Обобщение. Растительные и животные ткани

«Аппликация из ткани» - Вы познакомились с лоскутной техникой «аппликация». Аппликация из ткани. I. Обращайтесь с ножницами очень осторожно. Техника безопасности при работе с ножницами. Декоративные: 2. Если нужно инструмент передать другому. Резать кончиками - нельзя, серединкой - можно. Предметные: Желаю вам счастливого путешествия в мире лоскутных красок!

«Ткани» - Соединительная ткань. Задание на закрепление. Выполняют защитные функции. Состоит стенка сердца. Мышечная ткань. Многоядерные мышечные волокна и имеют поперечную исчерченность. Ткани. Нейроглии. Воспринимают раздражение, приходят в состояние возбуждения и передают нервный импульс. Покровная. Заполни таблицу.

«Виды тканей» - Кружево, косая бейка, канты, сутаж. Ассортимент прокладочных материалов. Утепляющие материалы. Сухой способ склеивания. Мокрый способ склеивания. Валяльно-войлочный способ. По цвету шкурка может быть натуральная и крашеная. Даём определение нетканым, утепляющим, прокладочным и отделочным материалам.

«Ткани биология» - Различают покровный эпителий, железистый, ресничный. Задачи урока. Мышечная ткань: движение, сокращение, защита. Соединительная ткань выполняет: питательную, защитную, опорную и транспортную. Функции. Клетки крупные, расположены рыхло. Эпителиальная ткань. Различают хрящевую, костную, жировую, плотную, рыхлую, кровь.

«Ткани и органы» - Вы узнаете подробно, что… Продолжительность курса 17 часов, режим проведения – 2 часа в неделю. Желудок. Соединительные ткани. Мочевыделительная. Нервная ткань. Эпителиальная ткань. Гортань. Результатом курса может быть защита реферата, проекта, участие в НОУ. «Расширенное изучение анатомии человека».

«Классификация живых организмов» - Многообразие живых организмов (около 2 млн. видов). Современные систематические категории. На дом: подготовка к зачету. Класс? К прокариотам относятся организмы, имеющие клеточное строение, но не имеющие ядра. Семейство? В симбиозе с синезелеными и одноклеточными водорослями образуют лишайники. Вирус МБТ (мозаичной болезни табака, РНК-геномный).

Обобщающий урок по теме:

Растительные и животные ткани

Афанасьева Ольга Вениаминовна,

КОГОБУ СОШ с УИОП г. Яранска


  • Обобщить понятие о тканях.
  • Повторить особенности их строения, функции и месторасположения тканей.
  • Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.
  • Продолжить формирование умения работать с микроскопом и микропрепаратами.
  • Продолжить процесс формирования средствами учебного предмета умений работать с различными источниками информации, анализировать, преобразовывать её из одной формы в другую.

Установите тип растительной ткани:

1. Мелкие, постоянно делящиеся клетки с крупными ядрами образуют ______________ ткань.

2. Среди клеток ____________ ткани есть живые и мертвые.

3. Клетки _________ ткани часто с одревесневшей толстой оболочкой.

4. Вода с растворенными минеральными солями поднимается от корня по _________ ткани.

5. Мякоть яблока образована ________ тканью.

6. Косточка абрикоса образована_______ тканью.


  • Образовательная
  • Покровная
  • Механическая
  • Проводящая
  • Основная
  • Механическая

Установите соответствие:

А) основная

Б) образовательная

В) покровная

Г) проводящая

1. Кончик корня

2. Мякоть листа

4. Сосуды в жилках листа

5. Кожица листа

1-Б; 2-А; 3-Б; 4-Г; 5-В


Фотозагадки

Определите животные ткани

1 - костная (соединительная)

2 - кровь (соединительная)

3 - хрящевая (соединительная)

4 - мышечная


Выделите обобщающее понятие:

Образовательная

Покровная

Механическая

Проводящая

Основная

Эпителиальная

Хрящевая

Волокнистая

Запасающая

Мышечная

Соединительная

Пробка, кора

Фотосинтезирующая


  • Животные ткани
  • Растительные ткани
  • Соединительные ткани
  • Покровные ткани
  • Основные ткани
  • Ткани с развитым межклеточным веществом*

Лабораторная работа

Определение типа ткани

1. Рассмотрите готовый микропрепарат под микроскопом.

2. Определите тип ткани.

3. В чем вы видите особенности этой ткани? Что она образует в организме?

4. Сделайте общий вывод.


Что перепутал Буратино?

Папа Карло, сегодня я узнал, что ты состоишь не из тех тканей, из которых состою я. Оказывается, у тебя есть соединительная, механическая, нервная, эпителиальная, мышечная и основная ткани. Ты покрыт эпителиальной тканью, твои мышцы – это мышечная ткань, кости у тебя состоят из механической ткани, а думаешь ты самой главной – основной тканью.

Эх, Буратино, деревянная твоя голова! Опять ты все перепутал!


Проблемные вопросы:

1) Представьте, что кожица листа перестала быть прозрачной. К каким последствиям это могло бы привести? Почему?

2) Как должно измениться количество и расположение устьиц на листе у растения, переходящего от водного к наземному образу жизни? Объясните причины этих изменений.

3) Чем различаются покровные ткани стебля и листа? Чем можно объяснить эти различия?

4) Какие растения - водные или наземные - имеют более развитую механическую ткань? Дайте обоснованный ответ.

5) Какие клеточные органоиды можно обнаружить только в клетках фотосинтезирующей ткани, а каких органоидов будет много в запасающей ткани?

6) Известно, что среди папоротников встречаются деревья высотой до 25 м, а размеры самых крупных мхов не превышают 15-20 см. Предположите, какие ткани лучше развиты у папоротников по сравнению с мхами.


Проблемные вопросы:

7) Назовите ткани растений, образованные мертвыми клетками. Чем можно объяснить такие особенности строения?

8) Есть ли в животном организме ткани, образованные мертвыми клетками?

9) Из маленького кусочка растительной ткани ученым удается вырастить несколько тысяч взрослых растений. Как вы думаете, какую ткань растения берут для этих опытов? Почему не удаются подобные опыты на животных?

10) Почему ростом растений управлять значительно проще, чем ростом животных?

11) Возможно ли существование животного, у которого отсутствует какой-нибудь из типов животных тканей?


Закончите предложение:

А я и не знал(а), что…

Наконец-то я понял(а), что…

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Классификация тканей в организме человека: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная. Рассмотрение видов растительных тканей: образовательная, покровная, механическая, адсорбционная, ассимиляционная, проводящая, секреторная и аэренхима.

    презентация , добавлен 24.05.2015

    Общая характеристика тканей человека: эпителиальная, нервная, соединительная, мышечная. Репаративная регенерация как процесс восстановления тканей при их повреждении. Нейрон как функциональная единица нервной системы. Роль и значение мышечной ткани.

    презентация , добавлен 18.05.2014

    Эпителиальная ткань, ее регенерационная способность. Соединительные ткани, участвующие в поддержании гомеостаза внутренней среды. Клетки кровы и лимфы. Поперечнополосатые и сердечные мышечные ткани. Функции нервных клеток и тканей животных организмов.

    реферат , добавлен 16.01.2015

    Виды, функции и особенности тканей. Эпителиальная, соединительная и нервная ткань. Понятие и функции клетки. Связь человека и всех живых существ между собой соединительными структурами. Питание и обмен веществ клетки. Кровь как внутренняя среда организма.

    конспект урока , добавлен 22.01.2011

    История систематического изучения закономерностей эволюции тканей. Теория параллелизма гистологических структур. Теория дивергентной эволюции тканей. Теория филэмбриогенеза в гистологии. Эпителиальная, производные мезенхимы, мышечная и нервная ткань.

    презентация , добавлен 12.11.2015

    Изучение видов тканей внутренней среды – комплекса тканей, образующих внутреннюю среду организма и поддерживающих ее постоянство. Соединительная ткань – главная опора организма. Трофическая, опорно-механическая, защитная функция ткани внутренней среды.

    презентация , добавлен 12.05.2011

    Функции и строение эпителия, регенерация его клеток. Типы соединительной ткани, преобладание межклеточного вещества над клетками. Химический состав и физические свойства межклеточного вещества. Костная, жировая, хрящевая, мышечная и нервная ткани.

    Слайд 1

    Ткани и органы

    Слайд 2

    Ткань
    это совокупность клеток и межклеточного вещества, объединенных общим строением, функцией и происхождением.

    Слайд 3

    Эпителиальные ткани их строение и функции

    Эпителий
    однослойный
    многослойный
    железистый

    Слайд 4

    Эпителий его характерные черты строения
    Покрывает тело, выстилает полости, образует железы Клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества нет Лишена кровеносных сосудов Клетки расположены на базальной мембране Высокая способность к регенерации

    Слайд 5

    Однослойный эпителий
    ПЛОСКИЙ
    КУБИЧЕСКИЙ

    Слайд 6

    Многослойный эпителий
    Клетки располагаются в несколько слоёв.

    Слайд 7

    Железистый эпителий
    Железистые клетки вырабатывают секрет

    Слайд 8

    Эпителиальные ткани их функции
    Эпителий отделяет организм (внутреннюю среду) от внешней среды, но одновременно служит посредником при взаимодействии организма с окружающей средой (кожа).
    Эпителиальная ткань участвует в секреции (железы внешней и внутренней секреции), всасывании (кишечный эпителий), газообмене (эпителий легких).

    Слайд 9

    Соединительные ткани их строение и функции
    костная
    хрящевая
    волокнистая
    жировая
    кровь и лимфа

    Слайд 10

    Соединительная ткань ее характерные черты строения
    Состоит из клеток, межклеточного вещества и соединительнотканных волокон. Из нее состоят кости, хрящи, сухожилия, связки, кровь, жир, она есть во всех органах (рыхлая соединительная ткань) в виде так называемой стромы (каркаса) органов. Межклеточное вещество очень хорошо выражено.

    Слайд 11

    Костная соединительная ткань
    ОБРАЗУЕТ: кости скелета ФУНКЦИИ: Опорная, двигательная, защитная СТРОЕНИЕ: Живые клетки с длинными отростками, соединенные между собой, межклеточное вещество – неорганические соли и белок оссеин.

    Слайд 12


    СТРОЕНИЕ: Группы волокнистых, плотно лежащих клеток без межклеточного вещества ОБРАЗУЕТ: Собственно кожу, сухожилия, связки ФУНКЦИИ: Покровная, защитная, двигательная
    Плотная волокнистая
    Рыхлая волокнистая
    СТРОЕНИЕ: Рыхло расположенные волокнистые клетки, переплетающиеся м/у собой. ОБРАЗУЕТ: Подкожную жировую клетчатку. ФУНКЦИИ: Заполняет промежутки между органами. Осуществляет терморегуляцию тела.

    Слайд 13

    Волокнистая соединительная ткань

    Слайд 14

    Жировая соединительная ткань
    Клетки крупные, наполнены жиром. Жировая ткань выполняет питательную, формообразующую и терморегулирующую функции. Жировая ткань делится на два типа: белую и бурую.

    Слайд 15

    Хрящевая соединительная ткань
    СТРОЕНИЕ: Живые круглые или овальные клетки, лежащие в капсулах, межклеточное вещество плотное, упругое, прозрачное
    МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: Межпозвоночные диски, хрящи гортани, трахей, ушная раковина, поверхность суставов
    ФУНКЦИИ: Сглаживание трущихся поверхностей костей. Защита от деформации дыхательных путей

    Слайд 16

    Жидкая соединительная ткань
    Жидкая соединительная ткань, состоит из форменных элементов (клеток) и плазмы (жидкость с растворенными в ней органическими и минеральными веществами – сыворотка и белок фибриноген)

    Слайд 17

    Жидкая соединительная ткань
    Разносит О2 и питательные вещества по всему организму. Собирает СО2 и продукты диссимиляции. Обеспечивает постоянство внутренней среды, химический и газовый состав организма. Защитная (иммунитет). Регуляторная (гуморальная)
    ФУНКЦИИ

    Слайд 18

    Мышечные ткани классификация
    скелетная
    Гладкая
    сердечная
    Мышечные ткани
    Поперечно –полосатая

    Слайд 19

    Свойства мышечной ткани
    Возбудимость Проводимость Сократимость

    Слайд 20


    Состоит из миоцитов, имеющих большую длину (до нескольких см) и диаметр 50-100 мкм; Клетки многоядерные, до 100 ядер;

    Слайд 21

    Свойствами этой мышечной ткани является высокая скорость сокращения и расслабления. Ее деятельность управляется по воле человека. Входит в состав скелетных мышц, а также стенки глотки, верхней части пищевода, ею образован язык, глазодвигательные мышцы.
    Поперечно- полосатая скелетная
    В световом микроскопе цитоплазма выглядит как чередование темных и светлых полосок.

    Слайд 22


    Состоит из многоядерных кардиомиоцитов, имеющих поперечную исчерченность цитоплазмы. Кардиомиоциты разветвлены и образуют между собой соединения - вставочные диски, в которых объединяется их цитоплазма. Этот вид мышечной ткани образует миокард сердца.

    Слайд 23

    Поперечно- полосатая сердечная
    Особым свойством этой ткани является автоматия - способность ритмично сокращаться и расслабляться под действием возбуждения, возникающего в самих клетках. Эта ткань является непроизвольной.

    Слайд 24

    Гладкая мышечная ткань
    Состоит из одноядерных клеток - миоцитов веретеновидной формы длиной 20 - 500 мкм. Эта ткань обладает особыми свойствами: она медленно сокращается и расслабляется, обладает автоматией, является непроизвольной. Входит в состав стенок внутренних органов: кровеносных и лимфатических сосудов, мочевыводящих путей, пищеварительного тракта.

    Слайд 25

    Их цитоплазма в световом микроскопе выглядит однородно, без поперечной исчерченности.
    Гладкая мышечная ткань

    Слайд 26

    Нервная ткань
    Нервная ткань состоит из нейронов и нейроглии.
    Обеспечивает взаимодействие тканей, органов и систем организма и их регуляцию.

    Урок на тему: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Ткани живых организмов».

    Сенькина Н.Н., учитель биологии МБОУ «Сош№14»

    Задачи урока:

    Образовательные : выявить у учащихся знание факти­ческого материала, уровень его осмысления; коррекция знаний учащихся.

    Развивающие: продолжить развитие умений по ана­лизу и синтезу учебного материала;

    Умение применять знание на практике, творчески подходить к решениям учебных задач.

    Воспитательные: воспитание взаимоуважения, фор­мирование чувства ответственности и объективизма.

    Тип урока: коррекция и контроль знаний.

    Форма урока: индивидуальная, групповая работа.

    Ход урока

      Организационный момент.

    Мы познакомились с вами с разнообразием растительных и животных тканей. Вы узнали о их строении, о том какие функции выполняют эти ткани, их местонахождении в организмах растений и животных.

    Наша задача на этом уроке :

    1.Систематизировать знания о многообразии тканей.

    2.Научиться различать ткани на рисунках.

    3.Доказать взаимосвязь - «строение – функция» (слайд 2)

      Основная часть урока.

    1 задание. Наведем порядок в терминах.

    А) фронтальный опрос : Учащимся на каждую парту выдается ЛОС с пробелами,

    они, заполняя пробелы, дают определения терминам или понятиям

    Б) индивидуальная работа у доски:

    1 ученик Задание: Собрать ткани, которые характерны для растений

    2 ученик Задание: Собрать ткани характерные для животных.

    Открываем слайд, на котором в беспорядке написаны основные понятия и термины по теме «Ткани живых организмов». С каждого ряда ученик выходит к интерактивной доске и вносит свои термины в таблицу.

    Демонстрируем слайд 4.

      Ткани растений

    Ткани животных

      Покровные (эпидерма - кожица, перидерма - пробка)

      Проводящие (ксилема - сосуды, флоэма - ситовидные трубки)

      Механические (колленхима, склеренхима - луб)

      Основные (паренхима, фотосинтезирующая, запасающая)

      Образовательные (апикальная меристема, камбий)

      Эпителиальные (виды эпителия: кубический многослойный, мерцательный и т.д.)

      Соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь)

      Мышечные (поперечно-полосатая, гладкая, сердечная)

      Нервная (нейрон)

    2 задание. Узнай ткань по ее фотографии. (слайды 5-11)

    На предыдущих уроках вы выполняли лабораторные работы, рассматривали ткани растений и животных под микроскопом. Сможете ли вы узнать ткани на фотографиях и рисунках? Учащиеся называют вид ткани, объясняя, почему они так считают, т.е. называют основные особенности строения ткани, их местоположение.

    На доске демонстрируются фотографии разных тканей:

      Эпителиальные ткани животных

      Покровные ткани растений;

    3)Соединительные ткани животных

    4) Проводящие ткани растений;

      Для растения или животного характерны эти виды тканей?

      Можно ли по рисунку предположить функцию этих тканей?

      Дайте названия этим тканям, назовите особенности их строения.

    5) Мышечная ткань,

      А эти виды тканей характерны для растения или животного?

      Какие виды мышечной ткани имеются в организме?

      Какими свойствами обладает мышечная ткань?

      Какая особенность животных связана с наличием у них мышечной ткани?

      С какой другой тканью тесно связана функция этих ткани?

    6)Фотосинтезирующая ткань,

    7) Нервная ткань.

    Рассмотрев строение разных тканей – растений и животных, можно сделать следующий

    Вывод:

    1. По строению клеток и особенности их жизнедеятельности можно определить, к какому типу тканей они относятся и какую функцию выполняют.

    3 задание. Сравни и сделай вывод . (слайды 12 – 17)

    У многоклеточных животных и растений имеются ткани сходные по строению и функциям

    (Необходимо под­вести рассуждения детей к тому, что строение и функ­ции тканей взаимосвязаны.)

    Определим ткани, выполняющие сходные функции у растений и животных.

    Демонстрация слайдов (слайды 13 – 20), на которых изображены ткани растений и животных в сравнении.

    1. Слайд 14. Назовите ткани, которые выполняют у растений и животных защитную функцию. Какую еще функцию могут выполнять эти покровные ткани?

    2. Слайд 15. Назовите ткани, которые осуществляют связь между разными органами, участвуют в проведении различных веществ? Что общего и в чем различия этих тканей растений и животных?

    3. слайд 16. У животных и растений есть ткани, которые поддерживают их форму, т.е. являются опорой. В чем сходство и различия этих тканей?

    (Клетки костной ткани состоят из минеральных веществ; клетки механической ткани имеют утолщенные оболочки).

    4. Слайд 17. Какие ткани в основном образуют всю массу тела у растения и у животного?

    Почему эти ткани настолько различны?

    Итак, клетки ткани многоклеточных организмов специализируются на выполнении определенной функции. Эта специализация повышает эффективность работы всего организма. Но при этом все ткани также должны работать согласованно. Как решается эта проблема?

    У растений действует особая система регуляции биологически активными веществами, которые распространяются по организму в растворенном виде.

    У животных эта проблема была решена с появлением нервной ткани

    5. Слайд 18. Какой способностью обладают животные в отличие от растений?

    Активный образ жизни животных определяется работой мышечной и нервной тканей, которые отличаются способностью быстро реагировать на раздражение, переходя в возбужденное состояние.

    Учащиеся проставляют в пустые клетки ЛОС соответствующие функции тканей.

    4 задание. Подумай – биологические задачи: (слайды 18-20)

    Каково практическое значение знаний о тканях организмов?

    Изучение строения и функций тканей стало возможно благодаря световой микроскопии с использованием различных приемов фиксации и окрашивания материалов.

    Современные методы позволяют выращивать отдельные ткани вне организма. Этот способ сохранения жизнеспособности клеток получил название культуры тканей.

    1. Какое практическое значение может иметь этот метод?

    Рассказ ученика «Клетки и ткани растений растут в пробирке».

    2. Из маленького кусочка растительной ткани ученым удается вырастить несколько тысяч взрослых растений. Как вы думаете, какую ткань растения берут для этих опытов? Почему не удаются подобные опыты на животных?

    3. Почему ростом растений управлять значительно проще, чем ростом животных?

    4. Возможно ли существование животного, у которого отсутствует какой-нибудь из типов животных ткани?

      Подведем итог нашего урока:

    Заполните пропуски в ЛОС к теме «Ткани живых организмов». Обсуждение ЛОС. (слайд 21)

    Выводы. (слайд 22)

      Тело большинства многоклеточных растений и животных состоит из тканей

      Ткани состоят из клеток и межклеточного вещества. Все клетки тканей взаимосвязаны.

      Ткани бывают разных видов. Каждый вид тканей выполняет определенную функцию.

      Наличие тканей и их согласованная работа позволяет многоклеточным организмам успешно осуществлять жизненно важные процессы и приспосабливаться к различным условиям окружающей среды.

    IV . Ученики заканчивают работу с ЛОС, сдают на проверку учителю.

    Домашнее задание

    V . Контроль знаний.

    Тест.

    Вариант 1.

    1. Эпителиальная ткань животных расположена:

    А)только снаружи тела, б) внутри полых органов; в) снаружи и во внутренних органах.

    2. Полностью состоит из образовательной ткани:

    а) верхняя часть побега; б)нижняя часть корня; в)молодой лист; г) зародыш семени.

    3. Проводящая ткань растений:

    А) ткань, в которой накапливаются органические вещества

    Б) образована клетками с очень прочными оболочками

    В) осуществляет передвижение растворенных питательных веществ по растению.

    4. Ткань, придающая телу растения упругость:

    А) механическая, б) покровная, в) образовательная.

    5. Дополните фразу: « В крови содержится жидкое межклеточное вещество - _

    Вариант 2.

      Ткань, клетки которой способны делится в течение всей жизни, называется:

    А)механическая, б) проводящая, в)образовательная.

    2. К покровной ткани растений относится:

    А)кора; б) лубяные волокна; в) древесина; г)сердцевина.

    3. Главные проводящие элементы древесины – это:

    А)сосуды; б)ситовидные трубки; в) клетки-спутницы; г)волокна.

    4. Выберите ткань, характерную только для животных:

    А)образовательная Б) покровная В)нервная, Г)запасающая.

    5. К функциям жировой ткани не относится:

    А)запасание веществ, б)сохранение тепла, в) обеспечение гибкости тела, г) защита от повреждений.

    VI. Самоконтроль – на доске – правильные ответы.

    Домашнее задание : повторить главу 3, выполнить тест в тетради на страницах 22 – 24.

    Фамилия ученика________________________________________

    Логическая опорная схема по теме «Ткани живых организмов»

    Клетки +

    (наука - ___________________)

    Межклеточное вещество

    Ткань

    (наука - ____________________)

    ? ________

    Растительные ткани


    Животные ткани

    1. Покровные:

    Клетки прилегают плотно

    1. Эпителиальные

    (кожица -________________,

    _____________- перидерма)

    2. Основные:

    Клетки расположены _________:

    2. Соединительные

    (паренхима: запасающая,

    ________________________)

    развито_____________ вещество

    (костная, хрящевая, жировая, _______________)

    3. Проводящие :

    3 . Мышечные

    (_____________ - ксилема,

    ситовидные трубки - _________)

    4. Механические:

    4. Нервная ткань

    (колленхима, склеренхима)

    Функции:

    (___________________)

      Защитная; 2. Опорная;

    5. Образовательные:

    3. Запасающая;

    4. Фотосинтезирующая;

    (меристема –_______________

    5. Проведение растворов веществ;

    ___________– вторичный рост)

    6. Постоянное деление – рост.

    7.Восприятие раздражений

    8. Составляют основную массу тела


    Вывод:

    1. Тело большинства _____________________________растений и животных состоит из _______________________________.

      Ткани специализируются на выполнении определенной ____________________, это можно определить по _______________ их клеток.

      Наличие тканей и их согласованная работа повышает эффективность работы всего организма, и обеспечивает ____________________

    к различным средам обитания.

Статьи по теме: