Как выпустить воздух из старой батареи. Как спустить воздух из батареи – возможные варианты

Система отопления нуждается в постоянном контроле. Нередко в ней возникают воздушные пробки, которые нарушают ее функционирование и могут стать причиной аварийной ситуации. Чтобы избежать этого, необходимо знать способы, которые помогут спустить воздух из батарей. Благодаря этому можно повысить качество обогрева помещений и устранить неприятные звуки, которые часто появляются в таких случаях.

    Показать всё

    Причины завоздушенности

    Хоть отопительная система герметична, в ней довольно часто скапливается воздух. Особенно часто эта проблема наблюдается в многоквартирных и частных домах в первые дни отопительного сезона. Основными причинами, провоцирующими ее, считаются следующие:

    В некоторых случаях завоздушивание связано с составом воды. Для устранения проблемы необходимо установить специальный фильтр. В частных домах часто используются пластиковые трубы , поэтому появление воздушной пробки может свидетельствовать об использовании при монтаже некачественных барьерных клапанов.

    Признаки и опасность воздушных пробок

    Некоторые утверждают, что развоздушить батарею в квартире или частном доме перед началом отопительного сезона необязательно, но это мнение ошибочно. Если сделать тепловой снимок радиатора, в котором присутствуют пузырьки воздуха, можно увидеть, что места их скопления имеют низкую температуру. На ощупь же они холодные.

    Именно поэтому при завоздушивании системы эффективность отопления заметно падает. Даже когда на улице температура не опускается ниже -3 °C, в помещении будет прохладно. В частном доме при работе отопительного котла также наблюдается низкая теплоотдача, связанная с наличием воздуха в радиаторах или трубах.

    Владелец дома при попытках запустить работу отопительной системы может слышать журчание и бульканье в батареях, которое свидетельствует о необходимости провести спуск воздушных масс. В некоторых случаях звуки бывают более резкие и напоминают стук по металлу деревянной палкой. Необходимо срочно исправить это, поскольку возможно нарушение функционирования котла. Если никаких признаков нет, но радиаторы все равно нагреваются неравномерно, можно постучать по ним в разных местах металлическим предметом. В области скопления воздушных масс звук более звонкий и высокий.

    При наличии большого количества воздуха насос, помогающий заполнять отопительную систему водой, просто не может протолкнуть ее в трубы. При этом появляется более резкий и громкий стук. Это нередко приводит к выходу из строя не только насоса, но и котла, поскольку последний перегревается из-за отсутствия нормальной циркуляции теплоносителя.

    Кран на батарею - для спуска воздуха и слива воды.

    Помимо этого, металл батарей и труб при длительном контакте с воздухом начинается истончаться, появляются участки коррозии, которые постепенно выводят приспособление из строя. Стоит также учитывать, что постоянное и неравномерное нагревание материала вредит системе и провоцирует аварийные ситуации. Именно поэтому рекомендуется спустить воздух из радиаторов отопления при появлении первых признаков пробок.


    Способы решения проблемы

    Сегодня существует несколько способов, которые помогают выпустить воздух из батареи отопления. В квартирах и частных домах такой процесс может отличаться. Как правило, это связано с принципом работы системы в доме, а в многоквартирных зданиях централизованное отопление функционирует одинаково.

    Для работы понадобится специальный разводной ключ. Если же радиатор нового поколения (биметаллический или алюминиевый), тогда подойдет обычная отвертка. Стоит держать поблизости достаточное количество тряпок, а также широкий таз, поскольку вытекание воды неизбежно. После этого можно приступать к спуску воздушной пробки, используя один из популярных методов.

    Кран Маевского

    В квартирах часто используют кран Маевского. Он представляет собой своеобразный клапан игольчатого типа, расположенный на батарее сверху. Выпускаются модели с пластиковой рукояткой и без нее. В первом случае инструменты не понадобятся. При работе с краном нет необходимости перекрывать весь стояк и ждать остывания теплоносителя. Это приведет к снижению рабочего давления. Для спуска воздуха необходимо выполнить следующие манипуляции:

    Далее необходимо закрыть кран. Если манипуляция проводилась в квартире, система самостоятельно заполняется теплоносителем. В частном доме необходимо снова ее заполнить в случае, когда насос включается вручную.

    Автоматический воздухоотводчик

    Такую систему называют поплавком, она полностью автоматическая и не требует вмешательства человека. Воздухоотводчик устанавливается на радиатор в горизонтальном или вертикальном положении, реагирует на количество теплоносителя и при скоплении воздушных масс спускает их. При уменьшении количества воды он опускается и автоматически открывается клапан, выпускающий пробку. Это очень удобно и исключает различные аварийные ситуации.

    #86. КАК ВЫПУСТИТЬ ВОЗДУХ ИЗ РАДИАТОРА ОТОПЛЕНИЯ?

    Однако у приспособления есть недостаток - оно очень чувствительно к химическому составу теплоносителяи при наличии большого количества вредных примесей быстро выходит из строя. Избежать этого помогут специальные фильтры для воды и регулярная замена уплотнительного кольца.

    Автоматический воздухоотводчик считается идеальным вариантом для частного дома, поскольку не требует повторного запуска системы и слива большого количества воды. При правильной эксплуатации может прослужить долго.


    Заглушка на батарее

    Предыдущие способы актуальны при условии, что в квартире или доме установлены современные радиаторы. Однако во многих зданиях исправно работают чугунные батареи. Правильно спускать воздух из них проблематично из-за отсутствия крана Маевского. Вместо него на радиаторах установлены специальные заглушки, зафиксированные краской и паклей. Для того чтобы стравить воздух, необходимо выполнить следующие действия:

    Закручивать заглушку нужно осторожно, но крепко. Рекомендуется дополнительно обмотать резьбу специальной лентой, которая поможет избежать утечки теплоносителя. Только после фиксирования разрешается снова открыть кран, подающий воду в систему. Такой метод редко используется в домах и требует определенных навыков. В случае их отсутствия лучше обратиться к специалисту.

    В частном доме

    Во многих домах установлены Маевского, поэтому при завоздушивании системы можно использовать такой же метод, как и в многоквартирном здании. Однако обычно такие приспособления отсутствуют, из-за чего единственным способом станет спуск через расширительный бак.

    Такое устройство является обязательным элементом любой отопительной системы в доме. Оно может быть открытого и закрытого типа. Первый вариант более прост в эксплуатации, а завоздушивание системы обычно означает снижение уровня воды в емкости. Для устранения проблемы достаточно восполнить недостающее количество жидкости.

    Если же отопительная система имеет бак закрытого типа, единственным решением проблемы будет спуск воздуха через радиаторы. Перед этим рекомендуется попробовать полностью заполнить систему так, чтобы из контрольной трубы, выходящей из бака, вылилось не менее 10 литров воды.

    После этого необходимо снова запустить систему. Если проблема не устранилась, рекомендуется спускать воздушные массы из батареи, следуя общим рекомендациям. Стоит отметить, что в отопительных системах старого образца воздух в радиаторах может появиться при интенсивной работе отопительного котла.

    Особенно часто это наблюдается при установке твердотопливных моделей без встроенного термостата. Вода нагревается чрезмерно, начинает выкипать и выливаться через контрольную трубу расширительного бака. В результате он пустеет и при наличии щелей, нарушающих герметичность, начинается поступление воздушных масс в систему. Спускать воздух тогда можно любым из перечисленных способов, но до этого необходимо устранить отверстия или щели. В противном случае спуск придется повторять регулярно.

    Как стравить воздух из системы охлаждения Ауди 80 . [ @ 2015 ]

    Методы профилактики

    Для того чтобы постоянно не спускать воздух из радиаторов, необходимо при запуске отопительной системы выполнять все действия правильно. Открытый тип системы предусматривает самостоятельное заполнение труб теплоносителем. Для этого следует открыть все вентили, обеспечивая беспрепятственное движение воды.

    Напор должен быть не слишком большим. Рекомендуется обратить внимание на сливной вентиль, который необходимо закрыть при наполнении радиаторов. Если система отопления закрытого типа, алгоритм несколько отличается. Первым шагом будет закрытие всех вентилей, за исключением того, что запускает воду. Далее следует подключить насос, обеспечивающий стабильное давление в трубах. Следующим шагом будет заполнение системы теплоносителем. Только после этого следует спускать воздух из радиаторов с помощью крана Маевского.

    Воздух в батарее - распространенная проблема в домах и квартирах , препятствующая нормальному обогреву помещения. При выполнении рекомендаций специалистов справиться с ней сможет обычный человек без профессиональных навыков.

Некоторые жильцы время от времени задаются вопросами: как спустить воздух из батареи и зачем это делать?

Следует знать, что если на некоторых участках радиатор холодный, то это значит, что в отопительном приборе скопился воздух, который мешает его исправной работе.

Но перед началом работ надо узнать, действительно ли в радиаторе появилась воздушная пробка, которую нужно стравливать?

Шаг первый: диагностика

Однако и полностью холодная может указывать не только на скопление воздуха, но и на ряд других проблем:

  • на поломку водонагревателя могут указать чересчур горячие или слишком холодные батареи в помещении;
  • нестабильная температура указывает на засор некачественным теплоносителем – водой;
  • выяснить, есть ли в отопительной системе утечка, поможет тщательный осмотр поверхности пола под радиатором: если под ним скопилась вода, то необходимо срочно вызывать профессионалов либо попробовать решить проблему самостоятельно (отключить нагрев и затянуть гайку на выпускном клапане);
  • поговорите с соседями – возможно, общедомовой отопительной системе не хватает мощности. Это легко выяснить: если радиаторы жителей верхних этажей холодные, а соседи с первого жалуются на кипяток в трубах, то это говорит о явной нехватке напора в отопительной системе.

Если выяснилось, что в батарее отопления скопился воздух, то стоит прояснить, каким путем он туда попал:

  • некачественное соединение элементов трубопровода;
  • во время монтажа системы отопления допущены ошибки – например, кран Маевского стоит не на каждом радиаторе;
  • изначально отопительные приборы были неправильно заполнены теплоносителем;
  • воздухосбрасывающий клапан неисправен;
  • элементы деталей трубопровода негерметично соединены либо покрыты трещинами.

Как выгнать воздух из отопительного прибора? Решить проблему поможет сантехник из местного ЖЭКа или «муж на час».

Однако на практике встречаются и более запущенные случаи, когда вопрос о том, как нужно правильно стравить лишний воздух из батарей, встает особенно остро и требует немедленного решения.

Например, если в помещении есть несколько алюминиевых батарей. Благодаря взаимодействию материала и некачественного теплоносителя происходит химическая реакция, во время которой выделяются кислород или водород.

Именно эти газы способны образовать воздушную пробку. Обнаружить ее можно и при ручном осмотре, прочувствовав холодный полый участок.

После нахождения примерного расположения пробки необходимо немного открыть ближайший кран. Главное, чтобы выпустить воздух, нужно действовать осторожно.

Спасаем радиаторы в квартире

Как убрать воздух? Для начала следует позаботиться о правильном подборе инструментов.

Итак, для работы вам потребуется радиаторный ключ, с помощью которого можно открыть клапан радиатора, расположенный на внешней стороне отопительного прибора, отрегулировать его и поможет радиаторный ключ.

Продается этот инструмент в каждом строительном магазине. Главное – подобрать правильный размер. Впрочем, в некоторых домах установлены радиаторы, чей клапан легко открывается обычной отверткой, которая есть в каждом доме.

Итак, у вас дома должны быть радиаторный и гаечный ключи и отвертка, чтобы открыть клапан.

Если в радиаторе стал скапливаться воздух, то выгонять его придется достаточно долгое время, поэтому необходимо обезопасить себя от травм – например, ожогов.

Для этого важно отключить систему центрального отопления – сделать это можно по заявке в ЖЭК либо самостоятельно.

В противном случае в работающей отопительной системе скопится еще больше воздуха. Итак, как правильно стравить накопившийся воздух из домашней батареи?

После отключения системы отопления дождитесь, пока радиатор полностью остынет.

Необходимо убедиться в полном открытии впускного и выпускного клапанов: для этого нужно вставить в клапан радиаторный ключ или отвертку и аккуратно провернуть его несколько раз против часовой стрелки.

Безошибочно на выход воздуха укажет тихий шипящий звук, который вы и должны услышать.

Постепенно батареи будут заполняться теплоносителем, который поступает через трубы системы отопления, а воздух – вытесняться.

Обратите внимание на капли, стекающие с клапана, – когда их станет больше, а из батареи польется вода под сильным напором, это значит, что вы стравили весь лишний воздух.

Теперь нужно закрыть клапан поворотом по часовой стрелке и убедиться, что не осталось протечек. Уберите лужи, образовавшиеся под батареей, и повторите аналогичную процедуру для всех радиаторов.

Помните, что главное – профилактика. Поэтому даже если проблемы только с одной батареей, то проверить следует все.

Да и в целом, стравливать воздух нужно несколько раз в год, особенно если в квартире установлены чугунные приборы отопления – эта процедура поможет увеличить срок их службы.

Не забудьте после работы проверить давление в бойлере, расположенном в подвале: после того как был выпущен воздух из радиатора в одной квартире, снижается общий показатель давления отопительной системы во всем доме.

Если цифры слишком низкие, то тепло может не попасть в квартиры соседей, проживающих на верхних этажах, – системе просто не хватит мощности. Восстановить баланс поможет просто добавление воды в бойлер.

Универсальные способы для частного дома

Спускать воздух из радиатора отопления квартиры и проводить аналогичную операцию за городом – задача не из простых. Но что делать – придется попотеть!

Для сброса воздуха нужно заполнить трубы теплоносителем вручную, таким образом, вытеснив лишнее.

Для работы потребуются проточная вода, которая попадет в дом с помощью уличного шланга, и немного времени.

Постоянно скапливается воздух в трубах? Чтобы удалить все лишнее, откройте кран подпитки и не злоупотребляйте сильным напором.

Следите за равномерным наполнением труб.

Помните о том, что сильный водопроводный напор приведет к образованию в воде повышенного количества растворенного кислорода, который впоследствии стравить будет гораздо сложнее.

Есть ли еще способы, как выпустить воздух из батареи?

  • перекройте подпиточный кран;
  • воспользуйтесь специальным инструментом – краном Маевского, чтобы открыть каждый клапан, отсекающий котел;
  • во время заполнения котла клапан для сброса воздуха будет немного шипеть;
  • после сброса воздуха необходимо увеличить уровень воды в баке до отметки в две трети;
  • когда удаление закончено, включите котел, чтобы убедиться что отопительный прибор работает стабильно, а радиаторы равномерно прогреваются;
  • если какие-то участки радиатора остаются холодными, то их необходимо повторно подвергнуть процедуре развоздушивания;
  • за работой системы, после того как был выпущен воздух, нужно следить около недели.

Спустить воздух из батареи отопления, установленной в системе закрытого типа, одному невозможно.

Для такой работы потребуется помощник: один будет следить за тем, как заполняется трубопровод и показаниями уровня давления, а другой – выпускать воздух в момент, когда показания манометра достигнут необходимой отметки.

Когда на экране установится отметка в 2 Бара, подпитку необходимо отключить: помощнику нужно в этот момент открыть краны Маевского, а другому человеку – продолжить заполнение системы теплоносителем.

Кроме того, убирать воздух из отопительных систем закрытого типа помогает и установка специальной мембраны расширительного бака, которая находится под стабильным давлением.

Когда происходит выпуск воздушной пробки, то ее место постепенно занимает теплоноситель, который проталкивает мембрана.

Впрочем, такой стандартный способ работает далеко не всегда. Сложность стравливания в том, что воздух может попасть в самое неудобное место – например, колено радиатора.

В такой ситуации его придется буквально «выдавливать», увеличивая температуру в отопительной системе и регулируя давление практически до максимальных значений.

Если такая процедура не принесла результата, то выгонять стравливающий воздух придется через разъемное отделение. Соблюдайте технику безопасности, в противном случае можно легко обжечься или затопить весь дом.

Если отопительная система выполнена из полипропиленовых материалов, то проще полностью слить теплоноситель, а затем правильно заполнить радиаторы.

Подводим итоги

Причин, почему в системе отопления происходит завоздушивание, достаточно много. Так, радиаторы могут выйти из строя из-за некачественного теплоносителя, в составе которого есть примеси и взвесь – клапаны просто засорятся, а заметить это сразу нелегко.

Поэтому особенно важно периодически промывать приборы отопления и проверять исправность клапанов. В противном случае остыть батареи могут в самый неподходящий момент – например, зимой.

Впрочем, и завоздушенность сама по себе не так безобидна, как может показаться. Оказывается, остывшая комната и холодные батареи – не самое страшное.

Намного хуже то, что из-за наличия воздуха внутри радиатора он легко подвергается коррозии, что приводит к сокращению срока службы.

Если вы проживаете в частном доме и отопительная система автономная, то котел вынужден работать «вхолостую», гоняя по отопительной системе воздух, а не теплоноситель, в результате чего увеличивается износ подшипников, и насос выходит из строя.

Проще, конечно же, предотвратить возникновение воздушных пробок – для этого батареям следует уделить пристальное внимание во время ремонта.

Нужно использовать только качественные радиаторы от проверенных производителей или установить на каждый радиатор кран Маевского, чтобы в любой момент легко стравить воздух из конкретного отопительного прибора.

Можно использовать автоматический воздухоотводчик, который сможет контролировать работу всей отопительной системы в автономном режиме.

Кроме того, установите дополнительные вентили, выпускающие лишний воздух на извилистых участках отопительного прибора – в местах загибов и поворотов, ведь именно здесь чаще всего образовываются пробки.

Если статья не помогла ответить на вопрос о том, как быстро стравить воздух из батареи правильно, просмотрите видео по теме.

Начало сезона отопления в некоторых ситуациях сопровождается таким явлением, как воздушные пробки. Сантехник не всегда может появиться своевременно, ведь такая необходимость может возникнуть в частном доме вдалеке от цивилизации. Поэтому не лишним будет знать, как самому спустить воздух из радиатора отопления.

На основе богатого практического опыта профессиональных специалистов-теплотехников получен ряд рекомендаций, которые могут помочь максимально снизить вероятность появления воздуха в батарее. А также подсказать, что делать, если он там оказался.

Причины появления воздуха

Завоздушивание (так еще называют этот процесс) может произойти по причине человеческого фактора или при нарушении технологии отопительного режима.

Наиболее вероятные причины появления воздушной пробки:

  1. Производство ремонтных работ (сборки и разборки трубопровода), что неизбежно способствует скоплению воздуха.
  2. Нарушения при монтаже отопления угла и направления уклона трубопроводных магистралей.
  3. Сниженное давление в водопроводной системе, при котором уровень воды понижается, заполняя воздухом образовавшиеся пустоты.
  4. Выделение воздушных пузырьков при нагревании воды, которые поднимаются в верхнюю часть трубопровода, создавая там воздушные пробки.
  5. Неправильное наполнение магистрали по скоростному режиму.
  6. Утечка теплоносителя при некачественной герметизации стыков труб, в результате чего в водопроводную систему попадает воздух.
  7. Неисправности в устройствах воздухозабора.

На что влияет воздух

Если в отопительной системе дома происходит завоздушивание, нормальная циркуляция воды нарушается.

Появление воздушной пробки может привести к таким последствиям:

  1. Вибрации труб, ослаблению их стыков и даже разрушению в местах сварки - при длительном воздействии.
  2. Появлению шумов при циркуляции воды.
  3. При образовании в малодоступных местах - к размораживанию всей системы отопления.
  4. Уменьшению (полному или частичному) циркуляции жидкости.
  5. Снижению эффективности процесса отопления и, соответственно, перерасходу топлива.
  6. Сокращению срока службы системы отопления, в том числе по причине преждевременного выхода из строя самого оборудования (при попадании внутрь на металлические части, что приводит к возникновению коррозии).

Воздушные пробки в современной отопительной системе можно сравнить с сырыми дровами, используемыми для печного отопления, - это нерентабельно и технологически вредно.

Как избежать появления воздушных пробок

Если тепловая магистраль изготовлена в соответствии с требованиями ГОСТ и ТУ (технических условий), то появление воздушных масс в ней минимизировано. Еще одно условие для предотвращения этого явления - правильный процесс заполнения системы водой. Он имеет свои особенности для открытого и закрытого отопительных контуров.

Открытый контур

Схема открытого отопительного контура дает представление о том, в каком порядке следует заполнять такую систему водой после промывки. В самой верхней ее точке находится расширительный бак, а в нем - специальный патрубок. Его назначение - защита магистрали от перелива.

Такой контур заполняется следующим образом:

  1. В нижней точке находится запорный кран, с помощью которого происходит подача холодного теплоносителя в контур.
  2. Отопительный котел п еред началом заполнения системы отключается.
  3. После этого начинается заполнение контура. Поступающий кран в нижней части контура открывается таким образом, чтобы затекание теплоносителя шло очень медленно. В цифровом выражении это выражается в пропорции 1:3. Это означает, что кран нужно отвернуть только на одну треть входного диаметра трубы.
  4. Заполнение продолжается до тех пор, пока теплоноситель не потечет через шланг перелива. Затем водопроводный кран закрывается.
  5. Затем на всех радиаторах производится открытие воздухоотводчиков для обеспечения качественного заполнения системы.
  6. Котел снова подключается. Его краны желательно открывать очень медленно.
  7. Следующий шаг - доливание теплоносителя в таком же медленном темпе, при этом расширительный бак заполняется на 60-70 %.
  8. Обязательно выполняется проверка работы отопительной системы.
  9. Происходит включение котла для прогрева.
  10. Проводится обследование радиаторов и труб, чтобы выявить места, где отсутствует или является слабым тепло. Это свидетельствует о наличии пробки в магистрали отопления.
  11. Выявив причину возникновения завоздушивания, процедуру повторяют.

В первую неделю после подключения работа системы внимательно контролируется: уровень воды в расширительном баке, а также состояние радиаторов и труб. В случае необходимости, это позволит оперативно разрешить возникшие проблемы.

Заполнение систем закрытого типа

Подобным образом производят заполнение теплоносителем системы закрытого типа. Воду в нее тоже подают медленным потоком через специальный кран. Выполнить заполнение отопительной системы водой можно своими силами.

Следует действовать по следующей схеме:

  1. Для выполнения процедуры необходим прибор для измерения давления в системе - монометр.
  2. Начинается подача теплоносителя в трубопровод.
  3. Одновременно проводится контроль за давлением. Когда оно достигнет чуть более 1,5 бар, выключается подача.
  4. Теперь можно делать спуск воздуха из всех радиаторов через воздухоотводчики. При этом давление в системе должно начать понижаться.
  5. Дозированно добавляется теплоноситель в контур для поддержания его на нужном уровне.
  6. При полной стравке воздуха и наполнении магистрали теплоносителем давление должно соответствовать норме. Оно зависит от конкретного оборудования - от 1,5 до 2,0 бара.

Оптимально проводить заполнение закрытого контура вместе с помощником.

Технология:

  1. Первый стравливает воздушные массы из радиаторов.
  2. Второй контролирует уровень давления в отопительной системе. При необходимости добавляет или снижает интенсивность подачи.
  3. Первый подает сигнал о выходе воздуха из системы.
  4. Напарник доводит давление до заданного.
  5. Подача прекращается.

Как спустить воздух самостоятельно

Эту операцию можно осуществить разными способами - в зависимости от того, принудительной или естественной является циркуляция.

Выпустить воздух из батареи отопления можно следующими способами:

  1. Из системы с естественной циркуляцией воды воздух удаляется через расширительный бак, установленный в верхней точке трубопровода.
  2. Для принудительной циркуляции спуск воздуха осуществляется через специально предусмотренный для этого воздухосборник, установленный в самой верхней точке. В таком случае подающий трубопровод прокладывают с подъемом по направлению подачи теплоносителя. Воздушные массы, поднимающиеся по стояку, удаляются через воздушные краны, установленные также в верхних точках магистрали.
  3. Во всех случаях обратный трубопровод прокладывается с понижением уровня в направлении слива.

Если стандартные способы удаления пробки не действуют, то увеличив давление в отопительной системе до значения, близкого к максимальному, ее можно выдавить через воздухоотводчики. Если это действие не приведет к освобождению системы, рекомендуется стравливать пробку через ближайшее разъемное соединение.

Воздухоотводчики

Они представлены двумя типами: ручными (чаще всего, кран Маевского) и автоматическими.

Ручные

Кран Маевского получил свое наименование по имени изобретателя. Устанавливается на торце радиатора отопления. С его помощью можно самостоятельно в любое время сбросить лишний воздух.

Цены на кран Маевского

кран маевского

Автоматические

Эти воздухоотводчики предназначены для автоматического сброса воздушных пробок. Это происходит по физико-техническим причинам: воздух под действием давления в трубопроводе через клапан воздухоотводчика выходит наружу.

Данный прибор требует регулярного очищения от микрочастиц ржавчины и постороннего сора, находящихся в любом теплоносителе.

Как стравить воздух из чугунной батареи с заглушкой

На чугунных батареях довольно часто устанавливается простая заглушка, закрученная на паклю, покрытую краской. Убрать ее, чтобы получить доступ к воде, довольно затруднительно, но возможно.

Для этого понадобятся следующие материалы, инструменты и емкости:

  • тазик или ведро;
  • большое количество тряпок;
  • разводной ключ;
  • растворитель для краски.

Перед началом работы желательно перекрыть стояк с целью безопасности, иначе при достаточно резком открытии можно полностью выкрутить заглушку, и воду из батареи тогда будет очень трудно остановить.

Действия по снятию пробки проводятся в следующем порядке:

  1. На пол под заглушку поставить емкость и постелить тряпки на случай утечки теплоносителя.
  2. Растворитель нанести на место, где установлена заглушка, выдержать 15 минут.
  3. После этого аккуратно разводным ключом откручивать по резьбе, пока заглушка не начнет поддаваться. Когда паровоздушная фракция станет стравливаться, будет слышен характерный звук. Признаком того, что воздух ушел, будет отсутствие звука.
  4. Далее обязательно на заглушку наматывается слой «фумки», и она ставится на место.
  5. При желании можно закрасить место стыка заглушки с батареей краской.

Удаление воздуха из радиатора в частном доме

Если есть необходимость выгнать пробки в частном доме, где имеется более одного отапливаемого этажа, развоздушивание радиаторов нужно начинать с самого нижнего уровня и заканчивать верхним.

Для повышения эффективности теплоснабжения дома и увеличения срока службы системы устанавливаются автоматические воздухоотводчики, позволяющие своевременно выпустить воздух из радиатора отопления.

Стоимость ручных и автоматических воздухоотводчиков

Цены на воздухоотводчики для системы отопления зависят главным образом от металла, из которого они изготовлены, от производителя и размера клапана. Стоимость автоматического воздухоотводчика может колебаться от нескольких сотен рублей до нескольких тысяч за приборы импортного производства.

Сравнительная таблица цен основных видов и модификаций.

Номенклатура воздухоотводчика Стоимость в регионах, розничная цена, руб/шт, без НДС Стоимость в Москве, розничная цена, руб/шт, без НДС
Автоматический Броен Баллофикс (Испания) 395,00 373,00
AE32-17 автоматический ДУ 25 (DN 1) PN40 ф 49 850-50 400 49 350
Воздухоотводчик Navien насос Deluxe 13-40K, Deluxe Coaxial 1000-1200 890-1000
Воздухоотводчик ручной FHF-EM (Danfoss) 710-740 705
Воздухоотводчик ручной упрощенный 12,00-15,00 11,50-12,50
Воздухоотводчик ручной, 15, под отвертку 19,75-22,00 18,00-20,00

Чаще всего с не возникает никаких проблем. Но иногда внезапно в доме становится холодно или в радиаторе отопления возникают странные звуки. Что же это может быть? К сожалению, в данном случае налицо наличие воздуха в системе отопления, а значит, необходимо спустить оттуда воздух. Сегодня вы узнаете, как это сделать без крана Маевского.

Завоздушенность в батарее: что это и как определить

Что же такое завоздушенность в отопительной батарее? Под данным понятием подразумевается скопление воздуха, причем чаще всего в верхней части отопительного радиатора. Подобная ситуация становится проблемой и довольно-таки частой для тех, кто живет в многоэтажных домах на одном из последних этажей. Причин возникновения подобной неприятности может быть несколько:

  • Проведение ремонтных работ на участке/на соседних этажах. В случае если в жилом квадрате проводились работы с отопительными трубами, велика вероятность попадания в систему небольшого потока воздуха.
  • Произошла утечка теплоносителя на каком-то из участков (а значит требуется немедленная проверка системы для устранения утечки).
  • Особенность системы теплых полов. Проблема завоздушенности системы – действительно является частой картиной при наличии системы теплого пола, особенно, если она имеет сложную схему и много ответвлений.

Чугунная батарея

  • В воде, имеющей высокую температуру, содержится воздух и чем чаще обновляется в системе, тем выше вероятность возникновения неполадки.
  • Если появление воздушной «пробки» по времени совпадает с пуском общей отопительной магистрали – с большей долей вероятности можно говорить о том, что именно пуск системы стал причиной завоздушенности.

Совет. Если вы проживаете в частном доме, то, в принципе, не стоит сильно волноваться по поводу завоздушенности системы (если она небольшая), Дело в том, что в частных отопительных системах чаще всего теплоноситель меняется крайне редко, а, значит, воздух должен самостоятельно стравиться в течение нескольких дней.

Определить наличие воздушной «пробки» достаточно просто. Например, если температура воды в батарее резко понизилась или батарея стала холодной лишь частично, может даже начала булькать – все это является признаками завоздушенности.

Спуск воздуха без крана Маевского

На большинстве домашних отопительных батарей стоит специальное приспособление, которое помогает максимально упростить задачу стравливания воздуха – или автоматический клапан.

Но вот вопрос: что делать, если подобное приспособление на батарее просто отсутствует? Если у вас именно такая картина предстала перед глазами – скорее всего, в вашем доме установлены . На таких батареях довольно часто устанавливается простая заглушка, которая была закручена на пакле, покрытой краской. Кроме того, еще и была залита слоем краски во время окрашивания отопительных батарей.

Кран Маевского

Убрать ее для того, чтобы получить доступ к теплоносителю, расположенному в системе, представляется затруднительным. По этой причине простейшим выходом из ситуации можно считать обращение к соседям с последнего этажа дома (у них наверняка на батарее будет кран Маевского). Но если соседи, к примеру, уехали или вы сами являетесь жильцом последнего этажа и крана нет? В этом случае придется прибегнуть к «дедовскому» способу стравливания воздуха из системы отопления.

Итак, вам необходимо запастись тазиком, ведром и большим количеством тряпок. Кроме того (голыми руками ведь не взять сей «барьер»), вам понадобится разводной ключ для откручивания пробки и какой-нибудь растворитель для краски. Иначе вы просто не сможете сдвинуть заглушку с «мертвой» точки.

Итак, сначала нанесите на место, где установлена заглушка, растворитель и подождите минут 15. После этого аккуратно начинайте движение разводным ключом по резьбе, пока заглушка не начнет подаваться. Вы услышите, как начнет стравливаться воздух. Когда звук затихнет (признак отсутствия воздуха), обязательно намотайте на заглушку слой «фумки» и вставьте ее на место. При желании можно слегка закрасить место стыка заглушки с батареей.

Совет. Перед началом работы желательно перекрыть стояк для безопасности работы, иначе при достаточно резком рывке вы полностью выкрутите заглушку и воду из батареи уже не остановить.

Вы узнали о том, как быстро и достаточно просто можно справиться с задачей спуска воздуха из радиатора отопления при отсутствии крана Маевского. Удачи!

Установка крана на батарею: видео

При пуске новой системы отопления, при замене теплоносителя и в некоторых других случаях, в трубах и радиаторах скапливается воздух. Эти воздушные пробки мешают движению теплоносителя, являются причиной шума и других неприятных явления. Как спустить воздух с системы отопления и будем обсуждать ниже.

Чем грозит завоздушивание системы отопления

Наибольшая опасность, которую создает воздух в системе отопления — пробки, которые мешают движению теплоносителя. Например, в ситуации, когда батареи в одной комнате теплые, а в другой — холодные, скорее всего, виновата именно воздушная пробка. Находящийся в теплоносителе газ скапливается в каком-то месте, блокирует или ухудшает циркуляцию.

Так образуются воздушные пробки и блокируется поток теплоносителя. Это как раз место для установки

Вторая неприятность, которую приносит завоздушивание системы отопления — шум. Радиаторы, трубы, насос начинают шуметь, булькать, свистеть. Днем подобный шум может и незаметен, а вот ночью, очень часто мешает спать.

Еще это грозит активизацией окислительных реакций, других химических процессов. В результате этих реакций образуется ржавчина, стенки обрастают солями и другими отложениями. Все это ухудшает циркуляцию. Порой настолько, что отопление становится неэффективным.

Как воздух попадает в систему отопления

Воздух в систему отопления попадает различными путями. Все возможные вам никто не подскажет, но есть наиболее распространенные варианты:


Это только наиболее часто встречающиеся источники появления воздуха в системе отопления. Если говорить об открытой системе, то в ней это вообще обычное явление. Вода в открытом бачке контактирует с воздухом, естественно, часть его может попасть в систему. А еще могут быть не совсем обычные причины. Например, засорился фильтр, установленный перед циркуляционным насосом. Из-за того, что насосу не хватает жидкости, он «подсасывает» через трещины или не совсем герметичные соединения где-то на протяжении магистрали.

Как удалить — технические моменты

Проблема развоздушивания системы отопления должна решаться еще на стадии планирования и монтажа. Пройти мимо не получится, поэтому сразу надо предусмотреть возможности для стравливания воздуха и правильно монтировать компоненты. Вот что можно сделать:

  • При монтаже радиаторы навешивать с уклоном около 1° — один сторона получится выше и именно на ней необходимо установить . Это может быть кран Маевского или автоматический клапан. Недостаток первого варианта — придется обходить радиаторы и вручную спускать воздух. Автоматические воздухоотводчики в этом плане лучше, так как отводят газы по мере накопления. Их минус — они обычно имеют немалые размеры, так что с вопросами эстетики довольно сложно (есть и маленькие, но импортного производства, так что стоят дороже).

  • В высоких точках системы (на подаче) и на поворотах, поставить автоматический воздухоотводчик. Кроме радиаторов воздух скапливается в верхних точках. Если не поставить тут клапан для его удаления, может возникнуть воздушная пробка.
  • Если система большая, с гребенкой, на коллекторе подачи и обратки оставить по воздухоотводчику (желательно автоматическому).
  • Еще один способ автоматически удалять воздух из системы с гребенкой: перед ней установить проточный или непроточный воздухосборник. Это для домов на два этажа и больше. Для небольших систем есть более элегантное решение — линейные дегазаторы. Они работают по тому же принципу как и автоматический воздухоотводчик (это один из вариантов), только устанавливаются в разрыв трубы.
  • Правильно рассчитывать объем расширительного бака (для закрытых систем это особенно критично), следить за его исправностью (целостность мембраны) и давлением в нем.

И не забудьте такой момент: если полотенцесушитель у вас подключен к отоплению, он тоже является верхней точкой. На нем тоже желательно установить устройство для отведения воздуха из системы отопления.

Как стравить воздух из системы отопления

Спустить воздух с системы отопления не так то и просто. Надо знать в каком порядке действовать, где что открывать, где закрывать. И порядок действий зависит от состава системы.

При заполнении

При заполнении системы (первый запуск, ремонт или смена теплоносителя) воздушные пробки будут обязательно. Поэтому перед запуском котла, их необходимо удалить. Делают это на холодном котле, то есть, теплоноситель должен быть холодным. Действуют в таком порядке:


Если при этом давление в системе в норме, можно запускать котел. Если давление ниже необходимого, добавляют теплоноситель и все повторяют снова. Обратите внимание, что спускать воздух на мембранном расширительном баке запрещено. Это не воздух из системы, а специально накачанный резервуар для поддержания стабильного давления в системе.

Если в системе есть высокие точки (например, обход двери сверху), в любой такой точке должен стоять спускной клапан для стравливания воздуха. Если на радиаторах еще можно поставить механический кран, то в этих точках определенно лучше автоматические модели. Но учтите, что для стабильной работы лучше брать модели подороже. Они ломаются реже, так что, в результате, денег потратите меньше.

Чтобы спустить воздух с системы отопления было проще, во всех возможных точках образования воздушных пробок ставят воздухоотводчики — ручные или автоматические

Также устройства для отведения воздуха должны стоять и на поворотах трубопровода. Это тоже точки скопления пузырьков и наличие тут автоматических клапанов для отведения воздуха намного упростит жизнь — реже придется беспокоиться о воздушных пробках, так как большая часть будет отводиться в автоматическом режиме.

В системах с водяным теплым полом

При комбинированной системе отопления — теплый пол + радиаторы — можно попробовать выгнать воздух через радиаторы. Процесс описан выше. Если воздух спускали 5-6 раз, а некоторые контура все еще остаются холодными, придется поочередно «прогонять» каждый из них. Процесс удаления воздуха из водяного теплого пола следующий:

  1. При остановленном котле (режим ожидания) закрываем все вентили на коллекторе подачи.
  2. Открываем подачу первого контура, включаем котел и оставляем работать несколько минут. При помощи клапана спускаем воздух. Одновременно он уходит и на котле, через встроенный автоматический воздухоотводчик.
  3. Еще раз прогоняем, спускаем. Так пока не пойдет теплоноситель без пузырьков.
  4. Останавливаем котел, закрываем подачу первого контура, открываем подачу второго.
  5. Включаем котел.
  6. Спускаем воздух.

Прогоняем так каждый контур, не забывая останавливать котел. Если котел не выключить, могут быть две ситуации. Первая — закрытыми окажутся все контура, что может привести к разрыву в «слабом» месте. Вторая — открыты будут два контура и воздух из «непрокачанного» может попасть в «прокачанный», так что вся проделанная ранее работа пойдет насмарку. Поэтому стараемся не сбиваться с алгоритма и останавливаем котел перед тем, как закрыть/открыть очередные контура.

Теперь вы знаете как спустить воздух с системы отопления с теплым полом.

Разветвленная радиаторная система

Обычно в системах отопления коттеджей на два и более этажа, воздушные пробки появляются в радиаторах верхних этажей. Тем не менее просто спустить на них воздух пару раз — не всегда помогает. Он скапливается снова и снова. Разберем правильную последовательность действий.

Если система отопления имеет несколько «веток», действовать надо примерно по той же схеме, что описана с коллектором теплого пола: поочередно выдавить воздух в каждой из веток. Надо закрыть все «ветки» кроме одной, прокачав через нее теплоноситель спустить воздух (через воздухоотводчики на батареях отопления и других устройствах). Точно так же остановить котел, закрыть кран на «отработанную» часть системы, открыть другую. По идее, в домах на несколько уровней лучше двигаться снизу вверх, сначала стравливая воздух из радиаторов базового этажа (если есть), затем первого, второго и т.д.

Особенности многоэтажных домов

В большинстве многоэтажек разводка системы отопления вертикальная. Если у вас в каждой (или почти в каждой) комнате проходит вертикальная труба (или две), к которой подключены один-два радиатора, у вас именно такой вариант.

Дальше. Подача может идти снизу, а может — сверху. В первом варианте теплее будут батареи нижних этажей, во втором — верхних. Это об устройстве системы, чтобы представлять как действовать в случае завоздушивания.

Если после включения отопления, у вас не греется радиатор, начните с того, что спустите воздух у себя. Если стоит кран Маевского, придется это делать вручную. Будьте готовы к тому, что из радиатора пойдет довольно сильная струя воды. Чем выше ваш дом, тем выше давление в системе и сильнее напор. Принесите какую-то емкость (ведро или таз), тряпку и можно приступать к работе.

Специальным ключом или обычной плоской отверткой поверните шток краника против часовой стрелки. Должно послышаться шипение, может начать выходить теплоноситель «рваной» струей. Это выходит воздух, который накопился в радиаторе. Когда пойдет ровная струйка без рывков — воздух удалили. Закручивайте кран и следите за нагревом радиатора. Если помогло — вам повезло. Нет — надо спускать воздух у соседей снизу/сверху, удалять его из всего стояка.

Статьи по теме: