Российская музейная энциклопедия. церковные музеи

3 декабря 2010 года вступил в действие закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.

Каким образом религиозные организации будут осуществлять должную сохранность передаваемых государством церковных ценностей - вопрос, который волнует не только музейных работников, но и сами церковные организации. В этой публикации говорится об историческом опыте и современной практике организации при храмах музейных хранилищ церковных реликвий.

Древлехранилища в России

Традиция собрания при храме церковных реликвий уходит в глубокую древность. Так, желая подчеркнуть единение Руси и ведущую роль Москвы, ее князья стремились вывезти в свою столицу святыни и реликвии присоединенных территорий.

В 1380 г. князь Дмитрий Донской перенес из Владимира в Москву образ вмч. Дмитрия Солунского «письма греческого», выполненный на гробовой доске святого. Из Владимира в 1395 г. была доставлена прославленная икона Богоматери Владимирской (XII в). В 1497 г. в Москву был взят из Троицкой церкви в Новгороде почитаемый древний образ Богоматери «Умиление». Ряд икон был принесен в 1518 г. из Владимира «для поновления», и некоторые из них навсегда остались в храмах Московского Кремля.

В России существовал древний обычай, по которому на гробах при погребении приносили иконы, остававшиеся потом в усыпальнице либо в храме. Обычно это были семейные реликвии и благословения родителей. Из таких образов составилось уникальное собрание Троице-Сергиевой Лавры.

После 1453 г. контакты Древней Руси с Православным Востоком становятся не столь оживленными и прямыми, как в предшествующие столетия. Но уже с начала XVI в. статейные списки регулярно отмечают многочисленные приезды духовных лиц с Православного Востока. И таким путем в XVI - начале XVIII вв. в Россию поступили многие сотни, если не тысячи, византийских и поствизантийских произведений церковного искусства. Эти подношения в основном попадали в храмы Московского Кремля и в Образную палату при царском дворце, где хранились семейные и подносные иконы, кресты, реликварии-мощевики, пелены и другая «святость» русских государей. По существу, это было своеобразное древлехранилище церковных памятников. До наших дней дошла опись Образной палаты середины XVI столетия, в которой упоминается множество икон «греческого письма», «с греческими подписями», либо поднесенных восточным духовенством. Кроме икон привозились деревянные резные кресты, складни, образки, серебряные и золотые кресты, реликварии-мощехранительницы и панагии, нередко оправленные в серебро и украшенные финифтью, перегородчатыми эмалями.

Состав ценностей, хранимых в Образной палате, не был постоянным. Иконы, кресты, мощи забирались царями для дворцовых покоев и придворных храмов, для вкладов в церкви и монастыри, для подарков членам царской семьи и приближенным лицам. Только в 1647-1648 гг. царь Алексей Михайлович пожаловал в новый храм Новоспасского монастыря более трехсот икон греческого и московского письма и особо иконы из подношений восточного духовенства. В 1619 г. иерусалимский патриарх Феофан поднес царю Михаилу Федоровичу образ Спаса Нерукотворного. Пройдя сложный путь через Образную палату, молельню императрицы Анны Иоановны и Троице-Сергиеву Лавру, в 1790 г. эта икона попала в Ярославль, в церковь Параскевы Пятницы на Tyгoвой горе, где стала особо почитаемой святыней. По традиции часть царских реликвий хранилась в придворном Благовещенском соборе. Именно в XVI-XVII вв. сюда поступили в основном из подношений восточного духовенства произведения византийского прикладного искусства, дошедшие до наших дней. В 1775 г. более двух тысяч икон, по распоряжению князя Г.А. Потемкина, было передано в Успенский собор Кремля.

В XVIII в., с переносом столицы в Петербург, учреждением Синода и введением так называемой «Палестинской дачи», приезды духовенства с Востока стали реже. Образная палата стала терять значение древлехранилища.

Древлехранилища: с XIX столетия до наших дней

Основа большинства музейных собраний древнерусского искусства была заложена еще в дореволюционное время. Это могли быть как коллекции, собиравшиеся старообрядцами или представителями художественной интеллигенции, в т.ч. П.М. Третьяковым, так и фонды государственных музеев или епархиальных древлехранилищ, которые также создавались по инициативе государства и поддерживались им.

В XIX в. при епархиях появились древлехранилища, куда свозили наиболее древние иконы, облачения. Это были своего рода церковные музеи. После революции они стали государственными, а памятники искусства, остававшиеся в храмах, которые взрывали и сжигали, часто погибали. В том, чтобы сохранить в музеях величайшие духовные и художественные сокровища русского народа, были заинтересованы не только ученые и деятели культуры, но и просвещенные представители Церкви. Их сотрудничество продолжалось и в первые послереволюционные годы - до тех пор, пока общественная деятельность Русской Церкви усилиями безбожного государства не была фактически приостановлена. Ученые, музейщики и реставраторы, оставшись в одиночестве, были вынуждены спасать как экспроприированное церковное имущество, так и то, что было оставлено в закрытых храмах.

В 1909 г. в Петербурге был образован музей - древлехранилище Александро-Невской лавры. Тогда же, в начале XX в., существовало и древлехранилище Государственного Русского музея, где было собрано раннее искусство Руси. Оно состояло из коллекций русофилов Суслова, Лихачева, Плюшкина. С приходом советской власти в музее были собраны художественные ценности, конфискованные из монастырей, включая святыни Александро-Невской и Свято-Троицкой Лавр. В 1880 г. Святейший Правительствующий Синод утвердил учреждение Церковно-археологического музея при Московской Духовной Академии, который был переведён в помещение бывших Царских чертогов.

В 1917 г. коллекция церковных древностей была реквизирована, а позднее вошла в состав Сергиево-Посадского историко-художественного музея.

Воссоздание академического музея связано с возобновлением деятельности Московской Духовной Академии и Семинарии и возвращением их в 1948 г. в Троице-Сергиеву Лавру. С 1957 г. музей стал открытым для широкой аудитории. Экспозиция занимает двенадцать залов бывших Царских чертогов и насчитывает более 20000 единиц хранения. В музее представлены византийские и русские иконы, церковная утварь, облачения, рукописные и старопечатные книги, предметы мелкой пластики, графика, живопись и реликвии, связанные с жизнью православных подвижников благочестия, иерархов и церковных деятелей. Ныне сотрудники ЦАКа вносят свой вклад в процесс воссоздания Церковно-археологических музеев при духовных учебных заведениях и епархиях.

Сегодня РПЦ планирует обзавестись системой церковных музеев-древлехранилищ, подобных существовавшим до революции. Об этом заявил на заседании Общественной палаты и президиума Союза музеев России Митрополит Калужский и Боровский Климент. Он рассчитывает на государственную поддержку этой идеи. В рамках будущего музейного проекта церковь планирует сотрудничать с Министерством культуры и работниками светских собраний, «у которых имеется большой опыт по сохранению и реставрации памятников, а также современные технические средства».

В качестве примера приведем слова архиеп. Рязанского Павла о планах Церкви по содержанию Рязанского Кремля после его передачи в ведение епархии: «…ограничивать доступ на территорию Кремля мы не будем. Церковь призвана не отталкивать, а привлекать людей к Богу через храм. Архитектурный ансамбль останется открытым для экскурсий и прогулок. Но мы будем призывать людей, приходящих на это святое место, бережно хранить его… В результате перевода музея в новые здания и воссоздания на территории Кремля Духовного центра и церковного музея «Древлехранилище» в городе будет уже не один, а два духовно-просветительских центра. От этого проекта не пострадает, а значительно оживится просветительская деятельность, обогатится культурная и духовная жизнь города, и Рязань станет привлекательнее для многочисленных туристов и паломников».

Музейные собрания при храмах и монастырях

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь города Костромы может служить сегодня образцом решения проблемы передачи Церкви музейной собственности.

Сегодня в Ипатьевском монастыре действует Церковный историко-археологический музей. Он состоит из нескольких экспозиций, посвященных церковным древностям, а в палатах бояр Романовых действует выставка по истории царского рода.

Государственный музей переехал в центр города, в здание пожарной Каланчи на площади Сусанина. Правда, шестеро ведущих хранителей остались работать в монастыре под началом его наместника, а ныне еще и директора музея, архимандрита Иоанна.

При храмах-памятниках, посвященных каким-либо важным событиям церковной или государственной жизни, издавна существовала практика экспонировать предметы, связанные с данным событием.

Например, в селе Пурех под Балахной в Спасо-Преображенской церкви, построенной в вотчине князя Пожарского в память освобождения Москвы от поляков, хранилось знамя, с которым ополченцы Пожарского и Минина одержали победу, и семейные реликвии князей Пожарских, связанные с освобождением страны от иноземцев.

В Казанском соборе Санкт-Петербурга, построенном для хранения чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находились знамена и штандарты побежденных французских армий, ключи от городов и крепостей, взятых русскими войсками.

В московском Храме Христа Спасителя в обходной галерее на стенах помещены доски с названиями основных событий войны 1812 г., рельефы, изображающие главные моменты войны, доски с текстами важнейших документов и именами погибших, раненых в сражениях, награжденных. По замыслу автора проекта, здесь должны были размещаться трофейные знамена, ключи сдавшихся русской армии городов и другие реликвии.

В храме-памятнике во имя Честных Древ Креста Господня и Свт. Николая Чудотворца «Спас на водах» (Санкт-Петербург), возведенном в память погибших во время русско-японской войны 1904-1905 гг., в качестве алтарной завесы использовался Андреевский флаг. На внутренних стенах и несущих столбах были высечены названия погибших кораблей, даты их гибели, число павших и их имена. Рядом помещались уцелевшие иконы с затонувших судов. В храме хранилось знамя бывшего Квантунского флотского экипажа. После гибели фрегата «Паллада» в 1914-1915 гг. в храм была помещена мраморная доска в его память.

Храм был соединен крытой галереей с настоящим музеем, где находились фотографии почти всех погибших воинов и документальные свидетельства их подвигов и других событий русско-японской войны.

На внутренних стенах храма-памятника в Брюсселе помещены памятные доски с именами новомучеников, пострадавших в годы репрессий. Храм украшают доски с именами Царя-Мученика и членов Царской Семьи, Членов Императорской фамилии, архипастырей, а также посвященные духовенству, монашествующим и всем русским страдальцам за веру. В алтаре помещены доски с именами погибших архиереев РПЦ. В киоте находится икона небесных покровителей Царской семьи, а в конхе апсиды - образ Божией Матери «Нерушимая Стена».

В храме хранятся вещи Царской Семьи: Библия Цесаревича, крест с найденными в екатеринбургской шахте нательными иконками и крестиками, икона св. прав. Иоанна Кронштадского, находившаяся в Ипатьевском доме, погон Государя и его полушубок-шинель. В храм переданы на хранение штандарты полков, которые помещены в застекленные рамы.На фасаде над входом в церковь находится чтимая Царской семьей икона Божией Матери Федоровская.

Церковные музейные собрания характерны и для Западной церкви

Музеи Ватикана представляют самую богатую в мире коллекцию классического искусства, собранную благодаря заботе пап Климента XIV, Пия VI и других, которые реорганизовали и дополнили коллекцию, существовавшую уже в эпоху Возрождения.

Католическая церковь на протяжении веков сумела собрать и сохранить множество уникальных произведений искусства, выставленных сегодня в таких ватиканских музеях, как Пинакотека, Святой Музей и Музей египетского и этрусского искусства. Всемирно известны росписи Сикстинской капеллы, принадлежащие кисти великого Микеланджело.

В г. Бари (Италия), в знаменитой базилике Святителя Николая Чудотворца, сооруженной в XI в. после переноса туда мощей Святителя Николая из Мир Ликийских, устроена зала-сокровищница, по периметру которой расположены застекленные витрины, в которых находятся драгоценные дары жертвователей.

Современные музейные экспозиции при храмах

На стрелковом полигоне НКВД «Бутово», согласно архивным данным ФСБ, только в период с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938 года были убиты 20765 человек. В списке убитых на Бутовском полигоне - 939 священнослужителей и мирян Русской православной церкви, пострадавших за веру. Более 200 из них уже прославлены в лике святых и входят в Собор Бутовских новомучеников. В храме-памятнике, возведенном у Бутовского полигона, в нижнем храме устроен реликварий с богослужебными вещами, принадлежащими священномученикам. Стены украшают их иконы. В притворе размещены фотографии раскопов погребальных рвов, а в музейные витрины помещены остатки обуви расстрелянных, найденные при раскопках. Здесь же находится вход в зал, где паломникам демонстрируется фильм, посвященный подвигу бутовских новомучеников.

Новый Рождественский собор Зачатьевского монастыря построен над остатками фундаментов храмов XVI и XIX вв., которые являются артефактами, подлежащими сохранению. Кроме того, при раскопках, предшествовавших строительству, было обнаружено множество археологических находок. Поэтому было принято решение строить новый храм на монолитной плите, приподнятой над раскопом, а в пространстве под собором разместить музейную экспозицию.

При Троицком храме в пос. Удельная в помещении приходской библиотеки обустроена историческая комната с постоянной духовно-краеведческой экспозицией «Благословенная Удельная». В ней представлены уникальные фотографии, документы и экспонаты, рассказывающие об истории храма и поселка. Удельная известна как место последних лет жизни священномученика митрополита Серафима (Чичагова), а в Троицком храме служили такие выдающиеся священники, как протопресвитер Иоанн (Соболев) и протоиерей Виктор Шиповальников.

В городе Лесособирск при Крестовоздвиженском соборе существует Музей современного христианского искусства, насчитывающий более 300 произведений живописи, графики и скульптуры. Прот. Андрей Юревич, настоятель собора, профессиональный архитектор поясняет: «О каком именно искусстве идет речь? Есть храмовое искусство: иконы, фрески, мозаики; сама архитектура храмов - это явление Неба на земле: покой, гармония, полная победа добра над злом, торжество Божьей правды. Светское же искусство на религиозную тему: картины, графика, скульптура - это схватка между добром и злом, прорыв к Божьей правде через поиск, метания, блуждания. Такое искусство - это земля, стремящаяся обрести Небеса». Музей, созданный силами нескольких энтузиастов, сейчас ведет большую духовно-просветительскую работу. В конференц-зале музея действует лекторий. В нем даже проходили межконфессиональные встречи. Получается, что музей - широкая и увлекательная площадка для проповеди Христа и Церкви».

Опыт хранения древних икон при действующих храмах

Храм-музей Святителя Николая в Толмачах имеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее. Значительная часть его убранства - экспонаты из собрания музея. Это иконы главного и боковых иконостасов, в том числе «Святитель Николай», «Сошествие Святого Духа на апостолов», а также заалтарные кресты, литургическая утварь.

В храме-музее в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня и всемирно известное произведение искусства - Владимирская икона Божией Матери. В 1918 году ее изъяли из Успенского собора Кремля для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею. С сентября 1999 года икона находится в храме-музее. Ее пребывание в храме позволяет органично сочетать религиозную и художественную природу этого памятника. В богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы он становится одним из залов Третьяковской галереи, в который приходят посетители музея, чтобы приобщиться к церковному искусству.

Икона Богоматери Торопецкой XII-XIV вв., хранившаяся последние 70 лет в Русском музее, сегодня находится в храме блгв. кн. Александра Невского в подмосковном коттеджном поселке «Княжье озеро». Перед перемещением иконы комиссия, состоявшая из экспертов музея и Министерства культуры, убедилась, что в «Княжьем озере» созданы все условия для хранения иконы. «Можно сказать, что в храме при помощи очень хорошего оборудования созданы идеальные условия для хранения иконы. Наша комиссия вынесла однозначное заключение, что эти условия соответствуют всем музейным нормам. Они такие же, как в нашем Русском музее», - подчеркнул заместитель директора музея. Для иконы был сооружен специальный герметичный киот, который не только поддерживает условия температуры и влажности, но и транслирует сведения в режиме реального времени в Русский музей. В случае отключения электроснабжения, в течение восьми часов всегда будут работать специальные батареи, поддерживающие необходимые для иконы условия.

Передача иконы даже на время - важный символический жест по отношению ко всем верующим. Важный урок состоит и в том, что государство старается воздавать должное тем, кто берет на себя часть его функций. Тем более, что икону передают в общедоступный храм, а значит всем верующим, способным и желающим ей поклониться. Увидели её уже около 40000 человек. Передача музейной иконы в храм - пока единичное явление. Однако с принятием Закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» неизбежно встает вопрос о передаче святынь Церкви и о принятии ею функций по их сохранению. Кем же они будут осуществляться?

И хотя Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» не предусматривает передачу религиозным организациям музейных предметов церковного искусства, кроме случаев совмещения функций храма и музея, встает вопрос: кем эти предметы церковного искусства будут сохраняться?

Кафедра реставрации Православного Свято-Тихоновского государственного университета создана в 1993 г. и продолжает традиции реставрационного отделения МГАХУ памяти 1905 г. Церковно-археологический музей ПСТГУ создан в 2001 г. первоначально в учебно-методических целях и в связи с пожертвованием из нескольких храмов и от частных лиц большого числа икон. Музей на данный момент ведет собирательскую, исследовательскую и научно-просветительную деятельность. Цель совместного проекта кафедры реставрации ПСТГУ и Церковно-археологического музея ПСТГУ - способствовать сохранению памятников церковного искусства как в храмах и монастырях, так и в домашних собраниях. С Кафедрой реставрации ПСТГУ много лет сотрудничают Государственный исторический музей, Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник «Коломенское», Вологодский музей-заповедник, Муромский художественно-исторический музей, ГосНИИР, Храм-музей Софийский Собор Новгородского кремля, Троице-Сергиева Лавра, ЦАК при Тобольской Духовной семинарии, другие организации, многие монастыри и храмы Москвы и России. Кафедра реставрации ПСТГУ уникальна тем, что на признанном профессиональными кругами уровне готовит специалистов в области реставрации именно для работы в Церкви, учитывая эту специфику в учебном процессе. Они получают специализацию «Реставрация, консервация и хранение произведений станковой живописи».

Для выпускников кафедры было бы целесообразно учредить епархиальную должность хранителей произведений церковного искусства наряду с должностью епархиального архитектора.

Архитектор Кеслер М.Ю.

Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный строитель» №28, 2011 г.

Архитектор Кеслер

1. Церковь Покрова в Филях . Церковь Покрова Богоматери в Филях – уникальный памятник архитектуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства конца XVII века. Храм был построен в 1692-1693 годах дядей Петра I боярином Львом Нарышкиным в его подмосковном имении и является ярким образцом зодчества так называемого нарышкинского стиля (или барокко). Церковь построена «иже под колоколы», то есть совмещает в себе и церковь, и колокольню.

Церковь имеет престолы в летнем и зимнем храмах. Верхний, летний, во имя Спаса Нерукотворного, почти полностью сохранил первоначальное декоративное убранство интерьера. Золоченая резьба иконостаса, клиросов и царской ложи выполнена лучшими московскими резчиками. Иконы для иконостаса написаны выдающимися художниками из числа царских мастеров Оружейной палаты, Кириллом Улановым, Карпом Золотаревым. Верхняя часть храма работает как музей в летнее время года (15 мая – 15 октября).

Интерьер нижней, Покровской церкви неоднократно обновлялся на протяжении XVIII-XIX веков. На сегодняшний день здесь по праздникам и выходным совершаются богослужения.

2. Храм Христа Спасителя . Комплекс Храм Христа Спасителя – это уникальное архитектурное сооружение, в котором находятся верхний и нижний храм, музей, смотровая площадка, зал церковных соборов и трапезные палаты.

В главном православном Храме Москвы, тесно переплелись прошлое, настоящее и будущее России, ее Вера, Память и Надежда. Храм Христа Спасителя, задуманный как памятник Отечественной войне 1812 года, стал частью русской национальной истории, печальной и трагической. Основная экспозиция музея посвящена истории Храма Христа Спасителя памятника ратному подвигу российского народа в Отечественной войне 1812 года – его созданию, гибели и возрождению. Особый интерес представляют подлинные экспонаты – чудом уцелевшая после взрыва закладная доска храма Христа Спасителя 1839 года, фрагменты мемориальных плит с именами героев, произведения монументального, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Экскурсии проводятся как по самому храму, так и на . Перед вами предстанет изумительная и незабываемая панорама одного из красивейших городов, не оставит равнодушным многовековая архитектурная мозаика Москвы, которая всегда поражает своей причудливой игрой стилей и вкусов. С четырех площадок, находящихся между колокольнями Храма, на высоте 40 метров, открывается замечательный вид панорамы Москвы.

3. Музей-храм Святителя Николая в Толмачах имеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее. Значительная часть его убранства – экспонаты из собрания музея. Это иконы главного и боковых иконостасов, в том числе “Святитель Николай”, “Сошествие Святого Духа на апостолов”, а также заалтарные кресты, литургическая утварь. Здесь же в специально оборудованной витрине хранится величайшая русская святыня и всемирно известное произведение искусства, гордость собрания Галереи – икона “Богоматерь Владимирская” (XII век). Её пребывание в Музее-храме позволяет органично сочетать художественную и культовую природу этого памятника.

Каменный храм был возведен в 1697 году прихожанином церкви Воскресения в Кадашах Л.Добрыниным. В разное время храм достраивался и перестраивался: в 1770 году в трапезной появился покровский придел, в 1834 году была перестроена трапезная по проекту Ф.М.Шестакова и поставлена новая колокольня, в 1856 году поновили четверик и перестроили главный алтарь. Известно, что ревностным прихожанином храма Святого Николая в Толмачах был Павел Михайлович Третьяков – основатель Третьяковской галереи.

В 1997 году, к 300-летнему юбилею храма, завершилось его восстановление. Была заново возведена стройная колокольня и восстановлено пятиглавие четверика. Воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, полностью восстановлена настенная живопись. Храм стал первым в России домовым храмом-музеем, которому выпала честь хранить Святыни.

4. Московский Новодевичий монастырь – один из самых знаменитых московских монастырей. Сегодня он и действующая женская обитель, и памятник истории и архитектуры, включенный в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. История монастыря неразрывно связана с историей чудотворного Смоленского Образа Пресвятой Богородицы, написанного по преданию евангелистом Лукой по благословению самой Пречистой Девы. Великий московский князь Василий III основал монастырь в 1524 году после возвращения Смоленска в состав Российского государства. И сегодня в самом центре монастырского ансамбля возвышаются мощные главы Смоленского собора – свидетеля тех времен. Остальные храмы, а также палаты, стены, башни, были построены позднее и несут на себе отпечаток стиля «нарышкинского барокко», получившего распространение в конце XVII – начале XVIII веков. Новодевичий монастырь прославился многими историческими событиями. Здесь принимали постриг женщины великокняжеской и царской фамилии.

Древняя обитель является одним из наиболее посещаемых туристических объектов Москвы. Здесь функционирует церковный музей с экскурсионном бюро и открыты несколько постоянных экспозиций. Большой интерес представляет некрополь Новодевичьего монастыря, где сохранились погребения знаменитых предков, военных, деятелей науки и культуры.

5. Зачатьевский монастырь является древнейшим женским монастырем в Москве. В 1360 г. свт. Алексий, митрополит Московский, построил деревянную церковь Зачатия прав. Анны и основал при ней монастырь, первыми насельницами которого стали его родные сестры, игумения Иулиания и монахиня Евпраксия. В 1547 г. монастырь был уничтожен пожаром и переведен ближе к Кремлю.

Главным архитектурным памятником монастыря является Надвратная церковь Спаса Нерукотворного, она единственная сохранилась в советское время.

В центре монастыря располагается собор Рождества Пресвятой Богородицы, который был построен в 2008-2012 годах вместо разрушенных храмов XVI-XIX веков. Собор включает в себя надземную часть, представляющую собой одноэтажные храмы, и подземный уровень. В надземной части находятся главный храм с пятью главами и крестово-купольной системой сводов. Они, в свою очередь, состоят из главного алтаря и двух боковых приделов. Также здесь есть малый храм, созданный вместо разрушенной церкви XVIII века, и трапезная с двумя приделами. В подземном уровне сохранены части стен уничтоженных монастырских храмов.

Первый в Москве подземный церковный музей находится на территории Зачатьевского монастыря. Его экспонатами стали остатки соборов 16-18 веков, а также находки, которые археологи обнаружили за шесть лет раскопок на данной территории.

Величественные, украшенные яркими куполами соборы. Таинственные, большие и маленькие церкви, соборы и храмы Москвы составляют духовное богатство страны. Многие из них представляют архитектурную ценность, входят в число достопримечательностей города.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 июня:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Архитектурное творение из белого камня считается древнейшим православным храмом Москвы за территорией Кремля. Появился он на территории монастыря, первым игуменом, которого был Андроника (ученик Сергея Радонежского) в XIV столетии. Установлено, что росписью собора занимались Андрей Рублёв, Даниил Чёрный. К сожалению, от первоначальных фресок остались только отдельные участки орнаментов.

Сейчас в восстановленном Соборе действует Центральный музей им. Андрея Рублева, проходят церковные службы. В Музее хранятся церковные книги, культовые атрибуты, иконы, фрески из разных храмов России. Действует мастерская по реставрации старинных произведений, проходят экскурсии. Цена входного билета составляет 300 руб. взрослым, 200 руб. детям, школьникам. Работает музей ежедневно с 11.0 до 18.00 часов. Выходной день среда. Находится Собор по адресу Андреевская площадь, 10. Добраться проще всего на метро до остановок Чкаловская, площадь Ильича, Римская.

Высоко — Петровский монастырь

Современный архитектурный ансамбль в виде отреставрированных древних монастырских строений начал свою деятельность в 2009 году. Со дня основания монастыря прошло 700 лет (в 2015 году). Существует три варианта появления архитектурной достопримечательности Москвы. По основному варианту монастырь задуман митрополитом Петром. Деревянный храм Петра, Павла был построен в1317 году. Второе предположение связывают с видением, возникшим у Ивана Калиты во время охоты в этих местах и построивший Петропавловский храм.

Вокруг него и сформировался будущий мужской монастырь Русской православной церкви. По третьей версии возникновение монастырского ансамбля связано с победой Дмитрия Донского в Куликовской битве. Сейчас на территории монастыря находятся несколько известных храмов, церквей. Ансамбль монастыря выполняет функции Патриаршего подворья. В нём работает Православный институт России апостола Иоанна Богослова. Находится подворье с интересными соборами, церквями по адресу ул. Петровка, 28/2. Добраться к нему можно на метро, доехав до остановок Чеховская или Трубная.

Новодевичий монастырь

Сейчас можно любоваться величественным ансамблем, созданным в XVI-XVII веках и сохранившимся в своём первозданном виде. Его основателем считают великого князя Василия III. Комплекс архитектурных строений находится в списках мирового достояния, охраняется ЮНЕСКО. Название «Новый» он получил в сравнении с ранее возведёнными обителями Москвы. Сюда была перенесена чудотворная икона Одигитрии, написанная евангелистом Лукой. Центральным зданием ансамбля считается пятиглавый Смоленский собор. В нём можно увидеть удивительные фрески XVI столетия.

Новодевичий монастырь считается одним из самых красивых монастырей столицы. В нём проходят службы, расположены залы Исторического музея. Достопримечательностью ансамбля является знаменитое Новодевичье кладбище (старое на территории комплекса, новое расположено за его стеной). По значимости оно находится на втором месте после захоронений у Кремлевской стены. На кладбище находятся могилы Чехова, Левитана, Хрущева, Ельцина, др. известных имен.

Адрес ансамбля: Новодевичий проезд, д.1. Доехать можно на метро до станции «Спортивная», автобусными маршрутами 64, 132. Цена входного билета составляет 300 рублей. Пенсионеры, школьники, студенты платят 100 руб. Работает ежедневно с 9.00 до 17.00 часов.

Архангельский собор

В белом, величественном соборе не проводятся регулярные церковные богослужения. Только в престольные праздники, на Радуницу здесь раздаются спокойные молитвы. Торжественное, таинственное настроение наполняет весь храм, возведённый в честь Архангела Михаила. Его считали проводником душ умерших людей в царство вечности, покровителей великих князей. Под сводами храма покоятся русские цари (от Ивана Калиты до Ф.М.Романова), великие князья.

Появилось первое здание храма на земле русской в 1333 году по указанию Ивана Калиты. Новая усыпальница построена в 1505 году под руководством царя Ивана III. Рюриковичи захоронены вдоль стен, Романовы в центре зала. В алтарной части находятся тела Ивана Грозного его сыновей. Всего насчитывается 54 захоронения.

Находится храм на Соборной площади, напротив Благовещенского храма. Посещение достопримечательности входит во все экскурсии по Кремлю. Архитектурный ансамбль площади открыт для осмотра по единому билету, стоимостью 500 руб. Существуют льготы для школьников, пенсионеров, студентов. Выходной день каждый четверг.

Благовещенский собор

Храм входит в число древнейших православных строений Москвы. Его возведение относится к концу XIV века в роли домового храма царской семьи. Первая деревянная церковь, построенная сыном Дмитрия Донского, находилась рядом с входом во дворец, где проживала царская семья. Этим объясняется старинное название собора «Благовещения, что на сенях».

Здесь проходили процедуры венчания, крещения лиц царской семьи. Роспись храма выполняли известные мастера Прохор из Городца, Андрей Рублёв, Феофан Грек. Каменный собор, сохранившийся до нашего времени, появился через 100 лет по велению Ивана III. Богослужения в соборе возобновились в 1993 году. Проходят они один раз в году на Благовещение, Вместе с ним возродился старинный обычай отпускать в этот радостный весенний праздник на волю птиц.

Находится Благовещенский собор в юго-западной части площади. Посетить достопримечательность Москвы можно по единому входному билету, дающему возможность осмотреть архитектурный ансамбль Соборной площади. Стоимость билета для взрослых составляет 500 руб. Билеты лучше забронировать заблаговременно. Существуют льготы для школьников, студентов, пенсионеров. Дети до 16 лет проходят бесплатно.

Верхоспасский собор

Нарядный собор с одиннадцатью золотыми куполами является частью резиденции президента. Попасть в него сложно. Иначе его называли Спас за золотой решеткой. Сказочный храм, возведённый при царе Михаиле Фёдоровиче, в давние времена отделялся от улицы кованым медным забором, покрытым сусальным золотом. Собор представляет собой, объединённые общей крышей домовые церкви царей, московских князей. Это церковь Спаса Нерукотворного, Екатерины, Воскресения Словущего, Верхоспасского, др.

Общая крыша с 11 мелкими главами появилась в 1680 году. Весь комплекс церквей вошел в ансамбль Большого Кремлевского дворца. Сохранился отдельные элементы разных церквей. Это чеканный медный иконостас, иконы на шелке, резное распятие, золоченые хоры. Многие элементы отреставрированы в первоначальном виде. Находится собор на Верхоспасской площади. В настоящее время в нём не проводятся богослужения. Храм закрыт для массового посещения во время экскурсий.

Собор Двенадцати Апостолов

Проход на главную площадь Москвы организован через праздничные арки церкви, построенной в честь Двенадцати Апостолов. Она составляет единый гармоничный ансамбль Кремля вместе с главными храмами площади. Возведён храм гораздо позже (1680 год) вместе с созданием великолепных Патриарших палат, ставших образцом национальной архитектуры древней Руси. В ансамбль входят две домовые церкви, Мировая палата (крестовая), царские покои, кельи монахов. Первоначально собор выполнял функции домовой церкви патриархов Руси.

Праздник чествования святых апостолов Христа зародился в IV столетии. Датой его проведения утвердили следующий день после празднования в память о Петре, Павле. Раньше на этом месте находилась церковь известных Святых Соловецких чудотворцев. От старого храма остался только алтарь, Доступ в него закрыт. Современное название собор получил в 1580 году после перестройки, вызванной пожаром. Старинная галерея, соединяющая здания, реконструирована в 1922 году.

Сейчас в соборе находится Музей прикладного искусства, быта XYII столетия. В нем можно увидеть изделия из тканей, книги, посуду, оружие, украшения, созданные известными мастерами. Посетить Патриарший дворец, собор можно вместе с экскурсиями ежедневно, кроме четверга с 10.00 до 17.00 часов.

Покровской собор (Храм Василия Блаженного)

Нельзя не восхищаться разноцветными куполами красивейшего храма Москвы, уцелевшего в тяжёлые времена России. Многие столетия храм является украшением Красной площади. В архитектурный комплекс собора входят десять церквей или пределов. Первоначально это были походные деревянные церкви, возводимые в честь побед в борьбе с Казанским ханством в походах на Взлобье (сейчас Красная площадь). В октябре 1552 года на следующий день после дня Пресвятой Богородицы царь принял решение об возведении каменного храма (Покровского собора) на месте маленьких церквей.

Существует несколько версий о том, кто строил собор. Не все тайны неповторимого стиля, сочетающего элементы русского зодчества с традициями, пришедшими из эпохи Возрождения, раскрыты в наше время. Исцеляющие от многих болезней, мощи святого Василия Блаженного переданы земле возле Покровского собора. В 1588 году над его могилой возвели девятую церковь в виде самостоятельного храма собора В соборе можно увидеть редкие иконы, фрески. На месте стариной звонницы построена колокольня.

Адрес: Красная площадь, 2. Ежедневно с 11.00 до 16.00 часов проходят экскурсии. Стоимость билета составляет 100 руб.

Казанский собор на Красной площади

Даже не верится, что небольшой, красивый собор спустя три столетия своей сложной жизни был полностью разрушен около 1936 года. Полностью восстановили и освятили здание в1993 году. Его главной святыней является чудотворная икона Богоматери Казанской. Собор стал первым действующим православным храмом, возрождённым из полностью утраченного древнего наследия города.

Один из центральных храмов столицы продолжил жизнь, данную ему в середине XVII века в благодарность Казанской иконе Богоматери за победу над польско-литовским нашествием под руководством Пожарского, Минина. Изображения дореволюционной росписи внутреннего убранства церкви не сохранились.

Находится на ул. Никольская, д.3. При поездке на метро надо выйти на станциях «Театральная», «Охотный ряд», «Площадь Революции». Туристы, попасть в собор могут с 8.00 до 16.50 часов. Ежедневно в 8.30. и 16. 50 проходят церковные службы.

Успенский собор на Соборной площади

Самой древней площадью Кремля является Соборная площадь. Каждый метр её площади создаёт атмосферу далёких событий древности, времён жизни царей, многочисленного великого княжества. Среди главных архитектурных жемчужин площади находится простой и одновременно величественный Успенский собор.. Долгое время это был главный Кафедральный храм России. Возводился храм по приказу Ивана Калиты около1326 года. Белокаменное здание храма появилось в 1479 году, а золотые купола родились при жизни Ивана Грозного примерно в 1547 году.

Коронации царей XVI, XVII столетий проходили в этом храме. Под сводами собора звучали песнопения во время венчания царственных особ. Здесь же создавались захоронения патриархов, митрополитов этого времени. С 1955 года в храме проходят праздничные богослужения. С 1991 года он является важным элементом Государственного исторического музея-заповедника «Московский Кремль». Экскурсии по Кремлю с приобретением единого билета, позволяют увидеть эту достопримечательность Москвы. Цена билета равняется 500 руб. Есть льготы для школьников, студентов, пенсионеров.

Крутицкое Патриаршее подворье

«Островком старины» в современном городе часто называют это место Москвы. В далёких глубинах древности на крутом и обрывистом речном берегу стояло княжеское село Крутицы. Через него проходили важные торговые пути древней России, поселялись купцы, князья. В 1272 году в селе был возведён храм, а потом мужской монастырь. Старинная булыжная мостовая, улочки с деревянными постройками, цветущие деревья из остатков фруктового сада создают в подворье особенную атмосферу.

В архитектурные памятники Крутицкого подворья входят малый Успенский собор, храм во имя Петра и Павла, колокольня. Палаты Митрополита, Святые ворота, их соединяющая галерея, Крестовая палата (храм Воскресения Словущего). Набережная, Сушильная, Приказные палаты. Избежать разрушений, ограблений ему не удалось. Сейчас вместе с традиционной церковной деятельностью в нём функционирует Синодальный отдел РПЦ по делам молодёжи.

Находится Крутицкое подворье на пересечении 1-ого Крутицкого переулка с улицей Крутицкой в Таганском районе столицы. Посетить восстановленный ансамбль можно самостоятельно или вместе с организованными экскурсиями Стоимость билетов составляет 350 руб.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Устремлённый ввысь белокаменный храм гордо возвышается над рекой Москвой, окрестностями старинного села Коломенское в бывшей подмосковной усадьбе царя. Храм давно занесен в списки ЮНЕСКО, считается достойным памятником зодчества России. Архитектура величественного храма имела необычную форму для времени его возведения в 1530 году. Место для строительства церкви в честь рождения будущего царя Ивана Грозного было выбрано в соответствии с традициями Руси рядом с целебным подземным источником (к сожалению, засыпанном в 1970 году), исцеляющем от бесплодия.

До сих пор существует легенда о несметных сокровищах, библиотеке Ивана Грозного, затаившихся в подземельях храма. Сейчас первый шатровый храм, выполненный из кирпича и камня, входит в комплекс музей – заповедник «Коломенское». Действует экспозиция из элементов, позволяющих узнать историю храма. Для туристов она открыта со вторника до воскресенья с 10.00 до 18.00 часов. Адрес церкви: Москва, проспект Андропова, 39. Добраться легко на метро до ст. Коломенское. Богослужения проходят в воскресенье, по церковным праздникам.

Церковь Климента Папы Римского

Самый большой храм Замоскворечья, возведённый в честь апостола Климента, принявшего мученическую смерть, считается памятником федерального значения. Православный храм в первоначальном виде был небольшой деревянной церковью. В середине XVIII века в честь новой царицы Елизаветы Петровны возвели величественный пятиглавый храм. Храм хорошо сохранился благодаря нахождению в нём фондов Российской библиотеки. В нём собрано более 1.5 миллионов книг, изъятых из библиотек монастырей, церквей.

В состав современной церкви входят пределы Неополимой Купины, Николая Чудотворца, Знамения Божией Матери, Патриарха Александрийского, Климента папы Римского. Здесь хранится большое количество древних и современных почитаемых икон. Среди них «Млекопитательница», икона Климента папы Римского. В богатые внутренние украшения храма входит красивый барочный иконостас.

Находится по адресу ул. Пятницкая, 267, рядом со станцией метро Третьяковская.

Колокольня Ивана Великого

Святым и могучим считался колокольный звон во все времена существования Руси. Все самые важные события страны возвещались звоном колоколов. Символом Первопрестольной считался звон, раздающийся с колокольни Ивана Великого. Вот уже больше 500 лет церковь гармонично объединяет все строения Соборной площади в единый ансамбль, возвышаясь над ней. Первоначально это была небольшая деревянная церковь, построенная в честь Святого Иоанна Лествичника на Боровицком холме по указу Ивана Калиты. Современный вид Колокольня Ивана Великого приобрела около 1630 года.

В церкви установлены 22 бронзовых колоколов, украшенных интересным рисунком. Самые тяжелые колокола «Новгородский», «Медведь», «Лебедь» находятся на первом этаже. Самые древние «Немчин», «Корсунский» Отлиты в XVI веке. Многие посетители стремятся подняться по винтовой лестнице почти на самый верх, что бы насладиться необыкновенным видом Красной площади. Посетить колокольню можно по единому билету, дающему право прохода на площадь или в составе экскурсий.

Церковь всех Святых во Всесвятском на Соколе

История появления храма связана с жизнью древнего села Всехсвятского. Считается, что это произошло в 1398 году вместе с появлением древнего монастыря и окружившего его селения с названием «село Святые Отцы на речке Ходынке». Каменный храм в селе на месте монастыря (точные сведения о нем не сохранились) построен в 1683 году. Существующий храм построен в 1736 году дочерью князя Милославского. На кладбище возле храма долгое время (до разрушения в 1982 голу) находилось много могил грузинских князей (из рода Багратионов, Цициановых).

Среди них памятник отцу знаменитого полководца Петра Ивановича Багратиона. Его местонахождение часто менялось. Сейчас оно возвышается рядом с мемориалом «Примирение народов» и является историческим памятником федерального значения. С 1992 года храм, выполненный в стиле барокко, получил статус патриаршего подворья. В церкви ежедневно проводятся богослужения. Находится она по адресу: Ленинградский проспект, 73, станция метро Сокол.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево

Храм не пришел к жителям густонаселенного района Москвы Ясенево из древних времён. Он построен вначале XXI века. Первая Божественная литургия прозвучала в церкви 4 декабря 2008 года. Большой пятиглавый храм возводился в рамках программы 200 Новых храмов столицы. Богатая внешняя отделка (в виде византийской мозаики), копии известных христианских святынь украшают новый храмовый комплекс. Копии созданы по проекту «Икона Святой Земли».

Кстати, впервые такой проект был реализован под руководством патриарха Никона в Новоиерусалимском монастыре. Собор состоит из верхнего храма, возведенного в честь Покрова Пресвятой Богородицы в роли памятника погибшим в вооруженных конфликтах современного времени. Внизу находится храм во имя Архистратига Михаила.

Находится храм по адресу: Литовский бульвар, 7. Добраться сюда просто на метро до остановки «Ясенево». Посмотреть церковь можно самостоятельно или с экскурсиями (проводятся на пожертвования) ежедневно с 6.00 до 19.00 часов.

Храм Христа Спасителя

В основном российском Кафедральном соборе проходят службы Патриарха Московского, всея Руси, проводятся совещания Архиерейских соборов, важные мероприятия церкви. Храм является памятником, возведённым в честь победы над Наполеоном. Он был взорван в период сталинского режима. В конце XX столетия храм возвели заново в соответствии с сохранившимся рисункам, чертежам. Внутренний зал храма вмещает около 10.000 человек.

Толщина стен новой постройки достигает 3.5 м, его внутренняя высота составляет почти 100 м. Внутреннее убранство храма поражает красотой, богатством. Сусальное золото, украшения из драгоценных камней, редких минералов использованы при создании элементов скульптуры, живописи. Кстати, в Зале Церковных Соборов проходят новогодние елки для детей.

Увидеть храм можно вместе с экскурсиями. Во время их прохождения доступно посещение смотровых площадок, открывающих необыкновенный вид на Москву. Вся история важной эпохи Российского государства отражена в оформлении храма. Находится на ул. Волхонке, д.45. Работает ежедневно (выходной в понедельник). Вход в храм и музей без оплаты. Доехать к достопримечательности просто на метро до остановки Кропоткинская.

Кафедральный собор Богоявления Господня в Елохове

Такое название получил небольшой деревенский храм, действующий в XVI столетии. Освящение Нового храма из камня проходило около 1853 года. В 1945 году храм получил звание Патриаршего Собора. До возведения Храма Христа Спасителя он являлся главным собором Москвы. Здесь проводили интронизацию, похороны патриархов (в соборе имеются усыпальницы Сергия, Алексия II). В одном из его пределов крестили А.С. Пушкина.

Местные легенды говорят, что в селе Елох (от названия ручья Ольховец) родился известный юродивый Василий Блаженные, чьим именем назван знаменитый собор Москвы. Храм не закрывался даже в самые тяжелые времена. Святынями храма считаются мощи чудотворца Алексия, список иконы Казанской Богоматери. Находится собор по адресу: Басманный район Москвы, улица Спартаковская, 15. Богослужения проводятся регулярно и по престольным праздникам. Посетить можно самостоятельно, вместе с экскурсиями.

Церковь Петра и Павла в Ясенево

Красивый храм находится в районе Москвы, где когда-то находилась старейшая усадьба «Ясенево». Упоминания о селе и храме датируется началом XVII столетия. Первая деревянная церковь (Новоприбыла) была возведена во времена царствования Михаила Федоровича в честь мученицы Софии, её дочерей в 1630 году. За почти 700 летнее существование церковь реставрировалась, изменялись некоторые архитектурные элементы. В 1973 году над церковью появились кресты.

В период 1900 годов в здании располагались «людские комнаты конного двора». Возвращение строения Православной церкви в 1989 году помогло возобновить службы, провести необходимый ремонт. Храм вошел в состав Московского подворья Свято Введенской пустыни. Святынями церкви считаются частицы мощей Андрея Первозванного, Николая Чудотворца, святых Варвары, Екатерины, Татианы, многих других святых.

Церковь Ильи Пророка в Обыденском переулке

Этому древнему храму Москвы можно по-доброму позавидовать. Он появился на земле Русской в XVI веке. Как следует из существующих легенд, возводился около 1597 года всего день (значение слова обыдень). Каменный храм в честь почитаемого пророка Ильи появился вместо старинного деревянного в 1702 году. Почти через 100 лет рядом выросли Колокольня, трапезная. Храм не закрывался, богослужения проходили и в смутные времена. Здесь находится образ Святой Троицы, перед ним молились Пожарский, Минин. Святынями храма считаются иконы «Нечаянная радость», Богоматери Феодоровской, Владимирской.

Знаменитые иконы «Огненное восхождение святого Ильи Пророка», известных святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского. Небольшие частицы его мощей с 2008 года считаются святыней церкви. Ежедневно в церкви проходят богослужения. С 7.00 до 22.00 часов церковь открыта для посещения. При церкви работает воскресная школа для детей, взрослых, одна из самых больших церковных библиотек Москвы.

Находится по адресу 2-ой Обыденский переулок, 6. Удобная станция метро называется «Парк Культуры».

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках

В период 1679 года в месте проживания ткачей царя (хамовников) появилась церковь, ставшая памятником древней архитектуры столицы XVII столетия. Первая постройка (Никольская, Святоникольская церковь) простояла до 1677 года. Новое здание из камня стали называть церковью Николая Чудотворца. Последняя реставрация церкви производилась около 1972 года. А в конце столетия на её колокольне установили огромный 108 пудовый колокол. Настенная роспись, внутреннее убранство церкви сохранилось с 1845 года. Святыней храма является чудотворная икона «Споручница грешных».

Установлен позолоченный иконостас, расписанный золотыми, голубоватыми оттенками красок. Церковь никогда не закрывалась. В ней даже в годы безбожия верующие люди молились за своих близких, всех тех, кому нужна была помощь перед святой иконой Божией Матери. При храме работает воскресная школа, молодежная группа. Кстати, в эту церковь ходил Лев Толстой, проживавший недалеко.

Находится по адресу: улица Льва Толстого,2. Проще всего добраться на метро до кольцевой станции «Парк Культуры», дальше пройти по Комсомольскому проспекту. Храм, который виден издалека, стоит на пересечении улиц Фрунзе, Толстого.

Церковь Михаила Архангела в Тропарёво

Центром духовной жизни в старинном селе Тропарево считался Храм, возведённый во имя Архангела Михаила. Сначала это было деревянное строение во имя Чуда Архистратига Михаила, построенного с финансовой поддержкой Новодевичьего монастыря. Пожар в XVII веке полностью уничтожил церковь. Каменный храм построили на средства монастыря в период около 1694 года. Сейчас мы видим этот действующий, пятиглавый, с красивыми шатрами колокольни православный храм. В архитектуре храма гармонично сочетаются традиции строений сельских церквей с изысканным оформлением фасада.

Здесь находится икона Архангела Михаила, считающаяся его святыней. В число святынь входят иконы Богородицы Донской, Смоленской. Известный Образ святой княжны Кашинской, исцеляющие мощи Николая Чудотворца, останков Харалампия. В ансамбль входят дом с крестильным храмом, библиотека с читальным залом, красиво расписанная трапезная. Новые здания воскресной школы, киосков с продажей икон, церковных книг. Ежедневно проходят церковные мероприятия. Церковь находится на проспекте Вернадского, 90. Рядом остановка метрополитена Юго — Западная.

Церковь Иоанна Воина на Якиманке

Один из красивейших московских храмов находится сред старинных аллей улицы Якиманка. Улица названа в честь праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы (дедушки и бабушки Иисуса Христа). Во имя покровителя, защитника воинов был построен храм в 1717 году. Первое здание храма, служившее приходской церковью во времена Ивана Грозного, находилось у самой реки и часто заливалось во время ей разливов. Его знаменитые фрески, украшения, созданные Василием Баженовым, Гавриилом Доможировым навсегда утрачены.

Сейчас в число достопримечательностей внутреннего убранства храма входят деревянные скульптуры Распятия, Сидящего Христа, сделанные в XVIII веке. Почитаемыми святынями храма считаются частицы Гроба, Ризы Господня, камень из реки Иордан. В выдающемся памятнике архитектуры Петровского барокко проходят регулярные церковные богослужения, работает воскресная школа, молодежный клуб. Находится храм Иоанна Воина на улице Большая Якиманка, д.46. Ближайшей станцией метро является «Октябрьская» на Калужской линии.

Сотни людей лихорадочно скупают билеты на московскую выставку пинакотеки Ватикана, которая обычно закрыта для туристических глаз. Но мало кто знает, что у Русской Православной Церкви есть аналогичный музей — церковно-археологический кабинет. В отличие от пинакотеки, где собрана исключительно живопись, в ЦАКе помимо картин и икон выставлены рукописные и печатные книги, церковная утварь, графика, и реликвии, связанные с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей.

Поразительно, но здесь можно найти работы Сурикова, Васнецова, Нестерова, Поленова и других русских художников. Отдельных картин нет даже в государственном каталоге музейного фонда страны.

Что такое ЦАК?

ЦАК — церковно-археологический кабинет имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, крупнейший церковный музей в России, который находится при Московской духовной академии в городе Сергиев Посад Московской области.

Экспозиция ЦАКа расположена в бывших Царских чертогах. Это здание на территории Троице-Сергиевой лавры было построено в 1747 году для визитов царской семьи и самих государей. В 1814 году туда переехала Московская Императорская духовная академия, и 12 залов сейчас заняты музеем. При этом сам музей называется очень скромно — церковно-археологический кабинет. Но сокровища, которые он хранит, бесценны и уникальны.

История создания

Коллекцию музея собирали дважды, причем во второй раз с нуля. Первая коллекция рождалась еще до официального создания ЦАКа — в 1814 году ректор академии протоиерей Александр Горский (1812-1875) организовал для студентов в учебных целях выставочный кабинет, который находился в библиотечном корпусе. Там собрали небольшую коллекцию икон, картин и монет.

В Царских чертогах, соответственно, начали собираться царские дары. Ядро коллекции первоначального музея формировалось из подарков императорской семьи: портреты императоров, членов царской семьи, видных церковных и светских деятелей. Из них, к сожалению, осталось в нынешней экспозиции всего две работы: портреты императора Петра I и императрицы Елизаветы I. Предполагается, что написал их придворный художник-портретист Луи Каравак.

В 1922 году все собранное бесследно исчезает. Большевики принимают декрет об изъятии церковных ценностей, а после закрытия академии и ликвидации монастыря ЦАК был буквально разграблен. К настоящему моменту найдено только несколько экспонатов. Всем казалось, что на этом история ЦАКа окончена.

А дальше произошло чудо. В 1943 году в церковно-государственных отношениях наступило потепление, а в 1950 году началось восстановление музея. И если раньше главными жертвователями были представители царских фамилий, то теперь самым главным частным жертвователем стал сам Патриарх Алексий I. За первые 20 лет деятельности восстановленного музея большая и лучшая часть собрания получена от него. Именно поэтому Церковно-археологический кабинет сейчас носит его имя.

В книге почетных гостей Святейший Патриарх Алексий I написал:

«Много раз я посещал Церковно-археологический кабинет… Дай Бог, чтобы изучая это богатое собрание, наши воспитанники, кандидаты в священство, научились в нем любить, понимать и ценить наше истинно церковное искусство».

Экспозиция музея условно делится на 7 зон

Сейчас музей открыт не только для студентов, но и для всех желающих.

ЦАК формировал свою коллекцию второй раз в очень непростых условиях, и не всегда мы можем проследить историю всех экспонатов.

1. Церковное прикладное искусство

Облачения иерархов Русской Православной Церкви, богослужебная утварь, мозаики XIX века, художественное шитье, старинные рукописные и печатные книги, церковные и государственные ордена и награды, точные макеты храмов и монастырей.

2. Западно-Европейское декоративно-прикладное искусство

Облачения католических священнослужителей, скульптуры и иконы западного христианского мира, богослужебная утварь.

3. Русская религиозная живопись

Картины известный русских художников Сурикова, Васнецова, Нестерова, которые отражают религиозные переживания и историю русского народа.

4. Зал иконографии

700 древних и современных икон (пост-византийский и русский периоды), фрагменты иконостасов и уникальная коллекция неканонических икон.

5. Церковная фототека

Собрание фотографий, которые показывают жизнь Русской Православной Церкви через объектив камеры. Выставлено около 5000 фотографий и свыше 500 интересных отечественных и зарубежных фотоаппаратов конца XIX и начала XX века, которые считаются антиквариатом.

6. Церковная фонотека

Более 200 виниловых пластинок дореволюционной и советской эпохи с записями церковных хоров и священнослужителей с выдающимися голосами. Необычные и старинные музыкальные инструменты, граммофоны и патефоны.

7. Келья и мемориальный кабинет Святейшего Патриарха Алексия I

Собраны личные вещи предстоятеля и его семьи, фотографии и портреты Патриарха в разные годы жизни.

Откуда пополняется экспозиция

В настоящее время коллекция кабинета собирается иерархами, священнослужителями и простыми людьми. Вслед за Патриархом Алексием I все последующие Предстоятели Русской Православной Церкви поддерживали традицию передачи в ЦАК разных предметов.

Особый вклад в экспозицию музея внес Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который передал музею 13 реликвий и святынь. Среди них особо можно выделить омофор (часть облачения епископа) святителя Иоанна Шанхайского (1896-1966). Это уникальный святой XX века, который, будучи епископом, служил вдали от Родины: в Китае, Западной Европе и США. Святой отошел ко Господу в Сан-Франциско и очень сильно почитается в Америке. Постепенно слава о нем возвращается на русскую землю.

Главная святыня музея

По словам заведующего протодиакона Игоря Михайлова, главная святыня музея — сандалии преподобного Сергия Радонежского, в которых он был погребен. Обувь святого передали музею в 1946 году из Лавры, где хранились святыни, которые остались от создателя обители. Рядом с сандалиями лежит камень из гробницы Преподобного, который был найден вместе с мощами и оставлен как реликвия. Позже на нем изобразили Сергия Радонежского и священномученика Панкратия, в день памяти которого были обретены мощи.

Сандалии из кожи сделал сам преподобный Сергий — как и многое другое, что требовалось для жизни и богослужений. Подвижник основал монастырь в труднодоступном месте, где рассчитывать на чужую помощь не приходилось. Будучи настоятелем, он трудился физически наравне со всеми: строил храм и кельи, рубил дрова, делал из дерева богослужебные сосуды и шил одежду.

Рядом с сандалиями выставлены деревянные богослужебные сосуды и нательный крест преподобного Сергия, а сзади на стене висит обширная иконография, посвященная игумену Радонежскому. Все вместе это составляет коллекцию, посвященную 700-летию со дня рождения Преподобного. Торжества проходили 18 июля 2014 года в день обретения мощей святого, поскольку точная дата рождения Сергия Радонежского неизвестна.

Церковь и космос

Один из экспонатов с уникальной судьбой — макет Храма Христа Спасителя, собранный в 1920-х годах. Его при посещении ЦАКа увидел первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин и услышал историю постройки храма, который был символом победы над Наполеоном и памятником погибшим воинам в Отечественной войне 1812 года. Когда космонавт поинтересовался, где сейчас находится собор, он узнал, что Храм Христа Спасителя взорван в 1931 году и на его месте находится бассейн «Москва». Через некоторое время космонавт выступил с шокирующей речью на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ о разрушенных памятниках военному подвигу: в частности, он упомянул о Храме Христа Спасителя и Триумфальной Арке, которая также была воздвигнута в честь победы над Наполеоном. До 1936 года она стояла на площади Тверская Застава (с 1932 года до 1990 года — площадь Белорусского Вокзала) и была разобрана большевиками согласно генплану реконструкции Москвы.

Добиться восстановления Храма Христа Спасителя Юрию Алексеевичу не удалось, но Триумфальную арку воссоздали на Кутузовском проспекте к 1968 году. В конце 1990-х годов макет ХХС использовали для восстановления главного собора Москвы, постройка которого завершилась в 2000 году.

Экспозиция Церковно-археологического музея доступна круглый год. Его популярность растет, с каждым годом количество посетителей увеличивается, поэтому посетить ЦАК можно по предварительной записи, чтобы каждый желающий мог рассмотреть интересующие экспонаты.

Адрес: Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Академия.

Посмотреть точное расписание работы музея и записаться на экскурсию можно .

Экскурсию проводил иерей Артемий Головчанский

Фото Юлии Маковейчук

28.02.2017

Каким может быть православный музей в преимущественно мусульманском регионе? Можно ли вообще сделать музей храма – что станет его экспозицией, какие экскурсии и другие события могут привлечь сюда посетителей, причем не только православных? И как подготовить экскурсоводов, которые смогут рассказать о старинном храме не только как об историческом памятнике? Об опыте Музея истории Благовещенского собора в кремле Казани рассказывает Ольга Пехтелева. Она возглавляет этот музей, являющийся отделом Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль».

Для современной России республика Татарстан и ее столица Казань являются положительным примером мирного взаимодействия различных культур и конфессий, прежде всего, мусульманской татарской и православной русской. Исторически сложилось, что в сердце Казани – Казанском кремле – неподалеку друг от друга расположены православный Благовещенский собор середины XVI века и мечеть Кул Шариф, построенная в 1996 – 2005 годах. Согласно Концепции музеефикации и развития музея-заповедника «Казанский Кремль», в обоих сооружениях, каждое их которых представляет свою религию на Татарстанской земле, должны располагаться музейные экспозиции, рассказывающие об истоках православной или исламской культуры как в глобальном общеисторическом разрезе, так и в аспекте местной религиозной традиции.


Целью создания музея является показ истории Казанской епархии и тех важнейших ее событий, в которых выразился особый вклад регионального православия в историю России и Русской Православной церкви. При этом одна из наших задач – ознакомить действующих и будущих экскурсоводов Казани, членов гильдии экскурсоводов Татарстана с историей Православия в Казанском крае и создать дополнительную учебную базу для действующих и будущих экскурсоводов нашей республики.

Музей при храме

Музей истории Благовещенского собора – один из немногих в мире музеев, расположенных при храмах. История старейшего православного собора Казани неразрывно связана с историей самого города и всех ярких событий, в нем происходивших. Именно в этом храме была совершена первая служба перед явленным Казанским образом Божией Матери, собор посещался всеми членами династии Романовых, приезжавшими в Казань. В 1897 году в Благовещенском соборе Кремля служил литургию один из самых почитаемых русских святых преподобный Иоанн Кронштадтский.

В экспозиции музея представлено более ста предметов, произведений искусства и документов, которые знакомят с наиболее яркими страницами истории православного храма, начиная с середины XVI века и до наших дней. Теперь посетители смогут познакомиться не только с богатым архитектурным убранством Благовещенского собора, но и узнать, насколько разнообразен, интересен и даже загадочен православный мир Казани. Среди экспонатов – православные книги XVII – начала XX века, разнообразные по стилю и технике исполнения иконы, фотографии православных памятников дореволюционной Казани, впервые экспонирующийся посох первого архиепископа Казанского и Свияжского Гурия, модель преподнесенной в 1767 году от имени казанцев императрице Екатерине II кареты, которую она подарила архиепископу Казанскому и Свияжскому Вениамину, и многое другое.

Важная часть экспозиции отведена теме обретения и прославления иконы Божьей Матери «Казанская» и ее последующему почитанию на Казанской земле.

Музейную экспозицию дополняют проекторы, с помощью которых воспроизводятся фильмы православной тематики, в том числе и художественно-документальный фильм «Заступница» о Казанской иконе Царицы Небесной. В помощь интересующимся художественным наполнением интерьера собора доступен «электронный киоск», с помощью которого можно заглянуть в самый потаенный уголок настенной росписи.

В храм – на урок

Значимой частью целевой аудитории Музея истории Благовещенского собора являются школьники города, да и всей республики.

Музей-заповедник «Казанский Кремль» подготовил цикл культурно-образовательных программ для учеников школ в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики народов России», адаптированного для Республики Татарстан согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Программы разработаны в формате уроков в экспозициях Музея исламской культуры и Музея истории Благовещенского собора. Программный цикл состоит из шести занятий, по три в каждом из этих музеев. Каждый урок в доступной интерактивной форме раскрывает одну из учебных тем по истории культуры и традиций православного христианства и ислама на территории современного Татарстана, дополняет и закрепляет знания учащихся по предмету, способствует эстетическому воспитанию школьников.


Цикл рассчитан на хронологическое изложение учебного материала и начинается с уроков, посвященных теме «Православие в Московском царстве»: детям последовательно рассказывается о строительстве деревянной Благовещенской церкви, обретении Казанской иконы Божией Матери. А завершается цикл темой «Православие в эпоху Романовых» и рассказом о Благовещенском соборе. Все темы уроков адаптированы к учебнику.

В ходе урока ребятам предоставляется возможность познакомиться с обликом первой деревянной религиозной постройки Казани после присоединения города к Царству Московскому. Также многие из учащихся впервые видят облик царя Ивана Грозного, представленный в печатных копиях Лицевого летописного свода. Ребятам в игровой доступной манере рассказывается о значении русской книжной миниатюры, сохранившей и передавшей нам важные исторические моменты и образы. Развитию памяти способствует задание найти образ царя в остальных материалах свода, представленного в музее.

Развитию ассоциативного мышления и логики способствует и первой важное «секретное» задание – найти предмет из коллекции, который изображен в портрете исторического лица, с которым мы знакомимся в ходе урока. Все ребята с воодушевлением узнают посох первого архиепископа Казанского и Свияжского Гурия, который до этого они видели в руке фигурки святителя, выполненной из папье-маше возле исторической реконструкции церкви.


Заданий по ходу урока о строительстве первой деревянной Благовещенской церкви выполняется четыре. В конце каждого из заданий первые из ответивших правильно получают в дар призы. Затем все вместе приступают к последнему творческому заданию – собиранию паззлов командами. Это самая увлекательная часть урока и самая шумная, надо признать, ведь соревновательный дух у школьников развит очень сильно. Но кроме того у детей вырабатывается и навык работы в команде – это отмечают все педагоги. Чувство удовлетворения в конце делится ровно на столько, сколько человек вместе работало, чтобы собрать большой и довольно сложный рисунок.

Паззлы собираются по темам: Благовещенский собор Казанского Кремля и икона «Благовещения Пресвятыя Богородицы» XVIII века из ризницы Благовещенского собора.


Два других урока по темам «Обретение Казанской иконы Божией Матери» и «Благовещенский собор – главный престол Казани» также строятся по интерактивному принципу с элементами игры, беседы и с использованием аудиовизуальных средств: документально-художественного фильма «Заступница» и музыкальных записей эпохи барокко. Занятие, посвященное чудотворной иконе, проводится в форме квеста: ознакомившись с экспонатами, рассказывающими историю главной святыни Казанской епархии, ребята заполняют путеводитель. Первые пять победителей получают призы.

Семинарская традиция

Потомки дореволюционных священнослужителей Казани, преподавателей Казанской духовной семинарии и академии поистине становятся соработниками музея и радеют об увеличении экспозиционного ряда, рассказывающего об истории крупнейших духовных школ России и священнической элиты.

В экспозиции затронута духовно-просветительская деятельность преподавателей и выпускников Казанской духовной семинарии и Казанской духовной академии. Во второй половине XIX – начале XX вв. Казанская духовная академия являлась крупным просветительским, образовательным и научным центром дореволюционной России, единственным высшим православным учебным заведением в стране, где преподавались восточные дисциплины, инородческие языки, этнография, вероучение инородцев и миссионерская педагогика. Преподаватели и студенты Казанской духовной академии были первыми в России миссионерами, получившими профессиональное востоковедческое образование.

Украшением раздела является полностью атрибутированный альбом преподавателей и выпускников Казанской духовной академии рубежа XIX-XX веков. Изучение материалов по этой духовной школе продолжается совместно с сотрудниками архива Казанской семинарии и потомками профессоров академии.

Трагический век

История Казанской епархии советского периода представлена немногими экспонатами – исследовательская работа по этому периоду продолжается.

Самым драгоценным экспонатом является, без сомнения, подлинная фотография заседания Священного Синода в 20-е годы, где через портрет, висящий над головами членов Синода во главе с митрополитом Сергием, незримо присутствует и сам прославленный ныне в лике новомучеников и исповедников Святейший Патриарх Тихон.

На этой фотографии можно видеть многих выдающихся церковных деятелей эпохи богоборчества, а среди них – и будущего священномученика митрополита Казанского и Свияжского Анатолия (Грисюка).


Главные праздники

Ежегодно внутри экспозиции появляются новые интересные разделы, посвященные таким церковным торжествам, как Пасха и Рождество. Первой выставкой в Татарстане на тему популяризации православной культуры стала выставка «Благодатный огонь Господень. Пасха», где сквозной темой всего выставочного комплекса предметов стало Светлое Христово Воскресение как общехристианское торжество. Культуре празднования «праздника праздников и торжества из торжеств» в православной среде посвящается ежегодный раздел экспозиции, открывающийся накануне празднования.

Открытием культуры православного Рождества стала выставка «Свет Вифлеемской звезды», где впервые для обозрения публики были представлены рождественские вертепы, специально для которых были приготовлены подиумы с выдержками из евангельских чтений, повествующих о Рождении Божественного Младенца. Иконы, книги, утварь и сами «вифлеемские звезды», сопровождающие посетителей, и, конечно, же «вкусная» елка со съедобными украшениями на ветках наподобие дореволюционных рождественских елей порадовали не только восторженных детишек, но и взрослых посетителей, заново открывших для себя тихую радость и материнскую нежность одного из самых трогательных праздников Православия.

От кремля – кремлю

В рамках сотрудничества российских кремлей именно музей истории Благовещенского собора Казанского кремля был удостоен чести принимать у себя ценности русской духовной культуры – коллекцию образов святых XIV-XIX веков из собрания Новгородского музея-заповедника.


В экспозиции были представлены восемьдесят ценнейших памятников иконописи, шитья и декоративно-прикладного искусства XIV – XIX столетий. Среди них можно выделить иконы XVI века, являвшиеся некогда предметами особого почитания в Великом Новгороде и на Руси в целом. Выставка «Яко звезды светлыя озаряюще нас…» стала ярким и запоминающимся событием в культурной жизни Казани.

Не только экспозиция

Однако Музей истории Благовещенского собора живет не только экспозиционно-выставочной деятельностью. Так, был разработан первый православный квест «Тайна святителя Гурия», знакомящий с житием первого архиепископа Казанского и Свияжского.

Набор мастер-классов музея постоянно пополняется. В ходе рождественских празднований огромный интерес вызвали кулинарные занятия «Пряничный домик» и «Имбирный пряник». Украшение выпеченных специально к Рождеству и Новому году имбирных пряников с давних времен остается непременным атрибутом празднования самых семейных праздников календарного года. В дореволюционной России украшенный собственными руками имбирный пряник олицетворял уют семейного Рождественского очага и занимал важное место на праздничной ели. А создание собственными руками домика из сказки – это осуществленная мечта ребенка. Самому придумать, как выглядит сказочное жилище любимого персонажа, и изготовить его из вкуснейших лакомств – это незабываемая радость, которая будет сопровождать малыша все праздничные дни. Так и происходит на самых сказочных мастер-классах рождественской поры.


Пасхальный период был отмечен небывалом интересом к мастер-классам в музее истории Благовещенского собора, точнее, уже в самом соборе Благовещения. На «Пасхальный трезвон» пришло огромное количество людей – они с блеском в глазах учились у профессионального звонаря епархии звукам православной Пасхи: Пасхальный праздник может звучать, и этот звук можете ей дать вы!


В нынешнем учебном сезоне уже стяжал небывалую популярность новый мастер-класс нашего музея – «Древнерусская каллиграфия». Письмо – пожалуй, самый сложный вид деятельности человека. И самый развивающий. На кончиках большого, указательного и среднего пальцев рук, которыми мы пользуемся при письме пером, находятся нервные клетки, которые наиболее связаны с мозгом. Активизируя их, мы развиваем наши речь, мышление и внимание, и при этом формируем такие основополагающие черты характера, как терпение, усердие, аккуратность, точность.

Встретимся в Благовещенском

Важной аудиторией Музея православной культуры стали историки, краеведы, рядовые жители Казани и республики, интересующиеся историко-культурным наследием своей «малой родины». Для них разработан цикл научно-популярных лекций «Встречи в Благовещенском».


Гости собора смогли услышать лекции о создании первой православной общины города и святителе Гурии Казанском, об обретении чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы, о непосредственно связанном с этим событием святителе Ермогене и его литературно-духовном наследии, об истории и памятниках старообрядческой Казани, о Казанских архипастырях XVII века и Седмиезерной пустыни.


На ежемесячной основе в музее проходит цикл «Казань Православная». Разработано шесть тематических экскурсий: «Создание Казанской епархии. XVI-й век», «Монастыри-пустыни», «Свято-Успенский монастырь на Зилантовой горе и храм-памятник Спаса Нерукотворенного», «Торговый Посад. Век XVIII-й», «Православная Казань – новое время», «Свияжск как зеркало русской истории». Во время этих путешествий предлагается, например, посетить исторические места православной Казани, связанные непосредственно с XVI веком: Казанский Богородицкий мужской монастырь, Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля. Участники экскурсии могут ознакомиться с историей и поклониться святыням монашеских обителей, созданных в Казанском крае в разные периоды XVII столетия, – маршрут охватывает Раифский Богородичный мужской монастырь, мужской монастырь Девяти мучеников Кизических и Седмиезерный Богородичный мужской монастырь. Можно также совершить историческое путешествие в монастырь, связанный с пребыванием в Казани молодого русского царя, в отношении которого он сам повелел: «Монастырь с русского кладбища перенести и поставить на Зилантовой горе». Отправившимся на экскурсии также предстоит увидеть Торговый Посад, созданный русскими купцами, не жалевшими средств на создание и поддержание православных храмов веке XVIII-м: Петропавловский собор, Покровский собор и Николо-Низскую церковь, Богоявленский собор; и вернуться в новое время, ознаменованное строительством в Казани комплекса духовной семинарии, Архиерейского подворья во имя священномученика Кирилла Казанского, церкки в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Завершает цикл знакомство с уникальной историей первого православного града-крепости в Казанском крае – Свияжска и посещение Успенского мужского монастыря, в главе которого стоял святой Герман Казанский.


В рамках действующей в музее выставки «Невьянское чудо» была организована первая в истории Казани методическое занятие-экскурсия по историческим местам, связанным со старообрядческой Казанью.

Гиды для паломников и экскурсантов

В 2004 году в рамках курсов учебного центра Института истории Казанского федерального университета было открыто направление «История и памятники культового зодчества Казани». Целью создания именно такого направления стал возрастающий интерес к истории архитектурных памятников и мест, связанных с именно религиозным назначением: христианских храмов, мечетей и синагоги. Данный курс также задумывался как вторая ступень в ходе повышении квалификации действующих экскурсоводов.

Итоговым моментом завершения обучения является защита квалификационной работы – авторской экскурсии по номенклатуре утвержденных проректором университета тем. Форма проверки знаний – экзамен. Документом, подтверждающим прохождение обучения, становится свидетельство государственного образца и присвоение квалификации «Экскурсовод по направлению «История и памятники культового зодчества Казани».


С 2015 года в рамках модуля «Православие» 27 академических часов отдано темам, затрагивающим богословские вопросы. При составлении расписания учитывалось мнение и интерес потенциальных слушателей. Двадцать академических часов отдано практическим занятиям в православных храмах города Казани – экскурсионным мастер-классам. Девять академических часов отдано методическим занятиям по составлению маршрута и проведению экскурсий на памятниках культового зодчества в классных аудиториях.

Статьи по теме: