Ребенок не любит когда читают. Пять простых советов, если ребенок не любит читать

Многие обеспокоены тем, что их дети не читают книги. Как сделать так, чтобы чтение было не повинностью, а удовольствием? Если радость чтения потеряна, то затерялась она не так уж далеко. Итак, подросток не любит читать. Что делать? Давайте разбираться.

1. Поймите, почему вас беспокоит этот вопрос

Чтение - это возможность побыть в тишине и услышать себя, бесплатно отправиться к немыслимым вселенным и найти свое место в мире. Мы то с вами это понимаем, но как донести это до ребенка? Для начала понять, что проблема «мой ребенок не любит читать» - это не проблема ребенка, это ваша проблема. И разбираться с ней вам. Осознайте, почему вас беспокоит этот вопрос. Задайте себе 5 раз вопрос «Почему?» Почему я так упорно хочу, чтобы мой ребенок больше читал? Потому что чтение развивает мышление. Почему я хочу, чтобы мой ребенок развивал мышление? И почему именно таким способом? И так далее.

Нет волшебной таблетки, приняв которую ребенок полюбит читать. Но можно его к этому мягко подвести. Подберите слова и донесите их до ребенка. Придумайте 20 доводов в пользу чтения. И возможно вам даже не понадобится читать эту статью.

2. Показывайте пример - читайте в свободное время

Проанализируйте, чем вы занимаетесь в свободное время? Ведь ребенок берет с вас пример. Если вы смотрите телевизор или целый вечер проводите за компьютером, то и он будет делать то же самое. Как часто ребенок видит вас читающим?

3. Поделитесь собственной радостью чтения

Делитесь ей постоянно. Что вы прочитали на этой неделе? Поделитесь с ребенком интересными цитатами, примерами, персонажами, поступками, которые поразили вас самих. Любой ребенок любит интересную историю. Когда ребенок был совсем маленьким, вспомните, вы были превосходным рассказчиком. Станьте им снова и делитесь тем полезным и интересным, что вы почерпнули из книг.

4. Поймите интересы ребенка

Действуйте как продавец. Продайте ему эту идею, что читать здорово, интересно и полезно. Отталкивайтесь от его запросов. Какие его проблемы способны решить книги? Рассказывайте ему о таких книгах, разожгите в нем интерес. Поговорите с ним о будущей профессии. Чем он хочет заниматься? Скажите, что книги способны ему помочь. Там многие успехи и неудачи уже описаны. Если у ребенка есть кумир - найдите книгу про него или об этой области. Он любит игры-стрелялки? Предложите ему хорошую качественную приключенческую фантастику, Хайнлайна, например.

5. Читайте ребенку вслух

Предложите почитать ему. Читать можно не только 3-летним детям, но и 13-летним. Это один из способов быть ближе. Просто предложите «Хочешь, я тебе почитаю?», а вдруг согласится? Почитайте ему пару недель и обрывайте чтение на самом интересном месте, и, возможно, в разгар следующего дня вы обнаружите его за книгой. Он сам захочет дочитать ее. Потому что интересно.

6. Позвольте ему выбирать книги самому

В ближайший свободный вечер сходите вместе с ребенком в книжный. Существует сильная взаимосвязь между отношением к чтению и количеством детских книг в домашней «взрослой» библиотеке.

Больше всего любят чтение те дети, у кого дома есть большая библиотека. Начните вместе с ребенком формировать его собственную домашнюю библиотеку. Сводите его в книжный и позвольте выбрать любую книгу. Когда ребенок сам делает выбор, намного выше шансы, что он прочтет книгу, чем когда вы подсовываете ему «правильную» книгу.

Фото Юлии Скрипник

7. Обсуждайте прочитанное

Обсуждайте сюжет во время чтения. Задавайте вопросы «А как бы ты поступил?» Ищите параллели в реальной жизни. Помогите ребенку провести аналогию между событиями книги и тем, что сильно занимает его в реальной жизни. Именно так люди обретают понимание мира, в котором живут. Умение соотнести содержание книги с реальностью имеет решающее значение. Дети, приученные обсуждать прочитанное, лучше соотносят книги и жизнь и видят больше смысла в тексте. Но делайте все это, конечно, с согласия ребенка. Если он не хочет обсуждать прочитанное, то не забывайте, что это одно из наслаждений читателя - молчать о прочитанном.

8. Познакомьте его с графическими романами

Графические романы и новеллы - это как комиксы, но они могут быть и по классической литературе. Основой передачи сюжета является рисунок, а не текст. Покажите ему книги Нила Геймана или графическое исполнение романов Стивена Кинга и Артура Конана Дойла. Это может быть перевалочным пунктом к серьезной литературе без картинок.

9. Если он любит гаджеты, купите ему электронную книгу

И закачайте туда интересные книги. По данным Российской государственной детской библиотеки почти 70% учащихся 5-9 классов читают электронные книги с экрана компьютера, ноутбука, айпада. Чтобы чтение электронных книг было более эффективным, комфортным и полезным, приобретите электронную читалку, в которой используется технология электронных чернил (E-Ink). Экран не будет мерцать и бликовать, а глаза не будут напрягаться.

10. Научите ребенка образному чтению

Ведь почему ребенок так тянется к компьютеру, планшету, телевизору? Быстрая смена ярких картинок, динамика, спецэффекты. Научите ребенка во время чтения задействовать свое воображение на полную мощность. Пусть каждый образ он сделает ярче, звуки громче, ощущения живее. Пусть представит себя главным действующим лицом в этом книжном пространстве, а не просто наблюдателем со стороны. И когда поток воображения захватит его целиком, он поверит, что книга лучше любого фильма.

11. Доверяйте своему ребенку

Это означает сделать все, что от вас зависит, и снять важность с этой цели. И возможно даже сказать «Знаешь, что? Я в тебя верю. У тебя и без книг все получится». И благодаря вашему доверию ребенок перестанет воспринимать ваши слова о нужности чтения в штыки. И возьмет в руки книгу.

Всем добра и хороших книг!

Сегодня у нас «на повестке дня» еще один интересный вопрос из апрельского опроса.

Да отвечаю медленно, но стараюсь. Сейчас мы с дочкой отдыхаем в деревне. Горячее солнышко, зеленая травка, пруд и бассейн, плюс овощи-фрукты из своего огорода — это просто Божий подарок для нас! :)) Надеюсь, вы тоже классно проводите время с ребенком в последние дни уходящего лета! :))

Итак, вопрос:

Ребенку 7 лет, и ему мало что интересно, мало читает, да и не особо хочет. А я испытываю внутренний страх — способна ли я подготовить ребенка к жизни, и какой? Спасибо! Мария Трофимова.

Здравствуйте, Мария!

К сожалению, в ваших двух предложениях мало информации, чтобы рекомендовать что-то конкретное. Поэтому я расскажу в общем плане, какие могут быть причины, исходя из моих наблюдений.

«Мало читает» — в этом факте могут быть сокрыты самые разные условия, которые могли привести к такому результату. Например:

  1. Определенные традиции в семье.
  2. Тип характера и мышления ребенка.
  3. Нейропсихологические нарушения чтения.
  4. Жизнь в бешеном темпе техногенного века.

1) Традиции в семье

Как формируется культура чтения?

Прежде всего, из наблюдений за родителями и их действиями.

Когда родители сами обожают читать, в их доме богатая библиотека (имеется в виду бумажная, т.к. электронную на руки не возьмешь, не пощупаешь, не поставишь на полку) и в семье приветствуется обсуждение прочитанных книг, есть добрые традиции, связанные с семейным чтением — с большей вероятностью ребенок смоделирует любовь к книгам.

Вырастая, такой ребенок частенько будет с любовью вспоминать о самых задушевных минутах и часах, проведенных в кругу семьи с увлекательной книжкой. Он будет с улыбкой помнить, как смеялся вместе со всеми над комичными ситуациями и рыдал над грустной историей. Это — сильный фактор сближения с родными, который может помочь ему в жизни.

Но разве это 100% фактор?

Конечно нет. Есть читающие запоем семьи, в которых ребенок, как ни парадоксально, все же отказывается читать, хотя и видит, как родители любят чтение и даже может с удовольствием слушать книги.

И в этом случае роль играют другие причины. О них ниже.

2) Тип характера и мышления ребенка

В этом случае здесь исходной предпосылкой становится сам характер ребенка и его склонность к гуманитарному или техническому мышлению, т.е. какой тип полушария у него является ведущим.

Если брать характер. На мой взгляд, легче всего дается чтение детям (по убывающей) флегматического, меланхолического, сангвинического и холерического типа характера. Тонким, чувствительным, эмоционально живым натурам.

Чем это обусловлено?

Чтение предполагает определенный набор действий и умение выдерживать их продолжительность в заданный промежуток времени (дочитать до конца главы, до конца первой части, до конца всей книги).

В детских книгах содержится много сюжетных действий и проживаемых эмоций главными героями, которые нужно уметь отслеживать и понимать причинно-следственные связи. Это требует определенной усидчивости и терпения, в отличие от мультиков, в которых информация сильно упрощена и подается в «разжеванном» виде.

Труднее всего это дается детям, которые по своей натуре не могут долго усидеть на одном месте. Поэтому, начиная читать с ребенком, заранее учитывайте его особенности и подбирайте соответствующую его интересам книжки.

Если брать тип мышления. Как известно, мы все имеем склонность к техническому или к гуманитарному складу ума. Но встречаются и смешанные типы, т.е. это люди как бы являющиеся амбидекстрами (термин взят из нейропсихологической диагностики).

«Гуманитарии» часто обожают рисовать, заниматься созданием прекрасного (вышивать, вязать, плести что-либо), т.е. создавать вещи, радующие глаз, являющиеся воплощением их образов. И чтение для них — как способ перенестись в удивительные образы, увидеть внутренними глазами происходящее, проживать его вместе с главными героями, испытать их чувства, переживания и стремления. Т.е. их легко захватывает сюжет, разворачивающийся на страницах книг, плюс острое любопытство и желание «закончить созданный образ» как раз и побуждает дочитать до конца книги.

Поэтому так популярны серии книг с продолжением сюжета. Для гуманитариев это как наркотик. :)) Вырастая, такие люди часто переключаются с приключенских детских книг с главными героями-сверстниками на книги, описывающие жизненные перипетии взрослых, различные драмы, детективы, ужасы, экшн и фантастику.

Кстати, таким деткам, начинающим осваивать самостоятельное чтение, вполне можно начать читать книгу вслух, затем на самом интересном месте прерваться с обещанием почитать потом. Ребенок, побуждаемый здоровым любопытством, скорее всего, попытается продолжить чтение, не дожидаясь свободного времени у мамы или бабушки:).

«Технари» обычно любят конкретность и точность. Они тяготятся длиннейшими описаниями в книгах, откровенно скучают на уроках литературы, зато с удовольствием любят возиться с какими-то деталями. В детстве они обожают игрушки, построенные на основе «разбери и собери».

Любят модели машин, самолетов, военной техники. С интересом присматриваются, как папа что-то делает, начиная с починки утюга, замены перегоревшей лампочки и заканчивая серьезным крупным строительством. Их тянет к папиным инструментам: гвоздям, молотку, паяльнику, пиле, кусачкам и т.д. Они обожают собирать различный «хлам». И мамы, преимущественно мальчиков, часто бывают недовольны такому мусору, подобранному в самых неожиданных местах.

Что такое для них чтение? Это необходимость, но не развлечение. Их конкретное логическое мышление любит брать ситуацию и выстраивать алгоритм решения возникшей проблемы. Поговорка «краткость — сестра таланта» — это их жизненное кредо.

Приведу пример из жизни взрослых. Не случайно на этой почве, когда муж — «технарь», а жена «гуманитарий», у них могут возникнуть разногласия.

Допустим, у жены неприятности на работе, она расстроена и ей хочется, чтобы с ней посидели за чашкой ароматного чая, обсудили сложности «от и до», причем чем дольше, тем ей все легче и легче становится.
А муж что предлагает? «Дорогая, ты должна сделать вот это — раз, вот это — два, и вот это — три!» И никакого рассусоливания проблемы. Жене обидно, ей кажется, что муж издевается, нарочно не хочет ее понять, отмахивается от ее проблем. А муж искренне не понимает, почему жена надулась: он же предложил ей ясный и кратчайший алгоритм выхода из неприятностей!

Но я отвлеклась 🙂 Таким деткам «технарям» можно подбирать книги на основе их увлечений. Вам в помощь станут красочно иллюстрированные тематические энциклопедии, где содержатся краткие описания и полезная познавательная информация по каждой детали. Поверьте, ваш ребенок будет рад такой классной книжке и она может стать его любимой на многие года.

3) Нейропсихологические нарушения чтения

Следующей причиной «нелюбви к чтению» может быть трудность, с которой ребенок столкнулся, начиная осваивать буквы.
Нейропсихологические нарушения обширны и это отдельная целая наука.

Если у ребенка есть проблемы со слухом и/или зрением — чтение является серьезной преградой. Ребенку приходится прикладывать больше усилий, чтобы понять текст, а за ним — и его смысл.

Родители таких деток должны начать коррекционные занятия как можно раньше, т.к. время в этом случае является для них как хорошим союзником при вовремя начатых занятиях, так и неумолимым противником, когда упускается благоприятный сенситивный период развития высших психических функций. И обучение в более позднем возрасте может быть мало эффективным. В каждом конкретном случае нужна индивидуальная консультация родителей с психологом и дефектологом (сурдопедагогом, тифлопедагогом).

Приведу пример из своей личной жизни. Я потеряла слух еще до года после осложненного отита. Понятно, что благоприятное время для формирования речи, мышления и др. психических процессов ни в коем случае нельзя было упускать. Со мной активно занимались родители и бабушка в паре с логопедом. Я достаточно рано научилась читать, в 3 года складывала слоги, в 4 года уже читала сама. Мне привили любовь к книжкам и я перечитала практически всё в родительском доме, была записана в несколько библиотек города и таскала книжки у знакомых.

Благодаря такому объему чтения мне очень легко давался русский и украинский в школе (т.к. развивалась зрительная память на слова), а литература на этих же языках была обожаемой На втором месте был английский. Потом математика и все остальное. Хотя речь осталась «с особенностями» произношения, это не помешало мне закончить массовую школу на 4 и 5, и университет с красным дипломом. Чтобы стать педагогом-психологом:)))

И это не единичный пример. Вы, скорее всего, тоже сможете вспомнить, как кто из ваших знакомых имел какие-то физические проблемы, но успешно их преодолел. Ребенок может практически все! Главное — его поддержать и направить вовремя!

У ребенка может быть дислексия , т.е. специфические нарушения чтения, которая раньше никак не замечалась, а с началом школьного обучения явилась неприятным сюрпризом. Это состояния, основное проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития при нормальном слухе и зрении и наличие оптимальных условий обучения. Он не может плавно перейти от чтения слогов к автоматизированному чтению целых слов. А это приводит к недостаточному пониманию прочитанного.

При дислексии любить книжки и правда очень сложно, т.к. ребенок постоянно убеждается, что он «неумеха». Что в свою очередь, снижает познавательный интерес при чтении. Часто дислекция сопровождается и дисграфией — проблемой неграмотного и корявого письма.
Эту проблему нужно серьезно решать на уровне регулярных занятий с логопедом.

4) Жизнь в бешеном темпе техногенного века

В наш век компьютеризации, обилия технических игрушек, смартфонов, планшетов и иже с ними гаджетов, старая добрая бумажная книга постепенно вытесняется электронной. В один только смартфон или планшет можно, например, загрузить целую библиотеку Максима Мошкова 🙂 И это действительно удобно.

Можно иметь мгновенный доступ к любой книге, прочитать ее, «листая» на экране и «поставить» на виртуальную полку. Это экономично, практично и высвобождает время на поиски. Не надо уже скапливать книжки в своей домашней библиотеке, часами ища завалявшийся томик. Электронные книги не пылятся...

К сожалению, несмотря на такое обилие, дети не горят желанием читать книжки запоем.

На первый план выходит элементарный перегруз информацией.

Наши ребята получают очень много входящей информации. Гораздо больше, чем сто лет тому назад их ровесники! Они меньше проводят времени на улице в подвижных играх, меньше общаются со сверстниками и взрослыми. Изменился менталитет жизни. Сейчас отпустить семилетнего ребенка в собственный двор многоквартирного дома без сопровождения решается далеко не каждая мама, в то время как раньше во дворе гуляли и четырех-пятилетки без присмотра родителей (помню свое детство).

Входящая информация стала больше «электронной» (плазменный телевизор, смартфоны, компьютер, планшет в каждом доме), чем реальной «бумажной». В очередях, в поликлинике, на вокзалах в комнатах ожидания, в школах на переменках уже не редкость увидеть ребенка, склонившегося над планшетом.

Электронная информация усваивается быстрее, чем бумажная, при этом ребенок затрачивает меньше усилий. Особенно это показательно при многочасовом просмотре мультиков. Он застывает у экрана, картинки быстро мелькают. Сюжет прошел, хочется еще, а мозг уже «зациклился» и вывести из этого телевизионного транса бывает не так легко.

Именно та легкость, с которой дети получают электронную информацию и снижает желание прикладывать усилия, когда ребенок видит бумажную книгу, которую нужно прочитать, «потому что мама хочет» или «это задано школьной программой».
Об этом можно рассуждать много. Но я остановлюсь на этом, так как статья получилась и так длинной:)).

Какой из этого можно сделать вывод?

Все хорошо — но в меру и соответственно возрасту вашего ребенка, его склонностям, типу характера, мышления и его физическим и психическим возможностям.

Основное направление задают мама и папа.

Формируют вектор развития психики тоже родители, а социальное окружение лишь усиливает то, что в ребенке уже заложено. Поэтому я обращаюсь к тем родителям, которые еще растят дошкольников и школьников начальных классов.

Всегда обращайте внимание на то, чем именно занят ваш сынок или дочка ! Если они маются, не зная, чем заняться или как в случае с детьми старшего школьного возраста, которые «убивают время» однотипной игрой на гаджете (а это один из признаков, когда ребенок утрачивает реальные цели в жизни и теряет способность выбирать и эффективно планировать свое время ) — помогите ему выбрать конкретные и интересные занятия по его способностям и душе!

Не получится просто дать игрушку и уйти готовить, оставить один на один с каким-то развивающим материалом — важно показать, как можно играть с этой игрушкой, какие сюжеты выстроить, как организовать увлекательную игру. Ну а если вы даете сыну или дочке книжку — позаботьтесь о том, чтобы у них были подходящие условия и сформирована внутренняя готовность ее принять и полюбить.

Умение ставить правильные цели, выбирать занятия, планировать и выполнять их — это те базовые навыки, необходимые ребенку, чтобы он был действительно подготовлен к взрослой жизни.

Ведь бесцельный человек — это катастрофа, причем во всех сферах.

Дорогие родители, поделитесь, пожалуйста, как вы прививаете любовь к чтению? Что делали для этого? С какого возраста начали своим детям читать книжки? Когда они сами начали читать по своему желанию? Буду очень рада вашим комментариям! :))

Конспект выступления Раковченой Г.И. на ШМО учителе начальных классов на тему

Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Все чаще на это жалуются родители и учителя. Конечно, некоторые считают, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж и необходимо. Дескать, с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими способами, а время нынче слишком дорого, чтобы тратить его на сидение с книгой в руках. Но такая точка зрения не только ошибочна, но и опасна. Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Именно книга представляет собой объект эстетического наслаждения, превращает неизбежные в жизни часы скуки и безделья в увлекательную возможность перенестись в другие миры, в другие времена. В чем же причина того, что наши дети и внуки лишают себя этого удовольствия? Почему о существовании «Трех мушкетеров» они узнают по фильму, а о «Двух капитанах» и «Соборе Парижской Богоматери» – по мюзиклам? А о многом другом, что заставляло нас в их возрасте забывать обо всем, они не знают вообще и никогда не смогут пересказать своим детям замысловатые сюжеты Жюля Верна, Майн Рида, Джека Лондона, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Владимира Обручева, Алексея Толстого. Попробуем разобраться в причинах детского неприятия книги .

Одна из наиглавнейших причин, как ни печально это звучит, – причина семейная или педагогическая.

Немолодая мама интеллигентного вида жалуется на то, что ее одиннадцатилетний Алеша не любит читать: «За книгу не усадишь! Только если выпороть пообещаю, пару страниц прочитает кое-как», – говорит она. А на вопрос о том, часто ли сын видит родителей с книгой в руках, отвечает: «Ну, мне-то когда читать? Я на двух работах, стирка, обед надо приготовить, уроки у него проверить...»

При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, – тогда и в его жизнь они войдут. И если вечером, обычно перед сном, мама присядет на полчаса пусть хоть и с любовным романом в руках, ее сынок постепенно тоже привыкнет забавлять себя чем-нибудь книжным на сон грядущий. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе. «Слушай, это прямо как у Чехова», «Помнишь, как у Кассиля Оська вышел из подобной ситуации?», «По-моему, твой одноклассник повел себя недостойно, как какой-нибудь Мальчиш-Плохиш». Постоянно обращаясь к книжным примерам, мы стимулируем процесс чтения. Ребенок привыкает искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уж они-то плохому не научат, не обманут, не поддадутся сиюминутному настроению.

Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей очень много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое, но все чаще учителя слышат в качестве главной причины неприготовленного задания по литературе слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение , красочно оформленные фолианты, полные собрания сочинений – большая редкость в нынешнее время. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка.

В одной молодой семье недавно родился второй ребенок. Старший Дима учится в шестом классе. Проблемы с чтением настолько серьезны, что мальчик стал отставать по математике – раньше мама читала ему условия задач, а теперь ей некогда. Диме наняли репетитора, чтобы он научил его читать не по слогам. Дома в секретере стоит десятка два книг. Среди них большую часть занимают детективы в мягких переплетах, несколько справочников, книги с дарственными надписями, видимо, подаренные родителям Димы. Мама скептически ознакомилась со списком книг, которые репетитор предложила купить для Димы или хотя бы взять в библиотеке. Где находится ближайшая библиотека, мама не знает, а на покупку нет лишних денег – много расходов в связи с рождением малышки. Мама уверена, что существует какой-то другой путь приобщения ее ребенка к чтению. Вряд ли...

К сожалению, в наше время почти исчезла традиция семейного вечернего чтения. Не сыграли ли здесь роковую роль телевизор и занятость родителей, работающих по 20 часов в сутки? Наверное, есть и объективные причины, объясняющие это явление. Но все же главный фактор, как всегда, – человеческий. Когда-то мы приучали своих малышей пользоваться ложкой, ходить на горшок, чистить зубы. И находили для этого и время, и силы, и терпение. Приучать ребенка к книге тоже следует с малолетства. Яркая красивая книжка должна занимать свое, самое почетное, место среди его игрушек. А часы, проведенные за чтением с мамой или бабушкой , – самыми счастливыми часами детства. Но родители не должны пропустить тот момент, когда книга из их рук перекочует в руки ребенка, то есть когда он начнет не только ушами, но и глазами следить за приключениями героев. Этот переход происходит в возрасте 7–8 лет, а если он затянулся, то и 15-летнему мама читает вслух «Войну и мир», потому что слушать и запоминать гораздо легче, чем читать самому. Приобщить ребенка к самостоятельному чтению художественной литературы не менее важно, чем научить его соблюдать правила личной гигиены.

А иногда бывает и так: родители – книголюбы со стажем, дома – книги, книги и книги. А ребенок читать не хочет и ни на какие уговоры не поддается: не интересны ему ни Винни-Пухи с Бармалеями, ни хоббиты с мумми-троллями. Значит, причину надо искать глубже – в нейропсихологии.

Как правило, такие дети плохо пишут, путают буквы, с трудом составляют предложения, не могут выбрать верное окончание в словосочетании. Несформированность образа буквы (когда между б и д, например, особой разницы не видно) приводит к тому, что процесс чтения становится просто невозможным, от ребенка ускользает смысл читаемого, потому что он не в состоянии уяснить смысл каждого конкретного слова. Если механическое складывание слогов как-то освоено таким бедолагой, то понять суть прочитанного он все равно не может.

Молодой папа, менеджер в рекламном агентстве, очень гордится восьмилетней дочкой Машей: откладывая в сторону сказки и приключения, девочка с интересом читает только словари и справочники. У нее богатый словарный запас, в разговоре она может порассуждать и о том, что такое декадентство, и о том, что такое логарифмы и дедукция. Но Маша никак не может прокомментировать события, описанные в «Королевстве Кривых Зеркал», она затрудняется объяснить, как девочка Суок из «Трех толстяков» могла занять место куклы наследника Тутти. Папа только улыбается, не понимая, что интерес Маши к справочной литературе объясняется вовсе не высоким уровнем ее интеллекта, а несформированностью логико-грамматических отношений (девочка, кстати, уверена, что брат отца и отец брата – это одно и то же лицо), в результате чего смысл художественного текста от Маши ускользает. В словарях же все просто и ясно, образность описания в научной речи отсутствует, а это облегчает для Маши понимание.

Чтение – сложнейший процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому, если одна из зон «пробуксовывает», весь процесс теряет смысл. Чтение из наслаждения превращается в жуткое наказание. Ребенок напряженно складывает буквы в слова, но не понимает сути и смысла. Поэтому и пересказ текста не удается или в нем появляются какие-то новые герои и повороты сюжета, то есть образ либо отсутствует совсем, либо искажается. Если ребенок мало играл в раннем детстве, если палочка для него никогда не превращалась в лопатку или в лошадку – значит, его фантазия не развита в достаточной степени . А какое удовольствие от чтения можно получить, не представляя себя на месте Руслана, летящего на бороде Черномора, на месте Ассоли, ждущей своего капитана Грея, на месте девочки Элли, идущей по дороге, вымощенной желтым кирпичом? Хорошее воображение – необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Причем чтение и фантазирование – вещи, не просто связанные друг с другом, а взаимовлияющие. Воображение прекрасно развивается с помощью рисования, а рисование под чтение – один из способов приобщения ребенка к книге. Как помочь ребенку, который и хотел бы, да не может читать нормально в силу нейропсихологических причин, вам ответит специалист-нейропсихолог, если вы не поленитесь сходить к нему на консультацию. Но и в этом случае без книги вам не обойтись. Чем красивее внешне и интереснее по содержанию будет эта книга, тем больше у вас шансов на успех.

Среди причин, отбивающих интерес к чтению, есть и такие, которые можно назвать школьными. Несмотря на то что предмет литература существует в школьном расписании, любовь к книге от этого не увеличивается, а иногда и пропадает совсем.

Денис пошел в школу, умея хорошо читать и писать. У него были свои любимые книги и свои любимые герои. Но постепенно его страсть к книжкам стала угасать, и уже в пятом классе без понуканий родителей он к книжному шкафу не приближался. Самой типичной оценкой по литературе стала для него тройка, а список для летнего чтения он просто разорвал, чтобы не тратить на него драгоценное время каникул. Мама чуть ли не со слезами на глазах рассказывает, что он возненавидел некогда обожаемого Пушкина и как бы она ни рекомендовала прочитать книгу Дж. Даррелла «Говорящий сверток» целиком, а не только тот отрывок, который дан в учебнике, Денис наотрез отказался.

Негативное отношение к чтению порождено элементарной обязаловкой. Одно и то же дело может быть любимым, если оно делается без принуждения, и может превратиться в ненавистное занятие, когда его исполнения требуют. Обязательность отталкивает, вот почему «Капитанская дочка», прочитанная в 9 лет по совету бабушки, воспринимается как гениальное откровение, а в 12 лет на уроках литературы вызывает только смертельную зевоту. Мудрые французы не включили в школьные программы романы своего знаменитого соотечественника Александра Дюма. Может быть, поэтому «Трех мушкетеров», «Графа Монте-Кристо», «Королеву Марго» и в детстве, и в старости все читают с удовольствием? Не исключить ли и нам из программ замечательные произведения Н.В. Гоголя, чтобы вернуть ему любовь наших юных читателей? Возможно, тогда они сумеют оценить всю прелесть его волшебных сюжетов и сочность языка. Разве популярность стихов Сергея Есенина снизилась, когда он был исключен из числа советских классиков в 30-е годы? И не способствует ли бешеному успеху в среде подростков романа «Мастер и Маргарита» то, что долгое время его не то что в программе, а и в советской литературе как бы не было? Однако в наши учебники литературы буквально засунуто все, что только можно. А поскольку объемы совсем не маленькие, обязательны и пространные списки для летнего чтения. Чаще всего учитель только требует, чтобы летнее задание было выполнено, но редко когда подходит творчески к его формулированию. Детей, да и родителей «убивает» само количество произведений. Конечно, чтение не должно прекращаться в каникулы, если только оно не воспринимается исключительно как элемент обучения. Тогда где же найти компромисс? Одна преподавательница не поленилась составить для каждого пятиклассника свой личный список книг. В каждом было всего 5–6 наименований, но строго с учетом уровня развития и интересов каждого ученика. И это было уже не обязаловкой, а просто дружеским советом любимой учительницы. Ну и как этому совету было не последовать?

Пастернак сказал когда-то, что нелюбовь к Маяковскому объясняется тем, что после смерти его стали «насаждать, как картошку при Екатерине». Подобным образом пытаются заставить полюбить Чехова, Толстого, Платонова, Шукшина...

Неудачная школьная программа, которая не учитывает возрастных и психологических особенностей детей и подростков, – еще одна причина нелюбви к чтению. Учебник литературы для 5-го класса начинает знакомство с творчеством Чехова рассказом «Степь». Специалистам понятно, какую роль сыграл этот рассказ в становлении Чехова как писателя, какое значение он имеет в литературе. Но для любого пятиклашки это нудное повествование без начала и конца. Где же ему разобраться в красотах степи, описанной утром, днем, вечером и ночью, если он с трудом представляет себе, что такое степь? Вот и складывается представление о Чехове как о скучном писателе, причем у некоторых это представление так и не изменится до конца дней. В возрасте до 10–11 лет ребенок не может еще оценить в книге ничего, кроме сюжета. Но разве мало в мировой литературе книг, сюжеты которых ясны и понятны ребенку, могут увлечь его воображение и научить поступать благородно, ценить дружбу, семью, мир? «Белый пудель» Куприна, «Снежная Королева» Андерсена, чеховские «Мальчики», «Чук и Гек» Гайдара... Сладить со школьной программой нелегко, и тут огромную роль играют личность, профессионализм и увлеченность учителя.

Перед родительским собранием мамы, как обычно, делились впечатлениями об учителях. Мама Миши была очень довольна преподавательницей литературы: «Я сама столько новых имен узнала. Вместе с Мишкой взахлеб читала!» Раньше Миша учился в другой школе, никакого интереса к чтению не проявлял, а теперь литература стала его любимым предметом, а оценки улучшились и по физике, и по математике. Раньше, говорила мама, он очень трудно сходился с ребятами, а теперь стал душой компании. А недавно она нашла в столе листок с недописанными стихами. Перед подростком мир раскрылся полнее и ярче. Мама уверена, что все это произошло благодаря учительнице и той любви к книге, которую она умудрилась передать ученикам.

Что же можно сделать, чтобы книга стала добрым другом, помощником, советчиком для каждого ребенка?

У современной проблемы резкого падения интереса к книге как к носителю культурно-исторических ценностей есть несколько причин. Для того, чтобы чтение приносило удовольствие, необходимы базовые навыки беглого чтения, способность усваивать сюжет и понимать содержание написанного. К тому же адекватное отношение к книге возможно лишь при условии ценности познания для человека. Таким образом, объяснением феномена служат несколько взаимосвязанных обстоятельств.

1. Операционная составляющая навыков чтения, достижение достаточной зрелости восприятия, операций анализа и синтеза. Ребенок начинает читать тогда, когда способен различать все звуки родного языка, соотносить их с буквами. Должно сформироваться зрительно-пространственное восприятие, чтобы дети не путали близкие по написанию буквы (Ж и К, Т и Г и проч.). К тому же должны сложиться предпосылки для успешного слияния букв в слоги, а слогов - в слова.

2. Познавательная составляющая. Непонимание текста может быть связано как с недостаточностью восприятия речевых звуков и графем, так и с проблемами мышления. Ребенок не просто должен воспроизвести сюжет, пересказав прочитанный отрывок наизусть. Важно, чтобы он понимал содержание текста, мог пересказать его своими словами или изобразить при помощи комиксов. А также ответил на поставленные к тексту вопросы относительно темы и смысла отрывка; сформулировал название истории по-своему и проч. Трудности выделения главной мысли, сложности обобщения и представления образов прочитанного приводят к низкой мотивации к чтению.

3. Эмоционально-волевая неготовность к чтению. Если за чтение книг сажают малыша с несформированными базовыми навыками, то отказ ребёнка от такой деятельности закономерен. Очень часто за детскими «не хочу» скрывается «не могу». В случае проявления родителями настойчивости у чада может закрепиться стойкая антипатия к печатному слову. Под разный возраст подходят разные книги, книги для самых маленьких.

4. Принцип экономии психических ресурсов заключается в том, что человек стремится достичь цели наименее затратным для себя путём. В ситуации альтернативных источников информации, таких как интернет и телевидение, если познание для ребенка не является ценностью, он не станет тратить времени и сил на чтение книг.

Чтобы дети захотели читать, нужно не так уж и много:

1. Родители сами должны проявлять познавательные интересы и предъявлять модель соответствующего отношения к книгам.

2. Желательно как можно раньше обращать внимание на особенности речевого развития малыша и оказывать ему своевременную помощь.

3. Развитие мышления сына или дочери предупредит сложности понимания текстов.

4. Обучать ребенка грамоте надо тогда, когда он к этому готов.

5. Не стоит предоставлять ребёнку возможность на протяжении длительного времени сидеть перед телевизором или монитором компьютера.

«Почему наши дети не читают книги?» - этим вопросом задаются сейчас практически все родители. Сетуют на отсутствие интереса к книгам и учителя, и психологи, и воспитатели, но изменить ситуацию замечаниями в стиле «а вот в наше время…», нам вряд ли удастся. Многие из тех, кто всерьез задумывался о причинах стойкой неприязни современных детей к книгам, и я в том числе, считают, что существует, по меньшей мере, три основных причины этому явлению.

Причина первая – информационная

Любая книги, к какому бы жанру она не относилась, является в первую очередь источником информации. Современные дети с первого года жизни смотрят телевизор, не умея пользоваться горшком, уже тянутся к компьютерной мышке, едва научившись ходить и говорить, посещают центры раннего развития, где озабоченные будущим родители пытаются воспитать из них вундеркиндов. Мозг ребенка за день настолько перегружается информацией, кстати, зачастую абсолютно лишней, что теряет способность к восприятию, и попытки родителей почитать малышу книгу (как правило, в вечернее время) натыкаются на прочную стену нежелания их выслушивать. Школьники же загружены в последнее время настолько, что я удивляюсь, как вообще сохранились дети, не потерявшие интереса к книгам.

Причина вторая – медицинская
В последнее время отмечается огромный рост числа детей, имеющих пограничные расстройства центральной нервной системы, умственного развития или логопедические проблемы. Исследование причин этого процесса требует отдельного разбирательства. Суть заключается в том, что для того, чтобы чтение было для ребенка интересным, он должен, как минимум, понимать то, что читает. Если ребенок путает буквы, переставляет слоги, если его воображение находится в зародышевом состоянии и существуют проблемы с логическим восприятием, вы никогда не докажите ему, что читать – это интересно. Большинству родителей очень сложно это даже представить, но для многих современных малышей печатный текст является лишь бессмысленным набором символов и слов.

Причина третья – педагогическая
Психологи уже давно пытаются внушить родителям: если вы хотите воспитать у ребенка стойкую неприязнь к чему-либо – заставляйте это делать и постоянно критикуйте его действия в процессе. Посмотрите со стороны, как обычно происходит процесс обучения чтению в наших семьях: «немедленно бросай играть, иди читать, а то все дети придут в школу подготовленные, а ты дурак-дураком», «перечитай, ты допустил ошибку, перечитай еще раз», «ты что, слепой, буквы не видишь» и т.д. и т.п. Вам захочется после этого читать? Очень важно предлагать ребенку книги, соответствующие его интересам и уровню развития. Вам же вряд ли понравится читать элементарный учебник Ландсберга по физике, хотя для некоторых это очень увлекательное занятие?

Ну и конечно, никто не отменял главный закон педагогики – личный пример. Если родители держат в руках только поваренную книгу или спортивную газету, им вряд ли удастся привить ребенку любовь к чтению.

И напоследок немного юмора:
Отец спрашивает у сына:
- Почему ты до сих пор не прочел книгу, которую я подарил тебе на день рождения?
- Папа, как же я ее прочитаю, если я ее даже открыть не могу, она же в дисковод не лезет!

Татьяна Шитова, врач.

Домашние задания.

Редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков дома. Особенно это волнует, когда твой ребенок только пошел в школу. Ведь инстинктивно мы чувствуем: если что-то упустим сейчас, мучиться придется все оставшиеся школьные годы.

С чего начать? Прежде всего, узнать, сколько времени должен тратить ребенок определенного возраста на приготовление уроков дома.

Второй вопрос: как организовать домашние занятия? Имеется в виду, как научить ребенка включаться в работу сразу, какие задания делать в первую очередь, как ребенок должен проверять сделанное и т. д.

Вопрос третий: что делать, чтобы у ребенка не пропадал положительный эмоциональный настрой при приготовлении уроков дома?

Четвертый вопрос: помогать ли, и если да, то в чем? Как контролировать, как воспитать самостоятельность? А может, вообще предоставить школьнику полную свободу и ждать от него самостоятельности и ответственности?

Вопрос пятый: что делать, если выполнение домашних заданий превратилось в тяжкую обязанность и для самого ребенка, и для его родителей? Можно ли что-то изменить?

Попробуем по порядку ответить на эти вопросы.

Домашние задания и время их выполнения.

Продолжительность подготовки домашних заданий, предусмотренная Уставом школы (в скобках указана оптимальная продолжительность с учетом психофизиологии возраста), составляет:

В 1 классе - до 1 часа (3/4 часа);

Во 2 классе - 1,5 часа (1 час);

В 3 классе - 2 часа (1,5 часа);

В 6 классе - до 2,5 часов (2-2,5 часа);

В 8 классе - 3 часа (2,5 часа);

В 9-11 классах - до 4 часов (3 часа).

Как организовать домашние занятия?

Обеспечить условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае у младшего школьника быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.

Выработайте у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое. Постепенно он научится планировать свои действия и решать, в каком порядке делать уроки. Но поначалу вам придется позаботиться об этом. Например, младшие школьники нередко старательно выполняют письменные задания, а после этого учат правило, на которое и задано это упражнение.

Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать - легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.

В какое время начинать и заканчивать приготовление уроков - см. раздел "Режим дня и работоспособность".

Взрослый человек умеет контролировать себя и в процессе работы, и по окончании ее. У младшего школьника такого навыка, естественно, нет.

Проверять себя он будет поначалу с вашей помощью. Когда ребенок может полностью перейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его перехода в среднюю школу. Ученик средних и старших классов должен уже владеть способами самопроверки с помощью логических и образных схем (см. раздел "Хорошая память").

Домашние задания и... хорошее настроение .

У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:

С самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;

В своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;

Вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;

Не будете стоять у ребенка "над душой", пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;

Никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;

Постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;

Проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, что ты их насажаешь!");

В случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").

Как помогать и как воспитывать самостоятельность?

Прежде всего, определить свое отношение к школьным отметкам ребенка. Некоторые родители очень эмоционально воспринимают эти оценки, как будто получают их сами и как будто отметки говорят об их родительской состоятельности или несостоятельности.

Все-таки главное для нас - не пятерки любой ценой, а интерес ребенка к познанию и уверенность его в своих силах. Поэтому, если уж вы помогаете делать уроки, то добиваетесь не того, чтобы работа была сделана без единой помарки и ошибки, а чтобы к ребенку пришло понимание материала.

Ваша помощь может заключаться и в том, чтобы избавить ребенка от долгого сидения за уроками. Попробуйте взять часть монотонной работы на себя и тем самым высвободить время для активной умственной деятельности.

Например, первоклассник пишет медленно и с большим напряжением. Пишите сами черновик задания под его диктовку (например, решение задачи или упражнение по русскому языку). При этом не забывайте делать ошибки! А ребенку останется "только" проверить вашу работу и спокойно, без напряжения переписать ее. Постепенно ведение черновика вы будете передавать ему. Не хочет читать - читайте вслух сами, а ребенок будет проверять. Но ведь для этого ему тоже придется следить за текстом!

Если вы добились, что ребенок понял часть материала, но явно утомился, сделайте оставшуюся часть задания сами (ничего страшного не произойдет!), а он только перепишет в тетрадь.

Отучите себя от привычки немедленно исправлять каждую ошибку ребенка, если сидите рядом с ним. Просто попросите его остановиться, может быть, он заметит и исправится сам. В то же время не допускайте, чтобы неисправленные ошибки накапливались. Иначе у него возникнет чувство неуверенности и беспомощности.

Самостоятельный в учебной работе школьник - мечта родителей. Понятно, что вряд ли самостоятельным станет тот, кого постоянно контролировали. Но и другая крайность - когда ребенку не помогают даже в случае затруднений - результата не даст.

Как помочь ребенку не просто выполнить сегодняшнее домашнее задание, но научить его обходиться без нашей помощи? Кому-то из детей потребуется всего неделя-другая, кому-то - несколько месяцев или еще больше. Но в любом случае в этом процессе будет несколько этапов.

Первый этап - вы как можно больше заданий выполняете вместе с ребенком. Стараетесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Нет ли у него неправильных способов, привычек в работе. Помогаете восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действия.

Второй этап. Часть работы ребенок выполняет сам. Но вы должны быть уверены, что с этой частью работы он справится. Скорее всего, сначала это будет очень небольшая часть, но ребенку необходимо ощущение успеха. Оцените с ним результат. После каждой самостоятельно и успешно выполненной части ставьте какой-нибудь значок, например восклицательный знак или довольную рожицу. Через какое-то время вы вместе с ребенком убедитесь, что правильно сделанная часть увеличивается с каждым днем. В случае неудачи спокойно разберитесь, что помешало. Научите ребенка обращаться за помощью при конкретных затруднениях. Главное на этом этапе - ребенок поймет, что он может работать самостоятельно и справляться со своими трудностями.

Третий этап. Постепенно самостоятельная работа расширяется до того, что ребенок сам выполняет все уроки. Ваша поддержка на этом этапе скорее психологическая. Вы находитесь неподалеку, занимаетесь своими делами. Но готовы прийти на помощь, если понадобится. Проверяете сделанное. Смысл этого этапа - ребенок убеждается, что он уже очень многое может сделать сам, но вы всегда его поддержите.

Четвертый этап. Ребенок работает самостоятельно. Он уже знает, сколько времени уйдет на то или иное задание, и контролирует себя с помощью часов, обычных или песочных. Вы в это время можете отсутствовать дома или находиться в другой комнате. Смысл этого этапа - ребенок старается преодолеть все возникшие трудности сам. Откладывать до вашего появления можно только самое трудное. Вы проверяете сделанное. Это необходимо, пока окончательно не выработается навык самостоятельной работы.

Вы считаете, что такой подход займет у вас много времени и сил? А разве меньше времени и эмоций мы тратим на бесплодную борьбу ("чтобы сел, чтобы начал, чтобы не отвлекался...")? На наверстывание упущенного ночами перед контрольной? Что же требовать от ребенка, если сами не можем организовать, спланировать свою помощь ему?

Если домашние задания - тяжкая повинность.

Никто из нас не застрахован от такой ситуации с собственным ребенком. Кажется, уже никакой личной жизни нет у мамы или папы. Идешь с работы домой и с тоской думаешь, сколько придется сегодня просидеть с ребенком за уроками. Примерно то же настроение и у ребенка. А если еще процесс сопровождается криком, слезами, даже тумаками - недалеко и до нервного срыва у той и другой стороны. Самое время остановиться и попробовать изменить привычный порядок вещей.

Сделайте это доступными средствами. Если ваш школьник учится пока в начальной школе, договоритесь о ежедневных занятиях с учителем за плату. Будет это его классный руководитель или кто-то другой - зависит от конкретных отношений. Цель занятий определенная - выполнение домашних заданий. Время и здоровье свое и ребенка сэкономите точно. Есть и другой вариант - попросите соседку-старшеклассницу, или студентку - будущего педагога, или учительницу-пенсионерку. Повесьте объявление. Затраты денежные в этом случае будут меньше. Сколько продлятся эти занятия? Пока не восстановите свое психическое здоровье и не почувствуете прилив сил. Тогда возьметесь за выработку у ребенка самостоятельности.

Не можете позволить себе такие материальные траты? Просите заниматься с ребенком родственников, близких людей. Но разорвать порочный круг вашего с ребенком взаимного недовольства необходимо.

В конце концов, если эти варианты не для вас, просто остановитесь. Дайте передышку себе и ребенку. Ничего смертельного за несколько дней не произойдет. Предупредите классного руководителя, что хотите провести эксперимент. Отдышавшись, спокойно принимайтесь за дело. Уже без криков, подзатыльников и валидола.

По м атериалам сайта «Адалин» http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_02v.shtml

«ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Статьи по теме: