Хасавюртовские соглашения 1996 года. Хасавюртовские соглашения

31 августа 1996 года в Хасавюрте представители Российской Федерации и непризнанной Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ) подписали документ о прекращении боевых действий.


Из-за чего началась война


Конфликт российских властей с президентом Чечни Джохаром Дудаевым начался после распада СССР и обострился летом 1994 года, когда российские спецслужбы начали оказывать активную поддержку местной оппозиции. Пиком этой активности стал неудачный штурм Грозного 26 ноября 1994 года. 11 декабря того же года по решению президента Бориса Ельцина начался ввод войск в Чечню с целью «обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности на территории республики».

Что предшествовало урегулированию


Несмотря на некоторые успехи федеральных сил в начале 1996 года (ликвидация Джохара Дудаева, взятие населенных пунктов Гойское, Старый Ачхой, Бамут, Шали), война стала принимать затяжной характер. Накануне президентских выборов Москва пошла на переговоры с боевиками. 10 июня в Назрани было достигнуто соглашение о выводе российских войск из Чечни (за исключением двух бригад), разоружении отрядов сепаратистов. Однако после выборов бои возобновились.

С 6 по 22 августа отряды боевиков провели операцию «Джихад», в результате которой им удалось занять Грозный, Гудермес и Аргун.

Кто подписывал соглашения


31 августа 1996 года в Дагестане были подписаны Хасавюртовские соглашения. Свои подписи в присутствии главы группы содействия ОБСЕ в Чечне Тима Гульдимана поставили секретарь Совбеза РФ Александр Лебедь и глава штаба вооруженных сил ЧРИ Аслан Масхадов. Также в подписании участвовали заместитель Александра Лебедя Сергей Харламов и вице-президент ЧРИ Саид-Хасан Абумуслимов.

О чем договорились


Стороны договорились об отказе от применения силы и выводе российских войск. До октября планировали создать комиссию по подготовке совместных мероприятий по борьбе с терроризмом и преступностью, предложений по восстановлению финансовых и бюджетных отношений, программы по восстановлению социально-экономического комплекса Чечни. Главный вопрос - о статусе Ичкерии - был отложен до 31 декабря 2001 года.

Взгляды на соглашения разделились


Подписание Хасавюртовских соглашений разделило российское общество. Среди тех, кто поддержал завершение боевых действий, были писатель Александр Солженицын и генерал Лев Рохлин. Однако многие, в том числе военное руководство России, считали, что в этом шаге не было необходимости.

Александр Лебедь, секретарь Совета безопасности РФ:

Если эту бойню не остановить, мы придем не только к новой кавказской войне… Что касается статуса республики, то считаю разумным отложить этот вопроc.

Константин Пуликовский, командующий объединенной группировкой федеральных сил в Чечне:

Как вы знаете, неожиданно Кремль протрубил отбой, приехал Лебедь и подписал мирное соглашение Убежден: если бы нам дали тогда сомкнуть кольцо, второй чеченской кампании не было бы и тысячи российских парней остались бы живы.

Как соблюдались Хасавюртовские соглашения


3 октября 1996 года Москву посетил глава ЧРИ Зелимхан Яндарбиев. По итогам визита были приняты решения о возобновлении финансирования республики и завершении вывода войск. 23 ноября Аслан Масхадов с премьером РФ Виктором Черномырдиным подписали соглашение о принципах взаимоотношений между федеральным центром и Чеченской Республикой. Однако в том же году в Чечне был введен Уголовный кодекс, основанный на принципах шариата.

В 1997 году группа чеченских боевиков атаковала дагестанский город Буйнакск. А в августе 1999 года произошло вторжение боевиков во главе с Шамилем Басаевым и Хаттабом в Дагестан, что положило начало второй чеченской войне.


По оценке Министерства по делам национальностей России, в Чечне с 1991 по 1999 год было убито более 21 тыс. русских, не считая погибших в ходе военных действий.

Судьбы подписантов


Александр Лебедь . 17 октября 1996 года был освобожден от обязанностей секретаря Совбеза РФ и помощника президента по национальной безопасности. В мае 1998 года избран губернатором Красноярского края. Погиб 28 апреля 2002 года при крушении вертолета Ми-8 в Красноярском крае.

Аслан Масхадов . 17 октября 1996 года возглавил коалиционное правительство Чечни. В январе 1997 года избран президентом Чечни. Весной 1999 года ввел в Чечне шариатское правление. В августе 1999 года сначала осудил действия напавших на Дагестан Шамиля Басаева и Хаттаба, но затем возглавил вооруженное сопротивление российским властям. В марте 2000 года объявлен в федеральный, а в 2002-м - в международный розыск. Уничтожен в ходе спецоперации в Чечне 8 марта 2005 года.

Хасавюртовские соглашения

23 года назад, 31 августа 1996 года, президент Ичкерии Аслан Масхадов и секретарь Совета безопасности России Александр Лебедь подписали в Хасавюрте (Дагестан) "Совместное заявление" о "Принципах определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой".

12 мая 1997 года президенты Ельцин и Масхадов подписали также договор "О мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия" , приняв на себя обязательства "навсегда отказаться от применения и угрозы применения силы при решении любых спорных вопросов" и "строить свои отношения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права".

Подписание Хасавюртовских соглашений ознаменовало окончание Первой чеченской войны , однако не обеспечило прочного мира и стабильности в регионе. Уже в 1999 году в Чечне вновь вспыхнул вооруженный конфликт .

Более того, по факту после заключения соглашений насилие на Кавказе и не прекращалось. За три условно мирных года после окончания Первой чеченской на территории России произошла серия терактов и нападений боевиков, продолжались похищения и убийства людей .

"Кавказский узел" публикует текст соглашений, подписанных в Хасавюрте в 1996 году.

Совместное заявление

Мы, нижеподписавшиеся, учитывая достигнутый прогресс в реализации соглашений о прекращении военных действий, стремясь создать взаимоприемлемые предпосылки для политического урегулирования вооруженного конфликта,

признавая недопустимость применения вооруженной силы или угрозы ее применения при решении спорных вопросов, исходя из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов равноправия, добровольности и свободы волеизъявления, укрепления межнационального согласия и безопасности народов,

изъявляя волю к безусловной защите прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, места жительства и иных различий, пресечению актов насилия в отношении политических оппонентов, исходя при этом из Всеобщей декларации прав человека 1949 года и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года,

совместно разработали Принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой, на основе которых будет строиться дальнейший переговорный процесс.

  • А. Лебедь
  • С. Харламов
  • А. Масхадов
  • С. Абумуслимов

Соглашение подписано в присутствии главы Группы содействия ОБСЕ в Чеченской Республике Т. Гульдимана.

Принципы определения основ взаимоотношений
между Российской Федерацией и Чеченской Республикой

1. Соглашение об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой, определяемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, должно быть достигнуто до 31 декабря 2001 года.

2. Не позднее 1 октября 1996 года формируется Объединенная комиссия из представителей органов государственной власти Российской Федерации и Чеченской Республики, задачами которой являются:

  • осуществление контроля за исполнением Указа Президента Российской Федерации от 25 июня 1996 г. 985 и подготовка предложений по завершению вывода войск;
  • подготовка согласованных мероприятий по борьбе с преступностью, терроризмом и проявлениями национальной и религиозной вражды и контроль за их исполнением;
  • подготовка предложений по восстановлению валютно-финансовых и бюджетных взаимоотношений;
  • подготовка и внесение в правительство Российской Федерации программ восстановления социально-экономического комплекса Чеченской Республики;
  • контроль за согласованным взаимодействием органов государственной власти и иных заинтересованных организаций при обеспечении населения продовольствием и медикаментами.

3. Законодательство Чеченской Республики основывается на соблюдении прав человека и гражданина, праве народов на самоопределение, принципах равноправия народов, обеспечения гражданского мира, межнационального согласия и безопасности проживающих на территории Чеченской Республики граждан независимо от национальной принадлежности, вероисповедания и иных различий.

4. Объединенная комиссия завершает свою работу по взаимной договоренности.

Примечания:

  1. Определение Конституционного Суда РФ от 26.12.1996 n 103-о «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания о соответствии Конституции Российской Федерации „Принципов определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой“ и совместного заявления, подписанных 31 августа 1996 года в г. Хасавюрте».
  2. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О ситуации в Чеченской Республике», 08.10.1996 // Официальный интернет-портал правовой информации.
  3. Девять этажей смерти // Коммерсант, 19.11.2006; Вокзал в Армавире взорвали чеченские террористы // Коммерсант, 04.06.1997; Чеченские террористы хотели развязать войну // Коммерсант, 24.07.1999; Рейды чеченских боевиков // Коммерсант, 17.08.2002.

Город Хасавюрт, находящийся на границе Дагестана и Чечни, в середине 90-х годов прошлого века внезапно стал известен всей России. Именно здесь 31 августа 1996 года были подписаны Хасавюртовские соглашения – документ, который подвел черту под Первой чеченской кампанией и, как показало время, сыграл негативную роль в развитии дальнейших событий.

Предпосылки и условия для подписания соглашения

Начало трагическим событиям и хасавюртовскому миру положили перестроечные реформы, начатые Михаилом Горбачевым. Союз Советских Социалистических Республик к 1991 году фактически уже был разрушен и сохранялся только в документах. Народы СССР все чаще задумывались о национальном самоопределении и независимости.

Большую роль в распаде огромной страны сыграл и Борис Ельцин, который фактически закончил начинания Горбачева и сделал все, чтобы страна, в которой он родился и жил, перестала существовать. Более чем вероятно, что не будь у власти в СССР таких руководителей, как Горбачев и Ельцин, не произошло бы и обеих чеченских войн.

Советский Союз официально прекратил свое существование 8 декабря 1991 года, когда Ельцин вместе с Кравчуком (Украина) и Шушкевичем (Беларусь) подписали в Беловежской Пуще Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.

Однако еще в октябре того же года Чечено-Ингушская АССР официально разделилась на Чечню и , после чего чеченское руководство объявило о выходе из состава РСФСР и о принятии суверенитета. Решение было признано Россией незаконным, однако исчезновение СССР с карты мира буквально через два месяца после этого события сделало заявление руководства Чечни отчасти правомерным.

В том же году Ельцин ввел чрезвычайное положение на территориях Чечни и Ингушетии, которое уже не сыграло никакой роли. Маховик был запущен самим руководством страны, действовавшим безграмотно и политически недальновидно.

В результате на протяжении трех лет в (далее ЧР) создавались так называемые отряды самообороны, а Россия даже передала ей оружие, находящееся на территории республики. Как независимое государство Чечня не была признана ни одной страной, хотя Джохар Дудаев, руководитель самоназванной Ичкерии, пытался выстраивать новую государственную систему.

В это же время сюда начали стекаться боевики из стран Ближней Азии. Осенью 1994 года российские войска и оппозиционные Дудаеву отряды попытались штурмовать Грозный, но все закончилось провалом. В ответ на это в силу вступил подписанный Ельциным указ «О мероприятиях по восстановлению конституционности и правопорядка на территории Чеченской Республики». Так началась первая чеченская кампания, которая длилась до момента подписания соглашений в Хасавюрте.

Война проходила тяжело для обеих сторон. Обстрелы разрушали не только столицу, но и многие другие города и села республики. В ответ на установление зыбкого контроля российскими силовыми структурами в некоторых районах республики, боевики летом 1995 года нанесли удар по Буденновску (Ставропольский край), устроив там террористический акт, захватив больницу и взяв в заложники почти 2 000 человек.

Переговоры с ними закончились предоставлением транспорта в обмен на выезд из Буденновска и освобождение заложников. Лишь в одной этой операции российская сторона потеряла около 145 человек убитыми, свыше 400 были ранены.

Военная кампания проходила в заведомо невыгодных для федеральных войск условиях. Боевики, которых поддерживала немалая часть населения, скрывались в горах и наносили точечные удары. После ликвидации весной 1996 года Джохара Дудаева террористы не смирились. Кремль понимал, что такая война может продолжаться бесконечно, и попробовал выйти на переговоры.

Перемирие продолжалось недолго – возобновились обстрелы и авиабомбовые удары по нескольким горным районам. Дело осложнялось еще и тем, что сепаратистам оказывалась военная помощь со стороны некоторых государств, а иностранные боевики постоянно пополняли редеющие чеченские ряды.

Наконец, в первой половине августа 1996 года сепаратисты устроили атаку на Грозный, в результате чего федеральный гарнизон после больших потерь был вынужден сдать город боевикам. Такие же события произошли в Аргуне и Гудермесе.

Подписание Хасавюртовских соглашений 1996 года

По мнению отдельных экспертов, именно сдача Грозного стала непосредственной причиной подписания соглашения в Хасавюрте. Обе стороны очень устали от этого затянувшегося военного конфликта. Подписание документа состоялось 31 августа 1996 года, через месяц после того, как Ельцин с рейтингом доверия всего в 3% сумел во второй раз стать Президентом РФ.

Россия фактически была поставлена перед необходимостью любым путем прекратить войну и заключить соглашения, поскольку федеральное военное командование, руководимое из Кремля, не могло организовать слаженности действий войсковых соединений. К тому же, сама армия потеряла боевой дух и нуждалась в восполнении материально-технической базы.

Договор подписали Александр Лебедь (секретарь Совета безопасности РФ) и Аслан Масхадов (начальник штаба Вооруженных сил Ичкерии). Эти соглашения были заключены в присутствии представителя ОБСЕ Тима Гульдимана, заместителя секретаря Совета Безопасности РФ Сергея Харламов и вице-президента Чеченской республики Саида-Хасана Абумуслимова.

Договор был призван прекратить войну и вывести российские войсковые соединения. На основании документа создавалась объединенная комиссия, которая должна была контролировать выполнение следующих пунктов Хасавюртовского соглашения:

  1. Подготовка вывода войск;
  2. Согласованные действия по борьбе с терроризмом и национальной вражды на территории ЧР;
  3. Подготовка социально-экономических программ по восстановлению республики;
  4. Восстановление бюджетных и финансовых взаимоотношений;
  5. Обеспечение населения Чечни медикаментами и продовольствием.

Однако эти пункты являлись второстепенными. Суть же Хасавюртовских соглашений заключалась в том, что Россия не только выводила из Чеченской Республики войска, но и фактически признавала ее независимость.

Вопрос о регулировании территориального статуса был отложен. Стороны, таким образом, договорились о следующем: Россия дает республике независимость неофициально, откладывая юридическое оформление до того момента, пока ЧР не окажется восстановленной после военных действий.

Последствия хасавюртовского мира для России

Подписание документа стало еще одним из доказательств преступного и безграмотного руководства страной. Россия, согласно условиям соглашения, была обязана полностью обеспечить республику, заявившую о своей независимости.

Ельцин, выступая в роли президента страны, от лица которого было подписано это соглашение, создал опасный прецедент. Ведь на основе данного документа о своем выходе из состава Российской Федерации могли заявить и другие республики . Не случайно в том же 1996 году около ста депутатов Госдумы запросили проверку соглашения на предмет его неконституционности. Однако Конституционный Суд РФ в рассмотрении запроса отказал.

Самое же плохое заключалось в том, что эти соглашения не стали гарантом мирной жизни для народа Чечни. В республике и в целом на начал распространяться исламский экстремизм, по-прежнему происходили захваты заложников и этнические зачистки.

Восстановление инфраструктуры не наблюдалось, зато из Чечни были вынуждены уехать почти все жители других национальностей. В результате вялотекущая фаза конфликта тянулась до 1999 года, когда бандформирования с чеченской территории вошли в Дагестан. Это событие послужило началом Второй чеченской кампании, а контртеррористическая операция на сей раз длилась на протяжении 8 лет.

Более 16 лет прошло с момента подписания так называемого Хасавюртовского соглашения. Свои подписи под документом от имен президентов республики Ичкерия и Российской Федерации поставили Аслан Масхадов и Александр Лебедь. Официально считается, что именно Хасавюрт’96 положил конец кровопролитной войне в Чечне и подтвердил полную и окончательную победу чеченской армии, поддерживаемой международными сепаратистами разных мастей, над федеральными войсками; победу тогдашнего чеченского руководства над Ельциным и его политическим окружением. Естественно, такая версия долгое время служила тем самым живительным бальзамом для сторонников отторжения Северного Кавказа от России с последующим созданием так называемого Кавказского халифата, способного раскинуться от Черного моря до Каспийского.

Однако как сами соглашения между Москвой и Грозным, так и их подоплека даже спустя годы продолжают оставаться крайне противоречивыми и дают повод усомниться в том, что победа Чечни над федеральным центром произошла исключительно вследствие военного превосходства первой над вторым. И тому есть целый ряд доказательств, многие из которых имеют проверенную документальную форму.

Итак, еще раз сухо и официально: Хасавюртовские соглашения образца 31 августа 1996 года были подписаны начальником штаба республики Ичкерия Масхадовым и секретарем Совбеза РФ генералом Лебедем. Вот пункты, определяющие взаимоотношения между Грозным и Москвой согласно Хасавюртовской бумаге:

1. Соглашение об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой, определяемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, должно быть достигнуто до 31 декабря 2001 года.

2. Не позднее 1 октября 1996 года формируется Объединенная комиссия из представителей органов государственной власти Российской Федерации и Чеченской Республики, задачами которой являются:

осуществление контроля за исполнением Указа Президента Российской Федерации от 25 июня 1996 г. 985 и подготовка предложений по завершению вывода войск;

подготовка согласованных мероприятий по борьбе с преступностью, терроризмом и проявлениями национальной и религиозной вражды и контроль за их исполнением;

подготовка предложений по восстановлению валютно-финансовых и бюджетных взаимоотношений;

подготовка и внесение в правительство Российской Федерации программ восстановления социально-экономического комплекса Чеченской Республики;

контроль за согласованным взаимодействием органов государственной власти и иных заинтересованных организаций при обеспечении населения продовольствием и медикаментами.

3. Законодательство Чеченской Республики основывается на соблюдении прав человека и гражданина, праве народов на самоопределение, принципах равноправия народов, обеспечения гражданского мира, межнационального согласия и безопасности проживающих на территории Чеченской Республики граждан независимо от национальной принадлежности, вероисповедания и иных различий.

4. Объединенная комиссия завершает свою работу по взаимной договоренности.

Москва обязуется вывести из Чечни воинские подразделения, направить средства на восстановления разрушенной республики, обеспечить Ичкерию продовольствием, деньгами и медикаментами. Своеобразная контрибуция, которую Москва должна выплатить…

Однако не это главное. Ведь Москва и сегодня финансово помогает Чечне… Главной здесь нужно считать фразу, которая содержится в первом пункте принципов определения взаимоотношений между Грозным и Москвой. Речь идет о таком понятии как «в соответствии… с нормами международного права». Другими словами, Чеченская республика де-юре должна была признаться субъектом международного права, выйдя из состава России в течение следующих пяти лет. Журналист Андрей Караулов говорит о трех годах «ожидания» полной независимости для Ичкерии. Три года или пять лет – по большому счету не имеет значение. А значение имеет то, что от имени президента России был подписан документ, в котором Россия не просто признает свое поражение на Северном Кавказе, но и создает прецедент для выхода северокавказских республик из состава федерации. Ведь вряд ли сегодня у кого-то возникают сомнения, что отделение Чечни от России не повлекло бы так называемого эффекта домино, когда сыпаться бы начала вся страна, и без того снедаемая экономическими и политическими проблемами.

Не будем забывать, что в августе 1996 года и пяти лет не прошло после подписания печально известных Беловежских соглашений, поставивших крест на большой стране. Получается, что в 1996 году Ельцин, недавно праздновавший крайне сомнительную победу на выборах, по сути дела получил статус лидера государства, который умудрился в течение не полных пяти лет поучаствовать в мероприятиях по развалу двух государств (сначала СССР, а потом и Российской Федерации).

Но прослеживалась ли в Хасавюртовских соглашениях рука только лишь Бориса Ельцина, или же он был не самой важной фигурой в чьей-то большой игре?

Отвечая на этот вопрос, стоит рассмотреть подоплеку самих Хасавюртовских соглашений, по которым Ичкерия могла уже через несколько лет превратиться в независимое государство и стать «первой ласточкой» тотального разрушения Российской Федерации. Подоплека заключается в том, что Хасавюртовские соглашения были подписаны 31 августа после того как подразделения чеченских боевиков заняли Грозный, выбив оттуда федеральные войска, но по сообщениям секретаря Совбеза Чеченской Республики Руслана Цакаева, сами соглашения были подготовлены генералом Лебедем по меньшей мере за месяц до атаки чеченских сепаратистов. По его словам, само нападение на чеченский административный центр было событием, которое должно было бы оправдать подписание бумаги в дагестанском Хасавюрте.

Получается, что российским властям на тот момент нужен был повод для прекращения войны на территории Чечни, но отвод войск без очевидной причины выглядел бы совершенно нелепым. То, что о нападении боевиков 6 августа 1996 года на Грозный знали многие, сегодня подтверждается и политиками, и журналистами, которые в тот момент работали в Чечне. В частности, заместитель министра МВД Чеченской Республики Юрий Плугин говорит о том, что неожиданно поступило распоряжение снять сотрудников МВД с нескольких блокпостов на въезде в Грозный и по малопонятным причинам отправить их в села района для осуществления паспортного контроля и контроля ситуации на сельских дорогах. Мало того, непосредственно перед нападением боевиков на Грозный командующий объединенной группировкой российских войск в Чечне генерал Вячеслав Тихомиров отбыл в отпуск, а генерал Владимир Шаманов (на тот момент командующий группировкой сил Минобороны в Чеченской Республике) был неожиданно вызван на обучение в Академию российского Генштаба в Москву. По сути армейская группировка оказалась обезглавленной, и было ясно, что кто-то очень упорно и методично расчищает дорогу международным террористам, для того чтобы они спокойно овладели чеченской столицей. Всего в Грозный по информации, в свое время опубликованной руководителем информбюро сепаратистов Майрбеком Вачагаевым, вошло практически беспрепятственно 887 человек, которые после нескольких дней противостояния с лояльными Москве представителями чеченской милиции, а также остававшимися в городе подразделениями Минобороны и Внутренних войск взяли Грозный под свой контроль.

Именно после этого у Москвы или, точнее, у тех, кто за ней тогда стоял, и появился мотив вывести войска из Ичкерии, фактически объявив о поражении федеральных войск. Мотив, как было сказано выше, в сценарном варианте был расписан до так называемого штурма Грозного боевиками.

После подписания бумаги в Хасавюрте под контролирующим взором дипломатов из ОБСЕ генерал Лебедь в России был обвинен чуть ли ни в государственной измене. Но если, скажем так, отмотать время назад, то становится понятно, что и он не был тем человеком, который в этой большой игре играл серьезную роль. Дело в том, что Александр Лебедь, как известно, в 1996 году баллотировался в президенты от «Конгресса русских общин». При этом в первом туре президентской кампании Лебедю удалось занять третье место, набрав более 14% голосов избирателей. Очевидно, что Борису Ельцину голоса, отданные за генерала, были нужны, и он сделал Лебедю предложение, от которого тот не смог отказаться. Ельцин поставил пользовавшегося популярностью в войсках генерала Лебедя на пост помощника президента РФ по нацбезопасности и секретарем Совбеза Российской Федерации.

Видимо, сразу после назначения Лебедю и было рассказано о том, как необходимо произвести завершение Чеченской кампании. На первый взгляд удивляет то, почему генерал, который успел отличиться в Афганистане и Приднестровье, пошел на позорное предложение о заключении соглашений с сепаратистами, фактически потворствуя тому, что российские военнослужащие были оставлены в Грозном на явную смерть. Предательство?.. Незнание ситуации?.. Тщеславие?..

Ответом на этот вопрос могут служить слова, сказанные Лебедем в интервью немецкому изданию «Der Spiegel». В частности, в 1996-м генерал Лебедь заявлял, что готов занять пост президента и не видит никаких потенциалов в больном и стареющем Борисе Ельцине.

Другими словами, Лебедь мог сделать подпись на Хасавюртовских соглашениях, в том числе, и для того чтобы показать миру, кто же на самом деле остановил войну в Чечне. Вероятно, в его голове прокручивалась мысль о том, что это даст ему какие-то политические козыри, и особенно козыри проявятся тогда, когда Запад его поддержит в том случае, если Ельцин в связи с состоянием своего здоровья отойдет от дел. Получается, что именно тщеславие могло толкнуть боевого генерала на такой весьма сомнительный ход как рукопожатность с Масхадовым и другими представителям сепаратистов. Очевидно, Лебедь хорошо знал, кто на самом деле стоит за боевиками в Чечне, а потому пожелал им непременно понравиться в качестве этакого генерала-миротворца.

Но чаяниям генерала Лебедя не суждено было сбыться: Запад во главе с Соединенными Штатами поддержал Бориса Ельцина, который уже в середине октября 1996 (с момента Хасавюртовских соглашений) отправил Александра Лебедя в отставку. Ситуация напоминает ту, при которой генералом Лебедем, понадеявшимся на чью-то помощь при проталкивании своей кандидатуры на высший государственный пост, умело воспользовались, а затем просто слили… Ельцин воспользовался моментом, получил голоса от Лебедя, дал ему выполнить крайне непопулярное в России дело, а затем мягко дернул за сливную веревку…

Таким образом, Лебедь для многих и сейчас ассоциируется с человеком, который был готов приложить руку к развалу России, но на самом деле он лишь поучаствовал в достаточно непродолжительном этапе большой геополитической партии. При этом в роли статиста выступил и сам президент Ельцин, который, очевидно, не собирался становиться двукратным разрушителем страны, потому что это могло окончательно похоронить его шансы на продолжение политической карьеры, которая к тому моменту и так была под изрядным сомнением. Ельцин, который, по признанию его же соратников, получал активное финансирование из-за рубежа на свою предвыборную кампанию, должен был проводить такую политику, которая была интересна Западу. При этом Хасавюртовские соглашения – это и есть один из этапов такой политики.

Выражаясь простым языком, президент Ельцин сам оказался заложником тех сил, которые в свое время просил поддержать себя на выборах. Силы эти его поддержали, но на условиях, способных поставить жирную точку на таком государстве как Россия. По понятным причинам, Ельцина тяготила эта зависимость, и он хотел дать проявить свой характер, раз и навсегда разрубив западный Гордиев узел, которым были связаны его руки. При этом свой главный удар по тем, кто решил окончательно разорвать на куски Россию, Ельцин нанес в 1999 году, когда без согласования с западными «партнерами» решил сделать сначала вторым, а затем и первым человеком в государстве Владимира Путина. Ясно, что Путин не вписывался в западную концепцию российского лидера, хотя бы потому, что именно благодаря Путину те самые Хасавюртовские соглашения, очевидно, надиктованные в 1996-м некой группой иностранных «специалистов» и ставшие пропуском для Ельцина на второй президентский срок, были похоронены, а кавказский народ консолидирован против сепаратистского движения на Кавказе. События 1999 года в Дагестане, когда чеченские боевики решили упрочить свои позиции, а народ Дагестана дал им серьезный отпор, это ярко иллюстрируют.

Большая политическая игра, в которой России отводилась роль лоскутного одеяла, каждая часть которого должна была огрызаться на соседние части, оказалась завершенной совсем не так, как того ожидали заинтересованные в распаде страны лица.

Об этом можно судить по западным и российским излишне либеральным газетам того времени, которые из умиротворенно повествующих о победе права и демократии в Чечне, о радостном дне возможной независимости этой северокавказской республики от России сначала вдруг превратились в несколько опешившие, а затем взялись за поливание грязью нового руководства России, обвиняя в «угнетении» кавказских народов и новых «имперских амбициях». И эта заунывная пластинка крутится уже 13-й год подряд, подтверждая тезис о том, что в 1999-м году Ельцин, подписав документ о назначении Путина, кому-то самым серьезным образом спутал карты…

Использованы материалы:
Программа «Момент истины» 5 канала от 01.10.2012
Документальный фильм «По ту сторону войны –Хасавюрт», НТВ
http://www.kommersant.ru/doc/12737/print
http://www.peoples.ru/military/general/lebed/index.html
http://mn.ru/blog_caucasus/20110901/304590216.html
http://www.litmir.net/br/?b=91245&p=39

30.08.2016 | Сергей Маркедонов

Двадцать лет назад, 31 августа 1996 года в дагестанском Хасавюрте были оглашены «Принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой». В постсоветскую историю России они вошли как Хасавюртовские соглашения. И на несколько лет, вплоть до начала второй антисепаратистской кампании в Чечне, эти договоренности стали символом национального поражения, неким аналогом пресловутого Брестского мира.

Нынешний год для России в целом и для Северного Кавказа, в частности, богат на знаковые юбилеи. Двадцать пять лет назад практически сразу же после провала ГКЧП в Чечне произошел переход власти от республиканского Верховного Совета к Общенациональному конгрессу чеченского народа (ОКЧН), что предопределило впоследствии формирование непризнанного сепаратистского образования и раскол Чечено-Ингушетии на два отдельных субъекта. Через пять лет, наполненных внутричеченской конфронтацией, жестоким военным противостоянием между непризнанной Ичкерией и федеральным центром, случился Хасавюрт. Он завершил первую неудавшуюся кампанию по восстановлению территориальной целостности постсоветской России в границах РСФСР. И фактически стал прологом ко второй попытке «собирания РФ». В какой степени сегодня актуальны события двадцатилетней давности? Какие уроки из них были извлечены или, напротив, оказались недостаточно изученными?

Сегодняшний официальный взгляд на постсоветскую историю Чечни можно описать несколькими тезисами. Это - классический пример хаоса времен «лихих 1990-х» и свидетельство последующего укрепления российской государственности под водительством президента Владимира Путина и главы республики Рамзана Кадырова.

В пользу этой версии говорит тот факт, что Чечня - это единственное из непризнанных образований, отколовшихся от новых независимых постсоветских государств, которое было возвращено под контроль центральных властей. И она была не просто возвращена, а превращена в витрину образцовой лояльности центру. Рамзан Кадыров публично называл себя «пехотинцем Путина». Республика под его началом стала важным политическим символом для главы Российского государства. Ее власти демонстрируют поддержку не только внутриполитическим начинаниям Кремля (а иной раз пытаются инициативно опережать центр и предлагать идеи, которые Москва по тем или иным причинам не желает или не может озвучивать), но и внешней политике РФ. При этом Грозный стал своеобразным дополнительным ресурсом России на ближневосточном направлении.

Кадыров известен своим жестким стилем управления. Однако даже его критики не отрицают наличия у него определенного ресурса популярности и поддержки населения. К слову сказать, он оказался единственным руководителем на Северном Кавказе, который не стал идти дорожкой, проторенной соседями, и высказался за процедуру всенародного избрания главы субъекта Федерации.

В то же самое время эта, на первый взгляд, безупречная схема не учитывает важные нюансы, отчего страдает определенным упрощенчеством. Начнем с того, что сепаратистский проект в Чечне не был чем-то, что развивалось в политическом вакууме. Появление Ичкерии в августе 1991 года - это не какой-то рукотворный хаос (хотя отрицать карьерные устремления отдельных персонажей, как на местном, так и на общероссийском уровне в то время невозможно), а системная проблема, часть общего процесса распада СССР. Его необходимо рассматривать в контексте «бунта автономий» против союзных республик, хотя в каждом конкретном случае (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах) для выступления против центра были свои особенности.

Генезис чеченского постсоветского сепаратизма - тема, требующая отдельного исследования. Отметим лишь, что в определении его первопричин следует искать не столько отголоски Кавказской войны и сталинской депортации, сколько крах советской экономической системы и такого ее побочного детища, как сезонные промыслы («шабашничество»), что привело к появлению в Чечне большого количества трудоизбыточного населения. Людей, готовых к восприятию идей суверенизации в буквальном смысле и не понимающих логики распада СССР лишь в строгих рамках беловежских предначертаний.

При этом справедливая критика центра за пассивность, проявленную в начале 1990-х годов, должна учитывать некоторые обстоятельства принципиальной важности. Во-первых, Москва наблюдала нестабильность и конфликты в провозглашенной Ичкерии. Ввод российских армейских и военно-полицейских подразделений в республику в декабре 1994 года не знаменовал нарушение мирной жизни Чечни. Первая кровь пролилась задолго до этого. Республика пережила противостояние президента и городских властей Грозного, исполнительной и представительной власти, столкнулась с «ответным сепаратизмом». Так, Надтеречный район Чечни стал своеобразной Вандеей для непризнанного государства, рожденного «чеченской революцией» 1991 года. Следовательно, были надежды на то, что сам сепаратистский проект рано или поздно выдохнется. Во-вторых, пора уже давно опровергнуть миф о том, что в 1991-1994 годах с Джохаром Дудаевым никто из федерального центра не работал. С ним велись переговоры по многим форматам (президентскому, парламентскому), а в 1991-1993 гг. он получил из Москвы 11 различных вариантов разграничения полномочий с федеральной властью!

Наиболее близко к достижению компромисса Москва и Грозный были в апреле 1994 года, когда федеральный президент дал поручение правительству подготовить проект Договора, аналогичный «татарстанской модели». Между тем, эта модель (основанная на Договоре между Москвой и Казанью от 15 февраля 1994 года) давала республике такие права, как совместное с федеральным центром решение вопросов, связанных с «экономическими, экологическими и иными особенностями» субъекта Федерации, и в частности, с «длительным использованием нефтяных месторождений». Органы власти республики также получили право оказывать государственную поддержку соотечественникам и выдавать проживающим на территории республики гражданам паспорта с вкладышем на татарском языке и с изображением герба республики. Для претендентов на пост президента республики было введено дополнительное требование: он должен владеть двумя государственными языками республики, русским и татарским. Но даже такие широкие полномочия не получили поддержки в Грозном.

Первая антисепаратистская кампания 1994-1996 годов окончилась для России тяжелым поражением, не столько военным, сколько политико-психологическим. Автор настоящей статьи не единожды слышал из уст грузинских, азербайджанских, украинских, армянских дипломатов слова об испытанном двадцать лет назад шоке. Хасавюрт подвел своеобразную черту под первой серией войн за советское наследство, главным последствием которой стала «заморозка» вооруженных этнополитических противостояний и институционализация де-факто образований.

Как бы то ни было, а после 31 августа 1996 года Чечня получила «отложенный статус». Таким образом, на Северном Кавказе Россия явила принципиально отличный подход от тех, которые демонстрировали Баку, Тбилиси, Кишинев. Ни одно де-факто государство, возникшее в результате распада Союза ССР, будь то Абхазия или Нагорный Карабах, не получало даже теоретической возможности на реализацию своего национально-государственного проекта. Между тем, пункт первый Хасавюртовских «Принципов» провозглашал, что основы взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой будут определены в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права до 31 декабря 2001 года. Заметим, Соглашение двадцатилетней давности не закрывало сецессии для Ичкерии. Третий же пункт, определяющий основы законодательства Чечни («на соблюдении прав человека и гражданина, праве народов на самоопределение, принципах равноправия народов, обеспечения гражданского мира, межнационального согласия…») не содержал ни слова о России, а также ее государственности.

Такая идея (не говоря уже о практике) привела бы к незамедлительной отставке любого чиновника в структурах грузинской или азербайджанской власти. И не вина Москвы (по крайней мере, это – не прямая вина), что государственное строительство в Ичкерии провалилось. Вот как оценивал эту ситуацию известный британский эксперт по евразийской проблематике Анатоль Ливен: «После предоставления Чечне фактической независимости в 1996 году тамошнее правительство оказалось не в силах удерживать ситуацию под контролем. По республике и по Северному Кавказу в целом прокатилась волна похищений и других преступлений в отношении российских граждан, в Чечне укрепили позиции силы, публично выступавшие за развязывание религиозной войны против России и за дальнейшее расчленение российской территории…. В этой ситуации Россия, несомненно, имела законное право нанести ответный удар».

Тем паче, что получившие де-факто независимость ичкерийцы буквально с первых дней завоеванного «отложенного статуса» стали систематически нарушать Хасавюртовские соглашения, предопределяя республиканский статус в одностороннем порядке до 2001 года. 6 сентября 1996 года в газете «Ичкерия» был опубликован Уголовный кодекс Ичкерийского де-факто государства, который ликвидировал светское судопроизводство внутри Чечни. Но самое главное - это то, что в Ичкерии не была сформирована (в отличие от Нагорного Карабаха, Абхазии или Приднестровья) дееспособная власть (пускай и финансово зависимая от третьей силы). Не был преодолен режим «федерации полевых командиров», который способствовал ведению войны всех против всех. Сыграли свою негативную роль и поборники идей так называемого «чистого ислама», обратившие свой гнев уже не только против России, но и против местных религиозных традиций. Не сумев обеспечить элементарную управляемость внутри Чечни, ее лидер Аслан Масхадов (к слову сказать, поддерживаемый на первых порах в этом качестве Москвой) фактически подыграл тем боевикам, которые поставили своей задачей приумножить свой хасавюртовский успех.

Как следствие, формирование запроса даже в сепаратистской среде на выстраивание новых отношений с Москвой, базирующихся на прагматике и представлении о потенциальном инкорпорировании в РФ как об «искусстве возможного». Это в значительной степени объясняет сложную эволюцию таких фигур, как Ахмат Кадыров или Магомед Хамбиев. Именно в период между двумя антисепаратистскими кампаниями был предопределен закат национально-сепаратистского чеченского проекта, чьи представители впоследствии разошлись по разным (даже диаметрально противоположным) лагерям. И если кто-то встал под российский трехцветный флаг, а кто-то маргинализировался, превратившись в профессионального ичкерийца - эмигранта, то кто-то сделал ставку на радикальный исламизм. К слову сказать, не стоит забывать, что вторая антисепаратистская кампания началась за несколько месяцев до знаменитой фразы «я устал, я ухожу», и «чеченская» политика федерального центра нулевых годов писалась отнюдь не с чистого листа.

По формальным критериям сегодня Российское государство выглядит победителем. Оно взяло реванш за Хасавюрт. Однако победа над противниками российского государственного проекта лишь закрыла один набор проблем, открыв другие, среди которых важнейшей проблемой остается интеграция Чечни и всего Северного Кавказа в общероссийское пространство. Перефразируя выдающегося политика и дипломата нового времени Камило Кавура, Чечня осталась в составе России, теперь необходимо формирование чеченцев-россиян. И решение этой проблемы не может ограничиваться элитным уровнем и контактами первых лиц. Без солидарных общественных усилий значительных прорывов на этом направлении не добиться.

  – доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ

Статьи по теме: