Карьерный взлет как советский пилот угнал пассажирский самолет в китай. Диссиденты софяник и алимурадов плывут с кипра в сирию Карьерный взлет Как советский пилот угнал пассажирский самолет в Китай


Сегодня стартовал беспрецедентный марафонский заплыв через Средиземное море под девизом "За мир в Сирии", в котором участвуют бывшие диссиденты Олег Софяник и Шамиль Алимурадов. Заплыв проходит от побережья Кипра до сирийского города Латакия, расстояние 150 км. Пловцов во время заплыва сопровождает яхта.

Как рассказал сегодня вечером в сообщении через Интернет нашему корреспонденту севастопольский пловец-марафонец, рекордсмен Книги рекордов Украины Олег Софяник: «Стартовали сегодня в 14 часов из кипрского города Протарос. Ветер встречный юго-восточный. Плыть очень тяжело».

Марафонцы планируют плыть по 10-12 часов, ночуя и принимая пищу на яхте.

Наша справка:
Алимурадов Шамиль Гаджи Оглы
15.12. 1952г.р., родился в г. Баку. В 1969г окончил среднюю школу. В том же году поступил в Бакинский политехнический институт. Спустя полгода по материальным соображениям оставил учебу и пошел работать на фаянсовый завод. В 1970-72гг. учился в Сасовском летном училище. С ноября 1972г по март 1976г работал в якутском авиаотряде вторым, а затем первым пилотом самолета АН-2. С марта 1976г командир самолета АН-2. в 1977г проходил обучение в высшем летном училище в Кировограде. с сентября 1977г второй пилот самолета АН-24. Заочно окончил академию гражданской авиации в Ленинграде.
Критически относился к советскому режиму, несколько раз отправлял в Президиум Верховного Совета СССР заявление, в котором просил разрешить ему выезд из страны. 27 декабря 1983г попытался пройти в посольство США, но был задержан. После суточного пребывания в райотделе милиции был отпущен. В Якутске был отправлен КГБ на психиатрическое освидетельствование. Был признан психиатарами здоровым и каким-то чудом Алимурадову удалось восстановиться на работе в авиаотряде. 19 декабря 1985 г. будучи вторым пилотом во время рейса пассажирского самолет,а вылетевшего из Якутска, Шамиль Алимурадов угрожая ножом отстранил команду от управления самолетом и сам сел за штурвал, после чего смельчак взял курс на Китай и благополучно посадил самолет на китайской территории.
Был арестован китайскими властями и под усиленным конвоем отправлен специальным поездом в тюрьму г. Харбин. Алимурадов сразу попросил предоставить ему политическое убежище в КНР. По его словам, китайские власти приняли его, как героя и относились с большим уважением. В тюрьме, где он содержался у него был очень либеральный режим содержания: отличное питание, неограниченные прогулки, возможность заниматься спортом. Ему даже предоставили радиоприемник и Шамиль слушал передачи западных радиостанций. Он усиленно изучал китайский язык и через 2 года уже свободно говорил на нем. Изучал китайскую гимнастику и медицину, встречался с журналистами. С 4 по 6 марта 1986 г. в Харбине состоялся судебный процесс над Алимурадовым. На суде присутствовали работники советского посольства, которые пытались побеседовать с ним, но Алимурадов наотрез отказался общаться с советскими дипломатами. На суде он объяснил причины своего поступка и обличал советский режим. Его последнее слово зал встретил аплодисментами. Суд приговорил Алимурадова к 8 годам тюремного заключения. В марте 1988г он был досрочно освобожден из заключения и поселился в Харбине. Китайцы предоставили ему отлично меблированную квартиру с прислугой.
Шамиль стал работать преподавателем ускоренного усвоения русского языка по своей методике в Харбинском медицинском университете, педагогическом институте, а затем в институте иностранных языков в г. Цзямусы. Личная жизнь также складывалась очень удачно, он мог выбрать любую девушку, которая ему понравилась. Вскоре женился на молодой китаянке. По его словам, это были самые счастливые и насыщенные годы в его жизни, он жил как король.
Но, в советско-китайских отношениях началось потепление. 25 декабря 1989г Алимурадова неожиданно арестовывают, в сопровождении 20 солдат, 2 прокуроров и сотрудников МИД КНР отвозят на границу и на пограничном переходе Суйфэнхэ выдают советским властям. Его принимают- замначальника КГБ Якутии Журавский, начальник следственного отдела КГБ Якутии Александр Чистихин, прокурор Якутии. В тот же день самолетом этапирован в Якутск, где помещен в СИЗО МВД. Сначала содержался в общей камере с уголовниками, но после угрозы объявить голодовку, переведен в одиночку.
22 июня 1990 г. Верховный Суд Якутской АССР приговорил Шамиля Алимурадова к 5 годам лагерей усиленного режима. Срок отбывал в лагере в Якутии, затем в Кемерово. Активно боролся за права заключенных, в лагере пользовался большим авторитетом и уважением среди зеков. Освобожден 25 декабря 1994 г.
С 1995 г. живет в Москве, занимается бизнесом.

Олег Алексеевич Софяник
Совершил уже более 60 марафонских заплывов, самый длинный из которых – через Южно-Китайское море – 350 км. Переплыл также Чёрное море, Средиземное море, Мраморное море, пролив Босфор (вдоль и поперек вместе с журналистом Романом Черненко), пролив Дарданеллы. Совершал марафонские заплывы на расстояние до 100 км вдоль берегов Крыма. Известен также заплывами в холодной воде в зимнее время. Не признаёт плавательных бассейнов и тренируется круглый год в море. Также совершил несколько заплывов со связанными руками и ногами, используя так называемый военно-грузинский стиль плавания.
Родился 4 мая 1964 г. в г. Севастополе
Диссидент, за отказ от службы в армии и от гражданства СССР подвергался карательной психиатрии. В 1977 г., обучаясь в 7 классе школы №41, начал писать письма на радиостанцию «Немецкая волна» и рассылать на адреса, взятые из телефонного справочника, листовки с призывами к борьбе с существующим строем. 13.10.1977 г. был задержан КГБ. Учитывая несовершеннолетие, с ним провели профилактическую беседу.
В 1979 г. создал с друзьями подпольную группу «Комитет борцов за свободу». Распространяли листовки с призывами к революции. Заканчивались они лозунгами «Долой кровавый режим Брежнева и К! Да здравствует революция!»
14.03.1979 г. арестован КГБ вместе с товарищем Игорем Шарцом. Трое суток провел в камере предварительного заключения, психиатрическая экспертиза признала его вменяемым. Однако, поскольку ему еще не исполнилось 16 лет, его отпустили под надзор родителей.
В 1982 г. поступил в Севастопольский приборостроительный институт. 15.10 был задержан КГБ в Москве при встрече с работниками посольства США, которым хотел рассказать свою историю и попросил помочь выехать из СССР. После допроса выслан из Москвы.
Дважды – в июле и ноябре 1983 г. – его призывали в армию. Он сбегал со сборного пункта в г. Симферополе. В декабре 1983 г. призван в третий раз. Начал службу с стройбате в Туле. 12.01.1984 г. публично отказался от службы по политическим мотивам и в этот же день отправлен в 12-1 отдел Тульской областной психиатрической больницы. 8.02. врачебная комиссия поставила диагноз: «Вялотекущая шизофрения». Уволен в июле 1984 г.
В 1985 г. восстановился в институте на 2 курс.
В октябре 1985 г. взял билет на круизный пароход «Молдавия» Одесса-Батуми. Имел с собой надувную лодку. Ночью 24.10 между Сухуми и Батуми выпрыгнул за борт с намерением доплыть до Турции. На третьи сутки был задержан сторожевым катером.
Сидел в СИЗО под Сухуми, этапирован в Крым.
Обвинен по ст.75 УК УССР «Незаконное пересечение границы». На вопрос сотрудников КГБ, почему выбрал такой рискованный способ побега, ответил, что лучше погибнуть в море, чем жить в Советском Союзе. В декабре 1985 г. помещен на принудительное лечение в психиатрическую клинику Севастополя. Освобожден в феврале 1987 г.
В октябре 1987 г. задержан при попытке пройти во французское посольство в Москве, где хотел попросить политического убежища. Освобожден 27.12.1987 г.
В марте 1988 г. послал в Президиум Верховного Совета СССР заявление с отказом от советского гражданства по политическим мотивам. 20 марта снова принудительно помещен в психиатрическую клинику. Освобожден в сентябре 1988 г.
В октябре 1988 г. вступил в общественную организацию „Свобода эмиграции для всех”, сотрудничал с газетой „Экспресс-Хроника” Александра Подрабинека. В августе 1989 вступив у партию „Демократический Союз” Валерии Новодворской, возглавил Севастопольскую организацию. Собрал сотни историй про побеги из СССР, которые намерен издать книгой.
Президент неформальной группы „Ассоциация бывших политзаключенных”. Спортсмен, занимается марафонским плаванием. Президент клубу марафонского плавания «Дельфин».
Первый марафонский заплыв Олег Софяник совершил в 2002 году.

Интересно, какую именно деятельность осуждали уважаемые академики?

И ещё вот эту.

КОГДА ТЕРЯЮТ ЧЕСТЬ И СОВЕСТЬ

Открыв номер американского журнала «Форин афферс» и обнаружив в нем пространную статью академика Андрея Сахарова, мы взялись за ее чтение, ожидая, по правде говоря, всякого. Что Сахаров пытается очернить все, что нам дорого, что он клевещет на собственный народ, выставляя его перед внешним миром эдакой безликой массой, даже и не приблизившейся к высотам цивилизованной жизни, мы хорошо знали.

Сахаровское творение в «Форин афферс» нас тем не менее поразило. Как бы вступив в полемику с американским профессором из Стэнфордского университета С. Дреллом, который высказывается в пользу замораживания существующих ядерных арсеналов СССР и США, Сахаров призывает США, Запад ни при каких обстоятельствах не соглашаться с какими-либо ограничениями в гонке вооружений, ядерных в первую очередь. Он прямо-таки заклинает руководителей Вашингтона продолжать их милитаристский курс, курс на конфронтацию с Советским Союзом, на военное превосходство, доказывая, что Соединенные Штаты, НАТО не должны ослаблять гонку вооружений как минимум еще 10-15 лет.

Это может показаться неправдоподобным, но нижеследующее написано черным по белому. Сахаров умоляет тех, к кому он обращается, «не полагаться на благоразумие противника». Кто же этот «противник»? Советский Союз, страна, в которой он живет. Он предупреждает хозяев Америки: не верьте миролюбию социалистических государств. Открыто, не стесняясь, Сахаров одобряет планы США и НАТО по развертыванию американских «першингов-2» и крылатых ракет в Западной Европе - этого оружия первого удара, которое намереваются нацелить на нашу страну и другие социалистические государства. Один из его аргументов - если у Вашингтона будут ракеты МХ, а это тоже всем известное оружие первого удара, - «Соединенным Штатам будет легче вести переговоры» с СССР.

Мы несколько раз возвращались к этим местам в статье Сахарова. И у нас появилось какое-то странное ощущение: да он ли это пишет? Ведь все это мы уже много раз слышали, читали. Именно так говорит министр обороны США Уайнбергер. Так говорит президент Рейган. Это язык американских генералов и политиков-ультра. Сахарову не хватает только назвать СССР «исчадием зла» и объявить «крестовый поход» коммунизму - и его хоть сажай в Пентагон, в Белый дом.

И еще одно нам показалось невероятным. Сахаров - ученый. Ему предметнее видно и лучше известно, какими могут стать последствия тех действий, к которым он призывает правительство страны, уже однажды испробовавшей на людях оружие массового уничтожения. Тогда США обрушили атомную смерть на японские города. Их правители хотели показать миру, и прежде всего нашей стране, какой силой они обладают. Сегодня Сахаров по существу призывает использовать чудовищную мощь ядерного оружия, чтобы вновь припугнуть советский народ, заставить нашу страну капитулировать перед американским ультиматумом. Да к какой стране и к какой «цивилизации» он себя относит и чего в конечном счете добивается? И неужели он не понимает, что наращивание вооружений, к которому он призывает, несет угрозу не только нашей стране, потерявшей в последней войне 20 миллионов человек, но всем без исключения народам, самой человеческой цивилизации?

И здесь мы начинаем думать о Сахарове уже не как об ученом. Что же он за человек, чтобы дойти до такой степени нравственного падения, ненависти к собственной стране и ее народу? В его действиях мы усматриваем также нарушение общечеловеческих норм гуманности и порядочности, обязательных, казалось бы, для каждого цивилизованного человека.

Мы знаем, что Сахаров ходит в больших друзьях у тех в Америке, кто хотел бы смести с лица земли нашу страну, социализм. Эти его друзья все время поднимают шум о «трагической судьбе Сахарова». Не хотим сейчас говорить об этом беспредельном лицемерии. Нет, наше государство, наш народ более чем терпимы по отношению к этому человеку, который спокойно проживает в городе Горьком, откуда и рассылает свои человеконенавистнические творения.

Вот что вспомнилось. Ровно тридцать лет назад, в такие же летние дни, в США произошло одно из самых неправедных, постыдных событий XX века. Власти Америки казнили тогда ученых Этель и Юлиуса Розенбергов. Казнили, основываясь на нелепых, гнусных обвинениях. «Улики» сфабриковали секретные службы США. А, между прочим, в отличие от Сахарова, который призывает к ядерному шантажу против собственной страны, фактически к созданию условий для применения против нас первыми ядерного, оружия, Розенберги были не просто невинными людьми, ставшими жертвой безжалостного механизма американского «правосудия». Они еще и выступали за уничтожение смертоносного оружия. И вообще были честными, гуманными людьми.

Говорить о честности, когда человек по существу призывает к войне против собственной страны, трудно. Несколько столетий назад Эразм Роттердамский сказал, что лишь немногие, чье подлое благополучие зависит от народного горя, делают войны.

Дело, конечно, не в Эразме Роттердамском. А в том, что и в его времена порядочным, думающим людям ненависть не застилала глаза и они не теряли чести и совести.

Академики

А. А. ДОРОДНИЦЫН,

А. М. ПРОХОРОВ,

Г. К. СКРЯБИН,

Редакция сайт уже рассказывала о случае, произошедшем в 1985 году, когда второй пилот якутского авиаотряда Шамиль Гаджи-Оглы Алимурадов захватил самолет Ан-24 с 52 пассажирами на борту, приставил нож к горлу командира воздушного судна и потребовал лететь в Китай. После публикации история получила продолжение.

Интервью с командиром воздушного судна Вячеславом Абрамяном вызвало большой интерес у читателей, многие хотели ознакомиться с версией самого террориста, но тогда нам не удалось связаться с ним. Через месяц после публикации в редакцию сайт обратился Шамиль Алимурадов, заявив, что в публикации, по его мнению, неверно расставлены акценты и на самом деле «он герой и диссидент, ставший жертвой советской власти». Журналисты сайт попытались разобраться, так ли это и подняли архивы КГБ.

О том, что происходило в самолете во время угона, и из-за чего Алимурадов решил захватить Ан-24, рассказали все стороны конфликта: террорист, капитан воздушного судна и руководство авиаотряда. Несмотря на то, что прошло более 30 лет и угонщик отсидел свой срок, в этом деле до сих пор остается много вопросов. Что двигало Шамилем Алимурадовым, какие цели он преследовал, и из-за чего можно было поставить на кон жизни 57 человек?

Захват самолета

7 часов утра (час ночи по московскому времени).

Ясное морозное утро 19 декабря 1985 года, на улице 42 градуса мороза. Второй пилот Шамиль Алимурадов поднялся на борт самолета Ан-24. Перед тем, как зайти в кабину пилота, он проверил карманы — нож был на месте. Поприветствовал экипаж и пошутил: «Обедать будем в Шанхае». Никто не придал значения его словам, все просто улыбнулись — к странным шуткам Алимурадова экипаж уже привык.

Алимурадову тогда было 33 года. После летного училища он три года летал вторым пилотом на Ан-2. В 1976 году перевелся в якутский поселок Батагай, стал командиром экипажа. Поступил в Ленинградскую академию гражданской авиации, после нее перевелся в Якутск, работал вторым пилотом на Ан-24. Он женился, в семье родилась дочь.

Его план был таким: отобрать у командира корабля пистолет, обезвредить экипаж, захватить самолет, полететь в Китай. «Враг моего врага — мой друг» — думал Алимурадов. Отношения СССР и Китая в середине 1980-х были крайне напряженными. О пассажирах он и не думал. Если бы что-то пошло не так, признается он, просто планировал направить самолет в землю.

Ан-24 авиакомпании «Аэрофлот» выполнял обычный пассажирский рейс 101/435 по маршруту Якутск - Нерюнгри - Чита - Иркутск. На борту находились пять членов экипажа и 52 пассажира, в том числе дети и пожилые люди. Самолет вылетел из Якутска по расписанию.

4 часа утра по московскому времени

Алимурадов знал, что в салоне два пистолета — один у капитана, другой у штурмана. Во время первой остановки в Нерюнгри экипаж вышел из кабины. Алимурадов задержался, остался один, стал искать пистолет, но не нашел его ни в чемоданах, ни в личных вещах коллег. Он достал нож — это был его запасной план — и спрятал под свое кресло.

7 часов утра.

В кабине пилота находились четверо: капитан Вячеслав Абрамян, штурман Жихорев, бортмеханик Осипов и второй пилот Алимурадов. На подходе к Чите бортмеханик попросился из кабины в туалет.

Шамиль Алимурадов, террорист

Алимурадов рассказывает сайт свою версию событий. По его словам, капитан в тот момент задремал, штурман работал. Тогда он взял лежащий в чемодане железный брусок, уже замахнулся на сидящего перед ним штурмана, но ударить не смог. Тогда он взмолился: «Господи, помоги мне, я ведь не убил не повинного человека!». И тут же штурман встал и вышел из кабины. «В тот момент я понял, что есть связь между мной и высшими силами, потом я много раз убеждался в этом», — утверждает Алимурадов.

Сразу после этого в кабину зашел бортмеханик, но Алимурадов сумел обмануть его: сказал, что того разыскивает стюардесса — якобы в салоне что-то сломалось.

Бортмеханик вышел, Алимурадов встал со своего кресла, запер дверь на защелку и вытащил свой самодельный нож с 25-сантиметровым лезвием. Затем он изменил курс самолета — в сторону Китая и отключил командиру корабля наушники, чтобы тот не мог связаться с землей. Уже через пять минут после этого диспетчеры с земли начали предупреждать, что экипаж сбился с курса, но ответить им было некому.

Командир корабля Абрамян проснулся, Алимурадов сказал ему посмотреть на приборы, и когда тот отвернулся, приставил нож к его горлу.

— Ты что, с ума сошел? — говорил Абрамян.
— Летим, мне терять нечего, не дергайся! — отвечал Алимурадов.
— Шамиль, у тебя дочка, подумай о ней, о матери, братьях, Родине! Это же небезопасно! Куда летим? Зачем? Это бессмысленно! — кричал командир.

Вячеслав Абрамян, командир АН-24

«Когда террорист — пассажир в салоне, это одно, — говорит Абрамян. — А когда он — член экипажа, который сидит с тобой в кабине, это совсем другое. Ты психологически не готов к этому, это предательство в высшей степени!»

По его словам, в этой ситуации было практически невозможно что-либо предпринять. По инструкции, находясь на рабочем месте — за штурвалом, нужно быть пристегнутым. Он не смог оказать сопротивления, так как его главной задачей было обеспечение безопасности пассажиров и воздушного судна.

«Проблема была в том, что он, как пилот, мог предвидеть каждый мой шаг, каждое мое движение, — говорит Абрамян. — У меня возникла идея перехитрить его и посадить самолет на одном из военных аэродромов Читы, расположение которых я прекрасно знал — все они находились недалеко от границы. Я уговаривал его отказаться от преступных действий, говорил, что всю вину возьму на себя, скажу, что сбились с маршрута. Но Алимурадов был непреклонен».

7 часов 30 минут.

С помощью кнопки SOS командир Вячеслав Абрамян все-таки смог предупредить диспетчера об угоне, после чего попытался обхитрить террориста и приземлиться на военном аэродроме. И тут, как назло, диспетчеры потребовали сообщить курс — и Алимурадов понял, что его хотят обмануть.

В этот момент бортмеханик и штурман попытались выломать дверь топором. Алимурадов заставил командира держаться направления на юг, выключил сигнал бедствия и потребовал у бортмеханика и штурмана прекратить попытки проникнуть в кабину — угрожая, что убьет командира корабля.

На подходе к советско-китайской границе Абрамян все-таки уговорил Алимурадова включить сигналы бедствия. Капитан предупредил его, что будет небезопасно, что самолет могут сбить китайцы, что неизвестны координаты ближайшего аэродрома, и высока вероятность разбиться.

8 часов.

Самым кошмарным моментом для Вячеслава Абрамяна, вспоминает он, было пересечение государственной границы. Находясь на территории Китая, не имея маршрутных карт и поддержки диспетчеров, он понял, что не контролирует ситуацию. Плюс еще топливо было на исходе.

«Мне было не страшно, а Абрамян побледнел, — говорит Алимурадов. — Он думал, что нас хотят сбить, я его успокаивал, но он меня уже не слышал. А я ему говорил: «Слава, это все на их совести — пассажиры, экипаж, все. Он говорит: «У меня мать, дети», я ему отвечаю: «У меня тоже мать, дети! Слава, вопрос решен!».

Капитану удалось связаться с экипажем Ту-154, летевшим эшелоном выше — с землей связи уже не было, советские авиадиспетчеры и службы противовоздушной обороны уже не слышали Ан-24 из-за помех, которые образуются при полете в горной местности. Экипаж Ту-154 дал Абрамяну частоты двух аэродромов в Китае.

«Я взял курс в направлении аэродрома, куда указывала стрелка радиокомпаса, — рассказывает Абрамян. — Летели минут двадцать, и вдруг стрелка радиокомпаса начала хаотично вращаться, а затем остановилась и начала показывать на противоположное направление. Я развернул самолет и полетел обратно. Примерно через такое же время стрелка снова начала вращаться и указала совсем другое направление. Тогда я понял, в чем дело. Видимо, наши сообщили китайцам, что гражданский самолет терпит бедствие, а в то время отношения с Китаем были очень напряженными. Думаю, китайцы создавали помехи, хотели, чтобы мы просто разбились в горах».

«Не хочу ругать советскую власть, но вероятно, что и наши хотели того же», — добавил Абрамян.

Погода была ясная и морозная. Пролетев примерно час, Абрамян увидел, что горная местность заканчивается, нужно было срочно решать, где и как приземлиться. Алимурадов настаивал, что самолет надо посадить возле какого-нибудь населенного пункта, чтобы можно было попросить политическое убежище — если все останутся живы.

Командир стал подбирать место для посадки. Заметив более-менее подходящий участок вспаханного поля, начал снижаться. Во время посадки на высоте примерно 30 метров он заметил провода ЛЭП и был вынужден набирать высоту — самолет мог бы разбиться при столкновении с ними. Через некоторое время он увидел небольшое поле.

9 часов 30 минут.

Перед посадкой снизился над рисовым полем и пролетел на бреющем полете примерно в 5-7 метрах от земли, чтобы определить глубину пахоты и ширину борозд — Абрамян начинал как пилот в сельскохозяйственной авиации, и эти знания пригодились ему. Он даже посадку произвел на шасси, хотя по инструкции имел право посадить самолет «на брюхо».

Через несколько часов к самолету сбежались жители ближайшей деревни, как выяснилось позже, самолет сел в округе Цицикар, примерно в пятистах километрах от советской границы.

Уже после инцидента эксперты говорили, что это была посадка в сложнейших условиях и далеко не каждому удалось бы взвесить, оценить все и выбраться из этого положения, при этом еще не повредив самолет. Если говорить о самом инциденте, то до этого в мировой истории авиации не было ни одного случая, чтобы второй пилот стал угонщиком и террористом.

Причина

У Алимурадова был затяжной конфликт с руководством, продолжавшийся в общей сложности шесть лет. Еще в конце 1979 года, после окончания Ленинградской академии гражданской авиации (ЛАГА), Алимурадов был распределен в 271-й летный отряд и стал требовать от руководства, чтобы его досрочно сделали командиром экипажа.

В то время действительно работало негласное правило: тех, кто окончил командный факультет АГА, должны были вводить в командирский строй вне очереди. Но Алимурадова стали «придерживать» — в первую очередь из-за тяжелого характера. Он стал писать жалобы, сначала требовал, чтобы его ввели в командирский строй. Ему отвечали, что «в порядке очереди». Алимурадов злился, писал жалобы еще выше — на тех, кто отказал, и так по цепочке по всем инстанциям, все больше раздражая руководителей. В итоге дошел даже до министра гражданской авиации СССР.

Разбор полетов в 271 авиаотряде, 1985

В дальнейшем его требования уже не ограничивались лишь введением его в командирский строй, он стал просто жаловаться на всех. Можно сказать, стал профессиональным жалобщиком, вспоминают коллеги.

Алимурадов писал даже в ООН, после чего его направили на обследование в психиатрическую больницу. Вывод — здоров.

С Алимурадовым отказались летать все экипажи, объявив ему профессиональный бойкот. Приказом начальника Якутского управления Ивана Дергилева от 10 июня 1982 года Алимурадов был переведен с летной работы на землю. Он пытался опротестовать этот приказ. Для восстановления на летной работе снова пошли в ход испытанные методы. Особенно активно прибегал он при этом к своим старым связям в ЦК КП Азербайджана и постпредстве в Москве, не раз бывал в министерстве гражданской авиации.

Одну из его апелляций на имя председателя Верховного совета СССР рассматривала комиссия якутского управления гражданской авиации. Выяснилось, что отдельные претензии, изложенные в жалобе, все-таки были обоснованными. Например, то, что при решении вопроса о досрочном вводе Алимурадова в командирский строй один пилот-наставник «проявил несдержанность», когда направил его на обследование. Другой выдал характеристику, которая была «не объективной». Вывод комиссии был таким: «Не включать Алимурадова в 1979 году в состав кандидатов на ввод в строй командиром было необоснованно».

Он начал задумываться об эмиграции, обратился в ОВИР МВД СССР за разрешением на выезд за границу, поговорил с женой. Но жена с полуторагодовалым ребенком не поддержала его, супруги развелись. Бывая в Москве, он стал частым гостем посольств западных стран.

Кстати, человеку, который боролся с советской властью, восстановиться на летной работе помог президент Азербайджана. В 1985 году он занимал должность первого секретаря Центрального комитета. Любимчик Брежнева и земляк Алимурадова Гейдар Алиев позвонил в Министерство гражданской авиации заместителю министра Васину и попросил разобраться с ситуацией и восстановить Алимурадова, а тот в свою очередь надавил на начальника якутского управления Дергилева. Республиканскому управлению ничего не оставалось, как согласиться с этим.

11 марта 1985 года его все же восстановили на работе. Алимурадов сразу стал требовать, чтобы его ввели в командирский состав, выплатили компенсацию за два года работы на автобазе, а также предоставили ему жилье. Руководство в ответ издало приказ: принять Алимурадова на должность второго пилота. В приказе было сказано, что его не восстановили, а заново приняли на работу — то есть ему нужно было начинать все с нуля.

После этого у Алимурадова и возникла идея об угоне самолета — в качестве мести. Вел он себя вызывающе: неоднократно намекал о своих планах многим коллегам. В 1982 году отправил срочную телеграмму генсеку КПСС Леониду Брежневу: «Точка невозврата пройдена, последствия неизбежны, примите меры!».

«Знаете, из-за чего все это было? Просто мелкая зависть ко мне! Мне тогда было 27 лет, я был не только в отряде, но и во всем управлении единственным, кто имел высшее академическое образование! Это была всего лишь зависть со стороны командования», — до сих пор горячится Алимурадов. «Была команда сверху: «Берите его!». Ничего не поделаешь, его взяли в нашу эскадрилью, — вспоминает командир экипажа Вячеслав Абрамян. — Я согласился. Кстати, к работе Алимурадова у меня никогда не было претензий — летал он хорошо, никогда не спорил, не конфликтовал со мной».

Летом 1985 года Алимурадов провел «эксперимент». Во время одного рейса он передал записку бортпроводнице и попросил отнести ее командиру экипажа по фамилии Малышев. Она удивилась: «Ты ведь второй пилот, сам можешь отдать ему записку!». Алимурадов все же убедил стюардессу. В записке было требование изменить курс и лететь в другую страну, второй пилот там подписался как «Аджа». Тогда никто из экипажа об этом инциденте так и не рассказал, все это выяснилось гораздо позже — на допросах в КГБ.

Китай

В газете «Дацянь щицзе» в октябре 1986 года были опубликованы воспоминания крестьян, видевших, как садился советский Ан-24: «Около 14:30 по пекинскому времени раздался гул самолета. Мы удивились, ведь поблизости нет аэродромов. Откуда же он взялся? Самолет опускался все ниже и ниже, на рисовое поле возле нашей фермы. На фюзеляже отчетливо виднелись иностранные буквы. Кто-то сказал, что это советский самолет».

Абрамян посадил самолет, выключил двигатель - они с Алимурадовым сорвали с него пломбу. В эти минуты в кабине пилота разыгралась такая сцена:

Ш.А: Слава, молодец! Это твой полет! Ты будешь героем!

В.А: Да пошел ты!

Ш.А: Ты не забывай, что ты заложник! Не обижайся, я тебе не хотел никакого зла, только им!

В.А: Ты конченый негодяй! Подверг опасности жизнь 52 пассажиров. Ты не с советской властью боролся, а подверг опасности ни в чем не повинных людей.

Через несколько минут пассажиры стали выходить на улицу, не понимая, где они находятся. О том, что произошел угон, многие даже не сразу поняли. Алимурадов сказал командиру: «Мне надо уйти». Абрамян на это отвечал: «Стой, не смей, жди».

Пока они спорили, к самолету подъехали китайские военные. Угонщик с поднятыми руками (в одной так и оставался нож) вышел из самолета. «Мне нужно политическое убежище», — заявил он.

— С какой целью вы прибыли в Китай? — спросили китайские военные у угонщика. — Какие у вас требования?

— У меня нет требований, — отвечал Алимурадов. — Я один, правда, у меня есть просьба. Первое: разрешить запустить самолет — пассажиры замерзли, их надо согреть. Второе: я прошу политического убежища.

— Мы вам гарантируем политическое убежище, но вы должны сотрудничать с нами, — ответили военные.

Алимурадова сразу же отвезли в администрацию деревни, где прошел первый допрос. Там его взяли под стражу. 4 марта 1986 года в Харбине он был приговорен к восьми годам тюрьмы за захват и угон самолета по статье 107 УК КНР.

Через два года, 19 марта 1988 года Алимурадов был условно-досрочно освобожден. Ему удалось устроиться преподавателем русского языка в Харбинский мединститут, затем он преподавал в педагогическом училище и институте иностранных языков в городе Цзямусы — это практически на границе с Хабаровским краем. 9 декабря 1989 году Алимурадова передали Советскому Союзу. Любопытно, что в конце 90-х КНР закупила 60 единиц АН-24.

«Ну, я отсидел, не вижу в этом ничего страшного. Потом вернулся в Союз, меня заверили, что я отсижу год и выйду на свободу. А потом СССР развалился, и я отсидел полных пять лет, — вспоминает Алимурадов. — В Китае были очень хорошие условия: хочешь — работай, а хочешь — нет. Выходили на прогулки, посещали концерты. Помню, какой-то певец приехал из Пекина, ведущий сказал: «Для гостя из Советского Союза — азербайджанская народная песня «Аршин мал алан»». Освободившись, Алимурадов даже женился на китаянке, однако в Советский Союз она с ним не поехала. В 2000 году он был в Китае, встречался со старыми знакомыми, они спрашивали, не хочет ли он с ней увидеться, Алимурадов ответил, что нет: все-таки прошло 15 лет, у нее, наверное, семья, дети, неудобно как-то.

Алимурадов на суде в Харбине, 1986.

Из тюрьмы Алимурадов продолжал писать жалобы, написал семь исков, где требовал привлечь к уголовной ответственности начальника Якутского управления гражданской авиации Дергилева и других проходивших по его делу свидетелей за клевету, порочащую Алимурадова.

«В этой истории нет героев. Все — жертвы, — настаивает он в беседе. — Помните историю немецкого пилота, который разбил Airbus А320, — Андреаса Любица? То же самое могло случиться со мной. Я был на грани — мне ничего не стоило так поступить, поэтому нельзя считать ни меня, ни Абрамяна героями».

Экипаж и пассажиры Ан-24 пробыли в Китае пару дней, потом их перевезли в Читу. А затем начались тяжелые времена для экипажа, особенно для командира Абрамяна. Все были отстранены от полетов. Осипов восстановился через год, Жихарев даже не стал восстанавливаться. Абрамяна полгода допрашивали в КГБ — пытались выяснить, не был ли он в сговоре с Алимурадовым. Его сняли с очереди на жилье, три года он был без работы. За это время пилот успел поработать грузчиком и бортпроводником.

В 1988 году Абрамян чудом восстановился на работе в авиакомпании. Отработал месяц вторым пилотом, затем снова стал командиром. В дальнейшем он был пилотом-инструктором, заместителем командира эскадрильи, пилотом инспекции по безопасности полетов. Завершил карьеру пилота в 1998 году, после создания авиакомпании «Якутия» был назначен заместителем генерального представителя в Москве.

"Я Алимурадову еще давно простил все. А так не хочу его видеть и говорить с ним тоже нет желания. — говорит он. — Безусловно, моя карьера могла бы сложиться по-другому. Думаю, не каждому удалось бы справиться с такой психологической травмой и преодолеть все эти сложности».

Сейчас Алимурадов — предприниматель, утверждает, что является членом партии «Единая Россия», женат, его младшему сыну два года. Сразу после того, как вышел из российской тюрьмы, забрал к себе дочь. Его первая жена погибла в автокатастрофе, когда он был в Китае.

Кстати, самому младшему пассажиру Ан-24 было полтора года, как и дочке Алимурадова на тот момент. Угонщик говорит, что, не задумываясь, убил бы всех даже сегодня, если бы в экипаже были его руководители.

Нравится -102

«Как дела в мире? Стабильности нет. Террористы опять захватили самолёт»

Когда слышишь такие новости, всегда думаю, ну вот зачем? Сколько таких угонов было в пустую, да почти все в пустую. Чаще всего угонщиков при захвате самолета убивали, страдали другие пассажиры. И вот Ан-24...

За советский период с 1954 по 1989 год на территории СССР было совершено 57 попыток угона самолетов.

Вот случай произошедший в 1985 году, когда второй пилот якутского авиаотряда Шамиль Гаджи-Оглы Алимурадов захватил самолет Ан-24 с 52 пассажирами на борту, приставил нож к горлу командира воздушного судна и потребовал лететь в Китай.

От редакции News.Ykt.Ru "Интервью с командиром воздушного судна Вячеславом Абрамяном вызвало большой интерес у читателей, многие хотели ознакомиться с версией самого террориста, но тогда нам не удалось связаться с ним."

Журналисты News.Ykt.Ru попытались разобраться, так ли это и подняли архивы КГБ.

О том, что происходило в самолете во время угона, и из-за чего Алимурадов решил захватить Ан-24, рассказали все стороны конфликта: террорист, капитан воздушного судна и руководство авиаотряда. Несмотря на то, что прошло более 30 лет и угонщик отсидел свой срок, в этом деле до сих пор остается много вопросов. Что двигало Шамилем Алимурадовым, какие цели он преследовал, и из-за чего можно было поставить на кон жизни 57 человек?

Алимурадову тогда было 33 года. После летного училища он три года летал вторым пилотом на Ан-2. В 1976 году перевелся в якутский поселок Батагай, стал командиром экипажа. Поступил в Ленинградскую академию гражданской авиации, после нее перевелся в Якутск, работал вторым пилотом на Ан-24. Он женился, в семье родилась дочь.Ясное морозное утро 19 декабря 1985 года, на улице 42 градуса мороза. Второй пилот Шамиль Алимурадов поднялся на борт самолета Ан-24. Перед тем, как зайти в кабину пилота, он проверил карманы — нож был на месте. Поприветствовал экипаж и пошутил: «Обедать будем в Шанхае». Никто не придал значения его словам, все просто улыбнулись — к странным шуткам Алимурадова экипаж уже привык.

Его план был таким: отобрать у командира корабля пистолет, обезвредить экипаж, захватить самолет, полететь в Китай. «Враг моего врага — мой друг» — думал Алимурадов. Отношения СССР и Китая в середине 1980-х были крайне напряженными. О пассажирах он и не думал. Если бы что-то пошло не так, признается он, просто планировал направить самолет в землю.

Ан-24 авиакомпании «Аэрофлот» выполнял обычный пассажирский рейс 101/435 по маршруту Якутск - Нерюнгри - Чита - Иркутск. На борту находились пять членов экипажа и 52 пассажира, в том числе дети и пожилые люди. Самолет вылетел из Якутска по расписанию.

4 часа утра по московскому времени

Алимурадов знал, что в салоне два пистолета — один у капитана, другой у штурмана. Во время первой остановки в Нерюнгри экипаж вышел из кабины. Алимурадов задержался, остался один, стал искать пистолет, но не нашел его ни в чемоданах, ни в личных вещах коллег. Он достал нож — это был его запасной план — и спрятал под свое кресло.

7 часов утра.

В кабине пилота находились четверо: капитан Вячеслав Абрамян, штурман Жихорев, бортмеханик Осипов и второй пилот Алимурадов. На подходе к Чите бортмеханик попросился из кабины в туалет.

Шамиль Алимурадов, террорист

Алимурадов рассказывает News.Ykt.Ru свою версию событий. По его словам, капитан в тот момент задремал, штурман работал. Тогда он взял лежащий в чемодане железный брусок, уже замахнулся на сидящего перед ним штурмана, но ударить не смог. Тогда он взмолился: «Господи, помоги мне, я ведь не убил не повинного человека!». И тут же штурман встал и вышел из кабины. «В тот момент я понял, что есть связь между мной и высшими силами, потом я много раз убеждался в этом», — утверждает Алимурадов.

Сразу после этого в кабину зашел бортмеханик, но Алимурадов сумел обмануть его: сказал, что того разыскивает стюардесса — якобы в салоне что-то сломалось.

Бортмеханик вышел, Алимурадов встал со своего кресла, запер дверь на защелку и вытащил свой самодельный нож с 25-сантиметровым лезвием. Затем он изменил курс самолета — в сторону Китая и отключил командиру корабля наушники, чтобы тот не мог связаться с землей. Уже через пять минут после этого диспетчеры с земли начали предупреждать, что экипаж сбился с курса, но ответить им было некому.

Командир корабля Абрамян проснулся, Алимурадов сказал ему посмотреть на приборы, и когда тот отвернулся, приставил нож к его горлу.

— Ты что, с ума сошел? — говорил Абрамян.
— Летим, мне терять нечего, не дергайся! — отвечал Алимурадов.
— Шамиль, у тебя дочка, подумай о ней, о матери, братьях, Родине! Это же небезопасно! Куда летим? Зачем? Это бессмысленно! — кричал командир.

Вячеслав Абрамян, командир АН-24

«Когда террорист — пассажир в салоне, это одно, — говорит Абрамян. — А когда он — член экипажа, который сидит с тобой в кабине, это совсем другое. Ты психологически не готов к этому, это предательство в высшей степени!»

По его словам, в этой ситуации было практически невозможно что-либо предпринять. По инструкции, находясь на рабочем месте — за штурвалом, нужно быть пристегнутым. Он не смог оказать сопротивления, так как его главной задачей было обеспечение безопасности пассажиров и воздушного судна.

«Проблема была в том, что он, как пилот, мог предвидеть каждый мой шаг, каждое мое движение, — говорит Абрамян. — У меня возникла идея перехитрить его и посадить самолет на одном из военных аэродромов Читы, расположение которых я прекрасно знал — все они находились недалеко от границы. Я уговаривал его отказаться от преступных действий, говорил, что всю вину возьму на себя, скажу, что сбились с маршрута. Но Алимурадов был непреклонен».

7 часов 30 минут.

С помощью кнопки SOS командир Вячеслав Абрамян все-таки смог предупредить диспетчера об угоне, после чего попытался обхитрить террориста и приземлиться на военном аэродроме. И тут, как назло, диспетчеры потребовали сообщить курс — и Алимурадов понял, что его хотят обмануть.

В этот момент бортмеханик и штурман попытались выломать дверь топором. Алимурадов заставил командира держаться направления на юг, выключил сигнал бедствия и потребовал у бортмеханика и штурмана прекратить попытки проникнуть в кабину — угрожая, что убьет командира корабля.

На подходе к советско-китайской границе Абрамян все-таки уговорил Алимурадова включить сигналы бедствия. Капитан предупредил его, что будет небезопасно, что самолет могут сбить китайцы, что неизвестны координаты ближайшего аэродрома, и высока вероятность разбиться.

8 часов.

Самым кошмарным моментом для Вячеслава Абрамяна, вспоминает он, было пересечение государственной границы. Находясь на территории Китая, не имея маршрутных карт и поддержки диспетчеров, он понял, что не контролирует ситуацию. Плюс еще топливо было на исходе.

«Мне было не страшно, а Абрамян побледнел, — говорит Алимурадов. — Он думал, что нас хотят сбить, я его успокаивал, но он меня уже не слышал. А я ему говорил: «Слава, это все на их совести — пассажиры, экипаж, все. Он говорит: «У меня мать, дети», я ему отвечаю: «У меня тоже мать, дети! Слава, вопрос решен!».

Капитану удалось связаться с экипажем Ту-154, летевшим эшелоном выше — с землей связи уже не было, советские авиадиспетчеры и службы противовоздушной обороны уже не слышали Ан-24 из-за помех, которые образуются при полете в горной местности. Экипаж Ту-154 дал Абрамяну частоты двух аэродромов в Китае.

«Я взял курс в направлении аэродрома, куда указывала стрелка радиокомпаса, — рассказывает Абрамян. — Летели минут двадцать, и вдруг стрелка радиокомпаса начала хаотично вращаться, а затем остановилась и начала показывать на противоположное направление. Я развернул самолет и полетел обратно. Примерно через такое же время стрелка снова начала вращаться и указала совсем другое направление. Тогда я понял, в чем дело. Видимо, наши сообщили китайцам, что гражданский самолет терпит бедствие, а в то время отношения с Китаем были очень напряженными. Думаю, китайцы создавали помехи, хотели, чтобы мы просто разбились в горах».

«Не хочу ругать советскую власть, но вероятно, что и наши хотели того же», — добавил Абрамян.

Погода была ясная и морозная. Пролетев примерно час, Абрамян увидел, что горная местность заканчивается, нужно было срочно решать, где и как приземлиться. Алимурадов настаивал, что самолет надо посадить возле какого-нибудь населенного пункта, чтобы можно было попросить политическое убежище — если все останутся живы.

Командир стал подбирать место для посадки. Заметив более-менее подходящий участок вспаханного поля, начал снижаться. Во время посадки на высоте примерно 30 метров он заметил провода ЛЭП и был вынужден набирать высоту — самолет мог бы разбиться при столкновении с ними. Через некоторое время он увидел небольшое поле.

9 часов 30 минут.

Перед посадкой снизился над рисовым полем и пролетел на бреющем полете примерно в 5-7 метрах от земли, чтобы определить глубину пахоты и ширину борозд — Абрамян начинал как пилот в сельскохозяйственной авиации, и эти знания пригодились ему. Он даже посадку произвел на шасси, хотя по инструкции имел право посадить самолет «на брюхо».

Через несколько часов к самолету сбежались жители ближайшей деревни, как выяснилось позже, самолет сел в округе Цицикар, примерно в пятистах километрах от советской границы.

Уже после инцидента эксперты говорили, что это была посадка в сложнейших условиях и далеко не каждому удалось бы взвесить, оценить все и выбраться из этого положения, при этом еще не повредив самолет. Если говорить о самом инциденте, то до этого в мировой истории авиации не было ни одного случая, чтобы второй пилот стал угонщиком и террористом.

Причина

У Алимурадова был затяжной конфликт с руководством, продолжавшийся в общей сложности шесть лет. Еще в конце 1979 года, после окончания Ленинградской академии гражданской авиации (ЛАГА), Алимурадов был распределен в 271-й летный отряд и стал требовать от руководства, чтобы его досрочно сделали командиром экипажа.

В то время действительно работало негласное правило: тех, кто окончил командный факультет АГА, должны были вводить в командирский строй вне очереди. Но Алимурадова стали «придерживать» — в первую очередь из-за тяжелого характера. Он стал писать жалобы, сначала требовал, чтобы его ввели в командирский строй. Ему отвечали, что «в порядке очереди». Алимурадов злился, писал жалобы еще выше — на тех, кто отказал, и так по цепочке по всем инстанциям, все больше раздражая руководителей. В итоге дошел даже до министра гражданской авиации СССР.

Разбор полетов в 271 авиаотряде, 1985

В дальнейшем его требования уже не ограничивались лишь введением его в командирский строй, он стал просто жаловаться на всех. Можно сказать, стал профессиональным жалобщиком, вспоминают коллеги.

Алимурадов писал даже в ООН, после чего его направили на обследование в психиатрическую больницу. Вывод — здоров.

С Алимурадовым отказались летать все экипажи, объявив ему профессиональный бойкот. Приказом начальника Якутского управления Ивана Дергилева от 10 июня 1982 года Алимурадов был переведен с летной работы на землю. Он пытался опротестовать этот приказ. Для восстановления на летной работе снова пошли в ход испытанные методы. Особенно активно прибегал он при этом к своим старым связям в ЦК КП Азербайджана и постпредстве в Москве, не раз бывал в министерстве гражданской авиации.

Одну из его апелляций на имя председателя Верховного совета СССР рассматривала комиссия якутского управления гражданской авиации. Выяснилось, что отдельные претензии, изложенные в жалобе, все-таки были обоснованными. Например, то, что при решении вопроса о досрочном вводе Алимурадова в командирский строй один пилот-наставник «проявил несдержанность», когда направил его на обследование. Другой выдал характеристику, которая была «не объективной». Вывод комиссии был таким: «Не включать Алимурадова в 1979 году в состав кандидатов на ввод в строй командиром было необоснованно».

Он начал задумываться об эмиграции, обратился в ОВИР МВД СССР за разрешением на выезд за границу, поговорил с женой. Но жена с полуторагодовалым ребенком не поддержала его, супруги развелись. Бывая в Москве, он стал частым гостем посольств западных стран.

Кстати, человеку, который боролся с советской властью, восстановиться на летной работе помог президент Азербайджана. В 1985 году он занимал должность первого секретаря Центрального комитета. Любимчик Брежнева и земляк Алимурадова Гейдар Алиев позвонил в Министерство гражданской авиации заместителю министра Васину и попросил разобраться с ситуацией и восстановить Алимурадова, а тот в свою очередь надавил на начальника якутского управления Дергилева. Республиканскому управлению ничего не оставалось, как согласиться с этим.

11 марта 1985 года его все же восстановили на работе. Алимурадов сразу стал требовать, чтобы его ввели в командирский состав, выплатили компенсацию за два года работы на автобазе, а также предоставили ему жилье. Руководство в ответ издало приказ: принять Алимурадова на должность второго пилота. В приказе было сказано, что его не восстановили, а заново приняли на работу — то есть ему нужно было начинать все с нуля.

После этого у Алимурадова и возникла идея об угоне самолета — в качестве мести. Вел он себя вызывающе: неоднократно намекал о своих планах многим коллегам. В 1982 году отправил срочную телеграмму генсеку КПСС Леониду Брежневу: «Точка невозврата пройдена, последствия неизбежны, примите меры!».

«Знаете, из-за чего все это было? Просто мелкая зависть ко мне! Мне тогда было 27 лет, я был не только в отряде, но и во всем управлении единственным, кто имел высшее академическое образование! Это была всего лишь зависть со стороны командования», — до сих пор горячится Алимурадов. «Была команда сверху: «Берите его!». Ничего не поделаешь, его взяли в нашу эскадрилью, — вспоминает командир экипажа Вячеслав Абрамян. — Я согласился. Кстати, к работе Алимурадова у меня никогда не было претензий — летал он хорошо, никогда не спорил, не конфликтовал со мной».

Летом 1985 года Алимурадов провел «эксперимент». Во время одного рейса он передал записку бортпроводнице и попросил отнести ее командиру экипажа по фамилии Малышев. Она удивилась: «Ты ведь второй пилот, сам можешь отдать ему записку!». Алимурадов все же убедил стюардессу. В записке было требование изменить курс и лететь в другую страну, второй пилот там подписался как «Аджа». Тогда никто из экипажа об этом инциденте так и не рассказал, все это выяснилось гораздо позже — на допросах в КГБ.

Китай

В газете «Дацянь щицзе» в октябре 1986 года были опубликованы воспоминания крестьян, видевших, как садился советский Ан-24: «Около 14:30 по пекинскому времени раздался гул самолета. Мы удивились, ведь поблизости нет аэродромов. Откуда же он взялся? Самолет опускался все ниже и ниже, на рисовое поле возле нашей фермы. На фюзеляже отчетливо виднелись иностранные буквы. Кто-то сказал, что это советский самолет».

Абрамян посадил самолет, выключил двигатель - они с Алимурадовым сорвали с него пломбу. В эти минуты в кабине пилота разыгралась такая сцена:

Ш.А: Слава, молодец! Это твой полет! Ты будешь героем!

В.А: Да пошел ты!

Ш.А: Ты не забывай, что ты заложник! Не обижайся, я тебе не хотел никакого зла, только им!

В.А: Ты конченый негодяй! Подверг опасности жизнь 52 пассажиров. Ты не с советской властью боролся, а подверг опасности ни в чем не повинных людей.

Через несколько минут пассажиры стали выходить на улицу, не понимая, где они находятся. О том, что произошел угон, многие даже не сразу поняли. Алимурадов сказал командиру: «Мне надо уйти». Абрамян на это отвечал: «Стой, не смей, жди».

Пока они спорили, к самолету подъехали китайские военные. Угонщик с поднятыми руками (в одной так и оставался нож) вышел из самолета. «Мне нужно политическое убежище», — заявил он.

— С какой целью вы прибыли в Китай? — спросили китайские военные у угонщика. — Какие у вас требования?

— У меня нет требований, — отвечал Алимурадов. — Я один, правда, у меня есть просьба. Первое: разрешить запустить самолет — пассажиры замерзли, их надо согреть. Второе: я прошу политического убежища.

— Мы вам гарантируем политическое убежище, но вы должны сотрудничать с нами, — ответили военные.

Алимурадова сразу же отвезли в администрацию деревни, где прошел первый допрос. Там его взяли под стражу. 4 марта 1986 года в Харбине он был приговорен к восьми годам тюрьмы за захват и угон самолета по статье 107 УК КНР.

Через два года, 19 марта 1988 года Алимурадов был условно-досрочно освобожден. Ему удалось устроиться преподавателем русского языка в Харбинский мединститут, затем он преподавал в педагогическом училище и институте иностранных языков в городе Цзямусы — это практически на границе с Хабаровским краем. 9 декабря 1989 году Алимурадова передали Советскому Союзу. Любопытно, что в конце 90-х КНР закупила 60 единиц АН-24.

«Ну, я отсидел, не вижу в этом ничего страшного. Потом вернулся в Союз, меня заверили, что я отсижу год и выйду на свободу. А потом СССР развалился, и я отсидел полных пять лет, — вспоминает Алимурадов. — В Китае были очень хорошие условия: хочешь — работай, а хочешь — нет. Выходили на прогулки, посещали концерты. Помню, какой-то певец приехал из Пекина, ведущий сказал: «Для гостя из Советского Союза — азербайджанская народная песня «Аршин мал алан»». Освободившись, Алимурадов даже женился на китаянке, однако в Советский Союз она с ним не поехала. В 2000 году он был в Китае, встречался со старыми знакомыми, они спрашивали, не хочет ли он с ней увидеться, Алимурадов ответил, что нет: все-таки прошло 15 лет, у нее, наверное, семья, дети, неудобно как-то.

Алимурадов на суде в Харбине, 1986.

Из тюрьмы Алимурадов продолжал писать жалобы, написал семь исков, где требовал привлечь к уголовной ответственности начальника Якутского управления гражданской авиации Дергилева и других проходивших по его делу свидетелей за клевету, порочащую Алимурадова.

«В этой истории нет героев. Все — жертвы, — настаивает он в беседе. — Помните историю немецкого пилота, который разбил Airbus А320, — Андреаса Любица? То же самое могло случиться со мной. Я был на грани — мне ничего не стоило так поступить, поэтому нельзя считать ни меня, ни Абрамяна героями».

Экипаж и пассажиры Ан-24 пробыли в Китае пару дней, потом их перевезли в Читу. А затем начались тяжелые времена для экипажа, особенно для командира Абрамяна. Все были отстранены от полетов. Осипов восстановился через год, Жихарев даже не стал восстанавливаться. Абрамяна полгода допрашивали в КГБ — пытались выяснить, не был ли он в сговоре с Алимурадовым. Его сняли с очереди на жилье, три года он был без работы. За это время пилот успел поработать грузчиком и бортпроводником.

В 1988 году Абрамян чудом восстановился на работе в авиакомпании. Отработал месяц вторым пилотом, затем снова стал командиром. В дальнейшем он был пилотом-инструктором, заместителем командира эскадрильи, пилотом инспекции по безопасности полетов. Завершил карьеру пилота в 1998 году, после создания авиакомпании «Якутия» был назначен заместителем генерального представителя в Москве.

"Я Алимурадову еще давно простил все. А так не хочу его видеть и говорить с ним тоже нет желания. — говорит он. — Безусловно, моя карьера могла бы сложиться по-другому. Думаю, не каждому удалось бы справиться с такой психологической травмой и преодолеть все эти сложности».

Сейчас Алимурадов — предприниматель, утверждает, что является членом партии «Единая Россия», женат, его младшему сыну два года. Сразу после того, как вышел из российской тюрьмы, забрал к себе дочь. Его первая жена погибла в автокатастрофе, когда он был в Китае.

Кстати, самому младшему пассажиру Ан-24 было полтора года, как и дочке Алимурадова на тот момент. Угонщик говорит, что, не задумываясь, убил бы всех даже сегодня, если бы в экипаже были его руководители.

ЗЫ - "утверждает, что является членом партии «Единая Россия» " не моё конечно дело, НО....

зыы - тут товарищи подсказывают

+++
В 1982-86 работал в якутском УГА, в Зырянке. В Якутске в общаге ИТР-1 пару раз с Шамилем пересекался. Знаком лично не был, но в одних компаниях приходилось быть. Когда в Зырянке узнали про угон (на следующий день), народ сразу сказал:"ну, это Шамиль, наверняка, больше некому". Через день выяснилось - точно, Шамиль. Тогда сели с мужиками, выпили-закусили и стали разрабатывать версии угона. Еще первый литр не закончили, а стройная версия развития событий - уже была. Один в один с реальностью. :-) Вообще, парня всю дорогу считали "малость не в себе". Не зря. Еще из подробностей: китайцы к нашим отнеслись очень хорошо (тогда отношения начинали налаживаться), термоса всем подарили на память (Сурика с экипажем потом начальство гнобило - дескать, зачем взяли, надо было сказать, что у самих добра такого - завались. Кстати, с Абрамяном лично не знаком, но общие знакомые его Суриком называли). Такие дела.
+++

Статьи по теме: