Русская ментальность. Company logo особенности российского менталитета «русский человек это тот, который сидит, скрестив руки, наблюдая за работающим вблизи» а.с.пушкин






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Пояснительная записка .

Сегодня возрастает роль духовных знаний и представлений как основы формирования национального самосознания каждого народа.

Программа элективного курса «Менталитет русского народа» составлена в соответствии с концепцией о ведущей роли русской нации как титульной в истории становления российской цивилизации и менталитета.

Элективный курс имеет интегрированный характер, включающий в себя сведения о разных видах искусства, литературы, орудий труда, ремесел, философии, архитектуры.

В основу курса положены история материальной культуры и искусства России с зарождения славянской нации до начала 20 века, с использованием курса МХК.

Цель : формирование у школьников представления о русском менталитете, как своеобразной ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.

Задачи:

  • Показать этапы становления, основные черты русского менталитета.
  • Дать представление об истоках формирования менталитета, выявить закономерности эволюции в сравнении с европейскими чертами.
  • На историческом, художественном материале раскрыть особенности русского менталитета.

Знания, умения и навыки.

Учащиеся должны знать :

  • основные черты менталитета русского народа.
  • особенности в сравнении с другими народами.
  • выдающиеся памятники искусства, архитектуры.
  • основные понятия, определения, термины, связанные с историей формирования русского менталитета.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать источники;
  • давать оценку произведениям;
  • сравнивать элементы европейской и русской материальной культуры;
  • создавать творческие продукты на основе ИКТ;
  • работать в группах;
  • пользоваться справочной литературой.

Методы преподавания определяются:

  • спецификой интегративного содержания;
  • приоритетной ролью творческих методов обучения;
  • актуальностью темы;
  • большим объемом информации по теме.

Раздел 1.

Факторы формирования русской нации, особенности ее в сравнении с другими народами. Исторически обусловленное соседство с народами тюркской, иранской языковой семьи.

Раздел 2 .

Материальная культура восточных славян – основа формирования русской материальной культуры. Основные занятия, ремесла, традиции градостроительства в сравнении с Западом. Роль заимствований в европейской культуре.

Раздел 3.

Духовная жизнь. Религиозные традиции, особенности нормативно-правовых документов Древней Руси, источники и своеобразие русского искусства в сравнении с Западам.. Формирование философских представлений о характерных чертах народа. Современное искусство как отражение национальных черт характера.

Раздел 4 .

Значение и роль основных сословий на Руси: крестьян, дворян. Отличия сословной структуры от классовой структуры.

Раздел 5.

Проектная творческая деятельность по созданию учебного, методического материала для использования в дальнейшей практической учебной деятельности.

Раздел 6 .

Отчет о проделанной работе с анализом деятельности по группам.

Календарно-тематическое планирование . (18 ч.)

Раздел Тема Часы Форма Продукт
1 Возникновение русской нации . 1 Лекция План-конспект
2 Материальная культура 4
2. Бытовые особенности 1 Виртуальная экскурсия Тезисный план
3. Ремесло и занятия. 1 Урок-практикум Опора, схемы
4-5. Строительство и архитектура. 2 Исследование. Письменный ответ.
3 Духовная жизнь 6
6. Традиции и религия. 1 Урок-игра.
7. Литература. 1 Мини-конференция. Тезисный план.
8. Искусство Руси и Запада. 1 Виртуальная экскурсия. Сравнительная таблица.
9. Право. 1 Практикум. Сложный план.
10-11. Русские философы о самобытности народа. 2 Урок-дискуссия. Презентации.
4 Сословия на Руси. 2
12. Образ жизни дворян 1 Деловая игра. Представление.
13. Уклад крестьянской общины. 1 Лабораторная работа. Опорная схема.
5 Мульти-медиа проект. Обобщение. 3
14. Русские – это…. 1 Мозговой штурм. План, содержание проекта.
15-16. Русские – это….. 2 Практическая творческая деятельность. Презентация.
6 Презентация 2
17-18. Коллективный творческий отчет. 2 Урок-праздник. Аналитическая деятельность.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Видеофильмы:
    • «Что такое искусство»,
    • «Русский музей»(4 шт.),
    • «Один час в Московском Кремле»,
    • «Истоки русской цивилизации».
  2. Иллюстративный материал:
    • «Третьяковская галерея»,
    • «Сокровища Эрмитажа».
  3. Плакаты по истории, схемы, таблицы.
  4. CD:

Конспект урока. (2 ч.) «Есть что-то бабье в русской душе?» (Философия начала XX века).

Цели :

Образовательные:

  • определить характерные черты русского народа по статьям Н. Бердяева;
  • сравнить со взглядами В.В. Розанова;
  • провести мини-исследование по картинам Ф. Малявина;
  • создать художественный обобщающий образ современного русского.

Развивающие:

  • обогащать словарный запас;
  • развивать художественный вкус;
  • познакомить с творчеством художника начала 20 века Ф. Малявина;
  • развивать навыки речевой компетентности.

Воспитательные :

  • воспитание патриотизма, этнического самосознания, как части русской нации.

Задачи:

  • составить тезисный конспект по статьям Н. Бердяева;
  • определить черты русского народа в начале XX и XXI веков;
  • сравнить образы русского народа в картинах художника Ф. Малявина;
  • просмотреть видеогалерею картин И. Глазунова, К. Васильева, В. Пластова и др.

Понятия и термины : Розановщина, религиозность, Бисмарк, В.В. Розанов, славянофильство, ассимиляция, цивилизация, Запад, Восток.

Оборудование : тетради, мультимедийный проектор, ЦОРы по теме: цивилизация, искусство XX века.

Тип урока : интегрированный урок по обществознанию и МХК с элементами исследовательской деятельности, И.К.Т.,

  • по времени – ограниченный;
  • по конечной цели : развивающий;
  • по оценке: качественный.

Технологии: интерактивное обучение, исследовательская и творческая деятельность, ИКТ.

Ожидаемые результаты :

  • учащиеся должны знать основные положения философии Н. Бердяева по теме: русская идея;
  • давать определение понятиям ассимиляция, цивилизация, Запад, Восток;
  • работать над творческим заданием по созданию образа русского;
  • анализировать картины художников;
  • знакомство с творчеством художника-модерниста Ф. Малявина;
  • участвовать в обсуждении вопросов общественного развития;
  • использовать возможности ИКТ.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат
Предварительная подготовка: расстановка столов, поиск видео фрагментов, картин в Интернете, распечатка письменных источников.
Опережающее задание на составление тезисного плана- конспекта теории Н. Бердяева.
Подготовка презентации по биографии Ф. Малявина.
Конспектирование теории Н. Бердяева. Конспект в тетради.
1 этап.
Организационный момент.
Вступительное слово.
Объявление темы урока.
Организационный момент.
Почему в теме урока стоит вопрос?
Ознакомление с целями урока.
Формулирование целей занятия при помощи наводящих вопросов учителя.
Логическое индивидуальное задание для уч-ся: (написать на доске черты характера русского человека по Н. Бердяеву, и черты современного русского, исходя из своего опыта и знаний.)
творческое задание для группы
Составить презентацию по теме:«Душа народа сегодня»
О какой нации пойдет речь? Почему о русской нации? Актуализация знаний о русской, как титульной нации.
К какой культуре относится русский народ? Актуализация знаний по теме: Восток, Запад.
Представление таблицы: Восток, Запад. Повторение и закрепление знаний по теме: цивилизация.
Назвать особенности российской цивилизации? Актуализация знаний по теме: российская цивилизация. Повторение терминов.
Беседа по домашнему заданию.
С какими положениями теории Н. Бердяева согласны, или не согласны, подтвердите примерами
.
Обмен мнением по поводу теории Н. Бердяева. Коррекция записей в тетради.
Согласны ли вы с высказанным мнением ? Проверка индивидуального задания у доски (черты русского по Н. Бердяеву), выступление учащегося. Сравнивание своего и чужого мнения.
2 этап. Познавательный.
Одним из философов-современников Н. Бердяева являлся В.В Розанов, который также оценивал и анализировал русский дух. Анализ источника 1 (Общественные деятели о В.В. Розанове). Представление о личности В.В. Розанова.
Почему такая противоречивая оценка его самого в устах современников ? Устный ответы, обмен мнениями.
Обратимся к теории самого В. Розанова. Анализисточника 2 (разговор между философами). Представление о теории «женского начала» в русской идее.
Найти сходство с идеями Н. Бердяева.
Что обозначает «бабье» в философских трудах русских ученых?
Устный обмен мнениями. Формулирование философских понятий.
3 этап. Аналитический.
Анализ картин Ф. Малевича
Какая из представленных картин, на ваш взгляд соответствует теории В.В. Розанова. («3 богатыря», Васнецова. «3 бабы», «Сплетницы» Ф. Малявина. – Приложение 3 )
Оценка картин, обмен мнениями. Мыслительная деятельность, создание первичного восприятия картин Ф. Малявина.
Анализ картины Ф. Малявина «3 бабы», как сущности русского духа в художественных образах. Представление презентации по биографии Ф. Малявина. Анализ выбора и мнения В. Розанова. Восприятие картины, формирование своего мнения согласия или несогласия.
Какие черты русского характера проявляются в жизни художника? Анализ биографии Ф. Малявина: сопоставление, сравнение. Закрепление черт и особенностей русского характера.
4 этап. Аналитически-творческий.
Современный русский человек.
Совместная деятельность по проверке индивидуального задания у доски.
Проверка индивидуального задания у доски (психологические черты современного человека).
Обмен мнениями. Мини-дискуссия.
Отстаивание своего мнения.
Просмотрев видео галерею картин художников 20 века (Приложение 4 ), выбрать образ, выражающий сущность русского характера в сегодняшнюю эпоху. (презентация «Русский человек в 20 веке» – Приложение 1 ) Просмотр картин Пластова, К. Васильева, И. Глазунова, обмен мнениями. Отсутствие единого мнения.
Почему невозможно выбрать единый, удовлетворяющий всех образ? Мини-дискуссия. Формирование национального этносознания, гордости за нацию.
5 этап. Закрепляюще-обобщающий.
Подведение итогов.
Домашнее задание: эссе

В чем заключается менталитет русского человека? Наличие пытливости и смекалки. Даже если этого совсем не требует ситуация, все равно русские стараются решить все гораздо проще. Наличие пытливости и смекалки. Даже если этого совсем не требует ситуация, все равно русские стараются решить все гораздо проще.




Русский характер – это обломовщина. Русский характер – это обломовщина. Россия представляет из себя огромные богатства и просторы земли. Немцы или американцы, или кто другой, все это использовали для своего обогащения. А русские все это созерцают, воспитывают просторы мысли и ничего не делают. Россия представляет из себя огромные богатства и просторы земли. Немцы или американцы, или кто другой, все это использовали для своего обогащения. А русские все это созерцают, воспитывают просторы мысли и ничего не делают.


Менталитет – это миросозерцание, мировосприятие, т.е. отношение к миру, определенное народными традициями и образом жизни, мышлением и нравственностью. Это понятие относительно, т.к. определяется в сравнении с другими нациями. Менталитет – это миросозерцание, мировосприятие, т.е. отношение к миру, определенное народными традициями и образом жизни, мышлением и нравственностью. Это понятие относительно, т.к. определяется в сравнении с другими нациями.











Ментальность дворянства в в. Александр I.










«Темперамент человека» - Быстро приспосабливается. В некоторых случаях могут проявляться пассивность к окружающим, лень и безволие. Отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Гипотеза: темперамент влияет на формирование индивидуального стиля деятельности. Инициативен. Быстро сходится с людьми. Повышенная чувствительность, сдержанность и обстоятельность.

«Профессия повар» - Кулинарное искусство приобретается человеком в течении долгих лет учебы и практики. Прием на базе основного общего образования. Профессия «повар, кондитер». Старая русская пословица гласит: « Добрый повар стоит доктора». Повар, кондитер -. А опытные повара говорят: «Работа у нас такая – доставлять людям радость.

«Мотивы к профессии» - В последнем случае должна быть строгая самостоятельность ответов участников тестирования. «Измерение мотивации достижения» (А. Мехрабиан). Нижнетагильский профессиональный лицей "МЕТАЛЛУРГ". Профессия должна быть: интересной и привлекательной для вас соответствовать вашим способностям пользоваться спросом на рынке труда.

«Профессии в школе» - Наверное, потому что люблю детей. Но если бы мне пришлось делать выбор в современных условиях, учителем я бы не стала. Итого. Почему я в профессии? Педагогический совет "Роль моего предмета в жизни ученика". Результаты анкетирования «Зачем мне надо изучать?». 9 класс. К слову сказать, училась с большим удовольствием.

«Профессия риэлтор» - Нужно учиться, чтоб стать специалистом! Поэтому наша профессия вечная! Говорить клиенту только правду. Люди всегда будут меняться, переезжать, улучшать жилищные условия. Жильё всегда будет востребовано. Риэлтор–это профессия, а не хобби. Мне никогда не было стыдно сказать, что я риэлтор. «Работа на рынке недвижимости, выгодно и престижно».

«Человек и профессии» - Ваш выбор. Детские мечты. Готовьте себя к выбору профессии... Авиационная метеорология. Типы профессий: Групповой проект создания образа будущего профессионала. Морские метеороло ги. Синоптики. Выпускник. Метеорология. Профессия. Повар. Сделай свой выбор. Надо уметь: "Каждые руки по-своему хватки, во всякой голове- свои задатки.".

Всего в теме 16 презентаций


Company Logo ЧЕГО ЖЕ БОЛЬШЕ В МЕНТАЛИТЕТЕ РОССИИ? МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЗАПАДА ИЛИ ВОСТОКА?


Company Logo МЕНТАЛИТЕТ это обобщённое социально-психологическое состояние народа, сложившееся в результате исторически длительного и достаточно устойчивого воздействия естественно-географических, этнических, социально-политических и культурных условий проживания на народ.


Company Logo Политическая сфера существования Отношение общества к политике


Company Logo Отношение народа к политике


Company Logo Отношение бердской молодежи к политике


Company Logo Участие в выборах


Company Logo За кого бы вы проголосовали на данный момент? Довольны работой Путина Видят положительный труд Жириновского Проголосовали за Касьянова Довольны работой Путина Видят положительный труд Шойгу Проголосовали за Жириновского


Company Logo Экономика и бизнес «А в чем же тут смысл?» Родственные связи Подсчет прибыли в чужом кармане Значения проведения каких-либо мероприятий для блага общества РR-кампании




Company Logo Коллективизм


Company Logo Социальная традиция Коллективизм Сотрудничество с большим количеством стран Отсутствие злопамятности Доброта русского народа Патриотизм, преданность России


Company Logo Современная молодежь Развитие компьютерных технологий позволяет в наше время учиться и работать одновременно. Это является огромным плюсом России. Подобные действия совершаются только на Западе.


Company Logo Кем вы являетесь по вашему мнению на данный момент?

Статьи по теме: