Тайны статистики ссср: что не так с официальными цифрами советского периода. Система управления в ссср Начальники статистического управления ссср


«Центральное статистическое управление СССР, куда я пришел на работу в сентябре 1972 года, занималось сбором и обработкой экономической информации по всем отраслям народного хозяйства. Сведения, которые отражали положительные сдвиги в развитии страны, ежегодно публиковались в сборнике «Народное хозяйство СССР». Иначе было со сведениями о неблагополучных тенденциях в обществе и экономике. Они, как правило, засекречивались или, если это было невозможно, фальсифицировались. Последнее особенно касалось показателей роста валового национального продукта, национального дохода, зарплаты и реальных доходов населения. В составе ЦСУ существовало специальное управление межотраслевого баланса, возглавляемое М. Р. Эйдельманом, которое непосредственно отвечало за проведение этих фальсификаций.
ЦСУ выпускало три типа статистических сборников - открытые (для всего народа - с полным набором умолчаний и фальсификаций), для служебного пользования (тираж около 1000 экземпляров - с меньшим набором умолчаний и фальсификаций, с некоторыми международными сопоставлениями), секретные (20–30 экземпляров, для высшего политического руководства, почти без умолчания и фальсификации, читать его запрещалось даже работникам ЦСУ). Такая трехэтажная статистика наводила на печальные размышления - в стране неблагополучно, правду об этом могут знать только три десятка человек. Охранять информацию в ЦСУ был призван спецотдел, состоявший из кагэбэшников, имевших стукачей по всей организации.
Моя работа в отделе капиталистических стран сводилась к изучению иностранных экономических и статистических сборников и журналов, сбору информации и приведению ее в сопоставимый с советскими данными вид. Я отвечал за сбор информации по труду, заработной плате и доходам в капиталистических странах. Подготовленные мной данные шли в сборник международных сопоставлений СССР с другими странами мира. Собранные мною сведения по зарплате и доходам, если они сравнивались с данными по СССР, я был обязан представлять в Управление межотраслевого баланса, где мои сведения пересчитывались (а точнее «корректировались») с помощью фальсифицированных индексов и коэффициентов, чтобы придать данным по капиталистическим странам менее благополучный вид.
Самое интересное, что эти фальсификации по показателям зарплаты и доходов применялись и в том случае, если данные шли в секретные сборники для высшего руководства страны. Удивленный этим фактом, я как-то раз спросил у начальника нашего отдела Льва Марковича Цирлина: «Для чего это делается, ведь наверху следует знать правду?» На что он мне довольно цинично ответил: «Они сами так хотят. Они искренно верят, что советские люди живут не хуже, чем американские. Они недовольны, когда их лишают иллюзий». Цирлин был по-настоящему интересной личностью, в немецком рейхе ему непременно бы дали звание «ценный еврей». Во время войны Цирлин возглавлял статистическое ведомство оккупированной Германии, а после войны подготовил целую школу таких же, как он, циничных статистиков-профессионалов. Он не был стяжателем, жил достаточно скромно среди старых статистических сборников, которые знал досконально. Цирлину, конечно, докладывали о моём критическом взгляде на «еврейское избранничество», и тем не менее ко мне он относился с симпатией. Рассказывал о встречах с Берией, маршалом Жуковым, Косыгиным (о двух последних очень положительно). Однажды я подготавливал данные для секретной записки в Политбюро по труду и зарплате в капиталистических странах. Собрал материал страниц на 30. Увидев мой труд, Цирлин сказал: «Сократи до четырех страниц! Большие и обстоятельные доклады они не любят, предпочитают маленькие записки». Слово «они» Цирлин произносил с особой интонацией, разумея, конечно, членов Политбюро. Помню также, как в одну из записок, которая шла в Политбюро, я должен был вставить две своих цифры, но, прочитав ее, счел халтурой, о чем откровенно сказал Цирлину. «А! - С ленивой досадой заявил Цирлин, - Они все примут!»
В ЦСУ я впервые столкнулся с мощной и влиятельной, даже не еврейской, а настоящей сионистской «партией», от которой зависела вся внутренняя жизнь нашего учреждения. Большую часть самых заметных должностей занимали евреи. «Сионистская партия» была структурирована в партийную организацию КПСС. Формальным лидером «сионистской партии» был Лев Маркович (Лейба Мордкович) Володарский, родной брат известного еврейского большевика. Володарский занимал пост первого заместителя начальника ЦСУ СССР В. Старовского, но из-за болезней начальника фактически исполнял его обязанности. Негласным лидером «сионистской партии» была зав. библиотекой Ниса Александровна Елисаветская, дочь старого еврейского большевика, чекиста. Она люто ненавидела всякое проявление русского чувства, что даже проявлялось в подборе фондов библиотеки.
В ней невозможно было найти классические сочинения русских статистиков, зато в огромном количестве присутствовала западная литература. Крупный русский статистик профессор Введенский заметил эту особенность библиотеки ЦСУ и после своей смерти завещал в ее фонды свою личную библиотеку в несколько тысяч томов, где исчерпывающим образом были представлены русские статистики. Елисаветская и Володарский приказали уничтожить подаренную библиотеку Введенского и пустили ее под нож специальной машины. Несколько сотрудников (в том числе и я) сумели вытащить отдельные тома этой библиотеки из контейнера машины. Это - редчайшие сочинения первой половины XIX века. Этот величайший акт варварства по отношению к русской культуре осуществлялся не в 1918 году, а в 1974-м - на глазах у сотен сотрудников ЦСУ.
Пользуясь редкими возможностями ЦСУ СССР, я стал собирать статистические материалы о движении населения России с начала XIX века до нашего времени. В моем распоряжении были закрытые статистические сборники и консультации ведущих статистиков. Сначала я произвел подсчеты общей численности населения, его естественный прирост и естественную убыль, а затем предпринял подсчет числа человеческих потерь, понесенных страной в результате социально-экономических экспериментов еврейских большевиков последних шестидесяти лет. Год за годом, начиная с 1917-го до середины 70-х годов, я исчислил прирост и естественную убыль населения, исходя из нормальных условий развития. Получились внушительные ряды цифр, итоги которых упрямо и намного не сходились с публикуемыми в отдельные годы официальными данными численности и естественного прироста населения страны. Суммированное по всем годам расхождение и составляло общую сумму человеческих потерь.
По моему подсчету, общее число лиц, умерших не своей смертью от массовых репрессий, голода, эпидемий, войн, [не считая узаконенных большевиками ] составило за 1918–1955 годы более 87 млн. человек. Из них я вычел число лиц, умерших от голода, эпидемий и в результате военных действий. Оставшиеся 48 млн. человек, выходит, погибли в результате репрессий в местах заключения и ссылках. Причем сегодня уже понятно, что погибла не просто часть населения, а лучшая его часть - самые активные и трудолюбивые представители коренного крестьянства, а также потомственная интеллигенция - главные носители накапливаемой веками материальной и духовной культуры страны. Подробнее, как я определил людские потери среди крестьянства в довоенный период. По официальным источникам известно, что численность сельского населения страны в 1917 году равнялась 118 млн. человек, а в 1939 году составила 114 млн. Но за период с 1917 по 1939 год в деревне родилось еще 94 млн. человек, то есть к 118 млн., жившим в 1917 году, я добавил эти 94 млн. человек. А из полученного итога вычел число умерших по естественным причинам (50 млн.) и количество уехавших в город (20 млн.). После этих вычетов и получается гигантская цифра - 28 млн. человек, умерших не своей смертью. Это и есть людские потери крестьянства в годы Гражданской войны, насаждения колхозов и раскулачивания, погибших в ссылках и лагерях, при подавлении восстаний, в пересыльных пунктах, умерших от голода и эпидемий. Итак, за 1918–1955-е годы не своей смертью умерло около 87 млн. человек (в 12 раз больше, чем в дореволюционной России за такой же период времени), или каждый пятый человек, когда-либо живший в нашей стране после революции. Для сравнения скажем, что за 1861–1917 годы удельный вес лиц, умерших не своей смертью, был менее двух процентов, а во Франции, Италии, Великобритании, США в 1928–1960-е годы - менее одного процента.
Однако кроме умерших не своей смертью в убыль страны пошло 5 млн. жителей, покинувших Россию после 1917 года. Но и это еще не полная сумма человеческих потерь. Ведь насильно выведенные из жизни люди могли иметь детей и внуков и продолжать человеческий род. Самые заниженные подсчеты подсказывают, что «недобор» рождений и «эхо» недобора рождений составит 64 млн. человек. А всего, если сплюсовать число лиц, умерших не своей смертью, покинувших родину, а также число детей, которые могли бы родиться у этих людей, то общий людской ущерб страны составит 156 млн. человек (нынешняя численность населения Англии, Франции, ФРГ, вместе взятых). Таким образом, при ином стечении исторических событий в нашей стране к середине 70-х годов могло бы жить не 290 млн. человек, как это было фактически, а не менее 400–430 млн. человек.
Летом 1977 года я несколько раз приходил на Волхонку, в дом Института экономики, напротив того места, где раньше стоял храм Христа Спасителя, консультировался с видным демографом Борисом Цезаревичем Урланисом. Надо отметить, что он не очень-то удивился моим расчетам, а при расставании уронил: «Кому это сейчас нужно? Спрячьте подальше и никому не показывайте, в нашем веке они не пригодятся»...»

Старовский Владимир Никонович – начальник Центрального статистического управления при Совете Министров СССР.

Родился 20 апреля (3 мая) 1905 года в селе Помоздино Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (ныне Усть-Куломский район Республики Коми) в семье учителя.

Трудовую деятельность начал в 1919 году делопроизводителем и статистиком Усть-Сысольского уездного статбюро. В 1921-1923 годах – помощник, заместитель заведующего облстатбюро в Сыктывкаре. В 1926 году окончил факультет советского права 1-го Московского государственного университета, а в 1930 году – аспирантуру Института экономики Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН). Одновременно работал статистиком ВСНХ СССР (1924-1925 годы), статистиком и научным сотрудником Центрального статистического управления СССР (1926-1930 годы). В 1930-1931 годах - научный сотрудник экономико-статистического сектора Госплана СССР. С 1931 года в аппарате Центрального управления народнохозяйственного учета (ЦУНХУ) Госплана СССР: научный сотрудник (1931-1932 годы), заместитель начальника отдела кадров (1932-1936 годы), консультант начальника (1936-1937 годы), заместитель начальника бюро Всесоюзной переписи населения (1937-1939 годы). В 1939 году вступил в ВКП(б)/КПСС. В 1939-1940 годах – заместитель начальника, а в 1940-1941 годах – начальник ЦУНХУ Госплана СССР.

В марте 1941 – августе 1948 года – управляющий Центральным статистическим управлением (ЦСУ) и одновременно заместитель председателя Госплана СССР.

В августе 1948 – августе 1975 года – начальник Центрального статистического управления (ЦСУ) при Совете Министров СССР. В ноябре 1957 – августе 1975 года входил в состав Совета Министров СССР. Являлся одним из долгожителей советского правительства – непрерывно руководил ЦСУ на протяжении 35 лет.

Автор научных трудов по теоретическим проблемам статистики, математической статистике и статистике населения. При этом зарекомендовал себя как противник передовых методов управления и учёта с использованием ЭВМ и современных методик.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1975 года за большие заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством и в связи с семидесятилетием со дня рождения Старовскому Владимиру Никоновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Член Центральной ревизионной комиссии КПСС с 1961 года. Депутат Верховного Совета СССР 6-го - 8-го созывов (1962-1974).

С августа 1975 года – на пенсии, персональный пенсионер союзного значения.

Доктор экономических наук (1940), профессор (1934). Член-корреспондент Академии Наук СССР (1958).

Википедия: Центральное статистическое управление - советский государственный орган, занимавшийся сбором статистики.
До 1917 года - Статистический совет и Центральный Статистический комитет при Министерстве внутренних дел.
Декретом Совета Народных Комиссаров от сентября 1918 года «О местных статистических учреждениях» губернские статкомитеты прекращали свою деятельность.
Предыдущие названия и подчиненность:
1918-1923 - Центральное статистическое управление РСФСР (ЦСУ РСФСР)
образовано Декретом Совета Народных Комиссаров от 25 июля 1918 года «О государственной статистике»
1923-1926 - Центральное статистическое управление (ЦСУ) при Совете Народных Комиссаров СССР
1926-1930 - Центральное статистическое управление СССР (ЦСУ СССР)
1930-1931 - Экономико-статистический сектор (ЭСС) Госплана СССР
1931 - Сектор народно-хозяйственного учета Госплана СССР
1931-1941 - Центральное управление народно-хозяйственного учета (ЦУНХУ) Госплана СССР
В соответствии с постановлением СНК СССР от 10 марта 1932 года, утвердившее Положение о республиканских, областных (краевых) органах народнохозяйственного учета, управления народнохозяйственного учета союзных и автономных республик, краев и областей, районные и городские инспектуры народнохозяйственного учета находились в непосредственном подчинении ЦУНХУ Госплана СССР.
Директивы и задания, исходящие от ЦУНХУ Госплана СССР, являлись обязательными для всех статистических органов. Тем самым, была создана единая общесоюзная система органов народнохозяйственного учета.
1941-1948 - Центральное статистическое управление (ЦСУ) Госплана СССР
1948-1987 - Центральное статистическое управление (ЦСУ) при Совете Министров СССР
постановление Совета Министров СССР от 10 августа 1948 года №3018 «О преобразовании ЦСУ Госплана СССР в Центральное Статистическое управление при Совете Министров СССР»
1987-1991 - Государственный комитет СССР по статистике
В настоящее время Федеральная служба государственной статистики:
Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 1998 №483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по статистике включен в структуру федеральных органов исполнительной власти.
Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 №1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по статистике включен в структуру федеральных органов исполнительной власти.
Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1999 №651 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по статистике преобразован в Российское статистическое агентство.
Указом Президента Российской Федерации от 6 декабря 1999 №1600 «О преобразовании Российского статистического агентства в Государственный комитет Российской Федерации по статистике» образован Госкомстат России
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по статистике преобразован в Федеральную службу государственной статистики, с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» установлено, что руководство Федеральной службой государственной статистики осуществляет Правительство Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Росстат передан в ведение Министерства экономического развития Российской Федерации.
Основные задачи и функции:
Законом СССР от 19 декабря 1963 №2000-VI определено, что Начальник Центрального статистического управления при Совете Министров СССР входит в состав Совета Министров СССР (Ст. 70).
Всю свою деятельность ЦСУ СССР осуществляло через ЦСУ союзных республик и местные органы государственной статистики: статистические управления автономных республик, краев и областей, районные (городские) информационно-вычислительные станции (центры) и инспектуры государственной статистики.
ЦСУ СССР утверждает общесоюзный минимум показателей статистической отчетности для всех отраслей народного хозяйства и формы статистической отчетности для предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему министерств и ведомств СССР, а также для колхозов и издает инструкции по их заполнению.
В настоящее время Федеральная служба государственной статистики (Росстат, ранее Госкомстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны (далее - статистическая информация), а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации.
Росстат располагается в здании Центросоюза, построенном по проекту архитектора Ле Корбюзье в 1928-1933 годах, памятнике Всемирного наследия.
Основными функциями Федеральной службы государственной статистики являются:
представление в установленном порядке статистической информации гражданам, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, органам государственной власти, средствам массовой информации, другим организациям, в том числе международным;
разработка и совершенствование научно- обоснованной официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия указанной методологии международным стандартам;
разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;
сбор статистической отчетности и формирование на ее основе официальной статистической информации;
контроль за выполнением организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства Российской Федерации в области государственной статистики;
развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами;
обеспечение хранения государственных информационных ресурсов и защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической информации;
реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.

Дата публикации: До 2014-05-28
Просмотров: 440
Материал приурочен к дате: 1960-01-11
Прочие материалы относящиеся к: Материалы за:
Мета Гость

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНТРАЛЬНОМ СТАТИСТИЧЕСКОМ

УПРАВЛЕНИИ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР (ЦСУ СССР)

Совет Министров Союза ССР постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Центральном статистическом управлении при Совете Министров СССР (ЦСУ СССР). 2. Считать утратившим силу Постановление Совета Министров СССР от 30 октября 1951 г. N 4183 "Об утверждении Положения о Центральном статистическом управлении при Совете Министров СССР (ЦСУ СССР) и его местных органах".

Председатель

Совета Министров Союза ССР

Н.ХРУЩЕВ

Управляющий Делами

Совета Министров СССР

Г.СТЕПАНОВ

Утверждено

Постановлением

Совета Министров СССР

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЦЕНТРАЛЬНОМ СТАТИСТИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ

ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР (ЦСУ СССР)

1. Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР (ЦСУ СССР) является союзно-республиканским органом, осуществляющим централизованное руководство делом учета и статистики в СССР. В союзных республиках делом учета и статистики ведают центральные статистические управления при Советах Министров союзных республик, которые подчиняются как Совету Министров союзной республики, так и Центральному статистическому управлению при Совете Министров СССР. Центральные статистические управления при Советах Министров союзных республик выполняют статистические работы, возлагаемые на них постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР, централизованным общесоюзным планом статистических работ, постановлениями и распоряжениями Совета Министров союзной республики и отдельными заданиями ЦСУ СССР. 2. Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР, центральные статистические управления при Советах Министров союзных республик, статистические управления автономных республик, краев, областей, городов и округов и инспектуры государственной статистики в районах и городах проводят свою работу на основе единых принципов, единой методологии и организации общегосударственной статистики и исходят из указаний Партии и Правительства о том, что централизованная система учета и статистики в народном хозяйстве страны является важнейшим рычагом государственного управления и планового руководства развитием народного хозяйства СССР, обеспечивающим строгий контроль за выполнением государственных планов и соблюдением общегосударственных интересов. 3. Основными задачами Центрального статистического управления при Совете Министров СССР являются: а) дальнейшее совершенствование организации и методологии учета и статистики; б) собирание, проверка, разработка и своевременное представление Правительству СССР научно обоснованных статистических данных, характеризующих ход выполнения государственных планов, соотношение в развитии отраслей хозяйства, рост социалистического хозяйства и культуры СССР, рост народного благосостояния, внедрение новой техники, размещение производительных сил в стране, а также показывающих наличие и использование резервов для перевыполнения государственных планов, наличие и использование природных, трудовых и материальных ресурсов в народном хозяйстве ; в) экономический анализ статистических материалов и представление Правительству СССР докладов и предложений по актуальным вопросам развития народного хозяйства и культуры СССР, союзных республик и отдельных районов; г) составление отчетного баланса народного хозяйства; исчисление общественного продукта, национального дохода, доходов и расходов населения; составление отчетных балансов материальных и трудовых ресурсов; составление перспективных расчетов численности населения; д) обеспечение ускоренного перевода на базу машинной техники всего дела учета и статистики в стране; е) публикация итогов выполнения государственных планов развития народного хозяйства СССР, издание статистических бюллетеней, статистических сборников, журналов и трудов ЦСУ СССР, издание научной и популярной статистической литературы. 4. Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР в соответствии с возложенными на него задачами: а) осуществляет централизацию учета и статистики в народном хозяйстве; организует учет выполнения государственных планов развития народного хозяйства СССР; организует и ведет статистику по отраслям народного хозяйства и социально-культурного строительства СССР и выполняет другие статистические работы, возлагаемые на ЦСУ СССР постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР; б) проводит переписи населения и другие переписи и единовременные учеты, выборочные и монографические статистические обследования; в) организует работу по механизации учета и отчетности в народном хозяйстве; составляет планы механизации учета и вычислительных работ, организации и развития машиносчетных станций; участвует в разработке вопросов о типах счетных машин, подлежащих производству, об объеме производства этих машин и сроках выпуска их; проверяет выполнение решений Правительства СССР по вопросам механизации учета; организует централизованную разработку отчетных данных с применением машиносчетной техники; обеспечивает обмен передовым опытом в области механизации учета и отчетности; г) разрабатывает и изучает вопросы экономики производства, производительности труда, заработной платы, использования основных и оборотных фондов, себестоимости продукции в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях народного хозяйства, издержек производства и обращения, цен и ценообразования, вопросы материального благосостояния, культурного уровня населения и другие вопросы экономики и культуры; д) систематизирует статистические данные по экономике и культуре иностранных государств; е) обеспечивает Госплан СССР по согласованной с ним программе систематизированными статистическими данными, необходимыми для разработки государственных планов развития народного хозяйства СССР и для осуществления проверки выполнения планов в целом по народному хозяйству страны, по отдельным отраслям народного хозяйства, по республикам, краям, областям, по министерствам, ведомствам и совнархозам; ж) обеспечивает Министерство финансов СССР по согласованной с ним программе данными бухгалтерской и статистической отчетности, необходимыми для составления проекта государственного бюджета СССР, финансирования отраслей народного хозяйства и проверки исполнения Государственного бюджета СССР; з) предоставляет государственным комитетам Совета Министров СССР необходимые им в соответствии с кругом их деятельности данные статистической отчетности, данные разработки годовых отчетов, переписей и единовременных обследований как в целом по народному хозяйству СССР, так и по отдельным отраслям народного хозяйства, по республикам, краям, областям, по министерствам, ведомствам и совнархозам; и) предоставляет министерствам и ведомствам, отчетность которых централизована в органах государственной статистики, а также ВЦСПС необходимые им в соответствии с кругом их деятельности статистические данные в пределах действующей государственной отчетности; предоставляет Госбанку СССР и Стройбанку СССР сводки основных показателей бухгалтерской отчетности и статистические данные, необходимые им для планирования, кредитования и финансирования народного хозяйства; к) предоставляет в установленном порядке научным учреждениям и высшим учебным заведениям необходимые им в соответствии с планами их научных исследований материалы государственной статистики; л) утверждает общесоюзный минимум показателей и формы статистической отчетности для предприятий, строек, учреждений, организаций, находящихся в ведении совнархозов, общесоюзных и союзно-республиканских министерств и ведомств, а также для колхозов, совхозов и РТС; издает инструкции о заполнении указанных форм статистической отчетности и по другим вопросам учета и отчетности; м) осуществляет общее руководство вопросами первичного учета в отраслях народного хозяйства и социально-культурного строительства, проверяет правильность организации этой работы предприятиями, учреждениями, организациями, совнархозами, министерствами и ведомствами; разрабатывает и издает типовые формы первичного учета, на основе которых совнархозы, министерства и ведомства издают для подчиненных им предприятий и организаций формы первичного учета; н) проверяет достоверность отчетных данных и состояние учета и отчетности в народном хозяйстве, ведет работу по сокращению, рационализации и унификации учета и отчетности и по недопущению отчетности, не утвержденной в установленном порядке; о) принимает меры к повышению квалификации практических работников в области статистики и механизации учета, проводит подготовку и переподготовку для народного хозяйства кадров счетных работников; п) созывает в установленном порядке совещания работников учета и статистики, научных работников в области статистики по вопросам теории и практики экономико-статистической работы, а также созывает совещания актива работников статистических органов для обсуждения вопросов об улучшении статистической и экономической работы и о лучшем использовании передового опыта в работе; р) осуществляет взаимный обмен опытом работы со статистическими организациями социалистических стран; в установленном порядке представительствует в международных статистических организациях, на съездах, конференциях и совещаниях и осуществляет все необходимые связи с иностранными статистическими организациями; с) руководит работой центральных статистических управлений при Советах Министров союзных республик, дает им необходимее указания и проверяет их деятельность. 5. Центральному статистическому управлению при Совете Министров СССР предоставляется право отменять не утвержденную ЦСУ СССР или соответственно центральными статистическими управлениями при Советах Министров союзных республик отчетность. Указания ЦСУ СССР об отмене такой отчетности являются обязательными для министерств и ведомств, совнархозов, исполкомов Советов депутатов трудящихся, а также для всех предприятий, строек, колхозов, совхозов, РТС, учреждений и организаций. 6. Все предприятия, стройки, колхозы, совхозы, РТС, учреждения, организации, министерства и ведомства обязаны по требованию Центрального статистического управления при Совете Министров СССР представлять статистическую и бухгалтерскую отчетность и материалы по всем учетно-статистическим работам в любой стадии их разработки, а также дополнительные данные и пояснения к представляемой отчетности. Министерства, ведомства, совнархозы, учреждения и организации обязаны представлять Центральному статистическому управлению при Совете Министров СССР издаваемые ими учетно-статистические работы, статистические справочники и сборники, инструкции по вопросам учета и отчетности, ценники и прейскуранты, а также приказы и распоряжения об утверждении цен. 7. Во главе Центрального статистического управления при Совете Министров СССР стоит Начальник, назначаемый Верховным Советом СССР. Начальник ЦСУ СССР издает в пределах своей компетенции приказы и инструкции на основе и во исполнение действующих законов, а также постановлений и распоряжений Правительства СССР и проверяет исполнение их, приостанавливает приказы, издаваемые начальниками центральных статистических управлений при Советах Министров союзных республик, противоречащие законам, постановлениям и распоряжениям Правительства СССР, приказам и инструкциям ЦСУ СССР, и входит с представлениями в Советы Министров соответствующих союзных республик об отмене таких приказов. 8. В Центральном статистическом управлении при Совете Министров СССР образуется коллегия в составе Начальника ЦСУ СССР (председатель), заместителей Начальника ЦСУ СССР и руководящих работников ЦСУ СССР. Состав коллегии утверждается Советом Министров СССР по представлению Начальника ЦСУ СССР. Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы организации и методологии статистических работ, итоги основных статистических работ, вопросы централизации и механизации учета и отчетности, проверки исполнения, подбора и расстановки кадров; заслушивает отчеты руководящих работников управлений, отделов ЦСУ СССР, начальников центральных статистических управлений при Советах Министров союзных республик и руководителей других органов государственной статистики. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Начальника ЦСУ СССР. 9. Для разработки и обсуждения методологических вопросов статистики, программ и инструкций по важнейшим статистическим работам при Центральном статистическом управлении при Совете Министров СССР организуется Научно-методологический совет. Члены совета утверждаются коллегией ЦСУ СССР из числа научных и практических работников в области статистики. 10. Для централизованной разработки отчетных данных по промышленности, строительству, сельскому хозяйству и другим отраслям народного хозяйства в системе Центрального статистического управления при Совете Министров СССР действуют Центральная машиносчетная станция ЦСУ СССР и машиносчетные станции при центральных статистических управлениях при Советах Министров союзных республик, статистических управлениях автономных республик, краев, областей и отдельных городов. 11. В ведении Центрального статистического управления при Совете Министров СССР находятся и действуют на основе хозяйственного расчета: Управление по организации и механизации учета (Союзмашучет ЦСУ СССР), Управление по изданию статистической литературы и документации по учету и отчетности (Госстатиздат ЦСУ СССР) и Управление подготовки кадров счетных работников, задачи и функции которых определяются положениями о них, утверждаемыми ЦСУ СССР. 12. Структура центрального аппарата Центрального статистического управления при Совете Министров СССР устанавливается Советом Министров СССР. 13. Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР, центральные статистические управления при Советах Министров союзных республик и другие органы государственной статистики содержатся за счет союзного бюджета. 14. Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР имеет печать с изображением Государственного герба СССР и со своим наименованием.
Большая Советская Энциклопедия (СС) БСЭ

СССР. Состав высших руководящих органов КПСС и Союза ССР (июнь 1977)

Состав высших руководящих органов КПСС и Союза ССР (июнь 1977)

Политбюро и Секретариат ЦК КПСС

Члены Политбюро ЦК КПСС: Л. И. Брежнев, Ю. В. Андропов, В. В. Гришин, А. А. Громыко, А. П. Кириленко, А. Н. Косыгин, Ф. Д. Кулаков, Д. А. Кунаев, К. Т. Мазуров, А. Я. Пельше, Г. В. Романов, М. А. Суслов, Д. Ф. Устинов, В. В. Щербицкий.

Кандидаты в члены Политбюро ЦК КПСС: Г. А. Алиев, П. Н. Демичев, П. М. Машеров, Б. Н. Пономарев, Ш. Р. Рашидов, М. С. Соломенцев.

Генеральный секретарь ЦК КПСС - Л. И. Брежнев. Секретари ЦК КПСС: М. А. Суслов, А. П. Кириленко, Ф. Д. Кулаков, Б. Н. Пономарев, И. В. Капитонов, В. И. Долгих, М. В. Зимянин, К. У. Черненко, Я. П. Рябов, К. В. Русаков.

Председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС - А. Я. Пельше.

Председатель Центральной ревизионной комиссии КПСС - Г. Ф. Сизов.

Президиум Верховного Совета СССР

Председатель Президиума Верховного Совета СССР - Л. И. Брежнев; заместители председателя Президиума Верховного Совета СССР: М. А. Яснов (от РСФСР), А. Ф. Ватченко (от УССР), И. Е. Поляков (от БССР), Н. М. Матчанов (от Узбекской ССР), С. Б. Ниязбеков (от Казахской ССР), П. Г. Гилашвили (от Грузинской ССР), К. А. Халилов (от Азербайджанской ССР), А. С. Баркаускас (от Литовской ССР), К. Ф. Ильяшенко (от Молдавской ССР), П. Я. Страутманис (от Латвийской ССР), Т. Кулатов (от Киргизской ССР), М. Холов (от Таджикской ССР), А.-М. Клычев (от Туркменской ССР), А. П. Вадер (от Эстонской ССР); секретарь Президиума Верховного Совета СССР - М. П. Георгадзе; члены Президиума Верховного Совета СССР - И. И. Артоболевский, Р. Г. Гамзатов, А. В. Гиталов, В. В. Гришин, Н. А. Злобин, В. И. Конотоп, Д. А. Кунаев, П. М. Машеров, В. В. Николаева-Терешкова, Н. А. Новоселова, З. П. Пухова, Ш. Р. Рашидов, Г. В. Романов, Г. Н. Смирнов, Ф. А. Табеев, Л. Г. Тынель, С. С. Цецегов, М. З. Шакиров, В. В. Щербицкий.

Председатель Совета Союза - А. П. Шитиков. Председатель Совета Национальностей - В. П. Рубен.

Совет Министров СССР

Председатель Совета Министров СССР - А. Н. Косыгин. Первые заместители председателя Совета Министров СССР - К. Т. Мазуров, Н. А. Тихонов. Заместители председателя Совета Министров СССР - И. В. Архипов, Н. К. Байбаков, В. Э. Дымшиц, К. Ф. Катушев, В. Л. Кириллин, М. А. Лесечко, Н. В. Мартынов, В. Н. Новиков, И. Т. Новиков, З. Н. Нуриев, Л. В. Смирнов.

Министры СССР (общесоюзные министерства): авиационной промышленности - В. А. Казаков, автомобильной промышленности - В. Н. Поляков, внешней торговли - Н. С. Патоличев, газовой промышленности - С. А. Оруджев, гражданской авиации - Б. П. Бугаев, машиностроения - В. В. Бахирев, машиностроения для животноводства и кормопроизводства - К. Н. Беляк, машиностроения для лёгкой и пищевой промышленности и бытовых приборов - И. И. Пудков, медицинской промышленности - А. К. Мельниченко, морского флота - Т. Б. Гуженко, нефтяной промышленности- Н. А. Мальцев, оборонной промышленности - С. А. Зверев, общего машиностроения - С. А. Афанасьев, приборостроения, средств автоматизации и систем управления - К. Н. Руднев, промышленности средств связи - Э. К. Первышин, путей сообщения - И. Г. Павловский, радиопромышленности - П. С. Плешаков, среднего машиностроения - Е. П. Славский, станкостроительной и инструментальной промышленности - А. И. Костоусов, строительного, дорожного и коммунального машиностроения - Е. С. Новосёлов, строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности - Б. Е. Щербина, судостроительной промышленности - М. В. Егоров, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения - И. Ф. Синицын, транспортного строительства - И. Д. Соснов, тяжёлого и транспортного машиностроения - В. Ф. Жигалин, химического и нефтяного машиностроения - К. И. Брехов, химической промышленности - Л. А. Костандов, целлюлозно-бумажной промышленности - К. И. Галаншин, электронной промышленности - А. И. Шокин, электротехнической промышленности - А. К. Антонов, энергетического машиностроения - В. В. Кротов.

Министры СССР (союзно-республиканские министерства): внутренних дел - Н. А. Щёлоков, высшего и среднего специального образования - В. П. Елютин, геологии - Е. А. Козловский, заготовок - Г. С. Золотухин, здравоохранения - Б. В. Петровский, иностранных дел - А. А. Громыко, культуры - П. Н. Демичев, лёгкой промышленности - Н. Н. Тарасов, лесной и деревообрабатывающей промышленности - Н. В. Тимофеев, мелиорации и водного хозяйства - Е. Е. Алексеевский, монтажных и специальных строительных работ - Б. В. Бакин, мясной и молочной промышленности - С. Ф. Антонов, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности - В. С. Федоров, обороны - Д. Ф. Устинов, пищевой промышленности - В. П. Леин, промышленного строительства - А. М. Токарев, промышленности строительных материалов - И. А. Гришманов, просвещения - М. А. Прокофьев, рыбного хозяйства - А. А. Ишков, связи - Н. В. Талызин, сельского строительства - С. Д. Хитров, сельского хозяйства - В. К. Месяц, строительства - Г. А. Караваев, строительства предприятий тяжёлой индустрии - Н. В. Голдин, торговли - А. И. Струев, угольной промышленности - Б. Ф. Братченко, финансов - В. Ф. Гарбузов, цветной металлургии - П. Ф. Ломако, чёрной металлургии - И. П. Казанец, энергетики и электрификации - П. С. Непорожний, юстиции - В. И. Теребилов.

Председатели государственных комитетов Совета Министров СССР: планового - Н. К. Байбаков, по делам строительства - И. Т. Новиков, по материально-техническому снабжению - Н. В. Мартынов, народного контроля - А. М. Школьников, по труду и социальным вопросам - В. Г. Ломоносов, по науке и технике - В. А. Кириллин, по делам изобретений и открытий - Ю. Е. Максарёв, цен - Н. Т. Глушков, стандартов - В. В. Бойцов, по профессионально-техническому образованию - А. А. Булгаков, по телевидению и радиовещанию - С. Г. Лапин, по кинематографии - Ф. Т. Ермаш, по делам издательств, полиграфии и книжной торговли - Б. И. Стукалин, лесного хозяйства - Г. И. Воробьев, по внешним экономическим связям - С. А. Скачков. Председатель Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР - Ю. В. Андропов. Председатель Всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника» Совета Министров СССР - А. А. Ежевский. Председатель правления Государственного банка СССР - В. С. Алхимов. Начальник Центрального статистического управления при Совете Министров СССР. - Л. М. Володарский.

В состав Совета Министров СССР входят председатели Советов Министров союзных республик по должности: М. С. Соломенцев (РСФСР), А. П. Ляшко (УССР), Т. Я. Киселев (БССР), Н. Д. Худайбердыев (Узбекская ССР), Б. А. Ашимов (Казахская ССР), З. А. Патаридзе (Грузинская ССР), А. И. Ибрагимов (Азербайджанская ССР), И. А. Манюшис (Литовская ССР), С. К. Гроссу (Молдавская ССР), Ю. Я. Рубэн (Латвийская ССР), А. С. Суюмбаев (Киргизская ССР), Р. Набиев (Таджикская ССР), Ф. Т. Саркисян (Армянская ССР), Б. Язкулиев (Туркменская ССР), В. И. Клаусон (Эстонская ССР).

Первые секретари ЦК Компартий союзных республик

В. В. Щербицкий (КП Украины), П. М. Машеров (КП Белоруссии), Ш. Р. Рашидов (КП Узбекистана), Д. А. Кунаев (КП Казахстана), Э. А. Шеварднадзе (КП Грузии), Г. А. Алиев (КП Азербайджана), П. П. Гришкявичус (КП Литвы), И. И. Бодюл (КП Молдавии), А. Э. Восс (КП Латвии), Т. Усубалиев (КП Киргизии), Д. Расулов (КП Таджикистана), К. С. Демирчян (КП Армении), М. Гапуров (КП Туркменистана), И. Г. Кэбин (КП Эстонии).

Председатели Президиумов Верховных Советов союзных республик

М. А. Яснов (РСФСР), А. Ф. Ватченко (УССР), И. Е. Поляков (БССР), Н. М. Матчанов (Узбекская ССР), С. Б. Ниязбеков (Казахская ССР), П. Г. Гилашвили (Грузинская ССР), К. А. Халилов (Азербайджанская ССР), А. С. Баркаускас (Литовская ССР), К. Ф. Ильяшенко (Молдавская ССР), П. Я. Страутманис (Латвийская ССР), Т. Кулатов (Киргизская ССР), М. Холов (Таджикская ССР), Б. Е. Саркисов (Армянская ССР), А.-М. Клычев (Туркменская ССР), А. П. Вадер (Эстонская ССР).

Председатели Советов Министров союзных республик

М. С. Соломенцев (РСФСР), А. П. Ляшко (УССР), Т. Я. Киселев (БССР), Н. Д. Худайбердыев (Узбекская ССР), Б. А. Ашимов (Казахская ССР), З. А. Патаридзе (Грузинская ССР), А. И. Ибрагимов (Азербайджанская ССР), И. А. Манюшис (Литовская ССР), С. К. Гроссу (Молдавская ССР), Ю. Я. Рубэн (Латвийская ССР), А. С. Суюмбаев (Киргизская ССР), Р. Набиев (Таджикская ССР), Ф. Т. Саркисян (Армянская ССР), Б. Язкулиев (Туркменская ССР), В. И. Клаусон (Эстонская ССР).

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора

Михаил ГОРБАЧЕВ (р. 1931) генсек КПСС, президент СССР Нас уже закалила ситуация, мы знаем, кто есть ху на самом деле. * * * Я вам отвечу по-горбачевски. Вы знаете, что это будет сложнее, чем простой ответ. * * * Я в данном случае с Иисусом Христом. Он был первый социалист у нас. Тут

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СС) автора БСЭ

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

Конституция СССР 1977 КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977 Великая Октябрьская социалистическая революция, совершенная рабочими и крестьянами России под руководством Коммунистической партии во главе с В. И. Лениным, свергла власть капиталистов и помещиков, разбила оковы угнетения,

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 2 (1917-1988) автора Кузнецов Александр

СССР. Коммунистическая партия Советского Союза Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС) КПСС основана В. И. Лениным как революционная марксистская партия российского пролетариата; оставаясь партией рабочего класса, КПСС в результате победы социализма в СССР и

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

ГОРБАЧЕВ Михаил Сергеевич (р. 1931), генеральный секретарь ЦК КПСС, президент СССР 145 Новое мышление. В Заявлении Генерального секретаря ЦК КПСС 15 янв. 1986 г. говорилось о «новом политическом мышлении»; в выступлении Горбачева по телевидению 18 авг. 1986 г. – о «новом мышлении, в

Из книги Почта России автора Владинец Николай Иванович

МАЛЕНКОВГеоргий Максимилианович (1902-1988), член Президиума ЦК КПСС, в 1953-1955 гг. председатель Совета Министров СССР 29 Нам нужны советские Гоголи и Щедрины.Отчетный доклад ХIХ съезду ВКП(б) 5 окт. 1952 г., разд. II, 2 Фраза: «Нам Гоголи и Щедрины нужны» – появилась в печати на

Из книги Филателистическая география. Советский Союз. автора Владинец Николай Иванович

СТАЛИН Иосиф Виссарионович (1878-1953), генеральный секретарь ЦК РКП(б), ВКП(б), КПСС, председатель Совнаркома (Совета Министров) СССР 191 Великая энергия рождается лишь для великой цели.«Российская социал-демократическая партия и ее ближайшие задачи», I (1901); в оригинале

Из книги автора

51. Общая характеристика Конституции СССР 1977 г. Принята Верховным Советом Союза ССР 7 октября 1977 г. Являлась в основном продуктом кодификации, нежели новым источником права, и отразила изменения в общественном и государственном строе, произошедшие в СССР.По Конституции

Из книги автора

Состав принимаемых кандидатами в члены КПСС (на 1 января) Годы Принято всего В том числе принято по категориям рабочих в процентах колхозников в процентах служащих в процентах специалистов отраслей народного хозяйства в

Из книги автора

Глава 32 Главное управление кадров Министерства обороны СССР и высший командный состав Вооружённых Сил СССР в 1945-1991

Статьи по теме: