Трудовая деятельность. Труд: его значение в общественном развитии и жизни человека Роль и значение труда

1. Труд выступает основным и непременным условием человеческого бытия. Благодаря труду человек выделился из царства животных. В отличие от животных человек создает свой мир, и создает его своим трудом. Созданная человеком среда, условия его существования фактически являются результатом совместного труда.

В процессе труда создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей членов общества. Это позволяет выделить в качестве первой и важнейшей общественной функции труда, с которой начинается общественное бытие человека, удовлетворение потребностей.

Экономическое развитие общества основано на производстве материальных ценностей, которое возможно лишь благодаря целенаправленной созидательной деятельности людей. В процессе труда человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченные изменения в предмете труда, т.е. живой труд, овеществляясь в материале, тем самым изменяет этот материал. Все три составляющие процесса производства: материал, орудие труда и труд - сливаются в конечном результате - продукте труда. Труд в таком общем виде есть не что иное, как вечное, естественное условие человеческой жизни. Он не зависит от какой бы то ни было ее конкретной организации <1>. При любой общественно-экономической формации и политическом устройстве общества труд сохраняет свое значение как фактор общественного производства.

Экономическая теория выделяет три фактора производства: землю, труд и капитал. При этом производство как таковое возможно лишь в том случае, если земля и капитал соединятся с трудом. Только в процессе трудовой деятельности природные и материальные ресурсы преобразуются в материальные ценности. Без труда земля и капитал теряют значение факторов производства.

Труд признается доминирующим фактором и отличается от двух других активным характером воздействия на материальную субстанцию и присутствием человеческого, личного начала. Трудовую деятельность осуществляют люди, и потому труд несет на себе отпечаток общественно-исторических условий.

Совершенствование производства также происходит в значительной мере благодаря труду, повышению его производительности, усложнению его содержания. Труд оказывает существенное влияние на обобщающие показатели деятельности организаций, в том числе на уровень прибыли. В конечном счете благосостояние работодателя, экономики, общества в целом зависит от эффективности труда.

Труд, формируя общественное богатство, лежит в основе всего общественного развития. В результате трудовой деятельности, с одной стороны, происходит насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, в которых уже сложилась определенная потребность, с другой - прогресс науки, техники, производства приводит к появлению новых потребностей и их последующему удовлетворению. Кроме того, научно-технический прогресс обеспечивает рост производительности и эффективности труда <1>.


Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия <1>.

Труд - сознательная целенаправленная деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом, - формирует не только общество, но и личность, побуждает его к приобретению знаний и профессиональных навыков, к взаимодействию с другими людьми, к усложнению потребностей.

В самой человеческой природе, как отмечают исследователи, изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования <1>. Многие ученые придерживаются точки зрения, что труд сам по себе является источником удовлетворенности <2>, позволяющим реализовать свойственные человеку стремления к самовыражению в труде. Желание работать часто связывают с осознанием индивидуумом принадлежности к человеческому сообществу, участия в общей жизни, в совместном создании своей среды.

Среди общественных функций труда выделяют и свободотворчество: труд проявляется в обществе как "сила, прокладывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность учитывать заранее все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий, эта функция как бы резюмирует все предыдущие, ибо именно в труде и посредством труда общество познает как законы своего развития, так и законы природы; поэтому другие функции как бы "подготовляют" и делают реально осуществимой свободотворческую функцию труда, которая есть функция дальнейшего безграничного развития человечества)"

С экономической точки зрения труд - это процесс воздействия на природные и материальные ресурсы. Подчеркивая динамическую сущность этого общественного феномена, говорят о живом труде, трудовой деятельности, основными чертами которой являются :

1) сознательный характер;

2) связь с созиданием благ;

3) рациональность;

4) целенаправленность;

5) общественная полезность.

2. Трудовая деятельность может быть классифицирована по видам в зависимости:

1) от характера и содержания труда;

2) предмета и продукта труда;

3) средств и способов труда;

4) условий труда.

По характеру и содержанию труда можно выделить труд собственника средств производства - самостоятельный и труд несамостоятельный - наемный. Это деление, которое учитывает социальный характер труда, обусловленный формой собственности на средства производства. В определенном смысле социальный характер труда находит отражение в выделении двух его организационных форм: индивидуального труда и коллективного труда. Социальный характер труда проявляется в формировании способов мотивации труда (желание, осознанная необходимость, принуждение) <1>. Соответственно выделяют такие виды труда, как добровольный и принудительный.

Характер и содержание труда могут рассматриваться в структурном аспекте. С этой точки зрения на первое место выступают два главных параметра: степень интеллектуализации труда и степень квалификационной сложности трудовой функции. В соответствии с этими параметрами можно выделить труд физический и умственный, репродуктивный и творческий, неквалифицированный и квалифицированный (высококвалифицированный) или труд разной степени сложности.

Второй критерий классификации - предмет и продукт труда - учитывает профессиональное, функциональное и отраслевое разделение труда.

По профессиональному признаку можно выделить столько видов труда, сколько существует профессий (труд водителя, инженера, педагога и т.п.).

Учет функционального разделения труда предполагает деление труда на виды, соответствующие этапам (стадиям) производства: предпринимательский, инновационный, воспроизводственный и коммерческий.

В соответствии с отраслевым разделением труда выделяются такие виды, как промышленный труд (добывающий и обрабатывающий), сельскохозяйственный, строительный, транспортный и т.п.

Классификация видов труда по применяемым средствам и способам сводится к выделению труда ручного, механизированного и автоматизированного (компьютеризированного), низко-, средне- и высокотехнологичного.

Разделение труда на виды в зависимости от условий , в которых он осуществляется, позволяет выделить труд, осуществляемый в нормальных, вредных и опасных условиях. Можно говорить о труде в стационарных условиях и подвижном, разъездном труде; легком, средней тяжести и тяжелом, нерегламентированном (свободном), регламентированном и жестко регламентированном с принудительным ритмом.

Использование всех четырех групп признаков обеспечивает возможность формулирования общей характеристики того или иного вида конкретного труда.

3. Труд, как видно из приведенной характеристики, представляет собой сложное общественное явление. Рассматривая труд как предмет для изучения, обычно выделяют несколько аспектов, к числу которых относятся: экономический, социальный, психофизиологический, технико-технологический, правовой.

Правовой аспект существует при использовании практически любого вида труда, однако это не означает, что трудовое право носит всеобъемлющий характер. Так, когда речь идет о самостоятельном труде, т.е. труде собственника средств производства (фермера, индивидуального предпринимателя и т.д.), правовому регулированию подвергается не процесс труда, а косвенно связанные с трудом общественные отношения - отношения по регистрации индивидуального предпринимателя (получению лицензии на осуществление того или иного вида деятельности), по налогообложению и др. Наемный (несамостоятельный) труд также далеко не всегда регулируется трудовым законодательством: он может осуществляться на основе гражданско-правовых договоров о труде. В этом случае регламентации подвергаются отношения, возникающие по поводу результата труда.

Сферой действия трудового права является лишь та часть наемного (несамостоятельного) труда, которая связана с общественным отношением особого рода, возникающим по поводу процесса труда (трудовой деятельности), - трудовым отношением.

Каково значение труда в жизни человека ? Приобретение трудовых, как и других навыков, совершается человеком в течение всей его жизни. Степень сложности их постепенно растет. Человек привыкает преодолевать трудности в приобретении этих навыков. Все, что легко, не вызывает в нем интереса. Так воспитывается воля . Этот процесс в первую очередь касается центральной нервной системы , которая руководит всеми жизненными отправлениями нашего организма. Каждая задача, которая решается человеком, как бы заряжает нервные центры новой энергией . Чем значительнее эта задача, тем осмысленнее жизнь.

Связь между психическим и физическим состоянием организма

Труд помогает на долгие годы сохранить , ясность мысли и интерес к жизни . Это наполняется еще более глубоким смыслом, когда речь идет о свободном творческом труде. Как часто можно наблюдать людей, которые даже не замечают своих иногда тяжелых недугов, если страстно увлечены любимым делом . Так происходит потому, что в организме существует теснейшая связь между психическим и физическим состоянием организма . Известно, что чем здоровее человек, тем больше у него оснований для обладания положительными моральными и волевыми качествами, хорошего настроения и высокой работоспособности . Такова же зависимость физического состояния от психического . Состояние здоровья в значительной мере зависит от функционирования внутренних органов . При этом огромное значение имеют сигналы, идущие от центральной нервной системы к , легким и другим органам. Чем четче выражена целеустремленность, воля, тем положительнее влияние центральной нервной системы на внутренние органы и больше оснований для полноценного здоровья.

Эмоциональные факторы

Большую роль играют здесь и эмоциональные факторы (настроение). При хорошем настроении в организме вырабатываются вещества, стимулирующие работоспособность внутренних органов. Так, надпочечники выделяют больше адреналина , увеличивается мобилизация из печени и мышц углевода-гликогена , который при расщеплении освобождает энергию . Плохое настроение – уныние, апатия тормозит этот и другие процессы, стимулирующие работоспособность организма. С этих позиций становится понятным, почему при плохом настроении «опускаются, руки». Стоит же приняться за работу, как рассеивается самое плохое настроение . Труд не только отвлекает от мрачных мыслей, но и вселяет в человека веру в будущее. Именно эти свойства труда используются в лечебной практике даже при самых тяжелых заболеваниях нервной системы, сопровождающихся расстройством психики. Трудотерапия зачастую помогает там, где бессильны другие медицинские средства.

Значение трудовых процессов

При изучении вопросов, относящихся к активной деятельности до глубокой старости, всегда удавалось выявить значение трудовых процессов . Таких примеров немало. До 89 лет трудился президент Академии наук Карпинский. Академики Бах, Зелинский, Гамалея трудились до 90–93 лет. Л. Н.Толстой и И.Е. Репин умерли в возрасте более 80 лет, обладая недюжинным здоровьем. Известный итальянский художник Тициан в 95-летнем возрасте закончил свою монументальную картину «Христос в терновом венце». Таким образом, целевая «рабочая» установка, стимулирующая жизнедеятельность организма, относится как к умственному, так и к физическому труду. Правда, малоподвижная поза обычно сопровождает умственную деятельность, уменьшает физиологическую ценность умственного труда. В то же время посильный физический труд , активная деятельность, с которой он неразрывно связан, является важнейшим фактором оздоровления. Далеко небезразлично для организма, в каких условиях совершаются трудовые процессы. Имеется в виду и гигиеническая обстановка , в которой находится человек во время трудовой деятельности, энергетические и нервные затраты . Исходя из этого и должны планироваться восстановительные мероприятия как во время, так и по окончании работы. При должном восстановлении труд является главным стимулятором жизнедеятельности. Если же не обеспечивается такое восстановление, это ведет к переутомлению, снижению работоспособности , – в организме создаются условия для развития различных заболевании.

Культура является результатом деятельности людей, в которой особое место занимает труд. Всё необходимое для себя люди добывают трудом, который есть естественное и необходимое условие человеческой жизни.

Труд является одним из наиболее существенных признаков, отличающих человека от животных. По мнению большинства учёных, именно труд вывел человека за пределы чисто природного существования.

С ХIX века, после создания английским естествоиспытателем Чарльзом Робертом Дарвином эволюционной теории, в науке получила распространение трудовая концепция происхождения человека, придерживающаяся тезиса об определяющем значении труда в процессе антропосоциогенеза.

Собственно трудовая деятельность человека возникла не сразу. Ей предшествовал длительный период, когда ближайшие сородичи людей австралопитеки (австралопитек – буквально значит «южная обезьяна»), жившие стадами более 1 млн. лет тому назад, постепенно начали приобретать навыки систематического использования готовых орудий и небольшого их улучшения. Эти животные, заложившие начало великого поворота в эволюции от биологических форм жизни к социальной, ходили уже на задних конечностях, при более или менее выпрямленном положении тела. Поднявшись на задние ноги, предок человека освободил свои руки от функции передвижения. Это было колоссальное достижение, ибо человек никогда не достиг бы господствующего положения в мире без употребления рук как орудий, послушных его воле.Деятельность австралопитеков можно характеризовать как зачатки труда.

В ходе эволюции то, что у австралопитеков существовало как зачатки, стало отличительным признаком у их преемников – питекантропов (питекантроп – значит «обезьяночеловек») и синантропов (синантроп – значит «китайский, или пекинский человек), живших 500-400 тыс. лет назад. Питекантропы положили начало изготовлению орудий из камня – ручного рубила, а синантропы начали покорение силы огня. Появившийся следом за ними 200 тыс. лет назад неандертальский человек (неандерталец от названия долины Неандерталь в Германии) значительно продвинулся вперёд в приёмах изготовления и использования орудий, научился изготовлять каменные ножи, и костяные иглы, что позволило ему шить одежду из шкур животных.

Систематическое изготовление и применение орудий принято считать началом человеческого труда, знаменовавшего собой гигантский качественный скачок в формировании человека. Трудиться с помощью орудий труда мог бы только человек. Раз возникнув, процесс труда уже никогда не прекращался, а всё время совершенствовался.

Преобразуя природу, труд одновременно преобразовывал своего носителя – человека. Коренное изменение образа жизни, преобразование природы в процессе труда привели к превращению животного в человека, а неосознанной психики – в сознание. Примерно 50 – 40 тыс. лет тому назад произошло окончательное преобразование обезьянолюдей в неоантропов или кроманьонцев (от названия грота Кро- Маньон во Франции) людей современного типа. С тех пор орудия труда стали играть решающую роль в жизни людей, и их взаимные отношения из биологических превратились в общественные. Вместе с возникновением собственно человеческого труда возникла и собственно человеческая жизнь.

Возникшая трудовая деятельность человека имела два решающих последствия. Во – первых, организм предков человека стал приспосабливаться не просто к условиям среды, а к трудовой деятельности; поэтому такие специфические особенности физической организации человеческого существа, как прямая походка, дифференциация функций передних и задних конечностей, развитие рук и головного мозга, выработались в процессе длительного приспособления организма к выполнению трудовых операций. Во – вторых, труд, будучи совместной деятельностью людей, стимулировал возникновение и развитие членораздельной речи, т.е. языка как средства общения, накопления и передачи трудового и социального опыта.

В отличие от инстинктивных форм действий животных, определяющихся биологическими мотивами, человеческий труд превратился в целенаправленную деятельность. Человек создавал то, что природа до него не производила и преобразованные им вещи продиктовывались его потребностями и целями и превращались в ценности, которыми он пользовался. Именно в этом состоял жизненный, т.е. основной смысл труда.

В первобытные времена основными видами трудовой деятельности человека были охота, скотоводство, земледелие, домашний труд. На более поздних стадиях общественного развития разделение труда усложняется. Выделяются в качестве его особых видов ремесло (бывшее ранее частью домашнего труда), добыча металлов, строительство, торговля. Появление мануфактурного производства и переход человечества к индустриальному обществу вызвали настоящую революцию в труде, породив огромное множество его видов и сфер трудовой деятельности человека. В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда, требующих от человека специальных способностей и определенных качеств.

Каждому этапу развития человечества соответствует свое содержание труда и особое отношение людей к нему. Эпоха первобытного общества характеризуется отношением к труду, как к всеобщей жизненной необходимости. В современном обществе труд в целом рассматривается как нравственный долг перед Богом, страной, семьей и самим собой.

Для современного человека труд имеет большую культурную ценность. Еще французский мыслитель ХУ111 века Мари Франсуа Вольтер говорил: «Труд устраняет от нас три большие напасти: скуку, порок и нужду». Труд как культурная ценность современного человека проявляется в том, что именно через труд он вступает в контакт с окружающим миром, устанавливает свое место в социальной иерархии. Труд структурирует психологическое время человека, заполняет и организует его день, год и всю жизнь.

Трудовая деятельность – это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь развертываются и совершенствуются его способности и талант, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность.

Значение труда в жизни человека и общества

На первый взгляд ответ на вопрос о том, что считать трудом очевиден, ведь каждый из нас сталкивается с этим понятием ежедневно. Однако, в специальной литературе нет четкого однозначного определения понятия труда. В русском языке под словом труд понимается несколько значений: 1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей; 2) работа, занятие; 3) усилие, направленное к достижению чего-нибудь; 4) результат деятельности работы, произведение.

В экономической литературе доперестроечного периода широко распространенным являлось определение труда, которое дал К. Маркс. Труд - "это процесс совершающийся между человеком и природой, т.е. целесообразная деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает необходимые потребительные стоимости”. Это определение не утратило своего значения по настоящее время, и его использует большинство экономистов (в том числе и автор).

Труд как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, представляет неотъемлемое условие человеческой жизни. Труд является основой жизнедеятельности и развития человека. История человечества свидетельствует, что благодаря труду человек выделился из мира животных. Воздействуя на окружающую среду и изменяя ее, люди, побуждаемые все возрастающими потребностями, развивают способности к труду, обогащают свои знания, увеличивают сферу своей трудовой деятельности. Объективные условия существования побуждают человека трудиться. Труд в этом смысле не зависит от какой бы то ни было определенной общественной формы жизни, т.е. он как отношение человека к природе одинаков для всех общественных форм, для всех способов производства, для любого общественного строя.

“Труд” и “работа” не являются понятиями равнозначными или тождественными. Труд по своей природе является общественным трудом, благодаря его созидательной роли в жизни общества, причастностью человека к общественным результатам. Ведь конкретная трудовая деятельность одновременно является деятельностью, в ходе которой люди вступают в определенные связи и отношения друг с другом. Поэтому труд присущ только человеку. “Работа” - понятие физическое. Она может выполняться и человеком, и машиной, и животным. Труд имеет временную характеристику и измеряется рабочим временем. Работа измеряется в натуральных единицах (кг, метрах, штуках и т.д.).

Обязательными элементами труда являются:

Рабочая сила - совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Это главная производительная сила общества.

Средства производства, которые состоят из предметов труда и средств труда. Предметы труда - это продукты природы, которые подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительные стоимости. К предметам труда относятся земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, энергетические и информационные потоки и т.д. Средства труда - это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда (машины, приборы, оборудование, инструменты и т.д.).

“Процесс труда” - есть процесс объединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительных стоимостей. Процесс труда осуществляется в определенной окружающей среде, которая характеризуется различными условиями труда. Причем процесс труда - это не просто механическое соединение трех его основных элементов, а органическое их единство, решающий фактор которого человек. В процессе труда человек при помощи средств труда осуществляет заранее намеченные изменения в предмете труда. Результатом процесса труда является продукт труда.

Труд - это деятельность человека обладающая следующими свойствами:

1. Осознанностью действий. Это означает, что человек, прежде чем начать трудиться создает в своем сознании проект, т.е. мысленно идеально представляет результат труда. Например, как товаропроизводитель он определяет какие продукты, в каком количестве и когда надо производить. Не осознанные, инстинктивные действия не являются трудом. Для иллюстрации этого К. Маркс образно сравнивал труд архитектора и пчелы. Он писал, что самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. Пчела же совершает свои действия интуитивно.

2. Целесообразностью действий. После того как создан проект человек продумывает модель действий, а затем уже приступает к осуществлению заранее выработанных намерений. В нашем примере это означает: как эти продукты надо производить, из каких ресурсов, какой технологией.

3. Результативностью действий. Любая деятельность завершается определенным результатом, но труду свойственен не просто результат, а общественно полезный результат, поэтому труд должен обладать следующим свойством.

4. Общественной полезностью действий. Люди производят блага не в одиночку, изолированно друг от друга, а сообща, объединившись в трудовые коллективы или на основе более или менее прочных контактов между собой, производя продукт для себя и для общества.

Труд (физический, умственный, сочетание того и другого) является основным средством удовлетворения потребностей человека, обеспечения его жизнедеятельности. Еще Адам Смит считал, что основным, первичным источником богатства любой страны, любого государства является труд, а вторым - природные ресурсы.

Наиболее широким и точным, на наш взгляд, является следующее научное определение: "Труд - фундаментальная форма деятельности человека, созидающая всю совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения его потребностей. Труд является решающей силой формирования самого человека, возникновения у него таких свойств, как сознание, речь, делающих его способным к общению" [А, 414].

В этом определении ключевыми являются следующие слова, составляющие понятие "труд" и еще глубже раскрывающие его социальную сущность: "деятельность", "человек", "общение".

В процессе труда люди создают материальные и духовные блага для удовлетворения как своих личных, так и коллективных, общественных потребностей. Поэтому часто употребляют понятия "совместный" или "коллективный" труд.

Любое общественное производство невозможно без средств и предметов труда, рабочей силы, которая приводит их в движение, и предметов потребления, без которых не может обойтись носитель рабочей силы - человек.

В рыночной экономике как совокупности определенных отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом характера заключенного в них труда, принято различать рынок рабочей силы и рынок потребительских товаров и услуг.

Еще недавно исследователи в СССР утверждали, что в посткапиталистических условиях рынок труда вообще отсутствует; более того, исчезает товарность рабочей силы, да и она сама. Чаще всего при этом пользовались понятиями "рабочая сила" и "трудовые ресурсы". В частности, под "рабочей силой" понимали некую совокупность физических и духовных способностей отдельно взятого человека, которые он использует в процессе создания любых потребительских стоимостей.

В тех же 60-80-х годах под "трудовыми ресурсами" понимали физически развитую часть населения конкретной страны, обладающую умственными способностями и определенными знаниями, необходимыми для работы в народном хозяйстве. Последнее, кстати, в основном и развивалось за счет постоянного прироста трудовых ресурсов, т. е. интенсивного включения в него все новых и новых отрядов работников. Основным источником их подготовки была широко развитая сеть профессионально-технических училищ, техникумов, заводов-втузов (высших технических учебных заведений). Флагманами в этом были профессионально-технические училища, создаваемые и функционирующие на базе крупнейших промышленных предприятий, - так называемые базовые ПТУ.

Большие по численности работающих трудовые ресурсы в быв шем СССР, союзных республиках {в частности, в Украине) объектив но существовали в связи с наличием значительного количества ра бочих мест, не требующих высокопрофессиональной подготовки. Речь идет о малопроизводительном ручном труде, усовершенствовать ко торый в годы социализма старались, например, путем внедрения и использования малой механизации. 6

Современная ситуация на рынке труда в постсоциалистических странах имеет принципиально иной характер. Интенсивное техническое перевооружение производства, компьютеризация, внедрение новейших технологий, информационных систем, электронные и биологические революции принципиально изменили статус и роль человека в процессе создания материальных и духовных благ. Чем интенсивнее, высокоорганизованнее, технически оснащеннее производство, тем больше человек должен учиться, повышать свою квалификацию и даже переучиваться, меняя род деятельности. Подсчитано, что за свою трудовую жизнь человек вынужден 5-6, а то и больше раз менять профессию, специальность. К тому же в мире ежегодно появляются тысячи новых профессий и специальностей, меняется их рейтинг, престижность, потребность во многих профессиях и специальностях отпадает.

От сложности труда зависят срок и особенности образовательной и профессиональной подготовки работника.

Подготовка к труду предполагает учебу, овладение профессией и определенными трудовыми навыками, воспитание необходимых качеств. Последние претерпели за несколько прошедших лет существенные изменения по сути и особенностям проявления.

Возьмем, например, такое качество, как трудолюбие. Многие ученые и практики трактуют его как своеобразное положительное отношение к труду, которое проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. Кроме того, в психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как к важнейшему, а то и основному смыслу жизни. В 60-80-х годах с трудолюбием связывали и производительность труда, утверждая, что она, дескать, год от года растет. Однако реальная картина выглядела совершенно иначе. Так, уже с начала 50-х годов ощутимо дает о себе знать тенденция замедления роста производительности общественного труда: от 8,8% ежегодного прироста в 50-х, 6,4 - в 60-х до 3,9 в 70-х и 3,1% в 80-х годах . Согласно официальным данным, в промышленности уровень производительности труда в бывшем СССР составлял по сравнению с американским 44% в 1960 г., 53 - в 1970 г. и 55% - в 1980 и 1988 г. Еще хуже обстоят дела в сельскохозяйственном производстве .

Приведенная трактовка понятия трудолюбия, и особенно труда как основного смысла жизни, в те годы, в первую очередь, "обслуживала" идеалы социалистического общества. В условиях же рыночной экономики термин "трудолюбие" практически не используется. Чаще употребляются такие понятия, как "уровень экономического образования", "экономическая грамотность", "экономическое сознание", а экономической деятельностью на благо общества является создание работающим личной частной собственности во всех сферах производства. Последний тезис вполне правомерен, ибо решающим условием экономического развития общества является наличие хозяина на всех участках производственной деятельности.

Если все же считать, что трудолюбие как характеристика отношения к труду существует, то его необходимо рассматривать в тесном единстве с мотивами и стимулами, побуждающими человека к труду. Они зависят от многих объективных факторов, условий, в которых трудится человек. Так, по данным, полученным в ходе опроса в 1994 г. населения Украины социологической службой СОЦИС - Геллап, среди причин, снижающих трудовую активность работающего населения, отсутствие справедливой оценки и оплаты труда назвали 82% респондентов; отсутствие системы стимулов к труду - 54; изменение положения человека труда в обществе и реальную угрозу стать безработным - 21%. Характерно, что неудовлетворенность системой оценки и оплаты труда наиболее присуща респондентам в возрасте до 40 лет, а также возрастной группе от 60 лет и старше (скорее всего, это работающие пенсионеры).

Весьма показательно и то, что высокий уровень личной ответственности за выполняемую работу также характеризует крайние возрастные группы респондентов: 18-19 лет - 44% и старше 60 лет - 47%. При этом, что неудивительно, побудительным стимулом к труду для возрастных групп от 20 до 39 лет и работающих пенсионеров старше 60 лет являлся высокий заработок. Логика жизни проста: для молодежи это получение высоких материальных благ, а для пенсионеров - обеспечение старости, помощь детям и внукам.

В стремлении побольше заработать не надо видеть, как это было десятки лет подряд в условиях так называемого социалистического производства и образа жизни, ничего зазорного. В 50-90-х годах работающий человек фактически мог заработать столько, сколько позволяли условия и организация труда. Даже в начале 90-х годов, по

оценкам специалистов, в СССР около 60% работников материального производства были заняты ручным, малоэффективным трудом, а в сельском хозяйстве - около 75% .

Оценивая по предложенной десятибалльной системе степень важности отдельных социально-экономических и духовных проблем (где 1 балл соответствует оценке "проблемы не существует", а 10 - оценке "очень важная проблема"), молодежь на первые места поставила несвоевременную выплату зарплаты, пенсий (9,6); снижение уровня жизни населения (обнищание) (9,5); безработицу (9,3); остановку работы промышленных предприятий (8,9), а кризис морали, культуры, например, - лишь на 11-е место .

Активно поддерживая курс на рыночные реформы, молодежь Украины не менее активно критикует реальное положение дел в экономике. Более того, она надеется на то, что государство поможет ей в решении социальных проблем путем предоставления льготных или беспроцентных кредитов (39%), предоставления гарантий бесплатного получения среднего образования (67%), создания возможностей для открытия собственного дела (46%), предоставления условий и гарантий для получения первого рабочего места (58%), повышения уровня консультационной, психологической помощи (35%) .

Каким бы сложным ни было социально-экономическое положение молодежи Украины вообще, в том числе и на рынке труда, в течение последних семи лет именно она более положительно, чем другие социальные группы в обществе, относится к рыночному реформированию экономики. Об этом свидетельствуют результаты социологических, экспертных и других опросов. Все меньшим авторитетом у молодежи пользуется труд в государственном секторе. По данным статистики, к концу 1997 г. в нем работали всего 39% молодых людей, на предприятиях частной формы собственности - 16, коллективной - 13, нигде не работали - 23%.

Теперь коснемся психологических проблем работающей молодежи.

Утвердившийся в 60-70-е годы в бывшем СССР облик молодежи был практически "розовым" и беспроблемным. Повсеместно в научной и популярной литературе в то время господствовало утверждение, что вся советская молодежь высокоразвитая и социально активная, обладает высоким уровнем сознания, беспредельно преданна делу партии и народа.

Среди всей молодежи как образец, пример для наследования выделялась работающая молодежь. Официальная идеология утверждала, что в Советском Союзе происходит формирование передового советского рабочего, имеющего черты человека будущего. Кроме того, акцент делался на том, что утверждается новый социальный тип рабочего, сочетающий в себе лучшие качества не только советского рабочего класса, но и советской интеллигенции. Как тут не вспомнить ленинский термин "гнилая интеллигенция", пусть даже употребленный невзначай. Тогда общественному сознанию, в том числе и молодежи, насаждались убеждения, что молодежь основных отраслей промышленности активно выдвигается на передовые рубежи технического прогресса; что молодые рабочие все больше и глубже осознают существо законов, по которым живет все общество, становятся настоящей его опорой и надеждой; что самой важной стороной жизни молодых рабочих является потребность в творческом труде; что молодые рабочие, обладая высокой общественно-политической активностью, принимают деятельное участие в жизни своих трудовых коллективов, в решении вопросов, связанных с улучшением управления и организации производства .

Реальное же положение дел, в том числе относительно не только занятости, но и психологического состояния, ориентации, социальной активности рабочей молодежи в СССР, было абсолютно другим, практически диаметрально противоположным.

В так называемое социалистическое время вопросы социально-экономического положения молодежи, ее благосостояния, уровня жизни или материальной обеспеченности глубоко и предметно практически не анализировались и не изучались (а если и изучались, то представлялись лишенными объективности и откровенности). Кроме того, не предавались гласности статистические данные по этому вопросу. Культивировались выгодные идеи бесконфликтности и беспроб-лемности как образования, профессиональной подготовки, так и труда, занятости молодежи, других сфер ее деятельности.

Как результат, положение молодежи в сфере труда в 60 -70-е годы и фактически вплоть до конца 90-х годов было далеко не безоблачным, а трудовая активность нередко заранее планировалась и стимулировалась партией и государством, а не являлась следствием личных побудительных мотивов самих молодых людей. В частности, еще в 1976 г. это заметили ленинградские исследователи. По собственным

оценкам опрошенных ими молодых людей, только 30% работали с наивысшей продуктивностью, остальные же при иных условиях организации труда работали бы намного лучше .

И сегодня, кроме материального стимула (заработка), практически отсутствуют какие-либо другие стимулы для повышения продуктивности труда молодежи, да и более взрослых работников. Пока рыночные отношения в Украине и других постсоветских странах не дали ничего нового взамен соцсоревнования, соревнования на звание лучшего по профессии и т. п. Ни государственные структуры, ни отдельные фирмы и предприниматели не придумали новых стимулов. Между тем во многих высокоразвитых странах мира такие стимулы существуют в виде не только премий и пособий, но и обучения детей сотрудников, их лечения, отдыха, оздоровления членов семьи и т. п.

Статьи по теме: