Историко-культурный стандарт истории Тувы Глава I. Наш край в древности
Предки уйгуров были одним из древнейших тюркоязычных народов Центральной Азии.
В период восточнотюркских каганатов особенно сильными были уйгуры, жившие в бассейне р. Селенги. Начиная с 606 г. союз уйгурских племен, во главе которых стоял род Яглакар, 44 неоднократно пытался освободиться от зависимости тюрок - тугю и создать свое государство, но эти попытки не увенчались успехом. Только в начале VIII в., когда второй восточно-тюркский каганат, раздираемый внутренними противоречиями, переживал глубокий кризис, уйгуры усилились. Они возглавили объединение племен Центральной Азии, враждебных тюркам - тугю. Наиболее сильными их союзниками были тюркоязычные карлуки, жившие в это время между Алтаем и оз. Балхаш.
После падения второго тюркского каганата они стали полными хозяевами Центральной Азии.
Главу государства, так же как это было ранее у жуань-жуаней и тюрок- тюкю, уйгуры называли каганом. Первым каганом, руководившим борьбой за создание государства уйгуров, был Пэйло, происходивший из руководящего уйгурского рода Яглакар. Уже при нем территория каганата расширилась от Алтайских гор до Маньчжурии. 45
После смерти Пэйло в 746 г. каганом стал его сын Моюнчур (746- 759 гг.), который был смелым и искусным полководцем.
Незадолго до восстания в 756-759 гг. согдийца Ань Лу-шаня 46
43 Там же, стр. 193.
44 Ю. А. Зуев. Киргизская надпись из Суджи. «Советское востоковедение», 1958, № 3.
45 Г. Е. Грум-Гржимайло. Западная Монголия и Урянхайский край, т. 2. Л., 1926, стр. 331-400.
46 Е. G. Рu11еуbIank. 1) A Sogdian Colony in Inner Mongolia. Toung Pao vol. 41. 1952; 2) The Backround of the Rebellion of An Lu-shan. London, 1955.
дальновидный Моюн-чур и верхушка уйгурского каганата были особенно озабочены укреплением своих северных тылов. Для этого уйгурам необходимо было ликвидировать угрозу со стороны наиболее сильных северных соседей - древних хакасов, проживавших в Хакасско-Минусинской котловине к северу от Саянских гор, и их союзников - тюркоязычных чиков которые вновь в это время возглавили племена, жившие на территории современной Тувы.
О ходе борьбы уйгуров с северными соседями известно из надписи на каменной стеле, поставленной на Селенге в честь кагана Моюн-чура в 758 г. уйгурами.
По данным этого памятника, территория Тувы была завоевана уйгурами в 750 и 751 гг., и для этого им пришлось воевать с жившими там чинами. После падения восточных тюрок - тугю в 745 г. власть в Туве вновь перешла к местным племенам, которых возглавляли чики. Чики находились в союзнических отношениях со своими северными соседями - древними хакасами. Их союз был основан на давнем стремлении народов бассейна Енисея препятствовать захвату рудных земель приходившими периодически, сменявшими друг друга кочевыми ордами из Центральной Азии. Такими завоевателями на этот раз были уйгурские войска под водительством кагана Моюн-чура, от имени которого в посвященном ему памятнике говорится: «...в год тигра (750 г.) я пошел в поход против чиков. Четырнадцатого числа второго месяца сразился я у реки Кем. 47 В тот же год чики подчинились. . . Потом у ключа. . . там я распорядился устроить себе свой беловатый лагерь и дворец (с престолом), там я заставил построить крепостные стены (заборы), там я провел лето, и там я устраивал моления высшим божествам (?). Мои знаки (тамги) и мои письмена я там приказал сочинить (и врезать в камень). После этого в тот же год осенью я продвинулся на восток. Татар я призвал к ответу». 48
Из этой надписи ясно, что борьба уйгуров с чиками была упорной и кровопролитной. Будучи свободными в течение коротких пяти лет, чики ожесточенно боролись против новых захватчиков. На берегах Улуг-Хема тогда разыгрывались полные драматизма сцены отчаянного сопротивления чикских воинов-ополченцев грозной силе конных полчищ кагана Моюн-чура.
Недаром скупые строки памятника сообщают, что сам каган, вторгшись в Туву зимой, был вынужден провести здесь затем целое лето. Он построил во враждебной среде свои лагери и опорные военные крепости, устраивал «моления высшим божествам», испрашивая победу над новой землей. И в знак закрепления своей власти соорудил каменные столбы с врезанными в них надписями, силу приказов которых подтверждали выбитые на них личные тамги кагана.
Только глубокой осенью 750 г. Моюн-чур, оставив в Туве охранные гарнизоны, «продвинулся на восток» на р. Орхоне, для того чтобы сразу же уйти в поход против монголоязычных татар. Однако осенью 751 г. кагану уйгуров пришлось вновь принять срочные меры для того, чтобы удержать территорию Тувы в своей власти. Дело в том, что в течение года сложилась антиуйгурская коалиция племен Саяно-Алтайского нагорья, состоявшая из живших на Иртыше карлуков, оставшихся тюрок - тюкю и древних хакасов. К роду кыргызов, возглавлявшему древне-хакасское государство, тюрки направили специальных послов с призывом выступить против уйгуров и поднять на восстание союзных им чиков, попавших под власть уйгуров. Согласившись с предложениями тюрок и
47 Река Кем - современный Верхний Енисей (по-тувински Улуг-Хем) и один из его главных притоков - Малый Енисей.
48 С. Е. Малов. Памятники древнетюркской письменности, стр. 40.
карлуков, хакасский хан направил в Туву, чтобы поднять восстание своих союзников - чиков, специальных разведчиков и быстрые «летучие отряды» конницы. Это предприятие, однако, постигла неудача из-за предательства нескольких тюркских бегов, которые успели обо всем доложить кагану уйгуров.
Уйгуры сумели перехватить хакасских разведчиков и напали на их «летучие отряды». Осенью 751 г. Моюн-чур с большим войском вновь появился в Туве, переправился через Улуг-Хем, прошел далее на запад и в битве у р. Болчу, на левом берегу Иртыша, разгромил войско карлуков. В это время, когда результат похода уйгуров на карлуков еще не был известен, с опозданием, в одиночку восстали тувинские чики, которые были жестоко усмирены специальным «тысячным отрядом», посланным в Туву каганом. Так закончились попытки населения Тувы вернуть себе желанную свободу и начался уйгурский период в истории Тувы.
Тува и прилегающая к ней часть современной Северо-Западной Монголии стали крайними западными и северо-западными оплотами Уйгурского государства, районами, имеющими для уйгур важнейшее стратегическое значение, так как обладание ими позволяло уйгурам обезопасить себя от нападения наиболее сильных соседей - древних хакасов (с родом кыргыз во главе), алтайских тюрок и карлуков, живших в то время на территории современного Восточного Казахстана. Ни Горный Алтай, ни Хакасско-Минусинская котловина в состав Уйгурского государства не вошли. Для управления Тувой от имени кагана был поставлен военный наместник с титулом «тутук» («народу чик я дал тутука, шбаров и тарханов я тогда утвердил»). 49 Тутуку подчинялись управители отдельных районов, носившие титулы «ышбары» и «тарханы» - сборщики дани с покоренного населения. Вся эта военно-административная иерархия опиралась на уйгурские охранные войска, располагавшиеся в Туве в особых военных поселениях, и в случае нужды получала подкрепления из центральных областей древней Уйгурии.
Уйгурское господство в Туве, начавшись в 750 г., продолжалось до 840 г., т. е. до времени падения их каганата в Центральной Азии.
В уйгурское время в Туве впервые появляются монументальные архитектурные сооружения, обнесенные стенами городища, крепости и замки. Дворец и крепость Моюн-чура, о которых говорится в его надписи, были сооружены, видимо, в истоках Малого Енисея в труднодоступной высокогорной долине на острове посреди оз. Тере-Холь. Крепость носит название Пор-Бажин.50 Стены ее достигали 10 м высотой. В середине восточной стены расположены были ворота с хорошо укрепленными привратными башнями, на которые с внутренних сторон поднимаются параллельно стенам въезды - пандусы.
Внутри крепости помещался дворец Моюн-чура. Можно представить себе, какое впечатление производил Пор-Бажин на того, кто, миновав стражу, входил между двумя высокими башнями в ворота. Он попадал в широкий двор, занимавший всю восточную часть крепости. Затем шла анфилада дворов, связанных проходами, вспомогательные и жилые постройки располагались симметрично оси дворцового комплекса. Когда же пришелец пересекал двор и проходил через узкие проходы во внутренних стенах на центральную площадь крепости, перед его глазами возникал величественный дворец с четкими линиями облицовки стилобата и белоснежными стенами. Широкие парадные лестницы в центре усиливали впечатление.
49 Там же, стр. 41.
50 С. И. Вайнштейн. Древний Пор-Бажин. «Советская этнография», № 6, стр. 10З-104. 1964.
В долине Хемчика известны 14 городищ и один опорный наблюдательный пункт, сооруженные уйгурами. 51 Все городища представляют собой четырехугольники из стен, сложенных в свое время из сырцового кирпича или же глинобитных. Некоторые из них имеют остатки оборонительных башен, расположенных по углам и у ворот. Ворот обычно было двое. Снаружи все крепости были обнесены глубокими рвами, прежде наполненными водой, и лишь к воротам вели сухие въезды. Размеры внутренней площади городищ различны - от 0.6 до 5 га.
Наиболее интересным на Хемчике является третье Шагонарское городище. Это был первоначально хорошо укрепленный замок, размерами 126 X 119 м, т. е. площадью около 1.5 га. Он отличается от остальных городищ наличием внутренней квадратной цитадели (47 X 45 м).
Городища эти расположены строго продуманно, как бы по одной дугообразной линии, обращенной выпуклостью к северу, в сторону Саянского хребта, и прикрывающей центральные, наиболее плодородные районы Тувы от возможного вторжения северных соседей - древних хакасов.
В точности по этой же линии проходят отрезки длинной оборонительной стены, которая связывала городища в единую оборонительную линию. Кроме того, на перекрестке летних путей уйгуры соорудили две «выступающие» на север крепости, запиравшие выход в долину Хемчика. Это крепость на р. Ак-Суг и в урочище Ак-Ору в Суг-Холе.
Городища были центрами оседлости, земледелия, ремесла и, вероятно, торговли, а на случай военной опасности они служили убежищами для окрестного кочевого населения, жившего в юртах.
Раскопки на городищах выявили остатки зданий и длинных помещений казарменного типа. Обнаружены железные шлаки - свидетельство металлургического производства. Особенно много найдено сломанных зернотерок и жерновов каменных ручных мельниц, что говорит о занятиях населения земледелием. Находки пряслиц от веретен говорят о домашнем ткачестве, а обломки глиняных сосудов, среди которых многие сделаны на гончарном круге, позволяют заключить, что в этих городах жили и ремесленники-гончары.
Возле крепостей имеются кладбища. Погребальные сооружения и обряд резко отличаются от кладбищ и погребального обряда местных племен. Так хоронили люди, явно пришлые в Туву из другой страны. Скелеты здесь находились иногда в деревянных гробах на дне глубоких катакомб со входными ямами. Поверх могилы насыпался округлый земляной курган. В. таких могилах хоронили мужчин, женщин и детей. С ними ставили питье в искусно сделанных на гончарном круге вазообразных сосудах и густую пищу типа каши в банкообразных горшках, покрытых нагаром. Ставили также круглодонные медные и железные котлы. Вареное мясо овец, коров и коней иногда помещали на деревянных корытцах. Клали даже целые головы овец. С женщинами, кроме сосудов, укладывали каменные пряслица, игольники, бусы и ножи.
Мужчин хоронили с оружием. С ними положены боевые сложные луки с костяными накладками, стрелы с железными и костяными наконечниками, ножи. От одежд сохранились лишь обрывки шелковых и шерстяных тканей, бронзовые и железные поясные пряжки. Конского снаряжения нет. Имеются следы гибели этих людей на войне. Многие черепа посечены мечами или пробиты стрелами. У иных погребенных рассечены руки или ноги, а у некоторых даже были отрублены головы.
В инвентаре обнаруженных в Туве памятников уйгурской культуры прослеживаются черты, восходящие еще к гуннскому времени. Они видны
51 Л. Р. Кызласов. Средневековые города Тувы. «Советская археология», 1959, № 3.
как в керамике (вертикальное лощение поверхности, налепные рассеченные валики, загибающиеся в «усики»), так и в форме накладок на лук, которые повторяют очертания накладок гуннского лука и резко отличаются от накладок тюркских луков. Все это свидетельствует о центральноазиатских корнях этой культуры.
Вместе с тем имеется ряд черт, свидетельствующих о среднеазиатском воздействии на уйгуров. Это проявилось прежде всего в архитектуре и строительном деле, например в применении сырцовых кирпичей того размера (42 X 23 X 10 см), который характерен для архитектуры Семиречья, Чача и Согда в VII-IX вв.
Наличие среднеазиатского влияния и прежде всего воздействия согдийской культуры не может вызывать удивления. Еще в VI-VIII вв. в каганате восточных тюрок жиля согдийцы. 52 Количество их колоний в Центральной Азии значительно увеличилось при господстве уйгуров.
В первое время каганы привлекали к строительству городов и крепостей непосредственно согдийских архитекторов и строителей, которые, естественно, применяли при этом свойственные им среднеазиатские приемы и строительные материалы. Весьма вероятно, что согдийцы также принимали участие в строительстве городов и крепостей в Туве, которое началось еще при кагане Моюн-чуре.
К этой работе, требовавшей больших усилий, привлекались не только согдийские колонисты, но иногда и обращенные в рабство, взятые в плен во время неоднократных походов уйгурских войск в Семиречье и Фергану.
Несмотря на то что вся власть в Туве была в руках уйгуров, преобладающим в численном отношении населением Тувы были местные племена. Это были прежде всего оставшиеся в Туве после разгрома тюркского каганата алтайские тюрки, переселившиеся сюда в середине VI в., но поддерживавшие тесные связи с тюрками Алтая и Монголии и при уйгурах.
Эта этнографическая группа и в VIII-IX вв. продолжала жить обособленной жизнью от других групп, она строго сохраняла присущие ей черты погребального обряда. Хоронили тюрки в отличие от уйгуров под круглыми каменными насыпями в больших прямоугольных ямах, куда вместе с умершим человеком обязательно клали убитого верхового коня в полном снаряжении, оседланного и в узде.
С лошадьми находятся остатки седел со стременами и подпружными пряжками (из кости и железа), а также роговые застежки от пут; на головах - узды с железными удилами. Ремни узд часто украшены бронзовыми или даже золотыми (в богатых могилах) бляшками. С умершими людьми помещали в качестве пищи только мясо овец. Глиняной посуды в этих могилах нет.
При мужских костяках обычно вдоль правого бока уложен сложный лук с костяными накладками и берестяной колчан с деревянной основой. В колчанах находят стрелы с трехлопастными наконечниками, имеющими костяные свистунки на черешках.
Из бытовых предметов обычны ножи и тесла. От одежды сохраняются обрывки тонкого войлока от халатов, остатки шелковых и шерстяных тканей. Частой находкой являются наборные пояса с бронзовыми пряжками, бляшками и наконечниками. Встречаются и железные поясные пряжки. В богатых мужских погребениях находят золотые серьги с напускными кольцами из шариков на подвеске, деревянные предметы, покрытые черным лаком, бронзовые зеркала и деревянные гребни.
52 Е. G. Pu11еуank. A Sogdian Colony in Inner Mongolia.
Следующую группу местного населения Тувы составляли чики и другие местные племена. Они отличались присущими им особенностями обряда как от уйгуров, так и от алтайских тюрок. Вероятно, они оставили после себя особенно распространенные могилы, При раскопках которых выявляются многие архаичные черты, присущие Местному населению еще в шурмакское и уюкское время. 53 Это одиночные захоронения в ямах с деревянными настилами, поверх которых сооружались округлые каменные насыпи. Коней нет. Скелеты людей лежат вытянуто на спи вами на север или запад, но есть и лежащие скорченно, на боку. Один женский скелет оказался в деревянном гробу, подобном встреченным в могилах уйгуров. Конское снаряжение обнаружено трижды. В одном случае это положенная сверху на настил пара стремян, в другом - седло со стременами и костяными подпружными пряжками и узда с удилами лежащие в ногах, в третьем - одно стремя. Иногда над настилами встречаются остатки тризны: черепа овец и лошадей.
С погребенными обычно не клали оружия, но в нескольких случаях с воинами положены луки с костяными накладками уйгурского и тюркского типов, а также обычные берестяные колчаны, украшенные костяными пластинками и наполненные стрелами с черешковыми трехлопастными наконечниками. В женских могилах найдены бронзовые зеркала, гребни, пряслица, сделанные из стенок сосудов, в том числе из ваз уйгурского типа, бронзовые кольчатые серьги, сердоликовые граненые бусы, шелковые шнурки и однажды грубый лепной горшок.
У одного из курганов с погребением этого типа, с восточной стороны насыпи, стоял каменный столб с тюркоязычной надписью, который известен в науке как памятник Укж-Аржан. 54 Эта надпись - обычная эпитафия, из которой видно, что здесь был похоронен человек по имени Яш Ак баш. И действительно, под курганом было открыто погребение мужчины с довольно богатым инвентарем.
Отсюда ясно, что коренное население центральной части Тувы, и в первую очередь чики, было тюркоязычным и в уйгурский период уже имело письменность на енисейском алфавите, который являлся в то же время алфавитом письменности древних хакасов, союзников чиков во время нашествия уйгуров на Туву.
Следует упомянуть и еще один вид архелогических памятников VIII- IX вв. - мужские каменные изваяния. 55 Это реалистические, тщательно изготовленные скульптуры мужчин, памятники особо отличившимся героям. Они устанавливались в отличие от тюркских сооружений на могилах, но по-прежнему были ориентированы на восток лицом. Каменные скульптуры этого типа найдены только в Овюрском районе, в долине Хемчика и на Улуг-Хеме (до р. Чаа-Холь на восток).
Этническая карта Тувы того периода была бы не полной без указания еще на одну этнографическую группу. Это проживавшие по отрогам Западных и Восточных Саян, на территории современной Тоджи, племена таежных оленеводов и охотников, которые, судя по дотюркской топонимике, были самодийцами по языку и происхождению.
Важнейшими отраслями хозяйственной деятельности населения Тувы в уйгурский период были по-прежнему экстенсивное кочевое скотоводство и земледелие. Основные средства производства - пашни, пастбища и скот - находились в собственности уже на основе феодального права.
По расположению городищ и поселений ясно, что уйгурские феодалы захватили в Туве у местных племен наиболее плодородные и лучше всего орошаемые земли по долинам Хемчика и Улуг-Хема (например, район Чаа-Холя и Шагонара). Земледелие было плужным с применением тягло-
53 Л. Р. Кызласов. Этапы древней истории Тувы. «Вестник Московского государственного университета», историко-филологическая серия, 1958, № 4.
54 С. Е. Малов. Енисейская письменность тюрков, стр. 13-14.
55 Л. А. Евтюхова. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии, стр. 72- 100.
вой силы животных и искусственного орошения засушливых степных участков, прилегающих к речным долинам. Большинство населения занималось скотоводством. Сами уйгуры также преимущественно были скотоводами. Безусловно, многие из них и в Туве кочевали со скотом и жили в войлочных юртах, имевших так называемую колоколовидную форму (с трубообразным верхом).
Ремесло уже отделилось от земледелия и скотоводства. По находкам на городищах и в могильниках уйгуров можно сделать вывод, что среди них были металлурги и литейщики, гончары (изготовлявшие на гончарном круге великолепные вазы), кузнецы и ювелиры. Добывались различные руды, в первую очередь железная и медная, оловянный камень, золото и серебро Каменотесы и скульпторы изготовляли каменные памятники (в том числе и скульптуры), жернова, зернотерки, бруски. Были свои резчики по кости и художники, строители и архитекторы, а. также ткачи.
Важное значение в каганате уйгуров имела торговля с Востоком. Уйгуры были поставщиками лошадей и других продуктов скотоводства, а также собольего меха и даже изготовлявшейся у них белой тонкой шерстяной ткани. Обратно в степи направлялись главным образом предметы роскоши и прежде всего шелка.
Уйгуры в период VIII-IX вв. имели ту же письменность, что и тюрки в VII-VIII вв., - письменность, основанную на так называемом орхонском алфавите. В VIII-IX вв., как уже говорилось, местные племена Тувы пользовались енисейским вариантом этой письменности, который отличался иными начертаниями целого ряда знаков. Кроме памятника Уюк-Аржана, к уйгурскому периоду относится еще одна надпись на плите из Тувы, которая датируется на основании совпадения имеющихся на обеих плитах личных тамг, больше не встреченных на памятниках других периодов.
Пребывание племен Тувы в составе уйгурского каганата способствовало укреплению ранее установившихся культурных связей этой области со многими странами. Связи со Средней Азией, особенно через посредство согдийцев (живших в Согде, в Семиречье, Восточном Туркестане и уйгурском каганате), окрепли не только в результате походов уйгуров в Семиречье и Фергану, но и путем торговли. Они и привели к распространению в Туве среднеазиатской религии, манихейства.
Центральноазиатские уйгуры в большинстве своем в середине VIII в. были буддистами. Но буддизм у них все же не смог вытеснить шаманизм. С 763 г. государственной религией уйгуров становится манихейство, заимствованное через посредство согдийцев. Манихейцы изображали свое божество гордо восседающим на троне, в то время как Будда омывает ему ноги.
Борясь с буддизмом, уйгуры ревностно насаждали манихейство на землях, подвластных каганату. В этом убеждает надпись уже упоминавшегося памятника местных племен - Уюк-Аржана. В начале надписи говорится: «Мои товарищи, наши наставники, шад мой. . . Мой народ, я расстроился и отделился от всех вас» (т. е. умер).
Здесь «наши наставники» передано через «марымыз» от слова «мар», что по-сирийски буквально значит «учитель». Так обычно согдийцы манихеи называли своих вероучителей (миссионеров, наставников в вопросах манихейской религии).
Может быть, влиянием манихейства объясняется преобладание новой западной ориентировки, которая появилась в погребениях местного населения (чиков и др.) в уйгурский период? Например, останки того манихейца Яш Ак баша, которому посвящена эпитафия Укж-Аржан, покоились в яме вытянуто на спине, головой на запад.
Уйгурский период в истории Тувы оставил свой след и этногенезе тувинского народа, в состав которого вошли не только чики и тюрки, но и часть оставшихся здесь уйгуров.
По тувинскому преданию, записанному в 1889 г. известным тюркологом и этнографом хакасом Н. Ф. Катановым, «уйгурs, жили прежде там же, где находятся отмеченные выше городища, по р. Бом-Кемчику и Улу-Кему». Современный тувинский род «ондар-уйгур» продолжает и сейчас жить в долине Хемчика. 56
Территория Тувы стала местом обитания древнего человека в мустьерский период (около 40 тыс. лет назад). Здесь, главным образом в южных и центральных районах, было найдено большое количество грубо обработанных каменных орудий: скребки, остроконечники и ножевидные пластины.
В эпоху неолита (5-4 тыс. до н.э.) древние племена Тувы научились изготовлять более совершенные каменные орудия, лук и стрелы, а также глиняную посуду. В эпоху бронзы они освоили скотоводство и примитивное земледелие, производство орудий из меди и бронзы. К этому времени относится и появление наскальных рисунков, не уступающих по содержанию и выразительности лучшим образцам мирового наскального искусства.
С освоением железа в древнем обществе произошли глубокие изменения, которые сопровождались переходом к кочевому скотоводству - основному занятию населения Тувы на протяжении последних 2,5 тыс. лет. Развивалось горное дело и металлургия. В это время здесь жили люди смешанного европеоид-но-монголоидного типа, с преобладанием европеоидных черт. Сравнительно высокого уровня достигла культура, о чем свидетельствуют образцы изобразительно-орнаментального искусства, найденные в погребениях. Некоторые из них сочетают в себе как местные художественные особенности, так и элементы скифо-сибирского "звериного стиля". Богатый материал для изучения этого периода был получен в результате раскопок грандиозных захоронений "царских скифов" - курганов Аржаан и Аржаан-2. Здесь была найдена всемирно известная бронзовая бляха в виде свернувшейся пантеры (хранится в Республиканском музее им. 60 богатырей).
В конце III в. до н.э. в Центральной Азии племена хунну создали военно-племенной союз во главе с шаньюем Модэ. Союз этот просуществовал вплоть до I в. н.э. Население Тувы в этот период смешивалось с племенами, оттесненными сюда хунну из Центральной Азии. Около 201 г. до н.э. территория Тувы подверглась завоеванию хунну. Изменился антропологический тип населения Тувы: от смешанного европеоидно-монголоидного типа с преобладанием европеоидных черт - к центральноазиатскому типу большой монголоидной расы. Местные племена вели кочевой образ жизни; при этом шло разложение родовых отношений и начали складываться зачатки государственности.
Тува в составе тюркского каганата (VI-VIII вв.)
В 460 г. одно из племен хунну - Ашина - попало под власть жужан и переселилось из Восточного Туркестана на Алтай, где образовался союз племен, принявших название "тюрки". В середине VI в. тюрки разгромили государство жужан и создали свое государство - Тюркский каганат.
Из-за междоусобных распрей в начале VII в. Тюркский каганат разделился на два государства - Восточно-Тюркский и Западно-Тюркский каганаты. В свою очередь, Восточно-Тюркский каганат, в который входила Тува, распался под ударами воинственных племен уйгуров. Пребывание тувинских племен в составе древнетюркских государств имело для них важные последствия. В это время происходило формирование основных черт хозяйственной деятельности, образа жизни и материальной культуры, а также сложилось основное ядро тюркской общности, принявшее затем наименование тувинцев.
Тува в составе Уйгурского Каганата (VIII-IX вв.)
В 745-840 гг. уйгуры (один из древнейших тюркоязычкых народов) разбили государство древних тюрков и создали свой каганат. Пытаясь укрепить свою власть, они создали в Туве систему крепостей, соединенных между собой каменными стенами и валами. Один из таких валов, расположенный на северо-западе Тувы в Саянском каньоне, известен под названием "дорога Чингисхана". Это фортификационное сооружение не имело ничего общего с реальной личностью монгольского полководца, вступившего на историческую арену много позднее. Оно связывало между собой в единый оборонительный комплекс до полутора десятка уйгурских крепостей. За его стенами уйгуры находили укрытие от нападавших из Минусинской котловины племен древних кыргызов. К сожалению, большая часть "дороги Чингисхана" скрыта теперь водами Саяно-Шушенского водохранилища. В настоящее время в Туве известны 17 городищ и один наблюдательный опорный пункт, сооруженные уйгурами. Городища тянутся цепочкой в долинах рек Хемчик и Чадан, в устье Ак-Суга и Элегеста, на левобережье Улуг-Хема, между его притоками Чаа-Холь и Барлык, на озере Тере-Холь. Почти все городища расположены к югу от оборонительного вала, протянувшегося от Элегеста до верховья Хемчика. В уйгурский период в Туве продолжали укрепляться феодальные отношения. Древние уйгуры, как и тюрки, имели свою письменность.
Тува в составе государства енисейских кыргызов (IX-XII вв.)
Древнекыргызское государство в У1-1Х вв. занимало территорию Минусинской котловины. В 840 г. кыргызы, поддерживаемые племенами Алтая и Тувы, разбили уйгуров. В результате Тува оказалась в составе государства древних кыргызов и находилась в нем до начала XIII в., т.е. вплоть до нашествия войск Чингисхана. Все города и оседлые поселения уйгуров, построенные на территории Тувы, были разграблены и сожжены. Что касается уйгуров, то они в основной массе переселились в Восточный Туркестан и Среднюю Азию, а часть их осталась в Туве (от них ведет свое происхождение тувинский род Кыргыс). Религия древних кыргызов - шаманизм. Кыргызы пользовались древнетюрк-ской енисейской рунической письменностью, и абсолютное большинство рунических надписей Тувы относится именно к этому времени. В эту эпоху установились тесные культурные и этнические связи между родо-племенными объединениями Саяно-Алтая - предками современных тувинцев, хакасов, алтайцев и др. Высшим культурным достижением этих родственных племен стала собственная письменность, представлявшая собой енисейский вариант древнетюркской письменности.
Введение……………………………………………………………………….3
I. Государство енисейских кыргызов………………………………..4-6
II. Тува в составе государства енисейских кыргызов……………….6-7
2.1) Военно-административные отношения…………………………7
2.2) Основное занятие населения…………………………………….7-9
2.3) Одежда, предметы украшения…………………………………...9-10
III. Торговые отношения кыргызов…………………………………...10-11
IV. Военная организация……………………………………………….11-13
V. Общественный строй и социально-экономические отношения..13-14
VI. Верования жителей Тувы в то время ……………………………..14-15
Вывод…………………………………………………………………………..16-17
Список использованной литературы……………………………………...18
Введение
В истории всех народов знание родословной своих предков - это живая история рода и ее продолжение в будущем. И для того, чтобы связь времен не прерывалась и жизнь народа продолжалась в будущем, мы должны знать о своих корнях, это умножает нашу жизнь.
Тувинцы - коренное население Республики Тыва (Тува) в составе Российской Федерации. Они являются одним из древних этносов Центральной Азии, имеют богатую историю и самобытную культуру, уходящую своими корнями в глубь веков. Они, как и многие народы мира, прошли через определенные стадии социального и духовного развития и внесли свой посильный вклад в развитие общечеловеческой культуры.
На территории Тувы шел закономерный исторический процесс, начиная с первобытнообщинных отношений. Впервые она была заселена первобытным человеком в ашельское время раннего палеолита.
Государство енисейских кыргызов
Государство древних кыргызов, именуемое в летописи Танской династии Хагас или Хагяс, охватывало в VI в. территорию Минусинской котловины. Летопись поясняет, что «Хагас есть древнее государство Гяньгунь». Его население не представляло тогда собой единого целого в этническом отношении. Оно состояло из ряда племен, входивших в одно государство, но различавшихся между собою и по происхождению и по языку. Основное ядро составляли часть отюреченных к тому времени местных племен и древняя тюркоязычная группа кыргызов, переселившаяся на земли к северу от Саян в период с конца III - до середины I в. до н. э. из Северо-Западной Монголии. Танская летопись прямо указывает: «Жители перемешались с динлинами». В этническом составе это были местные племена, называвшиеся раньше динлинами, а позднее теле. Государство енисейских кыргызов - политическое объединение, образовавшееся на территории Минусинской котловины в VI в. После своего переселения жужунями тюркоязычные кыргызкие кочевники смогли подчинить разрозненные южно-сибирские племена, относившиеся к самодийским и енисейским группам. В кыргызком государстве сами кыргызы были правящим этносом, в то время как все остальные этнические группы относились к категории кыштымов - рабов, обязанных выполнять различные повинности и платить подати. В течение VI-VIII вв. кыргызкий правитель носил разные титулы (первонач. - эльтебер, т. е. правитель эля, или государства; позднее - каган, претендуя на господство над всеми кочевыми народами Центральной Азии; после поражения от тюрков и уйгуров был вынужден довольствоваться званием «тегин» - принц). В VIII в. кыргызкий правитель принял титул «ажо», характерный только для енисейских кыргызов и приблизительно соответствовавший уровню эльтебера. Символом власти кыргызкого правителя было знамя - штандарт, нижняя часть которого была красного цвета. Признавая верховную власть древнетюркских и уйгурских каганов, кыргызкие правители стремились к полной самостоятельности и поддерживали дипломатические отношения с разными государствами, в частности в результате династийных браков формировались военно-политические союзы с восточными тюрками (тюргешами и карлуками). В IX в. кыргызкий правитель снова провозгласил себя каганом, бросив вызов уйгурам в борьбе за господство над номадами Центральной Азии. В результате длительной войны кыргызы завоевали Туву, Монголию, Забайкалье, Восточный Туркестан, подчинив все кочевые племена. После распада каганата «Кыргыз-каган» некоторое время сохранял сакральные функции, однако реальная власть перешла в руки «князей», правителей отдаленных областей - «иналов». Центром кыргызкого государства считалась ставка правителя. В VI-VIII вв. она располагалась в глубине Минусинской котловины у Черных, или Темных, гор на правом, восточном берегу Енисея. Вероятно, ставка была обнесена деревянным частоколом, в центре которого находилась юрта, или шатер, правителя, а вокруг нее шатры его приближенных. После победы над уйгурами кыргызкий каган перенес свою ставку «на южную сторону гор Лао-Шань», в 15 днях езды от разрушенной им уйгурской столицы Орду-Балыка. В дальнейшем в качестве столичного центра функционировал Уйбатск........
Список использованной литературы:
1. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М.; Л., 1950. - Т. I. - С. 356.
2. Караев О. Арабские и персидские источники... - С. 49.
3. Кызласов Л.Р. История Тувы в средние века. - М., 1969. - С. 120.
4. Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М., 1997; Худяков Ю.С. Сабля Багыра: вооружение и военное искусство средневековых кыргызов. СПб., 2003.
5. C. И. Вайнштейн и М. Х. Ма?най-оол // История Тувы Том I // Сибирская изд. фирма «Наука» РАН 2001.
6. Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. - Л., 1984. - С. 89.
7.
На протяжении веков история знала немало государств, отличавшихся в период своего расцвета величием и военной мощью, но сходивших с мировой арены в силу тех или иных объективных причин. Некоторые канули в вечность, не оставив следа, о других же сохранилась память в текстах древних рукописей. Одним из таких был Уйгурский каганат, существовавший в VIII-IX веках на территории Средней Азии.
Люди на «высоких телегах»
Ещё задолго до того как в появился Уйгурский каганат, вошедший в него племенной союз был хорошо известен в Китае. Первые упоминания о нём встречаются в письменных памятниках Поднебесной империи, созданных в IV веке. В них уйгуры обозначены термином, произносимым как «гаогюй», что в переводе означает «высокие телеги».
Такое название они получили за своё обыкновение передвигаться по степи на телегах с высокими колёсами. Китайские хроникёры описывали уйгуров как низкорослых, но необычайно сильных и выносливых людей, отличавшихся крайней жестокостью и алчностью. Отмечалось также их мастерство в верховой езде и владении луком.
Образование нового каганата
На территории, где жили племена Уйгурского каганата, или, иначе говоря, ханства, появившегося в середине VIII века, в прежние века существовали три других раннегосударственных кочевых образования. Первым из них был каганат, созданный в 323 году в Хангайском горном массиве, расположенном на землях, принадлежащих современной Монголии.
Просуществовав не более 200 лет, он уступил место второму каганату, также не задержавшемуся на исторической арене и в 603 году уничтоженному племенами тюрок, руководимых вождём из рода Ашинов. В их состав входили три племенных образования - басмалы, карлуки и уйгуры. Находясь в постоянном общении с Китаем, они не только стали его союзниками, но и заимствовали его передовую, по тем временам, административную систему.
Началом истории Уйгурского каганата принято считать 745 год, когда в результате острой межплеменной борьбы власть захватил клановый вождь из рода Яглакар по имени Бильге (его изображение приведено ниже). Сам он был уйгуром, и по этой причине созданное им государство получило своё, вошедшее в историю название.
Внутреннее устройство государства уйгуров
Следует отдать должное этому правителю: Уйгурский каганат он создавал на принципах достаточно демократичных и в корне отличавшихся от обычаев той варварской эпохи. Основные административные функции Бильге возложил на представителей десяти родов, составлявших племя тогуз-огузов, ставшее ведущим, но не господствующим в государстве.
Силой подавив сопротивление басмалов, он предоставил им те же права, что и своим родовым соплеменникам. Даже малые народности, такие как киби, тонгра, хунь, буту и ряд других, были приняты в общую среду на равных правах. Когда же закончилась двадцатилетняя борьба карлуков против Уйгурского каганата, продолжавшаяся с перерывами после смерти Бильге, то и они были уравнены с тогуз-огузами, оказавшись на той же ступени социальной лестницы.
Такая форма внутригосударственного устройства обеспечила ему на первых порах достаточную стабильность. Малые народности при этом имели те же права, что и ведущее племя Уйгурского каганата. Война с тюрками иных кочевых образований лишь укрепила этот союз.
Для своей ставки хан Бильге избрал участок, находившейся между подножием горного массива Хангам и рекой Орхоном. В целом же его владения, граничащие с Китаем, на западе охватывали Джунгарию - значительную по своей площади территорию Центральной Азии, а на востоке - часть Маньчжурии. К дальнейшим территориальным завоеваниям уйгуры не стремились. К середине VIII века этот степной народ уже устал от минувших потрясений.
Наследник верховной власти
После смерти хана Бильге, последовавшей в 747 году, верховная власть в Уйгурском каганате перешла к его сыну Маянчуру, однако своё наследственное право ему пришлось отстаивать в кровопролитной борьбе. Последний период правления его отца был отмечен возникновением в близких к нему кругах оппозиции, недовольной установленными порядками и ждавшей удобного случая к мятежу.
Воспользовавшись смертью правителя, её лидеры спровоцировали бунт среди басмалов и курлуков, развязав тем самым гражданскую войну. Не имея иной возможности подавить сопротивление, Маянчур был вынужден прибегнуть к помощи иноплеменников - татар и кидонян. Впрочем, историки отмечают, что немаловажную роль в благополучном завершении войны сыграло его умение находить во всех затруднительных случаях компромиссные решения.
Утвердив таким образом свою верховную власть, Маянчур приступил к обустройству государства. Начал он с создания мобильной и хорошо обученной армии. Это являлось первостепенной необходимостью, поскольку Уйгурский каганат существовал в период войн, постоянно вспыхивавших на всей территории Центральной Азии. Но, в отличие от отца, молодой правитель приложил все силы к расширению своих владений.
Военные походы Маянчура
Так, в начале 750 года он захватил верховья Енисея, покорив обитавшее там племя чиков, а осенью нанёс поражение татарам, селившимся в Западной Маньчжурии. На следующий год к его завоеваниям прибавились земли кыргызов, граничившие с северо-западными рубежами каганата. Продолжая традиции своего отца, Маянчур давал представителям покорённых им народов равные права с прочими жителями государства.
Важным этапом в истории Уйгурского каганата является оказание им военной помощи представителям правившей в Китае Дело в том, что в 755 году один из видных военачальников Ань-Лушань поднял мятеж и во главе многочисленного отряда, сформированного главным образом из тюрков, захватил обе столицы Поднебесной империи - Чанъань и Лоянь. В результате императору ничего не оставалось, как просить помощи у дружественных ему уйгуров.
Маянчур откликнувшись на призыв, дважды посылал в Китай войско, состоявшее из 5 тыс. профессионалов и почти 10-тысячного вспомогательного контингента. Это спасло танскую династию и помогло ей удержать власть, однако за услугу, оказанную уйгурами, пришлось рассчитаться золотом.
Ещё большую сумму император уплатил за то, чтобы его заступники поскорее убрались с территории Поднебесной и прекратили грабежи. Военная операция по наведению порядка в соседней стране чрезвычайно обогатила каганат и положительно отразилась на его экономике.
Принятие манихейской веры
Очередной важный этап в истории Уйгурского каганата наступил, по свидетельству тех же китайских летописей, в 762 году, и связан он был не с военными победами, а с обращением его населения в манихейскую веру. Её проповедником стал миссионер, говоривший на понятном для уйгуров согдийском языке и встреченный ими во время похода в Поднебесную империю.
Религия Мани, или иначе манихейство, зародившись в III веке в Вавилоне, быстро нашла своих последователей во всём мире. Не вдаваясь в детали её вероучения, заметим лишь, что в Северной Африке до принятия христианства манихейство проповедовал будущий святой Августин, в Европе оно породило Альбигойскую ересь, а попав в иранский мир, продвинулось вплоть до Дальнего Востока.
Став государственной религией уйгуров, манихейство дало им мощный импульс для продвижения по пути цивилизации. Поскольку оно было тесно связано с культурой, принадлежавшей более развитому Согдийскому государству, расположенному в Центральной Азии, согдийский язык вошёл в употребление наравне с тюркским и дал возможность уйгурам создать свою национальную письменность. Он же позволил вчерашним варварам приобщиться к культуре Ирана, а затем и всего Средиземноморья.
Между тем унаследованные от варварских времён обычаи Уйгурского каганата, несмотря на благотворное влияние новой религии и установившихся культурных связей, во многом оставались прежними, и насилие являлось путём решения многих вопросов. Известно, в частности, что в разные периоды времени два его правителя пали от рук убийц, а один покончил с собой, будучи окружённым толпой бунтовщиков.
В середине VIII века уйгуры дважды предпринимали попытки захвата территорий, принадлежавших Туве, и пытались подчинить себе обитавшие там племена чиков. Это было весьма трудным делом, поскольку те находились в союзнических отношениях со своими северными соседями - кыргызами - и опирались на их поддержку. По мнению большинства исследователей, именно помощь соседей стала причиной неудачи, постигшей уйгуров и их предводителя Моюн-чура во время первого похода.
Лишь через год, в результате победы в битве на реке Болчу, уйгурскому войску удалось одолеть сопротивление чиков и их союзников кыргызов. Чтобы окончательно закрепиться на завоёванной территории, Моюн-чура приказал возвести ряд укреплений и оборонительных сооружений, а также учредить там военные поселения. В составе Уйгурского каганата Тува находилась вплоть до его падения, являясь северо-западной окраиной государства.
Конфликты с Поднебесной империей
Во второй половине VIII века существенно обострились отношения каганата с Китаем. Особенно заметно это стало после того, как в 778 году к власти там пришёл император Дэцзун (его изображение приведено ниже), весьма неприязненно относившийся к уйгурам и не считавший нужным скрывать свои антипатии. Правивший в те годы в каганате Идигань-хан, желая принудить его к покорности, собрал войско и напал на северные районы страны.
Однако он не учёл, что за годы, прошедшие с тех пор, как уйгуры спасали правившую в Китае династию Тан, население Поднебесной увеличилось почти на миллион жителей, а соответственно, возросла и численность армии. В результате его военная авантюра окончилась провалом и лишь усугубила взаимную вражду.
Однако вскоре после этого война с Тибетом заставила китайского императора обратиться за помощью к ненавистным ему уйгурам, и те за определённую плату предоставили в его распоряжение достаточно мощный контингент войск. Сдерживая в течение трёх лет силы Тибета и препятствуя их наступлению на Северный Китай, уйгуры получили от своего нанимателя изрядное количество золота, но, вернувшись после завершения войны домой, столкнулись с совершенно неожиданной проблемой.
Начало внутренних междоусобиц
Отправляя в поход,свои войска, Идигань-хан не учёл, что среди племён, составлявших население каганата, очень многие не только сочувствуют жителям Тибета, но и имеют с ними кровные связи. В результате, возвратившись победителями из чужих земель, уйгуры были вынуждены у себя дома подавлять вспыхивавшие повсеместно мятежи, начало которым положили карлуки и тюргеши.
Не успели воины каганата сломить их сопротивление, как в тылу у них восстали кыргызы, сохранявшие до той поры автономию, но воспользовавшиеся политической нестабильностью для полного отделения. В 816 году положением, создавшимся в результате внутренних конфликтов, воспользовались тибетцы, не оставлявшие надежды отомстить уйгурам за недавнее поражение. Подгадав время, когда основные силы каганата, участвовавшие в подавлении восстания, находились на северных рубежах государства, они напали на столицу Уйгурии Каракорум и, разграбив всё, что можно было унести, сожгли её.
Религиозные войны, захлестнувшие каганат
Последующему распаду Уйгурского каганата, наступившему в середине IX века, способствовали усиливавшиеся с каждым годом сепаратистские настроения среди входивших в него племён. Немаловажную роль в их нагнетании играли религиозные противоречия, причём именно уйгуры становились главным объектом всеобщей ненависти.
Важно учесть, что Уйгурский каганат существовал в период, когда среди степных народов Средней Азии шёл процесс смены веры. Кочевники заимствовали религиозные мировоззрения главным образом из Ирана, Сирии и Аравии, но происходило это крайне медленно, без нажима извне. Так, среди них постепенно укоренялись несторианство, ислам и теистический буддизм (направление буддизма, признающее Творца вселенной). В тех же случаях, когда отдельные племена кочевников попадали в зависимость более сильных соседей, те просто требовали выплату дани и не пытались менять весь круг их мировоззрения.
Что же касается уйгуров, то они старались силой обратить народы, входившие в состав их государства, в манихейство, для многих чуждое и непонятное в силу недостаточного на тот момент уровня развития. Такую же политику они проводили и в отношении племён, которые, став жертвой очередного набега, оказывались под их влиянием. Не удовлетворяясь лишь получаемой данью, уйгуры заставляли их отказываться от привычного уклада жизни и принимать манихейство, производя тем самым ломку психики своих вассалов.
Начало гибели государства
Подобная практика приводила к тому, что не только целостности, но и самому существованию Уйгурии постоянно угрожало всё большее количество внешних и внутренних врагов. Очень скоро вооружённые столкновения с кыргызами, карлуками и даже тибетцами приняли характер религиозных войн. Всё это привело к тому, что к середине IX века былое величие Уйгурского каганата осталось в прошлом.
Ослаблением некогда мощного государства воспользовались кыргызы, захватившие в 841 году его столицу Каракорум и похитившие всю находившуюся в ней казну. Многие исследователи подчёркивают, что разгром Каракорума по своей значимости и последствиям был сопоставим с падением Константинополя в 1453 году.
Окончательно Уйгурский каганат пал под натиском китайских полчищ, напавших на него в 842 году и заставивших своих прежних союзников отступать вплоть до границ Маньчжурии. Но и столь продолжительное бегство не спасло погибающую армию. Кыргызский хан, узнав, что уйгуры нашли пристанище в землях, принадлежащих татарам, явился с многочисленным войском и предал смерти всех, кто ещё мог держать в руках оружие.
Внезапная агрессия со стороны Китая преследовала не только военно-политические задачи, но и ставила своей целью разгром манихейства, который в дальнейшем открывал дорогу для распространения буддизма. Все религиозные книги маниев были уничтожены, а имущество служителей этого культа передано в императорскую казну.
Последний акт драмы
Однако на этом история уйгуров не закончилась. После разгрома своего, некогда могучего государства им всё же удалось в 861 году, сплотившись вокруг последнего представителя правившей ранее династии Яглакара, создать небольшое княжество в северо-западной части Китая, на территории провинции Ганьсу. Это вновь созданное образование вошло в состав Поднебесной империи на правах вассала.
В течение некоторого времени отношения уйгуров с их новыми хозяевами были достаточно спокойными, тем более что они исправно платили установленную дань. Им даже разрешено было держать немногочисленную армию для отражения набегов агрессивны соседей - племён карлуков, ягмы и чигили.
Когда собственных сил не хватало, на помощь приходили правительственные войска. Но впоследствии обвинив уйгуров в разбоях и мятежах, лишил их своей защиты. Этим в 1028 году воспользовались близкие к тибетцам тунгусы и, овладев землями уйгуров, положили конец существованию их княжества. На этом завершилась история Уйгурского каганата, кратко изложенная в нашей статье.