Полная разборка шуруповерта. Как отремонтировать своими руками шуруповерт: практические советы

Это единственная техника, в которой идеально сочетается компактность, энергоавтономность и высокая функциональность. При помощи всего одного небольшого инструмента возможно выполнение широкого спектра задач - от простого закручивания саморезов и создания отверстий в мягких материалах, до сложных точных работ в большом объеме.

По сравнению с остальными устройствами данного вида, шуруповерт завоевал большую популярность не только среди людей, занимающихся строительством и ремонтом, но и у домашних мастеров. Поэтому его можно смело сравнить с мужчиной, если он есть, значит, ваши полочки будут хорошо закреплены, картины развешаны, а мебель надежно собрана.

Однако, несмотря на его многочисленные положительные качества, могут возникать ситуации, когда необходимо произвести полную разборку изделия с целью смены смазки или замены изношенных и неисправных деталей. Конечно, правильным решением в данной ситуации будет посещение сервисного центра. Но когда на это нет времени или срок гарантийного обслуживания давно истек, выход только один -восстановить его работоспособность самостоятельно.

Как правильно разобрать шуруповерт

Все изделия, внешне схожи между собой. Конструкция имеет характерную пистолетную форму, корпус выполнен из прочного противоударного пластика, а для крепления рабочей оснастки используется быстрозажимной патрон.

Прежде чем начать разборку инструмента необходимо детально изучить его основные составляющие. Так как наибольшей популярностью пользуется техника, работающая от аккумулятора, её мы и рассмотрим.

Внутренняя начинка устройства состоит из:

Нажимной кнопки
. Регулятора оборотов
. Двигателя
. Транзистора
. Планетарного редуктора

Пошаговая инструкция по полной разборке шуруповерта:

Отсоедините аккумуляторный блок.
. Возьмите крестовую отвертку соответствующего размера, для удаления винтов, которые находятся по периметру всего корпуса.
. Открутите шурупы и без резких движений отсоедините корпус, придерживая мелкие элементы конструкции.
. Обратите внимание на переключатель скоростей, кнопку пуска и реверса. Во избежание поломки этих мелких деталей, рекомендуется их аккуратно отсоединить.
. Чтобы редуктор оказался у вас в руках, освободите его вместе с двигателем от второй половинки корпуса, зажмите в руках и проверните против часовой стрелки.

Разборка завершена.

Редуктор шуруповерта

Состоит он из взаимосвязанных между собой зубчатых колес и шестеренок. Все мелкие узлы механизма компактно помещены в жесткий пластиковый корпус (картер). Они надежно защищены от попадания посторонних предметов и работают по принципу единого ансамбля.

В зависимости от типа, редуктор может быть планетарным и классическим . Так как второй уже практически не используется, рассмотрим конструкцию планетарного механизма, а также принцип его действия.

Конструкция редуктора включает в себя следующие узлы :

Кольцевую шестерню, которая находится в центре механизма.
. Ведомую шестерню (водило). Она надежно крепит оси нескольких планетарных шестеренок «сателлитов», находящихся друг относительно друга. Они обладают одинаковым диаметром и сцепляются с зубьями на внутренней поверхности «зубчатого колеса». Детали конструкции могут быть пластиковыми или металлическими.


Редуктор на шуруповерт с двигателем двухтактный

Принцип работы

В зависимости от числа передач редуктор может быть одноступенчатый или многоступенчатый . Наиболее распространенными считаются механизмы, состоящие из двух передач (двухступенчатые). Принцип их работы заключается во вращении сателлит, которые приводятся в действие за счет кругового движения кольцевой шестерни двигателя. Использование такого механизма позволяет сделать обороты водило на порядок ниже, относительно скорости мотора.

Последовательность действий выглядит следующим образом: вращательные движения первого водило, переходят ко второму, которое в свою очередь соединено с валом патрона. Передача происходит через центральную шестерню. Троица стеллитов второго блока работает по такому же принципу, что и первый, как результат - второе водило получает еще меньшие обороты. Подобное действие характерно для двухступенчатого редуктора. В случае с трехступенчатым, добавлен еще один планетарный механизм.

Разборка редуктора:

Отсоедините редуктор от электродвигателя, описанным выше методом.

. Снимите пластину и начинайте вынимать по порядку все детали.
. Открутите шурупы, соединяющие две половины редуктора.
. При необходимости плоскогубцами откорректируйте диаметр пружины в сторону уменьшения, это улучшит включение первой передачи.
. Произведите чистку и смазку основных элементов.
. Соберите весь механизм, выполнив все действия в обратном порядке.

Для смазки вращающихся деталей лучше использовать современные материалы. Не обязательно «фирменные», и того же бренда что и инструмент. Подойдет обычный Литол или технический вазелин. Купить смазку можно в магазине или сервисном центре компании, к которой принадлежит устройство.

Стоит отметить, что редуктор - это такой механизм, который практически не поддается ремонту. Составляющие данного механизма производителями не выпускаются. Если провода можно спаять, а кнопку заменить, то в случае с зубцами и шестеренками, правильным будет только один выход - полная замена этого узла.

Как снять патрон с шуруповерта

В шуруповерте используется быстрозажимной патрон, который является самым нагруженным, а потому и самым изнашиваемым узлом всего механизма. Закреплен он может быть следующим методом:

1. Конус Морзе - патрон обладает таким же конусным отверстием, как и хвостовик.
2. Резьбовой метод - патрон накручен на резьбовой конец вала.
3. Винтовой метод - патрон крепится при помощи фиксирующего винта.

Чтобы определить, какой метод соединения использован в вашем инструменте, необходимо осмотреть его и обратить внимание на цифровые отметки на боковой его части. Если вы видите надпись 1-6 В10, то в конструкции патрона применен конус Морзе. Указанные цыфры показывают, что максимальный и минимальный диаметр хвостовика сверла, который можно зажать в патрон, составляет 1 - 6 мм. B 10 - величина Конуса Морзе.

Резьбовое соединение может быть метрическим и дюймовым . В первом случает, это будет иметь вид - 1,0-11 М12х1,25. Во втором - 2-13 мм ½-20 UNF.


Маркировка на патроне шуруповерта

Извлекаем патрон

Резьбовое соединение :

При помощи шестигранного ключа Г-образной формы открутите резьбовое крепление.
. Поместите ключ коротким краем в патрон и плотно зажмите в губках тисков.
. Поставьте устройство в режим сверления и включите его на малых оборотах. Свободный край ключа должен удариться об стол или другой твердый предмет.
. Открутите патрон вращением ключа.

Резьбовое соединение с фиксирующим винтом:

Разожмите внутренние губки патрона.
. Открутите винтовое соединение с левой резьбой при помощи отвертки по часовой стрелке.
. Возьмите шестигранный Г-образный ключ и коротким краем зажмите его плотно в патроне.
. Попробуйте резко провернуть его против часовой стрелки.
. Если патрон не снимается, ударьте молотком по краю ключа. Он должен ослабнуть и легко сойти с резьбы.

Конус Морзе

Чтобы извлечь патрон закрепленный конусным методом, достаточно пары осторожных ударов молотком по корпусу.

Как правильно заряжать аккумулятор

Для шуруповертов используются 3 основных вида батарей: Li-Ion (литий-ионные), Ni-Cd (никель-кадмиевые) и Ni-MH (никель-металлогидридные). Каждый из вариантов требует разного и точного соблюдения правильного режима эксплуатации.

Li-Ion - самый распространенный элемент питания. К главным его преимуществам относятся небольшие размеры, вес, быстрая зарядка и отсутствие эффекта памяти. Минус — боязнь низких температур. Что касается цены, то относительно других видов аккумуляторов она на порядок выше.

Чтобы начать использование батареи, достаточно один раз полностью разрядить и зарядить до 100%. После чего смело эксплуатировать не задумываясь о количестве заряда. Единственный нюанс - хранение в заряженном состоянии. Необходимо это для того, чтобы внутренние части не рассохлись (оптимальный режим - 60% заряда).

Ni-Cd - тоже один из самых распространенных типов батарей, обладающий большой емкостью и небольшими размерами. По цене значительно дешевле по отношению к аккумуляторам другого типа. Главный минус - присутствие эффекта памяти. Перед тем как использовать такой источник питания, необходимо совершить 3 полных цикла разрядки/зарядки. Если этого не сделать, емкость батареи может существенно упасть.

Ni-MH - менее популярный элемент питания, несомненным преимуществом которого является абсолютная экологичность и отсутствие запоминания. Единственное несовершенство - высокий ток саморазряда. То есть при долговременном его простое, происходит полная его разрядка, и каждый последующий заряд увеличивают ток саморазряда. Если такой аккумулятор забывать заряжать, со временем он выйдет из строя. Перед началом использования, батарею, как и литий-ионную, необходимо сразу разрядить и поставить на зарядку до 100%.

И в заключении

Исходя из этой статьи, вы самостоятельно можете произвести разборку шуруповерта с целью его мелкого ремонта, чистки и смазки внутренних составляющих. Делать это необходимо только в том случае, если в процессе работы техники вы заметили какие-либо помехи, например, не переключаются скоростные режимы или это происходит с определенным опозданием. Не рекомендуется использовать шестерни или муфты от других инструментов. Внешне они могут выглядеть подходящими, но на самом деле не соответствовать составляющим данной модели.

Чтобы техника прослужила вам максимально долго, и её не приходилось часто разбирать, придерживайтесь простых правил:

  • Не работайте с устройством на высоких оборотах длительное время.
  • Перед использованием проверяйте, насколько у вас заряжен аккумулятор.
  • Посадочный размер насадки должен соответствовать посадочному размеру инструмента.
  • После замены насадки, убедитесь в том, что патрон правильно зафиксирован.

Шуруповерт можно смело причислить к инструменту, который довольно часто приходится использовать не только в быту, но и для работы на строительных объектах. Но, как и любой сложный технический аксессуар, изделие может сломаться. Как отремонтировать шуруповерт самостоятельно мы рассмотрим в этом тексте.

Оборудование на строительном рынке, где отдельное место занимают шуруповерты, довольно велико. Многие модели обладают индивидуальными критериями, характеризуются сборочным качеством и стоимостью. Впрочем, для большинства моделей характерны базовые принципы действия и внутреннее исполнение.

К базовым элементам любого шуруповерта можно отнести:

  • наличие электродвигателя;
  • планетарный редуктор;
  • регулируемая функциональная кнопка «Пуск»;
  • реверсный переключатель;
  • регулятор усилий;
  • блок питания.

Электрический двигатель питается от сети постоянного тока, конструктивно представленный цилиндрической формы. Внутри располагается якорь со щётками и магнитами. Особенность электрической схемы двигателя предполагает, что направление питающего потока напряжения будет направлена на щетки. При изменении питаемой полярности происходит реверсивное движение мотора.

Планетарный редуктор является важным элементом, способным преобразовать высокочастотные колебания электродвигательного вала в обороты низкой частоты патронного вала. Как правило, эти детали производятся из износоустойчивого пластика или металла. Многие шуруповерты оборудованы редукторами на 2 скорости. Переключение в режим первой скорости необходим для работы с саморезами, а на второй скорости можно производить сверление в древесном, пластмассовом основании или металле.

Клавиша «Пуск» осуществляет старт устройства. Она способна контролировать количество оборотов, предусматривая возможность выбирать оптимальную скорость вращения для патронного вала. Соответственно, мощное нажатие приведёт двигатель в действие на высоких оборотах, а при снижении силы нажатия критерий мощности станет ослабевать.

Переключатель реверса необходим для осуществления операций по смене вращательного направления двигателя шуруповерта. Этот функционал удобно использовать не только для закручивания, но и выкручивания шурупов.

Относительно регулятора усилий, можно сказать, что он определяет скорость затяжки шурупов. В актуальных моделях предусматривается 16-ступенчатая регулируемая градация, что позволяет с максимальной точностью и удобством определить, какая скорость затяжки является актуальной, работая с различным материалом.

Источником питания шуруповерта являются аккумуляторные батареи габаритного размера, где мощность питающего напряжения (в зависимости от устройства модели) может колебаться от 9 до 18В.

Основные неисправности шуруповертов и их причины + (Видео)

Если в определённый момент вы обнаружили, что ваш шуруповерт не включается, то, скорее всего, у него появилась какая-то неисправность. Практический опыт свидетельствует, что неработоспособность инструмента может наблюдаться по двум причинам:

  • поломка связана с электроникой устройства;
  • поломка может иметь механический характер.

Разбираясь в объективных причинах электрической поломки, можно отметить её характерные признаки:

  • изделие перестает реагировать на включение;
  • устройство перестало регулировать обороты;
  • произошел отказ работы реверса.

К механическим проблемам с шуруповертом можно отнести проблемы с износом внутренних частей, например, слышна характерная трещётка механизма. Как правило, неисправный шуруповерт начнет издавать характерные звуки, где, например, сносились втулки или развалился подшипник. Часто это происходит на инструменте хаммер.

Как отремонтировать шуруповерт своими руками? + (Видео)

Например, если инструмент перестал включаться, то изначально нужно проверить исправность аккумулятора. Если при базировании устройства на зарядку поломка не исчезла, значит, придется вооружиться мультиметром, и начать сканирование устройства в поиске первопричины. Первым делом взгляните на величину напряжения, указанную на корпусе устройства и сравните её с показаниями замеров на АКБ. Данные должны примерно совпадать. Если напряжение занижено, то, скорее всего, проблема скрывается в зарядном устройстве или аккумуляторном блоке.

Например, зарядник можно проверить при помощи мультиметра, включив его в сеть, и производя замеры на клемах устройства при холостом ходе. Важно, чтобы критерий напряжения был несколько больше, чем номинальный. В ситуации, когда напряжение отсутствует, то, однозначно, виновник поломки – зарядный блок. Этой довольно частой проблемой «болеют» шуруповерты фирмы Интерскол. В общем, для исправления дефекта потребуются характерные знания в электронике или потребуется приобрести новый блок.

При обнаружении аккумуляторной проблемы, например, у шуруповерта Макита, можно своими руками открыть данный блок, где размещаются питающие элементы. В результате вскрытия следует провести исследования соединительных проводов и убедиться в качественном исполнении пайки. Если видимых дефектов не обнаруживается, то при помощи сканера следует произвести замеры напряжения в каждом элементе. Значения должны показывать 0,9 – 1В мощности напряжения. Если в ряду обнаружится блок с малым показателем напряжения, то его необходимо заменить.

Как произвести ремонт кнопки устройства? + (Видео)

Когда с аккумулятором все в порядке и зарядка проходит без проблем, но инструмент отказывается активироваться, то сделает проверить исправность кнопки устройства. Для этого придется разобрать устройство и на его клемах, идущих от кнопки, следует произвести замер напряжения мультиметром, которое поступает на входе кнопки. Проводить операцию необходимо при активной батарее. Если сигнал идет, то батарею необходимо извлечь и при помощи зажимов закоротить её контакты. На мультиметре необходимо переключиться в режим Ом. Кнопка шуруповерта зажимается до упора и измеряет выходное напряжение. Если величина показаний сопротивления на приборе стремится к нулевой отметке, то кнопка исправно работает. А это значит, что проблему стоит искать в щетках или других модулях электродвигателя. В случае обнаружения обрыва сигнала, кнопку рекомендуется починить, тем самым, вернув шуруповерт в рабочий строй инструментов.

Довольно часто проблемы с кнопками сопряжены с плохим контактом на клеммах. Можно просто произвести процедуру зачистки контактов наждачной бумагой и проблема будет решена. Главное, чтобы в процессе разборки и сборки устройства сделать все аккуратно, не потеряв детали.

https://youtu.be/aZgaQ9OGJJQ

Как произвести ремонт редуктора шуруповерта? + (Видео)

Поломка редуктора относится к одной из механических проблем с шуруповертом. К числу наиболее частых проблем с редукционным блоком относятся:

  • физическое искривление оси редукционного вала;
  • явный дефект рабочей поверхности шестерней;
  • выход из строя опорной втулки вала или оригинального подшипника;
  • поломка штифта, где фиксируются сателлиты.

Для исправления данных дефектов потребуется необходимость физической замены неисправных частей, поэтому доверить данный вид ремонта следует квалифицированным специалистам, способным грамотно и с точностью диагностировать поломку и устранить её.

Шуруповерты разбирают не только с целью выяснения причин неполадок и замены изношенных деталей, но и с целью проведения профилактических работ. Разборка инструмента не требует особых умений и не является сложной в выполнении поэтому, как разобрать шуруповерт рассмотрим по подробнее в сегодняшней статье.

Шуруповерты сегодня бывают разные на вид в зависимости от модели и производителя, но по типу используемой энергии их классифицируют на сетевые и аккумуляторные. Сетевые шуруповерты используют обыкновенную сетевую электрическую энергию в то время как аккумуляторные шуруповерты используют сохраненную в аккумуляторах.

У каждого из этих разновидностей шуруповертов есть и свои достоинства и недостатки, но сегодня мы эту тему не затронем а попробуем всего лишь разобраться в вопросе как разобрать шуруповерт сетевого типа. Работая с различными по твердости материалами, располагающие внутри корпуса детали и модули шуруповерта покрываются толстым слоем пыли и грязи.

1. Ремонт шуруповерта своими руками.

2. Устройство шуруповерта.

Со временем пыль и частицы обработанного материала накапливаются внутри достаточно много и представляют большую угрозу для работоспособности инструмента. Поэтому инструмент следует разобрать, почистить от пыли и грязи и произвести визуальный осмотр располагающихся внутри корпуса деталей на предмет износа. Как правило после длительного периода работы шуруповерта графитные коллекторные щетки требуют замены.

Очень важно при замене щеток иметь в запасе оригинальные щетки или же с аналогичными характеристики, рекомендуемые производителем шуруповерта. Изношенные сильно детали необходимо заменить на новые, а после этого правильно проводить обратную сборку шуруповерта. Сегодня мы проведем разборку сетевого шуруповерта ШВ2-6-РЭ завода Фиолент, посмотрим из чего он состоит и произведем обратную сборку инструмента.

Основные характеристики шуруповерта ШВ2-6-РЭ:

1. Потребляемая мощность 520 Вт.

2. Максимальный диаметр шурупа-6 мм.

3. Частота вращения на холостом ходу -0 -3000 мин‾¹.

4. Оснащается универсальным магнитным держателем.

5. Вес шуруповерта 1,2 кг.

6. Оснащается реверсом для вывинчивания шурупов.

7. В комплекте быстродействующая полумуфта позволяющая бесшумно отключить вращение магнитного держателя.

8. Имеет удобную скобу для закрепления на ремень.

9. Оснащается регулируемым ограничителем глубины завинчивания.

Так как сетевые шуруповерты оснащаются как правило одними и теми же узлами и модулями, разборка и обратная сборка для всех моделей почти одинакова. Поэтому усвоив разборку и обратную сборку одного типа шуруповерта вы без труда сможете разобрать любую модель любого производителя. Далее я предлагаю перейти от слов к делу и ознакомиться с процессом разборки.

Как разобрать сетевой шуруповерт

Шаг-1. Разборка корпуса шуруповертаДля того чтобы разобрать шуруповерт, необходимо сперва открутить самонарезающиеся винты крепления корпуса шуруповерта с помощью отвертки.

Шаг-2. Разборка магнитного держателя

Для полной разборки шуруповерта необходимо его разобрать по частям. Например я провожу сначала разборку универсального магнитного держателя. Универсальный магнитный держатель шуруповерта состоит из вала на котором установлены подшипник, пружина и полумуфта.

3. Шаг-3. Разборка электродвигателя

Для разборки электрического двигателя просто вынимают ротор из статора, при этом процесс разборки проводят с максимально осторожностью. Так как легко можно повредить обмотку ротора или статора. Также при этом учитывают что ротор имеет на одном конце коллектор с подшипником а на другом конце вентилятор и редуктор, поэтому разбирают все перечисленные модули в сборе.

Шаг-4. Разборка статора и кнопки пуска

Для разборки статора электрического двигателя проводят его выемку из корпуса совместно с щеткодержателями и кнопкой пуска. После полной разборки шуруповерта необходимо провести профилактические работы,заменить изношенные детали на новые, затем его правильно собрать обратно. О том как его правильно собрать обратно, можно узнать в другой статье на сайте.

stroivagon.ru

Как снять патрон с шуруповерта или дрели

Даже самый качественный надежный и профессиональный шуруповерт со временем изнашивается и с каждым разом начинает всё хуже держать сверла, насадки и биты. Чтобы вернуть инструменту былую мощь, давайте рассмотрим как снять патрон с шуруповерта и на какие нюансы стоит обратить внимание.

Как разобрать патрон шуруповерта

Чтобы разобрать патрон шуруповерта не требуется никакого специального оборудования, достаточно иметь под рукой несколько ключей, отвертку, молоток и по возможности – тиски.

Конструкция патрона представляет собой пустой металлический цилиндр со специальным кольцом и гильзой для его регулировки. Внутри патрона находятся кулачки, фиксирующие сверла или специальные насадки. Сам патрон одевается на вал шуруповерта. Патрон может иметь резьбу или конус, в зависимости от типа крепления на вал. При правильном руководстве разборка патрона шуруповерта не займет много времени.

Схема патрона шуруповерта

Перед тем как открутить патрон на шуруповерте, нужно узнать какой тип крепления перед вами.

Способы крепления патрона на шуруповерте

  1. Конус Морзе. Способ назван в честь изобретателя Стивена А. Морзе в 1864 году. Суть метода заключается в спряжении двух поверхностей в виде вала и детали с отверстием, у которых одинаковая конусность с углом от 1°25’43″ до 1°30’26″ в зависимости от типоразмера. Этот способ достаточно широко распространен и зарекомендовал себя как простой и надежный.
  2. Резьбовой способ. Внутри патрона шуруповерта нарезана резьба, точно такая же резьба сделана и на рабочем вале инструмента. Чтобы закрутить патрон, нужно просто до упора его закрутить, аналогично гайке и болту.
  3. Фиксирующий винт. Используется для дополнительной фиксации патрона на валу.
Типы патронов шуруповерта

Как узнать какой способ крепления патрона

Чтобы узнать какой тип крепления патрона у вашего шуруповерта нужно внимательно осмотреть маркировку инструмента. Надпись вида: 1-6 В10 (может немного отличатся) - означает, что патрон с конусом Морзе. Цифры 1-6 обозначают диаметр хвостовика сверла или насадок, а В10 – размер конуса Морзе.

Патрон с резьбовым соединением маркируется цифрами: 1,0-11 М12х1,25. Символы М12х1,25 означают размер метрической резьбы, а 1,0-11 – диаметр хвостовика сверла, аналогично конусу Морзе.

На импортных моделях шуруповертов резьба измеряется в дюймах, поэтому не пугайтесь увидеть маркировку вида: 2-13 мм ½-20 UNF.

Оба типа патронов одинаково хорошо выполняют свою задачу, разница только в удобстве и скорости смены насадок с шуруповерта.

Маркировка на патроне шуруповерта

Как правильно снять патрон с шуруповерта

Существует несколько способов снять патрон с шуруповерта, разберем первый:

  1. Берем шестигранный ключ примерно на 10 мм;
  2. Зажимаем ключ коротким концом в патроне;
  3. Включаем шуруповерт на пару секунд, что бы зажатый ключ ударился вторым концом о стол;
  4. Вращаем ключ и выкручиваем патрон шуруповерта.
  1. Сначала нужно полностью разжать кулачки патрона;
  2. Внутри патрона должен быть винт, если его не видно, возможно он покрыт грязью;
  3. Нужно выкрутить этот винт по часовой стрелке;
  4. Зажмите шестигранный ключ в патроне;
  5. Резко проверните ключ против часовой стрелки;
  6. Патрон должен легко выкрутиться, если нет – можно слегка ударить молотком по концу ключа.

Если ни один из вышеуказанных способов не работают, придется разобрать шуруповерт и извлечь из него шпиндель и редуктор вместе с патроном. Для этого нужно зажать его в тесках и открутить патрон разводным ключом. На некоторых патронах бывают специальные выточки под ключ, что значительно упрощает этот процесс.

Чтобы снять патрон с шуруповерта на конусе Морзе, нужно выбить его ударами молотка по корпусу.

Эти способы подходят для разбора патрона у всех видов шуруповертов, дрелей и перфораторов. Также рекомендуем посмотреть видео как разобрать патрон шуруповерта.

propowertools.ru

Ремонт шуруповёрта своими руками: как разобрать и собрать, как снять и заменить патрон + фото и видео

Как устроен шуруповёрт

Шуруповёрт - очень полезный и практичный инструмент. Это надёжный помощник в ремонтных работах. Но даже брендовая модель может сломаться, задымиться, зашуметь или начать работать не так, как раньше. «Вылечить» электроинструмент можно, если хорошо разобраться в деталях его устройства.


Шуруповёрт состоит из набора стандартных узлов, каждый из которых можно отремонтировать или заменить

Кнопка пуска

Кнопка пуска отвечает за подачу питания электрического двигателя и контроллера его оборотов. Если нажать кнопку до упора, то её контакты напрямую замкнут цепь питания двигателя, который включится и начнёт работать. Контроллер задаёт максимальную мощность и число оборотов.


Кнопка пуска состоит из нажимного механизма и пластикового корпуса, в котором находится контактная группа и контроллер оборотов

Контроллер оборотов

На плате электронного контроллера оборотов расположен ШИМ-генератор. По мере увеличения давления на кнопку контакт, установленный на ней, движется вдоль платы. От его позиции в конкретный момент зависит амплитуда импульса, подаваемого на ключ. Ключом служит специальный транзистор, который управляет напряжением, подаваемым на электродвигатель.


Регулятор оборотов встроен в корпус кнопки и управляет работой двигателя через транзистор, расположенный на металлическом радиаторе

Двигатель

В шуруповёрты обычно устанавливают универсальные двигатели коллекторного типа. Это небольшие электрические машинки постоянного или переменного тока со щёточно-коллекторным узлом, имеющие одну фазу. Их достоинства:


Двигатель коллекторного типа имеет простую и понятную конструкцию. Внутри металлического корпуса установлены:


Редуктор

Редуктор преобразует высокие обороты двигателя в низкие валовые обороты патрона. Редукторы, применяемые в шуруповёртах, могут быть планетарными и классическими. Использование второго - случай редкий, поэтому мы будем рассматривать редукторы планетарного типа.


Редуктор необходим для передачи крутящего момента от двигателя к патрону с соответствующим снижением числа оборотов

Планетарный редуктор состоит из следующих деталей:


Принцип работы указанного редуктора:

  1. Якорный вал (привод) активирует солнечную шестерню.
  2. Её зубья активируют сателлиты (шестерни второй ступени), которые заставляют вращаться водило.
  3. Если у редуктора две ступени, патронный вал, связанный со вторым водилом, начинает вращаться.
  4. Если имеется третья ступень, вращение передаётся на третье водило и далее на патрон.
  5. Регулятор усилия контролирует нагрузки, подаваемые на биту. Обычно у такого регулятора имеется 16 позиций.

Так корректируется и выбирается уровень усилия, необходимого для затягивания крепёжных элементов в той или иной ситуации. Благодаря этому механизму одним инструментом можно работать и с гипсокартоном, и с металлом, и с деревом.

Патрон

Патрон служит для удержания крепёжного инструмента - биты - и для организации её вращения с необходимой скоростью и усилием. Он имеет специальные кулачки, которые зажимают биту при вращении подвижной части держателя, под которой находится конусная гайка.


Патрон зажимает биту или сверло при проворачивании подвижной части держателя, которая сводит кулачки к центру

Часто у пользователей шуруповёртов появляется такая проблема, как люфт патрона. На дешёвых моделях он может наблюдаться с самого начала работы и является заводским браком. Если инструмент качественный, а люфт увеличился после некоторого времени эксплуатации, то под фиксаторы редуктора в корпусе необходимо положить небольшие резиновые прокладки или тряпочки.

Диагностика и ремонт основных узлов шуруповёрта

Большинство неисправностей шуруповёрта можно устранить своими руками. Ремонт некоторых узлов требует особых навыков или наличия специфических запчастей. В таких случаях бывает проще заменить всю деталь целиком.

Как и зачем регулировать трещотку

Трещотка - эта муфта, регулирующая крутящий момент (усилие). Не все сразу понимают её назначение, а ведь за счёт муфты можно, к примеру, протестировать потенциал шуруповёрта на тех же саморезах (оценить скорость их вкручивания в разные материалы).

Проще всего объяснить принцип работы муфты можно, сравнив его с автомобильным сцеплением. Суть одна и та же - регулировка крутящего момента. С его помощью устанавливают максимальное усилие, и если на двигатель подаётся максимум, патрон прекращает вращательное движение. Получается, что трещотка позволяет создать необходимый уровень нагрузки на патрон и предотвратить её дальнейшее повышение, сохраняя расходный инструмент (сверло, шуруп) в целости.


Цифры на барабане трещотки обозначают уровень максимального усилия, которое может создать шуруповёрт на данной «передаче», приспособиться к этой шкале можно только опытным путём

Если заранее приноровиться к трещотке, то глубину вкручивания или сверления можно легко контролировать. Когда идут отделочные работы, подобная функция экономит время, нервы, крепёж и дорогие материалы. Например, при монтаже гипсокартонных листов трещотку ставят на минимум, иначе излишняя нагрузка заставит саморез вкрутиться слишком глубоко, что испортит внешний вид листа. Иногда шляпки саморезов нужно не утопить в материал, а оставить сверху. Для этого также используют муфту, но заранее регулируют её, тренируясь на ненужном куске материала.

Видео: как ремонтируют и регулируют муфту

Почему шуруповёрт может «пищать»

Своеобразный свист или писк работающего шуруповёрта - это проявление одной из следующих неполадок:


Треснувший магнит легко заменить на новый, отсоединившийся - можно поставить на место, используя суперклей. Чистка от мусора и смазка подшипника производится при разборке корпуса.

Разборка шуруповёрта

Самостоятельный ремонт шуруповёрта возможен только в том случае, если пользователь обладает определёнными навыками и знаниями. При таком условии, а также аккуратности, терпеливости и сосредоточенности вполне возможно самостоятельно починить инструмент. Далее будут рассмотрены виды поломок, которые вы можете устранить своими руками.

При разборке инструмента лучше следовать такому алгоритму:


Видео: разборка шуруповёрта «Интерскол»

Проблемы с электрикой шуруповёрта

Главные симптомы неполадок, возникающих чаще всего по вине электрических компонентов:

  1. Шуруповёрт не включается.
  2. Реверсный режим не переключается.
  3. Нет контроля числа оборотов.

Если шуруповёрт не включается, в первую очередь нужно проверить аккумулятор. Поставьте прибор на зарядку. Если это не помогло, неполадку нужно искать методом исключения. Измерьте мультиметром напряжение на аккумуляторной батарее. Оно должно соответствовать величине, указанной на её корпусе. Если оно ниже, то нужно определить причину - это либо аккумулятор, либо зарядное устройство.


Для выяснения причин неполадок электроники шуруповёрта потребуется универсальный прибор - мультиметр

Зарядное устройство также проверяется мультиметром:

  1. Оно включается в сеть.
  2. Измеряется напряжение холостого хода на клеммах. Показания мультиметра должны незначительно превышать (на 1–2 В) номинальное значение напряжения аккумулятора.
  3. Если напряжение отсутствует, причина неисправности в блоке зарядки. Для того чтобы его починить, нужно хорошо разбираться в электронике. В ином случае придётся покупать новое устройство.

Если зарядное устройство работает, значит, неисправен аккумулятор:


Важно, чтобы соблюдалось соответствие ёмкости и вида нового элемента с параметрами остальных. К примеру, если вы меняете элемент типа NiCd (никель-кадмиевый аккумулятор), то устанавливать вместо него нужно такой же.

Если неполадок в зарядном приборе и аккумуляторе нет, а включение инструмента всё равно не происходит, то нужно разобрать шуруповёрт. После разборки выполняем следующее:


Проблема часто решается зачисткой клемм от пыли и грязи, из-за которых мог пропасть контакт. Эти участки можно аккуратно и тщательно почистить наждачной бумагой. Здесь важно не спешить, иначе все элементы разлетятся, а на их сборку уйдёт довольно много времени.

Похожие операции проводятся и при проблемах с реверсом:

  1. Один щуп мультиметра ставится на вход кнопки, второй - на её выход или на контакт двигателя.
  2. Переключается кнопка реверса.
  3. Если показания прибора не изменились, значит, переключатель реверса в порядке. Если же мультиметр ничего не показывает, контакты реверса следует почистить.

Если нарушений в цепях подачи питания нет, но инструмент не функционирует, следует осмотреть щётки двигателя. Их замена должна проводиться, когда они по длине истёрлись на 40% и более. Замена щёток требует аккуратности, наличия запасных частей и определённых навыков. Иногда бывает проще заменить весь двигатель в сборе.

Если вы решили заменить щётки самостоятельно, это рекомендуется делать в следующей последовательности:


Если проблем со щётками нет, нужно проверять другие компоненты двигателя. Отсоедините провода, идущие от кнопки к двигателю. Затем мультиметром измерьте сопротивление на контактах. Если оно равно нулю, то оборвалась обмотка и требуется перемотка или замена двигателя.

Стоит также проверить обмотки якоря. Для этого измерьте сопротивления на парах соседних коллекторных пластин по всей окружности. Оно должно быть равно нулю. Если это не так, якорь (или весь двигатель) нужно заменить.

Ремонт механической части шуруповёрта

Симптомы неисправности механических частей шуруповёрта:

  1. При работе прибор стал издавать посторонние звуки.
  2. Инструмент стал сильно вибрировать.
  3. В зажимном патроне наблюдаются биения.
  4. Шуруповёрт включается, но в дальнейшем его клинит.

Посторонние звуки появляются из-за износа втулок или якорного подшипника. Разберите и осмотрите состояние двигателя, подшипника и втулок. Вращение якоря должно быть лёгким, без заметного сопротивления, шумов и стука. Неисправные детали нужно заменить.

Самые распространённые неполадки редуктора:


Обычно редуктор ломается, если вы работаете с инструментом очень долго и подвергаете его очень большим нагрузкам. В таких случаях происходит сильная вибрация инструмента.

Видео: ремонт редуктора шуруповёрта

Основные неисправности и ремонт патрона

Осмотр и ремонт патрона начинают с его демонтажа. Для этого используют шестигранник на «10».


Видео: как снять быстрозажимной патрон за 1 минуту

Чтобы разобрать патрон, нужно снять заглушку в его основании. Заглушка может быть металлической или пластиковой. Пластиковая деталь аккуратно поддевается ножом, металлическую нужно выбивать, зажав в патрон большой болт и ударяя по его головке молотком в направлении от кулачков.


Необходимо отметить, что приобрести такие детали, как кулачки или конусную гайку, довольно сложно. Поэтому можно попробовать снять их с другого неисправного патрона, если он есть под рукой. В противном случае проще купить новый патрон в сборе.

Когда единственным выходом остаётся замена патрона, «обновку» для шуруповёрта нужно подбирать внимательно. Здесь важно не ошибиться с типом, потому что существует несколько разновидностей патронов:

  • с ключом;
  • без ключа;
  • быстрозажимные.

Отправляясь в магазин, не забудьте взять с собой старый патрон, чтобы иметь возможность обратиться за консультацией специалистам.

Чтобы новый патрон долгое время зажимал насадки ровно, нужно правильно его зафиксировать. Иначе на высокой скорости биение обеспечено. Именно для этого в патроне имеется винт в самом центре - тот самый, с левой резьбой.

Случается, что патрон заклинивает, и он не отворачивается при помощи описанного метода. Тогда инструмент фиксируют в тиски так, чтобы шпиндель не вращался, и с нажимом отворачивают патрон ключом.

Видео: ремонт патрона шуруповёрта

Шуруповёрт включился и заглох

Одним из признаков неисправности редуктора является прерывистая работа двигателя. То есть двигатель запускается и сразу глохнет. Здесь нужно исследовать штифт: из-за него сателлиты не передают усилие на основной вал.


Задымление, слишком обильная смазка и прочие неисправности

Очень важно не переусердствовать со смазкой. Если масло попадёт в двигатель или на щётки, то при работе инструмент может задымиться. В этом случае его нужно сразу же выключить. Через 10–15 минут можно разобрать двигатель и тщательно его протереть.


Для смазки шуруповёрта лучше всего использовать оригинальное средство от производителя

Причиной дыма может стать не только излишняя смазка. В двигателе также могут замкнуться витки ротора. В этом случае нужно снять двигатель, прокрутить его на холостом ходу и измерить мультиметром проходящий через него ток. Если его значение не укладывается в диапазон 1,5–2,5 А, то двигатель нужно менять. В этом случае нужно извлечь из него родную шестерню. Для её снятия нужны две тонкие пластины, которые устанавливают внизу в качестве опор. Затем с помощью небольшого штыря выдавливают шестерню.

В качестве пластины можно применить уголок с полкой шириной 2 см:


При снятии двигателя нужно проверить наличие смазки в подшипниках. В него разрешается капнуть немного масла при помощи шприца. Капать нужно с каждой стороны. Важно также посмотреть, нет ли остатков металлической стружки между ротором и магнитными элементами.

Видео: как снять шестерню с двигателя от шуруповёрта

Проблем с шуруповёртом может быть много, если его беспощадно эксплуатировать, не содержать в подходящих условиях и не следить за его важными узлами. Для того чтобы реже ремонтировать инструмент, обеспечьте ему минимальный уход: не перегружайте его сверх его возможностей, периодически смазывайте все трущиеся детали, храните аккумулятор в разряженном состоянии. Никель-кадмиевые и никель-металлгидридные аккумуляторы требуется периодически заряжать. Ну а если прибор всё же вышел из строя, воспользуйтесь рекомендациями, приведёнными в этой статье.

  • Распечатать

Ремонт любой техники подразумевает разбор. Шуруповерт - это распространенный агрегат, он имеется в каждом доме. Его поломка происходит в любой момент и не всегда есть возможность обращаться к мастеру. Как разобрать шуруповерт? Без этого не обойтись в процессе ремонта. Все агрегаты имеют идентичное устройство, поэтому принцип работ примерно одинаковый.

Поломки и устройство

Перед тем как разобрать шуруповерт, стоит изучить его устройство. Сюда входит ряд функциональных узлов:

Каждый узел расположен в корпусе из прочного материала. Есть кнопка управления, ручка, место под аккумулятор. В продаже присутствуют агрегаты, способные работать лишь от розетки. Выполняя запуск на низких оборотах, появляется писк. Это нормальное явление. Выполняя работу, не стоит беспокоиться о том, что он пришел в негодность.

Существует трещотка, задача которой - ограничить вращение при движении патрона. Месторасположение понять просто - кольцо подвергается вращению. Она помогает понять, насколько глубоко заходит болт или саморез. Если работа ведется с мягким материалом, то крепеж туда западает, иногда проходит насквозь. Задача трещотки - содержать инструмент в рабочем состоянии и не допускать срезание шляпок саморезов.

Увеличение цифры позволяет сделать обороты частыми. Нужный выбор делается в зависимости от работ. Часто на шуруповерте есть иконка в виде сверла, значит, эта функция применима в работе. При переключении обороты становятся максимальными.

Какие поломки встречаются?

Перед тем как разобрать шуруповерт, каждый должен изучить информацию о том, какие поломки встречаются чаще всего. Условно каждый инструмент, независимо от марки, имеет типовые поломки. Стоит выделять:

  • Сбои в работе аккумулятора.
  • Поломка щеток.
  • Западают кнопки.
  • Патрон вибрирует или бьет.
  • Не происходит включения, выключения.
  • Нестабильная работа.

Справиться с такими нарушениями каждый человек в состоянии сам, но только если есть опыт работы с измерительными инструментами и паяльником. Больше сложностей возникает при поломке редуктора или двигателя. В такой ситуации лучше обратиться в сервисный центр. Процедура ремонта шуруповерта своими руками имеет несколько основных этапов. Инструкция должна стать основой.

Как отремонтировать?

Перед тем как разобрать шуруповерт, стоит примерно прикинуть, в чем проблема. После убирается корпус, основные узлы разъединяются. Не стоит нарушать правильность действий:

  • Убирается батарея.
  • Выкручиваются винты, фиксирующие корпус. В нем их много, поэтому внимательно убирается каждый шуруп, чтобы не сломать корпус.
  • Отсоединяют верх. Следует извлечь весь внутренний набор.
  • Демонтируют кнопку. Это самое сложное, потому что она фиксируется к основной двигательной системе проводами. Их нельзя рвать и ломать.
  • Извлекают переключатель скоростей.
  • Демонтируют редуктор, двигатель, муфту, патрон. Чаще всего приходится откручивать фиксирующие винты, нельзя пропускать ни один.

Таким образом разбирается шуруповерт «Вихрь» и другие. Разница между системами незначительная - инструкция подходит под каждую модель. После этого начинается ремонт.

Восстановление патрона

Деталь в зависимости от марки имеет различное крепление к валу. Способов немного:

  1. Конусом Морзе.
  2. Наличие резьбы.
  3. Резьба и винт для фиксации.

На нижней части корпуса электроприбора есть полезная информация. Инструкция должна быть под рукой. Как разобрать резьбовой патрон:

  • Разжать зажимы.
  • Извлечь винт, выкрутив по часовой стрелке.
  • Шестигранник фиксируется в патрон и прижимается (следует запустить или ударить по агрегату). Так проще выкрутить деталь.

Для разбора патрона стоит убрать заглушки, в зависимости от материала (пластик это или металл) выбирается инструмент. Проблем с этой составляющей много:

  • Болты фиксируются неровно.
  • Зазор между битой и кулачком.
  • Кулачки неправильно выходят.

Последовательность

Ремонт выполняется строго по инструкции, любые отклонения приводят к новой поломке:

  • Патрон следует разобрать.
  • Демонтируется конусная гайка (она двуполая).
  • Следует снять зажимные кулачки, выкрутив их.
  • Просмотреть резьбу на крепежах. При поломке детали меняют.
  • Патрон собирается. Нужно запоминать последовательность раскручивания, чтобы при восстановлении не ошибиться.

Когда резьба на кулачке или гайке разрушается, то приобрести деталь сложно. Единственный выход - снять с другого инструмента. Часто когда патрон ломается, его полностью меняют. У шуруповерта «Вихрь» процедура разбора идентична. Выбирая новую деталь, старая должна быть в наличии для примера.

Ремонт редуктора

В его составе имеется:

  • Шестерни.
  • Водила.
  • Сателлиты.

Для изготовления используют два материала - пластмасса, металл. Чтобы произвести ремонт, нужно знать, как снять редуктор шуруповерта. Шестерня имеет цилиндры, у которых зафиксированы внутренние зубья по всему периметру. И уже по ним идет движение сателлита. Двигатель передает вращательный процесс и работа начинается. После обнаружения поломки, стоит произвести разбор:

  • Выполнить демонтаж патрона.
  • Убрать все фиксирующие крепежи на корпусе.
  • Отсоединить провода, идущие от редуктора к двигателю.
  • Снять пластины.
  • Вытащить каждую деталь, находящуюся в корпусе. Обязательно соблюдать последовательность.
  • Чтобы разобрать сам редуктор на две части, убираются крепежи.
  • Проверить пружину, чтобы передача проходила быстрее.
  • Убрать стопорное кольцо, шайбу, подшипник (это разбор муфты).
  • Выполнить снятие вала.

Как разбирать и собирать шуруповерт? Чтобы сборка не вызвала сложностей, каждая деталь располагается по порядку. Когда работа шуруповерта сопровождается непривычными шумами, поломка редуктора дает такое изменение. После разбора станет видно, что пришло в негодность. Замене обычно подлежат подшипники и опорная втулка. Если после запуска двигатель останавливается, придется заменить водило или редуктор. Если изнашивается шестеренка, ведется работа с редуктором. Поломок хватает, но иногда достаточно разобрать и смазать. Не стоит делать лишнего, иначе работа станет в дальнейшем некачественной.

Нарушение кнопки

Когда эта деталь выходит из строя, наблюдается следующее:

  • Несанкционированное движение.
  • Аппарат не включается.
  • Нет постоянства в работе.

От кнопки идет несколько проводов к разным комплектующим - батарее и двигателю. Нужно точно знать, что проблема в ней:

  • Проверяется напряжение, его не должно быть в кнопке.
  • Снимается батарея и убирается верхний кабель двигателя из самой кнопки.
  • Двигатель включается напрямую. При отсутствии сбоев в работе, кнопка вышла из строя.

Как разобрать кнопку шуруповерта?

Инструкция несложная:

  • Избавляться от соединяющего провода не стоит. Демонтируется нижняя часть кнопки.
  • Убрать защитную заслонку. Для этого потребуется отвертка. Ей поддевают и убирают, снимают крышку отсека. Если на контактах нагар, его убирают. Часто она вообще сгорает, тогда подвергается полной замене.
  • Зафиксировать пружинку, чтобы вытащить включающий механизм. Внутри может быть пыль. Она мешает правильной работе. Все хорошо прочищается.
  • Еще одна поломка - транзистор. Контакты зачищаются, дальше прибор собирается. Транзистор подвергается замене, после сбора выполняется проверка на работоспособность.

В зависимости от причины поломки и проводят разбор шуруповерта. Нет необходимости делать лишних процессов, иначе обратно все вернуть не получится.

Шуруповерты модели «Зубр» от отечественного производителя сегодня широко распространены на российском рынке. Модель является популярной у нашего населения. В этой статье мы рассмотрим, как правильно разобрать инструмент, опишем основные его неисправности, а также дадим вам несколько советов и подсказок по ремонту собственными руками этого продукта отечественной промышленности.

Как разобрать шуруповерт «Зубр»

Чтобы разобрать шуруповерт, вам потребуется отвертка и немного времени. Процесс разборки инструмента должен выглядеть следующим образом:

  • В первую очередь вы должны открутить винты крепления корпуса, в котором установлен аккумулятор.
  • Затем вам следует открутить крестовой отверткой винты, которые соединяют половины корпуса инструмента.
  • После этого следует извлечь содержимое, находящееся внутри корпуса.
  • Потом отсоединяем кнопку реверса.
  • Аккуратно снимаем переключатель скоростей.
  • В конце работы откручиваем болты, соединяющие двигатель и редуктор.

Отдельно стоит поговорить о разборке такого важного элемента инструмента, как аккумулятор.

Следует обратить внимание на то, какой корпус перед вами: разборный или безразборный. В первом случае вам просто нужно раскрутить скрепляющие винты, во втором придется убрать клеящее вещество и поддеть отверткой получившуюся щель между половинками корпуса. После этого вам следует отделить аккумуляторные банки.

Ремонт шуруповерта «Зубр» своими руками

В этом абзаце мы кратко рассмотрим основные неисправности шуруповерта, возникающие как в части конструктивных элементов, так и электрической части.

Проверять контакты и электрические цепи инструмента придется в случае, если:

  • невозможно включить шуруповерт;
  • отсутствует возможность переключения реверсного режима;
  • нельзя регулировать число оборотов рабочего органа инструмента в минуту.

Обнаружив в устройстве эти неисправности, первым делом стоит обратить внимание на такой важный элемент, как аккумулятор. В самом простом случае вы отделаетесь банальной зарядкой аккумулятора. В остальных же придется использовать мультиметр для более точного обнаружения проблемы. Измеряется напряжение на батарее аккумулятора. При его несовпадении значений с теми, которые указаны на корпусе, неисправными могут быть либо аккумулятор, либо зарядное устройство. Блок зарядки проверяется с помощью мультиметра. Должна проверяться каждая батарея, входящая в состав аккумулятора. При нахождении неисправных батарей они должны быть заменены на новые аналогичной емкости.

При ремонте кнопки пуска вам понадобятся некоторые знания в области электроники и радиотехники, а именно: умение читать схемы, навыки пайки. Пристальное внимание при разборке этого элемента следует обратить на потемневшие или обуглившиеся контакты, клеммы, при необходимости зачистить их шлифовальной шкуркой. Полная замена системы пуска возможна при невозможности регулировать обороты рабочего органа кнопкой. Это можно наблюдать в том случае, если при различном усилии нажатии на кнопку обороты изменяются не синхронно этому усилию.

Кнопка переключения или реверса при поломке может быть отремонтирована самостоятельно. Процесс ее ремонта аналогичен ремонту кнопки пуска. Следует обратить внимание на состояние контактов и клемм конструкции.

Как снять патрон с шуруповерта «Зубр»

Патрон является одним из самых подверженных износу элементов конструкции шуруповерта, поэтому он разбирается чаще других деталей. При его разборке вам следует обратить внимание на то, каким способом закреплен патрон. Всего выделяют три способа крепления. Самый простой и старый из них – это при помощи конуса Морзе. При таком способе совпадает конусность патрона и вала. Снимается такой патрон при помощи легких ударов молотка по корпусу. Второй способ заключается в креплении патрона с помощью резьбы, когда он навинчен на резьбу конца вала. В таком случае порядок действий будет несколько другим.

  • Выкрутить по направлению движения часовой стрелки винт, закрепляющий патрон.
  • Затем следует зажать шестигранный ключ, предварительно вставив его в патрон, в тисках, надеть на него накидной ключ и ударить по нему молотком. Патрон должен сместиться.

В тех случаях, когда патрон не поддается такому воздействию, нужно сделать следующее. Требуется вытащить редуктор, а вместе с ним и шпиндель, после этого весь узел зажать в тисках и с помощью трубного ключа демонтировать патрон.

В этой статье мы кратко осветили возможные проблемы, возникающие при эксплуатации шуруповерта «Зубр», рассмотрели основные неисправности, а также разобрали способы их устранения. Надеемся, что время, которое вы потратили на прочтение этой статьи, пошло вам на пользу.

Статьи по теме: