Информационные учебно-познавательные материалы. Правовое регулирование процесса исполнения и отбывания уголовного наказания Правовое регулирование исполнения отбывания наказания

Обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, со-(Тиниая часть которого представляет собой назначенное осужденному наказание, обязателен для всех предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению (ст. 358 УИK). После обращения приговора к исполнению уполномоченные Мм то органы государства, администрация предприятий, учреждений иорганизаций обязаны его реализовать в отношении назначенного судом наказания.

Сущностью и содержанием наказания как особой формы государственного принуждения является кара, поэтому под его исполнением следует понимать урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок применения мер государственного принуждения (кары) - комплекса ограничений прав и свобод осужденного.

Уголовно-исполнительное законодательство (ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2) для обозначения мер принуждения наряду с термином «исполнение» употребляет термин «отбывание» наказания. Указанные термины отражают единый процесс принудительного воздействия на осужден­ных, но обращены они к различным субъектам и участникам уголов­но исполнительных правоотношений.

Термин «исполнение» наказания обращен к соответствующим уч­реждениям и органам, которые в своей деятельности обязаны реализовывать весь комплекс правоограничений, предусмотренных конкретным видом наказания, обеспечить осуществление предоставляе­мых осужденным прав и выполнение ими возложенных на них обязанностей в течение всего срока, установленного в приговоре суда. Термин «отбывание» наказания обращен к осужденным, которые должны на основании приговора суда в соответствии с предписания­ми, установленными уголовно-исполнительным законодательством, выполнять возложенные на них обязанности, воздерживаться от действий, запрещенных нормами права, осуществлять свои права.

Принудительное воздействие носит комплексный характер и реализуется путем применения к осужденным всей совокупности огра­ничений, установлении условиями отбывания конкретного наказа­ния (ч. 2 ст. 10 УИК). Применение этих правоограничений - не само­цель, их назначение состоит в том, чтобы обеспечить надлежащее ис­полнение наказания в соответствии с целями и задачами, стоящими перед этой отраслью законодательства. Указанные правоограничений применяются в качестве психолого-педагогического средства воздействия на личность осужденного с целью его исправления и предупреждения совершения им новых преступлений.

Реализация мер принуждения, ограничения прав присущи исполнению всех видов наказания, но их объем зависит от конкретного вида наказания. Лишение гражданина одного из основных субъективных прав - свободы влечет за собой ограничение совокупности наиболее значимых для него социальных ценностей и благ - свободе передвижения, свободы общения, социальных связей, возможности распоряжаться многими важными для него субъективными правами. Поэтому изоляцию от общества необходимо рассматривать как комплекс правоограничений, поскольку лишение или сужение объема прав обусловлено именно изоляцией.


При исполнении исправительных работ карательное воздейств1(И выражается в ограничении определенного объема трудовых и иные прав осужденного и удержании до 20% заработка (ст. 40, 41 УИК). При осуждении к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью карательное воздействие вне состоит в увольнении осужденного от должности и лишении era права занимать определенные должности или заниматься определенными видами профессиональной деятельности - врачебной, педагогической и т.д. (ст. 34 УИК).

Правоограничения осужденных при осуществлении принудитель­ных мер воздействия определяются порядком и условиями отбывания конкретного вида наказания, если оно носит срочный характер (ч. 2 ст. 10 УИК).

Сущность и содержание наказания при его исполнении, объем применяемых к осужденным правоограничений и принудительных мер, полномочия администраций учреждений по их осуществлению реализуются в режиме, который согласно ч. 2 ст. 9 и ч. 1 ст. 82 УИК рассматривается как установленный порядок исполнения и отбывания наказания.

Необходимо отметить, что в законе впервые дается такое определение применительно к исполнению всех видов наказания. Ранее втеории уголовно-исполнительного права и в законодательстве термин «режим» употреблялся применительно к исполнению лишения свободы.

Режим исполнения и отбывания наказания многофункционален по своей направленности. Он один из основных средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК), создает одновременно условия для применения других средств их исправления (ч. 2 ст. 92). Как подчеркивается в Пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 10), «пенитенциарной системой предусматривается режим для заключен­ных, существенной целью которого является их исправление» 1 .

Применительно к наказанию определенного вида режим приобретает конкретное содержание, которое определяется его спецификой. Наиболее полно и всесторонне правила режима реализуются в местах лишения свободы, в арестных домах, дисциплинарных воинских час­тях, исправительных центрах, они регламентируют весь образ жизни осужденных как во внерабочее время, так и в процессе трудовой деятельности. Правила режима охватывают все сферы их жизнедеятель­ности, которые находятся под контролем администрации органов, ис­полняющих эти наказания.

Поскольку режимом определяется внутренний распорядок исправительных и других учреждений, исполняющих наказания, он включает соответствующие требования по обеспечению правопорядка на территориях указанных учреждений, соблюдению как осужденными, так и администрацией своих обязанностей и реализации прав. Его нормы обращены также к иным лицам, посещающим эти учреждения (представителям органов власти, общественных объединений, служителям культа, родственникам осужденных, вольнонаемному персоналу производственных объектов, где работают осужденные). Они должны соблюдать установленный в этих учреждениях порядок и правила взаимоотношений с администрацией и осужденными.

Правила режима реализуются не только на территории исправительных учреждений и их производственных объектах, но и на при­бегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования (п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, ис­полняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

Исполнение наказания - обязанность соответствующих учреждений и органов в своей деятельности реализовывать весь комплекс правоограничений, предусмотренных конкретным видом наказания , обеспечить осуществление предоставляемых осужденным прав и выполнение ими возложенных на них обязанностей в течение всего срока , установленного в приговоре суда .

Отбывание наказания . Осужденные должны на основании приговора суда в соответствии с предписаниями, установленными уголовно-исполнительным законодательством, выполнять возложенные на них обязанности, воздерживаться от действий, запрещенных нормами права , осуществлять свои права.

Исполнение наказания - урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок применения мер государственного принуждения (кары) - комплекса ограничений прав и свобод осужденного.

Принудительное воздействие носит комплексный характер и реализуется путем применения к осужденным всей совокупности ограничений, установленных условиями отбывания конкретного наказания, значение которых состоит в том, чтобы обеспечить надлежащее исполнение наказания в соответствии с целями и задачами, стоящими перед этой отраслью законодательства. Указанные правоограничения применяются в качестве психолого-педагогического средства воздействия на личность осужденного с целью его исправления и предупреждения совершения им новых преступлений .

Ограничения прав присущи исполнению всех видов наказания, но их объем зависит от конкретного вида наказания: лишение гражданина одного из основных субъективных прав - свободы - влечет за собой ограничение совокупности наиболее значимых для него социальных ценностей и благ: свободы передвижения, свободы общения, социальных связей, возможности распоряжаться многими важными для него субъектами права .

При исполнении исправительных работ карательное воздействие выражается в ограничении определенного объема трудовых и иных прав осужденного и удержание до 20 % заработка.

При осуждении к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью карательное воздействие состоит в увольнении осужденного с должности и лишении его права занимать определенные должности или заниматься определенными видами профессиональной деятельности - врачебной, педагогической.

Сущность и содержание наказания при его исполнении, объем применяемых к осужденным правоограничений и принудительных мер, полномочия администраций учреждений по их осуществлению реализуются в режиме, который рассматривается как установленный порядок исполнения и отбывания наказания.

Режим исполнения и отбывания наказания - одно из основных средств исправления осужденных, создающий одновременно условия для применения других средств их исправления. Наиболее полно и всесторонне правила режима реализуются в местах лишения свободы , в арестных домах, дисциплинарных воинских частях, исправительных центрах, они регламентируют весь образ жизни осужденных как во внерабочее время, так и в процессе трудовой деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ПСКОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра: Уголовно-исполнительного права и организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций

Предмет: Уголовно-исполнительное право

Лекция по теме № 28:

«Правовое регулирование исполнения наказания в виде ограничения свободы. Порядок и условия исполнения и отбывания обязательных работ, исправительных работ и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью»


Бабинина О.Н. Правовое регулирование исполнения наказания в виде ограничения свободы. Порядок и условия исполнения и отбывания обязательных работ, исправительных работ и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лекция. - ФКОУ ВПО ПЮИ ФСИН России, 2013 год. 47 с.

Аннотация:

В лекции рассматриваются порядок исполнения и отбывания наказания в виде ограничения свободы, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также понятие, сущность и значение исправительных и обязательных работ как виды уголовного наказания, его место в системе уголовных наказаний.


Лекция – 2 часа

Введение

1. Правовое регулирование исполнения наказания в виде ограничения свободы.

2. Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ.

3. Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ.

4. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Заключение

Приложение

Нормативно-правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека: сб. док. – М.: Юрид. лит.,1990. С. 14–20.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Международная защита прав и свобод человека: сб. док. – М.: Юрид. лит., 1990. – С. 32–53.

3. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г. (Ч. 5) // Сов. юстиция. – 1991. – № 14. – С. 24–25.



4. Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) 1990 г. // Международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. Вып. 2. – М.: Междунар. отношения, 1993. – С. 518–529.

5. Европейские пенитенциарные правила. Рекомендация Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы к государствам-членам. Комментарий ктексту Европейских пенитенциарных правил // Сборник конвенций, рекомендаций и резолюций, касающихся пенитенциарных вопросов. – Рязань: Академия ФСИН России, 2008. – С. 58–96.

6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 18 декабря 1996 г. // СПС «КонсультантПлюс».

7. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: приказ Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142.

8. Об утверждении Инструкции об организации инспектирования территориальных органов ФСИН России: приказ ФСИН России от 20 декабря 2005 г. № 913.

9. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы: приказ Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258.

Базовый учебник

10. Уголовно-исполнительное право: учебник / С. М. Зубарев и др.; отв. ред. А. С. Михлин. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. 430 с. (Серия: Основы наук. Рекомендовано УМО по юридическому образованию вузов Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 021100 (030501) «Юриспруденция», по специальностям 021100 (030501) «Юриспруденция», 030505 (023100) «Правоохранительная деятельность», 030500 (521400) «Юриспруденция (бакалавр)» // ЭБС «Лань» // http://e.lanbook.com

Основная литература

1. Реент Ю.А. История уголовно-исполнительной системы России: учебник / под ред. Ю.И. Калинина. – Рязань: АПиУ ФСИН, 2006.

2. Уголовно-исполнительное право России: Теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца 19 – начала 20 века: учебник / под ред. А.И. Зубкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2005.

3. Уголовно-исполнительное право: учеб. для вузов: в 2 т. / под ред. Ю.И. Калинина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.; Рязань: Логос; АПиУ ФСИН, 2006.

4. Уголовно-исполнительное право: учебник / отв. ред. А.С. Михлин. – М.: Высш. образование, 2006. Гриф УМО.

5. Уголовно-исполнительное право: учебник / под ред. В.И. Селиверстова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2006.

Дополнительная литература:

1. Казак Б.Б., Паршков А.В., Смирнова И.Н. Правовые основы, направления, формы и методы осуществления электронного наблюдения за поведением лиц, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций: науч.-аналит. обзор. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2010.

2. Казак Б.Б., Паршков А.В., Смирнова И.Н. Организационно-правовые проблемы исполнения уголовного наказания в виде ограничения свободы: науч.-аналит. обзор. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2010.

3. Казак Б.Б., Паршков А.В., Смирнова И.Н. Оптимизация функционирования учреждений и органов уголовно-исполнительной системы: науч.-аналит. обзор. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2010.

4. Паршков А.В., Смирнова И.Н. Общая характеристика и современное состояние организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, и иных мер уголовно-правового характера: науч.-аналит. обзор. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2011.

5. Пенитенциарная система России: состояние, проблемы, перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. И.М. Волчкова, С.А. Смирнова. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2005.

6. Смирнова И.Н. Безопасность сотрудников уголовно-исполнительных инспекций: науч.-аналит. обзор. – Псков: ПЮИ ФСИН России, 2009.

7. Смирнова И.Н. Воспитательная работа в механизме предупреждения совершения преступлений осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекция: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Рязань: АПУ Минюста России, 2003.

8. Смирнова И.Н. Организационно-правовое обеспечение воспитательно-профилактического воздействия на осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества: монография. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2010.

9. Смирнова И.Н. Организационно-правовые основы функционирования УИИ (на примере Псковской обл.): монография. – Псков: ПЮИ ФСИН России, 2009. 140 с.;

10. Смирнова И.Н. Перспективы развития функционирования уголовно-исполнительной системы в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества: монография. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2010.

11. Смирнова И.Н. Функционирование уголовно-исполнительной си-стемы в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества (методологический и организационно-правовой аспекты): монография. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2010.

12. Смирнова И.Н. Характеристика осужденных, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций: науч.-аналит. обзор. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2009.

13. Современное состояние уголовно-исполнительной системы: сборник материалдов. Ч. 1 / сост. Б.Б. Казак, Ю.В. Лукина, А.В. Паршков, И.Н. Смирнова. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2009.

14. Современное состояние уголовно-исполнительной системы: сборник материалов / сост. Б.Б. Казак, Ю.В. Лукина, А.В. Паршков, И.Н. Смирнова. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2009.

15. Уголовно-исполнительная система – 125 лет / под общ. ред. Ю.Я. Чайки. – М.: ГУИН Минюста России, 2004.

16. Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: материалы Междунар. научн.-практ. конф., 18–19 ноября 2010 года / отв. ред. А. Г. Антонов. – Новокузнецк: ФГОУ ВПО Кузбасский ин-т ФСИН России, 2011.

17. Уголовно-исполнительное право: курс лекций / отв. ред. А.А. Толкаченко. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.

18. Упоров И.В. Пенитенциарная политика России в 18-20 вв.: Историко-правовой анализ тенденций развития. – СПб.: Юрид. центр Пресс. 2005.


Введение.

В уголовной политике Российской Федерации, как и в других современных государствах, наметилась тенденция расширения сферы применения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества. Значительную популярность и поддержку в мире обретают процессы поиска и внедрения в юридическую практику альтернатив наказания тюремному заключению. Однако в широком смысле, альтернативы представляют собой узкую систему уголовно-правовых санкций, отличающихся от института наказания. Это пробация, восстановительное правосудие и другие средства мировой мозаики альтернатив.

Реформирование пенитенциарной системы России, дальнейшая имплементация международных стандартов в области уголовной юстиции, совершенствование отечественного уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, проявляются, в частности, в дальнейшем развитии таких альтернатив наказанию, как ограничение свободы, исправительные и обязательные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и т.п. Альтернативные виды наказаний и мер позволяют значительно гуманизировать уголовную политику страны, укрепить ее имидж на международной арене, будут способствовать нравственному оздоровлению общества.

Правовое регулирование исполнения наказания

Ст. 7 УИК РФ устанавливает, что основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются

    • приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также
    • акт помилования или акт об амнистии .

Обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, составная часть которого представляет собой назначенное наказание, обязателен для всех предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и и подлежит исполнению.

Сущностью наказания является особая форма государственного принуждения (кара).

Исполнение наказания - урегулированный нормами уголовно-исполнительного порядок примене­ния мер государственного принуждения, выра­жающийся в комплексе ограничений прав и свобод осужденного.

Уголовно-исполнительное законодательство (ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2) для обозначения реализации мер принуждения наряду с термином «исполне­ние» употребляет термин «отбывание» наказа­ния. Указанные термины отражают единый процесс осуществления принудительного воз­действия на осужденных, но обращены они к различным субъектам и участникам уголовно-исполнительных правоотношений.

Термин «исполнение» наказания обращен к предусмотренным в законе учреждениям и органам, которые в своей деятельности обязаны реализовывать весь комплекс правоограничений, предусмотренных конкретным видом наказания, обеспечивать осуществление предоставляемых осужденным прав и выполнение ими возложенных на них обязанностей в течение всего срока, установленного в приговоре суда.

Термин «отбывание» наказания обращен к осужденным, которые должны на основании приговора суда в соответствии с предписаниями, установленными уголовно-исполнительным законодатель­ством, выполнять возложенные на них обязанности, воздерживаться от дей­ствий, запрещенных , осуществлять свои права.

Сущность и содержание наказания при его исполнении, объем приме­няемых к осужденным правоограничений и принудительных мер, полномо­чия администрации учреждений по их осуществлению реализуются в режи­ме, который согласно ч. 2 ст. 9 и ч. 1 ст. 82 УИК РФ рассматривается как установленный порядок исполнения и отбывания наказания, и который в общем случае включает:

    1. изоляцию от общества;
    2. карательное воздействие.

Режим исполнения и отбывания наказания многофункционален по своей направленности. Он

    1. выступает в качестве одного из основных средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 9),
    2. создает одновременно усло­вия для применения других средств их исправления (ч. 2 ст. 82).

Применительно к наказанию определенного вида режим приобретает конкретное содержание, которое определяется его спецификой. Наиболее полно и всесторонне правила режима реализуются при исполнении наказа­ний, связанных с изоляцией от общества: в арестных домах, дисциплинарных воинских частях, исправительных учреждениях. Они регламентируют весь образ жизни осужденных как в нерабочее время, так и в процессе трудовой деятельности, охватывают все сферы их жизнедеятельности, которые нахо­дятся под контролем администрации органов, исполняющих эти наказания.

Принудительное воздействие носит комплексный характер и реализует­ся путем применения к осужденным всей совокупности ограничений, уста­новленных условиями отбывания конкретного наказания.

Применение этих правоограничений - не самоцель, их назначение со­стоит в том, чтобы обеспечить надлежащее исполнение наказания в соответ­ствии с его целями, установленными уголовным законодательством. Указан­ные правоограничения применяются в качестве психолого-педагогического средства воздействия на осужденного с целью его исправления и предупреж­дения совершения им новых преступлений .

Реализация мер принуждения, ограничения прав присуща исполнению всех видов наказания, но их объем зависит от конкретного вида наказания. Лишение гражданина одного из основных субъективных прав - свободы влечет за собой ограничение совокупности наиболее значимых для него со­циальных ценностей и благ - свободы передвижения, свободы общения, ог­раничения социальных связей, возможности распоряжаться многими важ­ными для него субъективными правами. Поэтому изоляцию от общества необходимо рассматривать как комплекс правоограничений, поскольку ли­шение или сужение объема прав обусловлено именно изоляцией.

При осужде­нии к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью карательное воздействие состоит в увольне­нии осужденного с должности и лишении его права занимать определенные должности или заниматься определенными видами профессиональной дея­тельности - врачебной, педагогической и т. д. (ст. 34 УИК РФ).

Посредством режима реализуется функция социального контроля, кото­рый осуществляется путем регламентации поведения осужденных, организа­ции надзора за ними и оценки поведения на основе применения позитивных (мер поощрения) или негативных (мер взыскания) санкций. Чем строже вид наказания, назначенного осужденному, тем интенсивнее реализуется в режи­ме социально-контрольная функция. При осуществлении этой функции пре­дупреждается противоправное поведение осужденных.

Карательное воздействие на осужденных, система установленных для них правоограничений обусловливают необходимость исчерпывающей регламен­тации нормами права всего комплекса вопросов, связанных с реализацией режима. Нормы права одновременно тщательно регламентируют полномочия органов, исполняющих наказания, должностных лиц, общественных объеди­нений по отношению к осужденным, процедуру принятия ими решений по отношению к осужденным, устанавливают правила взаимоотношений с осужденными, поведение граждан, находящихся в исправительных учрежде­ниях и на других его объектах. Такая детальная регламентация правил режи­ма объективизируется необходимостью создания правовых предпосылок, ко­торые обеспечивали бы соблюдение законности в сфере применения наиболее острых форм принуждения - исполнения уголовного наказания.

Обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, со-(Тиниая часть которого представляет собой назначенное осужденному наказание, обязателен для всех предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению (ст. 358 УИK). После обращения приговора к исполнению уполномоченные Мм то органы государства, администрация предприятий, учреждений и организаций обязаны его реализовать в отношении назначенного судом наказания.

Сущностью и содержанием наказания как особой формы государственного принуждения является кара, поэтому под его исполнением следует понимать урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок применения мер государственного принуждения (кары) - комплекса ограничений прав и свобод осужденного.

Уголовно-исполнительное законодательство (ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2) для обозначения мер принуждения наряду с термином «исполнение» употребляет термин «отбывание» наказания. Указанные термины отражают единый процесс принудительного воздействия на осужден­ных, но обращены они к различным субъектам и участникам уголов­но исполнительных правоотношений.

Термин «исполнение» наказания обращен к соответствующим уч­реждениям и органам, которые в своей деятельности обязаны реализовывать весь комплекс правоограничений, предусмотренных конкретным видом наказания, обеспечить осуществление предоставляе­мых осужденным прав и выполнение ими возложенных на них обязанностей в течение всего срока, установленного в приговоре суда. Термин «отбывание» наказания обращен к осужденным, которые должны на основании приговора суда в соответствии с предписания­ми, установленными уголовно-исполнительным законодательством, выполнять возложенные на них обязанности, воздерживаться от действий, запрещенных нормами права, осуществлять свои права.

Принудительное воздействие носит комплексный характер и реализуется путем применения к осужденным всей совокупности огра­ничений, установлении условиями отбывания конкретного наказа­ния (ч. 2 ст. 10 УИК). Применение этих правоограничений - не само­цель, их назначение состоит в том, чтобы обеспечить надлежащее ис­полнение наказания в соответствии с целями и задачами, стоящими перед этой отраслью законодательства. Указанные правоограничений применяются в качестве психолого-педагогического средства воздействия на личность осужденного с целью его исправления и предупреждения совершения им новых преступлений.

Реализация мер принуждения, ограничения прав присущи исполнению всех видов наказания, но их объем зависит от конкретного вида наказания. Лишение гражданина одного из основных субъективных прав - свободы влечет за собой ограничение совокупности наиболее значимых для него социальных ценностей и благ - свободе передвижения, свободы общения, социальных связей, возможности распоряжаться многими важными для него субъективными правами. Поэтому изоляцию от общества необходимо рассматривать как комплекс правоограничений, поскольку лишение или сужение объема прав обусловлено именно изоляцией.

При исполнении исправительных работ карательное воздейств1(И выражается в ограничении определенного объема трудовых и иные прав осужденного и удержании до 20% заработка (ст. 40, 41 УИК). При осуждении к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью карательное воздействие вне состоит в увольнении осужденного от должности и лишении era права занимать определенные должности или заниматься определенными видами профессиональной деятельности - врачебной, педагогической и т.д. (ст. 34 УИК).

Правоограничения осужденных при осуществлении принудитель­ных мер воздействия определяются порядком и условиями отбывания конкретного вида наказания, если оно носит срочный характер (ч. 2 ст. 10 УИК).

Сущность и содержание наказания при его исполнении, объем применяемых к осужденным правоограничений и принудительных мер, полномочия администраций учреждений по их осуществлению реализуются в режиме, который согласно ч. 2 ст. 9 и ч. 1 ст. 82 УИК рассматривается как установленный порядок исполнения и отбывания наказания.

Необходимо отметить, что в законе впервые дается такое определение применительно к исполнению всех видов наказания. Ранее в теории уголовно-исполнительного права и в законодательстве термин «режим» употреблялся применительно к исполнению лишения свободы.

Режим исполнения и отбывания наказания многофункционален по своей направленности. Он один из основных средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК), создает одновременно условия для применения других средств их исправления (ч. 2 ст. 92). Как подчеркивается в Пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 10), «пенитенциарной системой предусматривается режим для заключен­ных, существенной целью которого является их исправление» 1 .

Применительно к наказанию определенного вида режим приобретает конкретное содержание, которое определяется его спецификой. Наиболее полно и всесторонне правила режима реализуются в местах лишения свободы, в арестных домах, дисциплинарных воинских час­тях, исправительных центрах, они регламентируют весь образ жизни осужденных как во внерабочее время, так и в процессе трудовой деятельности. Правила режима охватывают все сферы их жизнедеятель­ности, которые находятся под контролем администрации органов, ис­полняющих эти наказания.

Поскольку режимом определяется внутренний распорядок исправительных и других учреждений, исполняющих наказания, он включает соответствующие требования по обеспечению правопорядка на территориях указанных учреждений, соблюдению как осужденными, так и администрацией своих обязанностей и реализации прав. Его нормы обращены также к иным лицам, посещающим эти учреждения (представителям органов власти, общественных объединений, служителям культа, родственникам осужденных, вольнонаемному персоналу производственных объектов, где работают осужденные). Они должны соблюдать установленный в этих учреждениях порядок и правила взаимоотношений с администрацией и осужденными.

Правила режима реализуются не только на территории исправительных учреждений и их производственных объектах, но и на при­бегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования (п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, ис­полняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

Статьи по теме: