Педагогическая практика. Отчет по педагогической практике магистранта

Так сложилось, что я на волонтерских началах захотел преподавать информатику в техническом лицее недалеко от своей работы.

Директриса долго отпинывалась, да и я со своим характером не сахар. Но тем не менее в сентябре мне вручили журнал 7а класса по предмету «Вводный курс информатики и программирования».

Ребята очень активные и веселые. Класс дружный, но при этом абсолютно отсутствует стадный инстинкт и иерархия как таковая.

Практически сразу я понял, что стандартный подход лекция-контрольная не будет здесь работать - это примут 2-3 человека, а остальные просто забьют на уроки. Пятерки для них не важны, а меня все равно заставят поставить нужные для медалей оценки, окончательно подкосив авторитет как учителя.

Как понимаете, мотивировать такой коллектив очень сложно, и я решил что нужно их заинтересовать.

Дав на первом уроке вводную по основным технологиям, которые используются сейчас в отрасли - от С до Node.js, не ударяясь в подробности, и описывая только преимущества, в качестве ДЗ я попросил написать на листочке ту технологию, которая понравилась больше всех и то, чем нравится заниматься во внешкольное время.

На следующем уроке я вытащил несколько из этих листочков и рассказал как я вижу соединение написанных вещей. Импровизация произвела на них впечатление. ДЗ - эссе про то, как они видят объединение этих сфер. И оставил свой мобильник для тех, кому нужна будет помощь в поиске этих связей.

Они сразу поняли, что можно на халяву выполнить дз. Что мне собственно и было нужно. Я пообщался почти с каждым учеником, и хоть не запомнил их имен, но записал все что они собрались делать.

Следующий урок был посвящен жизненному циклу ПО, ДЗ - начать проектировать сформированные в прошлый раз требования.

Они быстро просекли, что я домашку не собираюсь проверять, и у меня на столе оказалось всего 10 проектов, из 20 человек в классе.

Урок я посвятил такому понятию как «команда», рассказал чем занимаются архитекторы, аналитики, front-end программисты, и откуда появились эти профессиии, а именно из-за необходимости разделения данных, логики и представлений. Закончил рассказ словами Брукса, что «первая система обречена быть провальной», предложил переписать проекты, основываясь на полученных знаниях, а для тех, кто не хочет в одиночку заниматься, найти свою команду и определить там свою роль. Те, кто не определился, пишет реферат на тему «роль информационных технологий в современном обществе».

Через неделю у меня было 6 проектов, и один реферат. Второму, кто должен был писать реферат, была предложена тройка и возможность заниматься чем угодно на уроках. Как понимаете, игрушек на компьютерах нет:)

Он согласился, но гордость была задета, и я сыграл на этом, пообещав добавить по одному баллу за каждую сотню символов в минуту печати. Немного рассказал про слепой десятипальцевый метод, про раскладку дворака, про IDE, как они помогают в создании сложных систем, вскользь коснулся профайлера, дебаггера, интерпретаторов, компиляторов и байт-кодовых машин. Дал советы, как нужно подбирать IDE (что такое автокомплит, сниппеты, рефакторинг). На примерах привел необходимость использования VCS, и предложил SVN для этих целей. Заострил внимание на том, что в команде желательно пользоваться одними и теми же версиями программ, пару слов о том, как это помогает в изучении возможностей этих программ. Ну и в качестве дз - настроить среды разработки. В случае возникновения вопросов, для разрешения споров или для получения студенческих лицензий, предложил звонить мне на мобильник.

Следующий урок был посвящен абстракциям, как надо превращать их в код, рассказал о методах уменьшения количества кода, повторном использовании, на примерах показал необходимость создания базовых абстракций, подробно о моделях, контроллерах и представлениях, не забыл о спиральной, водопадной и итерационной моделях разработки. ДЗ - определиться, как будете работать, и создать рабочее приложение, которое я мог бы запустить и проверить.

Собственно этим мы и занимались оставшуюся часть четверти. По итогам я поставил всем оценки. Пятерки выставлял публично, рассказывая, чем этот человек отличился. Четверки и тройки без публичности в дневник, с небольшим вкладышем-комментарием.

В следующей четверти мы занимались наращиванием функционала, а когда не было вопросов, по памяти пересказывал just for fun. Я сразу обозначил, что не требую с них больше полутора часов в неделю. Если кто-то хочет, может перенести разработку в школу - это только приветствуется.

Третью четверть тоже неспеша допиливали проекты, я рассказывал про то, как устроен интернет, о том как он развивался, про то, как борются с высокими нагрузками. Не забыл оптимизацию, помог настроить профайлеры, показал как ими пользоваться и как находить бутылочные горлышки, рассказал о способах стрессового тестирования. Ребята уже были поглощены проектом, Большую часть времени урока я проводил в общении с небольшими группами учеников, пытаясь научить их правильно пользоваться гуглом.

Успеваемость повысилась - ребята действительно прониклись, а совместная работа только подогревала интерес. Более того, уже начали оформляться готовые приложения.

И вот 4 четверть. Тестирование. Поняв, что среди команд разгораются нешуточные дебаты о применяемых технологиях, я решил на этом сыграть. Устроили соревнование - 2 проекта, по результатам имеющие наименьшее число багов, едут на конференцию, защищать школу. Установил редмайн, рассказал как им пользоваться. Для подогрева отдал в тестирование готовые версии наиболее активным критикам, пару советов о проведении тестирования - проверка граничных условий, ввод некорректных данных, использование не типичных последовательностей действий. Намекнул, что если баг исправлен в процессе тестирования, то он закрывается и его как бы не было, и то, что можно тестировать любое приложение, вне зависимости от того, какое задание получила команда.

Теперь мы уже на финишной прямой.

В конце года у нас получились очень неплохие приложения.

Первое находило все аксиомы и теоремы по геометрическому чертежу + умела обучаться по паттернам и написана на ActionScript под AIR.

Второе занималось подсчетом времени, когда ученики должны быть дома, основываясь на электронной версии школьного журнала, и в случае, если до определенного времени ученик не приходил домой и не отмечался в системе, отсылала e-mail по адресу, указанном в этом журнале. Это PHP+JQuery.

Просто, но не примитивно.

Как и было обещано, я съездил с ребятами на конференцию, но к сожалению, мы были вне конкурса, т.к. в школах информатика преподается с 9 класса. Но тем не менее нам дали выступить, мы всласть потроллили москвичей, они тоже не остались в долгу. Нам подарили проектор, и мы отправились по домам.

В сентябре мы решили объединить наши усилиия, начав писать API для проектов. Решили не распыляться, а пилить 2 основных направления - это выйгравшие в прошлом году.

К сожалению, пропустили всероссийскую конфу, но взамен нам подарили несколько паяльных станций, стендов и кучу электронных деталей. Но ребята еще не знают об этом, и считают себя крутыми программистами…

Правду говорят - детство - это неосознанное счастье.

Я смотрю на них и понимаю, что не ошибся с выбором профессии.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУНИВЕРСИТЕТ

им. У. Д. АЛИЕВА»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

СТУДЕНТОВ КЧГУ им. У. Д. АЛИЕВА

Инструктивно-методические материалы

для студентов стационара и ОЗО

Составитель: руков. произв.

практики

Карачаевск 2009

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая практика студентов является неотъемлемым компонентом образовательной программы высшего профессионального образования , дающим право присвоить выпускнику квалификацию «учитель». Педпрактика «обеспечивает закрепление и применение теоретических знаний в практической деятельности, практическое освоение профессиональной деятельности , выполнение требования «иметь опыт», установленного в квалификационной характеристике выпускника». Она является связующим звеном между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работы студентов в школе.

В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования отмечается, что деятельность специалиста должна быть направлена на развитие, обучение и воспитание учащихся как субъектов образовательного процесса; что учитель должен быть готов осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта; систематически повышать свою квалификацию, осуществлять связь с родителями, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся. Специалист должен осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, управленческая. Высокие конечные результаты в формировании профессиональных качеств достигаются в том случае, когда студент в учебно-воспитательном процессе еще в стенах вуза ставится в условия, в которых он выполняет свою будущую роль - роль учителя.

Важным элементом формирования творческой деятельности является развитие педагогического самосознания и личной и профессиональной позитивной Я-концепции.

Педагогическая практика выполняет адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую функции.

Организуя практику, необходимо обеспечить личностно ори­ентированный, комплексный, усложняющийся, непрерывный и творческий характер подготовки всех студентов, которые в период практики не должны быть только объектом обучения и воспитания. Сама система взаимоотношений должна носить ха­рактер взаимодействия и сотрудничества, подразумевая опре­деленную субъективность позиции студента. Продумывая орга­низацию педпрактики в учебно-воспитательном учреждении, руководитель ориентируется не только на выполнение ее программы, но, прежде всего, подходит к каждому студенту как к уникальной личности, бережно и осторожно, целенаправленно и последовательно раскрывая в нем все сильные личностные и профессиональные стороны, помогая смягчить или компенсировать слабые.

Педагогическая практика организуется в течение всего срока обучения студентов и в соответствии с поставленными задачами наполняется тем или иным содержанием, которое на разных курсах реализуется через соответствующие виды практики.

Педагогическая практика проводится на базе образовательных учреждений региона, способных обеспечить высокий организационно-образовательный уровень ее реализации. Основными базами педагогической практики являются учебно-воспитательные учреждения (средние общеобразовательные школы, школы-интернаты, гимназии, лицеи, детские дома , колледжи), психологические центры, дошкольные образовательные учреждения, районные управления образованием, отдельные типы внешкольных учреждений, негосударственные учебные заведения, центры досуга и творчества и др. Сотрудничество с базовыми площадками педагогической практики осуществляется на основе договоров с образовательными учреждениями.

Переход на новую систему педагогической практики требует теоретической, практической и психологической подготовки сту­дентов, а также подготовки факультетских и групповых руководи­телей, методистов кафедр, руководителей и учителей школ. Все это и обусловливает необходимость разработки методических рекомендаций по организации и руководству педагогической практикой студентов.

Педагогическая практика студентов является связующим зве­ном между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой студентов в школе.

Переход на новую систему педагогической практики требует теоретической, практической и психологической подготовки сту­дентов, а также подготовки факультетских и групповых руководи­телей, методистов кафедр, руководителей и учителей школ. Все это и обусловливает необходимость разработки методических рекомендаций по организации и руководству педпрактикой студентов.

ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПРАКТИКИ

Основными задачами педагогической практики являются:

1. воспитание устойчивого интереса к профессии учителя, убежденности в правильности ее выбора, возможности внести личный вклад в перестройку школы;

2. формирование у студентов целостной научной картины педагогической деятельности и нового педагогического мышления;

3. формирование у студентов профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса как педагогической системы;

4. развитие у будущих учителей педагогических способностей;

5. развитие у студентов потребности в самообразовании и самосовершенствовании;

6. приобщение к опыту творческой педагогической деятельно­сти, исследовательскому подходу к педагогическому процессу;

7. формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя и его активной педагогической позиции;

8. оказание помощи учебно-воспитательным учреждениям в реше­нии задач воспитания.

Основная цель практики – подготовка к педагогической деятельности, к выполнению профессиональных функций учителя.

1. Теоретические знания приблизить к практическому использованию в школе.

2. Развить профессиональные интересы, способности, культуру;

3. Сформировать профессиональные основные навыки и умения;

4. Выработать активные творческие формы обучения учащихся;

5. Углубление методических и психолого-педагогических знаний в ходе выполнения практической работы , расширение профессионального кругозора, составляющего основу интеллектуального компонента педагогической культуры;

6. Закрепление у студентов методических умений и навыков, отработка способов и приемов управления познавательной деятельностью школьников;

7. Овладение навыками и умениями организации воспитательной среды, создания условий, развивающих личность ребенка;

8. Развитие профессионально значимых свойств и качеств личности будущих педагогов, необходимых для последующей работы в школе;

9. Приобщение студентов к изучению и творческому использованию в практической деятельности прогрессивных научных идей;

10.Интеграция и обобщение ранее приобретенных профессионально-педагогических знаний.

Учебно-ознакомительная практика:

1.Посещение всех уроков с целью изучения класса.

2.Беседа с дирекцией школы, знакомство с проблемами, над которыми работает школа.

Воспитательная работа:

· ознакомление с планированием и овладение методикой орга­низации воспитательной работы ; изучение и овладение методикой работы с общественными ор­ганизациями учащихся;

· ознакомление с работой классного руководителя /воспитателя/

· изучение с помощью психолого-педагогических методов возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их вос­питанности и динамики детского коллектива, составление психолого-педагогических характеристик учащихся и детского коллектива;

· приобретение навыков самостоятельного ведения воспитатель­ной работы с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

· овладение способами построения педагогически целесообраз­ного общения, отношений с учащимися, их родителями, коллегами;

· выполнение заданий по научно-исследовательской работе.

На четвертом курсе /8 семестр/ главное внимание уделяет­ся обучению студентов комплексной организация учебно-воспитательного процесса: проведению уроков, воспитательной работы в средних классах, организаций и прове­дению массовых мероприятий, педагогическому анализу уроков и внеклассных занятий, анализу и оценке результатов собственной педагогической деятельности. С этой целью используются коллек­тивные и индивидуальные формы работы со студентами при значительном увеличении последних. Поощряется инициатива и творчест­во студентов.

На пятом курсе /9 семестр/ студенты овладевают организацией целостного педагогического процесса в старших классах СОШ, совершенствуя методику проведения учебных занятий и внеклассной работы по предмету. Большинство обязанностей учителя и классного руководителя выполняются самостоятельно. Со стороны руководителей практики проводятся консуль­тации, анализ работы практикантов и контроль за качеством и своевременностью выполнения заданий. К оценке работы студентов предъявляются высокие требования.

На четвертом и пятом курсах основным видом педагогической практики является учебно-воспитательная деятельность. Студенты работают в качестве учителей по литературе и классных руково­дителей. Наиболее подготовленные и хорошо успевающие студенты получают возможность прохождения длительной педагогической прак­тики не вакантных местах с отрывом от учебных занятий на полу­годие с условием выполнения учебного плана.

Организация педагогической практики студентов зависит от ря­да обстоятельств: от типа учебно-воспитательного учреждения, уровня педагогической работы в нем, задач и содержания практики на том или ином курсе, специфики факультета и др. Однако в ее организации можно выделить общие для всех факультетов и курсов организационные формы.

Установочная конференция. Основная ее цель заключается в соз­дании психологического настроя студентов на практику. Она орга­низуется деканом и факультетским руководителем практики. В ней принимает участие общевузовский руководитель производственной практики, заве­дующие кафедрами, представители кафедр педагогики, психологии, руководители базовых учебно-воспитательных учреждений, учителя и воспитатели.

День практики. Он имеет несколько последовательных этапов. Начинается он с организационного этапа, основная функция которо­го состоит в подготовке студентов к практической работе в школе. Групповой руководитель определяет цель и задачи деятельности студентов в данный день практики и намечает пути их реализации. В этот этап входят методическое занятие, консультация, собесе­дование. Участие в этом этапе работы преподавателей педагогики, психологии или других дисциплин зависит от конкретных задач практики в данный день. Методические занятия могут быть трех видов:

Ознакомление с опытом работы школы /беседы с директором школы, его заместителем по учебно-воспитательной работе, орга­низатором внеклассной и внешкольной работы, учителями, классны­ми руководителями/;

Подготовка к практической деятельности с учащимися под ру­ководством учителя-предметника и классного руководителя;

Обсуждение со студентами изученной ими психолого-педагоги­ческой и методической литературы.

Второй этап дня практики связан с приобщением студентов к практической деятельности классного руководителя . Студенты зна­комятся с основными функциями классного руководителя и изучают опыт его работы в закрепленном классе: изучают план воспитатель­ной работы, присутствуют на классных часах и беседах, оказыва­ет помощь в дежурстве по школе.

Третий этап дня практики - наблюдение и анализ учебной ра­боты. Он предполагает оказание помощи студентам в осмыслении разнообразных форм учебной работы. Они посещают и анали­зируют уроки, предметные кружки, факультативы и пр., овладева­ют методикой их проведения.

Следующий этап - организация педагогической деятельности студентов , которая проводится по разным направлениям: работа с активом класса, подготовка учащихся к классным часам, допол­нительные занятия со слабоуспевающими учениками и т. п. Прове­дение этой работы требует постоянной методической помощи, как со стороны классного руководителя, учителя-предметника, так и со стороны группового руководителя и методистов вуза. Сту­дентам необходимо помочь увидеть и осмыслить действительное сос­тояние учебной и воспитательной работы в закрепленном классе.

Последний этап - подведение итогов дня. Основные его задачи связаны с систематическим определением результативности пребы­вания в школе, как всей группы, так и каждого студента в отдель­ности. Итоги дня подводятся групповым руководителем или препо­давателем соответствующей кафедры.

Следует отметить, что перечисленные этапы дня практики могут осуществляться в различной последовательности, но обязательно согласуются с задачами и содержанием работы.

Промежуточная аттестация студентов-практикантов . Она проводится в сроки, установленные на конференции, в форме собеседования с целью оценки результатов практической деятельности студентов, качества и своевременности выполнения конкретных заданий, пол­ноты освоения программы практики, определения степени активнос­ти студентов и пр. В промежуточной аттестации принимают участие факультет­ские, групповые руководители методисты.

Итоговая конференция по педагогической практике проводится в конце практики. Организует проведение ее факультетский руководитель и групповые руководители. В ней принимают участие руководитель производственной практики, за­ведующие кафедрами, методисты, руководители базо­вых учреждений, классные руководители, воспитатели, учителя. До начала конференции рекомендуется подготовить выставку сту­денческих и ученических работ, отчетной документации, стендов, отражающих итоги практики. На конференции выступают студенты с анализом проведенной работы, сообщением опыта работы школы, учителей, предложениями по совершенствованию организации и со­держания практики в школе. В выступлениях руководителей школы, учителей, воспитателей, преподавателей вуза отмечается отношение студентов к педагогической практике, уровень и качес­тво выполнения практических заданий, дается анализ работы сту­дентов на практике. Групповые и факультетский руководители под­водят общие итоги работы, обращают внимание на ее положительные результаты и недостатки.

На итоговой конференции должны прозвучать итоговые оценки и выставлены в ведомости и зачетные книжки!

Студентам, проходившим практику в черте города, итоговая оценка ставится на педсовете в школе в присутствии методиста, группового руководителя, преподавателя педагогики, психологии, учителя-предметника, классного руководителя, директора, заместителя по учебной или воспитательной работе.

Студенты, проходившие практику по месту жительства, отчитываются до проведения итоговой конференции комиссии в составе факультетского руководителя, группового руководителя, преподавателя педагогики, психологии и методиста.

4-5 курсы. По результатам зачета в экзаменационную ведомость и в раз­дел «Производственная практика» зачетной книжки групповой ру­ководитель выставляет оценку по педагогической практике. Она имеет роль экзаменационной и учитывается при назначении стипен­дий. При выставлении оценки руководители практики пользуются критериями, указанными в Приложении.

РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКОЙ

Руководство педагогической практикой студентов осуществля­ется на двух уровнях: университетском /руководитель производственной практики, директор и их заместители, факультетский руководитель, групповой руко­водитель, преподаватели кафедр педагогики психологии /

школьном /директор школы, его заместитель по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной работы, учитель по предмету и классный руководитель/. У каждого из руководителей практики свои функ­ции.

Руководитель производственной практики:

Обеспечивает четкую организацию, планирование и учет ито­гов практики по университету, составляет общеуниверситетский график проведения практик;

Координирует работу преподавателей вуза и подготавливает проекты распоряжений и приказов ректора по вопросам практики;

Подбирает по согласованию с органами народного образова­ния школы и другие учебно-воспитательные учреждения в качест­ве базы для проведения педагогической практики;

Готовит и проводит инструктивные и итоговые совещания работников университета и школ, участвующих в практике;

Участвует в проведении установочных и итоговых конференциях на факультетах;

Контролирует работу факультетского и групповых руководите­лей, преподавателей, участвующих в педагогической практике, ад­министрации и учителей школ по руководству практикой, принима­ет меры по устранению недостатков;

Контролирует документацию по оплате лиц, привлекаемых к руководству педпрактикой;

Составляет общий отчет об итогах практики и представляет его проректору по учебной работе;

Обобщает учебно-методический опыт проведения практики, вносит предложения по его совершенствованию;

Созывает инструктивные и итоговые совещания работников вуза и школ по вопросам организации и проведения педаго­гической практики;

Участвует в работе Совета университета и факультета при обсуждении вопросов педагогической практики студентов.

Декан, директор ИнФ /его заместитель/:

Осуществляет общее руководство педагогической практикой;

Назначает факультетского и групповых руководителей;

Утверждает план и график проведения педагогической прак­тики;

Проводит методические совещания с руководителями педагоги­ческой практики;

Организует обсуждение вопросов педагогической практики, ее итогов на совещании при деканате и на Совете факультета;

Организует проведение установочной и итоговой конференции по практике, промежуточных аттестаций студентов;

Контролирует работу руководителя, препода­вателей, администрацию и учителей школ, участвующих в педпрак­тике, принимает меры по устранению недостатков в организации практики.

Факультетский руководитель:

Осуществляет совместно с заведующим педагогической прак­тикой и отделом народного образования подбор учебно-воспита­тельных учреждений в качестве баз для всех видов педагогичес­кой практики на факультете;

Совместно с заведующим педагогической практикой устанав­ливает связь с базами практики, заключает договор о творческом сотрудничестве, распределяет студентов по учебно-воспитательным учреждениям и обеспечивает своевременное оформление докумен­тов к оплате, представляемых групповыми руководителями;

Вместе с директором /его заместителем/ организует и проводит выставки по итогам практики;

Контролирует работу групповых руководителей, администрации и учителей учебно-воспитательных учреждений, выборочно посеща­ет уроки и внеурочные занятия, проводимые студентами, принимает меры по устранению недостатков в организации практики;

Изучает отчетную документацию практикантов и оценивает их работу;

Вносит предложения по совершенствованию практики, состав­ляет отчет по итогам всех этапов педагогичес­кой практики.

Групповой руководитель:

Осуществляет непосредственное руководство практикантами, назначается из числа преподавателей частных методик или специ­альных дисциплин, имеющий опыт школьной работы;

Устанавливает связь со школой, проводит инструктивно-мето­дические занятия с работниками учебно-воспитательного учрежде­ния;

Организует и проводит установочную и итоговую конференции в школе;

Распределяет студентов по классам, утверждает их индиви­дуальные и групповые планы, контролирует их выполнение;

Обеспечивает выполнение программы практики;

Присутствует выборочно на уроках и внеклассных воспитате­льных занятиях, проводимых студентами, организует их коллективное обсуждение;

Организует самостоятельно и совместно с преподавателями соответствующих кафедр инструктивно-методические занятия со студентами, проводит консультации, проверяет и утверждает конс­пекты студентов по предмету и внеклассным занятиям;

Анализирует отчетную документацию студентов о работе за время практики и совместно с преподавателями педагогики, пси­хологии, проводит промежуточную аттеста­цию и прием зачета по итогам практики;

Составляет отчет о педагогической практике и представляет его факультетскому руководителю.

Методист по специальности:

Принимает участие в планировании и организации педагоги­ческой практики, участвует в установочных и итоговых конференциях в учебно-воспитательном учреждении и организует изучение творческого опыта учебно-воспитательной деятельности учителя по предмету;

Осуществляет подготовку и проведение студентами учебно-воспитательной работы в различных формах /урок, олимпиада, кру­жок и т. п./;

Помогает студентам разрабатывать и проводить уроки различ­ных типов, анализирует и оценивает их, факультативные и внеуроч­ные занятия;

Проводит проблемные семинары, методические совещания со студентами;

ПРИЛОЖЕНИЯ

ДНЕВНИК СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

Форма титульного листа:

Дневник педагогической практики

студента_____________________________________________________________

факультета _____________курса_________________________

Практика проводится в школе ______________________________________________

Групповой руководитель__________

Преподаватель по педагогике ______________________________________________

Преподаватель по психологии ______________________________________________

Преподаватель методической или специальной дисциплины ____________________

Директор школы _________________________________________________________

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе_______________________

Организатор внеклассной и внешкольной работы______________________________

Учитель по предмету ______________________________________________________

Классный руководитель___________________________________________________

Дневник содержит:

Список учащихся по форме последней страницы классного журнала, с указанием успеваемости учащихся (по итогам прошед­шей четверти, полугодия, года) и их индивидуальных особеннос­тей;

План размещения учащихся в классе;

Расписание звонков в школе;

Расписание уроков учителя-предметника и уроков в прикреп­ленном классе; расписание уроков студента-практиканта;

График уроков студентов-практикантов всей группы;

График внеклассных мероприятий (своих и товарищей по груп­пе);

План работы классного руководителя на текущую четверть;

Индивидуальный план студента-практиканта на весь период практики;

Наблюдение и анализ посещенных уроков у учителей и сту­дентов-практикантов группы, а также наблюдение и анализ посещенных внеклассных мероприятий:

Задания руководителей практики;

Материалы к методическим и педагогическим семинарам, проводимым в период педпрактики.

Дневник проверяется и анализируется групповым руководите­лем, а также преподавателями педагогики и психологии один раз в неделю с обязательной пометкой о проверке.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ

Студент-практикант обладает следующими правами:

Получить своевременную методическую помощь в проведении учебно-воспитательной работы со стороны руководителей практики факультета и школы;

Пользоваться необходимой учебно-методической литературой , пособиями и оборудованием, имеющимся в школьных кабинетах и кабинетах кафедр, библиотеках университета;

Защищать свои профессионально-педагогические взгляды, на­ходки, оценивать учебно - воспитательную работу своих сокурсников;

Обращаться в конфликтных ситуациях с целью их разрешения к руководителям практики, кафедр, школы.

Обязанности студентов-практикантов заключаются в следующем:

Студент должен находиться в школе 6 часов ежедневно в течение всей практики, своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики по литературе;

Быть примером организованности, дисциплинированности, пе­дагогического такта;

В соответствии с программой практики составляет план учебно-воспитательной работы с учащимися, который утвержда­ется групповым руководителей, учителем и классным руководите­лем;

Ведет дневник, в котором фиксирует резуль­таты наблюдений за детьми, делает анализ работы.

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО План ПРАКТИКАНТА

"Утверждаю"

__________________________________/ ФИО группового руководителя/

«____»____________________20___ г.

Индивидуальный план работы

на период с _________________________ по_______________________

Оценка и замечания

Организационная работа

Принять участие в установочной конференция на факультете

Принять участие в собеседовании с директором школы

Изучение учащихся и условий проведения занятий

Учебно-методическая работа

Ознакомиться с содержанием годо­вого плана работы по предмету в закрепленном классе

Разработать на основе содержания годо­вого плана учителя рабочий план (по типу четвертного) проведения уроков в закрепленном классе на весь период практики

Проведение уроков

Провести уроки с ___________ по_________в ______ классе

Внеклассная работа по предмету

Принять участие в подготовке и проведе­нии олимпиады по предмету

Воспитательная работа в классе

Принять участие в беседе с классным руко­водителем ________ класса

ПРИМЕЧАНИЕ: содержание разделов и пунктов плана определяется содержанием программы практики. В графе 4 выполнение каждого мероприятия соответственно его содержанию визируется методистом, учителем или классным руководителем. В случае невыпол­нения запланированного указывается причина. Полностью оформленный план проверяется и утверждается групповым руководителем.

СХЕМА ОТЧЁТА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

1. В заголовке отчета должны быть указаны: Ф. И.О.; курс, факультет и университет.

2. Наименование и номер учебно-воспитательного учреждения, в котором студент проходил практику; сроки практики.

3. Сколько и в каких классах провел уроков с помощью учите­ля и самостоятельно. В каких классах и по каким разделам программы проведение уроков вызвало затруднения, и в чем их причина.

4. Какие внеклассные занятия и с каким контингентом учащих­ся проведены. Насколько удавалось достичь поставленную цель.

5. Какие воспитательные мероприятия провел с учащимися в качестве помощника классного руководителя и самостоятельно. Какие из них вызвали особые затруднения и почему.

6. В каких семинарах классных руководителей, педагогических советах, заседаниях родительского комитета принимал участие. Какие новые знания, умения и навыки в этой связи приобрел.

7. Сколько и в каких классах посетил уроков, провел их ана­лиз. С какими затруднениями встретился в связи с педагогическим анализом.

8. Какими новыми знаниями и умениями овладел при выполнении заданий по изучению учащихся или коллектива школьников.

9. С какими документами учета, планирования и отчетности ознакомился и в какой мере овладел технологией их оформления.

10. С деятельностью каких ученических организаций ознакомил­ся и в какой мере овладел технологией воспитательной работы.

11. Общее заключение о том, что дала практика студенту как будущему учителю и воспитателю.

12. Предложения по совершенствованию базы, содержания и орга­низации практики, методического руководства со стороны работников школы и преподавателей вузовских дисциплин.

13. Дата составления отчета и подпись студента.

ПРИМЕЧАНИЕ: Отчет должен быть содержатель­ным - отражать весь объем рабо­ты, раскрывать положительные стороны и не­достатки в теоретической и практической подготовке студента, представлять объектив­ный анализ собственных достижений в овладе­нии педагогической профессией.

КРИТЕРИИ ОПЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ

Факультетский и групповые руководители при выставлении оцен­ки руководствуются следующим:

1. Качество отдельных видов деятельности студентов.

2. Отношение к педагогической профессии, к детям.

3. Отношение к педагогической практике.

4. Применение теоретических знаний в решении конкретных учебно-воспитательных задач.

5. Уровень анализа и самоанализа педагогической деятельности.

6. Качество работы на инструктивно-методических занятиях и консультациях.

7. Качество отчетной документации.

При подведении итогов учитывается мнение классных руководи­телей, учителя-предметника и администрации школы.

На "отлично " оценивается работа студента, который выполнил весь объем работы, требуемый программой практики, получил от­личные оценки за подготовку и проведение открытых уроков; вне­классных и воспитательных мероприятий, ответственно и с интере­сом относился к работе с учащимися, показал глубокую те­оретическую и практическую подготовку на всех этапах работы.

На "хорошо " оценивается работа студента, полностью выполнившего программу педагогической практики, хорошо подготовив­шего и проводившего зачетные уроки, внеклассные и воспитатель­ные мероприятия, но допустивший незначительные ошибки, работав­шего вполне самостоятельно, проявившего заинтересованность в ра­боте с детьми и оказавшего помощь учителю и классному руководителю.

На "удовлетворительно " оценивается работа студента, который выполнил программу, однако в процессе работы не проявил достаточной заинтересованности, инициативы и самостоятельности, допускал существенные ошибки в зачетных, уро­ках, внеклассных и воспитательных занятиях, не сумел установить тесный контакт с учителем, классным руководителем и учащимися.

"Неудовлетворительно " оценивается работа студента, который не выполнил программу практики, мало участвовал в повседневной работе, все виды работ провел на низком уровне.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ УСТАНОВОЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

исполнители

Педагогическая практика студентов как форма осуществления единства теоретической и практической подготовки будущего учителя.

Декан факультета

факультетский руководитель

преподаватели психологии, педагогики и методики

Распределение студентов по базовым учебно-воспитатель­ным учреждениям /приказ/.

факультетский руководитель

Работа со студенческими группами; сведения об учебно-воспитательных учреждениях, сроки прибытия, орга­низация работы в них, консу­льтация по составлению инди­видуального плана практики, ведение педагогического дневника, собрание группы, кон­троль работы группы.

групповой руководитель

ПРИМЕРНЫЙ План ИТОГОВОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

исполнители

Вступительное слово, содержа­ние повестки дня и регламент выступлений

факультетский

руководитель

Творческие отчеты студентов о выполнении заданий в период педпрактики

руководитель практики

Характеристика качества вы­полнения заданий по отдель­ным разделам практики

руководитель практики

Общие итоги практики: реше­ние задач, оценка качества работы каждой студенческой группы, анализ типичных ошибок и затруднений, пути их устранения

факультетский

руководитель

Обмен мнениями по вопросам подготовки студентов, содержания и организации прак­тики

студенты

и преподаватели

Заключительное слово. Подведение итогов работы и закры­тие конференции

декан или его заместитель

ПРИМЕРНЫЙ План МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

И ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

1. Подбор базовых школ и методистов групп.

2. Распределение студентов по группам.

3. Согласование вопросов организации и проведения практики с методистами групп, администрацией школ, учителями.

4. Установочная конференция.

5. Выход практикантов в базовые школы, распределение по классам, ознакомление с содержанием работы учебно-воспитательного учреждения в ходе беседы с директором /завучем/.

6. Консультирование и оказание практической помощи студен­там по всем видам работ.

7. Проверка и утверждение планов учебно-воспитательной ра­боты на весь период практики.

8. Собрание студентов по вопросу готовности к прохождению практики /с куратором курса/.

9. Организационно-методическое совещание методистов и учи­телей, участвующих в руководстве практикой. Итоговая конференция.

СХЕМА ОТЧЕТА ФАКУЛЬТЕТСКОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

1. Организация практики

Сроки проведения практики; количество студентов, вышедших на практику; количество студентов, не допущенных к практике с указанием причин; количество студентов, завершивших практику с положительной оценкой. Распределение студентов по школам с ука­занием номера, количества студентов, фамилий групповых руково­дителей и всех методистов.

2. Подготовка студентов к практике

Теоретическая подготовка - тематика лекций, прочитанных перед выходом на практику, спецсеминаров, коллоквиумов.

Проведение установочной конференции, участники, тематика выступлений.

В каких школах, классах, и по ка­ким разделам учебной программы проводились уроки.

Качественный анализ работы студентов - уровень теоретической и методической подготовленности; подготовка к проведению уроков; подготовка к проведению внеклассной работы по предмету;

подготовка к проведению воспитательной работы. Достижения и недочеты.

Оценка работы каждого студента, фамилии наибо­лее отличившихся. Кто не аттестован.

4. Работа с методистами

Учеба методистов; подготовка программы практики, методиче­ских рекомендаций; проведение совещаний; подведение итогов.

СХЕМА ОТЧЕТА ГРУППОВОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

1. Состав группы и характеристика уровня готовности студен­тов к прохождению практики.

2. Характеристика базы практики.

3. Учебно-методическая работа:

Перечень документов планирования, учета работы, отчетно­сти;

Характеристика умений студентов планировать учебную рабо­ту,

Количество открытых уроков, проведенных учителями школы для практикантов; количество уроков, проведенных практикантами;

Количество уроков, посещенных студентами с целью педаго­гического наблюдения и анализа;

Количество проведенных внеклассных и воспитательных заня­тий с последующим анализом;

Характеристика умений наблюдать, анализировать отдельные стороны деятельности учителя и классного руководителя.

4. Внеклассная работа по предмету:

Качество занятий, проведенных каждым студентом самостоя­тельно.

5. Воспитательная работа в закрепленных классах:

В каких классах осуществлялась воспитательная работа, от­ношение к ней студентов;

Перечень основных, наиболее интересных мероприятии, проведенных практикантами;

Оценка работы каждого студента, согласованная с преподава­телями кафедры педагогики и теории и методики воспитания,

6. Отношение студентов к практике, к профессии учителя.

7. Оценка работы каждого студента.

8. Общие выводы о работе группы, об уровне профессиональной подготовки.

9. Предложения об улучшении профессионально-педагогической подготовки студентов, содержания, организации и проведения практики.

ОБЯЗАННОСТИ СТАРОСТЫ ГРУППЫ ПРАКТИКАНТОВ В ШКОЛЕ

1. На период практики назначается староста группы по каждой школе из числа студентов.

2. Староста группы является ближайшим помощником руководителя-методиста

по организации и проведению практики студентов.

3. Староста группы обязан: а) участвовать в составлении конкретного плана проведения практики студентов своей группы в школе;

б) организовать студентов группы на успешное проведение всех мероприятий, намеченных пла­ном педпрактики;

в) держать постоянную связь с преподавателем кафедры педагогики, психологии, методистом, руководителями школы, факультетом, передавать студентам все их распоряжения;

г) передавать групповому руководителю расписание уроков, воспитательных внеклассных и внешкольных мероприятий, проводимых студентами;

д) показывать пример в выполнении всех заданий по учебной и воспитательной работе в шко­ле и следить за работой студентов своей группы;

е) вести учет посещаемости студентами школы, еженедельно передавать на факультет его результаты;

ж) помогать групповому руководителю-методисту периодически (еженедельно) проводить про­изводственные совещания студентов своей группы для обсуждения хода практики и принятия мер к устранению недостатков;

з) давать регулярно в стенгазету статьи о педпрактике как свои, так и студентов своей группы;

и) собирать отчеты студентов о педпрактике со всеми предложениями и передавать в последний день практики групповому руководителю;

к) вести по форме отчета цифровую сводку выполненной студентами работы и передавать ее в последний день педпрактики групповому руководителю;

л) подготовить материалы педпрактики для институтской выставки и участвовать в ее органи­зации.


1

Жиркова З.С. 1

1 ФГОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Якутск

Одной из главных задач педагогической практики является формирование основных видов профессиональной деятельности и профессиональной функции таких, как мониторинг качества преподавания, инструментальные средства сбора данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к качеству измерений. Проведены анкетирование студентов и анализ качества занятий практикантов с использованием анкеты качества урока, разработанной А.И. Севруком и Е.А. Юниной, а также всесторонняя диагностика и оценки деятельности практикантов во время прохождения педагогической практики с целью выявления его соответствия желаемому результату. В ходе педагогической практики студенты совершенствовали основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности.

педагогическая практика

профессиональная деятельность

мониторинг

формирование

рефлексия

результат

1. Андреев В.И.Саморазвитие конкурентоспособной личности менеджера. – М., 1995.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 148 с.

3. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 345 с.

4. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе: учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 144 с.

5. Ушинский К.Д.Педагогические сочинения. В 6 т. / сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика 1990. – Т. 5. – 528 с.

Изменения, происходящие в стране в связи с новыми рыночными отношениями, существенно повлияли на сферу образования. В условиях развития конкуренции на рынке образовательных услуг важными аспектами оптимизации вузовской подготовки являются:

    Практико-ориентированная направленность образования, которая обеспечивается интеграцией учебной, научно-поисковой и производственной деятельности;

    Выпуск интегрального типа специалистов, в которой цели, содержание и результаты обучения формируются в комплексном виде с учетом изменений в профессиональной деятельности, подразумевающие не только квалификацию, но и личностные качества и компетентности.

Важным условием формирования профессиональной подготовки студентов является производственная практика. Назначение практики студентов заключается в подготовке к основным видам профессиональной деятельности, реализации приобретенных профессиональных знаний, навыков, умений и профессиональной адаптации, т.е. вхождения в профессию, освоения социальной роли, профессионального самоопределения, формирования позиций, интеграции личностных и профессиональных качеств.

Педагогическая практика - комплексный процесс, в котором студенты выполняют виды деятельности, определяемые их специализацией.

К.Д. Ушинский писал, что метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой .

Ю.К. Бабанский в своей научной работе подчеркнул, что именно в процессе педагогической практики можно в полной мере осмыслить закономерности и принципы обу-чения и воспитания, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической деятельности .

В комплексе с учебными дисциплинами практическая деятельность студентов способствует определению направлений и перспектив профессионального роста в будущем, укреплению адекватной профессиональной самооценки, формированию личности будущего педагога, профессии.

На практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на основе живых впечатлений и наблюдений.

В педагогической практике студентов важными составляющими являются:

    Способность студента к изменениям своей социально-профессиональной активности, понимаемая как важнейшее качество личности, которое выражает ее творческое отношение к различным сторонам жизни, в том числе и к самому себе. В педагогической практике определятся, какова направленность этой активности в профессиональной сфере;

    Разносторонняя ориентация будущего учителя на все сферы педагогической деятельности: предметную, учебную деятельность обучающихся и ее методическую оснащенность, собственно воспитательное взаимодействие и его организацию, овладение методикой исследовательской работы;

    Формирование в условиях естественного педагогического процесса рефлексивной культуры, когда для учителя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия практических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления.

Указанные составляющие педагогической практики будущего учителя определяются следующими целевыми установками:

    Развитие профессиональной компетентности педагога, личностно-гуманистической ориентации, системного видения педагогической реальности;

    Формирование предметной области, рефлексивной культуры;

    Овладение педагогическими технологиям и способностью к интеграции с педагогическим опытом.

В ходе педагогической практики у студентов вырабатываются основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия развивается не только в работе с педагогическим дневником, но и в каждом занятии, в каждом общении с детьми. Студентам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять все функции учителя. Показатели уровня знаний, умений, личностного развития и творческой активности обучающихся, теснейшим образом связаны с качеством образовательного процесса и являются более значимыми для определения эффективности качества образовательного процесса.

Одной из главных задач педагогической практики является изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях, т.е. мониторинга как постоянного наблюдения за каким- либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату.

Прежде чем приступить к анализу качества выполнения студентами основных функций учителя, преподавательской деятельности, рассмотрим трактовки понятия «мониторинг».

В.И. Андреев рассматривает мониторинг как «систему диагностики качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций самообразования образовательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива».

Матрос Д.Ш., Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова определяют образовательный мониторинг таким образом: «это система организации сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития» .

Таким образом,мониторинг качества образовательного процесса - это наблюдение за состоянием его развития в целях оптимального выбора задач и методов образования.

Технологии мониторинга качества образовательного процесса включают в себя три основных этапа:

    Контроль образовательного процесса;

    Его оценку по различным параметрам;

    Аттестацию образовательного процесса в целом.

Для реализации мониторинга качества преподавания необходимы эффективные инструментальные средства сбора данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к качеству измерений. Унифицированным средством экспертизы качества преподавания является анкета. Анкета качества учебного занятия должна моделировать основные признаки урока, лекции, семинара. Только обеспечив необходимое качество измерителя, можно производить оценки качества педагогической деятельности .

Анкета, разработанная А.И. Севруком и Е.А. Юниной весьма доступна и очень удобна в использовании, так как легко встраивается в существующую систему, дает возможность всесторонней диагностики и оценки деятельности учителя, что позволяет планировать оказание ему помощи по повышению профессионального мастерства. Анкета характеризуется оптимальным количеством пунктов, по которым вполне реально оценить качество проведенного урока. Конкретность формулировок пунктов анкеты позволяет использовать балльную систему оценки. Если каждый реализованный пункт анкеты оценивается одним баллом, то сумма баллов отражает интегральный рейтинг качества деятельности учителя на уроке. Все выделенные признаки анкеты характеризуют ее как объективное и эффективное средство оценки качества преподавания не только в общеобразовательной школе, но и в профессиональных образовательных учреждениях.

Нами было проведено исследование качества образовательного процесса с использованием анкеты качества урока, разработанной А.И. Севруком и Е.А. Юниной , при прохождении студентами преддипломной практики по дополнительной квалификации «Преподаватель» Педагогического института Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова.

Для анализа качества занятий практикантов, было проведено анкетирование студентов по пунктам анкеты матрицы (таблица).

Пункты анкеты

2006-2007 учебный год

2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

2009-2011 учебный год

1. Цель эксперта

2. Уверенно владеет учебным материалом

3. Качественная речь

4. Ненасильственные приемы обучения

5. Устанавливает межпредметные связи

6. Использует:

а) социальный опыт

б) раздаточные наглядные материалы

в) динамические дидактические материалы

7. Дает разноуровневые задания

8. Стимулирует обоснование, аргументацию ответов

9. Поощряет:

а) инициативу и самостоятельность обучающихся

б) индивидуальные учебные достижения обучающихся

10. Реализует экзистенциальную направленность образования

11. Обращает внимание на качество речи обучаемых

12. Во время заканчивает урок, занятие

13. Использует приемы педагогических технологий:

а) дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения

б) проблемного обучения

в) диалогового обучения

г) рефлексивного обучения

д) коллективной мыслительной деятельности

е) здоровьесберегающие методики

В таблице показаны реализация пунктов анкеты качества урока практикантами и суммарное количество полученных баллов по учебным годам. Диаграмма построена на основе обобщенных данных анкетирования по 36 занятиям, проведенным студентами-практикантами в разных учебных группах и пока-зывает осредненные по всем наблюдениям данные о качестве образовательного процесса по учебным годам. Данные о качестве образовательного процесса по учебным годам решают задачи получения информации обратной связи (проблему контроля) и соотнесения реально полученных результатов образовательного процесса с планировавшимися результатами, с целями (проблему оценки). Чем больше пунктов реализовано, тем выше качество преподавания. По совокупности наблюдений производится оценка преподавания. Из таблицы видно, что сумма полученных баллов практикантами составляет в среднем половину от максимального количества, но затрагивает самые важные пункты анкеты. Это говорит о подготовленности студентов-практикантов к преподавательской деятельности.

Анализ результатов анкетирования показал, что практиканты умеют ставить цели развития личностных качеств обучающихся и реализовывать их средствами учебного предмета. Уверенно владеют учебным материалом. Практикантами использованы ненасильственные приёмы обучения, т.е. отсутствовали отрицательные реплики, не перебивали учащихся, не навязывали свою точку зрения, Широко использовали раздаточные наглядные статистические материалы и динамические дидактические материалы. Умело использовали интерактивную доску, качественные презентации и слайды. На всех занятиях эффективно использовали приемы диалогового обучения, проводились интересные дискуссии, в которых активно участвовали студенты. В конце каждого занятия проводились рефлексии практикантов и студентов.

По матрице (см. таблицу) можно определить, какие из пунктов анкеты не реализованы на занятиях, например: практиканты испытывали трудности, связанные с установлением связи с другими предметами, с интеграцией учебного материала из разных сфер знаний, жизнедеятельности человека. На занятиях недостаточно используют стимулирование: аргументации ответов, поощрения инициатив и самостоятельности, индивидуальных учебных достижений студентов. Не реализованы приемы педагогической технологии проблемного обучения и формы коллективной мыслительной деятельности.

В ходе анализа исследования мы выявили пригодность анкеты для наиболее важных обобщенных оценок качества педагогической деятельности.

Таким образом, педагогическая практика студентов является обязательной составляющей учебного процесса, во время которой происходят реализация усвоенных на лекциях и семинарах способов деятельности, образовательных технологий, воплощение в жизнь идеалов образования. Педагогическая практика своеобразная проверка правильности сделанного выбора, способностей, интересов, ценностей. Одновременно проверяются качества профессиональной подготовки студента на конкретном рабочем месте, в реальной ситуации. В ходе практики студентам предоставляется возможность реального педагогического взаимодействия с учащимися и освоения школьной действительности с позиций педагога.

В ходе проведения итоговой рефлексии по педагогической практике студенты отметили, что они:

Аманбаева Л.И., д.п.н., профессор педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск;

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.

Работа поступила в редакцию 11.04.2012.

Библиографическая ссылка

Жиркова З.С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ – ПОДГОТОВКА К ОСНОВНЫМ ВИДАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 6-2. – С. 360-364;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29992 (дата обращения: 29.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Введение
Глава 1. Современные формы обучения в вузе
1.1 Современные формы организации учебного процесса в высшем учебном заведении
1.2 Современные технологии в высшем профессиональном образовании
Глава 2. Работа в БСС Главбух
2.1 Основные понятия о системе Главбух
2.2 Описание методики проведения лабораторных работ
Заключение
Список использованных источников

Введение

Важным компонентом образовательного процесса является педагогическая практика студентов в высшем учебном заведении, которая логически завершает их профессиональную подготовку в качестве преподавателей.

Основная цель педагогической практики в вузе – приобщение студентов к научно-педагогической деятельности, раскрытие их исследовательского и педагогического потенциала, непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе учебного заведения, проверка профессионально-теоретических знания, получаемых студентами в вузе.

Актуальность педагогической практики состоит в том, что студенты знакомятся с логикой и содержанием образовательного процесса в высшем учебном заведении, научно- и учебно-методической работой в вузе, с особенностями педагогической деятельности преподавателя, с инновационными технологиями обучения, изучают специфику воспитательной работы со студентами, особенности развития своих профессиональных качеств. Полученные навыки помогут студентам, если те стремятся построить свою карьеру в качестве преподавателей.

Основными задачами педагогической практики в вузе являются:

1) приобретение различных практических навыков студентами в учебной работе с учащимися;

2) получение опыта профессиональной деятельности преподавателя в разработке программ теоретического и практического обучения студентов;

3) установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных магистрантами-практикантами с профессионально-педагогической деятельностью;

4) изучение педагогического опыта квалифицированных преподавателей учебного заведения;

5) участие студента в педагогической и методической работе, проводимой кафедрой.

Глава 1 Современные формы обучения в вузе

1.1 Современные формы организации учебного процесса в высшем учебном заведении

На сегодняшний день учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше признается как средство для достижения такого уровня производства, который наилучшим образом удовлетворит все возрастающие человеческие потребности, развитие духовное богатство личности. Таким образом, нынешняя ситуация в обучении требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в учебных заведениях. Основные характеристики выпускников любого учебного заведения является его компетентность и мобильность. В связи с этим акцент в изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной деятельности студента .

На данный момент традиционное обучение, которое сосредоточено на повышении уровня знаний и навыков в предметной области, все больше и больше не соответствует современным требованиям. В основе современного образования должны стоять не только академические дисциплины, но и способы мышления и деятельности студентов. Целью любого высшего учебного является не только выпускники, которые получают высокий уровень подготовки, но и включение студентов в процессе обучения в разработку принципиально новых технологий, адаптируя их к реалиям производственной среды .

Существуют три основные формы обучения:

1) Пассивные, при которых преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей;

2) Активные, где студенты являются активными участниками, студенты и преподаватель находятся на равных правах;

3) Интерактивные – взаимодействие студентов происходит не только с преподавателем, но и друг с другом, активность студентов в процессе обучения доминирует

Активные методы обучения являются наиболее успешными для того, чтобы студенты могли усваивать знания. Существуют следующие активные формы взаимодействия преподавателя и студентов.

Лекция предполагает, что лектор, излагая материал, активно взаимодействует со студентами, отвечает на задаваемые вопросы, либо сам задает вопросы, предполагая получить ответ. Также преподаватель может вначале поставить проблему перед студентами, решение которой нужно получить в конце лекции.

Учебные семинары и учебные дискуссии предполагают коллективное обсуждение той или иной проблемы, либо определенной темы. Дискуссии помогают учиться спорить и отстаивать свою точку зрения.

Учебные встречи за «круглым столом» подразумевают приглашение различных специалистов, которым студенты выдвигают проблемы и формулируют ряд вопросов по интересующей теме. А те, в свою очередь, дают разъяснения.

Интерактивное обучение также является успешным для подготовки высококвалифицированных специалистов и относится к так называемому инновационному обучению. Такое обучению помогает студентам мыслить нестандартно и гибко, быстро реагируя на изменения в мире. К интерактивным формам обучения относятся деловые и ролевые игры, дискуссии, тренинги и т.п.

1.2 Современные технологии в высшем профессиональном образовании

Современные технологии, прежде всего, подразумевают компьютеризацию учебного процесса.

Технические средства находят свое применение во многих видах обучения. Они повышают производительность работы учащихся, позволяя намного быстрее искать и работать с информацией и различными материалами. Современные технологии позволяют получить консультации по различным вопросам и проблемам и повышать свои знания и навыки, используя разнообразные программы и средства Интернет сети .

Однако у компьютеризации существует рад проблем, которые преодолеваются довольно медленно, такие как: техническая оснащенность учебных заведений, недостаток специалистов, которые обладают достаточными навыками работы с техническими средствами, большое количество информации, которое еще не оцифровали.

Внедрение новых информационных технологий в образование привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации. Появление мощных компьютерных мультимедиа систем и интерактивных компьютерных программ стало основой интенсивного развития дистанционного обучения (ДО) .

Все компоненты электронной составляющей являются довольно перспективными и удобными средствами и могут значительно повышать учебный процесс .

Например, Система Главбух является справочником по различным бухгалтерским, налоговым и правовым вопросам. Доступ к ней может иметь любой пользователь Интернета. И данная система достаточна эффективна для обучения не только для студентов, но и для разнообразных специалистов вне зависимости от профессии.

Глава 2. Работа в БСС Главбух

2.1 Основные понятия о системе Главбух

Система Главбух представляет собой справочно-информационную программу, которая помогает найти различную актуальную на сегодняшний день информацию в области бухгалтерского и налогового учета (в том числе последние обновления в законодательстве, нормативно-правовых актах и в других документах).

Систему могут использовать не только организации, предприниматели, юристы, работники бухгалтерской службы, но и студенты. Ежегодно Главбух организовывает олимпиаду для студентов, по итогам которой призерам вручаются подарки, денежное вознаграждение, а также сертификаты участников.

Данная система подойдет для:

1) различных бюджетных организаций;

2) любых коммерческих организация вне зависимости от их системы налогообложения (ОСН, УСН и т.д.);

3) некоммерческих организаций;

4) различных предпринимателей, бухгалтеров, юристов, которые стремятся усовершенствовать свои знания и познать все тонкости бухгалтерского и налогового учета;

5) студентов высших учебных заведений .

Система Главбух обладает различными необходимыми и дополнительными материалами для работы организаций. В связи с этим обладает рядом преимуществ:

1) Только в этой системе пользователь получает разъяснения и консультации по различным вопросам от специалистов из Минфина, ФНС, Минтруда и т.п.;

2) Система Главбух обновляется ежедневно, поэтому для пользователя доступна актуальная на сегодняшний день информация;

3) Главбух представляет собой электронную систему, поэтому пользоваться ей можно с любого компьютера с выходом в Интернет;

4) Уникальная экспертная поддержка: онлайн-помощник и письменные консультации экспертов – в зависимости от сложности вопросов – ответы могут даваться моментально, либо в течение суток;

5) Система содержит самые популярные бухгалтерские издания, как свежие номера, так и полные архивы;

6) Главбух располагает большой базой образцов документов с различными подсказками и комментариями по их заполнению;

7) Пользователи получают возможность создавать электронную отчетность, а также получаю сервис по отправке этой отчетности в различные фонды и налоговую;

8) Пользователи системы могут дистанционно обучаться в высших школах, подтверждая свои знания и получая сертификаты .

Таким образом, в любое удобное время можно получить консультации экспертов по различным вопросам, самостоятельно найти информацию в сфере бухгалтерского и налогового учета или ознакомиться с последними законодательными или правовыми новостями.

2.2 Описание методики проведения лабораторных работ

Работа в БСС Главбух – лабораторные работы.

Проводились 27.04.2016 и 18.05.2016. Проводились на потоке студентов 2к. направление 38.03.01 – экономика, профиль «Финансы и кредит», гр. 884 1-2 .

Присутствовали: студенты в количестве 30 чел.; от кафедры – Васильковская Наталья Борисовна, к.э.н., доцент кафедры экономики.

Мероприятие состоит из двух лабораторных работ. Первая лабораторная работы заключается в поиске документов в Системе Главбух, вторая – в поиске информации в Системе Главбух.

Лабораторные работы позволяют объединить теоретико-методологические знания и практические навыки учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности. Лабораторная работа – форма организации учебного процесса, направленная на получение навыков практической деятельности путем работы с материальными объектами или моделями предметной области курса .

Перед проведением лабораторных работ были поставлены следующие задачи:

1) первичное овладения студентов знаниями о системе Главбух;

2) контроль знания путем выполнения самостоятельных работ;

3) формирование студентами навыков использования справочными системами для получения необходимой информации.

Проведение лабораторной работы №1 «Практические занятия по поиску документов в Системе Главбух»

Этап №1 – поиск документов с помощью поисковой строки и карточки поиска.

Вначале было кратко изложено то, что из себя представляет поисковая строка, карточка поиска и как ими пользоваться.

Поисковая строка в Системе Главбух - это универсальное средство поиска, которое есть в каждом разделе Системы. Она состоит из поля для ввода запроса и кнопки «Найти». Карточка поиска представляет собой поиск «По реквизитам…», которая расположена чуть правее поисковой строки.

1) Вы сами оплачиваете стоимость обучения в университете по 50 000 руб. за год. Во время каникул вы подрабатываете. И ваша зарплата за этот год составила 80 000 руб., включая налог, удержанный на предприятии. Заполните декларацию по доходам физических лиц (от своего имени) для получения вычета по расходам на собственное обучение. До какого срока вы можете подать декларацию (3-НДФЛ), чтобы вернуть удержанный налог?

2) Вы пишете дипломную работу на тему налогового контроля. Найдите для использования в работе все статьи журнала «Учет. Налоги. Право» за последние два года о показателях налоговой нагрузки, которые использует налоговая инспекция для назначения проверок.

3) Найдите видеосеминар на тему бухгалтерского учета командировочных расходов.

Этап №2 – поиск документов через рубрикаторы.

Вначале была кратко изложена сущность рубрикатора.

Рубрикатор обеспечивает быстрый поиск неизвестных документов по обобщающим темам. Он особенно эффективен, если требуется просмотреть подборку документов по какой-то общей тематике. В каждом разделе Системы в левом нижнем углу экрана всегда располагаются кнопки перехода в рубрикаторы разделов: «Все рекомендации», «Все формы», «Все справочники», «Все кодексы и ПБУ» и др.

Для самостоятельного решения студентам были предложены следующие задания, с которыми они отлично справились:

2) Найдите ПБУ, которое устанавливает правила исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности.

3) Найдите статью в номере 5 журнала «Главбух» за 2014 год о том, какими документами нужно оформлять предоставление скидок, чтобы не вызвать налоговых споров.

В ходе проведения лабораторной работы№1 студентами были сделаны следующие выводы:

1) Документы можно искать и не по реквизитам, достаточно лишь ввести в поисковую строку вид документа с номером или его заголовок;

2) Поисковая строка неэффективна при поиске документов на темы слишком общего характера (например «НДС», «Акцизы»).

4) Для сбора сведений общего характера более эффективен рубрикатор, а не поисковая строка.

Проведение лабораторной работы №2 «Практические занятия по поиску информации в Системе Главбух»

Вначале было кратко изложено, что представляет собой рекомендация и как искать информацию с помощью рекомендаций.

Каждая рекомендация в отдельности - это тематическая подборка сведений и ссылок на нормативные акты, бланки, образцы заполнения форм, справочные таблицы и т. д. По каждому вопросу в рекомендации есть готовый анализ законодательства и арбитражной практики, размещены предупреждения обо всех опасностях, рассмотрены все варианты решений, сделаны выводы, дан совет, а практические действия расписаны со всеми подробностями и с примерами. В результате методом поиска через рекомендацию все можно найти гораздо быстрее. Как в энциклопедии.

Для самостоятельного решения студентам было предложено следующее задание, с которым они отлично справились: Найдите нормативный акт, которым установлен порядок расчета больничного пособия.

Этап №2 – поиск информации в формах и образцах.

Вначале было кратко изложено, как искать информацию при помощи форм и образцов.

Когда нужный бланк известен и изучать порядок документального оформления операций не нужно, можно обойтись без поиска в рекомендациях. Сам бланк или образец его заполнения лучше искать в разделе «Формы». Там известные формы и образцы можно быстро найти как отдельные документы. К ним будут прилагаться приказы об утверждении формы.

Для самостоятельного решения студентам были предложены следующие задания, с которыми они отлично справились:

1) Найдите образец заполнения платежного поручения на перечисление НДС в бюджет;

2) Найдите бланк расчета взносов на обязательное социальное страхование и страхование от несчастных случаев (форму4-ФСС).

Этап №3 – поиск справочной информации и поиск информации в правовой базе.

Вначале было кратко изложено, что собой представляет справочник системы и как с его помощью найти ту или иную информацию, а также как искать информацию в правовой базе.

Справочники Системы – это краткий конспект правовой базы для бухгалтера о ставках налогов, размерах штрафов, составе отчетности, о датах разных событий в жизни бухгалтера, обзоры изменений законодательства по годам и т. д. В таких справках информация представлена в очень удобном для восприятия табличном виде. К каждому тезису справочной таблицы всегда прилагаются ссылки на нормативный акт-основание. Найти справочную информацию можно несколькими способами. Например, с помощью поисковой строки в разделах «Рекомендации» и «Справочники». Справочные таблицы добавлены к поиску в разделе «Рекомендации». И если ключевые слова запроса точно соответствуют названию и содержанию справочного документа, результат выдачи в этих разделах может быть почти одинаковым.

Поиск информации в законодательстве – это особый, самый сложный метод поиска, который требует определенной профессиональной подготовки. в каждом документе (законе и подзаконном акте) размещены обратные ссылки на все материалы Системы, в которых этот документ упомянут. Обратные ссылки в Системе открываются кнопкой в виде цифры в квадратике. Цифра означает количество ссылок. Обратные ссылки значительно ускоряют поиск всех связанных между собой материалов.

Для самостоятельного решения студентам было предложено следующее задание, с которым они отлично справились: Найдите справку о случаях возникновения разниц между бухгалтерским и налоговым учетом основных средств.

В ходе выполнения лабораторной работы №2 студентами были сделаны следующие выводы:

3) Через рекомендацию удобно искать не только описание документального оформления операций и нормативные инструкции к заполнению бланков, но и сами бланки, и образцы их заполнения. Особенно, если неизвестно, какой бланк применять;

4) Поиск известного бланка в разделе «Формы» более эффективен, чем поиск через рекомендацию. Даже если запрос окажется довольно общего характера, в результатах поисковой выдачи будет минимум лишнего;

5) Если известно точное наименование бланка или даже ключевые слова, которые точно характеризуют бланк, то искать его можно хоть в «Формах», хоть в «Рекомендациях». Кроме того, в любом разделе при вводе названия формы в поисковую строку появляются подсказки, которые служат прямым переходом на нужную форму.

Заключение

В ходе прохождения педагогической практики были освоены навыки в научно-педагогической деятельности. На начальном этапе происходило ознакомление со спецификой организации учебного процесса. В последующем принималось участие в методической и педагогической работе кафедры, получен колоссальный опыт преподавательской деятельности.

Основными сложностями в работе оказались работа со студентами, которых нужно было настроить на восприятие себя в качестве преподавателя, а также, в связи с тем, что практика подразумевала под собой использование современных технических средств, возникли трудности с использованием технологии программы Системы Главбух. Но все проблемы были преодолены и студенты активно участвовали в учебном процессе, отвечая на вопросы и выполняя задания.

Студенты также приобрели навыки работы со справочно-информационной Системой Главбух и повысили свои знания в области бухгалтерского и налогового учета, законодательства РФ.

В ходе практики были получено не только навыки профессионально-педагогической деятельности, но также навыки коммуникации, взаимодействия преподавателя и студентов.

Список использованных источников

1. Современные методы обучения в вузе. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/ conference/2012/138/sovremennye_metody_obucheniya_v_vuze/ (дата обращения 25.02.2017)
2. Горбатова М.К., Назипова М.А. Методики преподавания в высшей школе. / Учебное пособие / М.К. Горбатова, М.А. Назипова. Н.Новгород: ННГУ – 2012. – 53 с.
3. Инновационные методы обучения в высшем образовании. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php?i=1408380616 (дата обращения 25.02.2017)
4. Современные технологии обучения в вузе. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://moluch.ru/archive/92/17764/ (дата обращения 25.02.2017)
5. Теория обучения. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://lib4all.ru/base/B3165/B3165Part31-144.php (дата обращения 25.02.2017)
6. Инновационные формы и методы обучения. [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34868 (дата обращения 25.02.2017)
7. БСС «Система Главбух». [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://kgermak.ru/sistema-glavbuh (дата обращения 25.02.2017)
8. Бухгалтерская справочная система. [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://www.1gl.ru/about/ (дата обращения 25.02.2017)
9. Лабораторная работа. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://studynote.ru/studgid/pomosch/chto-takoe-laboratornaja-rabota/ (дата обращения 25.02.2017)

Отчет педагогической практике в ВУЗе обновлено: Июль 31, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Статьи по теме: