Верхняя одежда коренных народов чили. Традиционная одежда кечуанов перу

Маячащий на горизонте выходной напоминает, что давно мы с вами не путешествовали "в стиле". Меж тем страны в моем кругосветном турне продолжают менять друг друга (а вместе с этим меняется и стильно-культурный фон), накапливая в моей голове все новые материалы, впечатения, идеи. Так что сегодня, пока они все еще свежи и не потускнели под напором новых, спешу выдать здесь на-гора новую порцию стильных выводов и наблюдений о...Чили.

Признаюсь, что встречу с чилийским стилем я очень ждала. Уж слишком заманчиво и многообещающе выглядели по ту сторону Анд история и культура Чили. Здесь и национальная гордость дважды не покоренного народа, и невероятные в своей разноликости пейзажи, и репутация самой экономически стабильной страны (ибо кто поспорить, что развивать моду и стиль куда проще и приятнее при хороших финансах?!). Все это, думалось мне, щедрая почва, чтобы взрастить на ней ростки интересного, оригинального современного стиля.

В отличие от своего "отбеленной" аргентинской соседки, старательно отрицающей наличие местных корней и подчеркивающей связь с Европой, чилийцы ногами надежно укоренились на своей земле и крепко держатся руками за свою историю - ту самую, в которой их не удалось покорить ни инкам, ни позже пришедшим конкистадорам. Эта национальная гордость, а еще целостность (ибо сюда из-за высоких Анд добралось куда меньше эмигрантов, чем в соседнюю Аргентину или Бразилию), казалось бы, должны обещать, что и сегодня в Чили [по крайней мере в столичном Сантьяго] можно будет увидеть современную версию самобытности, вдохновленную национальными мотивами.

На это даже намекали некоторый коллекции современных чилийских дизайнеров, о которых мне удалось узнать еще до приезда.



женские национальные костюмы племени мапучи




европейское влияние на чилийскую моду периода колониализма,
экспонат исторического музея в Сантьяго


Плюс, Чили это "гуасо", местные южно-американские ковбои, облаченные в украшенные орнаментом традиционные пончо, которые, как кажется мне (и не только мне), не могут не вдохновлять!



И, конечно же, есть куэнка, еще один повод национальной гордости (вплоть до гос. экзамена в школах!) - куэнка! Танец-флирт, история "соблазнение по-чилийски".



девушки в костюмах для исполнения куэнки


И поверх всего этого ложится пласт современной (пусть и мрачной) истории, превратившей нынешних чилийцев в самых ярых активистов и демонстрантов, готовых выйти на публичный протест по любому поводу! Такое мощное стремление быть всюду и всеми услышанными обязательно, казалось мне, дожно было отразиться в контексте стиля чилийцев, особенно молодежи!

И опять же, сегодняшней Южной Америке Чили - едва ли не самая экономически устойчивая и стабильная страна - еще один жетон в пользу развития современной модной индустрии, что не может не отражаться и на повседневном стиле современных чилийцев, их интересе к вопросу и умении одеваться.

В общем, пересекая Анды, я была полна стильно-модных ожиданий! Однако, не затягивая интригу, спешу признаться, что разочарование было столь же велико, как и возведенные мною "большие надежды!!!

Сантьяго встретил меня не только неяркой припыленно-осенней гаммой улиц и фасадов домов, но и соответствующей этому невыразительностью местного уличного стиля.



центральная улица "Санхэттена", делового центра Сантьяго


в оперном театре Сантьяго


От делового Санхэттена до молодежной и по идее хипстерской Ластаррии, от оперного театра до шумного центрального рынка города - современные горожане похожи на темный и почти однородный поток, из которого редко удается выхватить небольшие яркие или фактурные пятна.




а вот элегантные почтенные сеноры не подводят почти никогда:)



Даже отправляясь в более удаленный район, например, в пульсирующую "сырой" энергией Атакаму, наблюдаешь, как местные жители меняют на джинсы и футболки свои шляпы и пончо. Ну а в чилийской столице и подавно не увидишь национальный костюм , в отличие, например, от менее развитого Эквадора.

Гуляя в районах, где живет и работает сегодня средний класс, можно увидеть, что он [этот самый класс] все еще в процессе своего становления. И становление это происходит уже не с оглядкой на "стильное обаяние буржуазии" родом из прошлого, но через призму глобально-современного (в стиле "made in China", хотя и шьется зачастую как раз здесь) - джинсов, футболок, трикотажных топов. И при этом чилийское "современное" отстает от современных трендов по крайней мере на несколько лет, как товар, идущий сюда из дальнего американского аутлета.


в оперном театре Сантьяго


Объяснить это можно множеством причин, но я выделила два, на мой взгляд, основных фактора и попробуйте постпорить!

Первый из двух, это годы жесточайшей чилийской диктатуры с политикой "не высовывайся" / "не выделяйся". И хотя после ухода Пиночета, чилийцы быстро вновь обрели свой громкий протестующий голос, собрать наново яркий национальный стиль оказалось более сложной задачей.

Еще одна причина - чилийский народ сложно описать как приверженцев сложных и утонченных вкусов. Здесь я нахожу подтверждение своей теории о том, что понять национальный стиль можно, заглянув в национальную тарелку. А в еде чилийцам присуща "бедная" простота, не зря многие из популярных здесь блюд имеют версию "al pobre" (т.е. "по-бедному"), когда кусок мяса или бутерброд "уплотняется" яйцом и картошкой, дабы насытиться быстрее и наверняка.



Эта прямолинейная простота, кажется в самом характере чилийцев - людей простых и сильных вкусов, без полутонов и оттенков: они яро болеют на футбольном матче, страстно целуются на улицах, они плотно и по-простому едят, и также по-простому одеты.


чилийки в одном из городских баров

И относится это в одинаковой степени как к мужчинам, так и к женщинам. Чили - вторая после Эквадора страна, где мне довелось наблюдать культуру "сильной женственности", взрощенной на сдержанности и простоте. История - влиятельный дизайнер и стилист, и в Чили она не предоставила женщинам много возможностей быть слабой, беспомощной, хрупкой, но формируя её устойчивой, крепкой, заземленной. Так что не удивительно, что в современности чилийки двинулись в сторону брюк и джинсов, а не в сторону платьев. Так что встретить платья и юбки на улицах Сантьяго можно, но не часто:



Что, между прочим, не делает чилиек менее привлекательными в глазах местных мужчин, особенно судя по количеству обнимающихся пар всех возрастов на улицах. И это в отличие от легких и хрупких на вид, романтично-женственных нарядов, которые могут вызывать как минимум интерс, но чаще даже вопрос и недоумение. В чем, мне, кстати, удалось убедиться на собственном опыте. Но это уже другая история! И я ее обязательно вам раскажу, т.к. продолжение следует!...

п.с.
кстати, если следить за моим кругостветным путешествием вы ходите ближе к "прямому эфиру" (и еще этого не делаете), то сделать это можно и нужно! в моем инстаграме - вам

В конце XIX в. в сельском хозяйстве Чили из-за разорения основной массы мелких арендаторов начинало высвобождаться значительное количество рабочих рук. Те, кто находил себе применение в сельском хозяйстве, становились временными рабочими, так называемыми рбто. В поисках работы они переходили с места на место, не имея постоянного местожительства. С развитием во второй половине XIX в. горнорудной и мелкой обрабатывающей промышленности начался приток населения в северные районы и процесс образования промышленного пролетариата.

Ведущим отрядом пролетариата Чили являются горняки - рабочие медных рудников и угольных шахт, селитренных разработок. Но для Чили, как и для других стран Латинской Америки, характерно численное преобладание рабочих, занятых в легкой промышленности, мелких промышленных предприятиях, на транспорте и т. п.

Рабочий класс Чили находится в невыносимых условиях. Стоимость жизни с 1937 г. поднялась к 1950 г. в 10 раз. В июле-августе 1953 г.-стоимость жизни увеличилась примерно еще на 20%. Реальная заработная плата постоянно сокращается из-за роста цен на съестные припасы и промышленные товары. Заработок подавляющего большинства чилийских рабочих составляет не больше 30% прожиточного минимума. Не приходится говорить о том, что и так называемый прожиточный минимум едва дает возможность вести полуголодное существование. Чилийский рабочий тратит около 90% заработка на еду для себя и семьи, а беднейшие слои тратят на это весь заработок, и все же большинство населения Чили страдает от физических последствий голода.

500 тыс. семей не имеют крова 4 . В рабочих поселках Чили широко распространена так называемая «система теплой постели», при которой рабочие, вернувшиеся с работы, занимают еще теплые койки рабочих следующей смены. Нередко целой семье приходится спать на одной койке.

Скученность, антисанитарные условия и систематическое недоедание вызывают социальные заболевания. По смертности от туберкулеза Чили стоит на одном из первых мест в мире. 80% случаев туберкулеза приходится на районы рабочих трущоб.

«Если бы вы знали трущобы, в которых живет чилийский народ, вы поняли бы, что, однажды встав на путь борьбы, нельзя не отдать ей всю жизнь»,-писал Пабло Неруда 5 .

Города, селения, жилища

Долгие войны с индейцами, нередкие землетрясения, а в некоторых частях побережья центрального Чили наводнения разрушали первоначальные поселения, а затем и возникавшие города. Поэтому города Чили имеют меньше построек, сохранившихся от колониального периода, чем другие республики. Кроме того, на архитектуре Чили не сказалось влияние архитектуры и искусства индейского населения, как это имело место в соседних Перу и Боливии.

При этом географические особенности отдельных районов наложили свой отпечаток на материал и внешний вид построек. Для севера характерно применение камня; в среднем Чили в колониальный период, а в сельских местностях и в настоящее время дома делают глинобитные или из кирпича-сырца; на юге основным материалом является дерево.

В северном Чили в сельскохозяйственных оазисах, населенных главным образом индейцами, дома складывают из камней; перекладины для соломенной крыши и двери делают из стволов кактусов.

В сельских местностях нередки помещичьи дома старинной постройки, напоминающие дома южной Испании. В этом же стиле построены сохранившиеся со времен колонии дома в старых городах (Сант-Яго, Вальпараисо, Консепсьон и др.)* Если дом имел второй этаж, то он обычно был окружен балконами и галереями. Еще в первой половине прошлого столетия бросалась в глаза резкая разница между постройками центра и окраин города. Уже в то время дома на центральных улицах обычно имели стекла; балконы, ставни и входные двери были покрыты богатой резьбой или металлическими украшениями; на окраинах, в узких боковых улочках окна низких домов, скорее хижин, зачастую покрытых соломой, а не черепицей, не имели стекол, а были загорожены грубыми деревянными решетками и пестро раскрашенными ставнями, которые приходилось закрывать в холодное время.

Большинство городов южного Чили строилось в XIX столетии. Некоторые из них носят следы типично испанской планировки, другие, возникшие или разросшиеся с появлением немецкой иммиграции, напоминают собой небольшие города Германии. В этом районе, богатом лесами, дома, естественно, строились из дерева.

Горнопромышленные центры и портовые города имеют вид типично капиталистических городов: большие здания учреждений, стандартные домики для служащих и мелкие лачуги и хижины рабочих окраин.

Около трети населения Чили не имеет жилищ, которые соответствовали бы минимальным санитарным требованиям.

Особенно резко бросаются в глаза контрасты богатства и нищеты в Сант-Яго. В центре города сохранился от прошлых времен небольшой район со старинными домами аристократии колониальной эпохи. Но сейчас все больше высоких зданий административных учреждений, построенных в современном стиле.

После 30-х годов стали бурно расти пригороды столицы; на востоке, в районе Баррио-Альто, родился новый город богачей - «замкнутый, элегантный и пышный город-сад», в котором живут главным образом иностранцы; к югу на много километров идут кварталы, населенные средней буржуазией; к северу и северо- западу протянулись кварталы низких построек бедноты. Подобное разделение на «кварталы», «пригороды» прикрывает самую откровенную и строго проводимую социальную сегрегацию.

Значительное жилищное строительство, осуществляемое муниципалитетами, не удовлетворяет потребности в жилье. Поэтому жалкие лачуги - один из наиболее обычных пейзажей столицы. Город (без пригородов) опоясан трущобами, в которых живет около трети населения столицы. Рабочие вынуждены ютиться в так называемых конвентилъо или калъямпа 1 . Иногда это старые, обветшалые дома буржуазии, а обычно специальные постройки - вытянутые вдоль бесконечного коридора крошечные каморки, без окон, полов, с дверьми, выходящими прямо на общий двор (патио), который служит одновременно кухней, прачечной и местом для игр детей десятков семейств. Если средняя плотность населения в Сант-Яго несколько лет назад была 127 человек на гектар, то в районах рабочих трущоб она достигала 500 человек.

В XVI-XVIII вв. высшие слои общества в Чили следовали испанским придворным модам и внешне резко отличались от остального населения. Отдельные группы городского населения отличались друг от друга по внешним признакам, и всегда можно было узнать князя, дворянина или обычного горожанина па одежде и оружию.

Испанскую одежду носили богатые испанцы, жившие в Чили, и высшее чиновничество. В Чили, однако, эта одежда была менее пышна и более темных расцветок, чем в соседнем Перу. В народной одежде чилийцы, как и жители многих других колоний Южной Америки, восприняли отдельные индейские элементы, наиболее характерным из которых было пончо. Пончо сохранялось до конца XIX в., его носили для защиты от дождя и холода вне города, а всадники и в городах. Народная одежда мало изменилась с XVII в. Национальная мужская одежда сохранилась среди так называемых уасо - наездников-пастухов и других сельскохозяйственных рабочих больших поместий. Некогда одежда уасо была повседневной: широкий и длинный плащ-пончо, ноговицы из плотной шерстяной ткани или из сыромятной кожи, широкие штаны, тканый пояс, короткая куртка, сомбреро разного фасона (в зависимости от района). К концу XIX в. этот костюм стал изменяться, соединив в себе черты юдежды пастуха, погонщика мулов и сельского дворянина. В настоящее время сомбреро обычно черные, с невысокой плоской тульей; рубашка белая, с манишкой, заложенной вертикальными складками. Люди побогаче носят шелковые рубашки, бедняки - фланелевые; сверху надевают очень открытый жилет и короткую куртку из светлой или бело-клетчатой ткани, обшитую пуговицами; талия стянута узким пояском из плотной шерсти, обычно красного цвета; сапоги из черной, красной или желтой кожи; плащи бывают двух типов; обычные пончо, защищающие от холода и непогоды, и так называемые чаманто- очень короткая, не доходящая до талии накидка с разрезом для головы, как у пончо; чаманто ткут из шерсти очень ярких цветов, с разнообразными узорами. Такие накидки стали носить лет тридцать тому назад. Стоимость полного такого костюма очень дорога и даже выше стоимости обычной городской одежды.

Но даже батраки стараются приобрести и тщательно оберегают хоть некоторые части этого традиционного костюма.

Вызвано это, несомненно, тем, что этот костюм стал обязательным для участников родео, в которых молодежь показывает свою ловкость, пытаясь заарканить и усмирить быков, выпускаемых в особые загоны. Родео являются любимым национальным зрелищем чилийцев. Выступают на них чаще парами, состязаясь в силе и умении владеть лассо. Участниками состязаний обычно бывают работники эстансий, лошади же чаще принадлежат хозяевам эстансий.

В перерывах между отдельными состязаниями исполняются песни под аккомпанемент гитары. Еще лет пятнадцать - двадцать тому назад под гитару пели только женщины, теперь поют и мужчины.

Национальный танец куэка, старые песни, исполняемые также под гитару, очень популярны. Возникает много народных молодежных ансамблей. Народные танцы и так называемая креольская музыка стали популярны и на эстраде. Участники подобных выступлений одеты в костюм уасо, однако сильно стилизованный - подчеркнуто стянутые талии, странных форм сомбреро, слишком короткие накидки. По мнению одного из крупнейших знатоков чилийского народного искусства Томаса Лаго, такие костюмы начинают «дискредитировать национальную одежду».

Во.многих местах Чили, главным образом на севере, существовали местные религиозные праздники, в которых христианство было сильно перемешано с элементами индейских религиозных представлений. Особенно популярен был праздник в местечке Андакольо, на котором присутствовало в качестве непосредственных участников до двух тысяч человек. Участники-танцоры делились на несколько групп, каждая из которых имела своеобразные костюмы. Подобные праздники, правда менее популярные, существовали и в других местах.

Кустарная промышленность сосредоточена главным образом в центральной части страны и на о-ве Чилоэ. В основном это изделия из глины, дерева, тканье из шерсти и плетение. Особо стоят изделия арауканов - тканые пончо и украшения из серебра. Керамика делится на два вида: предметы хозяйственного обихода и игрушки. В некоторых районах она носит следы старых индейских традиций. Игрушки - это мелкие сосудики, а также самые разнообразные фигурки, изображающие животных и людей. Они довольно примитивны по форме и раскрашены в яркие цвета.

Из дерева делают такие игрушки, и, кроме того, своеобразные стремена, богато украшенные резьбой.

Ткачество, известное индейцам Чили еще до прихода испанцев, до сих пор сохранило свою примитивную технику. Арауканы ткут плотные пончо, полосатые или с геометрическим узором. В некоторых местах стали изготовлять короткие накидки из более тонкой ткани, богато орнаментированные. Не так давно, лет 15-20 назад, начали изготовлять шерстяные пестрые ковры, которые имеют большой спрос.

Очень оригинальны и изящны игрушки и украшения, плетеные из крашеного конского волоса и из тонких волокон тополевого корня.

В своем большинстве праздники Чили связаны с католическим религиозным календарем. У народа Чили есть чем гордиться - и своей долгой историей, и впечатляющими природными ландшафтами, уникальной культурой, религиозными традициями и местными обычаями. Чилийцы - душевные, открытые и веселые люди. Они готовы праздновать всегда и везде! Круглый год в Чили что-нибудь празднуется.

День Святых Петра и Павла

В стране особо чтятся именно религиозные праздники, поскольку жители Чили - люди глубоко верующие. Жизнь апостолов является для чилийцев неким примером, которому должны следовать все христиане. Петр и Павел, совершенно разные по происхождению, были объединены единой целью: донести до людей слово Божье, борясь с неверием и невежественностью. В день святых люди ходят в храмы, чтобы поклониться своим покровителям.


День всех святых и День поминовения усопших

День всех святых (1 ноября) для жителей страны является католическим праздником,
а следующий день (2 ноября) является датой поминовения своих предков. Жители свято верят, что сегодня в их дома с визитами приходят умершие родственники. Именно поэтому духам умерших родственников оказывается повышенное внимание.

В каждом доме накрывается праздничный стол. Вкуснейшие блюда предназначены не только лишь для гостей, но и духов, заглянувших в свои бывшие дома. Одновременно с добрыми духами в мир живых приходят и злые ведьмы. Чтобы оградить себя от их злых шуток, жители усилено просят защиты у своих покровителей. Страшные лица, вырезанные из тыквы, также украшают дома жителей. Но чтобы несколько смягчить мрачную атмосферу праздника жители страны устраивают шуточные развлечения, посвящая их умершим предкам.

День морской славы

Удивительно, но чилийцы празднуют собственно поражение, ведь иногда проигрыш также может стать почетным. Видимо это именно тот случай.

В 1879 году во время сражения при Икике бронированное судно Перу «Уаскар» вступило в бой с чилийским корветом «Эсмеральда». Она значительно уступала своему противнику и по размерам, и по мощи. Несмотря на гибель капитана, команда «Эсмеральды» отказалась сдаться и приняла бой. Затопленный корвет ценою жизни своей команды задержал корабль противника. Благодаря этому армия Чили выиграла войну. И в этот день вся страна чтит память своих героев.

Новый год

Декабрь - время, когда жители откладывают все свои дела и отправляются на побережье, чтобы встретить начало нового года. Сюда же стекаются и туристы. Но если вы предпочитаете традиционную встречу, с морозом и снегом, то горнолыжные курорты к вашим услугам.

В стране существуют собственные старинные поверья, почитаемые всеми жителями. Довольно любопытная и необычная
традиция существует на острове Пасхи. Если вам посчастливится первым найти яйцо ласточки в эту новогоднюю ночь, то вы станете самым почитаемым человеком в этих краях. Причем привилегии сохраняются на весь год, до того момента, когда найдется другой счастливчик.

Новый год - домашний праздник, а в Чили принято иметь много детей и каждый не обходится без подарка. В каждом доме накрывается богатый стол. Гости могут полакомиться сытными и ароматными блюдами. Многие из них в соответствии с предпочтениями местных жителей довольно острые. Ну и какой же праздник без ликеров местного производства и замечательных вин.

Международный фестиваль «Сантьяго а Миль»

Международный фестиваль «Сантьяго а Миль» или «Сантьяго для тысяч»
является крупнейшим театральным фестивалем Чили. Этот фестиваль актеров и деятелей культуры длится три недели в январе в столице Чили - городе Сантьяго. Не только в театрах идут многочисленные постановки спектаклей, которые привозят из многих стран мира, на улицах Сантьяго огромное количество уличных актеров и акробатов показывают свое искусство. Особенно красочно в эти дни вечером. По улицам Сантьяго идут многочисленные процессии уличных актеров со своими шоу. В эти недели Сантьяго отдается в объятья Мельпомены.

Музыкальный Фестиваль Винья-дель-Мара

Каждый год в течение последней недели февраля, Винья-дель-Мар, популярный курортный город, расположенный за два часа до Сантьяго, проводит Музыкальный Фестиваль
Винья-дель-Мара. Это самый крупный музыкальный фестиваль в Чили. Здесь выступают не только известные группы со всего мира, но и местные народные коллективы. Обычно на фестивале проводятся разнообразные конкурсы. В 2014 году праздник искусств прошел 55-й раз.

Карнавал Андино Кон ля Фуерса дель Сол

Карнавал Андино Кон ля Фуерса дель Сол еще называют «Фестиваль Анд с
силой солнца». Он является одним из самых интересных фестивалей, которые проводятся в феврале на севере Чили в городе Арике. Проходит он три дня. Основная особенность фестиваля - смешение испанской и местной, индейской культуры, а также католических и местных религиозных обычаев. На фестивале объединяются чилийские, перуанские и боливийские участники, которые надевают красочные костюмы. Танцевальные группы и духовые оркестры порой соревнуются друг с другом за внимание и одобрение огромной аудитории зрителей. На фестивале проводится конкурс красоты, где выбирается королева карнавала.

Ви Трипанту

Праздник Ви Трипанту, или Новый год индейцев мапуче, начинается перед восходом солнца 23 июня и заканчивает на
восходе солнца 24 июня, когда непокорные индейцы ждут "новое солнце", которое возвращается с запада. Новый год совпадает с зимним солнцестоянием. Индейцы мапуче полагают, что эти дни приносят возобновление жизни. Пачамама (Мать-земля) и Нуке Мапу (Мать народа) начинают новую жизнь и все вокруг расцветает. В это время выполняются ритуалы, где призываются предки мапуче. Возглавляют ритуалы руководители общин и сообществ.

С первых же лет завоевания испанцы, в особенности рядовые участники завоевания, переняли от индейцев своеобразные виды их одежды: шерстяную накидку и пончо. Пончо - одежда народов тихоокеанского побережья - к испанцам Аргентины попало через Перу и Чили (а к индейцам пампы от арауканов), оно стало характерным для национальной одежды многих южноамериканских стран. Высшие слои общества носили испанскую одежду . Дамы из высшего общества одевались в черный шелк, с черными или белыми мантильями . Затем стали следовать французским модам. Еще в начале XIX в. улицы городов с экзотически одетыми людьми выглядели очень красочно. Европейские моды не коснулись низших слоев общества и города были полны людей в ярких полосатых пончо и своеобразных головных уборах.

Вообще же в Ла-Плате, как и в Чили, даже имущие классы одевались значительно проще: здесь не было пышности и роскоши, столь характерных для Перу и Новой Испании колониальной эпохи. Объяснялось это трудностью подвоза.

Наиболее своеобразна и живописна была одежда гаучо: «короткая рубашка, чаще из клетчатого миткаля, широкие шаровары, поверх них живописно накинута chiripa или четырехугольный кусок черной материи, обвивающий ноги и придерживающийся широким кожаным поясом... Поверх рубашки накидывается так называемое пончо... Пончо покрывает и греет все тело и действительно очень удобен при верховой езде. Он делается из плотной, почти непромокаемой шерсти, и любимый его цвет темно-оранжевый с большими более светлыми полосами. На голове гаучо чаще носит шляпу, мягкую, круглую, черную с небольшими полями, а шея почти всегда обвернута платком... Наконец... ноги обуты у более бедных в своего рода лапти... из парусины, которая пришита к подошве, сделанной из спирально завернутого длинного пучка витой соломы. Более состоятельный гаучо носит сапоги... часто с громадными серебряными шпорами, которые снабжены железными крупными зубчатыми колесиками.

Женщины одеваются проще: они носят простую юбку и шаль, последняя накидывается то на плечи, то на голову. В последнее время, однако, женщины стали носить европейские простые платья».

В наши дни костюм гаучо немного проще - это обычно широкие шаровары, рубаха, подпоясанная широким кожаным поясом, платок на шее, неизменное пончо и альпаргаты или мягкие сапоги.

Чили

В XVI-XVIII вв. высшие слои общества в Чили следовали испанским придворным модам и внешне резко отличались от остального населения. Отдельные группы городского населения отличались друг от друга по внешним признакам, и всегда можно было узнать князя, дворянина или обычного горожанина по одежде и оружию.

Испанскую одежду носили богатые испанцы, жившие в Чили, и высшее чиновничество. В Чили, однако, эта одежда была менее пышна и более темных расцветок, чем в соседнем Перу. В народной одежде чилийцы, как и жители многих других колоний Южной Америки, восприняли отдельные индейские элементы, наиболее характерным из которых было пончо. Пончо сохранялось до конца XIX в., его носили для защиты от дождя и холода вне города, а всадники и в городах. Народная одежда мало изменилась с XVII в. Национальная мужская одежда сохранилась среди так называемых уасо - наездников-пастухов и других сельскохозяйственных рабочих больших поместий. Некогда одежда уасо была повседневной: широкий и длинный плащ-пончо, ноговицы из плотной шерстяной ткани или из сыромятной кожи, широкие штаны, тканый пояс, короткая куртка, сомбреро разного фасона (в зависимости от района). К концу XIX в. этот костюм стал изменяться, соединив в себе черты одежды пастуха, погонщика мулов и сельского дворянина. В настоящее время сомбреро обычно черные, с невысокой плоской тульей; рубашка белая, с манишкой, заложенной вертикальными складками. Люди побогаче носят шелковые рубашки, бедняки - фланелевые; сверху надевают очень открытый жилет и короткую куртку из светлой или бело-клетчатой ткани, обшитую пуговицами; талия стянута узким пояском из плотной шерсти, обычно красного цвета; сапоги из черной, красной или желтой кожи; плащи бывают двух типов; обычные пончо, защищающие от холода и непогоды, и так называемые чаманто - очень короткая, не доходящая до талии накидка с разрезом для головы, как у пончо; чаманто ткут из шерсти очень ярких цветов, с разнообразными узорами. Такие накидки стали носить лет тридцать тому назад. Стоимость полного такого костюма очень дорога и даже выше стоимости обычной городской одежды. Но даже батраки стараются приобрести и тщательно оберегают хоть некоторые части этого традиционного костюма.

Вызвано это, несомненно, тем, что этот костюм стал обязательным для участников родео, в которых молодежь показывает свою ловкость, пытаясь заарканить и усмирить быков, выпускаемых в особые загоны. Родео являются любимым национальным зрелищем чилийцев. Выступают на них чаще парами, состязаясь в силе и умении владеть лассо. Участниками состязаний обычно бывают работники эстансий, лошади же чаще принадлежат хозяевам эстансий.

В перерывах между отдельными состязаниями исполняются песни под аккомпанемент гитары. Еще лет пятнадцать - двадцать тому назад под гитару пели только женщины, теперь поют и мужчины.

Национальный танец куэка, старые песни, исполняемые также под гитару, очень популярны. Возникает много народных молодежных ансамблей. Народные танцы и так называемая креольская музыка стали популярны и на эстраде. Участники подобных выступлений одеты в костюм уасо, однако сильно стилизованный - подчеркнуто стянутые талии, странных форм сомбреро, слишком короткие накидки. По мнению одного из крупнейших знатоков чилийского народного искусства Томаса Лаго, такие костюмы начинают «дискредитировать национальную одежду».

Венесуэла

Улицы больших городов, а особенно Каракаса, заполнены пестрой толпой: мужчины обычно носят светлые, но не белые костюмы, женщины - яркие платья и украшения. Жены аристократов-креолов, следуя старинной испанской моде, одеваются в черное. Испанская национальная одежда сохранялась довольно долго, лишь в середине XIX в. в городах стали следовать европейским модам. Ткани для городской одежды употребляются импортные. Но сельские жители носят одежду из местных тканей, главным образом синего и белого цвета; состоит эта одежда у мужчин из широких штанов, рубахи и пояса-шарфа, у женщин из широкого платья или юбки и кофты. Носят широкополые, сплетенные из соломы шляпы. Ходят босыми или, что значительно реже, носят алъпаргаты - род сандалий.

Перу

Горожане носят одежду фабричного производства, главным образом ввозимую из США. В противоположность господствующим слоям общества, в народной среде неотъемлемую часть костюма составляет шляпа, в то время как обувь часто отсутствует. На шляпу тратят немалые деньги; и мужчины и женщины носят фабричные мужские фетровые шляпы. Верхней одеждой рабочих и ремесленников, как и земледельцев, служит для мужчин индейский плащ пончо, а для женщин - шаль.

Бразилия

В начале XX в. одежда негра мужчины, обитателя пригородов Баии, обычно состояла из коротких штанов и рубахи, плотно облегавших тело; то и другое из белой бумажной ткани. Одежда негритянок была более живописна. Они носили длинные широкие юбки ярких цветов. На плечо, поверх легкой кофты, набрасывался длинный широкий шарф, получивший название панно да поста (материя с побережья). Голову негритянки повязывали большой косынкой, три конца которой связывались узлом на лбу. Это было торсо. В Баие у негритянских женщин преобладали короткие волосы, а на севере негритянки устраивали себе сложные прически. Если негритянка имела некоторые средства, она надевала браслеты, покрывавшие иногда руки до самого локтя, а также пояс, состоявший из множества брелоков, среди которых неизменно присутствовало вырезанное из дерева изображение пальцев, сложенных в две фиги. Любопытно, что обычай носить такие амулеты в форме фиги, заимствованный у негров, очень распространен в Бразилии. Часто бразильская мать вешает на шею своего ребенка вместо католического крестика такой амулетик, который должен, по народному поверью, охранить своего владельца от всякого рода напастей и болезней.

Костюмы негритянок Баии завоевали популярность среди бразильского населения, и всякую женщину, одетую на манер негритянки из Баии, стади называть байана.

Одежда скотоводов вакейро проста - рубаха и панталоны из полотна,- она хорошо приспособлена к скитаниям по знойным просторам острова. По широкополой сплетенной из соломы шляпе всегда можно узнать вакейро с о-ва Маражо. Для защиты от палящих лучей солнца и от проливных дождей между верхом и подкладкой шляпы прокладываются сухие листья.

На северо-востоке Бразилии вакейро значительную часть своей жизни проводит в скитаниях по степи. Одежда его почти целиком делается из кожи. Это необходимо, так как значительные пространства внутренних районов покрыты колючими кустарниками, через которые вакейро прокладывает путь стадам.

На юге Бразилии одежда гаушо весьма живописна: кожаная или фетровая шляпа; пестрый платок, завязанный узлом на шее; просторная рубаха и бомбашо (типа шаровар), перехваченные у икр; сапоги с большими шпорами. Верхняя одежда - пончо (португальское поншо) - накидка из квадратного куска материи с отверстием для головы посредине.

«Народы Америки», 2 том, издательство АН СССР, Москва, 1959

Формировавшаяся на протяжении многих веков культура Чили хоть и имеет преимущественно испанские черты, однако не является точной копией испанской культуры, так как большое влияние на нее оказал индейский национальный фольклор. Современные чилийцы тщательно оберегают культурные традиции своих предков.

Традиционная культура Чили

Современная культура Чили немыслима без музыки и танцев. Каждый чилиец с малых лет умеет танцевать парный танец самакуэку, напоминающий пантомиму, а на улочках чилийских городов можно встретить уличных музыкантов, исполняющих серенады эскинасо. Что же касается архитектуры, то, к большому сожалению, в стране, практически, не осталось более ли менее древних сооружений. Многие из них были разрушены испанскими завоевателями, остальные – многочисленными землетрясениями.

Христианство – доминирующая религия Чили . 90% населения страны относит себя к двум основным течениям христианской религии – католичество (более 70%) и протестантизм (19%). В целом же Чили – светская страна и религия в ней отделена от государства.


В основном экономика Чили базируется на добыче полезных ископаемых: меди, золота, цинка и угля. Хорошо развита и сфера услуг. Чили – страна с наименьшим уровнем коррупции в Южной Америке и наибольшим доходом на душу населения.


Природный рельеф и выгодная география Чили поспособствовала бурному развитию в стране науки о небесных телах – астрономии. развивается во многом благодаря поддержке со стороны государства. Крупнейшие исследовательские центры и научные лаборатории Чили созданы на базе крупнейших университетов страны.


Особый интерес представляет так называемое доколумбово искусство Чили , иллюстрирующее культуру, быт и ремесла древнеиндейских племен. Из современных видов искусства можно выделить живопись и литературу. Два талантливых чилийских поэта удостоены Нобелевской премии.


Традиционная кухня Чили являет собой смесь испанской кухни и национальной кухни индейцев. Основу ее составляют морепродукты.


Многообразие проживающих в стране этносов делает обычаи и традиции Чили очень разнообразными. Такие разные народы объединяет, пожалуй, лишь необыкновенное дружелюбие, гостеприимство и высокая культура поведения.


Спорт Чили

Наиболее популярный , как, впрочем, и других стран Южной Америки, – это футбол. На втором месте по популярности – национальное чилийское родео. А с недавнего времени все большую популярность в Чили стал набирать горнолыжный спорт.

Статьи по теме: