "Нужно убрать игрушки". Приучайте себя к этому, и Ваш труд обязательно принесёт свои плоды! Случайности. Важно помнить, что случайности происходят, особенно, когда деткам 1-5 лет. Не нужно ругать ребёнка за то, что он что-то столкнул, разбил, сломал, испортил случайно. Это большая ошибка ругать его за случайные, непреднамеренные действия! Ведь и Вы можете что-то уронить или разбить, и Вас никто не посмеет за это отругать. Постарайтесь просто объяснить, что именно случилось, и почему. И не "застревайте" на этом дольше, чем нужно: "Ой! Стакан опрокинулся - ничего страшного. Это случилось потому что он был слишком близко к краю стола. Давай его поставим сюда, ближе к середине, чтобы он не мешал своим локтям, когда ты кушаешь, хорошо?" В завершение, ещё раз повторим основные мысли: Спокойно и чётко объясняя ребёнку заранее правила и ограничения, Вы помогаете ему понять желательное поведением ПЕРЕД тем, как возникнут проблемы. Отмечая ребёнка за хорошее поведение, а не критикуя за плохое, Вы помогаете ему быстрее учиться. Если всё-таки критика необходима, критикуйте только поведение, а не личность ребёнка. Критикуя, говорите о том, какое поведение вы ожидали от ребёнка, а не о том, что у него что-то не получилось. Если ребёнок делает что-то случайно, просто объясните ему, что к чему, не ругая. Удачи Вам! До следующей встречи. Екатерина Свечникова, Психолог На нашем сайте о дошкольном развитии детей : Во все времена актуальным, обсуждаемым и больным вопросом был и останется вопрос об образовании и дошкольное развитие детей . Не так давно отгремел скандал о начале обязательного среднего образования с пяти лет. О чем думало министерство образования, рассматривая этот закон? В любой книге по детской психологии черным по белому прописано: "до семи лет игра - основной вид деятельности ребенка". А до этого только - дошкольное развитие детей . Результат порадовал. Приняли закон о том, что ребенок может быть принят в первый класс по исполнению шести с половиной лет и никак не меньше. А до наступления этого возраста только - дошкольное развитие детей и ничего другого! Но если у педагогов еще есть понятия нормы, загруженности, правил и законов развития ребенка, то "продвинутые" родители неумолимо торопят детей, не давая им насладиться детством. - это сейчас стало модным. С годовалого возраста ребенка пытаются научить английскому, садят за компьютер, записывают в кучу секций. В итоге день ребенка расписан по минутам, изможденный ребенок к вечеру еле доходит до подушки. Дети-индиго. Дети-гении. Родители зачастую воплощают в ребенке свои амбиции, свои мечты, заставляют ребенка жить своей жизнью. Но это не есть хорошо. В результате сломанная психика, пониженные иммунитет, слабое зрение, и куча физических болезней. Ведь Развитие детей дошкольного возраста тоже должно быть правильным! Я не говорю о том, что с ребенком не надо заниматься, что его не надо развивать, надо, но все это должно быть в меру. Дайте ребенку наиграться! Дайте ему возможность выбирать! В стремлении за прогрессом не нужно забывать о хрупкой психике малыша. Развитие детей дошкольного возраста должно все проходить только играя и в игре!Раннее развитие человека - вопрос очень важный и вызывает интерес у многих. Я заинтересовалась им, когда ребенок моей подруги отставал в умственном развитии. Раньше она и подумать не могла, что её малыш, с такими отклонениями способен получить абсолютно нормально образование. На самом деле большую роль сыгралодошкольное развитие детей . Ведь все зависит от метода обучения. Главное выбрать правильный и сделать это нужно как можно раньше. Разница в развитии у детей начиная с трех лет очевидна. А вот среди малышей отставание в развитии заметить сложно.Развитие детей дошкольного возраста - здесь есть целые интересные методики, и они очень продуктивны! Что же мы сделали? Мы отдали ребенка в два года в класс игры на скрипке, в местную школу. Конечно, очень переживали, но потом сами убедились в эффективности этого метода. Ребенок начал развиваться намного быстрее, его слух заметно улучшился, он стал более общительным и перестал бояться людей. дошкольное развитие детей - вот что ему помогло! Сейчас ему уже 6 лет, он играет на скрипке, занимается в различных кружках, собирается поступать в школу.Вот что сделали методы Развития детей дошкольного возраста Хочу сказать огромное спасибо тем родителям, которые не бросают детей с ограниченными умственными возможностями, ставят их наравне с остальными, не боятся ответственности, не бояться того труда и тех стараний, которые им придется затрачивать на протяжении всей жизни. дошкольное развитие детей тогда даст свои плоды! Тогда этот ребенок вырастит прекрасным человеком без ущемлений, ограничений и запретов. Будет чувствовать себя полноценным в нашем обществе. И правда - дошкольное развитие детей это очень важно!

2011-07-24 13:58:31 Все статьи о здоровье детей и проблемах матери и ребенка на нашем сайте
Копирование материалов сайта без письменного разрешения авторов сайта преследуется по закону. Сайты, где будут обнаружены копии наших статей, считаются нарушителями авторского права. Мы знаем о существовании DMCA и знаем, как им воспользоваться!
Все права защищены.

Статьи по теме: