Ту 214он открытое небо. Среднемагистральный пассажирский самолет

Два самолёта Ту-214ОН, заказанных Министерством обороны России, используются для инспекционных полетов в рамках договора по открытому небу. По своим характеристикам оба борта не имеют аналогов в мире. Современнейшее оснащение Ту-214ОН отвечает всем условиям договора, однако вызвало опасение американских конгрессменов.

Обеспокоенность конгрессменов

13 апреля 2014 года американская газета Weekly Standard опубликовала письмо, направленное госсекретарю США Джону Керри четырьмя американскими сенаторами - республиканцами Дэном Коутсом (Dan Coats), Джеймсом Ришом (James Risch), демократами Марком Уорнером (Mark Warner) и Мартином Генрихом (Martin Heinrich). В письме говорилось: «За последние несколько лет в России было завершено строительство двух новых самолётов в рамках договора по открытому небу, которые оснащены цифровым фотооборудованием, радаром бокового обзора с синтезированной апертурой и инфракрасной аппаратурой. Как вы знаете, государства - участники договора по открытому небу должны сертифицировать любые новые самолёты, прежде чем они могут быть использованы для наблюдательных полётов в рамках договора.

Мы понимаем, что на предстоящей встрече конгрессменов с представителями Администрации президента США будет рассматриваться и вопрос о российской сертификации. Мы настоятельно рекомендуем вам внимательно оценить последствия этой сертификации для будущих наблюдательных полётов в рамках открытого неба и рассмотреть все мнения ключевых заинтересованных сторон в правительстве США».

15 апреля председатель комитета по делам вооруженных сил Палаты представителей США Говард МакКеон (Howard McKeon) и председатель подкомитета по стратегическим силам этого же комитета Майк Роджерс (Mike Rogers) призвали президента США Барака Обаму отказать новым российским самолётам в праве летать в воздушном пространстве США.

В заметке в Weekly Standard сообщалось, что по словам источника, близкого к конгрессмену Роджерсу, он не написал бы такое письмо, если бы не просьба разведслужб США, «очень встревоженных» возможными последствиями сертификации российских самолётов.

В марте 2016 года американские военные снова выказали своё беспокойство относительно договора Открытое небо. «Это соглашение стало крайне важным компонентом в сфере возможностей России производить сбор разведданных о Соединенных Штатах», – заявил глава Стратегического командования США адмирал Сесил Хейни изданию Defence One.

Причиной беспокойства стал новый комплект датчиков, которыми будут оснащены российские самолёты. Издание отмечает, что использование всего оборудования для этих целей было согласовано обеими сторонами, технологии имеются на рынке в свободном доступе и значительно уступают новейшим разработкам. Более того, изображения, полученные со спутников, как правило, превосходят по разрешению снимки, сделанные с этих самолётов.

Договор позволяет устанавливать более современное оборудование. В частности, российская сторона собирается перейти с плёночных носителей на цифровые. Впрочем, качество при этом осталось неизменным. Тем не менее начальник разведывательного управления Минобороны США генерал-лейтенант Винсент Стюарт считает, что новое оснащение даст России «значительное» преимущество.

Несмотря на данные заявления военных, сенаторов и конгрессменов, Государственный департамент США настоял на соблюдении обязательств договора по открытому небу. Но пока Ту-214ОН не прошел сертификацию и не одобрен Консультативной комиссией по «Открытому небу» и не может применяться для мониторинга, в том числе и для полётов над территорией США. Тем не менее, сертификация самолётов Ту-214ОН должна состояться, после чего они смогут использоваться по назначению.

Договор и самолёты

Договор по открытому небу устанавливает программу безоружных воздушных наблюдательных полётов над всей территорией его участников. Документ предназначен для повышения взаимопонимания и доверия, предоставляет всем участникам, независимо от размера, непосредственную роль в сборе информации о вооруженных силах и деятельности, представляющих для них интерес.

Впервые режим «взаимного воздушного наблюдения» предложил президент США Дуайт Эйзенхауэр председателю Совета министров СССР Николаю Булганину на Женевской конференции в 1955 году. Однако Советский Союз тогда отверг эту концепцию. Обсуждение договора по открытому небу вновь началось по инициативе президента США Джорджа Буша-старшего только в 1989 году между тогдашними членами НАТО и странами Варшавского договора. Его подписание состоялось 24 марта 1992 года в Хельсинки (Финляндия). Договор вступил в силу 1 января 2002 года. На данный момент к нему присоединилось 34 государства: Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Соединенные Штаты Америки, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швеция и Эстония.

Кыргызстан подписал договор, но не ратифицировал. 6 апреля 2012 года Грузия приняла решение о прекращении своих обязательств перед Россией в рамках договора по открытому небу. Канада и Венгрия являются странами-депозитариями договора. Согласно договору к нему могут в любое время присоединиться государства - бывшие республики СССР.

Любые другие страны будут рассматриваться Консультативной комиссией по открытому небу в Вене.

Самолёты и установленная на них аппаратура для инспекционных полётов в рамках договора подлежат обязательным процедурам сертификации и предполётного досмотра, подтверждающим их соответствие стандартам договора. В США для таких полётов официально сертифицирован самолёт OC-135B Open Skies. Канада использует самолёт С-130 Hercules, оснащенный аппаратурой SAMSON. Этой же машиной пользуются Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Греция, Италия, Португалия и Испания. Болгария, Румыния и Украина используют принадлежащие им самолёты Ан-30. Такой же самолёт был у Чехии, но он был выведен из эксплуатации в 2003 году. Швеция использует самолёт SAAB 340 (OS-100), который был сертифицирован в 2004 году.

Россия в рамках договора использует для полётов над европейскими странами самолёт Ан-30Б, а над территориями США и Канады - Ту-154М-ЛК1. С учётом предстоящего вывода из эксплуатации Ту-154 в России был объявлен конкурс на новый самолёт для договора по открытому небу.

«Минобороны планировало в дальнейшем на замену Ту-154 ввести самолёт такого же класса, но с более экономичными характеристиками, - рассказывает заместитель технического директора Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова по специальному оборудованию - филиала ОАО "Туполев" Сергей Шмаров. - Когда обсуждался выбор самолёта, оценивалось удобство размещения бортового специального комплекса, лётные характеристики».

«Рассматривалось несколько вариантов самолета-носителя, - добавляет заместитель главного конструктора авиационной системы наблюдения "Открытое небо" ОАО "Концерн радиостроения "Вега" Владимир Медведев. - В 2005 году начальник вооружения ВВС принял решение использовать Ту-214. Мы выпустили дополнение к техническому заданию, и началась работа по проектированию на базе этого самолёта».

Министерство обороны разместило заказ на производство двух самолётов авиационного наблюдения Ту-214ОН. Головным разработчиком авиационной системы наблюдения «Открытое небо» стало ОАО «Концерн радиостроения "Вега"».

Самолет Ту-214ОН был разработан ОАО «Туполев» на базе пассажирского самолёта Ту-214. Строились самолёты на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова, ставшем в 2014 году филиалом фирмы «Туполев».

1 июня 2011 года в Казани самолёт Ту-214ОН (бортовой номер 64519) совершил первый испытательный полёт. Пилотировал самолёт экипаж во главе с командиром Николаем Капелькиным. После выполнения лётно-конструкторских испытаний в апреле 2012 года начались государственные сертификационные испытания Ту-214ОН.

22 августа 2013 года решением Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета было выдано Дополнение к сертификату типа №СТ196-Ту-214/Д13.

4 июля 2014 года второй самолёт Ту-214ОН (бортовой номер 64525), собранный на Казанском заводе, отправился к месту базирования.

«Иностранцы завидуют России»

Ту-214ОН имеет ряд отличий от базового пассажирского самолёта.

«Доработка касалась изменения как кабины экипажа - введение дополнительного рабочего места штурмана, дополнительного рабочего места оператора - так и размещения бортового авиационного комплекса наблюдения, - рассказывает Сергей Шмаров. - На этом самолёте установлена дополнительная система энергоснабжения. Она позволяет питать отдельно от дополнительного генератора, который установлен на двигателе, специальные бортовые комплексы. Кроме того, эта система позволяет повысить безопасность при выполнении полёта над океаном, обеспечив при аварийной ситуации электроснабжение самолёта в течение 120 минут. Борт 64525 сделан один в один как первый самолёт проекта "Открытое небо" 64519».

«Каждая страна имеет право на создание самолёта наблюдения, но не каждая страна делает такие самолёты, - говорит Владимир Медведев. - Договор по открытому небу предусматривает использование четырёх средств наблюдения. Разрешающая способность аппаратуры не должна быть лучше, чем прописано в договоре».

В качестве оптических средств наблюдения на самолётах Ту-214ОН установлены немецкие цифровые фотоаппараты и телевизионные камеры с разрешающей способностью не лучше чем 30 см. На борту Ту-214ОН также есть локатор бокового обзора с разрешающей способностью три метра. Кроме того, установлена инфракрасная аппаратура, у которой разрешающая способность 50 см. Все эти характеристики были подтверждены во время государственных испытаний.

Первый из двух Ту-214ОН демонстрировался на авиасалонах МАКС в подмосковном Жуковском в 2011 и 2013 годах.

«Его посетили представители десятков государств, которые входят в договор по открытому небу, - уточнил Сергей Шмаров. - Им было сообщено, что при желании эти самолеты могут быть изготовлены и поставлены для них. Также возможно их использование и на условиях аренды».

«Ту-214ОН на сегодня является самым лучшим из всех самолётов, которые созданы в рамках договора, - уверен Владимир Медведев. - Все иностранцы, в том числе и американцы, говорят, что завидуют России, у которой есть такой самолёт. Осталось только теперь ввести его в эксплуатацию».

Сейчас самолёты Ту-214ОН базируется на аэродроме Чкаловский. Летчики и бортовые операторы, которые будут в дальнейшем его эксплуатировать, уже прошли цикл обучения.

Ту-214ОН - это самолёты для проведения легальной разведки. Эти самолёты имеют право летать над всей территорией стран-участниц. Представители России сообщают маршрут полёта, согласовывают его с принимающей стороной, самолёт прилетает за границу, и если нет никаких опасных явлений, главным образом - погодных, то никто не имеет права отказать такому полёту. Лишь высота полёта должна быть такой, чтобы разрешающая способность аппаратуры была не лучше оговоренной.

Соответствующий всем нормам лётной годности, отличающийся высокой экономичностью и малошумностью. Отличная аэродинамика планера в совокупности с богатой механизацией крыла позволяют осуществлять безопасный полёт и выполнять посадку на малых скоростях.

История создания и производство самолёта Ту-214Р

Если изначально ОКБ Туполева предлагалось разработать самолёт с тремя двигателями, близкий по схеме с Ту-134 и , то в первой половине 1980-х техническое задание изменилось, машина должна была соответствовать новым стандартам уровня Боинга-757 и аэробуса А-300 и получила двухдвигательную схему.

Опытный завод им.А.Н. Туполева построил два прототипа – один для испытания на статику, другой – для испытаний в воздухе. Сразу после Нового года 2 января 1989 года экипаж с командиром В. Минашкиным оторвал от взлётной полосы аэродрома Жуковский опытный образец .

Когда производство перенесли на казанский авиационный завод, был налажен выпуск машины с усиленным шасси, большим взлётным весом и дальностью полёта. Самолёт получил новое обозначение – и совершил первый полёт 21 марта 1996 года. Получил дальнейшее развитие вариант с укороченным фюзеляжем, который был испытан в воздухе 18 августа 2003 года. Фюзеляж уменьшился на 6 метров, запас топлива и нагрузку увеличили, машина предназначена для работы на дальность от 500 до 8500 км.

В салоне самолёта Ту-214Р. Автоматизированное рабочее место (АРМ)

В апреле 2010 года производство, за исключением спецкомплектируемых бортов приостановлено, по соображениям рентабельности. Продолжен выпуск специальных модификаций: – пункт управления, Ту-214СУС – пункт связи для президента РФ, и ТУ-214СР – соответстсвенно разведчик и ретранслятор. Интересен вариант для аэрофотосъёмки, оснащённый РЛС бокового обзора с спецаппаратурой и наблюдательных полётов по Договору открытого неба.

Особенности конструкции Ту-214

Аэродинамическая компоновка представляет собой планер с крылом низкого расположения однокилевым хвостовым оперением со стабилизатором. Силовая установка – два двигателя ПС-90А на подкрыльевых пилонах. Шасси трёхопорное, передняя стойка двухколёсная, управляемая из кабины пилотов, основные опоры – тормозные двухпарные тележки.

В кабине экипажа свободно размещаются командир, правый пилот и между ними бортинженер.

Интерьер кабины разработан с использованием современного дизайна и передовых эргономических решений для наиболее оптимального размещения электронных ЖК-дисплеев и приборов навигационной информации, а также средств автоматизации полёта.

Пассажирский салон оборудован просторными полками для багажа, под полом салона размещены вместительные отсеки для груза. Салон обшит специальными материалами, поглощающие шумы, аудио-видео системы всегда готовы развлекать пассажиров. Каждое кресло имеет свой индивидуальный комфорт, обеспеченный многоуровневой системой освещения. Вариант на 210 пассажиров легко трансформируется в вариант на 180 человек с салоном бизнес-класса и наоборот.

Лётно-технические данные самолёта-разведчика Ту-214

  • Экипаж – 3чел
  • Пассажировместимость – 210 чел
  • Размах крыла – 41,8 м
  • Длина самолёта – 46,14 м
  • Высота самолёта – 13,88 м
  • Максимальный взлётный вес – 110,7 т
  • Максимальный запас топлива – 35,7 т
  • Крейсерская скорость – 850 км/ч
  • Практический потолок – 12100 м
  • Наибольшая дальность – 6890 км

В 2009 году был построен самолёт-разведчик . Машина оснащена многочастотным комплексом МРК-411, разрешающим вести поиск в двух режимах – пассивном и активном и осуществлять перехват радиопереговоров. С помощью оптико-электронной системы «Фракция» оператор получает картинку местности хорошего разрешения в инфракрасном и видимом диапазоне. 16 февраля 2015 года перелетел в Сирию на российскую авиабазу Хеймим.

Невероятный факт, доказывающий превосходную выучку российских пилотов, произошёл 4 января 2002 года. При заходе на посадку в аэропорт города Омск на /214 встали оба двигателя из-за выработки всего горючего. Пилотам, несмотря ни на что удалось совершить благополучную посадку на ВПП. При аварии никто не пострадал, а самолёт после небольших восстановительных работ продолжал воздушные перевозки.

После резонансной ярославской катастрофы Як-42 , футбольная сборная России предпочитает пользоваться для перелётов самолётами /214 , зарекомендовавших себя как самый надёжный воздушный транспорт.

Фильм «Экипаж», вышедший в прокат в 2016 году, использовал в съёмках самолёты российского производства /214 .

Видео: взлёт Ту-214

В 2014 году российские ВВС пополнятся новым самолетом-разведчиком Ту-214ОН, который будет использоваться для реализации Договора по открытому небу. Данный самолет оснащен современным бортовым комплексом авиационного наблюдения (БКАН), который был создан инженерами российского концерна радиостроения «Вега». Ту-214ОН (Открытое небо) - самолет комплексной разведки, он был создан специалистами ОАО «Туполева» на базе пассажирской версии самолета Ту-214. Данная машина должна заменить устаревшие самолеты Ан-30 и Ту-154. На сегодняшний день построено всего 2 самолета Ту-214ОН - закончены в мае 2011 года и в декабре 2013 года соответственно. Свой первый полет самолет совершил 1 июня 2011 года.

Впервые данный самолет был показан широкой общественности во время международного авиасалона МАКС-2011. Появление на авиасалоне этого самолета вызвало широкий общественный резонанс. Во время работы авиасалона с самолетом Ту-214ОН успели познакомиться представители США, Канады, Италии, Норвегии. Все эксперты дали российской машине только высокие оценки. Ту-214 является специальной модификацией гражданского лайнера Ту-214, основное его предназначение - это совершение инспекционных полетов в рамках программы «Открытое небо».


Стоит отметить, что Ту-214ОН стал первым отечественным самолетом, с которого были сняты ограничения по применению оборудования зарубежного производства в составе бортового комплекса наблюдения. Установленный на борту самолета комплекс включает весь разрешенный договором комплекс средств наблюдения, аппаратуру контроля и управления этими устройствами, а также различное оборудование отображения и записи всей полученной во время совершения наблюдательных полетов информации с сохранением ее на жестком магнитном диске компьютера. Цифровая видео- и фотоаппаратура находятся в нижнем отсеке Ту-214ОН, который имеет специальные иллюминаторы, закрываемые шторками с механизированным управлением.

После завершения полета вся полученная информация при помощи аппаратуры наземного комплекса обработки и сбора данных переводится в единый цифровой формат, который был принят всеми государствами участниками ДОН. Принятие на вооружение самолетов Ту-214ОН, выполняющих важную государственную задачу инспекционного контроля в рамках действующих международных соглашений, позволит решать ее на самом современном на данный момент технологическом уровне.

Сердцем самолета является Бортовой комплекс авиационного наблюдения (БКАН), который был создан специалистами концерна «Вега». Данный разведывательный комплекс предназначен для получения изображений местности, записи и документирования полученной информации, управления имеющимися на борту средствами наблюдения и создания навигационной информации для средств наблюдения.

В состав БКАН были включены панорамная и кадровая аэрофотоаппаратура, инфракрасные и телевизионные камеры, а также РЛС бокового обзора. Согласно международным договоренностям разрешение ТВ-камеры и фотоаппаратуры составляет 30 см, для ИК-камеры - 50 см, для РЛС бокового обзора - 3 м. Аэрофотокомплекс установлен в носовой части фюзеляжа самолета на его нижней палубе. Полоса захвата РЛС составляет от 4,7 до 25 км, а зона обзора - до 50 км. ИК-аппаратура наблюдения была расположена в центроплане Ту-214ОН. Ее диапазон углов обзора равен 130 градусам, а ширина полосы сканирования местности составляет 4,6h (h - это высота полета самолета по радиовысотомеру).


В состав установленного на самолете комплекса наблюдения включены 3 камеры: две боковых КТБО-6 и центральная широкоугольная КТШ-5. При этом угол обзора КТШ-5 составляет 148 градусов, а ширина сканирования на местности равна - 6,6h. Угол обзора КТБО-6 составляет от 8,5 градусов в узком фокусе до 20,1 градуса в широком фокусе с диапазоном углов визирования 60 градусов. Помимо этого Ту-214ОН оснащен бортовым счетно-вычислительным комплексом, основной задачей которого является управление и контроль за установленными на борту средствами наблюдения, а также для показа в режиме реального времени информации со всех средств наблюдения и ее запись. В состав БЦВК самолета включено 5 полностью автоматизированных рабочих мест (АРМ), объединенных между собой с помощью локальной сети.

Экипаж Ту-214ОН включает в себя 5 человек: командир экипажа, второй пилот, штурман, бортинженер, радист-переводчик. Помимо этого в кабине экипаже есть дополнительное место, которое предназначено для контролера от наблюдаемой стороны. Руководитель миссии совместно с руководителем группы сопровождения от наблюдаемой стороны располагаются в отдельном салоне. Оба обладают возможностью следить за работой, установленной на борту аппаратуры, с помощью двух выносных дисплеев, которые аналогичны тем, что используются операторами.

Все 5 АРМ расположены в специальном отсеке операторов аппаратуры наблюдения. Каждое из этих мест имеет по 2 монитора. Один из мониторов показывает получаемое установленной аппаратурой изображение в режиме онлайн, а второй выводит информацию о местоположении самолета, зоны наблюдений работающей в это время аппаратуры, карту, информацию об условиях полета и другую рабочую информацию. АРМ также обеспечивает запись цифровой видеоинформации и управление установленной на борту аппаратурой наблюдения. При этом работа операторов комплекса контролируется представителями наблюдаемой стороны.


Вся аппаратура наблюдения находится в двух багажных отсеках. В переднем отсеке находятся видеокамеры и аэрофотоаппараты, в заднем отсеке расположен радиолокатор бокового обзора с синтезированной апертурой, специальная навигационная система, а также ИК-аппаратура наблюдения. Непосредственно под самим самолетом находится антенна радиолокатора, которая надежно защищена с помощью радиопрозрачного обтекателя. На борту имеется развитая система жизнеобеспечения, которая включает в себя кухни, туалеты, а также купе для отдыха сменного экипажа. Всего на борту самолета во время совершения наблюдательного полета может находиться 31 человек (члены миссии и группы сопровождения), в транзитном полете Ту-214ОН может принять 56 человек.

Стоит отметить, что специалистам ОАО «Концерн «Вега» удалось построить наиболее самодостаточную и полную на данный момент систему наблюдения. Данная система включает в себя не только Ту-214ОН, но также и расположенный на земле комплекс для обработки полученных данных, учебно-тренировочные средства, контрольные тест-объекты для осуществления проверки характеристик аппаратуры наблюдения. Важно подчеркнуть тот факт, что имеющаяся на борту аппаратура может использоваться не только в рамках ДОН, но и для осуществления патрулирования пограничных районов России, а также в интересах МЧС.

Установленная на борту Ту-214ОН аэрофотоаппаратура позволяет делать снимки, детально фиксируя искусственные и природные объекты, а также определять некоторые их физические характеристики. Договоренность о возможности применения цифровых фото-и видеокамер расширила возможности комплекса. Видеокамеры особенно полезны во время выполнения полетов на небольших высотах под облаками. Также самолет в состоянии делать спектрозональные и цветные фотоснимки.

Использование бортовых ИК-систем позволяет наблюдателям очень быстро получить информацию о распределении температуры земной поверхности, что способствует решению тех задач, которые не могут быть эффективно решены с помощью обычной фотосъемки. Помимо этого ИК-системы обеспечивают Ту-214ОН всепогодность контроля при выполнении полета на малых высотах.

Применение РЛС бокового обзора существенно увеличивает эффективность установленной на борту аппаратуры наблюдения за счет возможности осуществления съемки в условиях облачности и в ночное время. Помимо этого радиолокационная информация находит самостоятельное применение в некоторых задачах. Также она может применяться совместно со съемкой в видимом и в ИК диапазонах.

Программа «Открытое небо»

Договор по открытому небу, или, как его сокращенно называют, ДОН, был подписан еще 24 марта 1992 года. Подписание договора состоялось в столице Финляндии, где его подписали представители 23 государств-членов ОБСЕ. В мае 2001 года данное соглашение было ратифицировано в России. В настоящее время насчитывается уже 34 страны участницы Договора по открытому небу. Целью заключения данного договора было укрепление доверия между странами мира с помощью совершенствования механизмов, обеспечивающих контроль за военной деятельностью. Согласно данному документу, участники договора получают возможность совершать разведывательные облеты территорий друг друга.


Раннее, 19 февраля 1988 года, был образован Центр обеспечения реализации договоров о сокращении вооружений ВВС. На данный момент центр состоит из управления и 3-х отделов, данный центр подчиняется непосредственно главнокомандующему ВВС страны. «На территории России с участием офицеров данного центра, каждый год проводится до 60 сопровождений иностранных инспекционных миссий и групп, одновременно с этим на территории иностранных государств выполняется до 41 наблюдательного полета и до 15 инспекций согласно ДОН», - рассказывает официальный представитель военно-воздушных сил РФ полковник Игорь Климов.

С 2010 года данный Центр осуществляет руководство российскими группами сопровождения иностранных миссий стран-участниц ДОН на территории РФ. Наблюдательные полеты над территорией нашей страны ведутся при помощи специализированных самолетов наблюдения С-130, SAAB-340В, ОС-135В, CN-235, Ан-26 и Ан-30. Над территорией иностранных государств-участников на самолетах наблюдения Ту-154М-ЛК1 и Ан-30Б. По словам Игоря Климова, в конце прошлого года для реализации ДОН ВВС России получили новый самолет-разведчик Ту-214ОН. В 2014 году на вооружение ВВС должен поступить еще один самолет данного типа, в настоящее время осуществляется его приемка.

Летно-технические характеристики Ту-214ОН:
Габариты: размах крыла - 42,0 м, длина - 46,02 м, высота - 13,9 м, площадь крыла - 182,4 м.
Масса самолета максимальная взлетная - 110 750 кг, масса пустого - 59 000 кг.
Силовая установка - 2 ТВРД ПС-90А тягой 2х16 000 кгс.
Крейсерская скорость - 850 км/ч.
Практическая дальность - 6500 км.
Практический потолок - 12 000 м.
Экипаж - 5 чел.

Источники информации:
http://rostec.ru/news/4226
http://www.oaokapo.ru/product/planes/tu-214-on.php
http://www.oborona.ru/includes/periodics/defense/2011/0718/13536870/detail.shtml
http://www.airwar.ru/enc/spy/tu214on.html

Ту-214 – глубокая модификация авиалайнера , изначально разрабатывавшееся под обозначением Ту-204-200. Совершил первый полет 21 марта 1996 года. По основным летным характеристикам соответствует лайнерам и .

Самолет получил сертификат в 2000 году и допуск к эксплуатации с максимальной взлетной массой до 110,7 тонн.

Увеличение дальности полета до 7200 км при коммерческой нагрузке 25 тонн позволяет эффективно, с полной загрузкой, эксплуатировать самолет на линии Москва-Хабаровск и других трассах повышенной протяженности.

Видео Ту-214: полет модификации ОН(Открытое Небо) на авиасалоне МАКС 2011

Самолёт сертифицирован по российским нормам АП-25 (гармонизированным с зарубежными FAR-25 и JAR-25). Осенью 1997 года два самолёта под обозначением Ту-204-200 начали собирать на «Авиастаре» в Ульяновске. Затем серийное производсво этого самолёта под обозначением Ту-214 стало осуществляться Казанским авиационным производственным объединением имени С. П. Горбунова.

С апреля 2010 года производится только в спецкомплектации, производство коммерческой версии прекращено «в связи с нерентабельностью».

Также разработаны специальные модификации:

  • Ту-214ПУ — пункт управления;
  • Ту-214СР — самолёт-ретранслятор;
  • Ту-214СУС — самолёт-узел связи - самолёты для администрации Президента РФ, оборудованные специальными средствами связи;
  • Ту-214Р – самолет разведчик;
  • Ту-214ОН («Открытое небо») - самолёт с цифровым аэрофотокомплексом, радиолокатором бокового обзора с синтезированной аппертурой, инфракрасной и телевизионной аппаратурой предназначен для выполнения наблюдательных полётов в рамках Договора по открытому небу.

Самолёт создан специально для выполнения полётов в рамках Договора по открытому небу над территориями стран-участниц договора для замены самолётов Ан-30Б и Ту-154М ЛК-1 .

Ту-214ОН
Тип самолёт комплексной разведки
Разработчик ОАО «Туполев»
Производитель КАПО имени С. П. Горбунова
Главный конструктор Игорь Кабатов
Первый полёт 1 июня 2011 года
Статус эксплуатируется
Эксплуатанты ВВС России
Годы производства с 2011 года
Единиц произведено 2
Базовая модель Ту-214
Медиафайлы на Викискладе

Ту-214ОН - первый в истории Договора по открытому небу самолёт, оснащённый всеми видами разрешённой аппаратуры наблюдения.

Ту-214ОН оборудован бортовым комплексом авиационного наблюдения (БКАН) разработки ОАО «Концерн радиостроения „Вега“» . В состав БКАН входят цифровая аэрофотоаппаратура, телевизионные и инфракрасные камеры, РЛС бокового обзора, бортовой цифровой вычислительный комплекс и система навигационного обеспечения. Ограничение разрешения цифровых фотокамер - 30 см, инфракрасных - 50 см .

Оборудование

Бортовой комплекс авиационного наблюдения предназначен для получения изображений местности, записи полученных материалов, документирования поступающей информации и средств наблюдения, управления средствами наблюдения и формирования навигационных данных для средств наблюдения.

Аэрофотокомплекс представлен цифровыми и плёночными фотоаппаратами , расположенными в носовой части фюзеляжа на нижней палубе. РЛС бокового обзора также размещается в передней части фюзеляжа. Полоса захвата РЛС - от 4,7 до 25 км, зона обзора - до 50 км. Инфракрасная аппаратура наблюдения размещена в центроплане. Диапазон углов обзора ИК-аппаратуры составляет 130°, ширина полосы сканирования на местности - 4,6h (где h - высота полёта по радиовысотомеру). В состав телевизионного комплекса наблюдения входят три камеры: центральная широкоугольная КТШ-5 и две боковых КТБО-6. Угол обзора КТШ-5 достигает 148 градусов, ширина сканирования на местности - 6,6h. Угол обзора КТБО-6 - от 8,5° в узком фокусе до 20,1° в широком фокусе с диапазоном углов визирования 60°.

Самолёт оборудован бортовым счётно-вычислительным комплексом. БЦВК предназначен для управления работой и управления режимом контроля средств наблюдения, а также для отображения в реальном времени информации со средств наблюдения и её записи. В состав БЦВК входят 5 автоматизированных рабочих мест (АРМ), объединённых в локальную сеть: АРМ оператора аэрофотокомплекса, АРМ оператора РЛС, АРМ оператора ИК-аппаратуры, АРМ оператора ТВ-аппаратуры и АРМ старшего лётного представителя.

Эксплуатация

Предполагалась эксплуатация обоих Ту-214ОН над территорией США для полётов в рамках договора по открытому небу , однако американские военные убедили своё правительство запретить использование этих самолётов, аргументируя это возможностью установки на борту «недокументированных» систем слежения. В связи с этим, два самолёта Ту-214ОН по состоянию на 2017 год простаивали, а их работу выполняли Ту-154М-ЛК1

Статьи по теме: