Чувашские национальные блюда из теста. Блюдо чувашской кухни

Шартан — чувашское блюдо из мяса
Долгоиграющий Шартан – это популярное чувашское блюдо, которое готовится из желудка овцы, мяса, круп. Оно является по праву главным достоянием культуры чувашского народа.

Процедура приготовления отличается трудоемкостью и занимает много времени. Поэтому, это вкусное и питательное блюдо преимущественно готовится по важным праздникам. Истинных мастеров, способных приготовить угощение с соблюдением всех правил, сегодня осталось немного. Настоящий Шартан нередко посылался на фронт воинам. Блюдо из мясных субпродуктов могло долго храниться. В кулинарии Чувашии ни один продукт не пропадает зазря. Из простых ингредиентов повара способны создавать настоящие шедевры кулинарного искусства.

Шартан готовится сегодня из печени, сердца, мяса, легких, круп и специй. Используется не только баранина, но и говядина. Получается невероятно вкусно и питательно. Желудок начиняется всеми необходимыми компонентами и запекается в духовке. Полусухая, ароматная, хрустящая корочка символизирует, что продукт готов к употреблению. Запекается мясо в фольге. В поселках ее стараются заменить на капустный лист, так как это делает вкус более насыщенным.

В деревнях блюдо готовится в печи, сразу подается к столу, с пылу с жару. Продукция с завода немного отличается по вкусовым качествам, но тоже питательна. Отдыхая в Чувашии, непременно попробуйте это на редкость изысканное и оригинальное блюдо. Каждая хозяйка имеет свои тонкости приготовления Шартана. Мясо, запеченное в бараньем желудке, невероятно полезно. Это самое главное угощение на таких праздниках, как день рождения, свадьба, юбилей. Ароматные кусочки со стола разбираются в первую очередь. Вроде бы ничего сложного в составе, а вкус просто потрясающий.

Пуремеч - разновидность ватрушки с творогом
В Чувашии выпечка всегда занимала особенное место. Пуремеч – это вкусная национальная ватрушка с творогом. Тесто является дрожжевым. Из него формируют лепешку нужного размера и раскладывают творожную начинку. Затем тесто смазывается яйцом и отправляется в духовку. Золотистая корочка будет говорить о том, что продукт готов. Интересно, но у каждой хозяйки имеют свои секреты приготовления вкуснейшей и ароматной ватрушки. Многие семьи свои рецепты разрабатывают самостоятельно. Например, добавляют к выпечки фрукты, толченые семена конопли и т.д.

Блюдо является праздничным. Это неотъемлемый элемент любого праздничного события. Творожная начинка иногда заменяется на картофельную. Начинки, кстати, могут быть самыми разнообразными. Летом добавляют калину, свеклу, а зимой мясо, горох, крупы. Ватрушка в творожном исполнении является наиболее вкусной и питательной. Выпечка прямо тает во рту и никого не оставляет равнодушным.

Чувашская кухня формировалась на протяжении сотни лет. Она включает в себя традиции близ расположенных — регионов – марийцев, удмуртов, русских. Большинство ингредиентов отличаются высокой питательной ценностью. Чувашский народ специализируется на выращивании растений и разведении животных. Этот факт оказал непосредственное влияние на формирование кулинарных традиций.

Пуремеч – желанный гость любого праздничного стола. Начинка может быть сладкой или с добавлением различных ингредиентов зелени, овощей и т.д. Аналог русской ватрушки не менее ароматный и вкусный. Особенно это угощение нравится детям. Процесс приготовления необременительный. В Чувашии выпечка продается в каждом кулинарном магазине.

Хуплу - дрожжевой пирог с картофельно-мясной начинкой
Хуплу – популярное национальное блюдо Чувашии, которое представляет собой ароматный вкусный пирог закрытого типа, имеющий круглую форму. Используется сдобное, пресное тесто. Изготавливаются две лепешки одинакового размера, а между ними укладывается ароматная начинка из картофеля и мяса. Также при желании может быть добавлена пшеничная крупа, яйца, рыба, сало.

В древности пирог готовился исключительно в русской печи. Он выдерживался достаточно долго. Подача проводилась в немного остуженном виде. Разрезали красивый каравай прямо на праздничном столе. На первом этапе снималась верхняя корочка. Она съедалась сразу. Затем приступали лакомиться начинкой. Хуплу – чувашский пирог, который нередко являлся частью многих ритуальных церемоний. На рождение ребенка, свадьбу, Новый год или Рождество обязательно подавалось данное блюдо.

Рецепт приготовления выпечки несложный. При желании вы можете воспроизвести его самостоятельно, в домашних условиях. Немного опыта и сноровки и будете поражать своих гостей оригинальным пирогом. Чтобы приготовить вкусное блюдо на один килограмм, вам понадобится 500 грамм картофеля, две средних луковицы, вырезка говядины и свинины, бульон, соль, перец, сливочное масло (15 грамм). Из данных составляющих делается начинка. Для теста нам потребуется пшеничная мука 900 грамм, молоко – 100 грамм, вода, два яйца, 20 грамм сахара и соль. Время приготовления -1,5-2 часа.

Ароматное блюдо является питательным. Рекомендуется готовый пирог для придания аппетитного блеска немного смазать подсолнечным маслом. Немного терпения, опыта и вы сможете освоить чудо-рецепт. Безупречно готовится пирог в национальных заведениях Чувашии.

Чувашское пиво
Чуваши уверены, что их предки почитали и уважали такой напиток, как пиво. В каждой семье владели секретами по изготовлению этого удивительного игристого угощения. Напиток предлагается практически на каждое торжество гостям. Даже на гербе республики мы можем проследить лозу с шишечками. Чувашское пиво изготавливается на основе использования таких ингредиентов, как хмель, специальные и прессованные дрожжи, сахар. Изготовление солода в старину выполнялось с помощью ячменя, ржи, овса. Все компоненты тщательно мылись, замачивались, проращивались, просушивались. Пиво требуемого оттенка получалось в зависимости от применяемого солода. При сушке естественным путем напиток имел светлый цвет. Сушка в печи давала более насыщенные оттенки.

Сбор хмеля проводился в августе или сентябре. Шишечкам уделяли отдельное внимание. Они обязательно должны были иметь зеленый цвет с небольшим желтым напылением. Хмель сушился. Вода для пива бралась из артезианских скважин или специального колодца.

Местные жители Чувашии до сих пор соблюдают тонкости технологического процесса. Поэтому, пиво отличается отменными вкусовыми качествами и красивым цветом. Пенная коллекция является большой. Сорта напитка отличаются индивидуальностью. Крепость колеблется от 5 до 7 процентов. В 2010 году завод «Букет Чувашии» получил множество наград на выставке «Золотая осень». Все напитки отличаются натуральным составом, не используются консерванты и прочие искусственные добавки.

Попробовать местное пиво приезжают со всех регионов планеты. Уникальные вкусовые качества достигаются за счет четкого соблюдения рецептуры и высокого качества ингредиентов. Насыщенный и легкий вкус утоляет жажду и поднимает настроение. Любители хмельных напитков останутся в восторге.

Медовое вино - Сим-пыл (чувашский напиток)
Сим-пыл — это знаменитое медовое вино Чувашии. Напиток выдерживается на хмелевых дрожжах. В процессе приготовления за основу берется мед. Хранение производится в бочке, в погребе. В древности каждый состоятельный житель имел в своем арсенале этот игристый напиток. Это было недешевое удовольствие. Сим-пыл подавался к столу по особым случаям и на праздники. Вкусовые качества напитка являются бесподобными. Терпкий, насыщенный вкус, яркий цвет поднимает настроение. Стоимость бочки такого напитка приравнивалась к цене такой же бочке меда. Позволить это мог себе не каждый. Схожий по вкусовым качествам напиток встречался у греков и арабов. Символ материальных благ и достатка готовился по строгой рецептуре.

Медовое вино выдерживалось в подвале на протяжении нескольких лет. Согласно традициям Чувашии уважаемому гостю предлагали вино ни один раз. После первого раза, гость, соблюдая приличия, как правило, отказывался от угощения.

Самый распространенный вариант вина готовили из пчелиного меда с использованием дрожжей на основе хмеля. Благодаря длительной выдержке в закупоренной бочке вкус и запах получался отменным. Также готовили и безалкогольный вариант напитка с приятным сладковатым вкусом. Но он не пользовался популярностью и от него быстро отказались.

Медовое вино появилось позже, чем остальные виды напитков. Но оно полюбилось населению и высоко ценилось. Естественный процесс сбраживания природного материала помогает достичь особенных вкусовых качеств. Грамотно приготовленный напиток имеет благородный вкус и глубокий цвет. Используются только натуральные ингредиенты, никаких консервантов. В Чувашии данный напиток подается в заведениях национальной кухни и широко востребован и в настоящее время.

Вино из берёзового сока — Эрех
Вино Эрех является национальным чувашским напитком. Готовится напиток из березового сока. Береза всегда являлась удивительным деревом. Ее сок признан не только вкусным, но и невероятно полезным. Он насыщает организм полезными веществами. В соке содержится много витаминов, полисахаридов и полезных и важных для организма микроэлементов. Вино из данного продукта получается невероятно вкусным. Природный стимулятор для приготовления вина должен соответствовать определенным требованиям. Используется только свежее сырье, собранное сразу перед приготовлением. Если это правило игнорировать, то продукция свернется в процессе варения. Крепость и сладость будущего вина увеличивается за счет использования сахара. Если подсластитель не добавить, то напиток получится невкусным и терпким. Срок годности вина увеличивается с использованием лимонной кислоты.

Рецепты приготовления вина из березового сока в Чувашии известны в каждом доме. Этот напиток является всеми любимым. Для того чтобы игристое снадобье получилось качественным, требуется строго придерживаться рецептуры.

Для того чтобы основа забродила, используют дрожжи или изюм. При этом изюм не моют перед использованием. Полученная закваска процеживается. Сок ставится на небольшой огонь. Затем в раствор добавляют сахар. Сусло должно остыть. После чего в него добавляют лимонный сок, закваску. Затем начинается процесс брожения. Он занимает 6 месяцев. По истечении двух месяцев важно не забыть убрать осадок.

Впоследствии за будущим напитком идет контроль, при необходимости убирается осадок. После готовности продукт разливается по емкостям. Важно не забывать все бутылки отправлять на стерилизацию. Вкусный и бодрящий напиток поднимает настроение, приятен и оригинален на вкус. В Чувашии вино из березового сока подается во многих кафе и ресторанах национальной кухни. Не забудьте отведать удивительный напиток, приезжая на экскурсии.

Кабартма — лепёшки из пресного теста
В Чувашии широкую известность получили ароматные лепешки, приготовленные из свежего теста и обжаренные в масле. Булгары унаследовали это блюдо от тюркских племен, которые населяли Среднее Поволжье в VI-VII веках.

Сочное, калорийное, вкусное блюдо любят не только местные жители. Туристы часто приобретают данный продукт, выпрашивая заветный рецепт. Для приготовления татарского лакомства потребуется дрожжевое пресное тесто. Оно во время приготовления должно достаточно сильно подняться. Поэтому, выпечка получается невероятно воздушной и похожей на пончики. Аппетитное лакомство тает во рту, оставляя нежное послевкусие. Подаются лепешки с вареньем, джемом, сгущенным молоком, сливками, ягодами. Можно просто посыпать сахарной пудрой. Оригинальный десерт станет отличным дополнением к чаю.

Для того чтобы блюдо удалось, рекомендуется ответственно подходить к приготовлению теста. Может быть использована, как ржаная, так и пшеничная мука. Лепешки готовятся в масле на открытом огне. Такой способ обеспечивает пышность. Кабартма проста в приготовлении. Тесто замешивается быстро, а процесс приготовления во фритюре не занимает много времени. Тесто разделяется на шарики и аккуратно расплющивается руками. Затем заготовки бросаются в кипящее масло на несколько секунд. Если вы видите, что шарики приобрели пышность и румяность, то значит они готовы. При помощи шумовки выкладываются лепешки на салфетку. Так, они отдадут излишки жира.

Подается продукт сразу после приготовления, в горячем виде. Не забудьте эффектно украсить блюдо. Кстати, если подача планируется с вареньем, то перед опусканием в масло в тесте можно сделать небольшое углубление. В него впоследствии можно положить джем или подливу. Получится вкусно и аппетитно.

Какай-шурпи
Если вы приедете в Чувашию, то непременно отведайте такое ароматное и полезное блюдо, как Какай-шурпи. Его подают в большинстве национальных ресторанов. Конечно же, почувствовать истинный колорит кушанья возможно только, отправившись в глубинку. Там вы сможете не только вкусно поесть, но и узнать истинные секреты приготовления Какай-шурпи. Когда-то этот продукт являлся неотъемлемым атрибутом всех семейных праздников. В современных общественных заведениях Чувашии его сегодня также часто заказывают.

Процесс приготовления удивительного угощения требует четкого соблюдения рецептуры. Основными ингредиентами кушанья выступают сердце, мясо, печень, легкие, крупа. Используется преимущественно мясо баранины. По сути, это крепкий наваристый бульон из мяса. Благодаря использованию разных компонентов, вкус получается невероятно насыщенным, а аромат волшебным.

Обработанное мясо укладывается в кастрюлю и заливается необходимым количеством воды. Печень необходимо добавить за 20 минут до завершения приготовления. Все сваренные субпродукты и мясо необходимо извлечь из кастрюли и после остужения нарезать кубиками. Затем, следует снова довести до кипения бульон, добавив в него репчатый лук. На следующем этапе кладется зелень, крупа, нарезанное мясо и субпродукты. По вкусу используется перец, соль, лавровый лист.

Некоторые чуваши предпочитают добавлять картофель и морковь. Подача вкусного супчика производится с хлебом и чесноком. После приготовления бульон должен минут 15-20 настояться. Ароматное блюдо принято подавать с чувашским пивом или вином. Будьте уверены, одной тарелкой вы точно не ограничитесь. Вкусное угощение сытное и питательное. Употребленных калорий хватит до вечера. Национальное блюдо можно отведать в Чувашии в местных ресторанах, цена на него приемлемая.

Чувашская сладость из калины
Чувашская кухня включает в себя традиции соседних народов и особенности собственного национального колорита. Еда всегда отличалась высокой калорийностью, насыщенностью вкуса и пряностью. У народа ни один ингредиент не пропадал даром. Крестьяне и земледельцы использовали много овощей, круп, ягод в своем рационе. Набор выращиваемых растений не отличался разнообразием. Преимущественно использовались дикорастущие растения, коренья, ягоды. Основными десертами являлись мед и вкуснейшая сладость, приготовленная из калины. Старинный рецепт угощения из калины дожил до нашего времени.

На столах местного населения он стал появляться значительно реже, но по-прежнему актуален и всеми любим. Местные жители не забывают свои традиции и культуры. Если вы будете пребывать в Чувашии, то непременно угоститесь полезной сладостью из калины. Данное национальное блюдо преимущественно подается в качестве десерта к чаю.

Состав ингредиентов является невероятно простым и включает в себя – 100 грамм калины, 100 грамм солода, меда или сахара, 30 грамм воды. Ягоды тщательно моются, просушиваются. Затем, из них требуется выжить сок. Должен получиться жмых. Он смешивается с солодом или сахаром. Состав кладется в тару с толстой стенкой, которая устанавливается в духовку. Все томится под крышкой. В итоге должно получиться пюре густой консистенции. Перед подачей блюдо поливается клюквенным соком.

Клюква – самая полезная ягода в мире. Это отличное противопростудное средство, источник витаминов, естественного консерванта. Вкусный витаминный десерт особенно популярен в холода, как мощное иммунное, укрепляющее средство.

Чыкыт — чувашский сыр
Чувашская кухня отличается наличием большого количества сытных и калорийных блюд. Отдыхая в республике, непременно загляните в ресторан национальной кухни. Там подают очень вкусное и ароматное блюдо – Чыкыт. Так называют местный сыр. Это питательное и ароматное блюдо. Его готовят на праздники и на повседневные трапезы. Процесс приготовления прост, но требует соблюдения определенных хитростей.

Для блюда понадобится 500 грамм творога (жирность 5-9 %), 100 грамм сметаны, 2 яйца и соль. Из творога необходимо получить творожную массу. Для этого следует продукт пропустить через мясорубку. Затем, потребуется взбить одно яйцо, соль и сметану. У вас должна получиться густая и однородная масса. Полученный состав выкладывается в круглую форму. Лучше использовать стеклянную или керамическую тару. Сверху творожная масса смазывается яйцом и отправляется в духовку. Температура в печи должна составлять 180-200 градусов. Время приготовления – 40 минут. Проверить уровень готовности несложно. В процессе запекания выделяется жидкость. Как только вы заметили, что ее практически нет, можно доставать форму из печи.

Блюдо подается в теплом виде. Оно станет прекрасным решением для завтрака или ужина. Его можно дополнить чаем или молочным напитком. По вкусу продукт напоминает запеканку. Легкий, соленый вкус сочетается со сметаной, сливочным маслом. Рецепт является несложным, при желании его можно воспроизвести самостоятельно.

Ароматный сыр не только вкусный, но и полезный. Ведь при его изготовлении используются только натуральные ингредиенты. Творог готовится из местного молока. Готовое блюдо источает тонкий аромат топленого молока и позволит насытить организм необходимой энергией на весь день.

Хуран кукли — вареники
Чуваши нередко готовят такое блюдо, как Хуран кукли. Внешне продукт похож на обыкновенные вареники. Готовятся они по старинному рецепту. Используется пшеничная мука высокого качества, яйца (3-4 штуки, в зависимости от размера), соль. В роли начинки можно использовать картофельное пюре с луком, творог. Ароматные вареники подаются на стол со сливочным маслом и сметаной.

Процесс приготовления является несложным. Важно отдавать предпочтение свежим, натуральным ингредиентам. Сначала потребуется в миске взбить яйца с солью. Затем, небольшими порциями добавляем муку и продолжаем процесс перемешивания до образования однородной консистенции. Крайне важно хорошо вымесить тесто. Оно должно получиться достаточно крутым. Потом его накрывают полотенцем и оставляют в теплом месте минут на 20-30. Когда оно будет готово, можно приступать к работе. Потребуется разделить тесто на небольшие кусочки. Каждый ломтик следует тонко раскатать. В центр мини-лепешки кладется начинка и лепится вареник. Края необходимо хорошо скрепить, иначе при варке конструкция повредится. Длительность варки- 6-7 минут. Заготовки забрасываются в кипящую воду. Подача вкусного и ароматного блюда производится в горячем виде. Его можно дополнить сметаной, сливочным маслом.

Вкусное и нежное блюдо понравится, как взрослым, так и детям. Его можно подавать на завтрак или ужин. Оно отличается высокими питательными ценностями и невероятно полезно. Каждый день вы можете использовать разные варианты начинки. Помимо творога и картофеля, подойдут ягоды, капуста, яйца и даже мясо. Чувашские «Творожные солнышки» поднимут настроение и зарядят позитивной энергией.

Чувашская кухня испытала сильное влияние русской, татарской, марийской и удмуртской кухонь, поскольку чуваши территориально соседствуют с этими народами. Однако сохранила она и исконно национальные черты.

На кулинарные традиции и состав повседневных блюд неизменно влияют климатические условия и жизненный уклад. Чуваши питаются без излишеств, но при этом стараются всегда иметь дома хороший запас самых необходимых продуктов. Климат республики, увы, не благоприятствовал развитию огородничества, потому овощей здесь ели мало, и в основном самые простые, не требующие при выращивании особого ухода: капусту, лук, морковь, свеклу, репу. Даже привычный для нас картофель появился здесь лишь в XIX веке. Характерно и то, что овощи почти всегда употреблялись в сыром виде, как закуска, либо вареными - в качестве заправки супов. Но и в суп опускались сырыми без предварительной обработки.

Яйца, каша - пища наша

А еще чаще супы заправлялись клецками, ведь одним из главных занятий чувашей издавна было земледелие. Наряду с ним развивалось и животноводство, потому доля мясных и зерновых блюд на столе равновелика. Однако мясо в основном оказывалось продуктом сезонным, готовилось и заготавливалось впрок оно во время массового забоя скота, т.е. осенью-зимой. Большим подспорьем в хозяйстве было птицеводство: кур, уток, гусей разводили массово и также охотно запекали, варили и вялили дичь. Разумеется, использовались и яйца. Например, омлет с пшенной или ячменной крупой жарили специально на свадьбу, жениху и невесте. Яйцо - символ плодородия, каша - силы, значит семья будет крепкая и большая.

Лакомым деликатесом считались сваренные вкрутую яйца, обжаренные затем на растительном масле. Попробуйте! На любителя, конечно, но оригинально.

Каши распространены и до сих пор любимы чувашами очень: овсяная, гречневая, пшенная, на воде и на молоке, с добавлением овощей, творога или сыра.

Популярны в чувашской кухне отличающиеся большим разнообразием супы - наваристые мясные и рыбные бульоны с приправами (яшки), зеленые щи из сныти, крапивы или щавеля, окрошка по-чувашски, горячие и холодные молочные похлебки.

Паче драгоценный калачей

Отдельное почетное место на столе всегда занимал хлеб. Он считался священным, резать его доверялось только главе семьи или самому уважаемому ее члену. Выпечка хлеба находилась в руках старшей женщины, как правило, свекрови. Невестка к священнодействию допускалась только после рождения первого ребенка. Известный чувашский писатель Анатолий Емельянов рассказывает: "Издревле чуваш знал цену хлеба. Поспорит ли он, доказывает ли свою правоту, клянется ли, обязательно берет кусочек хлеба, круто посыпает солью и съедает при всех. Это самая святая клятва. У чувашей поверье - солгал при клятве на хлебе, рано или поздно беды не миновать" .

Раньше чуваши пекли хлеб в основном из ржаной, овсяной и полбяной муки. Сейчас рожь вытеснена пшеницей, а полба исчезла вовсе. Тем не менее, традиции домашнего хлебопечения сохранились до наших дней, особенно в сельской местности. Тесто замешивалось накануне, вечером: в теплой воде готовилась закваска из остатков предыдущей выпечки. Затем в квашню досыпалась мука и опара тщательно вымешивалась деревянной лопаточкой, при этом хозяйка обязательно приговаривала: "Тесто скорее поднимись, дети хотят есть хлеб ". Затем квашня закрывалась покрывалом и ставилась в теплое место. В 3-4 часа утра хозяйка поднималась и вновь добавляла в квашню муку, соль, теплую воду. Еще часа 2-3 тесто окончательно поспевало.

Также тщательно готовилась к выпечке и сама печь. Жарко натопленный под (элемент конструкции печи, где готовится еда - прим.ред .) выметался мокрым мочалом, привязанным к длинному шесту, чтобы не обжечься. Караваи формировались с помощью деревянной чаши, смазывались водой и ставились в печь на длинной лопате. Сверху делалось несколько глубоких проколов, чтобы хлеб не потрескался. Не удивительно, что князь Курбский в XVI веке писал: "Чувашский хлеб сладостнейший, паче драгоценных калачей" .

До сих пор сваты от жениха приходят к невесте со свежевыпеченным караваем. Этот же каравай кладется на дно большой деревянной кадушки, куда складывается приданное девушки, перед отправкой его в дом будущего мужа.

Обязательно подается кусок хлеба нищим, или, если семья совсем бедная, хотя бы щепотка муки.

Долгоиграющий шартан

Далеко за пределами Чувашии славятся национальные пироги: с крупами и ягодами (кукале ), с овощами и творогом (пуремеч ), мясом или рыбой (хупла ). Последние готовят в основном по праздникам. Также на праздники готовятся небольшие пирожки (кукли ) с начинкой из творога, овощей, мяса или рыбы, либо в различном сочетании этих продуктов. Их варят в котле. В итоге получается нечто вроде хорошо известных нам вареников или пельменей. Традиционно пекутся блины и оладьи, куда добавляются сырые тертые овощи.

Из мяса едят в основном баранину и говядину, низовые чуваши употребляли в пищу конину. Свинина появилась в рационе этого народа сравнительно недавно - в прошлом веке.

До сих пор очень популярна колбаса из желудка овцы (шартан ), начиненная рубленным мясом, кровью и крупой. Однако приготовление ее трудоемко и требует немало времени, поэтому готовилась она не чаще 2-3 раз в год. А сейчас и того реже, поскольку мастеров, умеющих сделать настоящий шартан, осталось крайне мало. Если предполагалось долгое хранение колбасы, то перед приготовлением мясо сильно просаливалось, затем вялилось на солнце. Подобный "долгоиграющий" шартан посылали во время Великой Отечественной войны на фронт солдатам.

Использование мясных субпродуктов (желудка, вымени, почек, сердца, даже крови) в чувашской кулинарии распространено до сих пор. И правильно: ничего не должно пропадать зазря!

Мед-пиво пил

Из молочных продуктов особенно любимо коровье молоко. Пьют его в чистом виде (сет ) и в кислом (турах ), делают творог (тапарга ) и сыр (чакат ). Низовые чуваши охотно лакомятся кумысом. Издавна умел народ готовить и сливочное масло, но в пищу его почти не употребляли, в основном продавали, предпочитая использовать растительное: льняное, маковое и конопляное. Поскольку оно дольше и проще хранится.

Очень популярно было бортничество. От этого основная сладость на столе - мед. Также из него делали корчаму (медовуху).

Несколько слов надо обязательно сказать о пиве, которое варят из ячменного или ржаного солода. В столице Чувашии - Чебоксарах - есть уникальный музей именно чувашского, национального пива. Традиции пивоварения у этого народа древние, причем каждая семья имеет свой рецепт, который передается по женской линии. Очень много пива безалкогольного - девичье, детское и т.д.

Сейчас повсеместно распространены чай и квас. Но в основном на территориях, где чуваши соседствуют с русскими и татарами.

Разумеется, современный чувашский стол стал гораздо более разнообразным: расширился ассортимент овощей, добавились почти ранее не употреблявшиеся фрукты и грибы, появились некогда совсем неизвестные соления. Однако сохраняются и старые, мудрые, проверенные веками традиции.

Школа оригинального рецепта

Хотите почувствовать вкус настоящей чувашской кухни? Приготовьте окрошку. Она проста в исполнении и коренным образом отличается от традиционной русской на квасе.

Окрошка по-чувашски (2 порции)

200 г простокваши

150 г холодной кипяченой воды

50 г вареной говядины

100 г свежих огурцов

зеленый лук, укроп, соль, сахар

Простоквашу разбавьте водой, нарежьте огурцы тонкой соломкой, мясо небольшими кусочками. Мелко нашинкуйте лук и укроп. Добавьте по щепотке соли и сахара, все перемешайте и залейте смесью простокваши с водой.

В жаркий летний день ничего лучше просто не придумаешь!

Евгения Кеда

Ответы ИКЧ (Васильев) .docx

2. Культура питания, традиционная кухня чувашей.

Чувашский стол был разнообразен, но не богат. Потребление мяса и животных жиров значительная часть крестьян рассматривала как признак близкого к роскоши состояния. Основу питания составлял хлеб из ржаной муки - хура сакар.

В повседневном питании чувашей чередование блюд отсутствовало. Первые блюда составляли суп с клецками (салма яшки, самах яшки), суп с крупой, щи, борщ из репы, с начала ХIХ в. - картофельный 1711. Весной варили зеленые щи из сныти, крапивы, борщевики (пултаран яшки).

В качестве вторых блюд употреблялись каша (пата) из полбенной, ячневой, овсяной и изредка пшеничной крупы, толокно, кисель (нимер) из овсяной, гороховой и ржаной муки. С ХIХ в. видное место в рационе чувашей занимает картофель. Блюда запивали пахтой (уйран), кислым молоком (турах), а также эмульсией из конопляных семян. Башкирские и оренбургские чуваши изготовляли также и кумыс.

К праздничному столу чувашки готовили хапарту - пышный пшеничный хлеб, хуплу - круглый большой пирог со сложной мясо-крупяной начинкой, пўремеч - большие ватрушки с различной начинкой, йава - печеные без начинки шарики из пшеничной муки, хуран кукли - небольшие пирожки типа пельменей (их варили в котле).

Пережитки скотоводческих традиций предков чувашей находят выражение в стойком культивировании традиции приготовления при забое скота мясной похлебки аш (какай) шўрпи, вареной колбасы тултармаш, особого рода колбасы шарттан (др. иран. ширдан) и творожного сыра чакат.

В прошлом все праздники и обряды чуваши устраивали только с пивом сара (др. иран. шире). Одновременно пиво было и повседневным напитком. Изготавливалось оно из ячменного солода и хмеля. Состоятельные чуваши пили сим пыл (выдержанный медовый напиток) и карчама (медовую бражку).

Присоединение Чувашского края к Русскому государству. Его историческое значение. Взаимное культурное обогащении двух народов.

Со времени основания Hижнего Hовгорода (1221 г.) чуваши оказались в непосредственном соседстве с русскими. В 1372 г. русские основали на Суре город Курмыш. В 1523 г. на месте впадения Суры в Волгу возник город Васильсурск.

Возобладание в Казани сильного антирусского движения привело к тому, что 7 декабря 1546 г. в Москву прибыли посланцы чувашей и горных марийцев, которые просили великого князя Ивана IV о том, «чтобы государь пожаловал, послал рать на Казань», и обещали свою помощь русскому войску. В феврале 1547 г. Иван IV направил против Казани несколько полков.

Очередной поход на Казань в 1550 г. возглавлял сам Иван IV. В конце февраля царь остановился в устье Свияги и велел соорудить здесь город-крепость. Новый город - Свияжск - был заложен 24 мая 1551 г. и построен за четыре недели. В его строительстве участвовали чуваши и марийцы.

До взятия Казани русские пытались удержать «горных людей» под своим влиянием. Втечение всего лета 1551 г. в Москву к Ивану IV ездили депутации чувашей и горных марийцев, насчитывавшие по 500-600 человек. Летописец отмечает, что царь жаловал горных людей «паче ж своих воинов», и что никогда доселе таких пожалований не было.

В июне 1552 г. войска во главе с Иваном IV в составе 150 тысяч воинов при 150 пушках выступили из Москвы. Они следовали двумя колоннами - через Муром и через Рязань; в начале августа полки достигли реки Суры выше устья Алатыря. Часть войск и снаряжение были отправлены по Оке и Волге. от Суры основное ядро войска в течение восьми дней продвигалось до Свияжска примерно по линии современной юго-восточной границы Чувашии, а левый полк - по ее территории,

В осаде Казани, которая продолжалась более месяца, активно участвовали чуваши и горные марийцы. 2 октября 1552 г. русские войска штурмом взяли Казань.

Вхождение в состав России было прогрессивным событием для чувашей, так как в ее составе они обрели возможность жить в мирных условиях: прекратились бесконечные разорительные военные действия на территории Чувашии, а также опустошительные набеги ногайцев, крымцев и других кочевников.

Чуваши, оказавшись «в тисках» между Москвой и Казанью, действительно, желали прекращения войн, не хотели ни с кем воевать, тем более с русскими, за которыми была огромная сила. У чувашей не было другого выхода, кроме выбора наименьшего зла. Потому и пошли чуваши и горномарийцы на поклон к царю, хотя татарский гнет сменялся на русский, который нисколько не был слабее старого. В Русском государстве социальный и национальный гнет над чувашским народом сохранился. Чувашские крестьяне были зачислены в разряд «черных людей», как называли в России крестьян и ремесленников, платили многочисленные подати и поборы, выполняли тяжелые повинности. Царские власти не допускали чувашей, как и другие нерусские народы России, к государственному управлению, подавляли их самобытную культуру. Под бременем многовекового национального гнета чувашский народ отставал в своем экономическом, политическом и культурном развитии.

Вхождение Чувашского края в состав Русского государства в ХVI в. и последствия этого события, в том числе последующее обращение чувашей в православие, оказались для них событиями эпохального значения. Они определили весь ход новой социальной и этнической истории чувашей, избавив их, в частности, от исламизации и, как следствие, реальной перспективы исчезновения как этноса.

Чувашия расположена на востоке Восточно-Европейской равнины. Часть республики находится на волжском побережье, другая - на побережье волжского притока, реки Суры. Столица Чувашии – город Чебоксары.

Принято различать верховых и низовых чувашей. Верховые живут в северной и северо-западной частях республики, а низовые – в юго-восточной. Раньше эти группы населения, говорящие на разных диалектах чувашского языка, отличались также друг от друга своим бытовым укладом. Однако ныне отличия все больше сглаживаются.

В начале нашей эры территорию современной Чувашии занимали племена финно-угров. Позже, в Х веке, из Приазовья на Среднюю Волгу пришли тюркские народы. Появилось раннефеодальное государство – Волжская Булгария. Просуществовав около трех веков, Булгария была захвачена войском Золотой Орды. Война с монголами заставила часть населения Волжской Булгарии продвинуться на северо-запад, в район междуречья Суры и Свияги. Здесь булгары (которые сами себя называли «чаваш») осели и ассимилировались с финно-уграми. Так появился новый народ – чуваши.

Из глубины веков

Чувашская кухня насчитывает не одну сотню лет. Развиваясь, она, естественно, испытывала на себе влияние кулинарных традиций соседей: русских, татар, удмуртов, марийцев. Однако кулинарные заимствования не лишили чувашскую кухню национального колорита, а лишь способствовали ее разнообразию.

Национальная кухня всегда складывается из образа жизни народа. Чуваши издавна занимались земледелием и подсобным животноводством. Так что неудивительно преобладание в их рационе зерновых продуктов. А с конца XIX века (достаточно поздно) ведущее место на чувашском столе занимает также и картофель. Занятия земледелием, впрочем, не слишком способствовали развитию среди чувашей огородничества и садоводства. Набор выращиваемых ими овощей был относительно скромен: лук, морковь, редька, тыква, репа, свекла, капуста. Вот, пожалуй, и все. Занимались чуваши также и собирательством: использовали в пищу ягоды, дикорастущие орехи, травы.

Большим подспорьем для чувашских крестьян было птицеводство. Они разводили (и разводят) кур, уток, гусей. Яйца птиц, в основном, продавались. Занимались чуваши и пчеловодством, знали мед, воск, торговали ими.

Чувашские блюда можно разделить на следующие категории: жидкие горячие (первые), вторые блюда, печеные изделия с несладкой начинкой (могли подаваться на второе), выпечка со сладкой начинкой, напитки.

Из чувашских супов стоит отметить мясной или рыбный бульон с приправами (на чувашском языке – яшека), похлебку с клецками (шурпе). Весьма широко были распространены различные каши: гороховая, гречневая, овсяная. А пшеничная каша была в давние времена чувашским ритуальным блюдом.

С особым почтением чуваши относились и к хлебу. Обычно он был ржаным. Пшеничный был доступен, в основном, зажиточным слоям населения, но даже они часто отдавали предпочтения хлебу ржаному. Без хлеба нельзя представить себе чувашскую трапезу. Неважно - обычную или праздничную. Хлеб считался священной пищей, его мог резать только глава семьи или самый старший ее член. Детей приучали подбирать упавшие во время трапезы хлебные крошки.

Вообще разнообразие мучных изделий в чувашской кухне весьма велико. Чуваши издавна пекли пироги с крупой, с капустой, с ягодой (кукаль), позже появились лепешки и ватрушки с картофелем, а также с творогом (пуремеч). Знали чуваши блины и оладьи. Хупла – большой пирог с начинкой из мяса или рыбы. Его готовили, в основном, по праздникам. Да и вообще мясо чуваши раньше ели не так уж часто. Это была по большей части сезонная пища, доступная в период забоя скота – говядина, баранина, свинина. Низовые чуваши употребляли в пищу конину. В праздники также готовили мясные блюда. Это могла быть колбаса из желудка овцы, начиненного мясом и салом (шартан) или, к примеру, вареная колбаса с крупяной начинкой, приготавливаемой с добавлением рубленого мяса или рыбы и крови (тултармаш). Из дичи ели, в основном, зайчатину. Чуваши, жившие на берегах рек, промышляли рыболовством.

Широко использовалось коровье молоко. Его пили в «чистом» виде (сет), а также кислым (турах). Делали из него творог и творожный сыр (чакат). Среди низовых чувашей был распространен и кумыс. Готовили чуваши и сливочное масло. Однако сами его ели мало – больше продавали.

Главной сладостью, помимо различной сладкой выпечки, был мед (пыл). Его ели как самостоятельное блюдо, а также использовали для приготовления различных напитков, в том числе браги, медовухи (корчама, сим-пыл). Из ржаного или ячменного солода делали пиво. Для повседневного употребление оно было менее крепким, а для праздничного застолья – более. Кстати, ныне в Чебоксарах, на бульваре купца Ефремова, работает целый музей пива. В нем собраны различные экспонаты, касающиеся истории пенного напитка вообще, а не только чувашского пивоварения. Но чувашское пиво, пусть и не древнее, а лишь приближенное к нему по вкусу, здесь все же попробовать можно. Оно нефильтрованное и непастеризованное. Специально для музея его варят в одном из чувашских сел.

Чай и квас тоже были знакомы чувашам, но распространены они были в районах активного их контакта с русскими и татарами.

День сегодняшний

Современные чуваши не утратили своих кулинарных традиций. Многие национальные блюда дошли до наших дней и являются частыми гостями на чувашском столе. Однако стоит отметить, что городское население ныне готовит национальную еду гораздо реже, чем сельское. Что, впрочем, вполне логично и характерно не только для Чувашии.

Современный рацион чувашей стал более разнообразным. Увеличился ассортимент употребляемых в пищу овощей и фруктов. Кроме того, на чувашских трапезах стало больше рыбы. Появились различные соленья, грибы (чуваши их раньше почти не ели). К традиционным первым блюдам добавились, например, борщ, уха, щи. Ко вторым – котлеты. Все это, конечно, связано с общим повышением уровня жизни населения (все же по сравнению, к примеру, с XIX веком чуваши явно живут лучше), плюс кулинарные заимствования из русской и других кухонь.

Если окажетесь в Чувашии, то проблем с тем, чтобы «попробовать» ее на вкус у вас не возникнет. В Чебоксарах есть достаточное количество национальных ресторанов. В меню многих заведений присутствуют чувашские блюда. Хотя, конечно, настоящий чувашский колорит можно почувствовать, только побывав в глубинке, где вас не только вкусно накормят, но еще и продемонстрируют различные изделия народных промыслов. Причем, что весьма интересно, часто созданные не с целью продажи, а «для себя». Это, прежде всего, чувашская вышивка (паха-тетё – красивые узоры). Для нее характерен геометрический орнамент, яркость и разнообразие красок, тонкий ажурный рисунок. Кроме того, издавна чуваши занимаются резьбой по дереву.

В Москве, где вроде бы есть все, с чувашской кухней, увы, наблюдаются некоторые проблемы. Найти национальный чувашский ресторан в столице России непросто. Чешских – сколько угодно, а вот чувашских нет. Во всяком случае, нам не удалось обнаружить ни одного. Так что если вы живете в столице – либо предпримите гастрономический тур в Чувашию, либо ищите среди своих знакомых чувашей и просите их приготовить какое-нибудь национальное блюдо. Есть, конечно, еще один способ – самостоятельно приготовить что-то из чувашской кухни.

Рецепты чувашской кухни :

Какай-шурпи (суп из субпродуктов)

Ингредиенты: Ноги говяжьи или свиные, сердце, печень, легкие, лук репчатый, рубец, лук зеленый, специи, соль.

Обработанные сырые субпродукты, нарезанные кусочками, заливают холодной водой, проваривают 40-50 минут, кладут репчатый лук и доводят до готовности. При подаче посыпают мелко нарезанным зеленым луком.

Тултармаш (кровяная колбаса)

Крупа пшеничная или пшенная, кровь, шпик, черева.

Шпик нарезают мелкими кубиками, чеснок мелко рубят. Крупу,нарезанный шпик, чеснок, соль добавляют в кровь и тщательно перемешивают. Полученной массой плотно набивают кишки, концы которых перевязывают нитками и отваривают.

Пюремечи (ватрушки)

Опарное тесто раскатать, в центр разложить начинку из картофельного пюре или творожной массы (пюре заправить маслом и теплым молоком). Пюремечи смазать взбитым яйцом и выпекать.

Хуплу (пирог со свининой и картофелем)

На раскатанное дрожжевое тесто кладут слоями начинку из сырой свинины, нарезанного мелкими кубиками картофеля, рубленого репчатого лука, продукты заправляют солью и перцем. Пирог защипывают, придавая форму полумесяца, и выпекают.

Шыртан (мясное изделие)

Ингредиенты:Желудок бараний, баранина, чеснок, перец, лавр, соль.

Обработанный бараний желудок наполняют сырой бараниной, нарезанной кусочками и заправленной чесноком, лавром, солью, отверстие зашивают, изделие натирают солью, кладут на противень швом вниз и запекают 3-4 часа до появления золотистой корочки. Подают в горячем виде. Для длительного хранения шыртан запекают повторно в течение 1,5 часа, охлаждают и вновь запекают 1 час. При такой обработке блюдо можно долго хранить в прохладном месте.

Турых яшки (турах яшки) — холодный суп

Ингредиенты на 1 порцию: 200 г простокваши, 70 г говядины, 95 г свежих огурцов, 60 г зеленого лука, 5 г сахара, 5 г укропа, соль.

Простоквашу разбавить кипяченой холодной водой (на 200 г простокваши 150 г воды), положить нарезанные соломкой свежие огурцы, нашинкованный и слегка протертый с солью зеленый лук, заправить сахаром, посолить и охладить (можно положить пищевой лед). При подаче в тарелку положить нарезанное вареное мясо, посыпать мелко нашинкованной зеленью.

Колбаса домашняя

Ингредиенты: Лук репчатый, крупа пшенная, сало свиное или баранье, кишки, вода, соль.

В кипящую подсоленную воду кладут баранье сало, рубленый репчатый лук, пшенную или рисовую крупу и варят до полуготовности. Этой массой наполняют обработанные кишки. Колбасы отваривают до готовности. Подают в горячем виде.

Рулет из желудка

Ингредиенты: Сердце, желудок, легкие, рубец, перец молотый черный, соль.

Обработанный желудок наполняют фаршем, приготовленным из молотых субпродуктов, заправленных чесноком и перцем. Свернутое рулетом изделие перевязывают шпагатом и отваривают. Подают в горячем виде, нарезанным на порции.

Суп из зеленого горошка с кислым молоком

Ингредиенты на 1 порцию: 80 г зеленого горошка, 140 г картофеля, 30 г репчатого лука, 60 г кислого молока, 8 г сливочного масла, 5 г пшеничной муки, 1/8 яйца, 100 г пищевых костей, 6 г зелени укропа, соль, специи.

В мясной процеженный бульон положить мелко нарезанный репчатый лук, картофель, нарезанный кубиками, и варить до полуготовности, после чего положить зеленый горошек, дать закипеть и добавить белый соус, приготовленный из сливочного масла и пшеничной муки. За 5 минут до готовности положить взбитое с кислым молоком яйцо, перец, посолить по вкусу и варить до готовности. Суп подается с мелко нашинкованной зеленью.

Салат картофельный с чесноком

Ингредиенты: картофель 360 г, масло растительное 20 г, уксус 3%-й 15 г, чеснок и лук зеленый или репчатый по 25 г, соль по вкусу. Очищенный картофель нарезать небольшими кубиками и отварить в подсоленной воде до полуготовности. Затем воду слить, кастрюлю накрыть крышкой, сварить картофель на пару до готовности и дать ему остыть. Очищенный чеснок растолочь с солью, заправить уксусом, маслом и хорошо перемешать. Готовый картофель выложить в салатник, заправить толченым чесноком и посыпать нарезанным соломкой луком.

Суп молочный с рыбой

Ингредиенты: рыба свежая 300 г, картофель 400 г, молоко 500 г, вода 250 г, масло сливочное 10 г, соль по вкусу.

Молоко соединить с водой и вскипятить. Добавить очищенный и нарезанный картофель, отварить до полуготовности, заложить обработанную и нарезанную кусочками свежую рыбу. Довести суп до готовности, заправить маслом и посолить.

Окрошка по-чувашски

Ингредиенты: простокваша 400 г, вода 300 г, говядина отварная 50 г, огурцы свежие 200 г, лук зеленый 80 г, сахар, соль по вкусу, зелень укропа.

В простоквашу, разбавленную холодной кипяченой водой, положить нарезанные соломкой огурцы, нашинкованный лук (оставив немного для посыпки), сахар и соль. Подать окрошку охлажденной с мелко нарезанным отварным мясом, посыпав луком и укропом.

Рыба тушеная в молоке

Ингредиенты: - рыба свежая (треска, хек, камбала) 300 г, масло растительное 15 г, мука пшеничная 15 г, молоко 80 г, лук репчатый 70 г, - соль по вкусу.

Обработанную свежую рыбу нарезать кусочками, посолить, запанировать в муке и обжарить в масле на сковороде с обеих сторон до появления румяной корочки. Поджаренную рыбу положить в неглубокую посуду, посыпать мелко нарезанным луком, залить молоком, накрыть крышкой и тушить в духовке 20-30 минут. Готовую рыбу подать с картофельным пюре или отварным рисом.

Чувашская национальная кухня

В питании чувашей выявлена преемственная связь с пищей народов, проживающих в разных географических зонах. Одна группа кушаний и блюд чувашей, в том числе салма, çăмах, аш-какай шÿрпи, шăрттан, тултармăш и другие, имеют сходство с традициями питания тюркских и ираноязычных народов. Другая группа блюд: мучные печенья и каши, кисели, соленья, копченья сформировалась в результате этнокультурных контактов с финно-уграми и русскими.

В пище чувашей преобладали продукты растительного происхождения. Основными хлебными растениями издавна являлись рожь, ячмень, полба, овес, просо, гречиха, Согласно арабским источникам и археологическим данным, эти же культуры возделывались в Волжской Болгарии. Зерновые хлеба шли на изготовление муки и различных круп. На муку размалывалась главным образом рожь. Из ржи пекли хлеб. Пшеницу сеяли немного, она была редким и дорогим злаком. Хлеб из пшеничной муки был в употреблении у чувашей Закамья и Приуралья, где условия для выращивания пшеницы были хорошие. Овес и ячмень являлись широко распространенными культурами. Из овса изготовляли крупы, толокно, муку. Из ячменя - перловую крупу, пиво. О ячмене говорили, что он "мягчит и прохлаждает". Из полбы делали крупу, а также толокно и муку, которая шла главным образом на ритуальные печения по тому или иному случаю.

скрытый текст

Важное место в питании занимали бобовые культуры - горох и чечевица. Из них варили супы, мука этих культур использовалась для приготовления киселей и различных печений.

Гречиха и просо являются крупяными культурами. Из гречневой и просяной муки пекли также блины и лепешки. Блюда из проса входили в обрядовую трапезу - это вир пăтти (пшенная каша), мясной бульон, приправленный просом, икерчĕ (лепешки) и хуплу (вид пирога) из теста просяной муки.

Самое важное место среди печений из муки занимал ржаной хлеб - хура çăкăр, являвшийся нередко и единственной едой. Каждая женщина умела печь хлеб. По вкусовым качествам хлеба ценились достоинства хозяйки. Любопытно отметить, что чувашский хлеб в литературе получил лестную оценку. Князь Курбский в XVI в. писал, например, что чувашский хлеб "сладостнейший, паче драгоценных калачей".

Заслуживает внимания способ изготовления теста и печения хлеба, применявшийся чувашскими женщинами. Накануне вечером замешивалось тесто. Вначале в теплой воде готовилась закваска (кăвас тĕпĕ) из теста предыдущей выпечки. В квашню (кăвас чĕрес) с закваской постепенно сыпалась мука, которую замешивали лопаточкой (калек). По обычаю при этом произносились, такие слова: "Кăвас, часрах йÿç, ачасем çăкăр çиес килет теççĕ" ("Тесто, скорее поднимись, дети хотят есть хлеб"). После тщательного замешивания квашню плотно закрывалн покрывалом и ставили в теплое место для брожения. В 3-4 часа утра тесто вновь замешивалось с добавлением воды, соли и муки. Затем тесто поспевало. Тем временем печь тщательно готовили к выпечке хлеба. Под (кăмака тĕпĕ) жарко натопленной печи чисто выметали мокрым мочалом, привязанным на длинном шесте.

Хлебопек формовал из теста караваи, используя при этом деревянные хлебные чаши (çăкăр тирĕкĕ). Перед укладкой караваев в печь их сверху смачивали водой, делали несколько проколов, чтобы хлеб не потрескался. Караваи клали в печь с помощью деревянной лопаты (çăкăр кĕреçи).

Вынутые из печи караваи укладывали на время (2 часа) на бок лицевой стороной к стене. Чтобы хлеб не терял при охлаждении вкусовых качеств, его укрывали.

Хлеб часто пекли с добавками (картофелем, другими сортами муки), а в неурожайные годы - с суррогатами. В качестве суррогатов употреблялись отруби, мякина, желудевая мука, семена лебеды, листья трав, кора. После просушки и размельчения эти суррогаты мололи с рожью, овсом и картофелем. В голодные годы, например, к трем частям лебеды добавляли всего одну часть ржаной муки. Хлеб из лебеды (мăян çăкăрĕ) напоминал по внешнему виду ком земли, имел тяжелый запах и горький вкус, вызывающие отвращение. Люди, питавшиеся таким "хлебом", сильно истощались, становились неспособными к труду.

Из кислого хлебного теста готовили çÿхÿ и кăвас икерчи. Такие печения пекли на сковороде, пока горели дрова. Лепешки (капăртма) и колобашки (хăпарту) также готовили из кислого теста, замешанного из полбенной (позднее пшеничной) муки. Их пекли либо на сковороде, либо на золе.

Йăва (колобок) - являлось древним видом печения, что подтверждается культовым характером его потребления. Прежде всего употребление йăва имело связь с культом плодородия скота. Йăва было принято есть на празднике сурхури, чтобы обеспечить плодородие овец. Ели йăва с молитвой: "Турă, ĕрчет сурăхсене, йăва чухлĕ пĕр карта сурăх пултар" ("Боже, умножь число овец, пусть в скотной карде будет столько овец, сколько йăва"). Печенье йăва служило также угощением на масленице, пасхе, свадьбе.

Праздничное печенье пÿремеч (ватрушки) готовили из кислого теста с творожной или картофельной начинкой с добавлением масла, молока или сметаны, толченых семян конопли.

Разнообразные начинки использовали для пирогов. Их пекли с капустой, морковью, свеклой, брюквой, калиной; зимой - с мясом, картофелем, горохом, крупой, творогом; летом - яйцами, луком, творогом, ягодами, яблоками. В начинку обычно добавляли пшеницу, полбенную кашу либо толченые конопляные семена. Название пирога, как и ватрушки, определялось ее начинкой.

Самым вкусным и лакомым и, конечно, праздничным кушаньем являлся хуплу - круглый большой пирог из пресного сдобного теста. Начинка хуплу была сложной, составной: первый слой - из каши или мелко накрошенного картофеля, второй - мелкорубленного мяса, третий - тонкого слоя жирного мяса или сала. Хуплу для гостей готовили из теста, замешанного на молоке с добавлением яиц. Его пекли в русской печи на сковороде. Разделка хуплу и способ его приема составляли своеобразный обряд. Хуплу разрезал самый уважаемый гость. На новогоднем молодежном празднике хĕр сăри (девичье пиво) девушки угощали парней специально испеченным по этому случаю хуплу и другими яствами. Существовала поговорка, что если девушка не будет участвовать в приготовлении хуплу, она не выйдет замуж, либо ее избранник перестанет с ней дружить.

У всех групп чувашей были в употреблении хуран кукли - вареники. Начинкой для них являлись творог с сырыми яйцами и маслом либо толченый картофель с маслом и только изредка мясо. Хуран кукли варили в котле, ели с коровьим маслом, растопленным в маленькой глиняной чашке. Из общей деревянной чашки их брали деревянными спицами.

Супы (яшка, шÿрпе) готовили различного типа с приправами. Повседневным блюдом являлся суп (яшка), а шÿрпе - бульон из мяса или рыбы варили в основном по праздникам.

Свое название суп получил от приправы, которая была использована, например: серте яшки - суп со снытью, пултăран яшки - суп с борщовником, вĕлтрен яшки - суп с крапивой, çăмах яшки - суп с клецками, салма яшки - суп с салмой. В суп клали муку, крупы, картофель, из овощей - свежую и квашеную капусту, морковь, лук, реже свеклу, а также дикорастущие травы. Предпочтением пользовались супы с мучным полуфабрикатом. Из кислого или пресного раскатанного теста готовили салму, нарезая его на квадратики, ленточки или просто разрывая, и пускали в кипящий бульон. Căмах (клецки) делали из пресного теста в виде кусочков или шариков размером до 3-5 см в диаметре. При забое гусей было в традиции замешивать тесто на крови, из которого готовили клецки.

Важное значение в питании имели каши. Их варили из пшенной, полбенной, гречневой круп. Рисовая крупа в питании чувашей появилась поздно - в конце ХІХ в. Разновидности каш: кашица - кĕрпе шÿрпи или кĕрпе пăтти, обычная крутая каша, каша на мясном бульоне и каша с добавлением картофеля. Вероятно, кашица или похлебка с истолченными в ступе или крупномолотыми зернами - это древнейший и наиболее примитивный способ приготовления хлеба. Кашицу готовили чаще всего при отсутствии муки. Кашу на мясном бульоне во многих семьях ели только по праздникам и, как правило, во время совершения обрядов. Кашу в мясном бульоне варили после того, как из котла вынималось сваренное мясо и собран жир с поверхности кипящего бульона. Кашу подавали на стол в большой деревянной чаше, а выливая в лунку жир, хозяйка произносила по обычаю: "Пăри (вир) пуçĕ шултра пулать" ("Колосья полбы (проса) будут крупные"). Ритуальные каши предназначались для совершения разных обрядов-молений: ака пăтти (по завершении сева), карта пăтти (скотоводческие), никĕс пăтти (строительные) и многие другие. По верованиям чувашей, если обряд не будет совершен, то не будет урожая и прочих благ. Каша является ритуальным блюдом в обряде вызывания дождя у чувашей и по сей день. Ритуальное угощение кашей совершается перед отъездом гостей, при проводах парня в армию и т. д.

В рационе питания широко были представлены мучные кисели и толокно, нередко заменявшие хлеб. Кислые кисели (кĕсел) готовили из овсяной муки или ржаного хлебного теста, пресные кисели (нимĕр) - из гороховой либо чечевичной муки. Кĕсел ели, запивая кислым молоком или пахтаньем, нимĕр было принято есть с медовой сытой и особенно с конопляным "молоком" (эмульсией). Нимĕр считают древним блюдом чувашей.

Толокно (тинкĕле) - одно из употребительных вторых блюд. На приготовление толокна шли овес, полба, гречиха. В летний день в котле под открытым небом варили три-четыре ведра зерен этих культур. Сваренные зерна сушили на солнце, поджаривали, затем размалывали. Заготовленная мука толокна потреблялась чаще всего летом как еда на скорую руку, на приготовление которой требовалось немного времени. Толокняную муку размешивали в кипяченой воде, добавляя соль и масло; 1-2 минуты кипятили, и готовое тинкĕле подавалось на стол. Его ели с молоком или подслащенной водой, иногда с пахтаньем (жидкий продукт, остающийся в маслобойне после сбивания масла).

С ХІХ в. в чувашской кухне распространился картофель. Предпочтение отдавалось вареному "в мундире" картофелю. Он подавался вместе с растительным маслом и с приправами - квашеной капустой, солеными огурцами. луком, уйраном (кисломолочный напиток), кислым молоком. Для детей готовилось картофельное пюре на молоке, в зажиточных семьях - жаркое.

Из овощей чаще всего потреблялись лук, чеснок, репа, капуста, морковь, огурцы, тыква. Для возбуждения аппетита, а также в лечебных целях употребляли редьку и хрен.

Плоды и ягоды культивировали мало. На приусадебных участках встречались яблоня, смородина, малина, вишня, рябина, черемуха, калина; ягоды и плоды собирали также в лесу. Употребляли их в свежем виде, использовали в качестве начинок к пирогам. Рябину и калину собирали на зиму.

Растительные жиры получали из семян конопли (кантăр çу) и льна (йĕтĕн çу). Из размятых семян конопли делали конопляное "молоко" - эмульсию. Она являлась прекрасной приправой к кашам и мучному киселю. Из жмыха конопли готовили лакомство - поджаренные шарики с добавлением хлеба.

Мясные продукты в питании не были постоянными. Но они являлись обязательными компонентами праздничной и обрядовой трапезы. Национальные кушанья из мяса и с его применением имеют древнее происхождение. Об этом говорит их ритуальный характер: мясо поедалось на жертвоприношениях в честь языческих богов и духов при совершении многих обрядов. Жертвенных животных (в основном это были конь, бык или баран) кололи с соблюдением особых ритуальных действий. Например, прежде чем заколоть барана, выливали на его голову холодную воду при словах: "Cырлах, аминь" ("Помилуй, аминь"). Встряхивание барана означало, что жертва принята, то есть его можно было колоть. Мясо варили в больших котлах. Перед его употреблением читалась молитва, участникам трапезы раздавали по кусочку от сердца барана, от легких и так далее. После молитвы поедалось остальное мясо. Сваренную голову преподносили старшему члену семьи, а если были гости - то самому почетному гостю. Конину ели, как правило, при совершении жертвоприношений. Свинину в качестве жертвенной пищи не потребляли, хотя чуваши и даже их предки волжские болгары держали свиней. Тем не менее, как показывают источники, свинина широко вошла в пищу чувашей только в ХІХ в.

Издревле в хозяйстве имелась домашняя птица: куры, гуси, утки. Яйца кур использовались не столько в повседневном питании, сколько в гостевой, праздничной и жертвенной трапезе. Яйца были незаменимы для сдабривания теста и в качестве начинки к различным кушаньям. Из яиц готовились различные блюда: çăмарта ăшалани - яичница, çăмарта хăпартни - омлет на молоке, чăмăрла çăмарта - яйца вкрутую, месерле çăмарта - поджаренные на сковороде яйца, которые вначале варили вкрутую, а затем, разрезав на половинки, поджаривали. Эти блюда готовятся и по сей день. В прошлом был распространен обычай закалывать петуха для совершения ряда обрядов и гостевой трапезы: по случаю рождения ребенка, для свадебного стола, по случаю поминовения усопших, для угощения помочан и т. д.

У чувашей известны такие национальные блюда из мяса и мясопродуктов, как шăрттан, тултармăш, сукта, сÿрме, юн, шÿрпе. Самое престижное кушанье – шăрттан. Его готовят и летом, и зимой после закалывания барана (овцы). Желудок зарезанного животного тщательно промывался и начинялся нарезанной жирной бараниной без костей. Во избежание порчи мясо для начинки солили. Наполненный желудок зашивали суровыми нитками, после чего он по своему внешнему виду напоминал каравай хлеба. Шăрттан клали на сковороду и ставили в печь, где его держали в течение 3-4 дней. На сковороду в первые два дня стекала жидкость, ее сливали и поедали, макая в нее хлеб. Готовый шăрттан хранили в прохладном месте. Шăрттан подавали на стол при угощении гостей. Летом в страдную пору кусочки шăрттана клали в суп. Тултармăш (в некоторых местностях его называют сут, хас) готовили из кишок заколотого животного. Кишки начиняли салом или мелкими кусочками жирного мяса и крупой, концы кишок завязывали суровыми нитками. Тултармăш вначале опускали в котел с кипящей водой, затем ставили на сковороде в печь для поджаривания. Тултармăш ели в горячем виде, часто вместе с шурпе. По этому случаю приглашали близких родственников. Так же, как и тултармăш, делали юн тултармăш - кровяную колбасу. Ее компонентами являлись: свежая кровь, сало, крупа.

Юн - кровь используется в приготовлении ряда других кушаний. Так, под названием юн (юн ăшалани) известно блюдо, которое готовится на сковороде из свежей крови с крупой и кусочками сала. Это было любимое кушанье для детей.

Сÿрме - сплетенные из кишок и других внутренностей животного кушанье длиной около 0,5 м. Сÿрме варится вместе с шÿрпе. Это блюдо известно главным образом у средненизовых чувашей.

Шÿрпе - популярное мясное блюдо чувашей. Мясной бульон шÿрпе варили при забое скота и готовили из субпродуктов - головы, ног, внутренностей, Шÿрпе, как и шăрттан, тултармăш, юн ăшалани, является желанным кушаньем. В частности, в Петров день обязательно принято закалывать барана. В этот день отведать шÿрпе созывают гостей - родственников и соседей.

Из бараньих, говяжьих или свиных голов и ног делали (и сейчас делают) студень с добавлением лука и чеснока. В прошлом лесным жителям была доступна дичь. Чувашские охотники ловили диких уток, рябчиков, тетеревов, глухарей, зайцев, а иногда добычей специальных капканов и стрелков становились медведи. Мясо этих птиц и зверей, особенно утятина и зайчатина, использовалось для приготовления хуплу и других мясных кушаний. Дичину, например, мясо рябчиков, продавали на базаре.

Рыба использовалась в основном на уху - пулă шÿрпи.

Кислое молоко (турăх) низовые и средненизовые чуваши получали из цельного, а верховые - из снятого молока. Молоко кипятили в котле или в горшке. После остывания в кипяченое молоко клали закваску кĕвелĕк - чашечку кислого молока, ломоть хлеба или дрожжи. Посуда для образования кислого молока ставилась в полутеплое место. Турăх принято было добавлять в суп. Желанным кушаньем как у детей, так и у взрослых являлось хăймаллă турăх - кислое молоко с добавлением нескольких ложек сметаны. Кислое молоко, разведенное водой, так называемое турăх уйранĕ, в летнюю пору служило прекрасным жаждоутоляющим напитком.

Лакомые блюда готовили из творога. Свернувшееся после скисания снятое молоко переливали в мешочек из холста-редины и подвешивали для стекания жидкости. После стока последней мешочек клали под камень для выдавливания оставшейся жидкости. Полученный творог (тăпăрч) смешивали с солью и сырыми яйцами и набивали в формы - обручи из липовой коры диаметром 10-15 см и высотой 2-4 см. Сырки (чăкăт) пекли в нежарко натопленной печи, хранили в прохладном месте. Угощение сыром считалось знаком уважения. Чăкăт являлся ритуальным блюдом.

Из творога готовили также тавара - мелкие сырки в форме полушариков. После поджаривания в печи сырки накладывали в горшок с маслом. Тавара известны как холодная закуска.

Воду для питья в прошлом брали из чистых естественных водоемов - реки, речки, родника и из колодцев. Сырая вода была основным напитком. Чай готовили разными способами: из поджаренной муки, липового цвета, листьев плодовых кустарников, а также огородных и лесных трав - мяты, зверобоя, душицы и других. Настоящий чай ("фамильный") пили редко, однако в начале ХХ в., когда стало престижным иметь самовар, его употребление стало для семей состоятельных и средней зажиточности обычным. В районах Закамья, Приуралья и Сибири чаепитие укоренилось раньше, этому способствовали контакты с другими этносами - русскими, татарами и т. д. Кофе и какао были большой редкостью

Для приготовления окрошки (из черного хлеба и зеленого лука), запивания киселя, толокна, картофеля готовился квас (кăвас). Его делали из ржаного солода, ржаной муки и ячменного солода (в пропорции 3:1:3). Эту смесь заливали в кадку. Полученную тестообразную смесь (салат пăтти) ставили в большом чугуне в печь. Сваренный солод и 2-3 ведра кипяченой воды переливали в кадку с дыркой на дне. Сусло через постланную на дно кадки солому стекало по корытцу в кадку (квашню). Здесь сусло держали одну ночь, а затем его переливали в другую посуду.

Статьи по теме: