Презентация на тему: Эффективные стили взаимодействия педагога и учащегося. Стили делового общения Основные стили и виды взаимодействия

РИТУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: Этот стиль обычно задается культурой, в которой живет человек. Ритуальным, например, может быть стиль приветствий и вопросов, задаваемых при встрече, и ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела? » отвечать: «Прекрасно» , как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу» , не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию. Человек, привыкший к другому ритуалу, будет озадачен, получив подобный ответ.

ИМПЕРАТИВНЫЙ СТИЛЬ: Это авторитарная, директивная форма взаимодействия. Цель императивного стиля – достижение контроля над поведением другого, над его установками или принуждение к определенным действиям и решениям. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение – это отношения «начальник – подчиненный» , воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях.

МАНИПУЛЯТИВНЫЙ СТИЛЬ: При использовании манипулятивного стиля влияние на собеседника осуществляется скрытно. Цель остается той же, что у императивного: добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении собеседник воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных нужных манипулятору качеств. Поэтому человек, выбравший в качестве основного стиля общения манипулятивный, со временем начинает воспринимать фрагментарно и себя самого, переходя на стереотипные формы поведения. При этом использование манипулятивных навыков в одной сфере (например, в деловой) обычно заканчивается переносом этих навыков на все остальные сферы жизни человека.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ: К этому стилю относятся все разновидности диалогического общения: это равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознание. Гуманистический стиль общения лишен императива и позволяет достичь глубокого взаимопонимания.

КОММУНИКАТИВНЫЕ СТИЛИ ОБЩЕНИЯ: Доминантный (стратегия, направленная на снижение роли других в коммуникации); Драматический (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения); Спорный (агрессивный или доказывающий); Успокаивающий (расслабляющая манера общения, имеющая целью снижение тревожности собеседника); Впечатляющий (стратегия, ориентированная на то, чтобы произвести впечатление); Точный (нацеленный на точность и аккуратность сообщения); Внимательный (выказывание интереса к тому, что говорят другие); Воодушевленный (частое использование невербального поведения - контакт глаз, жестикуляция, движение тела и т. д.); Дружеский (тенденция открытого поощрения других и заинтересованность в их вкладе в общение); Открытый (представляющий стремление безбоязненно выражать свое мнение, чувства, эмоции, личностные аспекты своего Я).

«СТИЛИ ЛИДЕРСТВА*» «Авторитарный» (директивный, властный) - стиль лидерства, при котором лидер действует властно, директивно, жестко распределяя роли между членами группы, сосредоточивает основные функции управления у себя в руках. «Демократический» (коллегиальный, коллективный) лидер стремится управлять группой совместно с подчиненными, давая им достаточную свободу действий. «Либеральный» (анархический, попустительский) стиль лидерства - форма руководства, при которой лидер отстраняется от активного управления группой, позволяя членам группы делать все, что им захочется. *совокупность приемов и методов, применяемых лидером и руководителем с целью оказания воздействия на зависящих от него или находящихся в его подчинении людей.

ХАРАКТЕРИСТИКИ «ФОРМАЛЬНОЙ» СТОРОНЫ: Интонации голоса руководителя (неприветливая - в авторитарном, товарищеская - в демократическом, конвенциальная - в попустительском стиле). Распоряжения руководителя (деловые, краткие - в авторитарном, с дискуссиями - в демократическом, непоследовательные - в попустительском стиле). Запреты руководителя (без снисхождения, с угрозой - в авторитарном, с дискуссиями - в демократическом, без запретов - в попустительском стиле). Похвала и порицания руководителя (субъективные - в авторитарном, с советами - в демократическом, без похвалы и порицаний - в попустительском стиле). Позиция, занимаемая руководителем (над группой - в авторитарном, внутри группы - в демократическом, в стороне от группы - в попустительском стиле).

ХАРАКТЕРИСТИКИ «СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ» СТОРОНЫ: Характер планирования дел в группе (заранее авторитарном, совместно в группе - в демократическом, не планируются - в попустительском стиле). Характер целей (непосредственные, близкие - в авторитарном, близкие и дальние - в демократическом, отсутствие целей - в либеральном стиле). Ответственность за реализацию дел в группе несут: руководитель - в авторитарном, все члены группы в демократическом, никто - в либеральном стиле.

Обычно для психологии свойственно заниматься проблематикой того, как люди взаимодействуют друг с другом. Психологи считают, что стили общения имеют свои условности, которые человеку предоставляют возможность выбора тех или иных средств поведения в определенных условиях. Ими предложен следующий раздел стилей взаимодействия на такие категории:

  1. Категория гибкого стиля.
  2. Ригидного.
  3. Переходного.

Гибкий - подразумевает хорошую ориентацию человека среди общества, помогает ему дать адекватную оценку того, с кем ему приходиться иметь дело, дать быстрое понимание темы разговора и даже определить эмоциональное состояние собеседника.

Ригидный - не дает человеку возможности сделать быстрый анализ не только своего поведения, но и поведения собеседника. Ему трудно справиться с собой и бывают случаи, когда он не в состоянии осуществить выбор подходящего способа своего поведения и коммуникации.

Переходной - это одновременное присутствие у человека обеих вышеизложенных манер. Ему не всегда под силу понимание происходящего в его окружении, с кем он ведет дискуссию и каким способом лучше всего взаимодействовать.

Стили общения бывают разными, и для каждой отдельной ситуации выбирается наиболее подходящий, как по поведению, так и по взаимодействию. Для любой ситуации человеку свойственно «подавать» себя по-разному. Но при неадекватной самоподаче, диалог становится затруднительным.

Чтобы внести кое-какую ясность в этот вопрос, психологи предложили описания четырех стилей взаимодействий, которые состоят из:

  1. Ритуального . Он зависит от культуры, в которой суждено жить человеку. Это могут быть приветствия и вопросы, задаваемые во время встречи, а также ответы.
  2. Императивного . Он является авторитарным, директивным способом коммуникаций. Императивным стилем достигается контроль поведения собеседника, подминаются под себя его установки, либо же его принуждают совершить определенные действия и принять решения. Это достигается за счет приказов, предписаний и требований. Обычно императивный стиль используется в армии, в отношениях между начальниками и подчиненными, а также в работе с экстремальными условиями.
  3. Манипулятивного . Если в императивном стиле все предельно ясно и открыто, то в манипулятивном собеседник оказывает скрытное влияние. Зато цель остается прежней: взять под свой контроль поведение и мысли оппонента.
  4. Гуманистического . Этот способ обладает всеми разновидностями ведения диалога. Здесь уже идет равноправная коммуникация, целью которой является достижение взаимного познания и самопознания. Здесь нет места императиву, и достигается глубокое взаимопонимание.

Стили общения: демократический, либеральный и деловой

Демократическим стилем предусматривается то, что перед принятием какого-либо решения, необходимо его обсудить. Что это значит?

  1. Эффективное использование мотивации.
  2. Присутствие удовлетворенности плодами своего труда.
  3. Раскрытие творческого потенциала, поощрение инициативы.
  4. Поддержание благоприятного психологического климата.

Для либерального (подробнее будет описан ниже) присуща одна отличительная черта от демократического в том, что собеседник, занимающий более высокий статус в обществе или на производстве в данной группе собеседников является мягким и покладистым. В результате чего люди обладают большей возможностью на самоуправление.

Деловой стиль чаще всего ассоциируется с официальным деловым, что не совсем верно, так как у этого стиля предназначение на применение не только внутри государства, но и между ними. Им предусмотрена как устная, так и письменная форма с полным исключением двойственного понимания. Официальным стилем руководствуются организации с различными формами собственности, в основном в письменном виде, а в устной форме - партнерские коммуникации. Этот стиль предназначен для ведения переговоров, заключения взаимовыгодных сделок и др.

Но мир не зациклен только на деловых коммуникациях, ибо есть еще и профессиональный вид взаимодействия. Здесь уже общаются специалисты какой-то отрасли с набором узкоспециализированных терминов.

Разговорно-бытовой стиль

Стили общения включат в свой перечень и разговорно-бытовой. Ему присущи неформальные отношения, которые связанны не только с бытом, семьей, дружеским кругом, но и с профессиональной средой. Разговорной речью пользуются при межличностном общении. Именно из-за этого ее проявление имеет в большинстве случаем устную форму при ведении спонтанных диалогов. Предварительно обдумывать сказанное во время такого разговора не всегда приемлемо.

Еще разговорную речь используют для самовыражения, с ее помощью проявляются индивидуальные способности личности, так как она имеет эмоциональную окраску.

Большая роль здесь отводиться невербальным средствам взаимодействия и экспрессивным сигналам тела. Также неформальное общение нашло широкое применение в обиходно-бытовой лексике:

  1. Просторечие.
  2. Слова, имеющие субъективную оценку.
  3. Экспрессивно-эмоциональными высказываниями.
  4. В виде сокращений.
  5. В виде разговорно-бытовой фразеологии.
  6. частиц и др.

Также широко практикуют применение восклицательных и побудительных предложений. Этим стилем речи пользуются лишь в некоторых определенных случаях.

Авторитарный стиль

За счет авторитарного стиля лидером самолично принимаются любые решения, начиная от приказов и до дачи указаний. Им всегда в точности осуществляется определение «границ компетентности» любого человека, то есть, получается жесткое определение ранга между партнерами и подчиненными. Поэтому, стили общения включают в себя и авторитарный, использование которого способствует принятию решений верхними этажами иерархии с последующим поступлением вниз под видом директивных решений. Из-за этого стиль иногда носит название директивного. При этом, у лидера или руководителя нет ни малейшего желания поощрять обсуждение директив: он считает, что их неуклонно нужно выполнять.

Оставляет за собой право контроля и оценивания насколько эффективна деятельность. руководители с подобным стилем коммуникации обычно страдают завышенной самооценкой, излишней самоуверенностью, агрессивностью и склонностью к стереотипному диалогу, черно-белому восприятию подчиненных вместе с их действиями.

Авторитарный стиль коммуникаций присущий людям с догматическим мышлением, в результате чего единственно правильным ответом будет его, а все другие могут ошибаться. Вести дискуссию с подобными людьми, анализировать принимаемые ими решения - является пустой тратой времени, так как проявление инициативы такими людьми, как правило, не поощряется.

Стили общения: либеральный стиль

Рассмотрим либеральный жанр диалога на примере воспитателя. Он отличается от других стилей совей безынициативностью, безответственностью, непоследовательностью в принятии решений и действий, нерешительностью для трудных ситуативных моментов. Такому собеседнику свойственно якобы забывать свои прежние утверждения, и спустя какое-то время может загрузить собеседников абсолютно противоположными в отношении данных ранее утверждений. Может пустить диалог на самотек, переоценивая возможности собеседников.

Либерал дает оценку своим слушателям в зависимости от настроения: если он с хорошим настроением, значит последует положительная оценка, с плохим - негативная. Такой подход к диалогу подрывает репутацию либерала в глазах собеседников. Но есть и положительная сторона характера такого диалога: он не желает полностью портить отношения с оппонентами, проявляя доброжелательность ко всем во время беседы, собеседники воспринимаются как общительные, инициативные, правдивые и самостоятельные.

Деловой стиль ведения диалога

Стили общения не исключают делового ведения диалога. Это, когда люди взаимодействуют между собой в рамках своих профессиональных функций. Деловой диалог всегда преследует определенную цель, к которой во время беседы движутся участники разговора. Также такой ход беседы способствует не только информационному обмену, но и определенными навыками, опытом и знаниями.

Примером деловой беседы может послужить взаимоотношения с партнерами, руководством, подчиненными, включая бизнес-партнеров, конкурентов, руководителей других организаций и собственников компаний и т. д. У любого делового диалога есть своя стилевая окраска, определяющая способы и методы беседы, чтобы достичь конечной цели во время разговора.

Деловой разговор является как бы маской или выбранной моделью поведения, которая помогает участнику диалога идти к намеченной цели, а также показать себя в роли хорошего руководителя и высококлассного специалиста.

Стили общения педагога

Манера диалога педагога обусловлена тем, как он относится к ученикам. Также она во многом определяется его и коммуникативной ситуацией, в атмосфере которой осуществляется взаимодействие. Самое важное личное качество педагога во время беседы есть ни что иное, как обладание способностью организатора. То, как педагог относится к ученикам, можно выразить в:

  1. Пассивно положительном.
  2. Устойчивом отрицательном.
  3. Ситуативно-негативном.
  4. Активном положительном.

Первому типу присуща грубость с активным употреблением выражений унизительного характера, проявляются оскорбления, весьма серьезно нарушаются этические профессиональные правила педагога.

Второму типу присуща завышенная требовательность со стороны учителя, заключается в стремлении построить исключительно формальные, деловые отношения. Учащимся он наносит вред, так как официальным тоном и низкой эмоциональностью коммуникаций происходит негативное влияние на творческое развитие детей.

Третий тип попадает под сильную зависимость от настроения педагога, и в связи с этим у него наблюдаются сильные вариации. В результате таких колебаний ученики становятся замкнутыми и недоверчивыми.

Наиболее благоприятным является активный положительный тип, который вызывает деловую реакцию на активное поведение учеников, где неформальное общение может им помочь реализовать свои потребности.

Ритуальное общение

Стили общения включают в себя и ритуальный диалог. Он решает основную задачу при , а также представления себя, как члена этого сообщества. Здесь важным является наличие партнера во время диалога в виде необходимого атрибута, чтобы выполнить ритуал. Реальная жизнь наполнена огромным количеством разного рода ритуалов, в которых участие каждого подразумевается в виде некой «маски», которой заранее заданы какие-то свойства. В таких ритуалах от их участников требуется лишь одно - ознакомление с правилами игры.

Подобный стиль отличается множеством контактов, в которых, глядя со стороны, а в некоторых случаях и изнутри, нет никакого смысла и содержания, ибо при первом впечатлении они не несут никакой полезной информации, и не смогут достичь определенного результата.

Кажется, что бессмысленно тратится драгоценное время, вызывая лишь раздражительность. Но бывают случаи, когда люди от таких встреч получают удовольствие.

Стили общения: отстранение

Весьма с трудом можно отнести данную манеру к ведению диалога. Скорее всего это является способом ухода от взаимодействия. Бывают случаи. Когда нам приходится вести беседу с человеком, который нам неприятен. Он может быть клиентом, начальником или случайным попутчиком в самолете. У отстраненного стиля своя особенность - свести диалог до минимума. Ниже приведены примеры нескольких несложных советов, как вести диалог «отстраненно»:

  1. Не будьте инициатором беседы. Кому надо - тот спросит.
  2. Сделайте на лице каменную маску. Эмоции, мимика и жесты здесь будут лишними. Ежели что, то потренируйтесь перед зеркалом.
  3. Должна быть предельно сухая речь, исключая из нее прилагательные, жаргон и уменьшительно-ласкательные выражения.
  4. Формируйте односложные ответы типа, ага, да, увидим, нет и т. д.
  5. Не вздумайте пользоваться этим стилем с людьми, которые имеют хоть какую-то важность для вас. Хотя, если есть желание от них избавиться, тогда да.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Реферат по психологии общения

ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА

группы 4пс-22

Сапожникова Е. С.

Проверил: к. п. н., доцент

Хромов В. В.

ЧЕРЕПОВЕЦ

Введение

Общее понятие о конфликте

Стили конфликтного взаимодействия

Заключение

Введение.

Ни одна сфера жизни человека не свободна от конфликтов. Конфликт - это

столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают

неприятные чувства или переживания. Конфликты неистребимы, они появляются

при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой

Конфликты бывают внешними (конфликт с другими людьми) и внутренними

(конфликт с самим собой). При внутренних конфликтах внешнего оппонента нет.

Однако это не значит, что внутренние конфликты - пустяк или что они не

важны для принятия решений. Внутренние конфликты определяют нашу систему

ценностей, нередко вердикт «верно» или «неверно» является результатом

внутреннего конфликта. Эти конфликты - основа этики и морали. Если бы люди

в тех или иных ситуациях не ощущали внутреннего конфликта, они никогда не

задумывались бы о вопросах нравственности. Понятию «внутренний конфликт»

очень близко понятие «совесть».

Не говоря уже о том, что большинству людей никакого удовольствия конфликты

не доставляют, современные ученые-медики отмечают губительные последствия

стрессов, причиной большинства которых является конфликт. Улаживать

конфликты - это решать человеческие проблемы. Уладить конфликт означает

пытались бы улаживать конфликты.

Конечно, признанный, серьезный, глубоко переживаемый конфликт берет свое,

но, если есть намерение его уладить, вероятность того, что удастся

велика. Очень важно, чтобы стороны объективно оценили друг друга и

предприняли возможные усилия для признания ценности и важности своих

взаимоотношений, даже при их нынешнем конфликте. Этот шаг одинаково

пригоден для споров между учителем и учеником, матерью и детьми, между

мужем и женой.

Общее понятие о конфликте

Недостатка в различных определениях конфликта нет. Мы приведем

несколько из них, каждое из которых раскрывает и подчеркивает ту или иную

сторону этого динамического группового процесса:

* Конфликт обычно рассматривается как состояние несогласия по поводу

возможности распоряжаться ограниченными ресурсами;

* Конфликт - это такое состояние отношений между людьми, когда по крайней

мере один из них сердит, раздражен, враждебен по отношению к другому,

критикует его действия, что ведет к остановке продуктивной работы и

нарушению морального равновесия;

* Конфликт - функция степени или количества взаимозависимости и

взаимодействия между людьми: чем больше наша зависимость от других или чем

больше мы от них ожидаем, тем больше вероятность конфликта и того, что он

будет сильным;

* Конфликт - интерактивное состояние, проявляющееся в несогласии,

различиях или несовместимости внутри или между социальными единицами:

индивидуальностями, группами, организациями и т.д. Конфликт возникает на

разных интра- и интер- персональных уровнях:

а) интраиндивидуальный конфликт возникает, когда человек должен выполнить

определенные действия, роли, которые не соответствуют

его умениям, интересам, целям или ценностям;

б) интрагрупповой конфликт относится к конфликту между членами группы;

в) интергрупповой конфликт - конфликт между представителями двух или более

Несмотря на многозначность, термин "конфликт" имеет вполне

определенный смысл, так или иначе проявляющийся во многих определениях. Во-

первых, конфликт должен восприниматься его участниками. Многие ситуации,

которые могли быть расценены, как конфликтные, на самом деле не являются

таковыми, т.к. люди, вовлеченные в них, не воспринимают свои

взаимоотношения как конфликтные. Во-вторых, для возникновения конфликта

необходимы противоречия в мотивах, интересах, ценностях, позициях, по

крайней мере, двух сторон. Исключением, как может показаться, является

внутриличностный конфликт, однако и здесь имеют место расхождения между

реальной и желаемой для индивидуальности ситуацией.

В-третьих, конфликт - это всегда борьба за обладание ресурсами - деньгами,

работой, престижем, властью, временем - которые ограничены, которые

приходиться распределять между сторонами, заинтересованными в их получении.

Основное различие между определениями конфликта касается в

большинстве случаев двух пунктов. Конфликт может рассматриваться или как

преднамеренное противопоставление интересов сторон, или как результат

стечения обстоятельств. С другой стороны, несовпадение точек зрения

касается того, является ли открытое противоборство обязательным критерием

наличия конфликта или он может протекать в скрытой форме.

Стили конфликтного взаимодействия.

используется два измерения. Напористость т.е. степень ориентации на

собственные интересы и кооперативность, т.е. степень ориентации на интересы

противоположной стороны, вовлеченной в конфликт. Соответственно выделяются

пять ориентаций поведения: конфронтация, сотрудничество, избегание,

приспособление и компромисс.

Конфронтация.

Тактика конфронтации заключается в активном и упорном противостоянии своим

противникам, несмотря на их попытки достичь компромисса или пойти на

примирение. Она предполагает:

Настаивание на своей позиции, точке зрения без чёткого их обозначения;

Несдержанность, раздражительность, когда партнёр пытается

противопоставить своё мнение, позицию, мнению или позиции данного

субъекта;

Слабая изменчивость целейдаже при высокой динамичности и изменчивости

ситуациии взаимодействия;

Общий консерватизм интересов;

Нетерпимость к чужому мнению и чужой воле;

Краткосрочность этапа конфликтной ситуации, использование

незначительных поводов для перевода её на стадию инцидента;

Затяжной характер инцидентов, их острота и эмоциональная насыщенность;

Оценка своих партнёров по взаимодействию как лиц, имеющих

предубеждения против них.

Основными задачами, решаемыми в ходе конфликта при использовании техники

конфронтации, являются следующие:

Отстаивание своих интересов или интересов третьих лиц,

правдоискательство;

Стремление переубедить, навязать своё мнение, решение, точку зрения;

Попытки принизить своих противников, доказать неправомерность их

Люди, придерживающиеся этой тактики, полагают, что есть «их точка зрения» и

неправильная. Для них не имеет значения количество их сторонников и

противников: даже оставшись в одиночестве, они отстаивают свои позиции.

Эта тактика чревата непримиримой враждой, особенно если её придерживаются

обе стороны. Часто её выбирают подростки.

Например, представим себе следующую ситуацию. Дима и Серёжа – братья-

погодки, им 17 и 16 лет. Мать, уходя на работу, поручила им пропылесосить в

комнатах. Как только за ней захлопнулась дверь, Дима стал натягивать

ботинки. Серёжа же достал пылесос:

Э, ты куда так разбежался? Одна комната моя, другая – твоя!

Отвали, пацан.

Не, Димон, серьёзно, это не дело! Я за тебя убираться не буду!

Ага, ещё как будешь! Вот скажу матери, что покуриваешь, так полгода

пылесосить будешь. Без выходных!

Сергей рассерженно молчит. Дима улыбается напоследок:

Чао, братик! У меня почище уберись!

Наиболее ярко можно это проиллюстрировать на примере конфликта подростка с

родителем. Когда мне было 14, моим конфликтам с мамой не было конца. Каждое

утро начиналось с крика:

Елена! Ты что на себя нацепила??? На улице холодина, а она в

капроночках!

Ну и что.

Что? Ты понимаешь, что ты простудишься! Что у тебя слабое здоровье!

Ну и наплевать! Моё здоровье!

Да? А потом будешь ходить меня заражать? Спасибо!

Я буду носить, что хочу! Я уже не маленькая! Не смей мне указывать!

Не смей мне хамить!!!

Вечером мы не разговаривали.

Конфронтация приемлема, когда:

* необходимы быстрые решительные действия

*необходимо принять непопулярное решение по важным вопросам

*есть уверенность в правильности выбранного важного решения

*люди манипулятивно используют преимущества собственной позиции

Сотрудничество.

Тактика сотрудничества представляет собой стремление разрешить противоречие

посредством активного взаимодействия со своим партнёром. Её использование

резко повышает вероятность позитивного исхода конфликта. Таким образом, не

только устраняется причина недовольства, напряжённости, но и достигается

большее взаимопонимание, доверие, уважение.

Отличительные признаки сотрудничества:

Уважительное отношение к партнёру, готовность выслушать и понять их

чувства и желания;

Оценка своей позиции в качестве важной, но не единственно возможной;

Стремление регулировать своё поведение в сторону большей корректности;

Забота о сохранении отношений, несмотря на имеющиеся разногласия;

Акцентирование внимания на этапе разрешения конфликта;

Готовность принести извинения;

Стремление действовать разумно и осознанно;

Поэтапность, последовательность в достижении целей.

Из всех стилей сотрудничество наиболее универсально. Оно подходит как для

одноуровневого (горизонтального) общения, так и для разрешения конфликтов в

вертикальных структурах (между руководителями и подчинёнными, учащимися и

педагогами), однако её использованию может противостоять ряд личностных

качеств и установок (высокомерие и самомнение, подозрительность, установка

на лидерство). Личностная зрелость, уважительное отношение к людям,

ответственность способствуют применению этого стиля на практике.

Приведём пример. Конфликт произошёл между руководителем частного

предприятия и одним из его подчинённых по поводу задержки отчёта последним.

Давайте послушаем их:

Итак, Иван Петрович, потрудитесь объяснить причину задержки отчёта. Я

Вас предупреждал уже десять раз о том, что он необходим мне именно

сегодня в десять!

Лев Карлович, позвольте, но…

Я позволю Вам лишиться премии! И работы, если это будет повторяться!

Прошу Вас, выслушайте меня.

- …Хорошо.

Лев Карлович. Вы, конечно, в курсе, что мы живём в век компьютерных

технологий.

И что я неоднократно обращался к Вам с жалобами на наше программное

обеспечение.

Так вот. В офисный компьютер проник неизвестный вирус, который

уничтожил все мои файлы, включая отчет.

М-да… Почему вовремя не сообщили? Впрочем, Вы правы… Я разберусь. Что

за вирус?

- «Бяша»… Там… Овца бегает… и, простите, гадит на файлы.

ХА-ХА-ХА!

Нужно признать, что Иван Петрович с честью вышел из конфликтной ситуации,

заключив с шефом договорённость о том, что впредь будет своевременно

извещать его о неполадках.

Сотрудничество приемлемо, когда:

*необходимо найти решение проблемы, и при этом разные позиции настолько

важны, что компромисс недопустим

*нужно полностью использовать весь творческий потенциал сотрудников

*необходимо обеспечить приверженность какой-либо общей цели

*нужно преодолеть негативные эмоции, возникшее в опыте общения

Компромисс.

Этот стиль заключается в стремлении преодолеть противоречие за счёт

частичных уступок одной стороны в ответ на взаимные уступки другой.

Поведение людей, прибегающих к его помощи, характеризуется такими

особенностями:

Осмысленностью шагов, предпринимаемых на протяжении исхода конфликта;

Готовностью много раз менять решение, если другая сторона не

соглашается с ним;

Заботой о том, чтобы уступки каждой стороны были равноценны;

Призванием посредников;

Применением убеждения ради нахождения точек общего решения, выработки

единой позиции;

Готовностью выслушать претензии противоположной стороны;

Заботой о сохранности взаимоотношений с партнёром в дальнейшем.

Компромисс не снимает напряжённости до конца, т. к. исходное противоречие

сохраняется, но создаётся возможность для урегулирования отношений в

дальнейшем. Особенно эффективен при разрешении сложных социальных

конфликтов. Значительно реже используется в межличностной сфере и

практически никогда детьми.

Компромисс можно проиллюстрировать на примере знаменитого судебного

процесса в США, когда ассоциация инвалидов по зрению (слепые) предъявили

иск по поводу того, что их права ущемляются в пользу инвалидов, прикованных

к коляске. И ущемляются следующим образом: на тротуарах улиц славной

Америки обязательно делают спуски, для того, чтобы не приходилось с

инвалидной коляской прыгать с бордюра. А для слепых, между прочим, этот

бордюр – главный ориентир при переходе через улицу. А когда слепой двигает

палочкой перед собой, палочка о бордюр не ударяется и слепой думает, что

там прямая дорожка. (Или яма. Или кому что покажется.) Дело разбирали очень

долго, очень долго посредники-адвокаты искали компромисс, чтобы не ущемлять

права ни тех, ни других граждан свободной страны. И нашли его – теперь на

этих скатах делают специальные насечки, чтобы палочкой можно было об них

удариться и понять, что это такое. (Только теперь, говорят, инвалидов на

колясках на этих скатах трясти стало…)

Компромисс приемлем, когда

*цели важны, но все же не стоят того, чтобы прибегать к жестким мерам для

их достижения

*оппоненты имеют одинаковую силу, но стремятся достичь важных целей

*придти к временному соглашению по важным вопросам

*принят приемлемое решение при недостатке времени

*когда нужно сделать “шаг назад”, если сотрудничество и конкуренция не

помогают достичь целей

Приспособление.

Приспособление предполагает, что одна из конфликтующих сторон целиком

оказывается зависима от другой. Ради сохранения уже сложившихся отношений

человек готов жертвовать своими интересами, замалчивать существующие

проблемы, постоянно идти на уступки. Доминирование стиля приспособления

приводит к тому, что человек позволяет другим «ездить на себе».

Конфликты с использованием этого стиля могут характеризоваться:

Низкой динамичностью;

Отсутствием внешнего противоборства, попыток защитить свои интересы;

Установкой на безоговорочное признание вины;

Страх потерять расположение, любовь, дружбу;

Социальная или экономическая зависимость;

Использование приёмов шантажа со стороны одного партнёра и боязнь быть

разоблачённым со стороны другого.

Рассмотрим этот стиль на примере молодой пары: Илья (19 лет) и Лика (16

лет.) Они не женаты. Илья очень долго добивался Ликиного расположения и,

наконец, достигнув цели, был очень счастлив. Целые четыре дня. Потом Лика

начала капризничать, привередничать и посматривать на других молодых людей.

Лика, давай побудем сегодня вдвоём.

Не хочу. Хочу с ребятами на пикник.

Пожалуйста, перестань капризничать.

Я вообще могу уйти. Меня Славка на пикник отвезёт.

Какой Славка?

Как ты со мной обращаешься?

Как хочу. Не нравится – гуд бай!

Ладно… Едем на твой пикник.

Приспособление приемлемо, когда

*есть необходимость прислушаться к иной точке зрения, показать гибкость

*предмет разногласий важнее для других

*надо завоевать доверие и обеспечить прочную позицию на будущее

*целесообразно минимизировать потери при слабой позиции

*важны гармония и стабильность отношений

Избегание, или уход.

Об избегании можно говорить в том случае, если человек старательно

уклоняется от всякого обострения отношений, споров, меняя при этом

обсуждаемую тему или удаляясь из ситуации. Он не поддаётся ни на какие

провокации и проявляет изобретательность в разрядке напряжённых отношений.

Таким образом, проблема остаётся неразрешённой, остаётся вероятность

возобновления конфликта.

Уход предполагает наличие:

Несовпадающих взглядов и стремлений участников, их разный

эмоциональный настрой;

Противоположности интересов и целей;

Действий, направленных на быстрое свёртывание конфликта;

Стремление к разрядке напряжённости;

Слабой эмоциональной вовлечённости в проблему одной из сторон.

Пример. Мать и сын завтракают. Мать:

Алёша, я вот вчера в окно опять видела, что ты с сигаретой шёл… Ну ты

же обещал бросить!

Ма, не сейчас, ладно?

Ну а когда я ещё тебя увижу? Всё гуляешь. Ты мне три месяца назад

обещал, что бросишь.

Да брошу, брошу. Всё.

Да, наобещаешь опять, а чуть за порог – и задымишь.

Сын (тихо):

Блин, что за привычка с утра по ушам ездить?

Я говорю, пока, мам, я в институт!

Избегание приемлемо, когда

*предмет разногласий несущественен. и есть другие более важные дела

*отсутствует возможность удовлетворить собственные интересы

*вероятность разрушить отношения больше, чем улучшить их

*надо дать людям успокоиться, отойти от переживаний

*другие могут решить конфликт более эффективно

*перед принятием конкретных действий необходимо собрать информацию

Заключение.

Итак, мы рассмотрели пять стилей взаимодействия в конфликте. Каждый человек

использует различные стили, что не исключает наличия излюбленных,

предпочитаемых, доминирующих. Знание особенностей каждого из них позволяет

сделать правильный выбор, подняться над ситуацией и управлять ею.

Список используемой литературы

1. Аграшенков А. В. Психология на каждый день. Советы,

2. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. – Новосибирск:

Наука. Сиб. отд-ние, 1989.

3. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт… - Ярославль: Академия

развития: Академия Холдинг, 2001.

4. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону.

Издательство «Феникс», 1996.

Деловое общение представляет собой вид взаимодействия между людьми по поводу профессиональной деятельности. У делового общения всегда есть определенная цель, которую собеседники пытаются достичь в ходе разговора. Кроме того, в ходе такого общения происходит обмен информацией, знаниями, опытом.

Примерами делового общения могут служить отношения между коллегами, руководителем и подчиненными, партнерами по бизнесу, конкурентами, руководителем организации и представителями контролирующих органов, управляющим и собственником компании. Причем любое деловое общение имеет определенную стилевую окраску, которая определяет выбор способов и методов коммуникации для достижения цели разговора.

Что это такое?

Стили делового общения – это определенные устойчивые наборы способов общения или действий, которые направлены на получение результата. Стиль делового общения представляет собой своего рода маску или выработанную модель поведения, благодаря которой участник коммуникации не только пытается добиться намеченных целей, но и подкрепить представления о себе как о хорошем руководителе или высококлассном специалисте.

Это своеобразный ритуал, правила которого всем участникам известны заранее. Этих установок необходимо придерживаться.

Факторы, влияющие на формирование стиля:

  • личностные особенности;
  • конкретная ситуация общения (общение с коллегами, руководителем, подчиненным, партнерами).

Классификация стилей

Рассмотрим кратко основные типологии стилей делового общения.

Классификация К. Левина

Типология была создана на основе исследований и экспериментов, проводимых в 30-е годы ХХ века психологом Куртом Левином и его учениками, направленных на выявление стилей управления. Согласно данной типологии выделяют три стиля деловых коммуникаций.

Авторитарный

Основная характеристика этого стиля – это единоличное принятие решений одним участником коммуникаций. При этом решения эти касаются не только вопросов деятельности данного субъекта, но и общей с другими участниками деятельности. При таком типе коммуникативного взаимодействия один участник выступает субъектом взаимодействия (определяет цели коммуникации и самостоятельно прогнозирует ее результаты), а другой – объектом (на него направляется авторитарное воздействие).

Этот стиль отличает автократическое общение, когда все действия диктуются только одним человеком, остальные стороны не принимают участия в обсуждении даже касающихся их самих вопросов, инициатива не поощряется. Реализуется авторитарный стиль путем диктата и постоянного контроля. При проявлении со стороны объектов воздействия несогласия возникают длительные конфликты.

Приверженцы данного стиля подавляют в других людях проявление инициативы, творческого подхода, самостоятельности. Других людей они оценивают только на основе своего собственного субъективного мнения.

Демократический

Этот тип межличностной деловой коммуникации предполагает ориентацию субъекта коммуникации на партнера по общению. Характерные особенности стиля – стремление к взаимопониманию, принятию партнера, совместное обсуждение проблем и нахождение путей их решения, доверие, стимулирование инициативы и творчества, создание благоприятных для самореализации условий. Основные методы воздействия на партнера в таком взаимодействии – просьба, мотивация к выполнению задания, рекомендация.

Люди, реализующие демократический стиль делового общения, обычно испытывают удовлетворение от своей профессиональной деятельности, положительно настроены к партнерам, адекватно их оценивают и стремятся понять их цели, обладают способностью предвидеть результаты взаимодействия.

Либеральный

Либеральный стиль общения занимает промежуточное положение между двумя предыдущими. Субъект коммуникации в этом случае предельно минимально включается в диалоги и совместную деятельность с другими участниками, но только для того, чтобы переложить ответственность с себя на других людей. Он общается довольно формально, не пытаясь разобраться в сути вопроса. Основа этого стиля – невмешательство, обусловленное отсутствием интереса к общим проблемам.

Люди, реализующие данный стиль делового общения, постоянно колеблются, проявляют нерешительность, стараются переложить принятие решения на других. Нечеткость целей, отсутствие контроля, пассивность и незаинтересованность делают деловое общение при таком стиле неуправляемым.

Социально-психологический климат в коллективе при реализации такого паттерна общения скорее всего будет неустойчивым с периодически возникающими латентными или явными конфликтами.

Классификация стилей по С. Братченко

  • Авторитарный – субъект делового общения стремится к постоянному доминированию, подавлению партнеров. Этому стилю присущи: отсутствие стремления к пониманию партнеров, «коммуникативное нападение», отсутствие уважения к чужому мнению, требование согласия от других участников, стереотипизация общения.
  • Диалогический стиль предполагает коммуникацию на равных, в основе которой лежит доверие, взаимопонимание и взаимоуважение, открытость и сотрудничество, эмоциональное проявление и самовыражение всех участников общения.
  • Альтероцентричный . Он ориентирован на планомерную концентрацию внимания субъектом на других участниках делового взаимодействия, принесение в жертву своих интересов ради удовлетворения стремлений партнеров.
  • Манипулятивный предполагает использование партнеров по коммуникации для получения собственной выгоды, то есть другие участники коммуникации выступают лишь как средства достижения целей субъекта деловых отношений. При таком стиле деловой коммуникации желание понять партнера может иметь под собой конкретную цель – получить информацию о его намерениях и использовать ее в своих интересах.
  • Конформный стиль предполагает ориентированность субъекта общения на подражание, подчинение, подстраивание под партнера, нежелание быть понятым.
  • Индифферентный стиль – это практический полный отказ от делового продуктивного и разнопланового общения и попытка заменить его быстрым решением только деловых проблем.

Классификация по Л. Петровской

Если две предыдущие классификации в качестве ориентира использовали индивидуально-психологические особенности субъекта общения, то у Л. Петровской основным фактором, детерминирующим типы стилей, выступает сама ситуация общения. По данной классификации существуют следующие стили деловых коммуникаций.

  • Ритуальный стиль , в основе которого лежит общая межгрупповая коммуникация. Задача партнеров такой коммуникации – это удовлетворение потребности в принадлежности к какой-либо группе, сфере отношений, поддержание социальных связей. При таком стиле взаимодействия партнер выступает как необходимый элемент для выполнения ритуала, причем его проблемы, интересы и личностные особенности не учитываются. Ритуальное общение более всего распространено в организациях со стабильным коллективом, члены которого знают друг друга уже давно.

Встречаясь на работе, они каждый день обсуждают одни и те же проблемы. Иногда даже можно прогнозировать, кто и что скажет в следующий момент. И такое положение дел всех вполне устраивает, и многие в конце трудового дня испытывают чувство удовлетворения от того, что они являются членами определенной команды.

  • Манипулятивный жанр общения предполагает использование партнерами друг друга в качестве способа решения определенных задач. Партнеры при этом пытаются продемонстрировать друг другу преимущества и привлекательность своих целей, чтобы партнер помог ему их достичь. Победителем в таком взаимодействии выходит тот, кто лучше владеет искусством манипулирования. Манипулятивный стиль не всегда является плохим. Именно таким способом решаются многие задачи.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают четыре основных стиля действий: ритуальный, императивный, манипулятивный и гуманистический.

1. Ритуальный стиль действий. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т. д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше (Петровская, 1983).

2. Императивный стиль - это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения - принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник - подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах.

3. Манипулятивный стиль - это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Манипуляция используется непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации, когда реализует-


ся концепция «черной» и «серой» пропаганды. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

4. Гуманистический стиль взаимодействия. Можно выделить и те межличностные отношения, где
применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-
родительские контакты, а также вся система педагогических отношений. Такие отношения носят название
диалогического общения. Диалогическое общение в рамках гуманистического стиля - это равноправное
субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по
общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия
для взаимного развития.

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 119


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] 120 of 147

Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.

Статьи по теме: