Как самостоятельно оборудовать освещение во дворе. Наружное освещение частного дома: уличные фонари и светильники Дворовое освещение в многоквартирном доме

Если в городе частично не функционируют фонари или вовсе отсутствует система освещения, например, в новых жилых массивах, в районах, расположенных на окраине, то эту проблему можно попытаться решить, обратившись в соответствующие органы. Однако придется запастись терпением, так как подобные вопросы не решаются моментально. Кроме того, нужно точно знать, куда жаловаться и в какой форме.

Подробнее о функциональном использовании

Фонари на дорогах решают сразу несколько задач: обеспечивают относительную безопасность в темное время суток, освещают территорию и придают участку некоторую привлекательность, добавляют ощущение уюта. Уличное освещение подразделяется на виды по разным параметрам.

Существуют светильники, отличные по целевому назначению:

  • Фонари;
  • Архитектурная подсветка;
  • Декоративное освещение.

Лампы тоже могут использоваться разных видов: натриевые, ртутные, металлогалогенные и светодиодные. На столбах, освещающих дороги, тротуары, скверы и парки чаще всего применяется натриевое исполнение, но постепенно внедряются светодиодные лампы. Фонари тоже представлены многообразием вариантов, отличных по типу материала опорной конструкции, форме кронштейна и плафона.

Управляется освещение в автоматическом режиме или вручную, все зависит от типа светильника. Но постепенно происходит переход на автоматику. Однако обслуживание фонарей требует регулярного участия квалифицированных работников, поэтому полностью перейти на автоматизированное управление осветительной системой пока невозможно.

Нормы и предъявляемые требования

Строительные нормы и правила СНиП СН 541-82 должны обеспечить более качественное функционирование фонарей и других осветительных приборов уличного освещения, экономичность и безопасность их эксплуатации, а также обслуживания. Но, тем не менее, сегодня во многих дворах не горят фонари полностью все или частично лишь некоторые единицы, а иногда обустройство новой осветительной системы в новом отстроенном районе бесконечно откладывается.

Требования к освещению улиц

Чтобы иметь возможность отстаивать свои права, следует знать, как должно быть обустроено уличное освещение и как оно работает. Основные положения строительных норм и правил:

  • Подсветка архитектурных объектов и памятников является обязательной мерой при организации осветительной системы улицы;
  • Освещение главных и второстепенных дорог производится с учетом типа дорожного покрытия и его светоотражательных свойств;
  • Каждый объект предусматривает определенный уровень горизонтальной освещенности, например, для магистралей этот параметр соответствует 20 лк, автодороги районного значения освещаются в пределах 15 лк, а для улиц местного значения достаточно 4-6 лк.

Кроме того, для были сформулированы особые требования, предъявляемые к степени защиты плафона, так как на крупных автодорогах уровень запыленности очень высок. Например, если интенсивность движения на дороге превышает 2 000 единиц автомобилей в час, то светильник должен иметь степень защиты IP54.

Существуют правила обустройства опорных конструкций фонарей уличного освещения. Они могут быть выполнены из металла, железобетона, дерева, полимерных материалов, однако, наиболее предпочтительным сегодня является именно первый тип опоры. Такие столбы характеризуются постепенным сужением в верхней части конструкции, что обеспечивает повышенную устойчивость к порывам ветра.

Столбы уличного освещения устанавливаются с учетом ряда правил, предъявляемых к их удаленности от бордюра дороги. Чем выше степень интенсивности дорожного движения, тем дальше фонарь должен быть установлен от края дороги: для магистралей это расстояние соответствует 1 м, для второстепенных дорог – 0,6 м, а для дорог, где не проходят грузовые автомобили, уличное свет обустраивается на расстоянии 0,3 м от бордюра.

Что касается обслуживания, то регулярно исполняющими службами и предприятиями должны проводиться плановые и внеплановые проверки состояния уличного освещения на вверенной им территории. Кроме того, назначаются комиссии, контролирующие работу этих служб. Если предполагается ручное управление осветительной системой, то должен быть составлен график включения и отключения освещения. Линии тоже должны проверяться.

Светодиодная система освещения наиболее предпочтительна, так как помимо ощутимой экономии электроэнергии отмечается также отсутствие необходимости проведения частого обслуживания благодаря надежности осветительных приборов, их длительной эксплуатации.

Отсутствует освещение или оно не работает

Решение проблем в случае полного отсутствия фонарей на участке и при поломке светильников происходит по-разному. Так, если не работает лампа или сломался осветительный прибор, из-за которой фонарь больше не горит, в данном случае необходимо обращаться в управляющую компанию соответствующего района города. Нет лампочки в светильнике возле дома, в подъезде, на фасаде или она просто перегорела? Можно смело звонить диспетчеру ЖКХ. Порядок действия при этом следующий: оставляется заявка на решение проблемы, после чего она рассматривается, и принимаются меры.

Заявки можно подавать как в письменном виде, так и посредством телефона, а также в устной форме. Но куда именно нужно звонить, если нет света на придомовой территории? Все контакты можно найти на сайте ЖКХ, так как управляющая компания обслуживает уличное освещение. В критических ситуациях на место сразу отправляется аварийная бригада. Если же проблема несколько глобальнее – не работает фонарь во дворе или за его пределами, не горят светильники вдоль улиц, то следует обратиться в управу района. Именно этот орган управления отвечает за уличную осветительную систему. В ситуациях, когда жалобы не возымели должного результата, рекомендуется звонить в городскую администрацию.

Кто ответственен за обслуживание

Если на улице нет света, куда обратиться? Решать данный вопрос должна управа района. С проблемами по установке новых фонарей можно обращаться в муниципалитет, если нет ответа от районных органов управления. Важно знать, что в соответствии с правилами санитарного содержания территорий допускается ситуация, когда некоторое количество фонарей не работает по разным причинам. Так, в случае с подземным переходом нормой является до 10% неработающих светильников, а для двора – 5%.

Гарантий, что уличное освещение появится, нет никаких. Поданная заявка будет рассмотрена, однако, отвечает за установку фонарей далеко не один человек, поэтому решение вопроса может затянуться. На его рассмотрение отводится 30 дней. Если на улице нет освещения, то на место отправляется комиссия от городской администрации, которая оценит ситуацию в соответствии с нормами уличной осветительной системы и вынесет решение о необходимости установки дополнительных фонарей.

Вне зависимости от того, куда подавалась жалоба об отсутствии фонарей на определенном участке, решение вопроса потребует довольно много времени, так как сначала данный пункт нужно внести в городской план по освещению и, что немаловажно, выделить средства на реализацию поставленной задачи. В конце концов, решение подобных проблем может затянуться на полгода и даже больше.

Финансирование работ по техническому обслуживанию

Здесь многое зависит от того, где установлены осветительные приборы. В случае, когда речь идет о светильниках, расположенных на фасаде дома, на подъездах, а также при условии, что эти единицы входят в имущество многоквартирного дома, оплата услуг по обслуживанию ложится на плечи собственников. В такой ситуации придомовой участок ставится на кадастровый учет. Уличное же освещение финансируется из бюджета местного самоуправления.

Правильная организация освещения во дворе частного дома – залог не только безопасности, но и привлекательности участка. Если Вы хотите сделать подсветку территории своими руками, первым делом нужно изучить некоторые нюансы, связанные с выбором уличных светильников, а также варианта дворового освещения. Далее мы предоставим к Вашему вниманию несколько практических советов с фото идеями уличной подсветки дома.

Определяемся с назначением фонарей

Первым делом нужно решить, для чего Вы хотите провести свет во двор частного дома. Освещение территории участка может быть декоративным, охранным, функциональным либо даже праздничным.

Наиболее важной считается функциональная подсветка, которая отвечает за безопасность передвижения по двору. В эту категорию можно отнести , ступеней и крыльца. Чаще всего хозяева частных домов освещают такие объекты светильниками на коротких ножках, которые в дневное время суток дополняют ландшафтный дизайн участка, а ночью эффективно выполняют свою функцию. Чтобы сэкономить деньги на дворовом освещении, также рекомендуется использовать светильники на солнечных батареях (на последнем фото):








Следующий, не менее важный вариант подсветки двора частного дома – охранное освещение. В этом случае используются фонари на опорах, направленные на периметр всего участка, стоянку и парадный вход. Чтобы можно было сэкономить на электричестве и вовремя понять, что на Вашем участке находиться посторонний, рекомендуется использовать светодиодные прожекторы с датчиком движения. Такие светильники включают свет только тогда, когда в зоне обнаружения датчика происходит движение. Увидеть, как выглядит охранное дворовое освещение жилого дома, Вы можете на следующих фото примерах:


Что касается декоративной подсветки двора, она используется как раз для того, чтобы подчеркнуть наиболее важные объекты сада. Оригинальным решением будет установка светильников в водоемах, зонах отдыха, внутри фонтанов и садовых скульптур. Особых требований в этом случае не предъявляется к светильникам, главное чтобы они не противоречили общему ландшафтному дизайну и сбалансировано освещали все элементы двора.








Праздничное освещение дворовой территории, собственно как и декоративное, заключается в украшении деревьев в саду, жилого дома, ограждения и садовых построек. Наиболее популярными светильниками в этом случае являются уличные гирлянды и подвесные фонари. Чаще всего такой вариант подсветки используют на день рождения и Новый Год, когда нужно сделать тематическую атмосферу. Лучшие идеи украшения двора на праздник предоставлены ниже:








Лучшие варианты подсветки садового участка

Выбираем подходящие светильники

Чтобы сделать безопасное и долговечное освещение в частном дворе своими руками, нужно особое внимание уделить светильникам. Во-первых, они должны быть уличными – пыле- и влагозащищенными. Во-вторых, они должны быть экономичными – потреблять как можно меньше электроэнергии и в то же время хорошо освещать дворовую территорию. Рекомендуем Вам выбрать прожекторы со светодиодными лампами, которые в несколько раз экономичнее остальных источников света. Хорошим решением будет использование датчиков движения и фотореле. Также Вы можете отдельно купить подходящий фонарь и к нему уже .

В остальном светильники выбираются по дизайну и, конечно же, стоимости. На видео рассказывается о том, какие светильники можно выбрать для освещения двора:

Советы специалистов

Электромонтажные работы

Мы уже рассматривали с Вами как организовать , где подробно останавливались на важных моментах проведения электропроводки. Чтобы самостоятельно провести свет во двор, рекомендуем учитывать следующие практические советы:

  1. Перед тем, как обустраивать дворовую территорию, обязательно спланируйте схему расстановки светильников и маршрут прокладки проводов к каждому из них. Лучше сразу провести кабель к точкам подключения, чтобы потом не разрывать оформленный сад и не делать двойную работу.
  2. Проводку лучше всего вести в почве, чтобы она не портила дизайн участка. О том, мы рассказывали в соответствующей статье. Единственное, что можем добавить – под водоемами и цветниками кабель рекомендуется прокладывать на глубине 1 метр, а не 80 см.
  3. Выключатели света лучше всего установить в коридоре, чтобы на них не влияли плохие погодные условия, а управление наружным освещением было удобным.

В остальном проблем возникнуть не должно. Если у Вас возникли вопросы, и Вы не до конца поняли, как сделать освещение во дворе частного дома своими руками, рекомендуем описать ситуацию в категории « », чтобы наши специалисты оказали Вам помощь советом!

23981 02.09.2019 6 мин.

Важную роль в создании благоприятных условий для отдыха и жизни в доме играет освещение на частной территории. Сегодняшний ассортимент уличных светильников насчитывает десятки разнообразных видов освещения, с помощью которых можно создать особенную атмосферу на участке. Ими освещают дорожки, беседки, фасады домов.

Наружное освещение частного дома

Основные задачи уличного освещения:

  1. Декоративная . Создание привлекательного дизайна на территории
  2. Дежурная . Освещение основных путей для удобного передвижения в тёмное время суток
  3. Защитная . Освещение участка для предотвращения проникновения посторонних на территорию.

Уличное освещение частного дома и садового участка― это не только способ осветить территорию, но и своеобразная сигнализация (при наличии датчиков движения или ) и дежурная подсветка. Наружное освещение можно классифицировать двумя категориями: уличными фонарями и светильниками.

Садовые фонари для загородного дома

Фонари для улицы позволяют качественно осветить территорию и создать неповторимый ландшафтный дизайн. Устройства отлично подходят для красивого освещения садовых дорожек и архитектурных объектов.

Ассортимент видов и стилей фонарей позволяет подобрать вариант даже для самого привередливого владельца частного участка: классические, hi-tech, французские, английские и восточные стилизации и многие другие. С разновидностями фонарей уличного освещения на столбы ознакомитесь .

Светильники для дачного участка и двора

Ни один ландшафтный дизайн частной территории не обходится без уличных светильников. Устройства незаменимы как с функциональной, так и с эстетической точки зрения. Правильно выбранные и расставленные светильники до неузнаваемости преобразят участок и придадут ему самобытный стиль. Устанавливаются снаружи дома, как правило, настенные, и освещают придомовую территорию, вход.

Виды: настенные, подвесные для придомовых территорий

Различают:

  • Подвесные
  • Настенные
  • Светодиодные
  • С датчиками движения
  • С датчиками освещённости
  • Встраиваемые в грунт или тротуар светильники.

Подробно о размерах бордюрных камней рассказано .

Все виды светильников для дачи или дома отличаются герметичностью и устойчивостью к воздействиям окружающей среды. Купить любой из них можно в специализированных магазинах осветительных приборов.

При подборе осветительных приборов для дачи или дома следует уделить большее внимание лампам, так как именно они влияют на световые эффекты:

  • Подвесные . Подвешиваются на расстоянии от потолка. Удерживаются с помощью цепи с регулировкой высоты до 1 м. Лучшие места для использования подвесных моделей: экстерьер здания, а также навесы, беседки и прочие вынесенные сооружения.
  • Настенные . Данные модели устанавливаются на фасады зданий, опоры, невысокие колонны и консоли. Их также можно встроить в ступеньки или стену благодаря пластиковому корпусу со специальным креплением, а также сделать .
  • Светодиодные . Светодиодные модели эффективно экономят электроэнергию (в 2-3 раза по сравнению с другими видами осветления) и отличаются эстетически приятным внешним видом. А также повышенным сроком эксплуатации и высокой надёжностью. Подобные модели отлично работают при низких температурах и обладают противоударными свойствами. Читайте также про светодиодные прожекторы для уличного освещения .

  • С датчиком освещённости . Устройства с датчиками освещённости автоматически включат все или выборочное количество светильников с наступлением сумерек.
  • . Постоянное освещение в тёмное время суток ― это лишняя трата средств за электроэнергию. Избежать этого помогут датчики движения, с помощью которых освещение будет включаться только при движении человека по территории. Совет: чтобы датчик не реагировал на домашних животных необходимо немного уменьшить его чувствительность. В идеале лучше всего объединить светильники с датчиками движения и освещённости в одну систему, что полностью автоматизирует освещение.
  • Встраиваемые . Представляют собой устройства, встраиваемые в грунт, тротуар и ступеньки. Позволяют осветить дорогу к дому, бассейну или беседке.

Установка уличной подсветки

Самостоятельно установить уличные светильники для загородного дома― не так сложно. Главное соблюдать несколько важных правил и изучить возможные способы монтажа.

Столбы для улицы

Фонарные столбы позволяют не только установить мощное освещение на территории, но и выполняют эстетическую функцию в ландшафтном дизайне. Для эффективной установки столбов необходимо сопоставить следующие параметры:

  • Ориентировочную высоту столба
  • Мощность источника света
  • Интенсивность и яркость светильника.

Только при грамотном анализе вышеуказанных факторов столбы будут установлены правильно, и владелец участка избежит создания «слепых зон».

При установке столбов важно знать глубину промерзания земли (например, в Москве это 140 см, а в северных районах ― до 240 см).

Кронштейны для установки снаружи дома

Кронштейны представляют собой самостоятельную опору для фонарей и светильников. Благодаря кронштейнам светильники устанавливаются на фасады домов, стены, фонарные столбы и другие места, что позволяет их использовать для освещения двора.

Как сделать наружное освещение своими руками

Для самостоятельной установки наружного освещения понадобится три больших группы приборов:

  1. Осветительные устройства . Светильники, фонари и так далее.
  2. Контрольная техника . Оборудование для управления и автоматизации уличного освещения. Например, задавания таких параметров, чтобы освещение включалось в определённое время суток или даже в конкретный день.
  3. Коммуникации . К этой группе относятся различные кабели, трубы, клеммы, стяжки и другие вещи, используемые при монтаже.

Этапы монтажа

Работа по монтажу освещения состоит из нескольких масштабных этапов.

Проектирование

Если в вашем доме есть бассейн или уличная лестница, то такое освещение будет смотреться очень изыскано.

Первым делом необходимо создать план и разбить все осветительные приборы на группы, например устройства для освещения дорожек в саду в одну, а подсветка фасада ― в другую.

Подготовка

После этого начинается этап подбора мест для устройств, в них выкапываются ямки. Они и послужат опалубкой для последующей заливки фундамента. Все ямки нужно соединить неглубокими (около 400 мм) траншеями . Затем от крайней ямки для светильника прокладывается траншея к дому, чтобы завести провода в электрощиток.

Всю информацию про уличные светодиодные фонари на столбы найдете .

Прокладывание коммуникаций

Следующий этап заключается в прокладывании электрических кабелей. В траншею засыпается слой песка и укладывается провод, обернутый в специальный металлический рукав. Каждая группа приборов должна подключаться отдельным кабелем. Все кабели нужно засыпать 100 мм слоем песка и сверху уложить кирпичом в один слой.

Вместо кирпича можно использовать щебень, который также поможет защитить кабели от механических повреждений.

Там, где будут установлены светильники, необходимо вывести провода петлёй наружу. Затем залить яму бетоном, а канавы засыпать вырытой землёй.

Установка самих приборов

Сначала нужно разобрать осветительное устройство: отделить светильник от установочного элемента. Затем сложить кабель в петлю и разрезать его, зачистить концы и продеть сквозь элемент установки.

После монтажа установочного элемента нужно подключить светильник к проводке и установить его на пятку.

Важно: не стоит забывать о заземлении. При отсутствии заземления высок шанс поражения электрическим током и выходом осветительных приборов из строя. Поэтому всю уличную проводу необходимо прокладывать трёхжильным кабелем.

Автоматизация освещения

В самом простом варианте автоматизация освещения представляет собой совместную работу и датчиков движения. При монтаже системы управления необходимо устанавливать индивидуальный датчик на каждую группу осветительных приборов.

Данная система позволяет включать только отдельные группы приборов. Например, только дежурное освещение. Это существенно сэкономит средства.

Наружное освещение как часть ландшафтного дизайна

Наружное освещение играет огромную роль в ландшафтном дизайне территории. Всего несколько правильно выбранных и установленных фонарей, и сад приобретёт совсем иной вид в тёмное время суток.

В зависимости от желаний владельца частного дома, участок можно оформить в разнообразных стилях. Это могут быть фонари в стиле «модерн», которые станут отличным дополнением современного ландшафтного дизайна . Или же наоборот использовать размеренный стиль «ампир», с помощью которого сад приобретёт умиротворённый и гармоничный вид.

Где расположить светильники

Красивого эффекта можно добиться при установке фонарей около стволов ветвистых деревьев. Приборы будут рассеивать свет сквозь листву, что добавит местности атмосферный вид.

Подобные устройства позволяют красиво оформить фасад дома и придать ему привлекательный вид в тёмное время суток.

Не стоит забывать и о декоративном освещении. Мило и уютно смотрятся светильники вдоль садовых дорожек. Их можно соорудить самостоятельно благодаря специальным формам.

О том, как сделать форму для садовых дорожек узнаете .

При выборе светильников для декоративного украшения фасада подойдут маломощные модели 3-5 Ватт . А при самом оформлении следует обратить внимание на вектор подсветки. Например, если нужно оформить первый этаж, то светильники лучше всего расположить между или под окнами, а свет направить на углы здания и просто вниз.

Угловые модели светильников можно расположить в районе перекрытий между вторым и первым этажами, а свет направлять вниз.

Преимущества уличных светодиодных светильников на столбы изложены .

Светильники для беседок

В беседках используются подвесные светильники. Яркость и тип осветительного прибора подбираются в соответствии с назначением беседки. Это может быть место для уютных вечерних бесед или же чтения и учёбы. Для первого случая понадобятся светильники с мягким и рассеянным освещением, а для второго ― более яркие и мощные источники освещения.

Видео

На видео проиллюстрировано, как установить светильник для освещения садового участка своими руками:

Уличные светильники для дома это отличный способ творческой реализации владельца частного участка, а также возможность лишний раз обезопасить территорию от посторонних. В последнее время набирают популярность . Это не только удобно, но и экономно. С уличным освещением участок преобразится в тёмное время суток, создав очаровательную и приятную атмосферу во дворе.

Идя вечером по темным переулкам, невольно задаешься вопросом, не скрывается ли где-то в тени элементарный хулиган? Кто обязан обеспечивать наших детей и нас – налогоплательщиков, самым необходимым – электрическим светом? Есть ли, в конце концов, какой-то закон или нормативный акт, обязывающий ту же самую энергосберегающую компанию отслеживать состояние тех же фонарей на территории населенного пункта?

Ну не работает один фонарь или работает, но свет тусклый это еще полбеды, а если во дворе дома вообще нет фонарей, а есть только несколько электрических лампочек над подъездами и положения они не спасают? Можно обратиться к главному по дому, так сказать, к управдому. Возможно, он что-то когда-то и решит, хотя это в его обязанности не входит. Все-таки хочется твердо знать кто же будет отвечать за работу фонарей, лампочек и прочих осветительных приборов на улицах вообще и во дворах в частности?


В этой статье:

В чём проблема?

Для начала нужно определиться с возникшей проблемой:

  1. Необходима замена лампочки.
  2. Освещение слабое или есть необходимость в дополнительном свете.
  3. Нет света вообще.

В случае если лампочка визуально повреждена или просто не работает нужно обратиться сначала к диспетчеру ЖКХ, который должен предпринять необходимые действия. Контактные телефоны предоставлены на сайте данной организации, а в некоторых домах висят на стенах около почтовых ящиков.

Обращаемся в администрацию

Если реакции не последовало, тогда надо обращаться непосредственно в Администрацию города, так как у нее заключен договор с электросетями, обслуживающими каждый район. Они примут меры, связавшись с энергокомпанией, которая должна будет оценить состояние осветительного прибора и осуществить конкретный ремонт. Обращение в виде жалобы коллективной или частной за подписями осуществляется в виде обычного заявления в произвольной форме и подается в местную Администрацию определенного органа муниципального образования.

В тексте обращения важно указать следующие вопросы к местной администрации:

  • Какая организация отвечает за обслуживание осветительных приборов на территории
  • Как наименование заказчика по договору с этой организацией
  • Кто является ответственным за поддержание освещения на нужном уровне.

По вопросу недостаточного уличного освещения следует обратиться в Управляющую Компанию, написав заявление в индивидуальном или коллективном порядке по тому же шаблону. Главное - написать полностью Ф. И. О. каждого заявителя, роспись и адрес его проживания. Важно понимать, что Управляющая Компания несет непосредственную ответственность за жизнь и здоровье горожан и указать ей на недоработки должны именно мы, так как у нас в этом прямая заинтересованность.

В ситуации полного отсутствия света в вашем дворе необходимо обратиться в местную администрацию, руководствуясь Федеральным Законом от 06.10.2003 года No131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязывающем органы местного самоуправления организовывать уличное освещение должным образом. Что также регулируется ГОСТом по порядку организации освещения, где прописаны все нормативы. После составления и отправки заявления ответ должен прийти от семи рабочих дней до месяца.

Также, чтобы понимать суть проблемы, здесь представлены строительные нормы и правила.

Освещение объектов архитектуры и памятников культуры является обязательной мерой при организации осветительной системы улиц.

Подсветка главных и второстепенных дорог производится с учетом типа дорожного покрытия и его светоотражающих свойств.

Каждая улица предусматривает определенную степень горизонтальной освещенности. Например:

  • для широких дорог этот параметр соответствует 20 л к,
  • автодороги районного значения освещаются в пределах 15 л к,
  • для улиц местного значения достаточно 4-6лк.

В случае если вы получили отказ, можно обратится с жалобой в местную организацию, отвечающую за обслуживание освещения на улице. Очень часто отказы аргументируются недостаточным финансированием, но светлее от этих объяснений не становится.

Следующим вашим шагом может быть обращение в суд или прокуратуру по месту жительства. Желательно предоставить фото территории, на которой отсутствует свет и письменный (или в цифровом формате) отказ Администрации, отвечающий за уличное освещение.

Кто несет ответственность за уличное освещение в поселках и деревнях?

Как правило, в бюджете поселков и деревень не всегда должным образом профинансировано освещение улиц. Установить фонари вдоль каждой дороги задача дорогостоящая и часто откладывающаяся в долгий ящик. Ежегодно формируется план по оснащению улиц фонарями и местная Администрация его рассматривает сообразно бюджету. Обязательным является установка фонарей на перекрестках дорог, где опасность аварии наиболее вероятна, рядом с административными и учебными зданиями.

За техническое обслуживание отвечает районный отдел Энергосбыта, но контроль за надлежащим исполнением своих обязанностей лежит на местном муниципалитете. Правильнее будет обратиться туда в устной форме, просто позвонив по телефону или письменно, оформив ту же жалобу.

Итог

Резюмируя все вышесказанное делаем один простой вывод — за освещенность на улицах наших городов и поселков несет Администрация и именно с нее и должен быть спрос за отсутствие или недостаточную освещенность улиц.

Где права сила, там бессильно право

Японская пословица

Почему-то в нашей стране мысль о том, чтобы все навесить на более слабую сторону отношений, в том числе и в финансовом,приходит в голову власть имущим, да и не только (еще и финансово более сильным) постоянно. Да и суды с надзорными органами государства от них не отстают в этом плане.

Регулярные новшества в законодательстве всегда предполагают какие- то затраты: временные, финансовые и т.п. Однако зачастую в изменениях законов не указаны источники финансирования их «улучшений». Как бы предполагается, что оплачиваются они исполнителями в лице предпринимателей и простыми гражданами – ведь для них же власть придумала эти улучшения: о благе народа думают как-никак…

Очень грустно, что облегчение налогового и надзорного бремени для малого и среднего бизнеса, улучшение жизни и повышение ее уровня гражданам– только провозглашенные лозунги в нашей стране. На деле – видим обратное. По крайней мере, новшества в законодательстве и правоприменительная практика не способствуют выполнению этих лозунгов и не соответствуют им.

Вот и в жилищно-коммунальном хозяйстве всегда все улучшения для собственников предполагают финансирование управляющими организациями (УО). Никому не интересно, что собственники не хотят ни принимать участие в общих собраниях, где как раз должна быть утверждена плата за все обязательные работы по содержанию дома. Да и вообще, поднимать эту плату собственники не хотят в 99% случаев. Ответственности за неисполнение своих обязательств собственниками в этом вопросе в законодательстве нет никакой.

Хотя в нормах жилищного законодательства прямо прописано императивное правило о том, что все необходимые требования закона к содержанию дома обеспечиваются за счет экономически обоснованного финансирования со стороны собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД).

Вся ответственность и вина досталась управляющим организациям, которые виноваты, впрочем, как всегда: плохо работают и не смогли провести собрание так, чтобы собственники утвердили новый тариф на ее услуги, естественно, с повышением (ведь снижение цен на что-либо происходило в нашей стране только во времена СССР).

Это только для ресурсоснабжающих организаций (РСО) принимаются тарифы на уровне государства с внесением в них всех их необходимых затрат. И то они пытаются себе выгадать какие-то дополнительные преференции, успешно лоббируя свои интересы и в законодательных и судебных органах.

Вот и освещение придомовой территории, внутриквартальных проездов (далее – уличное освещение)некоторые органы местного самоуправления (ОМСУ) пытаются сделать обязанностью управляющей организации. Неоднократно видела ответы из ОМСУ в адрес управляющих организаций, где прямо указывалось на эту обязанность УО «умными головами» представителей муниципальной власти. Не говоря о том, что нормативы на содержание общедомового имущества на электричество и другие ресурсы постоянно урезаются и не обеспечивают полного возложения этих расходов, в которые входит и освещение мест общего пользования МКД, на собственников помещений многоквартирного дома. А управляющие организации – сами виноваты, «предпринимательские риски», так сказать…

Обнадеживает, что по большей части суды и органы Прокуратуры в этом вопросе не во всех регионах согласны с таким мнением ОМСУ. И управляющим организациям этот факт позволяет избежать возложения дополнительного финансового бремени, которое и так немалое, благодаря умным законодательным инициативам Минстроя и депутатов разных профессий.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД) устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД.

Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил № 491 и является исчерпывающим.

В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. То есть, обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному освещению ЖК РФ, Правила № 491 прямо не содержат .

В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –Закон о МСУ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц ).

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о МСУ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Закона о МСУ вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений могут быть урегулированы Правилами благоустройства территории муниципального образования.

Минстрой России в Письме от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» отмечает, что в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц). В связи с этим организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления .

Единственно возможным случаем возложения таких обязанностей и расходов по уличному освещению будут случаи, когда в совокупности совпадут все следующие условия:

    земельный участок придомовой территории сформирован и находится в собственности у собственников помещений МКД;

    уличное освещение включено в проектную документацию и инженерные сети строились за счет участников долевого строительства данного МКД и переданы собственникам в составе общего имущества МКД;

    указанное уличное освещение выполняет функции по освещению придомовой территории только одного многоквартирного дома.

Таким образом, исходя из буквального толкования норм закона, если элементы уличного освещения не входят в состав общего имущества МКД, то есть, при отсутствии вышеперечисленных условий, возложение на собственников, читай -на управляющую организацию, расходов по уличному освещению МКД противоречит закону. Хотя имеется и обратная правоприменительная практика судов, которая не гарантирует в частном случае решения в пользу УО.

Судебная практика по спорам по возложению обязанностей уличного освещения МКД следующая.

Решение Оренбургского областного суда (оставлено в силе АО ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4 ): «Из системного толкования изложенных норм следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, фасады, подъезды, строения и адресные таблица (указатель наименования улицы, номера дома, подъезда квартир) на домах в вечернее время суток должны быть освещены и соблюдение установленных требований должны нести собственники имущества.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 сентября 2017 года № 33418-АЧ/04 не может стать основанием для удовлетворения требований административного истца, поскольку из смысла этого письма следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность организации уличного освещения, то есть освещения мест, которые не находится в долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.

Вместе с тем, пункт 5.5.8 оспариваемых Правил благоустройства предусматривает обязанность собственников и управляющих компании обеспечивать наружное освещение «дворовых территорий».

В пункте 2.23 Правил дано определение «отведенной территории» как части территории города, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на праве собственности, аренды, ином праве пользования

Пункт 2.32 Правил содержит определение понятия «придомовой территории» - территория, отведенная в установленном порядке под жилой дом (здание, сооружение), в том числе внесенная в технический паспорт жилого дома (здания, сооружения), и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения, и включающая в себя: территорию под жилым домом (зданием, сооружением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки, оборудованные для сбора твердых коммунальных отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, сооружения) (пункт 2.31).

В пункте 2.32 определено, что относится к «прилегающей территории» - территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, ограждения, строительной площадке, торговым объектам (стационарным, нестационарным), объектам организации общественного питания, инженерным сетям и иным объектам, находящимся в собственности, владении, пользовании у юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей, с газонами, малыми архитектурными формами, иными объектами благоустройства и озеленения (пункт 2.32).

ЖК РФ в п. 4 ч. 1 статьи 36 относит к общему имуществу собственников многоквартирного дома земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, понятия «дворовая территория» ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, не дано этому понятию определения также в утвержденных обжалуемым решением Правилах благоустройства.

Отсутствие четкого определения, какой земельный участок относится к «дворовой территории» не отвечает критерию формальной определенности правовой нормы, допускает неоднозначное толкование правовых понятий, а потому дает возможность свободного (расширительного) толкования этого термина, и, как следствие, возложение на собственников обязанности по организации освещения территории, которая им не принадлежит».

Впечатление от вышеприведенного судебного решения двоякое. Вроде бы не соответствующие вышестоящему закону и содержащие неясности в толковании нормы муниципального нормативного акта отменили. Однако суд не осмелился сказать, что данные обязанности должны быть возложена на ОМСУ в силу закона, а предпочел витиевато обосновать, что причина принятия решения о незаконности НПА совсем не в этом. И Письмо Минстроя РФ, как раз основанное на нормах жилищного законодательства, в решении отмел на раз. То есть, и нашим - вроде бы, и вашим… Ладно, хоть отменили незаконные нормы Правил благоустройства – и на том спасибо.

Апелляционное определение ВС РФ по делу : «Руководствуясь позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при отсутствии четкого определения, какой именно земельный участок относится к дворовой территории, нельзя сделать однозначный вывод о том, что сети наружного освещения дворовой территории входят в состав общего имущества многоквартирного дома, поэтому возложение бремени по организации освещения дворовой территории и содержанию необходимого для этого имущества будет возложено на лиц, которым эти территория и имущество не принадлежат».

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26 октября 2017 г. по делу № 33-18622/2017: « Вместе с тем, установив наличие у ТСЖ «Зональное» указанного в выписке из ЕГРЮЛ основного вида его деятельности «управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе», суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что в обязанности ТСЖ входит проведение работ по организации освещения внутриквартальной территории . При этом суд не учел положения подп. «б» и «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, которым содержание общего имущества включает в себя обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; а также их текущий и капитальный ремонт.

На ошибочность выводов суда прямо указывает подпункт «е» пункта 2 названного Постановления, согласно которому в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства».

По указанному делу принято новое решение, которым удовлетворены исковые требования прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил Свердловской области о возложении обязанности по организации освещения улиц около МКД.

Однако судебные акты по искам РСО к ОМСУ о взыскании расходов на уличное освещение МО в основном отрицательные для РСО. В принципе, это не проблема управляющих организаций, должны же и на РСО иногда падать шишки, не все же им собирать сливки без каких-либо потерь. Ведь наши законы (принятые не без усиленного влияния со стороны около РСОшных сил) как раз им это позволяют…

Как сказал известный актер Брюс Уиллис: «Когда тебе приходится туго, есть два варианта: покориться или пройти сквозь огонь». Если применить данное выражение к отношениям в ЖКХ, то у управляющих организаций, при попытке повесить данные расходы (да и не только) на них, есть два выхода: покориться или судиться со всеми не соответствующими закону идеями ОМСУ и иже с ними, вплоть до Верховного суда РФ.

Компания «Бурмистр.ру» запустила сервис «Тесты», с помощью которого вы можете проверить свои знания в сфере ЖКХ. На сайте представлен не только квалификационный тест. На данном ресурсе можно проверить знания по более 35 темам, к тому же темы постоянно добавляются. Пройти тесты можно .

С уважением, Ильмира Носик.

Обсудить статью и задать вопросы можно на или воспользоваться формой ниже.

Статьи по теме: