Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись) план-конспект занятия по рисованию на тему

Программное содержание:

  • Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;
  • Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту;
  • Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;
  • Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;
  • Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеровумельцев;
  • Формировать знания об особенностях росписи игрушек, посуды и других промыслов.

Оборудование: изделия (репродукции изделий) Хохломы, Гжели, Дымки; листы бумаги (силуэты посуды) , акварель (гуашь) красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, баночки.

Ход занятия:

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я.

Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы? Как они называются? (дымковские и гжельские изделия)

Разделите их по группам. Рассмотрите внимательно, найдите похожие. Покажите, какие изделия можно объединить в отдельную группу. Рассмотрим незнакомые нам изделия (Хохломские) . Что общего у них, что их объединяет? (эти изделия сделаны из дерева, одинаковые узоры: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки) . Что отличает от изделий других групп? (хохломские изделия сделаны из дерева, а остальныеиз глины и фарфора. Хохломские - на черном и желтом фонах узорами украшены, а дымковские и гжельскиена белом фоне)

Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!

Нарисованы на них травы, листья, цветы, листья, сказочные жарптицы, чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома»?

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал) , что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

Кто скажет мне, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, листья, завитки) .

Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем учиться рисовать такие узоры.

Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый)

Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья (листья можно нарисовать концом кисти, примакиванием, а ягоды - тоже концом кисти или приемом тычка) . Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – линиями (дугообразными) . И получится гирлянда.

Я вижу вы устали. Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем

Физкультминутка.

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

(Вращательные движения головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

(наклоны головы вперед-назад.)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным

(Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

(Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах) .

Молодцы! Присаживайтесь!

Ребята, посмотрите. У меня здесь есть посуда: миски, ложки, вазы. У этой посуды золотойжелтый фон.

Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите изделия узорами.

Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно) .

Работа детей.

А теперь посмотрите на эти изделия и скажите, какое настроение вызывает хохломская посуда?

Выберите и покажите самую красивую ложку. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта ложка лучше других.

Теперь покажите самую красивую миску вазу

Ребята, посмотрите, теперь наша выставка пополнилась хохломскими изделиями.

А теперь послушайте стихотворение о Хохломе:

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входит в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.

June 16th, 2013

Хохломская роспись - Алых ягод россыпь...

ОТГОЛОСКИ ЛЕТА В ЗЕЛЕНИ ТРАВЫ.
РОЩИ-ПЕРЕЛЕСКИ.
ШЕЛКОВЫЕ ВСПЛЕСКИ
СОЛНЕЧНО-МЕДОВОЙ ЗОЛОТОЙ ЛИСТВЫ
У КРАСЫ ТОЧЕНОЙ - САРАФАН ПАРЧОВЫЙ
ПО ВОЛНАМ УЗОРОВ ЯХОНТЫ ГОРЯТ.
ЧТО ЗА ЧАРОДЕИ ХОХЛОМУ ОДЕЛИ
В ЭТОТ НЕСКАЗАННЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ НАРЯД?
РОСПИСЬ ХОХЛОМСКАЯ СЛОВНО КОЛДОВСКАЯ
В СКАЗОЧНУЮ ПЕСНЮ ПРОСИТСЯ САМА.
И НИГДЕ НА СВЕТЕ НЕТ ТАКИХ СОЦВЕТИЙ
ВСЕХ ЧУДЕС ЧУДЕСНЕЙ НАША ХОХЛОМА!
П. Синявский

Игорь Бельковский
Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.


Искусство хохломской росписи родилось очень давно. Вы, наверное, понимаете и сами, почему так трудно сказать, когда, в каком именно столетии это произошло, ведь дерево - недолговечный материал. Мастера расписывали бытовые предметы - мебель, посуду, домашнюю утварь. Никто не относился к ним как к произведениям искусства, хотя всегда ценились их красота и нарядность.



Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне - синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи.


Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи - "верховая" (красным и чёрным на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне).

Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.


Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел - одна из самых известных росписей в России. Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 - начале 20 вв.

Поначалу крестьяне сами продавали свои изделия, но это отнимало драгоценное время, поэтому вскоре скупать их стали скупщики: нерасписанные, "белые" изделия они перепродавали красильщикам, готовые предметы свозили на склады, а затем - на продажу в торговые сёла и городки. Хохлома - большое старинное торговое село в бывшей Нижегородской губернии.

В Хохломе были красильни, склады и торговые ряды, в которых продавали привезенный на подводах в красивых плетёных из луба коробах-плетюхах "хохломской товар" - нарядные золотистые миски, ложки, поставцы, бурлацкие чаши и братины - шаровидные сосуды с широко раскрытым венчиком-горлышком.

Это село, как вы уже догадались, дало название всему промыслу.
Хохломские изделия продавали и на базарах Городца, и на самой многолюдной ярмарке России - Макарьевской, располагавшейся у стен Макарьевского монастыря близ Нижнего Новгорода. В конце XIX века Макарьевская ярмарка была переведена в этот город и стала называться Нижегородской.


У пристаней пестрели разноцветными парусами и флагами волжские суда, которые потом сменили пароходы с цветными и разноголосыми трубами.
Отсюда вниз и вверх по Волге развозилась "хохлома" по деревням, сёлам и городам России, добиралась до Средней Азии, Ирана, Турции, Индии, заходила в Европу. В конце XIX и начале XX века хохломской промысел заслужил всемирную славу. Изделия русских мастеров покупали в Румынии, Болгарии, Норвегии, Франции, доплывали они и до берегов Америки, Африки, Австралии.


Хохломские предметы, нарядные и дешёвые, можно было встретить и в крестьянской избе, и в жилище ремесленника и торговца средней руки, и в нехитром скарбе солдат и бурлаков. Красоту этих простых изделий оценили художники, ученые, их стали покупать горожане.




В деревне Семёново-
В русском краю,
Стояли избушки
Там в бытность свою...
И пели там птицы,
Кормила земля.
И жёлтая ржица
Ласкала поля.
Леса там родили
Рябину, цветы.
И люди там жили,
Лелея мечты.
Чтоб жизнь была краше
Для жителей тех-
Писали на чашах
Узор для потех.
Писали узоры
Их руки, души.
Молились в соборах,
Чтоб не было суши.
А в этих узорах
Рябиновых лоз.
Царили Соборы,
Леса и покос.
Там музу вершил
Кистью русский народ.
И сказку творил,
Нежно вписаный плод.
Там сказка вплеталась
В ковши и дома.
Вот так зарождалась
У нас хохлома.
Л. Ларкина


Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII в., связывая его со старообрядцами, бежавшими в Заволжские леса. Согласно легенде, первое поселение их возникло чудесным образом. Далеко на Севере, на Соловецком острове, стоял монастырь Зосимы и Савватия. Обитатели его не приняли нововведений Никона и подняли бунт. Было сюда направлено царское войско, и после долгой осады "соловецких сидельцев" в кандалах вывезли с острова на материк.


Лишь одному старцу удалось бежать из-под царского караула. И как только вступил он в лесную чащу, увидел в воздухе икону, которая прежде находилась в монастыре. Летела та икона поверх леса, указывая старцу путь. Шел он за нею, и расступались пред ним деревья, высыхали непроходимые болота, валежник в сторону раскидывался.
Так и пришел старец в керженские леса, где и основал свое первое раскольническое поселение — скит.
Эта легенда объясняла, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы.

Переселяясь в Заволжье, староверы привозили с собой не только иконы и книги, но и домашнюю утварь, являющуюся прекрасным образцом декоративно-прикладного искусства.
Так в Заволжских лесах на берегу Волги вырастали сначала небольшие, в один-два двора деревеньки, а затем стали строиться целые села. Место было удобное. На берегу реки устраивались ярмарки, на которые привозили товары и с севера, и с юга России.
Везли сюда изделия и с Урала, и с Украины, из Сибири и Азии.
Близость к большой реке и ярмарке создавали благоприятные условия для занятий различными промыслами и торговлей.



Как волшебница Жар- птица,
Не выходит из ума
Чародейка - мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной красоты.









liveinternet.ru/users/novaya_skazka/post 193008790/

Изобразительное искусство

Воронежская Татьяна Сергеевна

1 класс

МБОУ СОШ № 6 п. Новый

Приморский край Надеждинский район

Тема: «Гроздья спелой ягоды. Ознакомление с росписью изделий Хохломы».

Цель урока: знакомство с художественным промыслом Хохломы; умением выделять элементы хохломской росписи (ягодка, листочек, травка) и видеть её красоту; закреплять умение украшать круглую тарелочку из бумаги; развивать цветовое восприятие, аккуратность при рисовании пальчиком

Планируемые результаты:

Метапредментые УУД: желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности.

Предметные УУД: понимание значения искусства в жизни человека и общества.

Личностные УУД: способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Оборудование: гуашь (чёрная, красная, жёлтая и зелёная), кисти, баночка для воды, лист бумаги, презентация «Растительный узор с элементами хохломской росписи».

I. Вводная часть

1. Организационный момент.

2. Проверка рабочего места.

1. Сообщение темы.

Наше национальное русское декоративно-прикладное искусство славится своими традициями. Тут посуда, одежда, игрушки, разные резные предметы – всего не перечесть! На Руси издавна существовали центры народных промыслов, места, где мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы. Это Хохлома, Жостово, Городец, Гжель, Полхов-Майдан, Палех.

Чтение стихотворения «Мир волшебной хохломы»

Удивляя, Листья рдеют,

Прорастая, Не редея

Как-то празднично жива От дыхания зимы.

Молодая, Входим в царство Берендея -

Непростая, В мир волшебной Хохломы.

Чёрно-красная трава. (Б. Дубровский)

2. Презентация «Растительный узор с элементами хохломской росписи».

Давным-давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

III. Ознакомление с росписью хохломских изделий.

Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним «травный» узор. Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.

Вопрос: Какие цвета используют мастера?

Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?

Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки.

Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Ответ: У природы – веточки, листки, травка.

Учитель: Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике – всяким плодам, цветам и травам раздолье.

Перед вами 2 круга разного цвета (жёлтый и чёрный). Выберите фон для своей тарелочки. На столе лежат трафареты элементов Хохломы. Вам нужно выложить на круге красивый узор (обсуждение).

IV. Объяснение и показ учителем приёмов рисования.

1. Вначале вы должны выбрать фон для своей тарелки (закрашиваем, звучит спокойная музыка).

2. Теперь приступаем к самому главному – рисунку ягодок. Рисовать их будем пальчиком. Обмакиваем пальчик в красную гуашь и тычком на свою тарелочку, располагая в центре круга (показ).

3. Затем работаем тонкой кистью, рисуем листочки, веточку зелёной гуашью. Можно добавить травку, каёмку по краю тарелки (показ).

V. Практическая работа детьми

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.

VI. Выставка и обсуждение детских работ. Рефлексия.

В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои блюдца на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить то, что лучше всего удалось.

Звучит стихотворение П. Синявского

Хохломская роспись, У красы точеной

Алых ягод россыпь, Сарафан парчовый,

В зелени травы. Яхонты горят.

Рощи, перелески, Что за чародеи

Шелковые всплески, Хохлому одели

Солнечно-медовой В этот несказанный

Золотой листвы. Праздничный наряд?


ОТГОЛОСКИ ЛЕТА В ЗЕЛЕНИ ТРАВЫ.
РОЩИ-ПЕРЕЛЕСКИ.
ШЕЛКОВЫЕ ВСПЛЕСКИ
СОЛНЕЧНО-МЕДОВОЙ ЗОЛОТОЙ ЛИСТВЫ
У КРАСЫ ТОЧЕНОЙ - САРАФАН ПАРЧОВЫЙ
ПО ВОЛНАМ УЗОРОВ ЯХОНТЫ ГОРЯТ.
ЧТО ЗА ЧАРОДЕИ ХОХЛОМУ ОДЕЛИ
В ЭТОТ НЕСКАЗАННЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ НАРЯД?
РОСПИСЬ ХОХЛОМСКАЯ СЛОВНО КОЛДОВСКАЯ
В СКАЗОЧНУЮ ПЕСНЮ ПРОСИТСЯ САМА.
И НИГДЕ НА СВЕТЕ НЕТ ТАКИХ СОЦВЕТИЙ
ВСЕХ ЧУДЕС ЧУДЕСНЕЙ НАША ХОХЛОМА!
П. Синявский

Игорь Бельковский

Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.

Искусство хохломской росписи родилось очень давно. Вы, наверное, понимаете и сами, почему так трудно сказать, когда, в каком именно столетии это произошло, ведь дерево - недолговечный материал. Мастера расписывали бытовые предметы - мебель, посуду, домашнюю утварь. Никто не относился к ним как к произведениям искусства, хотя всегда ценились их красота и нарядность.

Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне - синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи.

Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи - "верховая" (красным и чёрным на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне).

Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.

Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел - одна из самых известных росписей в России. Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 - начале 20 вв.

Поначалу крестьяне сами продавали свои изделия, но это отнимало драгоценное время, поэтому вскоре скупать их стали скупщики: нерасписанные, "белые" изделия они перепродавали красильщикам, готовые предметы свозили на склады, а затем - на продажу в торговые сёла и городки. Хохлома - большое старинное торговое село в бывшей Нижегородской губернии.

В Хохломе были красильни, склады и торговые ряды, в которых продавали привезенный на подводах в красивых плетёных из луба коробах-плетюхах "хохломской товар" - нарядные золотистые миски, ложки, поставцы, бурлацкие чаши и братины - шаровидные сосуды с широко раскрытым венчиком-горлышком.

Это село, как вы уже догадались, дало название всему промыслу.

Хохломские изделия продавали и на базарах Городца, и на самой многолюдной ярмарке России - Макарьевской, располагавшейся у стен Макарьевского монастыря близ Нижнего Новгорода. В конце XIX века Макарьевская ярмарка была переведена в этот город и стала называться Нижегородской.

У пристаней пестрели разноцветными парусами и флагами волжские суда, которые потом сменили пароходы с цветными и разноголосыми трубами.

Отсюда вниз и вверх по Волге развозилась "хохлома" по деревням, сёлам и городам России, добиралась до Средней Азии, Ирана, Турции, Индии, заходила в Европу. В конце XIX и начале XX века хохломской промысел заслужил всемирную славу. Изделия русских мастеров покупали в Румынии, Болгарии, Норвегии, Франции, доплывали они и до берегов Америки, Африки, Австралии.

Хохломские предметы, нарядные и дешёвые, можно было встретить и в крестьянской избе, и в жилище ремесленника и торговца средней руки, и в нехитром скарбе солдат и бурлаков. Красоту этих простых изделий оценили художники, ученые, их стали покупать горожане.


В деревне Семёново-
В русском краю,
Стояли избушки
Там в бытность свою...
И пели там птицы,
Кормила земля.
И жёлтая ржица
Ласкала поля.
Леса там родили
Рябину, цветы.
И люди там жили,
Лелея мечты.
Чтоб жизнь была краше
Для жителей тех-
Писали на чашах
Узор для потех.
Писали узоры
Их руки, души.
Молились в соборах,
Чтоб не было суши.
А в этих узорах
Рябиновых лоз.
Царили Соборы,
Леса и покос.
Там музу вершил
Кистью русский народ.
И сказку творил,
Нежно вписаный плод.
Там сказка вплеталась
В ковши и дома.
Вот так зарождалась
У нас хохлома.
Л. Ларкина

Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII в., связывая его со старообрядцами, бежавшими в Заволжские леса. Согласно легенде , первое поселение их возникло чудесным образом. Далеко на Севере, на Соловецком острове, стоял монастырь Зосимы и Савватия. Обитатели его не приняли нововведений Никона и подняли бунт. Было сюда направлено царское войско, и после долгой осады "соловецких сидельцев" в кандалах вывезли с острова на материк.

<

Лишь одному старцу удалось бежать из-под царского караула. И как только вступил он в лесную чащу, увидел в воздухе икону, которая прежде находилась в монастыре. Летела та икона поверх леса, указывая старцу путь. Шел он за нею, и расступались пред ним деревья, высыхали непроходимые болота, валежник в сторону раскидывался.
Так и пришел старец в керженские леса, где и основал свое первое раскольническое поселение — скит.
Эта легенда объясняла, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы.

Переселяясь в Заволжье, староверы привозили с собой не только иконы и книги, но и домашнюю утварь, являющуюся прекрасным образцом декоративно-прикладного искусства.
Так в Заволжских лесах на берегу Волги вырастали сначала небольшие, в один-два двора деревеньки, а затем стали строиться целые села. Место было удобное. На берегу реки устраивались ярмарки, на которые привозили товары и с севера, и с юга России.
Везли сюда изделия и с Урала, и с Украины, из Сибири и Азии.
Близость к большой реке и ярмарке создавали благоприятные условия для занятий различными промыслами и торговлей.

Как волшебница Жар- птица,
Не выходит из ума

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ- АЛЫХ ЯГОД РОССЫПЬ. ОТГОЛОСКИ ЛЕТА В ЗЕЛЕНИ ТРАВЫ. РОЩИ-ПЕРЕЛЕСКИ,ШЕЛКОВЫЕ ВСПЛЕСКИ СОЛНЕЧНО-МЕДОВОЙ ЗОЛОТОЙ ЛИСТВЫ Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала - дерева. Изготавливали в деревнях близ Нижнего Новгорода, привозили на ярмарку в Хохлому, отсюда и пошло название -«Хохломская роспись».
















4.Олифление. Покрывают 4 слоями олифы, 4 слой - самый густой, сушат в печи при температуре градусов. 5. Лужение- порошок олова или алюминия втирают в изделие, оно приобретает красивый бело- зеркальный блеск. Сушка.




7. Лачение. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и закаливают в печи при температуре градусов. Под воздействием температуры лак желтеет, и изделие приобретает золотистый цвет.


Главный элемент росписи - травка, художников называли «травниками». Травка, ягодки, цветы, птицы - все это символы счастливой жизни, как бы райский сад..Красный - радость, золотой - тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый - цвет жизни, природы; черный -торжественность.





Статьи по теме: