Социально-экономическая и политическая ситуация на рубеже XX-XXI веков. Российская федерация на рубеже xxi века

В истории человечества Европа всегда имела огромное значение. В конце XIX в. в одном из фундаментальных сочинений русской историко-социальной литературы, книге «Россия и Европа», Н. Я. Данилевский отмечал «громадные результаты исторической жизни Европы». Народы Европы, по его словам, не только основали могущественные государства, распространившие свою власть на все части света, но и установили отвлеченно-правомерные отношения граждан и между собой, и с государством. Это дает основание назвать европейский «культурно-исторический тип… двуосновным с преимущественно научным и промышленным характером культуры в тесном смысле этого слова».

Но положение в мире быстро менялось. Уже в 1900 г. США, бывшие в начале XIX в. отсталой аграрной страной, выдвинулись на 1-е место в мире по уровню развития промышленного производства. Такому ускоренному продвижению США на господствующие экономические позиции способствовали итоги Первой мировой войны (1914–1918), а Вторая мировая война (1939–1945) окончательно обеспечила первенство США, которые, благодаря быстрому развитию своей экономики, превратились в ведущую мировую державу.

Беспрецедентный по продолжительности и размерам экономический подъем имел место в США в конце XX – начале XXI в.: доля США в мировом ВВП достигла почти трети (в 2000 г. – 30,4 %). Но события 11 сентября 2001 г. положили начало новому этапу в политическом развитии всего мира. Ликвидация последствий теракта в Нью-Йорке продемонстрировала мощь «одинокой сверхдержавы», как стали называть свою страну граждане США. Одновременно эти трагические события показали слабость позиций других развитых стран, острейшую необходимость для них укрепления своего экономического, научно-технического и военно-политического потенциалов. И прежде всего это касается Европы, которая долгое время считалась вторым «центром» современного мира. Активную деятельность руководителей Евросоюза последнего времени журналисты охарактеризовали очень образно: «Европа жаждет независимости». Речь идет о создании Объединенной Европы, играющей главенствующую роль в мировой экономике и политике. Ее возникновение, быть может, явится наиболее важным событием XXI в.

Задача данного пособия – раскрыть процесс консолидации экономики стран Европы как составной части глобализации экономики и политики, показать его сложный характер, а также рассказать, какую важную роль призвана играть Россия в судьбе объединяющейся Европы. Для углубления анализа проблем мирового хозяйства последовательно рассматриваются европейские экономические модели, современная постиндустриальная экономика стран Европы, особенности ее динамики, эволюция роли Евросоюза в международных экономических отношениях. В частности, говорится о противоречиях между развитыми странами Европы и ведущей заокеанской державой – США.

Учитывая далеко продвинувшийся процесс создания Объединенной Европы, в книге подробно характеризуются национальные экономики основных европейских стран. При этом отмечаются не только достижения, но и противоречивые тенденции и возможные перспективы.

Большое внимание уделено рассмотрению социально-экономических и политических связей стран Западной Европы, Китая, Индии и России. Анализируются новые направления в их отношениях, делаются предположения о характере будущего сотрудничества между Россией и Объединенной Европой и той роли, которую может сыграть российско-европейский союз в развитии современного мира.

Книга написана на основе анализа зарубежной и отечественной научной литературы, публикаций в периодической печати, статистических материалов. Она подготовлена на базе лекций по экономике стран Европы, которые профессор Г. П. Черников в течение ряда лет читает в Московском государственном институте (университете) международных отношений, Московском государственном институте коммерции и других учебных заведениях.

Судя по всему, уже в первые десятилетия XXI в. России придется иметь дело не просто с группировкой европейских стран, по силе равной США и Китаю и превосходящей Японию, но со своего рода Соединенными Штатами Европы. В настоящее время Евросоюз уже вплотную подошел к преобразованию в глубоко интегрированное объединение государств с общей наднациональной системой управления, политикой, обороной, валютой и единым экономическим и социальным пространством.

Чтобы понять причины создания такого объединения, необходимо рассмотреть объективные его основы, изменения, происходящие в мировой политике, особенности исторического прошлого и современных международных отношений стран Европы Определяющее значение имеет также состояние природных, демографических и финансовых ресурсов этих стран.

Глобализация. Основные формы ее проявления

Интернационализация хозяйственной деятельности развивалась на всех этапах формирования мировой экономики, составляя ее основу. Но в течение последних десятилетий под влиянием научно-технической революции и ряда других факторов интернационализация жизни приобретает новое качество, которое и назвали глобализацией.

Итак, глобализация – это качественно новый уровень интернационализации всех сторон жизни современного общества производства, обмена товарами, экономических, социально-политических и культурных отношений и т. д. При этом речь идет не только о широте охвата явлений, но и о качественных изменениях.

Понятие глобализации вошло в научный оборот в начале 80-х годов XX в и определяло прежде всего масштабность всех происходящих в мировой цивилизации социально-экономических изменений. В 1983 г американский ученый Р. Робертсон впервые использовал термин «глобализация» в названии одной из своих статей, а в 1992 г он одним из первых изложил концепцию глобализации.

В последние годы в России и за рубежом опубликован ряд монографий, статей и т. п. по проблемам глобализации Большое внимание в них уделено раскрытию предпосылок для развития глобализации производственных (новые технологии, информативная революция), организационных (развитие новых субъектов мирового хозяйства), экономических (широкое распространение подетальной специализации, качественные сдвиги в эволюции международных финансовых рынков) и др. В исследованиях, как правило, подчеркивается, что в этом процессе достигается такой уровень интернационализации экономики, при котором можно констатировать становление глобально интегрированной экономики.

В августе 1999 г. обострилась ситуация на Северном Кавказе – чеченские боевики вторглись в горные районы Дагестана. Возникла опасность расширения очага международного терроризма. В Москве, Волгодонске и Дагестане террористы взорвали жилые дома – погибли сотни людей. В этой обстановке возглавивший в августе 1999 г. Российское правительство В. В. Путин начал антитеррористическую операцию. Российские войска вытеснили боевиков из Дагестана и разгромили военные силы сепаратистов на территории Чечни. Постепенно, несмотря на диверсионные действия сепаратистов, в Чечне стала налаживаться мирная жизнь. Действуют вновь созданные республиканские и местные органы власти, возобновили работу школы, возвращаются беженцы, государство помогает населению восстановить разрушенные дома. В 2003 г. В Чечне были проведены выборы президента республики.
31 декабря 1999 г. Б. Н. Ельцин объявил о досрочном сложении с себя полномочий президента и назначении В. В. Путина исполняющим обязанности президента России. В соответствии с конституцией через три месяца состоялись президентские выборы. Получив почти 58% голосов, В. В. Путин стал новым главой государства. Председателем правительства был назначен М. М. Касьянов.
После выборов в Думу в декабре 1999 г. Изменилась расстановка политических сил. Наибольшего успеха на них достиг центристский избирательный блок «Единство». В дальнейшем в результате слияния «Единства» с другим общественным объединением «Отечество – вся Россия» образовалась сильная центристская организация «Единая Россия», создавшая ведущую фракцию в Государственной Думе. Позднее «Единая Россия» была преобразована в политическую партию. Еще накануне выборов ряд партий и организаций объединились в «Союз правых сил» (СПС), который вместе с партией «Яблоко» представлял в Думе либералов. Левый фланг политических сил по-прежнему возглавила КПРФ.
Новому президенту, правительству и депутатам Федерального Собрания достался в наследство целый ряд проблем в сферах:
экономической – внешний долг, требующий погашения, низкий уровень инвестиций, криминализация промышленной и торговой деятельности и т.д.;
финансовой – незначительный золотовалютный резервный фонд, дефицит бюджета, низкая собираемость налогов;
федеративных отношений – этнократические тенденции в национальных республиках, несогласованность их конституций с Конституцией РФ, своеволие региональных властей и т.д.;
административно-управленческой – влияние олигархов и лоббистов на принятие решений разными органами власти, разбухший и малоэффективный чиновничий аппарат, коррупция и т.д.;
социальной – низкий уровень жизни значительной части населения, маленькие пенсии, безработица, демографический спад и т.д.;
военной – армия старого образца, износ и устаревание военной техники, необеспеченность офицерства жильем и т.д.
В течение первого года своего президентства В. В. Путин предпринял ряд мер по укреплению вертикали власти. К ним относятся: изменение порядка формирования Совета Федерации (в нем стали заседать не губернаторы, а представители местных органов власти), создание из губернаторов Государственного совета – совещательного органа при президенте, образование на территории России семи административных округов, в которые вошли как области и края, так и национально-государственные образования. Конституции республик были приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Ослабло влияние олигархических кругов на власть.
Улучшилось экономическое положение страны. Промышленный спад сменился устойчивым приростом производства. На прилавках магазинов отечественные товары, особенно продовольственные, начали вытеснять импорт. Повысился сбор зерна (особенно высокий урожай был в 2001 г.), возросло производство сельхозпродуктов.
Благодаря понижению ставки налогообложения уменьшилось число случаев уклонения от налогов, что благоприятно сказалось на их сборе. Впервые после «перестройки» начал формироваться бездефицитный бюджет, увеличился золотовалютный резервный фонд. Были приняты решения о повышении размеров минимального уровня зарплаты.
Произошли существенные изменения в социальной политике, направленные главным образом на улучшение положения малообеспеченных слоев населения. Повысились пенсии, началось проведение пенсионной реформы. Большое внимание уделяется проблемам жилично-коммунального хозяйства. Происходят перемены в системе образования, продиктованные требованиями научно-технического прогресса.
Как показывают данные социологических опросов, жители России в целом положительно относятся к политике правительства. Многих привлекают демократические ценности, открытость общества, возможность свободы выбора, рыночное изобилие и, наконец, надежда на экономический подъем и улучшение качества жизни в будущем.
«Новый курс» внутренней политики, проводимой президентом, привел к уменьшению социальной напряженности и обретению людьми веры в будущее России.

В период второго срока президентских полномочий Б.Н. Ельцина укрепились демократические начала в государстве и обществе, сложилась рыночная экономика. В то же время не удалось преодолеть негативных последствий поспешного реформаторства. В 2000 год страна вступила с новым президентом – В.В. Путиным. Ему удалось укрепить «вертикаль» государственной власти, добиться консолидации российского общества. В стране наметилась тенденция экономического роста.

И так мы дошли до самого яркого момента из всей истории Российского государства. Вспомним, на чём закончился прошлый век: отметим, что после неудач в «перестройки» и распада СССР, отставки Горбачёва, к власти приходят демократы во главе с Б.Н. Ельцин. Новая власть берёт курс на радикально-либеральные реформы. Создались новые экономические и политические структуры управления: вместо названия РСФСР страна стала называться Россией. Разработана программа экономических реформ, автором которой выступил Е.Т. Гайдар.

Основные направления реформы:

  • 1) Либерализация (освобождение цен), - «шоковая терапия».
  • 2) Массовая приватизация государственной собственности (Чубайс).

Однако, у этой концепции, - программы реформации, отсутствовало научное обоснование.

Произошло:

  • 1) За год цены выросли на 2,5 тыс. %;
  • 2) Обесценивались денежные вклады.

Всё же был ликвидирован дефицит товара. 1992 год - была проведена ваучерская приватизация.

Цель приватизации: Превратить властный сектор экономики в преобладающий.

По средствам ваучера, - перераспределяется национальное имущество. Происходит рассвет предпринимательства. (Приложение 2). Возникают ассоциативные кооперативные, частные и другие виды объединений. Открытым оставался вопрос с собственности земли. Вместе с тем, происходим преобразование колхозов и совхозов. Возникают фермерские хозяйства.

Происходит переход к созданию рыночных отношений отказывающихся от централизованного планирования. Берётся курс на свободу ценообразованию и конкуренцию. Появилась резкая безработица (1992 год).

Летом 1996 года произошли вновь выборы в президентскую должность, с большим трудом во 2-ом туре победил - Ельцин. Неожиданно для всех, в новогоднюю ночь 1999 года декабрь - он объявляет о своей отставке.

Март 2000 года - в результате выборов В.В. Путин становиться президентом (52% голосов).

Основные задачи В.В. Путина:

ь Укрепление государственности, путём усиления «вертикали власти»;

ь Проводиться реформа совета федерации, в котором губернаторы заменяли представители регионов;

ь Происходит укрепление силовых структур: армия.

ь Происходит модернизация судебно-правовой системы;

ь Обеспечение гражданского согласия.

Также 2000 год отличается тем, что в этот период произошло принятие государственной символики, и что немало важно территория России была разделена на 7 федеральных округов.

В октябре 2001 года В.В. Путин подписал новый Земельный кодекс РФ, который закрепил право собственности на землю (кроме земель сельскохозяйственного назначения) и определил механизм её купли-продажи. В июле 2002 В.В. Путиным был подписан федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который санкционировал куплю-продажу и земель сельскохозяйственного назначения.

Был проведён ряд других социально-экономических реформ: пенсионная (2002), банковская (2001-2004), монетизация льгот (2005), реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта.

К 1 июля 2006 года российский рубль стал конвертируемым по текущим и капитальным операциям. В экономике России отмечался рост ВВП: промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения. Происходило снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29% в 2000 году до 13% в 2007). С 1999 по 2007 годы индекс производства обрабатывающих отраслей промышленности вырос на 77%, в том числе производства машин и оборудования - на 91%, текстильного и швейного производства - на 46%, производства пищевых продуктов - на 64%.

Объём ВВП в 2005 году составил 21 665,0 млрд. руб. и увеличился на 6,4% по сравнению с предыдущим годом. Прирост промышленного производства в 2005 году составил 4,0%, оборот розничной торговли - 12,0%, инвестиций в основной капитал - 10,5%, грузооборота транспорта - 2,6%. Индекс потребительских цен составил 10,9%, дефлятор ВВП - 18,8%. Внешнеторговый оборот в 2005 году составил 370,4 млрд. долл. Сальдо торгового баланса - 120,1 млрд. долл.

Объём российского ВВП в 2006 году составил, по предварительным данным, 26 621 млрд. рублей, или $979,1 млрд. по средневзвешенному курсу за год (год назад - $763,2 млрд.), что в реальном выражении на 6,7% больше. Налоговые поступления, перечисленные Федеральной налоговой службой в федеральный бюджет в 2006, составили 3000,7 млрд. руб. (рост на 19,7% по сравнению с 2005). Российский золотовалютный резерв установил очередной рекорд - по состоянию на 5 января 2007 года золотовалютные резервы центрального банка составляли $303,9 млрд. Это обеспечило России третье место по этому показателю в мире после Китая и Японии. Согласно федеральному закону от 01.12.2006 №197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были окончательно утверждены в следующем размере: расходы в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, доходы в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей. Официальная инфляция составила 9%.

В 2007 году Россия вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития.

Как и на чем Россия сегодня может подняться и возродиться? А вот это уже - задача Государства и прежде всего Русского народа. Нам нужно только увидеть Его управляющую руку. Именно Он выдвигал и выдвигает в создаваемых заново науке, образовании, промышленности, финансовых структурах и бизнесе талантливых, смелых руководителей. Он создал условия для девальвации рубля, концентрации огромных активов и средств народа в руках немногих, переправивших их на Запад, где они хранятся пока в безопасности. Он создал условия, чтобы грамотные ученые, но амбициозные и не обладающие талантами, уехали на Запад, в России, же оставил одаренных, разумных и бескорыстных. Он на мировом рынке регулирует цены главных ресурсов и сырья, помогая России без организационных мероприятий обеспечить динамичное развитие экономики.

«Шоковая терапия». К 1992 г. в России, ставшей самостоятельным государством после распада СССР, переход к рыночной экономике считался неизбежным. Частичные меры по «вживлению» элементов рынка в экономику лишь усугубляли кризис в стране. Осложняла ситуацию дезинтеграция экономики бывшего СССР. Повседневными явлениями стали пустые прилавки магазинов, бесконечные очереди. Социальная напряженность нарастала.

Руководство России во главе с Б. Н. Ельциным единственный выход из критического положения видело в макроэкономической стабилизации -- достижении баланса между платежеспособным спросом и предложением товаров. Был взят курс на «шоковую терапию». Идеологом и основным проводником этой политики стал Е.Т.Гайдар, получивший пост вице-премьера в правительстве.

Реформаторы полагали, что рынок сам создаст оптимальную структуру экономического развития. Уверенность их команде придавала и позиция Запада. Правительство рассчитывало на получение крупных кредитов от Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

В общественном сознании преобладало представление о недопустимости государственного вмешательства в экономику. Однако серьезным специалистам было очевидно, что в условиях системных преобразований роль государства, напротив, должна неуклонно возрастать.

Программа стабилизации экономики состояла во введении свободной торговли, отпуске цен, приватизации государственной собственности. С января 1992 г. цены на большинство товаров были отпущены. Планировалось, что они возрастут в 3 - 5 раз, но на деле цены очень быстро увеличились в 100 и более раз и продолжали расти. Правительство пошло на резкое сокращение важнейших государственных расходов. Значительно упало финансирование армии, снизился до опасной черты государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха самые наукоемкие производства. До крайне низкого уровня упали социальные расходы.

Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставили весной 1992 г. пойти на повышение зарплат. Началась безудержная инфляция.

Приватизация и ее особенности в России. Важным направлением в политике правительства стала приватизация промышленности, розничной торговли и сферы обслуживания. В результате приватизации в 1992 г. в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс. промышленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике. Однако приватизация сама по себе, без продуманной структурной и инвестиционной политики, не могла повысить эффективность производства.

Во-первых, в приватизации политические цели доминировали над экономической целесообразностью. Власть стремилась к форсированному созданию класса собственников, который укрепил бы политический режим. Именно поэтому за бесценок «своим» раздавались предприятия и целые отрасли. Новые хозяева, не вложившие в приобретаемую собственность значительных средств, не были заинтересованы в обновлении производства.

Во-вторых, приватизация не получила всенародной поддержки. Символом равных возможностей в создании своего бизнеса, по замыслу реформаторов, должен был стать приватизационный чек - ваучер, который каждый гражданин получал бесплатно и мог свободно им распорядиться. Для определения стоимости ваучера стоимость подлежащих приватизации предприятий в ценах 1984 г. разделили на количество граждан. В результате ваучер оценили в 10 тыс. рублей. Ваучеры выдали всем гражданам России в конце 1992 г. До конца 1994 г. ваучеры можно было обменивать на акции приватизируемых предприятий. Однако в 1994 г. на 10 тыс. рублей можно было купить всего два килограмма колбасы. В условиях обнищания и экономической безграмотности люди либо продавали ваучеры, либо помещали их в инвестиционные фонды. Большинство этих фондов изначально создавались как мошеннические структуры и не собирались выплачивать вкладчикам никаких денег.

С конца 1995 г. начался новый этап приватизации, связанный с так называемыми залоговыми аукционами и приватизационными сделками. В ходе залоговых аукционов срочно созданные финансовые группы предоставляли правительству России кредит, получая под залог этих денег акции государственных предприятий, прежде всего топливно-энергетического сектора. Реальная цена акций многократно превышала стоимость кредитов, а сами деньги для кредитов финансовые группы получили от того же государства. Возвращать кредиты правительство не собиралось, и акции перешли в собственность «кредиторов». Естественно, участниками подобных мошеннических операций могли стать лишь люди, близкие к организовавшим эти операции правительственным чиновникам.

Результаты приватизации. В 90-е гг. спад производства и технологическое отставание приняли в России опасные размеры. Отечественные товаропроизводители очень быстро утратили контроль над 50% национального рынка, который был занят импортными товарами.

Доля государственной собственности в экономике стала незначительной. Однако задуманной модернизации производства и общества, в результате которой было бы снято отчуждение личности от собственности, не произошло. Напротив, приватизация привела к глубокому расколу общества. Лишь 5 % населения страны получили контроль над собственностью, приносящей прибыль. Ведущее место среди них заняли представители бюрократического аппарата, распоряжавшиеся приватизацией. По бросовым ценам скупили богатства страны и представители «теневой» экономики и криминала. В России сложился чрезвычайно узкий, но могущественный слой собственников, получивших название олигархи.

Снижение социальной защищенности граждан России привело к серьезным демографическим последствиям. Убыль населения России достигла почти 1 млн. человек каждый год.

К 1996 г. объем промышленности сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Экономику и социальную устойчивость в стране позволяла поддерживать лишь продажа за рубеж сырья. Правда, удалось несколько стабилизировать финансовую ситуацию, остановить падение курса рубля. В 1997-1998 гг. спад производства замедлился, в некоторых отраслях наметилось оживление.

Однако 17 августа 1998 г. произошел так называемый дефолт, вызвавший катастрофическое падение курса рубля, разорение многих банков, многократный рост цен, увеличение безработицы. Вместе с тем кризис имел и положительные последствия. Сократился ввоз из-за рубежа промышленных и продовольственных товаров, что способствовало росту отечественного производства. Дополнительным благоприятным фактором стало быстрое увеличение с этого времени цен на нефть на мировом рынке. Поэтому с 1999 г. в России начался подъем экономики. Он продолжался до кризиса 2008 г. Однако этот рост почти полностью зависел от мировых цен на нефть, доходы подавляющей части населения, несмотря на некоторое их увеличение, оставались крайне низкими.

Общественно-политическое развитие в 1991 --1993 гг. Экономическая политика президента РСФСР Б.Н.Ельцина в начале 90-х гг. вела к росту социальной напряженности в обществе и обострению политической борьбы. С весны 1992 г. авторитет оппозиционных сил быстро рос. Постепенно главным центром оппозиции стали Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР.

В 1992 -1993 гг. неоднократно происходили столкновения между оппозиционными демонстрантами и милицией и внутренними войсками. Призрак гражданской войны витал над Россией. 21 сентября 1993 г. Ельцин приостановил деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Одновременно вышел Указ о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г. признал указ президента недействительным, как противоречащий Конституции. Руководство Верховного Совета заявило об отстранении Ельцина от власти. Исполняющим обязанности президента был назначен генерал А.В.Руцкой, вице-президент Российской Федерации. Белый дом, где обосновался Верховный Совет, был блокирован силами Министерства внутренних дел и спецслужб.

В Москве противники Ельцина организовали демонстрации. Поскольку телевидение тенденциозно освещало события, 3 октября защитники Белого дома предприняли попытку овладеть Останкинским телецентром, но она оказалась неудачной: по собравшимся в Останкине людям был открыт огонь.

4 октября по приказу Ельцина войска стали расстреливать из танков здание Белого дома. Несколько сот человек были убиты, многие ранены. К вечеру депутаты покинули здание, руководство Верховного Совета было арестовано.

Основным итогом событий осени 1993 г. стал демонтаж системы советской власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, которая была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., президент получил полномочия формировать правительство, вносить законодательные инициативы, распускать органы законодательной власти в оговоренных случаях, издавать указы по ключевым политическим вопросам. Законодательным органом власти выступал двухпалатный парламент -- Федеральное собрание. Оно состояло из Совета Федерации, представленного субъектами Федерации, и Государственной думы, депутаты которой избирались как по избирательным округам, так и по партийным спискам.

Общественно-политическое развитие в 1994--1999 гг. 12 декабря 1993 г. одновременно с голосованием по Конституции состоялись выборы в Государственную думу. На выборах были представлены разные силы. Блок «Выбор России» во главе с Е. Т.Гайдаром опирался на поддержку государственных структур. В целом его отличала либеральная направленность. Однако основным носителем либерального сознания в нашей стране был не слой собственников, а интеллигенция, что определило своеобразные черты российского либерализма: оторванность от здравого смысла, чрезмерное преувеличение значения свободы в сфере потребления. «Выбор России» имел значительный успех на выборах 1993 г., но на выборах 1995 г. не смог попасть в парламент. Осенью 1993 г. сформировался блок «Явлинский -Болдырев-Лукин» («Яблоко»), стоящий на позициях умеренного либерализма. По общефедеральному списку на выборах 1993, 1995, 1999 гг. блок получил около 7-10% голосов. Лидеры «Яблока» подчеркивали, что курсу Ельцина можно противопоставить не только коммунистическую альтернативу, но и демократическую.

Активную деятельность развернула Либерально-демократическая партия России (ЛДПР; лидер В.В.Жириновский). Опираясь на искусную демагогию и популизм, партия Жириновского в 1993 г. заняла 70 мест в парламенте. На последующих выборах представительство ЛДПР в парламенте сократилось.

Значительную поддержку населения на выборах в 1993, 1995, 1999 гг. получила Коммунистическая партия РФ (КПРФ) под руководством Г.А.Зюганова. Идеалом партии стало новое видение социализма, построенного на принципах многоукладной экономики; восстановление СССР; укрепление обороноспособности страны. Постепенно влияние КПРФ снижалось.

Выборы в Государственную думу в 1995 г. показали растущую роль оппозиции в политической жизни страны. Напряженной была президентская предвыборная кампания 1996 г. Первый тур, не определивший кандидатуру президента, состоялся 16 июня; второй - 3 июля 1996 г. Во втором туре борьба развернулась между Б.Н.Ельциным и Г.А.Зюгановым. Было объявлено о победе Б. Н. Ельцина.

В период 1995 -1999 гг. власти решали проблемы финансовой стабилизации во многом путем массовых задержек зарплат, пенсий. В результате в 1997 -1998 гг. большого размаха достигло забастовочное движение.

Усиливалась угроза распада Российской Федерации. К этому вел рост сепаратизма среди руководителей национальных республик, что сопровождалось притеснением русского населения. Особенно опасное положение сложилось в Чечне, которая превратилась в источник преступности для всей России. Попытка Центра восстановить конституционную законность и правопорядок привела к военно-политическому кризису в Чечне в 1995 -1996 гг. (первая чеченская война). Ожесточенные бои были во многом неудачны для российской армии из-за непоследовательности центральных властей, поддержки сепаратистов из-за рубежа и даже в российских СМИ, включая телевидение. В результате с 1996 г. Чечня фактически стала независимым бандитским государством.

После кризиса 17 августа 1998 г. президент Ельцин вынужден был выдвинуть на пост премьер-министра Е.М.Примакова, за которого проголосовали и члены думской оппозиции. Новому правительству, экономический блок в котором возглавил коммунист Ю. Д. Маслюков, удалось добиться роста промышленности, спада социальной напряженности. В мае 1999 г. попытка Думы отстранить от власти Ельцина привела к отставке правительства Примакова.

Летом 1999 г. боевики из Чечни совершили нападение на Дагестан. Вновь развернулись боевые действия на Северном Кавказе. Они были успешными для российской армии, которая во многом учла опыт первой чеченской кампании. Власти пресекли попытки СМИ развернуть прочеченскую пропаганду. При участии населения Дагестана боевики были выбиты из республики. Осенью 1999 г. в России произошли чудовищные террористические акты - взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске. Их связали с действиями чеченских террористов. Началась антитеррористическая операция на территории Чечни (вторая чеченская война). К середине 2000 г. войска заняли почти всю территорию республики, разгромили основные силы сепаратистов. Ответственность за вторую чеченскую кампанию взял на себя В.В.Путин, назначенный премьер-министром 9 августа 1999 г. Успех боевых действий привел к росту популярности Путина.

В декабре 1999 г. состоялись очередные парламентские выборы. Второе место после КПРФ занял блок «Единство», созданный властями накануне выборов и заявивший о безоговорочной поддержке Путина. Вместе с другими проправительственными силами «Единство» составило большинство в Думе. 31 декабря 1999 г. Ельцин заявил о сложении с себя обязанностей президента. Исполняющим обязанности главы государства стал Путин. На президентских выборах 26 марта 2000 г. он одержал победу.

Россия в начале XXI в. В начале XXI в. реформы продолжились. Было признано, что залогом их успеха является укрепление государственной власти. Было создано семь федеральных округов во главе с полномочными представителями президента, законодательство республик, краев, областей приведено в соответствие с федеральными законами. Был установлен новый порядок формирования первой палаты Федерального собрания -- Совета Федерации. Он теперь состоит не из глав, а из представителей регионов. Принят закон о партиях, целью которого стало повышение их ответственности и роли в жизни общества. Утверждение Думой в декабре 2000 г. герба, гимна и флага России было призвано консолидировать общество, так как в них соединены символы дореволюционной, советской и современной России. На парламентских выборах 2003 г. победу одержала пропрезидентская партия «Единая Россия». Она же завоевала подавляющее большинство в Думе на выборах в декабре 2007 г. В марте 2004 г. Путин был второй раз избран Президентом Российской Федерации.

Осуществлялись налоговая, судебная, пенсионная, военная и другие реформы, был решен вопрос об обороте сельскохозяйственных и других земель. До 2008 г. продолжался рост российской экономики. Начало повышаться и благосостояние населения.

Успехи в экономике позволили В. В. Путину выступить инициатором принятия национальных проектов. Были разработаны четыре таких проекта: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса». На реализацию проектов были выделены значительные средства. Главной целью новых программ является повышение качества жизни и социальной защиты жителей России.

Большое внимание уделялось решению демографической проблемы - быстрой убыли населения России в результате повышенной смертности и малой рождаемости («русский крест»). По инициативе В.В.Путина с 2007 г. были увеличены пособия на детей до 3 лет, а за рождение второго ребенка женщинам будут начислять так называемый «материнский капитал».

Реальной угрозой для России, как и для многих других стран, остается терроризм. Эта угроза во многом связана с напряженной обстановкой в Чечне. О серьезности проблемы свидетельствуют захват в заложники зрителей спектакля «Норд-Ост» в октябре 2002 г., взрывы на рок-фестивале летом 2003 г. и в метро в 2004 и 2010 гг. в Москве, в аэропорту Домодедово в 2011 г. Взрывы происходили и в других городах. Чудовищный по своей жестокости теракт произошел в сентябре 2004 г., когда террористы захватили школу в городе Беслане в Северной Осетии. В результате этой трагедии погибли 330 человек, в большинстве дети.

Рост угрозы терроризма заставил В. В. Путина принять меры по дальнейшему усилению центральной власти. С конца 2004 г. был изменен порядок избрания глав регионов России. Теперь они избираются членами региональных законодательных органов по представлению президента. В Государственную думу стали избирать только по партийным спискам, проходной барьер увеличен до 7 %. В мае 2009 г. был принят закон о том, что часть депутатских мандатов будет передаваться «малым» партиям, набравшим менее 7 % (но не менее 5 %) голосов. Одновременно создана Общественная палата Российской Федерации. Позже был увеличен срок полномочий Думы (5 лет) и президента (6 лет).

Удалось нормализовать ситуацию в Чечне. Наряду с военными мероприятиями там предпринимались меры по налаживанию мирной жизни, созданию органов управления. Были уничтожены виднейшие деятели террористического подполья. На референдуме в 2003 г. население Чечни приняло Конституцию, устанавливавшую основы государственности республики и закреплявшую ее нахождение в составе России. В Чечне прошли выборы президента, парламента. Правда, террористические акты стали происходить в других, прежде относительно спокойных, республиках Северного Кавказа (Дагестан, Кабардино-Балкария).

На президентских выборах в марте 2008 г. поддержанный В.В.Путиным Д.А.Медведев, по данным Центризбиркома, набрал более 70% голосов избирателей. После вступления в должность нового президента премьер-министром был назначен В.В.Путин. Формулируя свою программу, Д.А.Медведев предложил в ближайшие годы сосредоточить усилия на четырех направлениях: институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях. Однако со второй половины 2008 г. Россия ощутила на себе последствия мирового экономического кризиса. В условиях резкого спада производства, роста безработицы, падения цен на нефть и газ власти принимают меры по укреплению экономики.

Россия на международной арене в конце XX - начале XXI в. После распада СССР международное положение России резко ухудшилось. Страна практически вернулась к границам XVII в., уменьшились ее население, экономический и военный потенциал. Российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным стремилось к укреплению отношений с США и другими западными странами. При этом продолжалась характерная для последних лет перестройки практика односторонних уступок со стороны России. Проводником этой политики стал министр иностранных дел А. В.Козырев. Досрочно были выведены остатки российских войск из Германии. В январе 1993 г. между Россией и США был подписан Договор по СНВ-2. По нему обе стороны обязывались сократить свой стратегический ядерный потенциал на две трети, однако фактически Россия сокращала намного больше, чем США. Со второй половины 90-х гг. Россия стала участвовать во встречах лидеров ведущих стран («Большая восьмерка»).

Тем временем США все более явно претендовали на роль мирового лидера. В 1997 г., несмотря на возражения России, было принято решение о вступлении в НАТО 10 новых членов - стран Восточной Европы. В 1999 г. страны НАТО под надуманными предлогами напали на Югославию. Одновременно многие международные организации при поддержке западных правительств пытались вмешиваться во внутренние дела России, в частности в ее отношения с Чечней, что напоминало ситуацию вокруг Косова.

Все это привело к переменам во внешней политике России. Руководство страны заявило о приверженности идее многополярного мира, где ни одна из стран не может быть абсолютным лидером. Расширялись и углублялись связи с Китаем, Индией, Ираном, странами Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Отношения же с США в 1999 г. значительно ухудшились, а отношения с НАТО были заморожены. Премьер-министр России Е.М.Примаков, летевший с визитом в США, узнав о начале бомбардировки Югославии, приказал развернуть свой самолет назад.

Совместное противостояние международному терроризму после терактов 11 сентября 2001 г. способствовало улучшению отношений России с США и НАТО. Однако Россия в начале XXI в. строит свои отношения с другими странами, исходя прежде всего из своих национальных интересов. Этому благоприятствует и решение проблемы внешнего долга России.

Политика Джорджа Буша-младшего, нацеленная на усиление гегемонии США, подрыв роли ООН и норм международного права (вторжение в Ирак без решения ООН), вызывала возражения российского руководства, настаивавшего на мирном урегулировании конфликтов.

Расширение НАТО, решение о размещении элементов американской системы противоракетной обороны в Чехии и Польше вынудили Россию к ответным шагам. В 2007 г. она объявила мораторий на исполнение Договора об ограничении вооруженных сил в Европе. Нормализация российско-американских отношений началась лишь после прихода к власти в США президента Б.Обамы.

Российская дипломатия при В.В.Путине продолжала действовать на всех направлениях. В 2001 г. был подписан российско-китайский договор о дружбе и сотрудничестве. Отношения партнерства установлены с Монголией, Вьетнамом, Индией, Ираном, многими другими странами. Возобновились отношения на высшем уровне с Кубой и КНДР. Большее влияние в мире приобрела Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном в 2001 г. Позже о своем стремлении вступить в ШОС заявили такие страны, как Индия, Пакистан, Иран и др. Во взаимоотношениях со странами СНГ России пришлось решать запутанный клубок проблем. После образования независимых государств на постсоветском пространстве между ними начались конфликты (армяно-азербайджанская война), в некоторых из них вспыхнули гражданские войны (Таджикистан, Молдавия, Грузия). В эти войны оказались зачастую втянуты российские войска, находившиеся в странах СНГ. Во многом благодаря усилиям российской дипломатии большинство конфликтов удалось пригасить и прекратить кровопролитие.

В рамках СНГ было заключено немало договоров о сотрудничестве, соглашений о взаимодействии. Однако в основном они остались нереализованными. Лишь в военной сфере сохраняется некоторое сотрудничество между некоторыми странами СНГ. В целом же все бывшие республики СССР идут собственным путем.

Со второй половины 90-х гг. между отдельными странами стали заключаться союзы. Так, в 1998 г. оформился политический союз между Грузией, Украиной, Узбекистаном, Азербайджаном, Молдавией (ГУАМ). Позже Узбекистан вышел из него. Сама аббревиатура ГУАМ свидетельствует о проамериканской позиции данной организации (остров Гуам - владение США в Тихом океане). Неким противовесом ГУАМу стал Таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Впоследствии этот союз трансформировался в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана. Новый договор между Белоруссией, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза был подписан в 2007 г. Летом 2010 г. этот таможенный союз вступил в действие. С 1997 г. идет создание союзного государства России и Белоруссии.

Серия «цветных революций» или их попыток, осуществленных спецслужбами США в ряде стран СНГ (Грузия, Украина, Узбекистан, Киргизия), заставила российское руководство искать новые подходы в решении проблем в рамках СНГ. Нападение Грузии на Южную Осетию в 2008 г. было отражено вооруженными силами России. После этого Российская Федерация признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

Культура России в конце XX -- начале XXI в. С 90-х гг. резко сократилась государственная поддержка культуры, упал культурный уровень населения. Вместе с тем появились новые возможности для творчества и самовыражения.

Для литературы начала 90-х гг. во многом характерны растерянность, ностальгия по прежней жизни, сильному государству, каким был Советский Союз. В произведениях появляются новые герои - безработные, беженцы, бомжи, «новые русские», бандиты. Постепенно серьезную литературу потеснили произведения «легкого жанра» - детективы, женские романы, фэнтези. Вместе с тем продолжали выходить книги признанных авторов: В.Г.Распутина («Россия молодая»), Л.Н.Леонова («Пирамида»), В.П.Астафьева («Прокляты и убиты») и др. Популярностью пользовались и произведения молодых писателей-постмодернистов, например В.О.Пелевина («Чапаев и Пустота», «Generation "П"» и др.).

В 90-е гг. острейший кризис, связанный с отсутствием финансирования и конкуренцией со стороны американских фильмов, переживал российский кинематограф. Лишь немногие картины, снятые в тот период, пользовались популярностью у зрителей. Среди них: «Окно в Париж» Ю.Б.Мамина, «Ширли-мырли» В.В.Меньшова, «Брат» и «Брат-2» А.О.Балабанова и др. В 1995 г. премии «Оскар» Американской киноакадемии был удостоен фильм Н.С.Михалкова «Утомленные солнцем», а в 1996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля отмечен фильм С.В.Бодрова «Кавказский пленник».

«Открытие Запада» обернулось не только знакомством с лучшими сторонами его культуры, но и с хлынувшим в страну потоком низкопробных поделок, что закономерно привело к размыванию многих черт традиционной для россиян морали.

В начале XXI в. наметилось возрождение ряда сфер культуры. Особенно наглядно это видно на примере кинематографа. Российские режиссеры, использовав новые приемы создания популярной кинопродукции, сумели вернуть зрителей в кинотеатры на отечественные фильмы. Первым российским блокбасте-ром стал «Ночной дозор» (2004 г., реж. Т.Н.Бекмамбетов), следом появился «Турецкий гамбит» (2005, реж. Д.Файзиев).

Церковь и Империя. Ситуация на рубеже XX И XXI веков


С того дня, когда религия в России была выпущена за пределы «гетто», в котором она находилась в течение всего «советского» периода нашей истории, прошло почти 15 лет. До этого момента официально разрешен­ная религия существовала под жестким контролем вла­сти, что заключалось в следующем:

Церкви были открыты, но далеко не все (в Москве в пределах МКАД из приблизительно тысячи храмов от­крытыми оставались 44, в Ленинграде - десять, в об­ластных центрах от одного до трех и т.п. Были, однако, и такие областные центры, где храма не было вообще), при этом монастыри практически не существовали - за исключением Троице-Сергиевой лавры.

О крещении каждого младенца сообщалось на место работы его родителей с тем, чтобы они были наказаны и, возможно, уволены с работы. Священники, практико­вавшие крещение по домам у верующих, наказывались, а нередко и лишались регистрации в Совете по делам религий, а следовательно, уже не могли служить на сво­ем приходе и становились безработными. Никакая про­поведь за стенами церкви, даже на частных квартирах, не дозволялась и сразу же приравнивалась к антисовет­ской деятельности. Однако и в храмах священники по большей части старались не проповедовать. Молчали все, за исключением нескольких человек, среди кото­рых выделялся отец Александр Мень.

При этом официально Церковь находилась под по­кровительством советской власти. Патриарх Пимен, ныне покойный, лечился в той же больнице, где и чле­ны Политбюро, и отдыхал в санатории ЦК КПСС, а так­же присутствовал на официальных приемах в Кремле.

Сегодня по всей России восстанавливаются тысячи старых и строятся сотни новых церквей, а епископ в каждой области не просто окружен почетом, но вос­принимается как второй после губернатора человек. Высшие должностные лица государства участвуют в бо­гослужениях и т.д. Везде продаются иконы, крестики и т.д., а также книги - молитвенники и жизнеописания святых. Эти книги имеются повсюду в огромных коли­чествах. Библия и даже просто Новый Завет есть далеко не везде, хотя Российское Библейское общество рас­пространяет ее по всей стране. Остро ощущается не­хватка книг для изучения и углубленного или духовного чтения Библии.

Однако за этой идиллической оболочкой скрывается достаточно сложное содержание. Богослужение повсю­ду совершается на средневековом славянском языке, ко­торый почти непонятен подавляющему большинству прихожан. Прекрасный сам по себе, славянский язык - этот аналог католической латыни - сегодня, по сути дела, является препятствием на пути религиозных иска­ний современного человека. Он делает и без того дол­гие службы византийского чина недоступными для боль­шинства людей, что оказываются не в состоянии понять их содержание и разобраться в том, что именно читает­ся и поется во время богослужения, - выражаясь фигу­рально, подключиться к той духовной волне, на которой ведется богослужение.

По этой причине подавляющее большинство прихо­жан в церкви привлекает не содержание службы, а какие- то отдельные и чисто ритуальные моменты. Они прихо­дят сюда, чтобы взять домой святой воды, облобызать почитаемую икону или взять освященного перед ней масла, облобызать мощи святого, причаститься, но не более. Люди чувствуют (именно чувствуют) присутствие какой-то высшей силы в церкви, но при этом смысл евангельского призыва Иисуса вытесняется из их созна­ния (иногда полностью) приверженностью к обрядовой стороне православия. Последнее приводит к тому, что огромным числом людей вера в Бога начинает воспри­ниматься как магия.

В такой религиозности играют основную роль не лич­ные отношения верующего с Богом, но тот материаль­ный объект, своего рода фетиш, без которого религия для этих людей теряет смысл. С таким религиозным «ма­териализмом» связана и позиция священника, который начинает видеть в себе не пастыря, задача которого со­стоит в том, чтобы помогать людям на дороге к Богу, a sui generis хранителя святыни, стража, чья функция заключа­ется в том, чтобы не подпустить к святыне «непосвящен­ного», то есть неготового или так или иначе не очищен­ного от греха. Если Иисус призывает к Себе всех словами «приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные», то такой священник рассуждает по принципу profani, procul ite- «идите прочь, непосвященные».

Нередко он обращается с прихожанами крайне резко и грубо, может не допустить до причастия, так как счи­тает, что человек недостаточно хорошо подготовился. Может и заявить, что пришедший к нему на исповедь так виноват, что ему нельзя даже исповедаться, а может и начать задавать вопросы, относящиеся к интимной сфере и т.п. Таким образом, евангельское учение пре­вращается в систему запретов и запугивания прихожан. Так, например, считается большим грехом, если женщи­на или девушка придет в церковь в брюках или не наде­нет на голову платка. О злоупотреблениях в духовниче- ской практике, негативно сказывающихся на состоянии церковной жизни, говорилось 28 декабря 1998 г. на за­седании Священного Синода.

Необходимо понимать, что одной из основных черт церковного сообщества сегодня является преобладание в нем неофитов - людей, ставших верующими в течение последнего десятилетия и до начала перестройки не имевших к православию и церковной жизни никакого отношения. У наблюдателя может создаться впечатле­ние, что пожилые женщины 60-75 лет, составляющие, как правило, большинство постоянных прихожан каж­дого, особенно не городского, а сельского прихода, всегда были верующими. Однако всего лишь 15 лет на­зад, когда старшим из них было не более 60-ти, они во­обще ничего не знали о вере и пришли к ней в тот мо­мент, когда начала изменяться государственная полити­ка в отношении религии.

При этом образцом для поведения они естественно избрали имитацию того стиля, который был присущ по­колению их матерей и бабушек, то есть тем людям, что сохранили православие как исповедание и образ жизни в эпоху советской власти. Имитация - не только в пове­дении простых верующих, но и в целом - становится одной из ведущих черт религиозного сознания сегодня, при этом за образец берется Россия второй половины XIX века и охранительные тенденции (в широком смыс­ле этого слова, то есть от поздних славянофилов и К. Леонтьева до К.П. Победоносцева и «Черной сот­ни»), присущие в ту эпоху церковному сознанию. Именно идеализация прошлого (не эпохи апостолов и проповеди Евангелия или времени великих святых типа Сергия Радонежского, но XIX и начала XX века!) привела к тому, что вопрос о канонизации Николая II и членов его семьи, убитых в 1918 году, стал в середине 90-х годов главным для значительной части верующих и тех, кто отождествил с православием свои политиче­ские взгляды и мировоззрение в целом.

Статьи по теме: