Социально-экономическое и политическое развитие Российской империи в конце XIX - начале XX века. Учреждение государственной думы Госдума 1906 20 февраля основные законы

1. Государственный Совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам: а) от духовенства православной Российской церкви ; б) от губернских земских собраний [по одному от каждого губернского земского собрания- ред.]; в) от дворянских обществ ; г) от императорской Академии наук и императорских Российских университетов ; д) от совета торговли и мануфактур, Московского его отделения, местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ .

2. Общее число членов Государственного совета, призываемых высочайшей властью... не должно превышать общего числа членов Совета по выборам. ... Состав членов Совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий сих членов (ст. 9) по указу императорского величества, коим назначаются и новые выборы членов Совета. Состав тех и других членов Совета ежегодно публикуется во всеобщее сведение.

18. Члены Государственного совета по выборам не обязаны отчетом перед своими избирателями...

Из высочайшего указа от 20 февраля 1906 года о составе и устройстве Государственной Думы

III. О членах Государственной Думы.

14. Члены Государственной думы пользуются полной свободой суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями. ...

23. Членам Государственной думы в течение ее сессии производится суточное из казны довольствие в размере десяти рублей в день каждому. Сверх того, членам Думы возмещаются из казны раз в год путевые издержки по расчету пяти копеек на версту от места их жительства до С Петербурга и обратно. Члены Думы, занимающие, вместе с тем, должности министров или главноуправляющих отдельными частями, не получают упомянутого суточного довольствия.

V. О предметах ведения Государственной думы.

31. Ведению Государственной думы подлежат:

а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

б) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные на основании установленных правил;

в) отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи;

г) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующие высочайшего соизволения;

д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет; ...

32. Государственная дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных государственных законов.

33. Государственная дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненными по закону правительствующему сенату, с запросами таких последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, кои представляются незакономерными. ...

БОЖИЕЙ МИЛОСТЬЮ,

МЫ, HИКОЛАЙ ВТОРОЙ,

ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ

ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ,

и прочая, и прочая, и прочая.

Объявляем всем Нашим верным подданным:

Манифестом 6 Августа 1905 года Мы возвестили о созыве Государственной Думы из выборных от населения, утвердив того же числа ее учреждение. Манифестом 17 Октября минувшего года Мы предоставили Государственной Думе новые в делах законодательства полномочия. С тем вместе Нами одобрено предположение о переустройстве Государственного Совета на началах видного участия в нем выборных от населения.

Исполняя таковое намерение Наше, Мы повелели выработать необходимые вследствие того в учреждение Государственного Совета изменения, а также подвергнуть пересмотру учреждение Государственной Думы для согласования его с началами, 17 Октября прошлого года Нами провозглашенными. Труд сей ныне исполнен.

К участию в законодательной деятельности Государственного Совета - призываются, в равном числе членами, присутствующими в нем по назначению Нашему, выборные члены от духовенства господствующей в России Православной Церкви, от дворянства и земства, а также представители науки, торговли и промышленности.

В сем обновленном составе Государственному Совету предоставляются в делах законодательства равные с Государственною Думою права. Сохраняя незыблемым коренное положение Основных Государственных Законов, на основании коего никакой закон не может иметь своего совершения без Нашего утверждения.

Мы постановляем впредь общим правилом, что, со времени созыва Государственного Совета и Государственной Думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы. Но во время прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совете Министров представляет о ней Нам непосредственно.

Мера эта не может, однако, вносить изменения ни в Основные Государственные Законы, ни в учреждении Государственного Совета или Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Совет или Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим Министром или Главноуправляющим отдельною частью не будет внесен в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы Соответствующей принятой мере законопроект или его не примут Государственная Дума или Государственный Совет.

Предстоящую совместную сих высших государственных учреждений деятельность Мы устанавливаем на следующих главных основаниях:

Государственный Совет и Государственная Дума ежегодно созываются и распускаются указами Нашими.

Государственный Совет проверяет полномочия своих членов по выборам. Равным образом Государственная Дума проверяет полномочия своих членов. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом Государственного Совета и членом Государственной Думы.

Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенному предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издание новых законов, за исключением Основных Государственных Законов, почин пересмотра коих Мы сохраняет за Собою.

Законодательные предположения рассматриваются в Государственной Думе и, по одобрению ею, поступают в Государственный Совет. Законодательные предположения, предначертанный по почину Государственного Совета, рассматриваются в Coвете и, по одобрению им, поступают в Думу.

Законодательные предположения, одобренные Государственным Советом и Государственною Думою, представляются на Наше усмотрение. Законодательные предположения, не принятия Государственною Думою, признаются отклоненными.

Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными.

В развитии сих главных оснований предначертаны и Нами утверждены постановления об изменении учреждения Государственного Совета, а также пересмотренное, по указаниям Нашим, учреждение Государственной Думы. Узаконения сии Мы повелели Правительствующему Сенату обнародовать во всеобщее сведение.

О порядке обсуждения законопроектов, общих Империй и Великого Княжества Финляндского, Нами в свое время будут преподаны надлежащие указания.

Призывая благословение Божие на предпринимаемое Нами великое преобразование в государственном строе дорогого Отечества, Мы уповаем, что открываемые Нашим верным подданным пути к участию, через выборных, в единении с Нами, в делах законодательства приведут к возрождению духовных и материальных сил России и к утверждение в ней порядка, спокойствия и благосостояния, а с тем вместе к упрочению единства и величия Государства.

Дан в Царском Селе, в 20-й день Февраля, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот шестое, Царствование же Нашего в двенадцатое.

На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано: "НИКОЛАЙ" .

1. Государственная ду ма учреждается для обсуждения законо-дательных предположений, восходящих к верховной самодержавной власти по силе основных законов и в порядке, установленном в сем учреждении и учреждении Государственного совета.

2. Государственная дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет на основаниях, указанных в положении о выборах в Думу.

3. Государственная дума может быть, до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов, распущена указом императорского величества. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва.

4. Продолжительность ежегодных занятий Государственной думы и сроки их перерыва в течение года определяются указами императорского величества.

5. Государственная дума может для предварительной разработки подлежащих ее рассмотрению дел образовывать из своей среды отделы и комиссии.

6. Число отделов и комиссий, их состав, а также предметы их ведомства устанавливаются Государственной думой.

7. Для законного состава заседаний Государственной думы требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава членов Думы.

8. Расходы по содержанию Государственной думы относятся за счет государственного казначейства. ...

V. О предметах ведения I Государственной думы.

31. Ведению Государственной думы подлежат:

а) предметы, требующие издання законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

б) государственная роспись доходов и расходов* вместе с финансовыми сметами министерства и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные,- на основании установленных правил;

в) отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи;

г) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующем высочайшего соизволения;

д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет;

е) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;

ж) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым высочайшим повелениям.

Примечание. Ведению Государственной думы подлежат также сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не введены земские учреждения, а также дела о повышении земского или городского обложения против размера, определенного земскими собраниями и городскими думами.

32. Государственная дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов (ст. 55-57), за исключением Основных государственных законов.

33. Государственная дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельным частям, подчиненным но закону правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, кои представляются незакономерными (ст. 58-60).

О членах Государственной думы

14. Члены Государственной думы пользуются полной свободой суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями. ...

18. Член Государственной думы выбивает из ее состава в случае-

а) утраты русского подданства; б) утраты ценза, дающего права на участие в выборах; в) поступления на действительную военную службу и г) назначения по гражданской государственной службе на должность, соединенную с определенным окладом содержания, за исключением должностей министров и главноуправляющих отдетьными частями.

20. Член Государственной думы временно устраняется от участия в ее собраниях в случае: а) привлечения к следствию или суду по обвинению в преступных деяниях... и б) объявления несостоятельным должником - впредь до определения свойства несостоятельности. ...

23. Членам Государственной думы в течение ее сессии производится суточное из казны довольствие в размере 10 руб. в день каждому. Сверх того членам Думы возмещаются из казны раз в год путевые издержки по расчету 5 коп. на версту от места их жительства до С.-Петербурга и обратно. Члены Думы, занимающие вместе с тем должности министров или главноуправляющих отдельными частями, не получают упомянутого суточного довольствия.

Государственная дума и России в документах и материалах - М., 1957.- С. 115-122.

* Одной из важнейших функций Думы было ведение бюджета. Однако свыше 40% расходных назначений росписи бюджета Дума не могла изменить, так как они были забронированы на основании ст. 9 сметных правил от 8 марта 1906 г. Дума была не вправе сокращать или изменять расходы, основанные на законах, штатах, положениях, расписаниях, высочайших повелениях и т. д. За первые пять лет работы Думы cyмма «забронированных» кредитов возросла на 36 млн. руб.

Об усовершенствовании государственного порядка

Божией милостью

Мы, Николай Второй, император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский и прочая, и прочая, и прочая

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо Российского государя неразрывно с благом народным и печаль народа – его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам все6ми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешнейшего выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной воли нашей:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действия постановленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Дан в Петергофе, в 17-й день октября, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое, царствования же нашего одиннадцатое.

1. Государственная дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, восходящих к верховной самодержавной власти по силе основных законов и в порядке, установленном в сём учреждении и учреждении Государственного совета.

2. Государственная дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет на основаниях, указанных в положении о выборах в Думу.


3. Государственная дума может быть, до истечения пятилетнего срока полномочий её членов, распущена указом императорского величества. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время её созыва.

7. Для законного состава заседаний Государственной требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава членов Думы.

О членах Государственной думы

14. Члены Государственной думы пользуются полной свободой суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчётом перед своими избирателями.

18. Члены Государственной думы выбывают из её состава в случае:

а) утраты русского подданства; б) утраты ценза, дающего права на участие в выборах; в) поступление в действительную военную службу и г) назначения по гражданской государственной службе на должность, соединённую с определённым окладом содержания, за исключением должностей министров и главноуправляющих отдельными частями…

20. Член Государственной думы временно устраняется от участия в её собраниях в случае: а) привлечения к следствию или суду по обвинению в преступных деяниях… и б) объявления несостоятельным должником – впредь до определения свойства несостоятельности…

23. Членам Государственной думы в течение сессии производится суточное из казны довольствие в размере 10 рублей в день каждому. Сверх того членам Думы возмещаются из казны раз год путевые издержки по расчёту 5 копеек на версту от места их жительства до С. – Петербурга и обратно. Члены Думы, занимающие вместе с тем должности министров или главнокомандующих отдельными частями, на получают упомянутого суточного довольствия.

Государственная дума в России в документах и материалах.

Глава I
О составе и устройстве Государственной Думы

1. Государственная Дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, восходящих к Верховной Самодержавной власти, по силе Основных государственных законов и в порядке, установленном в сем Учреждении и в Учреждении Государственного Совета.

2. Государственная Дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет на основаниях, указанных в Положении о выборах в Думу.

3. Государственная Дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий её членов распущена указом Императорского Величества. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время её созыва.

4. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки их перерыва в течение года определяются указами Императорского Величества.

5. Государственная Дума может для предварительной разработки подлежащих её рассмотрению дел образовывать из своей среды отделы и комиссии.

6. Число отделов и комиссий, их состав, а также предметы их ведомства устанавливаются Государственною Думою.

7. Для законного состава заседаний Государственной Думы требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава членов Думы.

8. Расходы по содержанию Государственной Думы относятся на счет Государственного Казначейства.

Глава II
О председателях Государственной Думы, её отделов и комиссий

9. Председатель Государственной Думы и два его товарища избираются Думою из числа её членов на год, по истечении коего те же лица могут быть вновь избираемы. Председатель, кроме указанного в статье 3, случая исполняет свои обязанности впредь до нового выбора Председателя. Избранный на последний год на пятилетия (ст. 2) Председатель исполняет свои обязанности до окончания пятилетия. В случае отсутствия председателя его обязанности исполняет один из его товарищей, постановлением Думы к тому назначенный.

10. Председатель Государственной Думы всеподданнейше повергает на Высочайшее благовоззрение о занятиях Думы.

11. Председатели отделов и комиссий (ст. 3) избираются ими из своей среды.

12. Для соображений общих возникающих относительно деятельности Государственной Думы вопросов под председательством её Председателя состоит Совещание, в состав коего входят товарищи Председателя Думы, а равно секретарь Думы и один из его товарищей, постановлением Думы к тому назначенный.

Глава III
О членах Государственной Думы

13. Члены Государственной Думы при вступлении в Думу дают торжественное обещание по прилагаемой при сем форме (прил. 1).

14. Члены Государственной Думы пользуются полною свободою суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями.

15. Член Государственной Думы может быть подвергнут лишению или ограничению свободы не иначе как по распоряжению судебной власти, а равно не подлежит личному задержанию за долги.

16. Для лишения свободы члена Государственной Думы во время её сессии должно быть испрошено предварительное разрешение Думы, кроме случая привлечения члена Думы к ответственности в порядке, указанном в статье 22, равно как случая задержания при самом совершении преступного деяния или на следующий день.

17. Член Государственной Думы может отказаться от сего звания, заявив о сем письменно Председателю Думы. Член Думы, отказавшийся дать торжественное обещание при вступлении в Думу (ст. 13), почитается сложившим с себя свое звание.

18. Член Государственной Думы выбывает из её состава в случае:
1) утраты русского подданства;
2) утраты ценза, дающего право на участие в выборах;
3) поступления на действительную военную службу;
4) назначения по гражданской государственной службе на должность, соединенную с определенным окладом содержания, за исключением должностей министров и главноуправляющих отдельными частями, и
5) если член Государственной Дум не посетит ни одного её собрания в продолжение целого года без отпуска.

19. Сверх указанных в предшедшей (18) статье случаев член Государственной Думы выбывает из её состава в случае наступления обстоятельств, указанных в пунктах 1, 2, 6–8 статьи 10 и в пунктах 1, 2, 5-7 статьи 228 Положения о выборах в Думу (изд. 1907 г.).

20. Член Государственной Думы временно устраняется от участия в её собраниях в случае:
1) привлечения к следствию или суду по обвинению в преступных деяниях, означенных в пункте 1 статьи 10 и в пункте 1 статьи 228 Положения о выборах в Думу (изд. 1907 г.) или влекущих за собою отрешение от должности, и
2) объявления несостоятельным должником впредь до определения свойства несостоятельности.

21. Член Государственной Думы признается выбывшим из её состава (ст. 18 и 19), равно как временно устраняется от участия в её собраниях (ст. 20) по постановлению Думы.

22. Члены Государственной Думы за преступные деяния, совершенные при исполнении или по поводу исполнения обязанностей, лежащих на них по сему званию, привлекаются к ответственности в порядке и на основаниях, установленных для привлечения к ответственности высших чинов государственного управления (Учр. Гос. Сов. изд. 1906 г., ст. 86-95).

23 * Члены Государственной Думы получают ежегодное довольствие на основании прилагаемых к сей статье правил (прил. II).

Глава IV
О секретарях Государственной Думы, её отделов и комиссий, о Канцелярии Думы и состоящих при ней лицах

24. Секретарь Государственной Думы и его товарищи избираются Думою из числа её членов на пять лет (ст. 2) и исполняют свои обязанности впредь до выбора секретаря и его товарищей новым составом Думы

25. Секретари отделов и комиссий (ст. 5) избираются ими из своей среды.

26. Для производства дел по Государственной Думе состоит при ней Канцелярия.

27. Управление Канцелярией Государственной Думы возлагается на секретаря Государственной Думы. Труды его разделяют товарищи секретаря Думы.

27-1. После истечения пятилетнего срока полномочий членов Государственной Думы (ст. 3) и впредь до избрания нового секретаря права и обязанности Председателя Думы и Совещания, указанные в приложении III, присваиваются секретарю Думы прежнего состава, но в этот период он не пользуется никакими правами по назначению, увольнению и перемещению служащих в Канцелярии Думы и состоящих при ней должностных лиц. Однако секретарю Думы предоставляется право увольнять по прошению означенных выше служащих, а в случае необходимости временно устранять их от исполнения служебных обязанностей.

27-2. В случае роспуска Государственной Думы (ст. 3) управление Канцелярией Думы и заведование состоящими при Государственной Думе должностными лицами, впредь до избрания Председателя и секретаря новым составом Думы, возлагаются на Государственного Секретаря на основаниях, в предшедшей статье (27-1) определенных.

28. Исполнение последовавших со стороны Председателя Государственной Думы распоряжений в видах поддержания порядка в её помещениях возлагается на пристава Думы и его помощников, которые исполняют также распоряжения председателей Думы, её отделов и комиссий для охранения порядка в их заседаниях.
Примечание. Для должностей пристава Государственной Дум и его помощников установлены особые знаки.

30. Правила о порядке назначения и увольнения служащих в Канцелярии Государственной Думы и состоящих при ней лиц, а равно о прохождении ими службы при сем приложены (прил. III).

Глава V
О предметах ведения Государственной Думы

31. Ведению Государственной Думы подлежат:
1) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;
2) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, на основании установленных правил;
3) отчет Государственного Контроля по исполнению государственной росписи;
4) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующем Высочайшего соизволения;
5) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за eё счет;
6) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;
7) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям.
Примечание. Ведению Государственной Думы подлежат также сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не введены земские учреждения, а также дела о повышении земского или городского обложения против размера, определенного Земскими Собраниями и Городскими Думами (Пол. Зем. Учр., ст. 94, по Прод. 1906 г.; Гор. Пол., ст. 88, по Прод. 1906 г.; прил. I к ст. 1, прим. 3: ст. 6 и 78, по Прод. 1906 г.).

32. Государственная Дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов (ст. 36–37), за исключением Основных государственных законов.

33. Государственная Дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными (ст. 58–60).

Глава VI
О порядке производства дел в Государственной Думе

34 . Законопроекты или вносятся в Государственную Думу министрами, либо главноуправляющими отдельными частями, либо комиссиями, образованными из членов Думы (ст. б7), или же поступают в Думу из Государственного Совета (ст. 49).

35. Заседания общего собрания Государственной Думы, а также её отделов и комиссий (ст. 3) назначаются, открываются и закрываются их председателями.

36. Суждения Государственной Думы по делу прекращаются, если оно постановлением Думы признано достаточно выясненным.

37. Председатель останавливает того из членов Государственной Думы, который уклоняется от соблюдения порядка или уважения к закону. От Председателя зависит объявить перерыв заседания или его закрыть.

38. В случае нарушения порядка членом Государственной Думы он может быть удален из заседания или устранен на определенный срок от участия в собраниях Думы. Член Думы удаляется из заседания по постановлению общего собрания Думы, либо её отдела или комиссии по принадлежности, а устраняется от участия в собраниях Думы на определенный срок не иначе как по постановлению общего её собрания.

39. Во всех собраниях Государственной Думы могут присутствовать министры и главноуправляющие отдельными частями, но участвовать в голосовании они имеют право только в том случае, если состоят членами Думы.

40. Государственная Дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями за разъяснениями, непосредственно касающимися рассматриваемых ею дел. Министры и главноуправляющие имеют право отказаться от сообщения Думе разъяснений по таким предметам, кои по соображениям государственного порядка не подлежат оглашению. Равным образом министры и главноуправляющие должны быть выслушаны в заседаниях Думы каждый раз, когда они о том заявят.

41. Разъяснения сообщаются в указанном предшедшею (40) статьею порядке министрами и главноуправляющими отдельными частями как лично, так и через их товарищей или начальников отдельных частей центрального управления. Сведения же по специальным предметам могут быть предъявляемы ими при содействии других должностных лиц, заведывающих делами по означенным предметам.

42. В заседания отделов и комиссий (ст. 3) ни посторонние лица, ни представители печати не допускаются.

43. Председателю Государственной Думы предоставляется разрешать присутствие в заседаниях общего её собрания, кроме заседаний закрытых, посторонним лицам в числе не превышающем количества отведенных для них мест с соблюден ем установленных правил. От Председателя Думы зависит разрешать с соблюдением тех же правил присутствовать в заседаниях общего её собрания, кроме заседаний закрытых, представителям выходящих в свет изданий повременной печати в числе не превышающем количества отведенных для них мест, но не более одного от отдельного издания. В заседаниях общего собрания Государственной Думы, кроме заседаний закрытых, имеют право присутствовать члены Государственного Совета, сенаторы и особы Дипломатического Корпуса. В случае нарушения лицами, допущенными в заседание, правильности его хода они удаляются из заседания по распоряжению Председателя Думы.

44. Закрытые заседания общего собрания Государственной Думы назначаются по постановлению общего её собрания или по распоряжению Председателя Думы. По распоряжению Председателя Думы закрытые заседания общего её собрания назначаются и в том случае, когда министр или главноуправляющий отдельною частью, предметов ведомства коих касается дело, подлежащее рассмотрению Думы, заявят, что оно по соображениям государственного порядка не должно подлежать оглашению.

45. Отчет о всех заседаниях общего собрания Государственной Думы составляются присяжными стенографами и по одобрении Председателем Думы допускаются к оглашению в печати, кроме отчетов о закрытых заседаниях.

46. Из отчета о закрытом заседании общего собрания Государственной Думы могут подлежать оглашению в печати те части, опубликование которых сочтет возможным либо Председатель Думы, если заседание было объявлено закрытым по постановлению Думы или по распоряжению её Председателя, либо министр или главноуправляющий отдельною частью, если заседание было объявлено закрытым вследствие их о том заявления.

47. Законопроект, внесенный в Государственную Думу министром или главноуправляющим отдельною частью, может быть взят им обратно, доколе законопроекты не одобрен Думою. Законопроект, предначертанный по почину Думы, может быть взят обратно внесшим его министром или главноуправляющим не иначе как с согласия на то Думы. Законопроект, предначертанный по почину Государственного Совета и по его одобрении поступивший в Думу, не может быть взят обратно министром или главноуправляющим, внесшим такой законопроект в Совет.

48. Постановлением Государственной Думы по рассмотренным ею делам почитается мнение, принятое в общем её собрании большинством голосов. В случае разделения голосов поровну производится новое голосование. Если и затем не получится большинства голосов, то голос Председателя Думы дает перевес.
Постановление Думы об отмене выборов в Думу по неправильности их получает силу в том случае, если принято большинством двух третей наличных членов Думы.

49. Законопроекты, поступившие в Государственную Думу и ею одобренные, передаются в Государственный Совет. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета и им одобренные, поступают в Государственную Думу.

50. Законопроекты, не принятые Государственною Думою или Государственным Советом, признаются отклоненными.

51. В тех случаях, когда Государственная Дума, не отклоняя предначертанного по почину Государственного Совета и им одобренного законопроекта, признает необходимым ввести в него изменения, дело для нового его рассмотрения может быть по постановлению Думы либо возвращено в Государственный Совет, либо передано в особую комиссию, образуемую из равного числа членов от Государственного Совета и Государственной Думы по выбору Совета и Думы, по принадлежности. В комиссии председательствует один из её членов, по выбору самой комиссии. Из комиссии дело с её заключением вносится в Государственный Совет и получает дальнейшее движение в установленном порядке.

52. Законопроекты, поступившие в Государственную Думу и одобренные как ею, так и Государственным Советом, равно как законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета и одобренные как им, так и Государственною Думою, представляются Императорскому Величеству Председателем Государственного Совета.

53. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета или Государственной Думы и не удостоившиеся Высочайшего утверждения, не могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета или Государственной Думы и отклоненные одним из сих установлений, могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии, если последует Высочайшее на то повеление.

54. В том случае, когда заседание Государственной Думы не состоится по неприбытию положенного числа членов (ст. 7), подлежавшее рассмотрению дело, если оно признается внесшим его министром или главноуправляющим отдельною частью неотложным, назначается к новому слушанию не позднее двух после несостоявшегося заседания недель. При таком слушании дело рассматривается, каково бы ни было число прибывших в заседание членов Думы.

55. Об отмене или изменении действующего или издании нового закона члены Государственной Думы подают письменное заявление её Председателю. К заявлению об изменении действующего или издании нового закона должен быть приложен проект основных положений предлагаемого изменения в законе или нового закона с объяснительною к проекту запискою. Если заявление это подписано не менее чем тридцатью членами, то Председатель вносит его на рассмотрение Думы.

56. О дне слушания в Государственной Думе заявления об отмене или изменении действующего или издании нового закона извещаются министры и главноуправляющие отдельными частями, к предметам ведомства которых заявление относится, с сообщением им копии с заявления и относящихся к нему приложений не позднее как за месяц до дня слушания.

57. Если Государственная Дума разделяет изложенные в заявлении соображения о желательности отмены или изменения действующего или издания нового закона, то соответствующий законопроект вырабатывается и вносится в Думу подлежащим министром либо главноуправляющим отдельною частью. В случае отказа министра или главноуправляющего от составления такого законопроекта Думою может быть образована для его выработки комиссия из своей среды.

58. В сообщении сведений и разъяснений по поводу таких, последовавших со стороны министров или главноуправляющих отдельными частями, а равно подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными, члены Думы подают письменное заявление Председателю Думы. Если заявление подписано не менее чем тридцатью членами, то Председатель вносит его на обсуждение Думы.

59. Принятое большинством членов Государственной Думы заявление (ст. 58) сообщается подлежащему министру или главноуправляющему отдельною частью, которые не далее одного месяца со дня передачи им заявления либо сообщают Думе надлежащие сведения и разъяснения, либо извещают Думу о причинах, по коим они лишены возможности сообщить требуемые сведения и разъяснения.

60. Если Государственная Дума большинством двух третей её членов не признает возможным удовлетвориться сообщением министра или главноуправляющего отдельною частью (ст. 59), то дело представляется Председателем Государственного Совета на Высочайшее благовоззрение.

61. В Государственную Думу воспрещается являться депутатам, а также представлять словесные и письменные заявления и просьбы.

Глава VII
О внутреннем распорядке в Государственной Думе

62. Подробности внутреннего распорядка в Государственной Думе, предметы ведомства и порядок действия указанного в статье 12 Совещания, а также обязанности Канцелярии Думы, её пристава и подведомственных ему лиц определяются Наказом, издаваемым Думою в развитие правил сего учреждения. Наказ сей публикуется во всеобщее сведение через Правительствующий Сенат.

63. Правила о допущении в заседания Государственной Думы посторонних лиц и об охранении в помещениях Думы должного порядка составляются по соглашению Председателя Государственной Думы с Председателем Совета Министров и утверждаются Высочайшею властью.

Приложение I (к статье 13)

Торжественное обещание членов Государственной Думы.
«Мы, нижепоименованные, обещаем пред Всемогущим Богом исполнять возложенные на нас обязанности членов Государственной Думы по крайнему нашему разумению и силам, храня верность Его Императорскому Величеству Государю Императору и Самодержцу Всероссийскому и памятуя лишь о благе и пользе России, в удостоверение чего своеручно подписуемся».

Приложение II (к статье 23)

Правила о порядке получения довольствия членами Государственной Думы.
1. Члены Государственной Думы получают из казны довольствие в размере четырех тысяч и двухсот рублей в год.
Примечание. Члены комиссий Государственной Думы, предусмотренных статьею 3 Правил о рассмотрении государственной росписи (изд. 1906 г.), получают за участие в работах этих комиссий, имеющих место до открытия сессии, дополнительное довольствие в размере десяти рублей в день.
2. Довольствие выдается членам Государственной Думы в размере трехсот пятидесяти рублей в месяц, считая со дня избрания каждого из них до дня прекращения их полномочий.
3. Члены Государственной Думы, отказавшиеся от своего звания (ст. 17 сего Учр.) или выбывшие из состава Думы (ст. 18 сего Учр.), получают довольствие по расчету из трех сот пятидесяти рублей в месяц по день отказа от звания или день постановления Думы об их выбытии из её состава.
4. В случае роспуска Государственной Думы в порядке статьи 3 выдача довольствия прекращается по истечении того месяца, в котором роспуск последовал.
5. Члены Государственной Думы, без уважительных причин отсутствующие в общем собрании последней, подвергаются за каждый пропущенный день заседания вычету из довольствия, причитающегося им в ближайшем месяце. Размер вычета определяются Наказом Государственной Думы.
6. Для доказательства присутствия в общем собрании каждый член Государственной Думы вносит собственноручно свое имя в течение заседания в Ведомость присутствующих.
7. Член Государственной Думы, не принявший участия в поименном голосовании, считается отсутствующим, хотя бы он внес свое имя в ведомость.
8. Вычетам из довольствия не подвергаются:
1) члены Государственной Думы, находящиеся в отпуску, и
2) члены Государственной Думы, не прибывшие в заседание по другим уважительным причинам.
9. Отпуск на срок в обшей сложности не более полутора месяца в течение года разрешается членам Государственной Думы в порядке, установленном в Наказе. Более продолжительные отпуски могут быть разрешаемы лишь в случае тяжелой болезни по особым каждый раз постановлениям Государственной Думы.
10. Обсуждение причины неявки в заседание возлагается на избираемую Государственною Думою комиссию. Причины неявки, признаваемые уважительными, определяются в Наказе Государственной Думы.
11. В случае смерти члена Государственной Думы недополученное им довольствие, считая весь месяц, в который последовала смерть, выдается вдове покойного, а при отсутствии её - детям по их о том ходатайству.

Приложение III (к статье 30)

Правила о порядке назначения и увольнения служащих в Канцелярии Государственной Думы и состоящих при ней лиц, а равно о прохождении ими службы.
1. Канцелярия Государственной Думы разделяется на отделы, находящиеся в заведовании начальников отделов. На одного из начальников отдела Совещанием возлагается заведование производством дел, имеющих общее для всей Канцелярии значение. Классы и наименования должностей, оклады содержания и число чинов Канцелярии, а равно состоящих при Государственной Думе должностных лиц определяются штатом.
2. На служащих в Канцелярии Государственной Думы и состоящих при ней лиц распространяется действие Устава о Службе по определению от Правительства с особенностями, указанными в сем приложении.
3. На означенные в штате классные должности могут быть назначаемы лица, как не имеющие соответственных чинов, так и вовсе чинов не имеющие.
4. Определение к должностям пятого и шестого классов принадлежит Совещанию, в отношении чинов Канцелярии - по предложению секретаря Думы, а в отношении состоящих при Государственной Думе должностных лиц - по предложению её Председателя. Назначение на эти должности производится Высочайшим приказом, причем представление и проекты статей Высочайших приказов, а равно краткие списки со сведениями о представляемых лицах вносятся в Собственную Его Императорского Величества Канцелярию Председателем Государственной Думы.
5. Определение, перемещение и увольнение по должностям ниже шестого класса чинов Канцелярии, а равно канцелярских чиновников и служителей, вольнонаемных писцов и стенографов принадлежит с соблюдением указанных в Уставе о Службе по определению от Правительства правил секретарю Думы, а состоящих при Государственной Думе должностных лиц - её Председателю.
Примечание. Разрешение отпусков предоставляется в отношении всех чинов Канцелярии секретарю, а в отношении должностных лиц, состоящих при Государственной Думе, её Председателю.
6. Начальники отделов, старшие делопроизводители, делопроизводители и их помощники назначаются из лиц, окончивших курс в одном из высших учебных заведений и пробывших на службе государственной или по выборам дворянским, земским и городским не менее трех лет. Библиотекарь назначается из лиц, окончивших курс в одном из высших учебных заведений.
Примечание. Требование служебного трехлетнего ценза не распространяется на лиц, приглашенных для занятий в Канцелярию Государственной Думы до 1 июля 1908 года.
7. Лица женского пола допускаются к занятиям в Канцелярии только по вольному найму и притом лишь по письмоводству, счетоводству и в качестве стенографов, а также в библиотеке по выдаче книг.
8. Не могут быть принимаемы на службу по вольному найму:
1) обучающиеся в учебных заведениях;
2) иностранные подданные и
3) лица, не допускаемые к выборам в Государственную Думу на основании статьи 10 Положения о выборах в Государственную Думу (изд. 1907 г.).
9. Лица, поступающие на службу, приносят присягу на верность службы, если эта присяга не была ими принесена ранее.
10. Состоящим на службе воспрещается участие в учреждении всяких торгово-промышленных и кредитных установлений или в управлении ими, а также все вообще частные занятия, которые Совещание признает несовместимыми со службою при Государственной Думе или в её Канцелярии.
11. Лицам, состоящим на службе в Канцелярии и при Государственной Думе, воспрещается разглашать сведения, которые стали им известны по служебному их положению.
12. Права и обязанности начальства по награждению за службу, возбуждению уголовного преследования и преданию суду по преступлениям должности лиц, состоящих на службе в Канцелярии и при Государственной Думе, а также по наложению взысканий в отношении должностных лиц пятого и шестого классов, принадлежат Совещанию.
13. Лица, состоящие в одной и той же штатной должности или занимавшие хотя и разные должности, но с одинаковым окладом содержания, за прослужение каждого пятилетия получают прибавку к окладу присвоенного им содержания в размере десяти процентов.
14. Канцелярские чиновники и служители, а также лица обоего пола, состоящие на службе по вольному найму, за выслугу при одном и том же окладе содержания каждого пятилетия получают прибавку к окладу присвоенного им содержания в размере десяти процентов.
15. Прибавки, указанные в статьях 13 и 14 сего приложения, ограничиваются тремя первыми пятилетиями.
16. Штатные чины Канцелярии и состоящие при Государственной Думе должностные лица пользуются пенсиями и пособиями на основании Общего Устава о пенсиях и единовременных пособиях (Св. Зак. Т. III, изд. 1896 г. кн. II, Уст. Пенс., разд. I). Канцелярские же чиновники и служители, а также служащие по вольному найму лица обоего пола пользуются правами на пенсию по VIII разряду (Уст. Пенс. изд. 1896 г., ст. 30, прил.), обязательно уплачивая установленные законом вычеты в пенсионный и инвалидный капиталы. Представление к пенсиям и пособиям принадлежит Совещанию.

* Расходы по производству установленного довольствия и возмещения путевых издержек членам Гос. Думы от населения Велик. Княж. Финляндского относятся на счет Государственного Казначейства с возмещением ему равных сумм из финляндской казны. Сверх того членам Думы возмещаются из казны раз в год путевые издержки по расчету пяти копеек на версту от места их жительства до С.-Петербурга и обратно. Члены Думы, занимающие должность Министров и Главноуправляющих отдельными частями, не получают упомянутых в сей статье довольствия и выдачи на возмещение путевых издержек. 1908 Июл. 6 (с. у. 774) I.

Статьи по теме: